Что означает слово философия в переводе с греческого языка означает
Значение слова «философия»
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная философия. □ — Всем нам — рано философствовать, нет у нас материала для этого, ведь философия — сводка всех знаний о жизни, а — мы с вами что знаем? М. Горький, Н. Е. Каронин-Петропавловский. || Чье-л. учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Философия Лейбница. □ Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности. Ленин, Три источника и три составных части марксизма.
2. Разг. Сложившееся убеждение по поводу чего-л.; концепция. — Поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и черт вас дери. Вот моя философия. Достоевский, Братья Карамазовы. Обида за обиду и услуга за услугу — к этому сводилась нехитрая философия Гулии. Паустовский, Колхида.
3. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки, области знания и т. п. Философия истории. Философия математики. Философия права.
4. Разг. ирон. Отвлеченные, общие, не идущие к делу рассуждения. [Боркин:] Вас в церкви давно ждут, а вы тут философию разводите. Чехов, Иванов. [Елизавета:] Ну вот, началась философия! Это ты у отца научился словами играть. М. Горький, Достигаев и другие.
5. Разг. устар. Название среднего из трех классов (риторика, философия, богословие) духовной семинарии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.
Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.
Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.
ФИЛОСО’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. philosophia]. 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая ф. Античная ф. Идеалистическая ф. 2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Ф. математики. Ф. языкознания. Ф. права. 3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). — Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить
4. Встарину — название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
филосо́фия
1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания ◆ Изучать философию в университете. ◆ Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. ◆ Материалистическая философия. ◆ Античная философия. ◆ Идеалистическая философия.
2. научн. теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки ◆ Философия истории. ◆ Философия права. ◆ Философия математики. ◆ Философия языкознания.
3. устар. название среднего из трёх классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: преумножить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
что означает слово философия в переводе с греческого
Как появляются человеческие философии?
Их создают люди, возможности которых ограниченны. В Библии говорится: «Не может идущий направлять свои шаги» (Иер. 10:23). История подтверждает, что попытки пренебречь этим ограничением не приносят ничего хорошего. Однажды «Иегова отвечал Иову из бури и сказал: „Кто это затемняет замысел словами без знания? Подоткни под пояс свою одежду по-мужски и позволь, я расспрошу тебя, а ты рассказывай мне. Где ты был, когда я основывал землю? Скажи, если ты наделен пониманием“» (Иов 38:1—4). (Люди имеют лишь ограниченные возможности. Кроме того, их жизненный опыт относительно невелик и обычно ограничивается одной культурой или окружающей средой. Поэтому круг знаний, которыми обладают люди, сравнительно узок, а в мире все настолько взаимосвязано, что люди постоянно находят какие-то новые, не учтенные ими аспекты. Эти ограничения отражаются во всех созданных ими философиях. )
Их создают несовершенные люди. «Все согрешили и лишены славы Бога» (Рим. 3:23). «Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце его — пути смерти» (Прит. 14:12). (Из-за несовершенства людей в их философиях часто отражается элементарный эгоизм, который, хотя и может приносить сиюминутное удовольствие, ведет к разочарованию и лишает счастья. )
На них влияют демоны. «Весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоан. 5:19). В Библии говорится, что Сатана Дьявол «вводит в заблуждение всю обитаемую землю» (Отк. 12:9). «Вы когда-то ходили, сообразуясь с системой вещей этого мира, по воле того, кто повелевает властью воздуха, духа, который действует теперь в сыновьях непокорности» (Эф. 2:2). (Такое влияние отражается в философиях, которые подталкивают людей к тому, чтобы не подчиняться полезным и справедливым требованиям Бога. Неудивительно, что, как свидетельствует история, человеческие философии и планы часто приносят горе множеству людей. )
Происхождение слова философия
Филосо́фия. Название науки о мироустройстве образовано по тому же принципу, что и филология (см.); во второй части этого слова — греческое существительное со значением «мудрость» (женское имя София, кстати, и означает «мудрость»). В старые времена философию называли еще любомудрием.
Философия. Древнерусское — философия. Старославянское — философия (ученость). Греческое — philosophia (любовь к мудрости). Слово «философия» заимствовано из греческого языка. Первое упоминание «философии» относится к XII в. Первоначально под «философией» понималась «совокупность всех наук». В XVIII–XIX вв. популярным было противопоставление слов «философия» и «любомудрие». Современные значения этого слова — «учение о бытии и об отношении человека и мира», «наука о законах развития природы, общества и разума», а также «методологические принципы, лежащие в основе каждой науки». Производные: философский, философствовать, философ.
Филосо́фия. Первый из двух элементов, составляющих это слово, тот же, что и в предыдущем: «любо-». Второй, «софия», переводился раньше на русский язык довольно точно, как «мудрие». Все вместе означало, таким образом, «любомудрие» — «любовь к мудрости». Наше имя «София, Софья» имеет это же происхождение: оно значит «мудрость».
филосо́фия др.-русск. философия «ученость» (Хож. игум. Дан., Жит. Стеф. Пермск.), ст.-слав. философиѩ — то же (Супр.). Из греч. φιλοσοφία. Знач. совр. русск. слова обязано влиянию зап.-европ. языков, ср. нем. Philosophie, франц. philosophie.
Филосо́фия. Заимств. из ст.-сл. яз., в который оно пришло из греч., где philosophia (буквально — «любомудрие», см. филология) — сложение phileō «люблю» и sophia «мудрость».
Значение слова философия
Словарь Ушакова
филос о фия, философии, мн. нет, жен. (греч. philosophia).
1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая философия. Античная философия. Идеалистическая философия.
2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки (научн.). Философия математики. Философия языкознания. Философия права.
Словарь Ожегова
ФИЛОСОФИЯ, и, ж.
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Античная ф. Гегелевская ф. Немецкая классическая философия.
2. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какойн. науки. Ф. математики.
3. Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения (разг.). Целую философию развёл по пустякам.
• Мелкая философия на глубоких местах (ирон.) о наукообразных и бессодержательных рассуждениях.
| прил. философский, ая, ое (к 1 знач.).
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Энциклопедический словарь
Этимологический Словарь Русского Языка
Старославянское – философия (ученость).
Греческое – philosophia (любовь к мудрости).
Слово «философия» заимствовано из греческого языка. Первое упоминание «философии» относится к XII в.
Первоначально под «философией» понималась «совокупность всех наук».
В XVIII–XIX вв. популярным было противопоставление слов «философия» и «любомудрие».
Современные значения этого слова – «учение о бытии и об отношении человека и мира», «наука о законах развития природы, общества и разума», а также «методологические принципы, лежащие в основе каждой науки».
Производные: философский, философствовать, философ.
Фразеологический словарь русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
♦ У НН талант исследовательский, а душевный склад творческий: не филолог помогает философу, а философ давит филолога.
Культурология. Словарь-справочник
(лат. philio – люблю + греч. sophia – мудрость) – форма общественного сознания, направленная на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и исследующая познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение к миру.
☼ Термин «философия» впервые встречается у Пифагора; в качестве особого знания ее выделил Платон. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе. В процессе исторического развития сформировалась как самостоятельная система знаний, родственная мировоззрению. В настоящее время имеет множество школ и направлений.
теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ. филос. классики от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля складывается опр. категориальный аппарат рассмотрения мировоззренч. проблем, отмеченный чертами преемственности. Классич. Ф. ищет через арсенал собств. категорий универсальные, сущностные определения мира, его реалий. Мысль философа объективирует все богатство вещей, свойств и отношений, заключая его в сеть системно взаимосвязанных универсальных определений. Разрыв с филос. классикой, наметившийся еще в соч. Шопенгауэра, реализовался в работах Ницше. Мыслители постклассич. плеяды зачастую отрекаются от системного философствования, вводят категории, к-рые ранее отсутствовали в границах классич. Ф. Так, Хайдеггер, принявший на себя миссию разрушителя и критика классич. метафизики, ввел в противовес ее категориальному строю набор универсальных определений бытия-сознания — экзистенциалов, описывающих человеч. существование как изначально невещное и содержащее возможность объективации сущего. Эксперимент с филос. языком, выведение его на новые уровни мировоззренч. рефлексии — характерная черта постклассич. Ф. Вершиной этого процесса стала совр. постструктуралистская Деконструкция любых вариантов филос. теоретизирования. С этой целью Деррида создал категориальный аппарат, позволяющий, на его взгляд, проследить фонологоцентристские истоки европ. Ф. от др.-греч. авторов до Хайдеггера и Структурализма. Одновременно Деррида не посягает на фонологоцентристские системы, считая их существование правомерным и необходимым европ. культуре. Вслед за ним резонно предположить, что каждый новый уровень филос. рефлексии не отбрасывает всецело предыдущий, сохраняет его категориальную систему в качестве самодостаточной и самоценной при условии ее культурной значимости, связи с интересами коллективной практики. Филос. дискурс традиционно ориентирован в двух плоскостях — теор. и практической. Теор. Ф. всегда ставила умозрительные проблемы, сопряженные с осознанием сущности универсума и места в нем человека, возможностей и границ его познават. активности. Она находится в единстве с практич. Ф., направленной на рассмотрение нравств. и социально-полит. проблем. В компетенцию Ф. издавна входят онтологич., гносеологич., логико-методол., антропол., аксиологич., этич., эстетич., философско-религ., философско-истор. и др. проблемы. Научные теории фальсифицируются, обнаруживают свою неполноту при столкновении с невписывающимися в них фактами. В этом смысле филос. теории нефальсифицируемы: их универсальные утверждения не могут быть опровергнуты фактуально. Продуктивность той или иной филос. системы проявляется в ее способности рефлективного осмысления, синтеза достижений культуры опр. эпохи. История Ф. показывает, что сменявшие друг друга доктрины были ориентированы на мыслит. проработку существовавших форм культуры. Обыденный язык, религиозно-мифол. представления, мораль, искусство, наука, история могут находиться в сфере внимания философа, поставляя материал для его размышлений. Вместе с тем, философствование не сводится, как подчеркивает Кант, только лишь к знанию, а предполагает его проблематизацию в свете высших целей теор. и практич. разума. Ф. живет «вечными» проблемами, к-рые получают разл. решение на том или ином витке культурноистор. развития, и это во многом отличает ее от науки. Причиной тому известная константность диспозиций экзистенциального субъекта по отношению к миру, запечатлевающаяся в обыденном языке. Обращаясь к «вечным» проблемам, философы, однако, продуцируют новые идеи, к-рые становятся достоянием культуры. В роли эмпирич. основания филос. рефлексии может выступать любой акт экзистенциальной активности субъекта, факт культуры. Классич. филос. теории обнаруживают в наиболее полном виде тип дискурса, где базисные принципы дедуктивно развертываются во всеобъемлющую категориальную систему. Гегель показал, что исторически в качестве принципа философствования избиралось либо некое объективно существующее субстанциальное начало (вода, единое, нус, идея и т.д.), либо полюс субъективности (мышление, созерцание, ощущение, Я и т.д.). Деррида и др. теоретики Ф. Постмодернизма не приемлют сам способ центрации классич. филос. метадискурса вокруг объективного или субъективного принципов. Однако собств. аппарат приверженцев постмодернистской деконструкции классич. Ф. также центрирован вокруг нек-рых методол. категорий. В концепции Деррида таковой выступает «письмо». Деконструкция классич. Ф. стимулирует признание плюрализма стратегий мировоззренч. интерпретации универсума, их взаимодополнительности. Вслед за аналитикой корней того или иного филос. подхода вполне логично задуматься над возможностью синтетич. или реконструктивного движения, примиряющего разл. мировоззренч. интерпретации универсума, делающего их взаимодополнительными. Признание многообразия интерпретационных стратегий, возможности их взаимодополнительности в попытке построить многомерное и постоянно варьирующееся видение мира — итог эволюции постклассич. Ф. Совр. эпоха обнаруживает новые грани проявления мировоззренч., гносеологич., методол., социально-критич. и др. функций Ф. И сегодня, после многочисл. констатаций «смерти Ф.», она оказывается необходимым инструментом осмысления коллективной практики, самосознания человечества.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Кол 2:8,17:18; любовь к мудрости) — наука, имеющая предметом умственное исследование начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного, и отсюда — исследование и определение законов и целей и всего бытия вообще, и умственной и нравственной жизни и деятельности человека в особенности. Св. Писание внушает и одобряет употребление разума и знания (Прит 3:13-18, 8:10, 11, Прем. Солом. 6:20, Сир 6:18-37). В Новом Завете сам Господь, пришедший просветить род человеческий, сравнивая ум наш с телесным зрением и неведение с мраком и слепотою, ясно дает видеть важность умственного образования (Лк 11:33-36, Ин 12:35,46, Мф 15:14). Он обличал только ложную мудрость и заблуждения человеческие, но не истинное знание (Лк 11:52, Мф 22:29). Апостолы внушали верующим, чтобы они не были детьми по уму, но были совершенными (1 Кор 14:20) и молились, чтобы они избыточествовали в разуме и во всяком чувстве, чтобы узнать лучшее (Филип. 1:9,10). История Церкви свидетельствует, что многие из отцов и учителей Церкви обладали глубокими и обширными познаниями в философии, истории, естественных и других науках (Иустин муч., Климент Александр., Василий Великий, Григорий Богослов и др.). Но все попытки разума в достижении истины знания, в решении высших задач, во всех изысканиях своих без света Божественного Откровения, вне учения Церкви, не только недостаточны, неполны и односторонни, но иногда совершенно ложны и разрушительны. Примеры сего видим в самых знаменитых философах греческих. Сократ и Платон, веруя в единого Бога, допускали многих низших богов, учили чтить богов отечественных и не изменять народной религии. Сократ сомневался в бессмертии души. Платон искажал истину бессмертия учением о переселении душ. Аристотель признавал вечность материи. Зенон подчинял Бога и человека судьбе. И между новейшими философами, к сожалению, встречаются и материалисты, и атеисты и пр. Вот это и есть та ложная философия, о которой великий учитель языков говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлекся философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2:8). Где начало и корень этой ложной философии? Болезненная любовь к новизне несомненно увлекает человеческий разум и к ереси. Поистине люди часто забывают величественно трогательные слова Спасителя о детях: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф 18:3 и след.).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Теоретическое (но не научное) занятие, когда объектом изучения является все, способом – разум, целью – мудрость. Философия учит тому, чтобы лучше мыслить, а следовательно, лучше жить.
Это не наука и даже не познание (философия – не дополнительное знание, а размышление над тем, что знаешь), и именно поэтому, как говорил Кант, научиться философии нельзя – можно лишь научиться философствовать. В том же ставшем знаменитым труде Кант ограничивает область философии четырьмя вопросами: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? что такое человек? Три первых вопроса, подчеркивает он, сводимы к последнему («Логика», Введение, III). Но, добавим мы, все четыре выводят нас к постановке пятого, главного вопроса философии, настолько важного, что на его основе можно дать само определение философии. Вопрос этот – как жить? Стоит попытаться дать на него внятный ответ, как мы, хотим того или нет, приступаем к философствованию, кто лучше, кто хуже. С другой стороны, избежать необходимости ставить перед собой этот вопрос нельзя, получается, что освободить от занятий философией нас может только глупость или обскурантизм.
Помнится, когда-то я предложил еще более простое определение философии, точнее, философствования. Осмысливать свою жизнь и жить своей мыслью – вот что значит философствовать. Это, разумеется, не означает призыва к эгоцентризму и замыканию в себе. Осмысливать свою жизнь значит размышлять над тем, что она такое – здесь и сейчас, но также и по отношению к обществу, к истории, к миру, для которого она не центр, но следствие. Жить мыслью значит действовать по мере возможности и в меру долга, потому что иначе нам не остается ничего, кроме мечтаний и подчинения другим. Таким образом, философия есть мыслительная деятельность, приводящая к более активной, более счастливой, более разумной, более свободной, а значит – более мудрой жизни.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG philosophy)
любовь к мудрости. Изучение предельной реальности с помощью человеческого разума, логики, этики и т. д., с тем чтобы ответить на такие вопросы, как: Что действительно? Как мы познаем? Что мы должны делать?
М. Т. Рюмина ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Слово философия в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». Именно любовь к мудрости, а не сама мудрость. Любовь — это значит стремление, движение, путь к единству с чем-либо.
Предварительно о предмете философии можно сказать, что философия, во-первых, является наукой о всеобщем, так как она мыслит о всеобщих явлениях, которыми выступают, например, всеобщие законы становления мира или всеобщие законы развития сознания человека, и «инструментом» ее является также всеобщее — предельно абстрактные понятия. Иначе говоря, с одной стороны, философия является наукой о сущем в его всеобщих основаниях, а, с другой стороны, она является культивированием и обобщением «теоретического разума», т. е. теорией самой теории. Во-вторых, о философии также можно говорить как о самосознании культуры. Еще Гегель утверждал, что философия — это квинтэссенция целой исторической эпохи, схваченной в мысли. И, в-третьих, философия является формой мировоззрения.
Все эти три аспекта предмета философии, безусловно, глубоко взаимосвязаны, они фиксируют устойчивость и преемственность в развитии философии со времени ее возникновения в
VI в. до н.э. одновременно в трех регионах мира — в Древних Греции, Индии и Китае. Но предмет философии обладает еще и исторической относительностью, вызванной тем, что в разные эпохи в философских рассуждениях на первый план выходили какие-то одни проблемы, в то время как другие оставались в тени. Например, проблема единства мира и его бытия была центральной на заре развития античной философии, а вопросы теории познания, гносеологии, стали преобладать в западноевропейской философии Нового времени. И поэтому в первом случае философию можно было бы определить как науку о бытии, а во втором случае, как науку о принципах и методах познания мира. Но и в том и в другом случае, помимо главных проблем, другие философские вопросы, отошедшие в тень, все равно обязательно решались, так как они всегда сохраняли свое мировоззренческое значение.
Мировоззрение — это представления людей о мире в целом, которыми они руководствуются в своей практике. Можно выделить обыденное мировоззрение, свойственное каждому из людей в повседневной жизни. (В этом смысле говорят, что у каждого есть своя жизненная философия.) Оно, как правило, состоит из разнообразнейших мнений, которые часто противоречат друг другу, отличаются смутностью и неотрефлексированностью. Если мировоззренческая позиция тщательно продумана, исходит из единого основополагающего принципа, и логически обоснована, то обыденное мировоззрение становится теоретическим, или, собственно, философией. Для философии как теоретического мировоззрения главными проблемами выступают следующие: что есть мир и что есть человек, и какова связь между ними? Предметом философии как мировоззрения является, иными словами, отношение человека к миру. Само отношение к миру тут может быть понято как «мысль человека о мире и о самом себе» и ее практическое осуществление.
Мифология — это исторически первая форма общественного сознания и, соответственно, мировоззрения. В ней в синкретическом единстве представлены элементы всех позднейших проявлений сознания — религии, философии, науки, искусства и др. Основой мифологии служит мифологическая форма мышления и миф как ее своеобразная «единица». В мифах рассказываются истории жизни богов и людей. В мифах все противоположности сходятся, а противоречия не замечаются. В мифах идея слита с образом, фантазия с реальностью, естественное со сверхъестественным, субъективное с объективным, чувственное не отделено от рационального, а материя от духа. В мифах главную нагрузку несут воображение и обращение к памяти предков. Практический повседневный опыт проверяется ритуалом и традицией. Довольно поздно из мифологической формы сознания выделяются религия (развитые формы религии появляются во II тысячелетии до н.э.) и философия (VI в. до н.э.).
Если религия определяется как «вера в сверхъестественное», то имеется в виду то обстоятельство, что «сверхъестественное» уже отделилось от «естественного», и «сверхъестественное» понимается в религии как мир причин и сущностей всех явлений.
Но философия со времен своего возникновения всегда стремилась настоять на своей автономности, провозглашала свободу разума в выборе того, во что человек должен верить. Это — свобода, но не только свобода в движении к истине, но и свобода в заблуждении. Философия, фактически, утверждала способность разума выбирать себе богов, ведь первые философы переставали верить в Зевса или Посейдона, а говорили, что «вода» — это единое божество мира (как Фалес, например), или это — «первоогонь» (у Гераклита), или это — «Сфайрос», (космос в состоянии любовного смешения у Эмпедокла). Поэтому, можно сказать, что философия — это культ разума. А значит она все стремится измерить человеческой меркой, имеет в качестве «точки отсчета» человека, а не сверхъестественное. И поэтому философия тенденциозна по-своему, как и всякое мировоззрение, которое всегда носит ценностный характер, то есть зависит от тех ценностей, которые в ней провозглашаются основополагающими.
Философия считает точкой отсчета человека как самодостаточное и саморазвивающееся существо, и поэтому она опирается на практику человека в его повседневном бытии. Если мифология и религия ориентированы, преимущественно, на традицию и коллективный опыт поколений, то философия рождается из доверия тем знаниям, которые получены человеком на протяжении своего жизненного опыта, который впоследствии отливается и в научное знание.
Но тут есть одна сложность: взгляды одной личности часто противоречат взглядам другой, Аристотель уже не согласен со своим учителем — Платоном. И как туг решить: кто прав, а кто заблуждается? Философское знание не может быть удостоверено традицией, оно — всегда критика предшествующей традиции.
Поэтому только практика, жизненный опыт, а также логика, законы разумного мышления и непротиворечивость фундаментальным принципам эпохи удостоверяют приемлемость философского рассуждения.
Философия началась с различения уже в ранней древнегреческой философии «пути мнения» как ложного знания и «пути истины» как подлинного знания, которое неочевидно, не дано в чувствах, но может быть познано только умом. Истину могут получить только философы, которые бескорыстно созерцают мир и стремятся к знанию ради него самого. Истина открывается только любящему ее. Любовь к истине может служить синонимом философии, в этой любви к истине ее великое оправдание. Без стремления к истине философия теряет всякий смысл, оскудевает, теряет «жизненные соки», погружается в самокопание и саморазрушение и погибает.
Вопрос о том, является ли философия, собственно, наукой или она выходит за рамки науки и сродни искусству, имеет давнюю историю, но он воспроизводится вновь и вновь.
А Мартин Хайдеггер, ученик Эдмунда Гуссерля, и выдающийся мыслитель XX в., говорил о том, что философия все-таки сродни искусству в своем воспроизведении мира, потому что предмет ее — бытие, жизнь, а жизнь в ее осуществлении (экзистенции) не укладывается во рамки философских и научных понятий и категорий, которые схватывают общее, но упускают единичное, судьбу конкретного человека. Чтобы понять жизнь, ее надо пережить, прочувствовать, и тогда откроется знание, невыразимое рационально, а понимаемое непосредственно, интуитивно, подобно тому как художественный образ несет в себе множество смыслов, которые не все могут иметь рациональное выражение, некоторые открываются только в эмоциональном сопереживании.
Только искусство устами великих поэтов может выражать тайну бытия, истину человека и мира, потому что только искусство обладает способностью воспроизводить мир, действительность, жизнь в ее непосредственной целостности и реальности, а не частично, как это делает любая наука. Хайдеггер продолжил традицию рассмотрения философии как искусства, которая берет свое начало от Платона, и которую в Новое время возобновили романтики (например, Фридрих и Август Шлегели), Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др. Русские философы Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Павел Флоренский также были далеки от того, чтобы философию рассматривать только как науку. Им она представлялась как некий род будущего «цельного знания», которое есть синтез науки, религии, искусства и философии.
Во всяком случае, философия оказывается такой наукой, которая выходит за границы собственно науки. Это обстоятельство фиксируется, например, в распространенном тезисе о том, что «философия есть наука наук». Действительно, когда-то в древности философия бьша «колыбелью» почти всех известных ныне наук, но они давно от нее отпочковались, среди последних выделившихся из нее были, например, социология, психология, политология.
Философия сохраняет свое значение «науки наук» сегодня в том смысле, что только философия как наука о всеобщем делает своим предметом целостность любой вещи или явления, в то время как любая наука рассматривает явление всегда аналитично, односторонне, абстрагируясь от ее других проявлений. Поэтому вопрос о том, является ли она наукой или искусством, относится, например, и к медицине, поскольку медицина все-таки имеет своим предметом целостного человека, в единстве его души и тела, хотя она в современном своем виде стремится абстрагироваться от этого обстоятельства и сосредоточиться именно на соматических аспектах человеческого здоровья. А тело человека как приоритетный на сегодняшний день предмет медицины, в свою очередь, предстает как распадающееся на разные органы, за которыми соответственно закреплены и определенные науки и медицинские специальности. И поэтому современный врач не просто врач, а отоларинголог или кардиолог, лечит орган человеческого тела: уши, нос, горло или сердце, но не человека как такового в его единстве души и тела. В современном строении медицины, как в капле воды, отражается нынешняя дифференциация науки в целом, такое раздробление предмета науки, когда за деревьями уже не видно леса, когда даже смежные области научного знания уже плохо себе представляют о чем идет речь у соседей. Общая синтетическая тенденция в современной науке — это стремление дать системное описание целостного объекта исследования, для которого необходимо комплексное сотрудничество разных наук, и преодолеть, таким образом, «профессиональный кретинизм». Философия — единственная из наук, которая до последнего времени имела своей целью моделирование целостности объекта. Теперь на эту задачу претендует новая наука — синергетика, наука о самоорганизации систем, где подобные модели самоорганизации, разработанные, прежде всего, для неорганического мира, распространяются и на другие области научного знания, в том числе гуманитарного. (4, 35— 45). Глобалистские тенденции в развитии мира находят отражение и в научном познании. Но если эти новые науки (.меганауки: общая теория физики, кибернетика, теория системных исследований, теория глобальной эволюции, синергетика и т.д.) об универсальных закономерностях мира только формируются, то философия обладает проработанными категориями и понятиями, позволяющими анализировать всеобщее. Философия позволяет ориентироваться в этом новом глобальном мире и в его отражении в науке и в обыденном сознании. Иначе говоря, философия не теряет своего значения, а, наоборот, в условиях глобальной эволюции она позволяет соотнести совершенно разные области жизни и сферы сознания и понять, что происходит в современном мире, каково его будущее.
Иммануил Кант считал, что любая философия должна отвечать на три вопроса: «что я могу знать, что я должен делать и на что я могу надеяться?» Первый вопрос теоретический. Он о том, что человеку может раскрыться в его стремлении к познанию. В соответствии с этим знанием он должен устроить свою жизнь. Об этом практическом делании говорит второй вопрос. Философия — это не только знание, но и образ жизни в соответствии с ним. Человек всегда устремлен в будущее, он хочет выйти за пределы своей ограниченности и конечности и заглянуть в вечность. Все эти три вопроса об одном — о человеке и его судьбе. Но человек укоренен в мире и его жизнь связана с движением мира, у которого есть законы, поддающиеся познанию. Кант говорил о том, что чем дальше он живет на свете, тем больше его удивляет одно: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке. Они сопоставимы потому, что законы царят во внешнем мире и в самом человеке. И они всеобщи и необходимы. Эти вопросы представляют все «поле» философских рассуждений и открывают всецелое единство мира и человека, которое проявляется в тождестве законов, по которым они живут.
Это — основные сферы философского знания, которые рассматривают мир и человека как существующие (онтология) в Истине (гносеология), Добре (этика) и Красоте (эстетика). Но есть и другие области философского знания, это — философия культуры или культурология, философия науки, аксиология (наука о ценностях), философия языка, философская антропология (учение о человеке), философия религии, философия медицины и естествознания и др. Эти области философии имеют свой специфический предмет, но он обязательно соотносится с целостностью мира и человека.
Но есть сфера философии, которая имеет особое значение — это история самой философии. А.Ф. Лосев назвал историю философии «школой философской мысли» и это действительно так, потому что нет иного пути для развития философского мышления, как пройти самостоятельно тот путь, который был проложен мыслью великих философов. Любого из людей не может не увлечь «становление форм человеческого познания, рождение, развитие, столкновение, расцвет и гибель идей, наполняющих живое сознание человечества, воплощающихся в практической деятельности» (2, 251). И поэтому овладение любой сферой философского знания включает в себя, прежде всего, ознакомление с ее «фундаментом» — с историей и логикой идей.
Что же касается философских бесед, то они, по мысли французского философа Мишеля Монтеня, «имеют свойство веселить и радовать тех, кто участвует в них, и отнюдь не заставляют их хмурить лоб и предаваться печали». (3, 16). Он же
говорил о том, что здоровье начинается с души и духовной жизни человека, поэтому «душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело». (3, 16). Можно только согласиться с этим.
Аристотель. Метафизика // В кн.: Аристотель. Сочинения. В 4-х тт. М., 1975. Т. 1. С. 67-69.
Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч. 1. М., 1991.
Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. Вып. 2. М., 2001.