Что означает слово харалужные
харалужный
Смотреть что такое «харалужный» в других словарях:
харалужный — харалужний (харалужный) булатний, стальний, сталевий … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
харалужныи — Харалужный, ая, ое прилаг. к «харалуг» булатный, стальной (?) (5): Яръ Туре Всеволодѣ! стоиши на борони, прыщеши на вои стрѣлами, гремлеши о шеломы мечи харалужными. 13. Гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя въ полѣ незнаемѣ среди… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Харалуг — персид. каралук; (стар.) булат, сталь; отсюда харалужный булатный, стальной. В Слове о Полку Игореве копья, мечи и чепи (цепы, которыми молотят) называются харалужными … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ХАРАЛУГ — муж., ·стар. цветистая сталь, булат (татар. кара лык). Харалужный, стальной. Половци главы своя поклониша под мечи харалужнии, Слово о полку Игореве Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Велесова книга — … Википедия
Гапакс — В Викисловаре есть статья «гапакс» Гапакс (греч … Википедия
Список знаменитых и легендарных мечей — Щербец (коронационный меч польских королей) В список включены знаменитые исторические, легендарные или же вымышленные мечи, которые имеют имя собственное или получили прозвище благодаря своим уникальным характеристикам (как, например, «Меч в… … Википедия
булатный — бязевый, дамасский, вощаной Словарь русских синонимов. булатный прил., кол во синонимов: 4 • бязевый (3) • в … Словарь синонимов
харалужныи
Яръ Туре Всеволодѣ! стоиши на борони, прыщеши на вои стрѣлами, гремлеши о шеломы мечи харалужными. 13. Гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя въ полѣ незнаемѣ среди земли Половецкыи. 17. Тіи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ, уже лжу убудиста, которую то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь грозныи великыи Кіевскыи грозою. Бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы и харалужными мечи. 21. Тѣми тресну земля, и многи страны — Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи. 32. На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. 36.
Грянуша копия харалужныя, мечи булатныя, топори легкие, щиты московьскыя, шеломы нѣмецкие, боданы бесерменьскыя. Задон. К-Б, 549 (XV в. ← XIV в.).
Восплачется жена Микулина Мария, а ркучи таково слово: Доне, Доне, быстрыи Доне, прошелъ еси землю Половецкую, пробилъ еси берези харалужныя. Задон. К-Б, 550 (XV в. ← XIV в.).
И наѣхали рустии сынове на сильную рать татарьскую, ударишася копии харалужничьными о доспехы татарскыа. Задон. Ист.-1, 543 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). То ти наехали руские князи на силу татарскую и удариша копье фараужными о доспѣхи татарские. Задон. Унд., 538 (сер. XVII в. ← XIV в.).
Полезное
Смотреть что такое «харалужныи» в других словарях:
нъ — Но нъ (8) 1. Противительный союз а, однако: Присоединяет что л. противоречащее или ограничивающее: Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣи пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше. 4. О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
а — (56). 1. Объединительный союз. а) Соединяет однородные члены предложения и однородные предложения как смысловое целое: Княземъ слава а дружинѣ! Аминь. 45.(Так читают: Дубенский, Барсов, Перетц, Орлов, Гудзий, Лихачев. Первые издатели, Тихонравов … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
глава — (2). ● Главу приложити лишиться жизни, умереть: „Хощу бо, рече, копіе приломити конець поля Половецкаго, съ вами, Русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону“. 6. Но буди правдив тако, яко не каися правды дѣла и закона божия и… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Деремела — название народности, племени (1): Тѣми тресну земля, и многи страны Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи. 32. Ср. Г. Ильинский (Несколько конъектур к „Сл. о п. Иг.“.… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Литва — (1) 1. Собир. Народ, составляющий население Литвы; литовцы: Тѣми тресну земля, и многи страны Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи. 32. В Афетовѣ же части сѣдять русь,… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
многъ — Многий многъ, а, о (1) 1. Многочисленный: Тѣми тресну земля, и многи страны Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи. 32. Отъ въстока дьньница възидеть събирающи окрьстъ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
поврѣщи — (1) 1. Оставить, бросить: Тѣми тресну земля, и многи страны Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи. 32. Убиену же Глѣбови и повържену на пустѣ мѣстѣ межю дъвѣма колодама.… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
подъ — Под подъ (14) А. Предлог с вин. пад. 1. Для обозначения предмета, ниже которого направлено действие: Тѣми тресну земля, и многи страны Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
О мечах харалужных
177 сообщений в этой теме
Создайте аккаунт или войдите для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Похожие публикации
Этнос это такая самовоспроизводящаяся система открытого типа.
Помимо биологического воспроизводства членов этноса, происходит передача по наследству материальной и духовной культуры, а так же социальных структур.
Гаплогруппы передаются по наследству от отца к сыну в виде мутаций в Y хромосоме. При этом в Y хромосоме присутствует минимальное количество генетического материала и очень много пустого места, мутации на котором никак на человеке не сказываются.
Процессы этногенеза и гаплогруппы.
Изучение генеалогических деревьев показало, что очень часто в человеческой популяции происходили локальные кризисы, отмеченные падением численности населения. При этом старые генеалогические ветви исчезали, а уцелевшие отмеченные новыми мутациями начинали ветвиться, восстанавливая предыдущую численность населения.
R1a YTree (yfull.com)
R1a Y215 formed 22800 ybp, TMRCA 18200 ybp
Имеется некий Адам обозначенный цыфро-буквенным кодом, в данном случае R1a.
Y215 обозначает маркировку одной из мутаций, полученной в период лакуны 22800-18200 лет назад.
Адам А, живший примерно 22800 лет назад, оставил после себя некоторое количество потомков, которые на протяжении 4600 лет занимали некоторый ареал, а потом все они оказались бесперспективными и вымерли не оставив потомства, кроме двух перспективных потомков, живших примерно 18200 лет назад с некоторым разбросом вокруг этой даты.
Имеем Адама А (дата), предполагаемый ареал расселения его потомков, внутри которого проживали Адам А1 и Адам А2, места проживания которых могли оказаться в произвольном месте. Которые в свою очередь имели два ареала проживания своих потомков. И так до нашего времени.
Соответственно имея ареалы обитания каждой из ветвей некоего дерева, можно методом наложения определить примерное место обитания этих Адамов вплоть до родоначальника.
Этнос самовоспроизводится за счёт естественного воспроизводства, при этом происходит передача по наследству гаплогруппы, внутри которой происходит расхождение на отдельные ветви, имеющие свои нисходящие мутации. Помимо этого этнос может потерять часть своих наследников по соседним этносам и ассимилировать соседние гаплогруппы. Происходит своеобразное размывание.
Помимо этого может происходить массовая ассимиляция, при которой внутри этноса появляются инородные гаплогруппы.
Лингвистические процессы протекают по схожим законам, но имеют ряд существенных отличий. Во первых языки со временем меняются. При чём изменения происходят относительно быстро. Наступает некий временной порог, когда между некогда родственными народами различий накапливается столько, что не удаётся установить их родство.
В 1908 году при раскопках минойских дворцов в Фесте, итальянский археолог Л. Пернье, рядом с разломанной табличкой линейного письма А обнаружил терракотовый диск диаметром 158-165 мм и толщиной 16-21 мм. Текст был условно датирован 1700г до н.э по лежащей рядом табличке (т. е СМПIII). Обе стороны диска были покрыты оттиснутыми при помощи штемпелей изображениями. Происхождение диска вызывает неоднозначную оценку. Помимо критской версии происхождения, не исключалось, что он был изготовлен в Малой Азии. Некоторые ученые считают (Д. Маккензи), что сорт глины, из которой изготовлен диск, не встречается на Крите и имеет анатолийское происхождение. Иероглифы, использованные в надписи, носят отчетливый рисуночный характер и не имеют сколь-нибудь четких соответствий в других письменностях и очень мало напоминают знаки критского рисуночного письма. Большинство ученых полагает, что диск читался справа налево, т.е от краев к центру (в иероглифической письменности люди и животные повернуты как бы навстречу чтению). Весь текст состоит из 241 знака, причем разных знаков встречается 45.
Относительно языка, на котором выполнена надпись на диске, существовало несколько предположений:
– греческий
– языки Анатолии: хеттский, карийский, ликийский
– древнееврейский или какой-либо другой семитский язык
Знак 02 «голова, украшенная перьями», который Э. Майер и А. Эванс сравнивали с изображением головного убора филистимлян, известного по рельефам времен Рамсеса II и которые моложе диска на несколько столетий, как было установлено Э. Грумахом, не имеют никакой иконографической связи со знаком 02. При раскопках одного из горных святилищ на востоке Крита были найдены глиняные головы подобной формы.
Кроме того, на двух минойских печатях имеются изображения полулюдей-полуживотных, которых связывают с солярным культом, с такими же зубчатыми гребнями и клювообразными носами, как на знаке 02. Это позволило Грумаху сделать вывод о том, что знак 02 — смешанный образ человека и петуха, священного животного Крита, атрибута верховного божества.
Знаки 02-06-24
Знак 24 (пагодообразное здание) А. Эванс сопоставлял с реконструированным на основании фасадов гробниц экстерьером деревянных домов древних жителей Ликии. Э. Грумах считал, что знак проявляет большее сходство с критскими многоэтажными зданиями на оттисках печати из Закроса (Восточный Крит). О знаке 06 («женщина») А. Эванс отзывался как о резко контрастирующим с обликом минойских придворных дам. Э. Грумах отождествлял знак с изображением богини-бегемотихи Та-урт, почитание которой было заимствовано из Египта и засвидетельствовано на Крите до времени создания диска, причем богиня одета в характерную критскую женскую одежду.
Т.о, практически всем знакам фестского диска могут быть подобраны критские прототипы. Само спиральное расположение знаков, подобное надписи, обнаруженной на круглом щитке золотого перстня в некрополе Кносса, состоящей из 19 знаков линейного письма А, напоминает об излюбленном орнаментальном мотиве в искусстве Крита.
Вопрос о том, в каком направлении следует читать надпись на диске, также можно считать решенным. Уже один из первых исследователей диска А. Делла Сета указывал, что композиционное построение скрученной спиральной надписи явно ориентирует на принцип движения по часовой стрелке. Также выяснилось, что когда миниатюрные матрицы накладывались на поверхность сырой глины не совсем ровно, то их оттиски всегда получались более глубокими с левой стороны. Следовательно, критский печатник, штампуя надпись, действовал левой рукой, последовательно нанося знаки справа налево. Если считать, что чтение диска шло от центра к краям, то возможными кандидатами на знаки для чистых гласных будут 35, 01. 07, 12, 18. Однако знак 07 входит в большое число как начал, так и концовок различных слов (независимо от направления чтения). И поэтому из числа кандидатов должен быть исключен. По сходным причинам должен быть исключен знак 12. Т.о, при направлении чтения от центра к краю кандидатами на гласный будут знаки 01, 18, 35, а при направлении чтения от краев к центру — 22, 27, 29.
По мнению Ипсена, «рисунок сам говорит о значении формата: голова, украшенная перьями, показывает, что следующее слово обозначает определенную личность. По своему положению и значению этот знак совпадает с соответствующим знаком в клинописи; на то, что рисунок и явно единственная идеограмма, указывает сопоставительный анализ иероглифических систем письма, где также изображения людей и частей человеческого тела чаще всего выступают в качестве детерминативов. Т.о, знак 02, содержащийся почти в трети слов и стоящий всегда на первом месте перед другими знаками, был единодушно опознан как детерминатив (Пернье, Ипсен, Нойман, Назаров и др), обозначающий имена собственное (в тексте их — 19, а с учетом повторений — 15), которые некоторые исследователи относят к перечню минойских правителей Крита (А. А. Молчанов).
Из установленного в целом слогового характера письма Фестского диска естественным образом вытекает вывод о том, что обособленные группы знаков, заключенные в ячейки, представляют собой слова. Вслед за именами правителей стоят слова, обозначающие область или город. Общий порядок перечисления критских городов реконструируется следующим образом:
– Кносс
– Амнис (согласно Страбону, при царе Миносе являлся гаванью Кносса)
– Тилисс
– неизвестные города Центрального и Восточного Крита
– Фест (Южный Крит)
– Аптара и Кидония (Западный Крит)
– Миноя
Самое популярное имя в перечне правителей в тексте диска транскрибируется как Сатури или Сатир. Имя Сатира встречается, а мифолого-исторической традиции, отражающей древнейшее прощлое Пелопоннеса: царь Аргос победил некого Сатира, притеснявшего жителей Аркадии. Также ему приписывается победа над быком, опустошавшим Аркадию. Бык, судя по его изображениям в минойском искусстве играл очень важную роль в религиозных представлениях и, по-видимому, являлся для минойцев, как и для древних египтян, одновременно и воплощением бога, и двойником обожествленного царя (культ Аписа в Мемфисе). Для ахейских греков бык являлся олицетворение мощи Крита.
Было выдвинуто предположение о наличии в личных именах общего корня со значением «жрец», «прорицатель», которые сочетаясь с именем правителя и топонимом (по типу А29 А31) представляют собой наименование сана.
Весьма возможно, что второй правитель Феста (А29) с титулом «прорицатель» являлся хозяином «малого дворца» (т.н царской виллы в Агиа-Троаде), а первый (А26), по имени Сакави, имел постоянную резиденцию в большом дворце в городском акрополе, и тогда сохранившийся диск принадлежал лично ему.
Т.о, по одной из версий, общая интерпретация содержания текста Фестского диска заключается в сообщении о приношении вотива божеству по случаю заключения или возобновления священного договора или совершения какого-либо другого сакрального акта.
Сама форма диска заведомо ассоциирована с солярным символом. Известно, что еще во II в н.э в храме Геры в Олимпии сохранялся диск, возможно, аналогичный фестскому, на котором также по кругу был написан текст священного договора о перемирии на время проведения Олимпийских игр.
Каменный жертвенник из дворца Маллия
Метод штамповки надписи на диске связан с необходимостью его тиражирования для участников церемонии. Именно это обстоятельство позволило сохраниться одному экземпляру диска и не исключает обнаружение аналогичных ему в будущем при раскопках минойских дворцов или святилищ.
Данная трактовка содержания диска согласуется с данными археологии относительно политического устройства Крита в кон. СМПIII, когда главенствующая роль принадлежала Кноссу, но централизованное государство еще не было создано. Этому свидетельствует почетное первое место в общем списке владык Крита. Интерпретация текста как сакрально-политического документа, составленного от имени кносского царя, предполагает изготовление этого экземпляра и подобных ему (как минимум, 12) именно в Кноссе.
харалужный
Смотреть что такое «харалужный» в других словарях:
харалужный — прил., кол во синонимов: 2 • булатный (4) • стальной (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
харалужныи — Харалужный, ая, ое прилаг. к «харалуг» булатный, стальной (?) (5): Яръ Туре Всеволодѣ! стоиши на борони, прыщеши на вои стрѣлами, гремлеши о шеломы мечи харалужными. 13. Гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя въ полѣ незнаемѣ среди… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Харалуг — персид. каралук; (стар.) булат, сталь; отсюда харалужный булатный, стальной. В Слове о Полку Игореве копья, мечи и чепи (цепы, которыми молотят) называются харалужными … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ХАРАЛУГ — муж., ·стар. цветистая сталь, булат (татар. кара лык). Харалужный, стальной. Половци главы своя поклониша под мечи харалужнии, Слово о полку Игореве Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Велесова книга — … Википедия
Гапакс — В Викисловаре есть статья «гапакс» Гапакс (греч … Википедия
Список знаменитых и легендарных мечей — Щербец (коронационный меч польских королей) В список включены знаменитые исторические, легендарные или же вымышленные мечи, которые имеют имя собственное или получили прозвище благодаря своим уникальным характеристикам (как, например, «Меч в… … Википедия
булатный — бязевый, дамасский, вощаной Словарь русских синонимов. булатный прил., кол во синонимов: 4 • бязевый (3) • в … Словарь синонимов
Что означает слово харалужные
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Харалугъ
В тексте «Слова о полку Игореве» загадочное слово харалугъ и производное от него прилагательное харалужный встречаются шесть раз. Харалужными именуются мечи и цепы, сердца мужественных князей выкованы из харалуга:
Слово заимствовано из тюркских языков:
Харалугъ ‛чернь, вороненая сталь’
татар. каралык ‛чернота, чёрный цвет’ татар. каралу ‛чернеть, делаться чёрным (тёмным); чернение, почернение, потемнение’ — от соломенно-желтого до сине-черного. Металл резко прекращают нагревать в тот момент, когда на нем будет получен нужный цвет. Можно совместить воронение с закаливанием. Если металлический предмет раскаляется докрасна и опускается в машинное масло. Он сразу же приобретает глубокий черный цвет.
Самый простой способ воронения стали — покрытие изделия маслом с последующим нагревом. Стальную заготовку предварительно тщательным образом очищают (ошкуривают и обезжиривают), а затем покрывают тонким слоем растительного масла или олифы. Далее изделие помещают в духовку или специальный термошкаф и нагревают до 300-400 C. Так можно получить достаточно равномерную и прочную декоративную пленку черно-коричневого цвета.
Именно такой способ воронения стали, как защиты от коррозии, был легко доступен в древности. Достаточно металлическую заготовку смазать маслом и поместить в печь, но не в самое жаркое место.
Mayan: bas, baas ‛сундук, короб, полость’;
English: box ‛коробка; ящик; сундук; сумка, вместилище’, basket ‛корзина, корзинка’, pyxis ‛(греч.) коробочка, баночка, обушок пестика’, basin ‛миска, таз; чаша; бассейн, резервуар’;
Old English: box ‛коробка; ящик; сундук; сумка, вместилище’;
Latin: buxus ‛букс, самшит; древесина самшита, изделие из самшитового дерева: свирель, кубарь, волчок, гребень; писчая дощечка; игральная доска’, bascauda ‛металлическая чаша, полоскательница’, vastus ‛пустынный, необитаемый, глухой, пустой’;
Greek: πύξος ‛box tree’;
French: bassin ‛бассейн, таз, миска’;
Italian: bacino ‛сосуд для воды’, vacuo ‛пустой’;
Galic.: bacca ‛сосуд для воды’;
Spanish: vacío ‛пустой, порожний, полый’;
Portuguese: vazio ‛порожний, пустой, пустота, пустое пространство’;
Turkish: bos ‛пустой, порожний, полый, пустотелый’, boşluk ‛пустота, полость;
Tatar: буш ‛пустой, порожний, полый, пустотелый’, бушлык ‛пустота полое место; вакуум’;
Summerian: pu ‛lower course, footing; cistern, well; fish pond; source (of river); hole, pit; depth’, pusaĝ ‛pit, hollow’, puzur ‛cavity, cave’;
Russian: басейн, бочка, пуcтой, полый, пустыня, полость, пещера.
Albanian: bosh ‛пустой’;
Ingush: даьсса, ваьсса, баьсса, йяьасса ‛пустота, пустой, пустая, пустые’, васташ ‛опустошить’;