Что означает слово гуна
Что означает слово гуна
Под гунами в санкхье понимаются три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.
Содержание
Определение
В буквальном переводе с санскрита слово «гуна» означает «верёвка». Верёвка изготавливается путём переплетения трёх пучков волокон. Вначале волокно разделяется натрое, и получившиеся три нити скручивают вместе, после чего скручиваются второе и третье волокно. В конце получившиеся три нити волокон переплетают вместе. Таким образом, верёвка становится очень прочной. Точно так же, в результате смешения трёх гун материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса — появляется некий вторичный продукт. Затем они опять смешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая верёвка, состоящая из гун, переплетённых бесчисленное количество раз. Таким образом, майя связывает индивидуума всё сильнее и сильнее. Своими силами он не в состоянии освободиться от пут иллюзорной энергии. В результате, человек вынужден тяжело трудиться для поддержания своего существования, вести борьбу за существование. В то же самое время, в материальной жизни человек всегда, словно пламенем, охвачен страхом, потому что не знает, что произойдёт в следующий момент. В конце концов все надежды человека и его планы на счастье в этом мире прерываются смертью.
Гуны также можно сравнить с цветами красный, зелёный, синий, которые перемешиваясь создают все остальные цвета.
Гуны в философии санкхья
В представлении философии санкхья три гуны не разделяются, они связаны подобно пламени, маслу и фитилю в лампе. Гуны составляют основу Пракрити и являются причиной разнообразия мира (в зависимости от того, какая из них преобладает в конкретной вещи). Уже в «Санкхья-карике» под гунами подразумевают элементы пракрити.
Таким образом, саттва — это форма или проявление объекта, раджас — действие, которое способствует проявлению, тамас — сопротивление или бездействие, которое необходимо преодолеть.
Три гуны материальной природы в вайшнавском богословии
Большинство людей полагают, что управляют всеми своими действиями и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако в «Бхагавад-гите» утверждается, что это не так, человек — лишь марионетка во власти трёх гун материальной природы:
Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение. [1] |
Жизнь индивидуума, пребывающего в саттва-гуне, может показаться вполне счастливой, однако, он остаётся обусловлен телесной концепцией жизни и поэтому находится в иллюзии. Он может считать себя Джоном, американцем, мужчиной средних лет, верным мужем, заботливым отцом, разумным, образованным и т. д. Но все эти критерии материальны, так как находятся на уровне тела и ума. Он ещё не осознал, что является душой, вечным слугой Бога, а не телом или умом. До тех пор, пока индивид будет отождествлять себя с телом, он будет находиться под влиянием трёх гун и испытывать страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью. Даже человек, находящийся в саттва-гуне, обусловлен подобным образом. Те, на кого влияет раджас и тамас, связаны попытками удовлетворять свои бесчисленные желания, а пребывающие в тамо-гуне, связаны безумием, ленью и сном.
Бог в вайшнавизме выступает как совершенно независимая Личность; Он волен делать всё, что пожелает. А поскольку все живые существа являются Его крохотными частичками, они тоже имеют в себе свойство быть независимыми, но только в меньшей мере. Таким образом, согласно желаниям индивида, его тело действует либо в саттве, раджасе или тамасе, либо в сочетании этих гун, поскольку его желания материальны. Желания индивида являются результатом отождествления с материальным телом, и поэтому они являются продуктами трёх гун материальной природы. Пути, которыми индивид пытается удовлетворить эти желания, также материальны.
Вишуддха-саттва
В то время как материальным миром правят три гуны материальной природы, в духовном мире, Вайкунтхе, гуны страсти и невежества полностью отсутствуют; там есть только вишуддха-саттва — гуна благости, свободная от примеси невежества и страсти. В материальном мире даже тот, кто целиком находится под влиянием гуны благости, иногда испытывает на себе воздействие гун невежества и страсти. Но на планетах Вайкунтхи, в духовном небе, гуна благости существует в чистом виде. Там обитает Верховный Господь Вишну и его преданные, которые имеют ту же духовную природу вишуддха-саттвы, то есть находятся под влиянием гуны чистой благости. Планеты Вайкунтхи очень дороги всем вайшнавам, которые стремятся вернуться туда; достичь царства Бога преданным-вайшнавам помогает Сам Вишну.
Что означает слово гуна
Полезное
Смотреть что такое «ГУНА» в других словарях:
ГУНА — ГУНА (санскр. guna, букв. нити, пряди) 1) категория (падартха) вайшешики, означающая качество, или атрибут субстанции (дравья). В “Вайшешика сутрах” упоминается 17 видов гун, среди которых не только специфические свойства элементов (бхуты)… … Философская энциклопедия
ГУНА — (др. инд. guna, «качество», «свойство»), в мифологических представлениях и религиозно философских воззрениях древних индийцев обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и… … Энциклопедия мифологии
Гуна — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога … Википедия
гуна — [گونه] 1. ранг, лавн 2. хел, навъ; тарз, равиш, тавр; гуна гуна гуногун, ҳар хел; ҳархела; ин гуна а) ин хел, ин навъ; б) ин тавр, ин тарз; ҳар гуна ҳар хел, ҳар навъ; ҳар қадар; ҳеҷ гуна ҳеҷ навъ, ҳеҷ хел; чӣ гуна а) чӣ хел, чӣ навъ; б) чӣ тарз … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Гуна — качество, особенность, атрибут или свойство. Качества пяти элементов. Все три качества являются составными частями всех людей (например, саттва, раджас и тамас; благость, страсть и инерция; или добродетель, порок и невежество) … Словарь восточных терминов
Гуна — (санскр. guna = род, свойство, более высокая степень) термин индийских грамматиков, означающий известное отношение между гласными звуками двух различных видов одного и того же корня. Так, от корня cit (замечать, понимать, знать) Г. будет cet и т … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
гуна — См. guṇa … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Гуна — в миф. представл. и религ. философских воззр. древ. индийцев обознач. трех состояний, свойств, сил, присущих природ. субстанции (пракрити) как источ. всех проявл. и непроявл. объектов. Это: сатва уравновеш., гармонич., благое начало,… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Гуна — (др. – инд.) – «свойство», «качество» – название трех основных состояний, свойств, сил, присущих первичной природной субстанции (пракрита) как источнику всех проявленных и непроявлен ных объектов. Это сатва (гармония, уравновешенность), раджас… … Мифологический словарь
Что означает слово гуна
Полезное
Смотреть что такое «ГУНА» в других словарях:
ГУНА — ГУНА, гуня жен. худая, ветхая, истасканная одежда, рубище; заплатник, тяжелко сев. и вост.; | поддевка, парусинник, ветхий полушубок или армяк, крытый простым холстом твер. перм. | Рубаха, сорочка вят. | Ветошь, обноски, отрепье, тряпье, тряпица… … Толковый словарь Даля
ГУНА — (др. инд. guna, «качество», «свойство»), в мифологических представлениях и религиозно философских воззрениях древних индийцев обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и… … Энциклопедия мифологии
Гуна — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога … Википедия
гуна — [گونه] 1. ранг, лавн 2. хел, навъ; тарз, равиш, тавр; гуна гуна гуногун, ҳар хел; ҳархела; ин гуна а) ин хел, ин навъ; б) ин тавр, ин тарз; ҳар гуна ҳар хел, ҳар навъ; ҳар қадар; ҳеҷ гуна ҳеҷ навъ, ҳеҷ хел; чӣ гуна а) чӣ хел, чӣ навъ; б) чӣ тарз … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Гуна — качество, особенность, атрибут или свойство. Качества пяти элементов. Все три качества являются составными частями всех людей (например, саттва, раджас и тамас; благость, страсть и инерция; или добродетель, порок и невежество) … Словарь восточных терминов
Гуна — (санскр. guna = род, свойство, более высокая степень) термин индийских грамматиков, означающий известное отношение между гласными звуками двух различных видов одного и того же корня. Так, от корня cit (замечать, понимать, знать) Г. будет cet и т … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
гуна — См. guṇa … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Гуна — в миф. представл. и религ. философских воззр. древ. индийцев обознач. трех состояний, свойств, сил, присущих природ. субстанции (пракрити) как источ. всех проявл. и непроявл. объектов. Это: сатва уравновеш., гармонич., благое начало,… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Гуна — (др. – инд.) – «свойство», «качество» – название трех основных состояний, свойств, сил, присущих первичной природной субстанции (пракрита) как источнику всех проявленных и непроявлен ных объектов. Это сатва (гармония, уравновешенность), раджас… … Мифологический словарь
Что означает слово гуна
Полезное
Смотреть что такое «Гуна» в других словарях:
ГУНА — ГУНА (санскр. guna, букв. нити, пряди) 1) категория (падартха) вайшешики, означающая качество, или атрибут субстанции (дравья). В “Вайшешика сутрах” упоминается 17 видов гун, среди которых не только специфические свойства элементов (бхуты)… … Философская энциклопедия
ГУНА — ГУНА, гуня жен. худая, ветхая, истасканная одежда, рубище; заплатник, тяжелко сев. и вост.; | поддевка, парусинник, ветхий полушубок или армяк, крытый простым холстом твер. перм. | Рубаха, сорочка вят. | Ветошь, обноски, отрепье, тряпье, тряпица… … Толковый словарь Даля
ГУНА — (др. инд. guna, «качество», «свойство»), в мифологических представлениях и религиозно философских воззрениях древних индийцев обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и… … Энциклопедия мифологии
Гуна — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога … Википедия
гуна — [گونه] 1. ранг, лавн 2. хел, навъ; тарз, равиш, тавр; гуна гуна гуногун, ҳар хел; ҳархела; ин гуна а) ин хел, ин навъ; б) ин тавр, ин тарз; ҳар гуна ҳар хел, ҳар навъ; ҳар қадар; ҳеҷ гуна ҳеҷ навъ, ҳеҷ хел; чӣ гуна а) чӣ хел, чӣ навъ; б) чӣ тарз … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Гуна — качество, особенность, атрибут или свойство. Качества пяти элементов. Все три качества являются составными частями всех людей (например, саттва, раджас и тамас; благость, страсть и инерция; или добродетель, порок и невежество) … Словарь восточных терминов
гуна — См. guṇa … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Гуна — в миф. представл. и религ. философских воззр. древ. индийцев обознач. трех состояний, свойств, сил, присущих природ. субстанции (пракрити) как источ. всех проявл. и непроявл. объектов. Это: сатва уравновеш., гармонич., благое начало,… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Гуна — (др. – инд.) – «свойство», «качество» – название трех основных состояний, свойств, сил, присущих первичной природной субстанции (пракрита) как источнику всех проявленных и непроявлен ных объектов. Это сатва (гармония, уравновешенность), раджас… … Мифологический словарь
Что означает слово гуна
Гуны (санскр. गुण) — санскритский термин, берущий свое начало из индуистской философии санкхья, который описывает качества или свойства проявленного мира. Само слово «гуна» в буквальном переводе означает «верёвка». Это три начала материальной природы реальности, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, творящей мир. Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность воплощенной в мир души, которую они обусловливают. Очень условно их можно сравнить с четырьмя первоэлементами западной философии.
Артур Авалон поясняет природу гун: «Термин «гуна» обычно переводится как «качество», однако такой перевод принимается только из-за отсутствия более лучшего. Конечно, не следует подвергать сомнению тот факт, что три гуны (саттва, раджас и тамас), которые есть Пракрита, составляют саму Ее сущностную субстанцию. Это действительно так, ведь вся природа, проистекающая из Нее (или Махакарана-сварупа), называется Тригунатмака, и состоит из поименованных трех гун, сочетающихся разными состояниями и взаимосвязями» [1].
Кроули поясняет, что в европейской философии трем гунам соответствуют три качества, соотносимых с тремя алхимическими элементами — Сера, Ртуть и Соль [3].
Содержание
Три гуны
Обычно говорят о трех гунах:
Авалон указывает: «Функции саттвы, раджаса и тамаса — это, соответственно, проявлять, активизировать и подавлять. Раджас— динамический, а саттва и тамас — статические принципы. Следует отметить, что ни саттва, ни тамас не могут ни проявлять, ни подавлять, пока раджас не активизирует их. Гуны эти функционируют путем взаимного подавления» [6].
В «Бхагавадгите» утверждается, что человек — марионетка во власти трёх гун материальной природы:
Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение [7].
Один из важнейших афоризмов индуистской философии гласит: «Гуны вращаются» [8]. Это означает, что, согласно учению о непрерывных переменах, там, где преобладает какая-либо из трех гун, ничто не может оставаться в одной фазе постоянно: сколь бы тяжелым и вялым ни был предмет, настанет срок, когда он придет в движение. Окончанием усилия и наградой за него станет состояние ясного покоя, которое, однако, со временем снова выродится в исходную косность [9].
Смысл названия «гуна»
Слово «гуна» можно перевести как «верёвка».
Верёвка изготавливается путём переплетения трёх пучков волокон. Вначале волокно разделяется натрое, и получившиеся три нити скручивают вместе, после чего скручиваются второе и третье волокно. В конце получившиеся три нити волокон переплетают вместе. Таким образом, верёвка становится очень прочной. Точно так же, в результате смешения трёх гун материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса — появляется некий вторичный продукт. Затем они опять смешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая верёвка, состоящая из гун, переплетённых бесчисленное количество раз. Таким образом, майя связывает индивидуума всё сильнее и сильнее. Своими силами он не в состоянии освободиться от пут иллюзорной энергии.
Вишуддха-саттва
В то время как материальным миром правят три гуны, в духовном мире гуны страсти и невежества полностью отсутствуют; там есть только вишуддха-саттва — гуна благости (буквально «чистая благость»), свободная от примеси невежества и страсти.
В материальном мире даже тот, кто целиком находится под влиянием гуны благости, иногда испытывает на себе воздействие гун невежества и страсти. Но в духовном небе, гуна благости существует в чистом виде. По легендам, тамобитает Верховный Господь Вишну и его преданные, которые имеют ту же духовную природу вишуддха-саттвы, то есть находятся под влиянием гуны чистой благости.