Что означает слово хитра в сказке царевна лягушка
В сем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.
Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес — мудрости, Макоша — материнства, Леля — юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы — есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие — на папу, одни — девочки, другие — мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди — такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина — больше энергий Лады, а в мужчинах — Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.
Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух — частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.
«Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.
«Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну.
«Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.
Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!».
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».
Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!
Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь — есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе — это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.
Вопросы жизни, смерти и бессмертия, а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.
Сказочных вам открытий!
Центр славянской ведической культуры «ЖИВой РОДник»
Какие странности и культурные коды сказки «Царевна-лягушка» расшифровываются древними обычаями славян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кроме того, выстрел, произведенный с соблюдением всех обрядовых моментов, освященный волей самого отца семейства, конечно, отдавал важный выбор на волю высших сил, и дальнейший ход событий в сказке это подтверждает: невесты находятся именно такие, какие братьям и нужны. Этот факт, кстати, всегда подчеркивали кинематографисты и мультипликаторы, создающие свои версии старинной сказки – невесты старших братьев, хоть могут быть и неказисты, но всегда «под стать» своим женихам.
Интересно, что в двадцатые годы XX века археолог А. Н. Лявданский обнаружил на Смоленщине целый ряд городищ, расположенных в болотистой местности. Все они представляли собой круглые площадки. Так как следов постоянной жизни и укреплений вокруг у построек не было, ученые пришли к выводу, что имеют дело с древними храмами. По распространенным представлениям, религиозные сооружения древние славяне создавали на возвышенностях, однако, судя по этим находкам, болота также были объектами поклонения:
«Видна несомненная связь с культом воды и подводно-подземным «нижним миром», лучше всего выраженным самим болотом с его неизведанными и недоступными глубинами, болотными огнями, коварством болотной зелени и трясин, зловредностью болотных лихорадок. (. ) Возникает предположение, что болотные городища могли быть посвящены хозяину этого нижнего мира, в роли которого часто выступает ящер.» (Б. А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси»)
Интересно, что не так давно и Царевна-лягушка обрела в нашей стране конкретную «прописку». Все больше сказочных персонажей вслед за Дедом-Морозом получают официальные «резиденции». Местом рождения Квакушки решили объявить город Шадринск Курганской области, ведь именно там местный краевед и просветитель Александр Никифорович Зырянов записал эту сказку и предоставил ее затем для публикации собирателю русского фольклора А. Н. Афанасьеву. Сборник «Народные русские сказки», вышедший под его редакцией в 1855—1863 годах, был в свое время самым известным и полным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие устаревшие слова есть в сказке «Царевна лягушка»?
Найдите старинные, устаревшие слова в сказке Царевна лягушка.
Список устаревших слов в сказке Царевна лягушка.
В русской народной сказке «Царевна Лягушка» встречается целый ряд устаревших слов. Вот некоторые из них (выписываю прям по тексту): батюшка (отец), терем, тужить (грустить), почивать (отдыхать), звери рыскучие, выткать, кликать (звать), красные (в значении красивые) девушки, воротился (вернулся), буйна голова, горница, разубранные (напряжённые, причесанные, при параде), вымолвить (сказать), мо’лодец, верста.
Вроде все слова. Хотя могла и что-то упустить.
Сказка «Царевна Лягушка» одна из самых известных русских народных сказок, сюжет которой знают практически все взрослые и дети. Иван Царевич пустил стрелу в болото, которое упало к лягушке и ему пришлось на ней жениться. Но лягушка оказалась красивой Василисой Премудрой, которая справилась со всеми заданиями царя. Не стерпев, Иван царевич сжег лягушачью кожу и Василиса улетела. Иван следует за ней, он получает волшебный клубок, который ведет его к бабе Яге. По пути он спасает разных зверей, а баба Яга указывает ему путь к Кощеевой смерти. С помощью зверей Иван убивает Кощея и находит Василису Премудрую.
Список историзмов в сказке «Царевна Лягушка» и их значение:
Список арахаизмов в сказке «Царевна Лягушка» и их значение:
Правильным ответом будет ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Именно так звали царевну, которая скидывая лягушачью кожу, принимала свой настоящий вид. И творила различные чудеса: то каравай испечёт лучше всех, то рубаху сошьёт только для царя, а то явится на пир в своей карете и всех удивит. Остальные героини тоже встречаются в русских народных сказках. Но они как говорится «из других опер». Ответ: ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
«В юности я не поладила со своим отцом, великим волшебником. Рассердился он на меня за то, что я хитрей и мудреней его уродилась, превратил меня за то в лягушку на три года и послал жить на болота. Уж недолго оставалось мне томиться, как вдруг однажды стрела упала подле меня. А следом за ней явился добрый молодец, Иван-царевич. Я сразу поняла, что это судьба моя, и что быть мне его женой. Конечно, не хотел он поначалу брать меня, думая, что я простая квакушка. Но я его убедила. Взял он меня и женился на мне, хоть люди и смеялись. А братья его женились на боярской да на купеческой дочерях.
Затем отец его решил испытать своих невесток. Велел нам за ночь рубашки сшить ему. Ночью вышла я на крыльцо, кликнула мамок да нянек, велела сшить рубашку, как у моего батюшки. Унес ее муж мой отцу, тот доволен остался.
На другую ночь велел царь нам испечь хлебы. На сей раз подослали боярышня да купчиха ко мне служанок, хотели узнать, что я делаю. Да я хитра: бросила квашню прямо в печь. Они потом также сделали, вот хлеб и не вышел.
А я снова кликнула своим чародейством мамок да нянек,велела хлеб испечь. Вышел хлеб на загляденье.
В третий вечер позвал нас царь в гости. Муж мой совестился с лягушкой ехать. Но я велела ему ехать одному. А позже приняла свой настоящий облик, приехала на пир и свое чародейное искусство тоже показала.
Тут влюбился в меня муж мой,Иван царевич. На беду, решил он снять заклятье сам. Сжег мою лягушечью кожу! А ведь если бы еще три дня подождал, была бы я его навеки.
Увы! Обернулась я кукушкой и полетела в мрачное царство Кощеево, ибо таково было заклятье, наложенное на меня.
Долго пришлось ждать мне избавления.
Отправился муж мой в далекий и опасный путь, много невзгод перенес. Но все хорошо кончилось. Он Кощея одолел, меня выручил. Поцеловались мы и домой поехали».
Непонимание значения слов затрудняет или искажает понимание текста, поэтому надо эти значения знать.
________________ _________________ _____
Василиса-прекрасная. Она кощею отказала, вот он ее в лягушку-царевну и превратил.
Сказка царевна лягушка о что не все является на самом деле таким каким видится на певрый взгляд, также о человеческой глупости и доброте.
Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая-она же лягушка.
Царевна-лягушка. Смысл сказки
Иван-царевич – это персонифицированное Сознание, а Царевна-лягушка – персонифицированная Материя. Это дед и баба из сказки-троицы («Колобок», «Репка» и «Курочка Ряба»).
Царевна-лягушка по заданию царя печёт каравай (Землю): «рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…» и ткёт ковёр (судьбу) иглой (мыслью, словом, действием или бездействием, результатом которого является определённое следствие): «где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт третий — птицы летят…»
Придя на пир, Царевна-лягушка вино превращает в воду – озёра (отсылка к христианству, где всё делается наоборот – вода превращается в вино), а кости – в лебедей (Материя творит живое из мёртвого, как Матерь дарует жизнь).
Сознанию так понравилась Материя, что он сжёг её лягушачье одеяние. А этого делать было нельзя: «Не ты её надел, не тебе её и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на неё и приказал ей три года квакушею быть». То есть Материя мудрей Кощея – бога авраамических религий – так как понимает законы Вселенной и не пытается их обойти, за что и была превращена им в греховную и грязную (отношение авраамических религий к материи, телу, женщине).
За преждевременное раскрытие истинного обличия Материи Сознанию предстоит долго и упорно искать её прекрасную суть (Василису Прекрасную). В этом ему поможет старец (персонификация более зрелого Сознания) и баба Яга (персонификация более зрелой – то есть старой – Материи). Старец показывает путь: даёт клубочек, нить которого является нашей субъективной линией жизни всех воплощений нашей души. Нашей душе (сознанию) надо пройти весь свой долгий путь, получив опыт и до конца убедившись в прекрасной природе бытия, задуманной Творцом.
Далее Иван-царевич встречает Бабу Ягу (уменьшительно-ласкательно звучит как бабушка Ягушка, созвучно лЯгушка, что ещё раз подтверждает нам, что это та же Материя, только зрелая). Баба Яга всегда поначалу кажется плохой, а в итоге оказывается хорошей. Царевна-лягушка тоже поначалу является нам в лягушачьем образе, который потом она меняет на человеческий и прекрасный.
Медведь (старость) завалил дуб: мудрость познаётся опытом, с течением времени, старостью. Выскочившего из ларца зайца разорвал другой заяц, вылетевшую из него утку заклевал селезень: все понятия об этой жизни нам закладываются с детства; если понятия ложные, то и вся наша последующая жизнь приведёт нас к проблемам и страданиям; искоренять власть Кащея надо правильными установками, начиная с самого детства. (Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок). Неправильные установки приводят нас к неправильным поступкам, которыми мы, как иголочкой, вышиваем картину своей жизни.
Упавшее в океан яйцо принесла Ивану-царевичу щука. Та самая, которая исполняла желания Емели: «По щучьему веленью, по моему хотенью». То есть щука, как золотая рыбка, исполняет наши желания, стоит нам лишь захотеть. Всё зависит от нашего желания: хотим – значит будет. Будет нам новое мироустройство – яйцо, курочкой Рябой обещанное. А это, золотое и ненатуральное, опять же при нашем желании, мы можем разбить и победить Кащея, потому что он существует, только пока существует это неправильное мировоззрение, приводящее нас за услужливость в рай, за неугодничество – в ад, ну, и так далее по списку.
Давайте ткать только прекрасные ковры, друзья!
Всем добра, то есть понимания причинно-следственных связей в своей жизни.
Что означает слово хитра в сказке царевна лягушка
Жили-были на Свете Белом Царь, что у каждого в Голове как Ум обитает и без которого в голове совсем плохо, ибо тогда там глупость пребывает. Да жила с ним и Царица, что зовется Мудрой Софией и в Золотом царстве сознания обитает, где собственно голова и находится.
И было у них три сына — мысли о том, как дальше жить, жизнь творить. А еще три сына — три состава человеческого сознания, а значит и семьи в целом, коя суть один большой организм:
И надумали царь с царицей женить сыновей — чтоб каждый из них в своем царстве правил, целостность для себя и семьи общей обрел. Жену найти — жизнь самости начинать, обрести свою половинку — целостность обрести.
Дали им в руки по луку — намерению, да по каленой стрелочке — желанию-хотению и отправили в чисто поле — поле чистого сознания. Повернулись братья в разные стороны, да пустили стрелочки — свою судьбу пытать, счастья искать.
А попала-ка стрела старшего сына — мысли первой — в терем боярский (бо-яр — место, где ярь обитает) — чтобы мудрость не спала ей ярная сила, движение надобно.
Стрела среднего сына попала на купеческий двор (Купь — купа — купель — там вода, что чувства несет с солнцем Купалой венчается-еденится), чтобы чувства угомонить-управить, обиду усмирить надо солнце правды зажечь.
А стрела младшего далече улетела, с глаз скрылась, в дремучем лесе очутилась. И пошел Иван-дурак искать свою стрелу, свою судьбу заветную.
Долго ли коротко он шел, да на болото стоячее набрел, где мысли не текут и не плывут, а стоят, дремлют, от бездействия гниют-воняют, спящих в жизни поджидают, чтобы своим примером показать, как можно жизнь проспать, да без движения загнить-завонять, еще при жизни трупом стать.
Вдруг видит посереди болота сидит лягушка-квакушка, да его стрелу во рту держит. Кожа ее зеленая, сморщенная — красоты-то никакой и в помине нет. Хотел Иван назад без оглядки бежать, да вдруг говорит лягушка человеческим голосом:
— Постой Иван, не убегай, а возьми-ка ты меня себе в жены.
Делать нечего, так как что хотел — то нашел, коль не то помыслил, то не то и получил. Когда тобой боль правит, то мир тебя твоей же болью и ладит. Вот с болью Иван пошел — боль и нашел. Взял Иван лягушку, завернул в платочек, да понес домой.
А лягушка та не простая была, а Василиса Прекрасная Кощеем заколдованная — попала она к нему от мамки-няньки Бабы Яги Костяной Ноги, да не случайно, а в услужение, ума разума разумения.
Предложил ей Кощей женою стать — отказалась Василиса — не увидела, что Кощей не себя предлагает, а познать свою костность предлагает.
Кость — кощ — кощна — казна — богатство без развития.
Не увидела этого Василиса за своей красотой — вот и обратил ее Кощей в лягушку на тридцать три года — в лягушке красы нет — да отправил на болото, где силы прошлого стоят, мудрание творят — поразмыслить да мудрости набраться.
А личину другую дал, чтоб не о красоте Василиса думала, а в воды прошлого смотрела, двигаться вперед училась, дары Богов в богатство, а не казну превращать.
Приходит Иван домой, а там уж братья со своими женами пред батюшкой да матушкой стоят, свою охоту кажут, благословения просят. Стоит Иван стесняется, боль свою прячет.
Тут его черед дошел жену будущею казать, свою охоту рассказать. Иван смущается, платочек пред всеми развязывает, лягушку показывает. Люд удивляется, только царица с царем не смущаются.
Но на то и царь с царицей, чтоб мудрыми быть — вот и проверяют они по обычаю, кои предками еще заведен, охоту молодых — насколько готовы они семьи создать, ладом жить, да мир свой творить, друг друга целить.
Вот и говорит царь:
— А ну-ка милые сношеньки мои, коя из вас сноровистей будет, да к утру мне ковер соткет. Ступайте, да за дело принимайтесь.
Непростое дело царь задал — хитрое, то не просто ковер соткать в одну ночь нужно, а жизнь-судьбу показать, как ее строить да ладить молодые будут. Ведь ковер — дело мудрое — то ков-ание м-ир-а великое.
Пришел Иван домой, сел, голову повесил. Сидит мрачнее тучи, на себя и мир обиженный. Говорит ему лягушка:
— Не кручинься, Иванушка, утро вечера мудренее, ложись-ка спать, утром видно будет.
Солнце скрылось, Луна взошла, ударилась лягушка об пол, скинула кожу и предстала перед звездными очами Василиса Прекрасная.
Села она перед окном, взяла из тумана стан сотворила, нити лунные да звездные протянула, да ковер ткать принялась, звезды частые в него вплетать — устремление к небесам да звездной божественной мудрости казать.
А как Солнце всходить стало — работу закончила, лягушачью кожу натянула, да оземь ударилась — вновь в лягушку оборотилась. Проснулся Иван, взял ковер, да к батюшке пошел. А там уж братья старшие стоят, а царь-батюшка на троне сидит.
— Ну что ж, сыны милые, показывайте, что невестки сотворили, — молвил царь.
Развернул ковер старший сын:
— Ну что ж, этот ковер в сенях постелить, ноги вытирать будем.
То не оскорбление было, а честь не малая, ведь сени — место перед горницей, вход в нее, вход в мир своих хранящее, через сени в мир семьи зло проникнуть может — тут ков-ер оберегающий нужен, зло не пускающий.
Такое обережье уменье надо сотворить. Жена, что обережье творит, достойна мудрость семьи охранять.
Показал ковер средний сын:
— Ну а этот — на конюшню — лошадей покрывать да вытирать будем.
Чтобы чувства живы были, им резвость нужна, чтоб обида не возникала, да домом не правила ее на пользу направить можно — резвость действий творений подгонять.
Развернул ковер младший сын, а там часты звезды хоровод водят, Месяц средь небес бежит, Солнышко светит.
— Ну и ковер — всем коврам ковер! В горнице по праздникам такой вешать!
Мирозданье сей ковер изображал — путь души светлой к небесам напоминал. Вот и будет он гостям в празднике путь Богов в Ирий напоминать, пойти по сему пути душою призывать. А что еще нужно, чтобы боль избыть — о великом предназначении души напомнить.
— А теперь пускай-ка невестушки по рубашке мне к утру сотворят, посмотрим, как в этот раз справятся.
Рубашка дело особенное — мужу ее сотворить — себя показать, свое желание на развитие семьи указать. Свекру рубаху сотворить — знание о роде показать, как успела его узнать, корни понять, развитие рода как продолжить собралась.
Пришел домой Иван, опять голову повесил, а лягушка опять свое:
— Ложись Иван почивать, утро вечера мудренее.
Солнце скрылось, Луна взошла, ударилась лягушка об пол, скинула кожу и предстала перед звездными очами Василиса Прекрасная.
Взяла туман — полотно раскроила, холодную росу собрала — полотно отбелила, паутину скатала — нити спряла, краски с цветов ночных собрала. А как солнышко всходить стало — рубашка уж готова была, а Василиса опять лягушкой обернулась.
Проснулся Иван, взял сверток с рубашкой, да к батюшке пошел. А там уж братья старшие стоят, а царь-батюшка на троне сидит.
Развернул царь рубашку старшего сына:
— Ну что ж, хороша — на охоту одевать буду.
Охота — для резвости ума и души раздолье. Для мудрости достойное оживление.
Развернул царь рубашку невестой среднего сына сделанную:
— А эту после бани надевать буду.
Для того, чтоб обиду избыть лучше всего в баню сходить. Не только человек в бане очищается — грязь со всего рода там смывается.
Развернул царь рубашку младшего сына невестой вышитую, а там дерева по подолу колышутся, кони резвые по рукавам пляшут, часты звезды по вороту рассыпаются:
— Ну а эту только по праздникам надевать, народ удивлять!
Узор рубашки сей не просто родовое древо отражает, да семью царя, его сыновей изображает, а пожелание содержит — не просто царем на земле стать, а до Богов в небесах, к звездам подняться.
— Ну а теперь пусть испекут каравай к утру.
Каравай — пища не простая, а обрядовая, это пища богов, как ее невесты испекут, такие Боги и будут сию пищу вкушать.
Пришел Иван домой — пуще прежнего голову повесил. А лягушка и спрашивает:
— Что, Иван не весел, голову повесил? Что царь-батюшка уразумел-загадал?
Рассказал ей Иван о поручении царя-батюшки, а лягушка и говорит:
— Ложись Иван почивать, утро вечера мудренее.
Солнце скрылось, Луна взошла, ударилась лягушка об пол, скинула кожу и предстала перед звездными очами Василиса Прекрасная.
Взяла она пыльцу цветочную, молоко Млечного Пути, свет звезд ясных — в кадке все замесила, каравай сотворила. Солнышко взошло — Василиса опять в лягушку превратилась. Проснулся Иван — взял сверток с караваем, да к отцу пошел.
Развернул царь каравай невесты старшего сына:
— Этот каравай в голодный год есть.
А чтоб разум чист был, живот иногда в голоде держать надо. Недаром говорят: «К сытому брюху — учение глухо».
Развернул царь каравай невесты среднего сына:
— Этим гостей непрошенных угощать.
Непрошенный гость горечь вкушая — обидеться, попытается и в тебе обиду вызвать, чтобы одному душой не гореть.
Коли вылечиться от обиды хочешь — пилюлю не проглотишь, в себе будешь боль искать — душу себе и другому целить. Обиду с кем вкушаешь — с тем и вылечиться можешь.
Развернул царь каравай младшего сына, а там храмы макоглавые вверх стремятся, терема да сады высятся:
— Ну, этот только по праздникам кушать!
Боль правит в нашем мире, и в любом доме и, если уметь распознавать ее да вовремя узнавать, да тело от нее очищать, то любой дом дворцом покажется.
— Что ж, дорогие сыны, вы себя показали, судьбу по нраву себе нашли, завтра пир и разом все три свадьбы сыграем.
Пришел Иван домой — голову повесил, думает, как на пир с лягушкой идти, как с ней венчаться. Боль в душе его горела — не увидел он за работами невесты своей красоту души ее — печалился. А лягушка и говорит:
— Ступай-ка Иван завтра на пир один, а как услышишь стук да гром — не пугайся и гостям скажи — то моя лягушонка в коробчонке едет.
Наступил день, съехались гости, столы накрыли, вот и царевичи пожаловали со своими невестами, лишь Иван один пришел, не весел. Вдруг как услышали все стук да гром — гости напугались, под лавки да столы попрятались. А Иван и говорит:
— Не пугайтесь, люди добрые, то моя лягушонка в коробчонке едет.
Подъезжает к палатам царским золотой возок, запряженный конями белыми, золотыми попонами укрытая. И выходит из нее краса — не пером описать, не в сказке сказать и подходит к Ивану, низко кланяется, да руку подает.
— Что ж ты Иван, бери свою невесту под руку, веди к родителям своим, проси благословения да женою нарекай, али не помнишь, что обещание дал, когда на болоте меня и свою стрелу нашел.
Обрадовался Иван, что суженая красавицей оказалась, взял ее за руку, к родителям повел, за стол рядом усадил. Пир веселый идет, народ гудет — праздник идет: молодых славят-величают, на жизнь наставляют.
А Иван сидит думу думает — боль в нем старая свербит, охоту вызывает — хочется Ивану иметь красивую жену, а не лягушку. А в это время танок царь объявляет — молодиц танцевать вызывает. Вышли царевичей жены молодые — красоту казать, охоту в царевичах-мужьях пробуждать.
Вышла Василиса Прекрасная, стала танок вести, левым рукавом махнула — озеро посередь залы образовалось, правым рукавом махнула — лебеди белые по озеру поплыли. Красуется Василиса, забыв, что не красотой надо лад создавать, а мудростью.
А Иван тем временем домой побежал, кожу лягушачью схватил, да в печь кинул — кожа то и сгорела. Прибежала Василиса домой, кинулась под лавку, где кожу лягушачью оставила — а кожи нет, смотрит, а она в печи догорает.
— Что же ты Иван наделал, всего три денечка до конца моего срока осталось, и была бы я твоею, а теперь ищи меня в царстве Кощея Бессмертного.
Налетел вихрь, закружил Василису, обернулась она кукушкою серой, и унес ее вихрь. Остался Иван один одинешенек. Потужил он, отцу с матерью повинился, да отправился Василису искать, из неволи ее добывать.
Долго ли коротко его путь шел — до границы царств дошел. Смотрит — стоит избушка на курьих ножках, сзади лес темнеет, в избе огонь горит.
— Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом, — говорит Иван.
Повернулась избушка, а оттуда голос:
— Это кто избушку повернул, меня разбудил. Чу, русским духом пахнет! Гой ли ты, добрый молодец?
— Накорми, напои, в баньке попарь, а потом молодца, старая, спрашивай, — отвечает Яге Иван.
А жила в той избушке на границе миров Баба Яга — жрица мудрая, баба вещая, коя для того жила, чтобы молодцев неразумных за мудростью посылать, судьбу свою искать, путь им подсказать. Поэтому и старой она величалась — мудрой значит называлась.
Накормила его волхвиня пищей не с этого мира, чтоб легче было пересечь было Ивану границу миров, напоила водою не живою ни мертвой, в баньке попарила, душу раненую от боли излечила, дух прочь изгнала, да обратно потом возвернула.
А после обо всем расспросила — куда идет, чего ищет, зачем путь держит. Поведал ей Иван, что натворил, что идет невесту свою искать — добывать, из неволи вызволять. Открыла ведунья, что трудная дорога ему предстоит в царство Кощея Бессмертного, что злато хранит — стережет, богам благодать никак не отдает.
Встал Иван по утру, стал в дорогу собираться, а Баба Яга ему в дорогу клубочек дала. Клубочек не простой — волшебный, путеводный. Поблагодарил ягиню Иван, в путь отправился.
Долго ли коротко он шел, трое сапог износил, три платья изорвал, глубоко в миры нави зашел. Только присел отдохнуть — глядь — медведь стоит, врата прикрывает. Натянул Иван тетиву, да говорит медведь человеческим голосом:
— Не губи меня, Иван, я тебе пригожусь.
Дальше Иван пошел. Устал, притомился, проголодался — видит — заяц сидит. Натянул лук, хотел тетиву спустить, да взмолился заяц человеческим голосом:
— Не губи меня, Иван, я тебе пригожусь.
Отпустил Иван зайца. Догадался, что не просто заяц это был, а Страж Лунный, хранитель солнца Нави, который чувство-ведание помогает раскрывать, интуицию человеку возвращать.
Долго шел Иван, еще три царства прошел, трое сапог стер, три платья износил, три мира яви одолел. Видит — селезень плавает, хотел тетиву натянуть, да заговорил селезень человеческим голосим:
— Не губи меня, Иван, я тебе пригожусь.
Отпустил Иван селезня. Догадался, поумнел в дороге, что не простой селезень это был — а сам Род-хранитель, мира яви творитель. Это тот селезень, что в начале мира в море нырял, землю как остров Буян со дна доставал. Он помогает в себе зерно мечты доставать, родовую память в себе пробуждать.
Шел-шел Иван, в царство Прави зашел. Видит на берегу щука бьется. Взмолилась щука человеческим голосом:
— Отпусти меня, Иван, в воду, я тебе пригожусь.
Отпустил Иван щуку в воду. Понял — не простая то щука — Род то непроявленный, что весь мир на себе держит, весь мир родит. Помогает он в себе все познать, от личин в себе не бежать, к самому началу себя прийти.
Катился клубочек катился, да к терему кощея прикатился. Солнце высоко стоит — Кощей на злате спит. Видит Иван — у окошка Василиса сидит, думу думает. Окликнул ее Иван и спрашивает:
— Невестушка моя милая, что сидишь печалишься, али с белым светом прощаешься? Не кручинься — вот он я, жених твой, Иван-царевич.
— Здрав будь, добрый молодец, сердечный друг Иванушка! Как ты сюда попал?
— Прошел я три царства навных, три царства явных, забрался на поднебесную, семь пар сапог износил, семь одеж изорвал, так к тебе стремился, так хотел тебя найти, из неволи вызволить.
— Как же мы убежим отсюда, Иванушка?
Тут раздался стук да гром, полыхнуло на небе, и приземлился на двор Змей о трех головах. Только и успел Иван в лопухи нырнуть. Ударился змей оземь и обратился в Кощея Бессмертного.
Кощей костями гремит, врата нави хранит, миром мертвого правит, злато ведает, что богатством не стало, а в кощну превратилось.
Учит он своим примером, как трупом при жизни не стать, в движении не остановиться, богатство богами данное не зарывать, а в дело пускать — не тот богат у кого казны палат, а тот богат, кто богатство в дело пускает, себя развивает.
— Чу, чую русским духом здесь пахнет!
— Почудилось тебе, Кощеюшка, сам над Русью налетался, духу того набрался, вот и чуется тебе — отвечает ему Василиса Премудрая.
Вдруг откуда не возьмись Велес-медведь. Дуб лапами обнял, раскачал, да вырвал его с корнями, вниз макушкой опустил, корнями вверх задрал. Повалился сундук — раскололся, выбежал оттуда заяц, да как припустит.
Оглянуться Иван не успел, как заяц лунный зайца настиг, лапкой стукнул, да из него утка выпорхнула. Летит утка, выше поднебесной поднимается. Глядь, селезень ввысь взмывает, утку ту нагоняет, клювом ее разбивает, а оттуда яйцо падает, да в самое Окиан-море!
Закручинился Иван — как яйцо со дна достать. Глядь, а в море щука плещется. Щука в море ныряла, яйцо доставала, Ивану возвращала.
Иван не просто яйцо разбивал, иглу доставал — мир заново создавал: мировой столб-дуб медведь Велес повернул — время заново начал, зайца заяц разбил — Солнце да Луну заново родил, утку селезень поймал — мир заново зачинал, щука-Род яйцо достала — вселенную заново зачинала.
Иван смог боль да страх в дороге избыть, себя старого перекроить, Василиса у Кощея в ученицах была, в болоте сидела — из прошлого опыт извлекать неумела.
А там дорога не дальняя — близкая к родителям в дом, царю с царицей поклон. В трудах да старанье Иван и Василиса себя обрели, целым стали, семьей называться стали, чего и вам пожелали.
Был и я на их пиру — поучился разуму да уму, как боль и гордыню избыть, себя не забыть, к себе идти, мир творить, семью ладить.
Расшифровка сказки царевна-лягушка. Арина Никитина
П.С. Познать мудрость, заложенную в русских сказках, и объяснить детям простые вещи об отношениях и мироустройстве, поможет семинар «Тайный шифр русских сказок».