Что означает слово халла

Значение слова «хала»

Что означает слово халла

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Халу едят в шаббат. Изначально словом «хала» обозначался кусок теста, который отщипывали при выпечке хлебобулочных изделий для жертвоприношения в Храм. Священники Храма выпекали халу и ели её, лишь они имели на это право. Теперь, поскольку Храм разрушен и священников больше нет, кусочек теста, отщипываемый при выпечке хлебобулочных изделий, сжигают. Это и есть настоящая хала. Таким образом, сегодня «халой» называется хлебобулочное изделие особой формы, хотя в первоначальном смысле это другая часть, запретное для еды посвящение богу.

В России приобрела большую популярность начиная с конца XIX века.

ХА’ЛА, ы, ж. [др.-евр. hallā — хлеб]. Витой продолговатый белый хлеб.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ха́ла

1. еврейский традиционный праздничный хлеб

1. мужское и женское имя ◆ Моего друга зовут Хала. ◆ Мою подругу зовут Хала.

3. талмудический трактат, посвящённый правилам отделения части теста, отделявшейся в пользу священников

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово халлаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: записочка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова «Хал»

Что означает слово халла

Хал — в суфизме: чувства радости и тоски, покоя и стеснения, которые входят в сердца духовных «путников» (саликов).

Хал — полнометражный анимационный фильм, адаптация манги выпущенная студиями Studio Wit и Production I.G совместно в 2013 году.

Хал — покинутое село в Ахтынском районе Дагестана.

1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Хал.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово халлаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обдираться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «Хал&raquo

Синонимы к слову «Хал&raquo

Синонимы к слову «хал&raquo

Предложения со словом «хала&raquo

Цитаты из русской классики со словом «Хал»

Сочетаемость слова «хала&raquo

Понятия со словом «Хал»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «хала&raquo

Он купил ещё две пышные халы с маком, несколько авокадо и немыслимой красоты золотую копчёную скумбрию.

Сыровато-черный хлеб в виде круглых, сплюснутых буханок пекли в будни, а в субботние дни халы.

Там я должен остановиться и подождать, пока он высосет четвертинку и съест халу с ливерной колбасой.

Синонимы к слову «Хал&raquo

Синонимы к слову «хал&raquo

Ассоциации к слову «Хал&raquo

Сочетаемость слова «хала&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Халла (вид хлеба)

Халла (חַלָּה), в Священном Писании — хлеб, имеющий ритуальное значение; в Талмуде — одно из приношений коhену (см. Жертвоприношение, Трумот у-маасрот, Биккурим).

В Пятикнижии халла упоминается как хлеб, посвященный ритуальным целям в рамках храмового культа.

Существует мнение, что слово «халла» происходит от корня халал (`пространство, пустота`) и, возможно, означает хлеб с отверстием в середине.

Понятие «халла» употребляется в Библии и применительно к мацце (Лев. 8:36; Чис. 6:19), и к хамецу (Лев. 7:13), то есть халла — это любой вид хлеба, который едят во время тех или иных праздничных церемоний и ритуальных действий.

Царь Давид раздавал народу халлы в день церемонии ввоза в Иерусалим Ковчега завета (II Сам. 6:19). Некоторые ученые считают, что слово «халла» произошло от аккадского еллу, то есть чистый с ритуальной точки зрения (см. Чистота и нечистота ритуальные).

В книге Числа (15:20–21) говорится об обязанности отделения от первого хлебного урожая трумы (см. Трумот у-маасрот), как один из ее видов там упоминается халла: «От начатков теста вашего халлу вознесите. »

Это высказывание трактуется авторами Устного Закона как указание отделить от приготовленного теста некоторую часть, чтобы отдать ее коhену.

Халлу запрещено употреблять обычным евреям и разрешено употреблять только коhену в состоянии ритуальной чистоты.

Халла отделяется только от теста, приготовляемого из пяти видов злаковых: пшеница, ячмень, полба, овес и рожь.

В трактате Эдуйот (1:2) содержится спор таннаев о минимальном количестве теста, от которого следует отделять халлу.

В качестве халахи (см. Галаха) было принято решение отделять халлу от теста объемом 5 лог (2,5 литра) и более.

Тора не оговаривает размера трумы, поскольку это пожертвование добровольное.

Авторы Устного Закона, однако, постановили, что размер халлы должен быть таким, чтобы ее было не зазорно дать коhену.

Со временем возник стандартный размер халлы: человеку, выпекающему хлеб для себя, следует отделять 1/24 от всего теста, а булочнику разрешено отделять 1/48, чтобы не страдали его доходы (Хал. 2:7).

Халлу отделяют от теста, из которого собираются печь хлеб, а если по какой-то причине этого не успели сделать, то от уже испеченного хлеба.

В книге Числа (15:18–21) сказано, что хлебное приношение следует производить тогда, когда народ будет «там», то есть в Эрец-Исраэль, из чего талмудические мудрецы сделали вывод, что эта мицва выполняется как заповедь ми-де-орайта (см. Галаха) только тогда, когда все колена Израилевы живут в Земле Израиля, но не в диаспоре (Т. И., Хал. 2:1).

Однако вавилонские амораи постановили исполнять заповедь также и в странах диаспоры, чтобы она не забылась в народе, и по возвращении в Эрец-Исраэль ее можно было бы легко восстановить (Бх. 27:1); таким образом халла в диаспоре — это заповедь, обозначаемая в талмудической литературе ми-де-раббанан (см. Галаха).

Поскольку в диаспоре эта заповедь не предназначена для пропитания коhенов, а носит условный характер, то и размеры халлы стали условными — так называемый кезаит, то есть размером с маслину.

Халла уже не отдается коhену, а сжигается, в такой форме эта мицва существует по сей день как в диаспоре, так и в Израиле.

Мицва халлы была чрезвычайно почитаема народом, видевшем в ней одну из важнейших заповедей иудаизма.

Во время гонений инквизиции на тайных евреев исполнение сжигания халлы было отличительным признаком евреев и преследовалось.

Тематике халлы посвящен трактат Мишны Халла в разделе Зраим и одноименный трактат Иерусалимского Талмуда.

В идиш и других еврейских языках, а также в современной обиходной речи халлой называют белый хлеб (чаще всего плетеную булку), который принято есть в субботу и праздники.

В этом значении слово «халла» вошло и в различные европейские языки. Халла бывает различной формы (круглая в Рош hа-Шана, удлиненная, квадратная и т. д.). Над двумя халлами произносится благословение.

Что означает слово халла Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЛЛА в ЭЕЭ

Источник

халла

( חַלָּה ), в Священном Писании — хлеб, имеющий ритуальное значение; в Талмуде — одно из приношений ко хену (см. Жертвоприношение, Трумот у-ма‘асрот, Биккурим).

В Пятикнижии халла упоминается как хлеб, посвященный ритуальным целям в рамках храмового культа. Существует мнение, что слово «халла» происходит от корня халал (`пространство, пустота`) и, возможно, означает хлеб с отверстием в середине. Понятие «халла» употребляется в Библии и применительно к мацце (Лев. 8:36; Чис. 6:19), и к хамецу (Лев. 7:13), то есть халла — это любой вид хлеба, который едят во время тех или иных праздничных церемоний и ритуальных действий. Царь Давид раздавал народу халлы в день церемонии ввоза в Иерусалим Ковчега завета (II Сам. 6:19). Некоторые ученые считают, что слово «халла» произошло от аккадского еллу, то есть чистый с ритуальной точки зрения (см. Чистота и нечистота ритуальные).

В книге Числа (15:20–21) говорится об обязанности отделения от первого хлебного урожая трумы (см. Трумот у-ма‘асрот), как один из ее видов там упоминается халла: «От начатков теста вашего халлу вознесите. » Это высказывание трактуется авторами Устного Закона как указание отделить от приготовленного теста некоторую часть, чтобы отдать ее ко хену. Халлу запрещено употреблять обычным евреям и разрешено употреблять только ко хену в состоянии ритуальной чистоты. Халла отделяется только от теста, приготовляемого из пяти видов злаковых: пшеница, ячмень, полба, овес и рожь.

В трактате Эдуйот (1:2) содержится спор таннаев о минимальном количестве теста, от которого следует отделять халлу. В качестве халахи (см. Галаха) было принято решение отделять халлу от теста объемом 5 лог (2,5 литра) и более. Тора не оговаривает размера трумы, поскольку это пожертвование добровольное. Авторы Устного Закона, однако, постановили, что размер халлы должен быть таким, чтобы ее было не зазорно дать ко хену. Со временем возник стандартный размер халлы: человеку, выпекающему хлеб для себя, следует отделять 1/24 от всего теста, а булочнику разрешено отделять 1/48, чтобы не страдали его доходы (Хал. 2:7). Халлу отделяют от теста, из которого собираются печь хлеб, а если по какой-то причине этого не успели сделать, то от уже испеченного хлеба.

В книге Числа (15:18–21) сказано, что хлебное приношение следует производить тогда, когда народ будет «там», то есть в Эрец-Исраэль, из чего талмудические мудрецы сделали вывод, что эта мицва выполняется как заповедь ми-де-орайта (см. Галаха) только тогда, когда все колена Израилевы живут в Земле Израиля, но не в диаспоре (Т. И., Хал. 2:1). Однако вавилонские амораи постановили исполнять заповедь также и в странах диаспоры, чтобы она не забылась в народе, и по возвращении в Эрец-Исраэль ее можно было бы легко восстановить (Бх. 27:1); таким образом халла в диаспоре — это заповедь, обозначаемая в талмудической литературе ми-де-раббанан (см. Галаха). Поскольку в диаспоре эта заповедь не предназначена для пропитания ко хенов, а носит условный характер, то и размеры халлы стали условными — так называемый кезаит, то есть размером с маслину. Халла уже не отдается ко хену, а сжигается, в такой форме эта мицва существует по сей день как в диаспоре, так и в Израиле.

Мицва халлы была чрезвычайно почитаема народом, видевшем в ней одну из важнейших заповедей иудаизма. Во время гонений инквизиции на тайных евреев исполнение сжигания халлы было отличительным признаком евреев и преследовалось.

Тематике халлы посвящен трактат Мишны Халла в разделе Зра‘им и одноименный трактат Иерусалимского Талмуда.

В идиш и других еврейских языках, а также в современной обиходной речи халлой называют белый хлеб (чаще всего плетеную булку), который принято есть в субботу и праздники. В этом значении слово «халла» вошло и в различные европейские языки. Халла бывает различной формы (круглая в Рош ха-Шана, удлиненная, квадратная и т. д.). Над двумя халлами произносится благословение.

Источник

Что означает слово халла

Заповедь отделения халы

Хала — у этого слова есть 2 значения. Наиболее распространенное — так называют традиционный еврейский плетеный хлеб, который выпекают для субботних или праздничных трапез. Обычно еврейские хозяйки готовили хлеб-халу из сдобной пшеничной муки, в последнее время стали популярны также халы из ржаной, «цельной» муки и т.д. Однако, изначально словом «хала» называется часть (кусочек) теста, которую заповедано отделять в качестве возношения («трумы») Вс-вышнему. Во времена Храма отделенная от теста хала передавалась священникам-коэнам.

Оглавление

Заповедь отделения Халы [↑]

Заповедь отделения халы была дана евреям в пустыне и вступала в силу, когда они войдут в Землю Израиля.

Сказано в Торе (Бамидбар, 16:17-21): «И говорил Г-сподь Моше так. Говори сынам Исраэля и скажи им: когда придете на землю, на которую Я веду вас, То, когда будете есть от хлеба той земли, возносите возношение (труму) Г-споду. (От) начатка вашего теста халу (хлебный пирог) возносите в возношение. Как возношение с гумна, так возносите его. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших».

Слова «от начатка» выражают мысль о том, что первое, что мы делает с тестом — это даем труму в знак благодарности Вс-вышнему за Землю и за пропитание, которое Он дает нам. Эта заповедь подобна заповеди отделения десятин от плодов Земли Израиля (также см. «Трумот и маасрот»). В обоих случаях продукты можно есть только после отделения от них положенных частей.

Когда существовал Храм, отделенный кусочек теста отдавали коэну-священнослужителю, как сказано выше. В настоящее время коэны (как и все остальные евреи) находятся в состоянии ритуальной нечистоты — нечистоты от прямого или опосредованного соприкосновения с мертвым (очиститься от нее можно будет только во времена Машиаха) — и не могут есть «халу». Ее необходимо уничтожить — сжечь или выбросить, завернув таким образом, чтобы никто не мог ею воспользоваться.

Хала — заповедь из Торы и от мудрецов [↑]

Заповедь отделения халы — повелительная заповедь из Торы. Однако, в Письменной Торе она дана только в отношении Земли Израиля и только при условии, что там находятся все евреи. Мудрецы же постановили исполнять эту заповедь всегда и в любом месте, чтобы она не забылась.

В Торе также не указан минимальный размер отделяемого теста (по объяснению Раши, на это указывают слова «как возношение с гумна, так возносите его» — относительно этого вида трумы также не было указано количество). Однако, наши мудрецы установили количество в размере 1/24 (ок.4%) для частного лица и 1/48 (ок.2%) для профессионального пекаря (см.Раши к Бамидбар, 16:20).

Мудрецы указали также, из какого минимального количества муки должно быть приготовлено тесто, чтобы можно было отделить от него халу, и когда выполнить заповедь отделения халы можно с благословением, а когда это делается без него (см. об этом ниже).

Существует отличие в выполнении заповеди отделения халы в Земле Израиля и вне ее. Если вне Земли Израиля перед субботой или праздником сделали выпечку и забыли отделить халу, то можно есть то, что испекли. Необходимо только оставить небольшой кусок, от которого нужно отделить халу уже в будний день (в субботу и праздник отделить ее нельзя).

В Земле Израиля, напротив, запрещено есть такую выпечку. Надо подождать до конца субботы (праздника), отделить халу, и только тогда разрешено будет есть выпечку.

Законы отделения халы [↑]

Заповедь отделения халы распространяется на тесто, сделанное из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, ржи, полбы и овса. При этом тесто не должно быть жидким.

Если количество используемой муки составляет примерно 1600 г (по мнению Хазон Иша — 2250 г), то перед отделением говорится благословение: «…Который освятил нас Своими заповедями и заповедал отделять халу». При количестве муки от 1200 до 1600 г хала отделяется без благословения.

Не нужно произносить благословение, если из теста собираются не печь что-либо, а варить или жарить. Отделив кусок теста (обычно размером в кулак), произносят: «Вот хала!» («Иней хала!»).

Если не отделили халу от теста, можно отделить ее от готовой выпечки. Этим правилом, в частности, пользуются при изготовлении мацы на праздник Песах. Весь процесс выпечки мацы, начиная от добавления воды в муку и кончая помещением теста в печь, должен занять не больше 18 минут, иначе тесто заквасится и не будет пригодно для употребления в Песах. Поэтому замешивают небольшие порции теста и сразу же выпекают, а халу отделяют от готовых изделий.

Если пекут несколько видов выпечки, и среди них есть такие, для которых использовано недостаточное для отделения халы количество муки, разные куски теста (или готовую выпечку) можно объединять. Тогда от всего количества можно отделить один кусочек халы. Чтобы объединить разные порции теста или выпечки, достаточно положить их в одну миску или на одну скатерть и прикрыть сверху той же скатертью. Этим опять-таки пользуются при в отношении пасхальной мацы.

Не все виды теста или выпечки можно объединять. Эти законы достаточно сложны, и в конкретной ситуации нужно посоветоваться с раввином.

Заповедь отделения халы возложена на женщину, хозяйку дома. Только в случае ее отсутствия по ее поручению это может сделать кто-нибудь другой. (Законы отделения халы см. также на сайте —Кицур шульхан арух и книгуХлеб, огонь и вода ).

Женщина и отделение халы [↑]

Отделение халы — одна из трех заповедей, возложенных именно на женщину, наряду с зажиганием субботних свечей и соблюдением законов чистоты семейной жизни. Более того, эти заповеди настолько важны, что, по мнению мудрецов Талмуда, за пренебрежение ими женщины умирают при родах (трактат Шабат, 32А).

Отделение халы — источник благополучия [↑]

Сказано в книге Йехезкель (44:30): «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем».

Мудрецы говорят, что выполнение этой заповеди приносит в дом благословение и достаток, является сгулой на крепкое здоровье в этом мире и на жизнь в Будущем мире, помогает одинокому человеку найти себе пару, а также является верным средством для облегчения родов.

Существуют специальные молитвы, которые произносятся на разных стадиях приготовления теста. Особый смысл имеет совместное отделение халы, когда женщины, выполняя эту заповедь, молятся за тех, кому необходимо исцеление, кто не может найти себе пару, за тех, у кого нет детей и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *