Что означает слово гжель
Гжель
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.
Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Георгиевский храм, село Игнатьево
наш приходской сайт
Что означает слово «Гжель»?
1. Краткая история топонима.
Село Гжель, расположенное на юго-востоке Московской области и давшее название всемирно известному промыслу впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты 1328 года. «Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск со всими волостьми, Коломну со всими Коломеньскими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну и Середокоротну, Похряне, Усгьмерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю ». В этом документе название населенного пункта указано в родительном падеже от слова «Гжеля». В дальнейшем топоним Гжеля встречается довольно часто. Так в 1356 году в грамоте великого князя Иоанна Иоанновича упомянута «деревня Гжеля». В таком же варианте топоним встречается в завещании Димитрия Донского, написанного им в 1371 г. Ко времени создания духовной грамоты его сына – великого князя Московского Василия Димитриевича, в 1406 г., Гжель фактически показана уже центром некого прообраза волости: «да Гжеля со всеми деревнями, что к ней потягло».
Как волость Гжель впервые фигурирует в одном из завещаний царя и великого князя Иоанна Васильевича IV Грозного, датированном 1570-ми годами. Здесь перечислены волости Вохна, Гуслица и Гжель, причем Гжель писана уже в привычном нам виде (не Гжеля, не Гжели, а именно Гжель). В дозорных книгах Казенного Приказа за 7188 г. (1680) упоминается также и речка Гжелка: «в селе Гжели, на речке Гжелке, церковь Успения Пресвятыя Богородицы».
Таким образом, топоним Гжель, впервые появившийся в исторических документах в XIV веке, в течение 200 – 300 лет приобретает устойчивое современное написание, которое сохраняется и поныне.
2. Этимологические потуги.
Первые попытки исследовать происхождение топонима «Гжель», были предприняты в середине XIX века, так как уже тогда, на волне растущего интереса к самобытным российским традициям, это слово представляло определенную загадку для исследователей. Столкнувшись с трудностями в установлении прямых связей слова «Гжель» со словарем того времени, был предложен вариант, согласно которому основная форма деятельности Гжельской волости увязывалась с его названием. А так как при производстве фарфора и фаянса необходим обжиг, то с некоторой долей фантазии можно описать этот процесс как то, что керамические предметы «жгут». Дальше, согласно привычной схеме словообразования, обожженная посуда называлась «жгелью». (Например: капает – капель, трещит – трель, метет – метель и пр.) Отсюда один шаг до того, чтобы, поменяв две буквы местами, получить искомый результат. В издании 1877 года «Промыслы Московской губернии» Андрей Исаева читаем: «Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район». Необходимо отметить, что такая затейливая, и не представляющаяся убедительной, трактовка происхождения названия «Гжель» продолжает оставаться популярной и активно тиражируется.
Существует еще одна теория возникновения названия Гжель. Она базируется на якобы северном происхождении слова и выводит корни названия подмосковного села из балтийской гидронимики. В качестве примеров приводятся реки Агжелка в Приднестровье и Гжать в Смоленской области. Что касается последней, то в качестве дополнительного, вероятно, аргумента, приводится тот факт, что у реки Гжати есть приток Кзелка, что сопоставимо с названием Гжелка. Отсюда, надо полагать, предлагается сделать вывод о том, что селу Гжель дала название одноименная река. Эта версия содержится в Википедии. Логика довольно уязвимая, особенно учитывая то, что в документах топоним «Гжель» встречается на 300 лет раньше гидронима «Гжелка», тогда как, если бы «Гжель» была бы вторичной по отношению к «Гжелке», то должно было бы быть наоборот, или уж, по крайней мере, оба имени появились бы одновременно.
3. Мы пошли другим путем.
Приведенные попытки объяснить происхождение названия села Гжель (не лишенные, кстати, остроумия) все-таки не дают убедительный ответ на поставленный вопрос. Обе они имеют право на существование, и автор не ставит под сомнение ни одну из них. Однако, некоторые натяжки в обоих случаях очевидны, и это обстоятельство позволяет надеяться, что предложенное решение не окончательное и может быть подвергнуто ревизии.
Анализ определенного количества словарей результата не дает, так как в абсолютном большинстве случаев топоним «Гжель» трактуется через «Гжель» как собирательное понятие специфичной керамики, или как географический район, где эта керамика производится.
Этимологический словарь М. Фасмера содержит всего одно русское слово, начинающееся с «гж». Это «гжиголка» – трясогузка (со ссылкой на этимологические словари А. Преображенского 1910 года и Н. Горяева 1896 года). Здесь же помещается польское слово «gzegzelika» – кукушка. Но даже сам М. Фасмер выражает сомнение в родственности эти слов и заключает статью коротким «неясно». Заметим, что польская кукушка-гжегжелика выглядит довольно привлекательно в качестве родоначальника названия села. Кукушки в округе водились в большом количестве (пока окрестный лес не сожгли в горнах), а называть населенные пункты по часто встречающемуся зверью – довольно старая традиция. Мы уже не говорим о том, что само звучание слова «гжегжелика» довольно близко сегодняшней «гжели» и не нуждается в переставлении букв.
Следующий тип словарей был выбран исходя из того логического посыла, что корни слова «Гжель» должны лежать в до-монгольской эпохе, так как в 1328 году, как было показано, топоним уже существовал. Для этого были использованы, во-первых, «Академический словарь древнерусского языка» в десяти томах 1988 года под редакцией Р. И. Аванесова (наиболее авторитетное издание, вышедшее на закате СССР), а также «Полный церковно-славянский словарь» под ред. протоиерея Г. Дьяченко 1900 года, где содержится масса старых, вышедших из употребления слов. Слова «Гжель» и в этих изданиях не встречается.
Одним из наиболее ценных источников для изучения древнерусского языка является так называемое Остромирово Евангелие. Рукопись представляет собой хорошо сохранившийся пергаментный список Евангелия, выполненный диаконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа) в 1056 – 1058 г.г. Текст Остромирова Евангелия изучается на протяжении трех веков со времени обнаружения его в начале XVIII века, и дает бесценный материал исторического и филологического характера. Язык Остромирова Евангелия настолько уникален, что в конце XIX века группой историков был составлен словарь древнего славянского (даже не древнерусского!) языка, основанный на его тексте. Словарь был опубликован ограниченным тиражом в 1899 году. Оказалось, что в словаре наших далеких предков было значительно больше слов, начинающихся на «гж», нежели сегодня у нас. И слово «гжель» среди них также встречалось.
Согласно словарю, слово «гжель» редко употреблялось в единственном числе. Наиболее частой формой было слово «гжели», и означало оно «гусли». При этом «гжель» также имело место и означало «гусль». Кроме того существовало довольно большое количество однокоренных слов, что говорит о широком использовании термина. Гжельник – гусельник (изготовитель гуслей), гжлец – гусляр, гуслист (музыкант, играющий на гуслях), гжельнич – гуслярев (принадлежащий гусляру) и пр.
Заметим, что Остромирово Евангелие по своему объему и содержанию не имеет аналогов среди подлинных документов XI века, и сведения, содержащиеся в нем, скорее всего ревизии подвергнуты уже не будут.
Таким образом, мы можем предложить еще одну версию происхождения топонима «Гжель». И версия это представляется нам тем более правдоподобной, что, как известно, практически сразу за сегодняшней Гжельской округой, а в прошлом – Гжельской волостью, начинается местность, издревле именуемая Гуслицей, что полностью соответствует сделанным нами предположениям.
Интересно отметить, что этимология Гуслиц настолько очевидна, что тема это даже как-то и не обсуждается. Через волость протекает река Гуслица, в которой по преданию вымачивали особенным образом специально подготовленные липовые дощечки, из которых умельцы-гусляки делали звонкие гусли… А рядом находилась загадочная Гжель, через которую протекала река Гжелка, о названии которой определенного мнения не сложилось до сих пор.
Наше предположение сводится к тому, что Гжель с рекой Гжелкой, будучи почти тысячу лет назад полностью синонимичной с Гуслицами и рекой Гуслицей, представляла с последней единую округу, славившуюся производством гуслей, или, например, искусными гуслярами. Причем оба слова в те далекие времена употреблялись одновременно, однако какое-то различие в этих понятиях все же было. Не исключено также, что «гжели» были просто некой разновидностью «обычных» гуслей. Со временем по неизвестным причинам произошло разделение единой округи на две волости. Во всяком случае, в конце XVI века в завещании Иоанна IV упомянуты уже и Гжельская и Гуслицкая волости. И в дальнейшем слово «гжели» в значении «гусли» постепенно вышло из употребления, оставшись лишь в довольно странном для современного русского языка названии села и народного промысла.
Отметим также, что, несмотря на то, что в словаре Брокгауза и Ефрона в статье «Гжель» об этимологии этого топонима ничего не говорится, в статье «Гусли» прямо указывается на славянское значение слова «Гжель»:
Текст: В. В. Никонов по материалам доклада, прочитанного на IV-й Международной научно-практической коференции «Образование, наука, культура» (ноябрь 2012 года). Гжель 2012.
ГЖЕЛЬ
Полезное
Смотреть что такое «ГЖЕЛЬ» в других словарях:
Гжель — село в Московской обл., к ЮВ. от Москвы. Широко известно пр во гжельской керамики: квасников, тарелок, игрушек с многоцветной росписью и иногда с лепными фигурками. Промысел в окрестностях достиг высокого худож. уровня во 2 й половине XVIII в., в … Географическая энциклопедия
ГЖЕЛЬ — ГЖЕЛЬ, и, жен., собир. Изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел]; отдельное такое изделие. | прил. гжельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Гжель — Гжель, и (населенный пункт) и гжель, и (изделие; также собир.) … Русский орфографический словарь
Гжель — ж. Название населенного пункта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ГЖЕЛЬ — ГЖЕЛЬ, село в Московской обл. Ж. д. станция. Керамические предприятия (гжельская керамика). Высокого художественного уровня гончарный промысел достиг во 2 й половине 18 в. майолики (квасники, тарелки, игрушки и т.д.), с многоцветной росписью,… … Русская история
гжель — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • керамика (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Гжель — Гжель, село в Московской области, в Раменском районе, железнодорожная станция. Керамические предприятия (производство гжельской керамики). Гончарный промысел имеет давние традиции. Высокого художественного уровня он достиг во 2 й половине XVIII в … Словарь «География России»
Гжель — … Википедия
ГЖЕЛЬ — Разговорное название керамики, произведенной в районе села* Гжель Московской (см. Москва*) области, и одного из известных русских народных художественных промыслов. Гжель издавна центр производства глиняной посуды из высококачественной местной… … Лингвострановедческий словарь
гжель — и, ж. Вид фарфора. В Москве цветет сейчас мода на гжель. Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель. [Литературная газета, 1980, 42] … Малый академический словарь
Гжель — история возникновения промысла, развитие ремесла, роспись сегодня
История возникновения и происхождение названия
Свое название ремесло получило благодаря селу «Гжель» в Московской области, которое славилось своими месторождениями качественных сортов глины, а также мастерами гончарного искусства. Спустя некоторое время здесь и возник известный во всем мире русский вид народного промысла. Известно, что определенный вид деятельности появляется именно там, где есть собственный материал.
Развитие гончарного искусства на Руси
Развитие гончарного дела на Руси в гжельской местности началось еще в далеком IV веке до нашей эры. А уже в IX веке гжельская земля стала центром по производству керамики на Руси. Именно там русские гончары изготавливали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.
Благодаря появлению новейших технологий и росту мастерства гончаров, производства по изготовлению керамики увеличивались и в начале XVIII века начали выпускать фарфоровые изделия и «полуфаянс», которые расписывали синей краской, ставшей в последствии символом гжельской утвари. Изначально в окрашенных фарфоровых изделиях использовались также и модные в то время золотистые тона.
Промышленный кризис и упадок народного творчества
В конце XIX и начале XX века в России произошел промышленный кризис, который оказал сильное влияние также и на народное творчество. Однако уже ко второй половине прошлого века производство керамических изделий было возобновлено. В это же время было организовано добровольное объединение мастеров, которые и разработали новый дизайн росписи фарфора синей краской, на белом фоне. В основу синей краски входил кобальт, с помощью которого изделия не меняли свой насыщенный синий цвет на протяжении долгих лет. Даже сейчас невозможно отличить изделия тех времен и изделия, изготовленные современниками.
Подводя итоги, можно сказать, что даже сейчас гжельские мастера чтут традиции росписи и на сегодняшний день Гжель является основным декоративно-прикладным искусством в России, которое востребовано и в других странах мира!
Гжельская роспись сегодня
А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.
А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.
Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.
Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.
Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.
Цветовая гамма гжельской росписи
Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.
Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:
Традиционная роспись
И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.
Чайник с золотом
Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.
Сервиз, гжельский фарфоровый завод
Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Лубочная гжель
Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.
Кувшины, лубочная гжель
Надглазурная гжель
Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.
Блюдо
«Если изделие содержит детали темно-синего цвета, после утильного обжига на него наносится подглазурная кобальтовая краска. После глазурования и высокотемпературного обжига изделие расписывается цветными красками и снова обжигается в печи, уже при более низкой температуре. Расписанное изделие декорируется золотом и снова ставится в печь, для окончательного закрепления рисунка».
С сайта Гжельского фарфорового завода
Чайная пара
Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».
Глухой кобальт
Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.
Вазочки, кобальт
Белый и костяной фарфор
Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.
Сервиз «Пион»
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:
2. Животные в основном представлены пернатыми.
3. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
4. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.
Что нужно для создания узоров на бумаге?
В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.
Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:
Мотивы и элементы
Гжель (роспись для детей будет проще освоить, если они уже будут владеть базовыми навыками изобразительного искусства), обладая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, используется сегодня в украшении декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.
Наиболее характерными чертами этого вида росписи являются:
Классические элементы гжели:
Техника росписи
Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.
При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:
Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:
Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.
Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам: