Что означает слово фэнтези
ФЭНТЕЗИ
Смотреть что такое «ФЭНТЕЗИ» в других словарях:
ФЭНТЕЗИ — (англ. phantasy букв. фантазия) жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, сказочной манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов,… … Большой Энциклопедический словарь
фэнтези — сущ., кол во синонимов: 1 • фантастика (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Фэнтези — У этого термина существуют и другие значения, см. Fantasy. Фэнтези[1] (от англ. fantasy «фантазия») жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался… … Википедия
ФЭНТЕЗИ — [тэ], неизм.; ср. [англ. fantasy от греч. phantazein делать видимым]. собир. Литературный жанр, в котором герои с невероятными способностями существуют в условной социальной и природной среде. // Произведение этого рода. Собирать ф. □ в зн. прил … Энциклопедический словарь
фэнтези — (тэ) неизм. ср. (англ. fantasy от греч. phantazein делать видимым); собир. а) Литературный жанр, в котором герои с невероятными способностями существуют в условной социальной и природной среде. б) отт. Произведение этого рода. Собирать фэ/нтези.… … Словарь многих выражений
фэнтези — I нескл. ср. Один из литературных жанров, сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса. II неизм. прил. Сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса (об одном из литературных жанров). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
фэнтези — (англ. fantasy – вымысел), разновидность фантастической литературы, основывающаяся на смешении признаков ряда исторических жанров европейского фольклора и средневековой письменности. Сюжеты связаны мотивами с волшебными сказками, с мифами,… … Литературная энциклопедия
фэнтези — (англ. fantasy) разновидность фантастики (см. фантастика): произведения, изображающие вымышленные события, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзя объяснить логически. В Ф. действуют… … Словарь литературоведческих терминов
фэнтези — ф энтези, нескл., ср. и неизм. (лит.) … Русский орфографический словарь
Фэнтези-футбол — игра, в которой участники формируют виртуальную команду футболистов, чьи прототипы принимают участие в реальных соревнованиях и, в зависимости от актуальной статистики своих выступлений, набирают зачетные баллы. Как правило, эти футболисты должны … Википедия
Что такое фэнтези, и что оно означает?
Чем так интересен жанр фэнтези? Ответы в статье!
Значение слова «фэнтези» интуитивно понятно каждому. Даже тот, кто ничего не слышал об этом жанре, хоть что-то да знает о Гарри Поттере, Гендальфе или Джоне Сноу.
Но, что значит “фэнтези”? Откуда взялся этот жанр?
Фэнтези, как литературный жанр
Если вы попытаетесь взглянуть в любой литературоведческий словарь, чтобы раз и навсегда понять, что же собой представляет этот литературный жанр, вас постигнет жестокое разочарование. Ничего, кроме расплывчатых формулировок, вы там увидеть не сможете.
Поэтому после признания в том, что термин «фэнтези» был взят из зарубежной литературы без какого-либо точного понимания, необходимо определить этот жанр, отделив его от других разновидностей фантастической литературы – прежде всего, научной фантастики.
Это сделать достаточно просто. Итак, что значит “фэнтези”?
Если в рациональной фантастике автор стремится логически обосновать включение вымышленных элементов в сюжет произведения, то создателя фэнтези это нисколько не беспокоит, и он демонстрирует читателю свой волшебный мир без каких-нибудь объяснений.
В самом деле, непонятно, каким образом шкаф или вокзал может превратиться в портал в другой мир, и где живет вся эта сказочная живность: хоббиты, гномы, эльфы.
Однако подобная «алогичность» фэнтези не для всех является достаточно убедительным доказательством отличия от научной фантастики.
И для желающих в сотый раз поспорить о том, что невероятней: зарождение жизни на далекой планете или говорящие бобры, напомним о важности не только сюжетного наполнения, но и самой логики преподнесения фантастического материала.
Другой же частой ошибкой является отнесение едва ли не всех произведений мировой литературы к жанру фэнтези только на том основании, что превращение портрета Дориана Грея или уменьшение шагреневой кожи из произведения Оноре де Бальзака никак не объяснено.
Вторая важная черта фэнтези – это применение специфических персонажей и хронотопа (термин, заключающий в себе и пространство и время).
Чаще всего героями подобных произведений становятся выходцы из западноевропейских и других мифов.
В этом отношении славянские предания и легенды “не пасут задних”, предоставляя жанру большое количество материала (например, знаменитый цикл «Волкодав» Марии Семеновой). Кроме того, авторы время от времени обращаются к восточным, африканским и американским мифам.
Что же касается хронотопа, то чаще всего действие в фэнтези происходит в мире, напоминающем отдаленно средние века.
Чем интересно фэнтези: тематика и основная идея
“Иногда фантастическая книга захватывает настолько, что кажется, будто из неё торчит когтистая лапа или свисает чешуйчатый хвост”.
Надея Ясминска
Тематическая «разбросанность» фэнтези, в какой-то степени обусловленная большим количеством источников заимствований, потребовала немедленного решения вопроса его классификации.
И здесь, как можно догадаться, единого мнения нет. Сейчас существует не менее десятка различных классификаций фэнтези. Например, исходя из сюжета, выделяют эпические фэнтези (которые, как правило, изображают длительную борьбу с сильным врагом) и «темные».
Для последних характерно заимствование элементов романов ужасов и фильмов нуар, передающих атмосферу кошмарного мира, где победило зло. Основываясь на этом же принципе, иногда выделяют романтические, мистические фэнтези и т. д.
Между тем, пусть подобное разнообразие героев и сюжетов не вводит вас в заблуждение. Жанр фэнтези может быть сведен к единому идейному посылу – стремлению через судьбу конкретного героя (неважно, в каком обличье он живет, – человека, животного или какого-то непонятного существа) решить вселенские вопросы бытия, понять, в чем состоит смысл жизни.
Пожалуй, это и есть главная черта фэнтези, отличающая его от других жанров.
Истоки фэнтези
Предшественниками и одновременно источниками современных фэнтези-романов считаются древние мифы и средневековые легенды о короле Артуре с присущим им магически-романтическим окрасом.
В русской литературе первым начал писать фэнтезийные тексты ныне забытый прозаик Вельтман, в произведениях которого переплелись исторические и сказочные элементы.
В Белоруссии в это же время творил Ян Барщевский, бравший за основу своих рассказов произведения фольклора.
Основатели жанра фэнтези
Рассмотрим первых писателей фэнтези.
Эдвард Дансени
ХХ век для фэнтези открылся именем Эдварда Дансени. Его «Боги Пеганы» и «Дочь короля Эльфландии» – едва не первый пример в литературе создания оригинального и абсолютно автономного мира со своими законами и традициями, о существовании которого читателю говорится просто так, без всяких ненужных объяснений.
Но Эльфландия не могла существовать, если бы не специфическое воспитание писателя: ему запрещали читать те книги и журналы, которые отсылали к событиям современности.
Напротив, мальчик помещался в мир сказок, что в сочетании с большими способностями лорда Дансени в древних языках помогло в будущем создать эти шедевры.
Джеймс Кейбелл
Вторым основателем фэнтези считается Джеймс Кейбелл, который предложил иронический вариант жанра. На страницах «Путешествия Мануэля», насчитывающего восемнадцать томов, автор создает целую энциклопедию различных мифологий, которые сейчас можно считать введением во всю литературу фэнтези.
Стиль автора неповторим: этакий коктейль иронии, сарказма и цинизма, оборачивающиеся неожиданным образом мягкой тоской писателя по «прекрасным событиям» (выражение самого Кейбелла).
К сожалению, литературная судьба писателя сложилась достаточно жестко: несмотря на то что в начале творческого пути с ним почитали за честь познакомиться классики американской литературы, затем его слава утихла, и последующие произведения не вызвали особого интереса.
Роберт Говард
Настоящей загадкой американской литературы считается Роберт Говард, который, казалось, весь был соткан из противоречий. Прожив каких-то тридцать лет, он оставил после себя огромное литературное наследство, давшее работу издателям на долгое время.
Роберт увлекался боксом, ему не был чужд культ силы и мощи (вспомним цикл о Конане-варваре). И вместе с тем, будучи другом Лавкрафта, он писал мистические произведения, работа над которыми открыл некое подспудное, невидимое для других «я», заставившее сильного мужчину выстрелить в себя после сообщения медсестры о близкой кончине матери.
Но любители фэнтези помнят и уважают Роберта Говарда, конечно, не за животрепещущую биографию, а за плодотворные эксперименты над этим жанром. В первую очередь речь идет о создании особого стиля «меча и магии», основанного на привлечении многих жанров, в том числе фэнтези и хоррора.
Такова история жанра фэнтези в первые десятилетия века. Затем ему суждено пережить необычайный расцвет благодаря творчеству всего лишь одного человека – английского писателя Джона Толкина.
Дж. Р. Толкин
Будучи молодым человеком, он уже мог похвастаться знанием нескольких языков, в том числе и мертвых, что помогло ему при изучении мифологии. Писатель, читавший «Беовульфа» и «Калевалу», хотел написать нечто походившее на эти произведения. Он даже создал собственный язык, эльфийский, на котором бы говорили герои будущего эпоса.
Экскурс по книгам Толкина
Таким монументальным полотном не суждено было стать «Хоббиту», ведь он являлся лишь сюжетом, вышедший из сказки. Однако таковым может считаться его продолжение. «Властелин колец» писался семнадцать лет, однако титанический труд того стоил.
Книга, переведенная на множество языков, считается среди почитателей фэнтези недостижимым идеалом писательского мастерства, а само имя Толкина осталось навсегда в сердцах благодарных читателей.
Итак, мы рассмотрели, что такое фэнтези, что это за жанр, и что он означает. Хотите что-то добавить? Пишите комментарии!
Фэнтези
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств (см. уся).
Содержание
Литература
Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению [3] Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.
Предтечей современного фэнтези стали романы А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) и «Новый Емеля, или Превращения» (1845).
Кинематограф
Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг, комиксов (манги) или снято по их мотивам. Самые известные фильмы в жанре фэнтези:
Телевизионные сериалы
Телесериалы в жанре фэнтези — жанр фантастического кино, в основе которого лежит мифология и сказки народов мира.
Сериал фэнтези больше похожи на исторические или приключенческие произведения, события в которых проходят в мифическом или фантастическом мире, похожем на историческое Средневековье, персонажи в котором борются с невероятными существами и событиями.
Фэнтези отличается от фантастики тем, что не пытается пояснить мир, с научной точки зрения. Мир фэнтези вымышлен от начала и до конца, географическое расположение — не поясняется: это может быть параллельная вселенная, иная планета, подчиненная иным чем на Земле законам. В таковом мире обычно реально существуют колдовство, боги и мифические создания (эльфы, драконы, тролли, гномы) и привидения.
Одним из популярнейших телесериалов в настоящее время является сериал, снятый по саге «Песнь Льда и Пламени» Дж. Мартина (по названию первой книги) — «Игра Престолов»
Ролевые игры
Настольные ролевые игры
В 1960-х—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения нового типа ролевых игр. В таких ролевых играх партия из одного/нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений (выполнение заданий, поиск артефактов).
Для количественного описания игрового мира используются различные ролевые системы. Среди ролевых систем можно выделить такие как Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») и GURPS (Generic Universal RolePlaying System — «общая универсальная система ролевых игр»).
Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: Forgotten Realms и Warhammer.
Ролевые игры живого действия
Живопись
Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи ещё до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.
Некоторые из остальных известных действующих художников:
Музыка
К тематике фэнтези неоднократно обращались музыкальные группы, в основном из играющих фолк или металл.
Существует ряд концептуальных альбомов у таких групп, как Blind Guardian, Summoning, Battlelore, с текстами, посвященными произведениям, в большинстве случаев — книгам Толкина.
Группы Rhapsody of Fire и Bal-Sagoth издают серии концептуальных альбомов со сквозным сюжетом. Тематика последних близка к книгам Р. Э. Говарда и Г. Лавкрафта. Российская группа Эпидемия также создала концептуальный сюжетный альбом «Эльфийская Рукопись» и его продолжение «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена». Существуют целые рок-оперы с фэнтезийными сюжетами, такие как «Avantasia» и «Дорога без Возврата».
Отдельно следует рассматривать т. н. бард-фолк или менестрелей, целиком посвятивших своё творчество фентазийной или средневековой тематике (Тэм Гринхилл, Йовин, Канцлер Ги, Ренни, Джем etc).
Архетипы фэнтези
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.
Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников. Но положительной особенностью жанра является полная свобода автора в этом вопросе. «Стандартный набор» может быть переосмыслен или вообще заменен — это в порядке вещей. Более того, некоторые авторы специально занимаются переосмыслением с целью подчеркнуть оригинальность своего произведения. Ниже перечислены основные штампы:
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицуне, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
Значение слова фэнтези
фэнтези в словаре кроссвордиста
фэнтези
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Википедия
Примеры употребления слова фэнтези в литературе.
Артурианская легенда, ирландские саги и поверья, бретонский или же валлийский Мабиногион в сто раз более подходит как исходный материал для фэнтези, чем инфантильная и примитивно сконструированная сказка.
Изучая классика далее, мы узнаем, что фэнтези принципиально отличается от сказки, ибо фэнтези это игра с ненулевой суммой, и вместе с тем не очень-то отличается от сказки, поскольку она одинаково антиверистична по отношению к событийному опыту.
И в сказке, и в фэнтези, допустим, Золушка едет на бал в тыкве, запряженной мышами, и ведь трудно представить нечто более неправдоподобное.
И давайте договоримся раз и навсегда: с точки зрения антиверизма фэнтези не лучше и не хуже, чем так называемая научная фантастика.
Англосаксы, доминирующие в фэнтези и создавшие сам жанр, имеют в своем распоряжении намного лучший материал: кельтскую мифологию.
И вот почему архетипом, прообразом ВСЕХ произведений в жанре фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
Того способа, которым авторы фэнтези отреагировали на времена, в которых им пришлось жить.
Легенде Круглого Стола, ибо артурианский архетип живьем переносит в фэнтези особенную, поэтическую меланхолию, свойственную этому жанру.
Давайте повторим эксперимент, снова возьмем любую книжку фэнтези с нашей полки и поглядим, о чем же она.
ЯРЫЙ не ищет в фэнтези смысла, ведь смысл прямо таки обязан возопить, что в ажурных доспехах в бой никто не ходит, ибо в таких доспехах не только сражаться опасно, в таких доспехах невозможно даже продираться сквозь заросли крапивы, которой поросли яры Мрачных Лесов и Серых Гор, где золота, как всем известно, нет.
У фэнтези имеется своя стабильная и обязательная группа потребителей, поэтому сей жанр заботится о вкусах упомянутой группы.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: fentezi
Задом наперед читается как: изетнэф
Фэнтези состоит из 7 букв
Значение слова фэнтези
Фэнтези в словаре кроссвордиста
фэнтези
Фэнтези Фэ́нтези ( — «фантазия») — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде.
Большой современный толковый словарь русского языка
( англ. fantasy) литературный или кино-жанр, сочетающий в себе черты фантастики, сказки, мифа или эпоса
Новый словарь иностранных слов
Современный толковый словарь, БСЭ
Словарь литературоведческих терминов
фэнтези, нескл., с. и неизм. (лит.)
Полный орфографический словарь русского языка
жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов онлайн-игра, в которой игроки собирают виртуальную команду из настоящих спортсменов и набирают баллы в зависимости от их выступления в настоящих играх
а Западе давно уже существовала такая фантастика, часто — вовсе не лучше русской по качеству: Говард, Асприн… Hо в той же фэнтези работал Желязны, и если его произведения назвать фэнтезийными утопиями, то почти всю российскую фэнтези следовало бы отнести к антиутопическому направлению.
Фэнтези — фэнтези постольку, поскольку есть в ней «мечи и магия», попытки расширить фэнтези-рамки, даже удачные («Дочь железного дракона»), есть лишь постмодернистский прорыв за оные рамки: вырвавшись, автор не расширяет пространство для последователей, а просто оказывается за границами жанра в гордом одиночестве.
Издательство просит отзывы об этой книге и Ваши предложения по серии «Магия фэнтези » присылать по адресу: 125565, Москва, а/я 4, «Издательство Альфа-книга» или по e-mail:mvn@armada.ru Информацию об издательстве и книгах можно получить на нашем сайте в Интернете: http://www.armada.ru Литературно-художественное издание Maгия фэнтези НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ФЭНТЕЗИ Сборник фантастических произведений Заведующий редакцией В.Н.Маршавин Ответственный редактор Т.A.Стельмах Художественный редактор Н.
В начале 60-х годов, в десятилетие, когда издательский бизнес все еще выходил из тени мрачного послевоенного соцреализма, очень мало вещей в жанре фэнтези печаталось в таком виде, чтобы их могли покупать малоимущие старшеклассники (за исключением рассказов этого жанра в изданиях вроде «Журнала фэнтези и научной фантастики», о существовании которых я тогда даже не знал), и богатый урожай разных видов фэнтези в «Неизвестном» стал для меня настоящим откровением.