Что означает слово гой еси
Гой еси
Содержание
Этимология
Гой — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой. Исторически тот же корень — в словах жить из древнерусского жити (здесь другая ступень чередования) с исходным значением «кормиться, питаться, выздоравливать», «жизнь», «живить», «живой». В словаре Даля гоить — стар. «говеть, жить, здравствовать». [4] У И. И. Срезневского гоити — «живить», [5] то есть гой может рассматриваться как форма повелительного наклонения от этого глагола. В украинском языке слово загоїти означает «залечить», «заживить» (например, раны). Кроме того, слово гой засвидетельствовано в древнерусском языке и в других контекстах, где трактуется (по словарю И. И. Срезневского) как «мир, спокойствие, pax, fides, amicitia». Еси — устаревшая личная форма глагола-связки «быть» во втором лице единственного числа.
В современном русском языке слово гой деэтимологизировалось и воспринимается лишь как междометие в составе данной формулы, становится «вызывательным восклицанием, ободрительным вызовом» (по словарю Даля).
С корнем гой связано сохраняющееся в современном языке слово изгой (от изжити). Оно в древнерусском языке было социальным термином и означало лицо, «изжитое», «выжитое», т. е. утратившее связь со своей социальной средой. [6] [7]
Опираясь на подобное значение слова изгой, некоторые исследователи трактуют формулу гой еси как знак принадлежности к общине (роду, племени, нации, расе): «Ты есть наш, наших кровей».
Б. А. Рыбаков видит здесь указание на мужскую потенцию адресата (то есть гой значит, согласно ему, «крепкий мужчина», лат. vir in plenis potentia ), опираясь на диалектное значение слова гоило — «фаллос» (буквально «живитель»).
В славянских языках «гойный» означает «изобильный». «Гоити» — «живить» (отсюда «изгой» — исключенный из жизни). «Гоило» переводится как фаллос и поэтому выражение русских былин «гой еси, добрый молодец» означает примерно: «vir in рlenis рotentia». Весь комплекс слов с корнем «гой» связан с понятиями жизненности, жизненной силы и того, что является выражением и олицетворением этой силы.
— Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»
Гой еси, иже еси на небеси: что значит слово еси в молитвах?
Глагол «быти» спрягается следующим образом:
Я есмь
Ты еси
Он/она/оно есть
Мы есмы
Вы есте
Они суть
Старинное местоимение «иже» означает «который», то есть дословно эта строчка переводится на современный русский так: «Отец наш, который находится на небе».
Русская православная церковь в вечерних и утренних молитвах используется следующий текст молитвы Господней (в современной орфографии):
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.
В евангелиях от Матфея и от Луки приводится немного различный текст молитвы.
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Евангелие от Матфея. 6:9-13
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Евангелие от Луки. 11:2-4
Величание «гой еси» характерно для былин и других произведений устного народного творчества. Например, героя могут приветствовать словами: «Ой ты гой еси, добрый молодец!»
Фрагмент картины Виктора Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Полный текст песни Noize MC «Гой еси»
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Небеси, небеси, небеси.
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Гой еси, Noize MC, славься на Руси,
Чушь неси, голоси да бабло коси,
По земле колеси, как AC/DC,
Пока не эмигрируешь на небеси.
Небеси, небеси, небеси.
Небеси, небеси, небеси.
Пока не эмигрируешь на небеси.
Небеси, небеси, небеси.
Небеси, небеси, небеси.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОЙ У СЛАВЯН. ЧТО ЗНАЧИТ “ГОЙ ЕСИ”?
Все мы помним былинное и сказочное: “Гой еси, добрый молодец…”. И большинство людей воспринимают эту фразу как приветственно-величальную формулу, в значении: «будь здоров!».
И подобная расшифровка имеет свои корни. Ведь в словаре Даля “гоить” — стар. «говеть, жить, здравствовать». У И. И. Срезневского “гоити” — «живить». Некоторые учёные возводят происхождение данного слова к праиндоевропейскому корню*gi — «жить».
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОЙ
Круг значений, передаваемых этим корнем в народных говорах русского языка весьма обширен:
ГОИТЬ, гою, гоишь:
…20. Успокаивать, угомонить.— Ср. Гаить (=качать).
ГОЙНЫЙ:
ГоИТЬСЯ:
ГОиТЬСЯ:
Заживать (о ране). Нога у Лупана гоится.
ГОЙКА:
Пирушка, попойка, угощение.
ГОЙКАТЬ, ГОЙНУТЬ:
ГОЁНЫЙ. Гоеная пряжа. Пряжа, прокипяченная в воде для придания ей мягкости.
Таким образом, “гой” — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой.
Значение слова гой. Славянские корни слова
И на этом можно было бы закончить исследование, если бы не этимология, в которую филологи заглядывают всё реже и не написание этого слова, встречающееся в 12 веке:
ГОЇ – в этимологии и словообразовании “го” вполне самостоятельный и очень важный для древнерусского языка корень, имеющий такую же силу, как и его пара слог “га” (но-га, теле-га, ра-ду-га): го-ра, бла-го, дол-го, подол-го и т.д. Все слова, где этимологически “го” – самостоятельный корень, связаны с длительными или малозаметными изменениями, в отличие от слов с “га”, где изменения внешние и значительные.
А если проследить этот путь дальше, то мы узнаем, что в рунике восточных славян существовало 2 буквы, дававшие звук “г” “га” и “гх” “го”, которые использовались для обозначения слов по-разному, а также на основе их рисовались рунескрипты и ставы, где прообраз “га” символизировал внешнее движение, достижение через внешние усилия, а прообраз “го” – через внутренние изменения самого человека.
Ещё одним доказательством данного значение корней является и то, что все знаки свастик лучевых созданы как раз таки на основе прообразов этих корней: левосторонние – на основе руны, символизирующей “го”, а правосторонние – “га” (от нее пошла и современная Г).
Соединяя всю полученную информацию, мы получаем, что само слово “ГОЙ” означало обращение к человеку, что идёт своим внутренним путём, меняя себя, преодолевая испытания тремя хладами за счёт веры и веды. И тогда становится понятно, почему в сборниках сказок 17-18 века мы периодически встречаем после фразы “Гой еси, добрый молодец?” – вопросительный знак, а не восклицательный.
То есть это фраза-вопрос, а не утверждение. Фактически, Баба Яга спрашивает: “Зачем ты, добрый молодец, сюда пришёл?” – и тогда становится понятна и вторая фраза, также часто продолжающая монолог ведьмы: “Дело пытаешь (ищешь), аль от дела лытаешь (убегаешь)?”
Этот вопрошающий монолог героине о самоосознанности пришедшего героя, его целях на путешествие в пограничный мир, о наличии стремления изменить себя, стать более совершенным, светоносным.
Кого на Руси называли изгоем?
Что означает слово гой еси
Почему Баба Яга, приветствуя доброго молодца, употребляет слово “ГОЙ”, и что оно значит?
Все мы помним былинное и сказочное: “Гой еси, добрый молодец…”. И большинство людей воспринимают эту фразу как приветственно-величальную формулу, в значении: «будь здоров!».
И подобная расшифровка имеет свои корни. Ведь в словаре Даля “гоить”— стар. «говеть, жить, здравствовать». У И. И. Срезневского “гоити” — «живить». Некоторые учёные возводят происхождение данного слова к праиндоевропейскому корню*gi — «жить».
Значение слова гой
Круг значений, передаваемых этим корнем в народных говорах русского языка весьма обширен:
ГОИТЬ, гою, гоишь:
…20. Успокаивать, угомонить.— Ср. Гаить (=качать).
Thank you!
We will contact you soon.
ГОЙНЫЙ:
ГоИТЬСЯ:
ГОиТЬСЯ:
Заживать (о ране). Нога у Лупана гоится.
ГОЙКА:
Пирушка, попойка, угощение.
ГОЙКАТЬ, ГОЙНУТЬ:
ГОЁНЫЙ. Гоеная пряжа. Пряжа, прокипяченная в воде для придания ей мягкости.
Таким образом, “гой” — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой.
Значение слова гой. Славянские корни слова
И на этом можно было бы закончить исследование, если бы не этимология, в которую филологи заглядывают всё реже и не написание этого слова, встречающееся в 12 веке:
ГОЇ – в этимологии и словообразовании “го” вполне самостоятельный и очень важный для древнерусского языка корень, имеющий такую же силу, как и его пара слог “га” (но-га, теле-га, ра-ду-га): го-ра, бла-го, дол-го, подол-го и т.д. Все слова, где этимологически “го” – самостоятельный корень, связаны с длительными или малозаметными изменениями, в отличие от слов с “га”, где изменения внешние и значительные.
А если проследить этот путь дальше, то мы узнаем, что в рунике восточных славян существовало 2 буквы, дававшие звук “г” “га” и “гх” “го”, которые использовались для обозначения слов по-разному, а также на основе их рисовались рунескрипты и ставы, где прообраз “га” символизировал внешнее движение, достижение через внешние усилия, а прообраз “го” – через внутренние изменения самого человека.
Ещё одним доказательством данного значение корней является и то, что все знаки свастик лучевых созданы как раз таки на основе прообразов этих корней: левосторонние – на основе руны, символизирующей “го”, а правосторонние – “га” (от нее пошла и современная Г).
Буква “инить” – Ї, исчезнувшая к 14 веку из письменного обращения, в своей образности противостояла букве “ис” – I – символизирующую “лёд” в духовном смысле, как отсутствие тепла Ра и Света, а для человека – 3 испытания: хладностью живота (ленью), сердца (обидами и равнодушием) и чела (шаблонностью разума, глупостью). Инить символизировала преодоление трёх хладов за счёт веры и веды (осознанного знания).
Соединяя всю полученную информацию, мы получаем, что само слово “ГОЙ” означало обращение к человеку, что идёт своим внутренним путём, меняя себя, преодолевая испытания тремя хладами за счёт веры и веды. И тогда становится понятно, почему в сборниках сказок 17-18 века мы периодически встречаем после фразы “Гой еси, добрый молодец?” – вопросительный знак, а не восклицательный.
То есть это фраза-вопрос, а не утверждение. Фактически, Баба Яга спрашивает: “Зачем ты, добрый молодец, сюда пришёл?” – и тогда становится понятна и вторая фраза, также часто продолжающая монолог ведьмы: “Дело пытаешь (ищешь), аль от дела лытаешь (убегаешь)?”
Этот вопрошающий монолог героине о самоосознанности пришедшего героя, его целях на путешествие в пограничный мир, о наличии стремления изменить себя, стать более совершенным, светоносным.
Кого на Руси называли изгоем?
Ещё одним подтверждением наших рассуждений становится путь, который даёт нам сохранившееся в русском современном языке слово “изгой”. В древнерусском языке этот социальный термин означал лицо, «изжитое», «выжитое», то есть утратившее связь со своей социальной средой, то есть «изгой» — исключённый из жизни.
Согласно традиции в изгои попадали люди, посягнувшие на жизнь родича, князя, дитя, женщины, разрушившие святыню, сжегшие священные книги, отвернувшиеся от рода своего. Все эти преступления основаны на гордыни, а та, в свою очередь, является душевной болезнью, отказом от самопознания, желанием прогнуть мир под себя, а не измениться самому. Изгой сначала отказывается от гойности, изгоняет дух из себя, и лишь за это и общество изгоняет его.
А ещё во всех песнях, где встречается слово “Ой…” издревле использовали слово “Гой…”. Со временем первая “Г” смягчилась и исчезла (это можно подтвердить, сравнивая тексты песен в сборниках 17 и 19 веков). В таком ключе все наши песни из печальных, с использованием “Ой”, как форма жалости, превращаются в оживляющие и жизнеутверждающие песни – призыв быть гоем – человеком, познающим себя, как часть Бога, ищущим внутри себя свет, изгоняющим из себя лёд душевный, хлад.
Если и вы хотите научиться понимать скрытый смысл русских сказок? Глубже узнать образы наших предков из древних сказаний? Для вас семинар “Тайный шифр русских сказок”.
Гой еси!
#Русское Средневековье
«Ой, ты, гой еси, добрый молодец!» – из раза в раз читали мы, как приветствуют такими словами героя в сказках, песнях и былинах. Сейчас может показаться, что забытое слово «гой» всего лишь междометие, что-то среднее между восклицаниями «гей!» и «ой!», однако в таком упрощенном варианте оно было не всегда; первоначально оно имело куда более определенный и даже сакральный смысл.
Приветствие гой еси, которым пользовались восточные славяне, восходит к глубокой древности. Слово «гой» у древних народов искони связывалось со здоровьем, жизнью, живительной силой. Скажем, в авестийском языке слово gaya значило жизнь, время жизни. Литовское gajus относилось к тому, что легко вылечивает. Сюда же вплотную примыкают украинское гоїти – исцелять, излечивать, и польское goic с такими же значениями.
Сказать встречному «гой еси!» было эквивалентно нашему «будь здоров!», «будь жив!». Само же слово гой было повелительной формой глагола гоить – здороветь, хорошо жить, здравствовать.
Правда, насчет этого есть и другие версии. В современном русском языке сохранилось только два слова с корнем гои: изгой и изгойский. А кто такой изгой, нам хорошо известно – человек, выпавший из социальной среды, отщепенец, выжитый из рода (правда, в старину это слово далеко не всегда относилось к тем, кто просто скатился по социальной лестнице).
Если гой означает жизнь, то получается, что слово изгой означает человека вне жизни, того, кому нет больше житья на этом белом свете, словом, изгнанника. По другой версии, словом гой обозначалась община, да и вообще мир в целом. В таком случае изгой – это чужак, пришлый из чужой общины. Больше всего изгоев – если обратиться к древним летописям – было в Новгороде, который традиционно был населен разными племенами. В процессе разложения патриархальной общины многие становились дружинниками или купцами. Так что в число изгоев входило довольно большое число людей: от простого выходца из общины до шатающегося по свету бобыля (т.е лично свободного человека). В таком случае, раз изгой был человеком, оторвавшимся от своего общества, то гой, наоборот, относился к человеку, погруженному в родную среду.
Впрочем, если слово гой воспринимать именно так, то обращение «ой, ты, гой еси, добрый молодец!» буквально значило «ты, добрый молодец, есть наш человек», «ты человек из нашего рода». Как тут не вспомнить киплинговское «мы с вами одной крови – вы и я!». Однако приветствия, завязанные на терминах родства, были совершенно не свойственны восточным славянам, да и обращаться к первому встречному как к родному выглядит несколько странно.
Поэтому, все же, стоит придерживаться версии, что приветствие гой еси означало всем нам понятное и знакомое здравствуй, тем более что в некоторых былинах можно встретить и переходные варианты:
Он во гридню идет – да Богу молится,
А кормилице-матенке поклоняется:
«Уж ты здравствуешь, родна матушка!»
«Уж ты здравствуешь, млады Соловей,
А и младый Соловей Будимерович!»
Постепенно гой еси становится простым возгласом и искажается до не совсем понятных гоясов, которые, в свою очередь, становятся совсем уж далекими воясами. Подчас доходило до того, что слово воясы принимали за слово войны.
А на смену древнейшему приветствию гои еси приходят формы с праславянской основой на здрав-, которыми мы пользуемся по сей день. Они восходят уже не к идее живительной силы. Первоначально «съдоровъ» означало «из хорошего дерева». Расширяется и его применение: если гой еси в качестве прощального приветствия никогда не использовалось, то фразой «будь здоров!» сейчас можно и встретить, и проститься.