Что означает слово эйс в волейболе
Термины
Словарь волейбольных терминов, жаргона и сленга
Блок – приём защиты, с помощью которого преграждается путь мячу, идущему от соперника. Осуществляется выносом любой части тела выше верхнего края сетки, но высота контакта с мячом может быть любой:
Групповой (коллективный): блок, выполняемый двумя или тремя игроками.
уступом: игрок четвертой зоны находится в метре от сетки и отвечает за оборону на всей сетке, помогая партнерам перекрыть атаку на всех направлениях.
Блокер – (разг.) блокирующий.
Блокировка – (устар.) то же, что блок.
Бросок – действие на блоке или при атакующем ударе на сетке, во время которого происходит длительное касание руки и мяча.
Взлёт (то же, что квик) – комбинация, при которой игрок совершает прыжок до момента передачи.
Вход в зону – то же, что впрыжка, отсечение.
Выйти (об основном связующем) – переместиться после приёма с задней линии в переднюю зону. Выход
Выстроить крышу (то же, что ставить забор) – выстроить блок, создающий значительные трудности для соперника.
Грызть зубами пол (то же, что землемерничать) – (разг.) очень активно выполнять защитные действия.
Двойное касание – действие, при котором игрок ударяет мяч два раза подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.
Дерево – (разг.) игрок со слабой техникой.
Диагональный – игрок, в расстановке находящийся в трёх номерах от основного связующего. Чаще всего выполняет функции нападающего: находясь в передней зоне, даёт возможность основному связующему выходить и пасовать с бóльшим количеством нападающих в передней зоне.
Доводка – первое касание, после которого мяч обрабатывается и направляется связующему. Плохая доводка, хорошая доводка.
Доигровка – ответное атакующее действие команды при собственной подаче.
Доигровщик – нападающий, играющий вторым темпом.
Жевать передачу – (разг.) отдать пас с проносом.
Задержка (то же, что захват) – действие во время верхней передачи, при котором мяч не отскакивает от рук игрока сразу.
Задняя линия – часть площадки, ограниченная боковыми линиями, лицевой линией и линией атаки; ср. передняя зона.
Заслон – действия, которыми волейболисты одной команды мешают своим соперникам видеть подающего или траекторию полёта мяча. Индивидуальный заслон, групповой заслон.
Захват – то же, что задержка.
Защита – действия игроков, предотвращающие атаку соперника или позволяющие оставить мяч в игре после этого; ср. приём.
Землемерничать – (разг.) то же, что грызть зубами пол.
Зона конфликта (конфликтная зона) – зона между принимающими игроками, подача в которую сильно затрудняет приём.
Интервал – промежуток времени (обычно три минуты) между партиями; ср. перерыв, тайм-аут.
Квик – то же, что взлёт.
Кидать – (разг.) отдавать пас для нападающего удара, не учитывая особенности техники игрока. Подкидывать. Ср. пасовать, разводить.
Козёл – (разг.) комбинация, осуществляемая игроком первого темпа, который демонстрирует намерение играть зону, но в последний момент делает шаг в сторону пасующего и атакует с короткой передачи.
Контрольный мяч – очко, выигрыш которого решает судьбу партии или матча; ср. сетбол, матчбол, матч-пойнт.
сзади: игрок из второй зоны идёт на взлёт, игрок второго темпа из третьей зоны – во вторую;
смешанный: то же, что обратный.
Матчбол (то же, что матч-пойнт) – очко, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча; ср. контрольный мяч
Матч-пойнт – то же, что матчбол.
Мёртвый мяч – (разг.) мяч, оказавшийся в таком положении, что крайне трудно оставить его в игре.
Надеть на уши – (разг.) игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч попадает в атакующего.
Отсечение – то же, что впрыжка, вход в зону.
Отскакивать, как от батареи (о мяче) – (разг.) отскакивать в неожиданном направлении от игрока, обрабатывающего мяч.
Очередь (атаки) (то же, что темп) – порядок, которому следуют игроки при нападении.
Парашют (то же, что свеча) – (разг.) подача, передача и другие действия игрока, приводящие к тому, что мяч летит по большой дуге. Подать парашют – то же, что сделать свечу.
Пас (то же, что передача) – направление игроком мяча партнёру по команде:
«Пас – два» («пас – три», «пас – четыре») – фраза, которую говорит связующий, прося тем самым организовать доводку во вторую (третью, четвёртую) зону.
Пасер (то же, что пасующий, разводящий, связка, связующий) – (разг.) игрок, чья основная функция – отдавать пасы нападающим.
Пасовать – отдавать пас нападающему игроку, ориентируясь на особенность его техники; ср. подкидывать, разводить.
Пасующий – то же, что пасер, разводящий, связка, связующий.
Перевод – отклонение в направлении мяча относительно удара в ход. Перевести (ход).
Передача – то же, что пас. Отведённая: удалённая от сетки передача.
Передняя зона – часть площадки, ограниченная боковыми линиями, средней линией и линией атаки; ср. задняя линия.
Перерыв – промежуток времени между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для последующей подачи; ср. интервал, тайм-аут.
Переходящий мяч – мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий выиграть очко атакой с первого удара. Обычно возникает при плохом приёме.
Планер (то же, что планирующая подача) – подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по неустойчивой траектории, при этом может в конце резко оборвать полёт.
Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи:
Подбор – активное действие на подстраховке.
Поджечь шнурки (носки) (то же, что чехлануть в тапки) – (разг.) заблокировать нападающего так, что мяч отскакивает ему в ноги.
Подстраховка (то же, что страховка) – положение, при котором игрок готов помочь нападающему или блокирующему в том случае, если тот не сможет самостоятельно обработать мяч. Сыграть на подстраховке
Половинка – то же, что дужка, полупрострел.
Полочка – то же, что полметра.
Полупрострел – то же, что дужка, половинка.
Поляна – (разг.) игровая площадка.
Приём – первое касание мяча после подачи соперника; ср. защита.
– позитивный: качественная доводка, выполненная после подачи соперника.
Пробить до пола – то же, что добить до пола.
Проводка (то же, что пронос) – пас с уровня груди, во время которого происходит длительное касание мяча.
Пронос – то же, что проводка.
Прострел – быстрая низкая передача.
Разводить – отдавать пас для нападающего удара так, что блок оказывается обманутым; ср. пасовать, подкидывать.
Разводящий – то же, что пасер, пасующий, связка, связующий.
Распасовка – (устар.) действия связующего, при которых он раздаёт передачи.
Резак – (устар.) нападающий игрок.
Розыгрыш – последовательность игровых действий с момента подачи до того, как мяч выйдет из игры.
Ручной игрок – (разг.) игрок, атаку которого легко закрыть блоком.
Рыбка – (разг.) ныряющее падение на грудь при защитных действиях.
Самоподстраховка (самостраховка) – индивидуальные защитные действия атакующего игрока или блокирующего.
Свеча – то же, что парашют. Сделать свечу – то же, что подать парашют.
Связка – то же, что пасер, пасующий, разводящий, связующий.
Связующий – то же, что пасер, пасующий, разводящий, связка.
Сейв – эффективное защитное действие в сложной ситуации.
Сесть на пятки (горшок) – (разг.) стоять на полной стопе и не быть в состоянии принять мяч, падающий перед игроком, после нападающего удара соперника.
Сетбол – очко, выигрыш которого решает судьбу партии; ср. контрольный мяч.
Сеточники – (устар.) игроки, находящиеся в передней зоне.
Скидка – то же, что сброс. Жёсткая скидка. Мягкая скидка.
Соскочить – выиграть партию или матч в явно проигрышной ситуации.
Ставить забор – то же, что выстроить крышу.
Стопка – короткая передача в центре сетки, как правило, не выше полуметра.
Страховка – то же, что подстраховка.
Стрелка – то же, что зона (2).
«Стреляй!» – призыв выполнять прострел в сторону игрока, говорящего это.
Темп (то же, что очередь):
Тушить – (разг., устар.) то же, что гасить. Тушка (разг., устар.)
Углом вперёд – тактика защиты, при которой игрок шестой зоны подходит ближе к передней зоне и страхует игроков, которые там находятся.
Углом назад – тактика защиты, при которой игрок шестой зоны оттягивается ближе к лицевой линии.
Угол – нападающий игрок четвёртой или второй зоны.
Центральный блокирующий – амплуа волейболиста, играющего первым темпом в центре сетки, блокирующего в центре и иногда на краях сетки.
Чехлануть в тапки – (разг.) то же, что поджечь шнурки (носки).
Чехол – (разг.) блокирование, приведшее к вертикальному отскоку вниз, который не удалось подстраховать. Чехлить, зачехлить.
Эйс – подача, после которой мяч беспрепятственно приземляется на площадку соперника или оказывается вне игры после одного касания соперника.
Ставки на эйсы в волейболе
Волейбол не относится к самым популярным видам спорта у бетторов. Однако фанатов среди клиентов букмекерских контор у него хватает. Динамичность игр и накал страстей на площадке иногда не уступают футбольным или хоккейным баталиям. Операторы на волейбол предлагают разные варианты пари. Ставки на количество эйсов особой популярностью не пользуются, но иногда в линии встречаются.
Проблемы с росписью
Ширина росписи букмекерской компании зависит от совокупности факторов. Огромное влияние оказывают:
С последним у волейбола проблемы. Букмекерские компании включают соревнования разных лиг и стран в таблицу. Однако из-за низкого интереса бетторов рынок исходов на этот вид остается невысоким:
Пари на эйсы попадаются редко. Ставки на этот вид исходов в целом могут встречаться при крупных турнирах (Олимпийские игры, ЧМ, регулярные чемпионаты стран). Да и то в росписи такой исход добавляют не всегда. Насущная проблема для игрока – выбор БК для волейбола. Об этом стоит поговорить отдельно.
Роспись зависит от многих факторов
У каких букмекеров стоит заключать пари на волейбол?
Букмекеров сейчас много. Конкуренция в сфере огромная. Некоторые компании стремятся завоевать любовь бетторов шириной росписи. Другие виды спорта сравнивать не будем, посмотрим на ситуацию лишь по волейболу.
Лучшую роспись на эти состязания удалось найти у Бетсити. Также иногда неплохую линию предлагают 1хСтавка и Фонбет. В контексте эйсов компания Betcity предлагает пари на:
Выглядит внушительно. Для сравнения в 1хСтавка на тот же матч в контексте подач навылет предлагают лишь два варианта пари:
В других компаниях часто эйсы в роспись не попадают вовсе. Таким событиям на площадке в БК внимания не уделяют. Совет один – для ставок на волейбол (разные исходы) лучше использовать букмекера Бетсити. Плюсов у компании хватает с избытком:
К минусам можно отнести высокую маржу. У пари ТМ и ТБ по подачам навылет показатель на уровне 8%. За дополнительные исходы бетторам приходится платить больше.
Поговорим о терминах
Теперь стоит поговорить о самой сути понятия.
В переводе на русский это значит, что подающая сторона зарабатывает очко после ввода мяча в игру. Схожее понятие есть и в некоторых других видах спорта. Например, его довольно активно используют в большом теннисе.
Как делать ставки на эйсы в волейболе?
Успешный беттинг хоть и сложен, но вполне реален. Для выхода в плюс на дистанции игроку необходимо учесть два совета:
Только так и никак иначе. В первом случае лучше использовать тактику флэт. Суть схемы элементарная. Пользователю нужно заключать пари на процент от банкролла. С ростом баланса увеличивается сумма ставок, с проседанием – уменьшается. Общий прирост будет медленным, но и от быстрого проигрыша банка удастся уберечься.
Не стоит забывать и про необходимость составления прогнозов. Ни одна математическая модель заключения пари не даст гарантированного результата. Этот факт нужно помнить обязательно. Анализ предстоящей игры – львиная доля успеха. Составить прогнозы эйсов сложно, но реально. Для этого нужно учесть:
Со счетов не стоит списывать и качество обороны. Опытный либеро сможет принять даже «трудный» мяч. Потеря лидера и внутренние конфликты в клубе ослабляют команду. Этот факт стоит учитывать и при прогнозировании возможных исходов матча.
Со счетов не стоит сбрасывать и статистику. Беттору нужно смотреть на качество игр команд за последние 4-5 встреч. Это поможет определить возможный сценарий развития событий на площадке. В важных турнирах или матчах игроки стараются действовать максимально собранно. Число ошибок минимальное. Это снижает и вероятность эйсов.
Что такое эйс в волейболе?
Эйс в волейболе – это подача, которая приводит к взятию очка подающей стороной без розыгрыша мяча между соревнующимися командами. Термин «эйс» заимствован из английского и переводится как «туз», что подразумевает невозможность отбить поданный противником мяч. Следовательно, «эйс» в волейболе обозначает ситуацию, когда атакующая сторона зарабатывает очко исключительно благодаря подаче игрового снаряда.
Ответим еще более развернуто на вопрос, что значит эйс в волейболе – это подача, при которой выигрыш очка обеспечен прямым попаданием мяча в игровую зону (площадку) без прикосновения противником (выигранный таким образом гол называется брейковым), либо в результате ухода мяча в аут после одного-трех касаний спортсменами принимающей команды. (Аут – зона, находящаяся за пределами поля или возглас судьи, прекращающий матч).
Начните зарабатывать прямо сейчас
Выбирайте проверенных каперов
Резюмируя вопрос, что такое эйс в волейболе, прямым результатом данного положения является брейковое очко, присвоенное подающей стороне, либо индивидуальная или командная ошибка приема мяча обороняющейся командой.
«Туз» также может быть результатом того, что принимающая команда находится вне ротации, например, в результате нарушения блока, когда атакующие игроки находятся вне позиции во время подачи мяча.
Ас в волейболе – подача играет роль
Что такое эйс в волейболе?
Что такое эйс в волейболе? Как понять?
Эйсом или подачей навылет в волейболе называется подача, при которой мяч попадает в площадку не задевая никого из игроков либо касание игрока происходит, но мяч все равно улетает либо в аут либо в площадку. В этом случае очко, разумеется, присуждается подающей команде. Это название произошло от английского АСЕ.
В видео, расположенном ниже можно просмотреть как это выглядит на практике,
Наиболее распространёнными фирмами волейбольной одежды являются ASICS, MIZUNO и ERREA. Именно эти фирмы выпускают волейбольную одежду, а их логотипы мы видим на форме многих волейболистов мирового класса.
Кроме этого, многие другие корпорации (например, Nike или Adidas) занимаются производством волейбольных вещей, правда не в таком большом формате.
В любом спорте нужна координация движений. Если Вам тяжело ловить летящий мяч, то попробуйте сфокусироваться на нем и просчитать траекторию полета, сопоставить с собой. Сразу можно с небольшой скоростью и большим мячом, далее увеличивать скорость и расстояние. У тут не дело в любви к спорту, или нет, мозг отвечает за координацию движений. Если не будет получаться, возможно нужно обратиться к врачу.
Баскетбол и волейбол не имеют таких стадионов, какие имеют футбольные клубы. Только хоккей у нас может сравниться с популярностью по футболу, так и там стадионы все-таки побольше, чем у волейбола и баскетбола.
Плюс к этому, эти виды спорта не так часто показывают по центральным каналам да и на канале «Спорт» я не думаю, что он собирает большую аудиторию.
А в волейболе вообще со зрелищностью туговато, там даже каких-то особых моментов я не помню. Ну, красиво блок поставил, ну, пробил этот же блок и что?
Всё о подаче в волейболе: от чего она зависит, как влияют тайм-ауты и почему эйсы – не главное
Михайлов, Клюка и Жигалов делятся секретами.
Любой волейбольный матч начинается с подачи и именно она зачастую определяет результат. «Подача и приём – главные компоненты волейбола», – напомнил нам недавно главный тренер сборной России Туомас Саммелвуо.
От чего зависит подача? Почему иногда всей командой подают в либеро? Как отрабатываются подачи? Найти ответы на эти и другие вопросы «БИЗНЕС Online» помогли топовые подающие чемпионата России из расширенной заявки национальной сборной на сезон-2020 – диагональный «Динамо» Максим Жигалов, доигровщик «Факела» Егор Клюка и универсальный нападающий казанского «Зенита» Максим Михайлов.
Максим Михайлов / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com
«ЭЙСЫ – ЭТО БОНУС»
Выбирая собеседников, мы ориентировались на их статистику по эйсам, но сами игроки подсказали, что это важный, но не самый объективный показатель. Внутри команд больше смотрят на другие цифры – например, сколько очков было набрано в расстановке, когда конкретный игрок был на подаче. Ведь тот же слэш (переходящий мяч) – это почти выигранное очко, а далёкий минус на приёме обычно лишает соперника атаки и позволяет реализовать фрибол.
Кроме того, в рейтинге лучших эйсменов нельзя забывать о количестве потерь подачи. Можно сделать 50 эйсов и 100 ошибок, а можно – 30 эйсов и 40 ошибок. Во втором случае эффективность явно будет выше.
«Главное – подавать стабильно, регулярно выбивая приём, а эйсы – это уже бонус. Если проскакивают, то неплохо», – отмечает Клюка, который сейчас четвёртый в суперлиге по эйсам (26) после Кристиана Падара (30), Дражена Лубурича (29) и Жигалова (28). У Лубурича, кстати, число ошибок зашкаливает – 61. А вот у россиян на один эйс приходится примерно одна ошибка.
По словам Михайлова, считается, что на десять силовых подач допустимо совершать одну-две ошибки. К точности планера требования выше, хотя сейчас есть волейболисты, которые исполняют этот элемент максимально сложно для принимающих, но в то же время с высоким риском ошибки для себя.
«Карт-бланш на ошибки никогда не даю. Но они отчасти закономерны при риске», – говорил в одном из интервью тренер казанского «Зенита» Владимир Алекно.
На сайте агентства «Волей Сервис», где хранится статистика чемпионата России, можно отфильтровать игроков по графе «кф», но это не коэффициент эффективности подачи, а количество эйсов в среднем за сет. По этому показателю в текущем сезоне лидируют блокирующий казанского «Зенита» Вадим Лихошерстов (0,67), Клюка и Жигалов (по 0,54).
КАКОЙ ФАКТОР КЛЮЧЕВОЙ ПРИ ПОДАЧЕ?
Игроки отмечают, что на подачу влияет множество факторов: физическое состояние, счёт на табло, установка тренера, уровень риска, новые мячи, освещение в зале, уровень адреналина.
«Я на первое место ставлю психологическое состояние, на второе – физическую форму. Если в голове ты готов, а тело заряжено, мало что может сбить с толку», – говорит Жигалов.
Максим Жигалов / фото: vcdynamo.ru
Клюка тоже говорит об уверенности в себе и внутреннем спокойствии, но в то же время ставит на первое место физическое состояние. «Если ты хочешь подать что-то хорошее, то должен хорошо прикладываться по мячу. С больным плечом этого не сделаешь», – резонно подмечает Егор, который сейчас как раз травмирован.
«Если ты не уверен в своей подаче, она никогда не полетит – закон», – говорил в одном из интервью олимпийский чемпион Николай Апаликов. «Мысль об ошибке порождает ошибку, причем в любом компоненте игры», – единодушны наши собеседники.
Частенько связующие перед подачей своих партнёров пытаются дать им дополнительную уверенность, организуя через них съём. Чтобы игрок забил и в хорошем настроении отправился на подачу. Волейболисты отмечают, что в целом при «горячей руке» в атаке уверенность на подаче действительно немного возрастает, но прямой зависимости нет – всё индивидуально. «У меня зачастую не идёт в атаке, но хорошо летит подача. Иногда всё наоборот. Стараешься компенсировать тем, что получается», – сказал Клюка.
Егор Клюка / фото: fakelvolley.ru
ЧТО ТАКОЕ РИСК НА ПОДАЧЕ?
В сознании болельщиков чётко отложилось мнение, что если игрок сильно подал в центр сетки или ударил далеко в аут, значит, он рисковал. Этим часто оправдывают ошибки. Так что означает риск на подаче?
«Бывает, что рисковать и не нужно. Если соперник не снимается с простых подач, в этом нет смысла. И другое дело, если он показывает 80 процентов реализации атак с хорошего приёма», – добавляет Михайлов.
Фото: zenit-kazan.com
«Команды высокого уровня с топ-игроками могут и силовую подачу направлять с достаточным уровнем точности, – уточняет Жигалов. – Что касается обращения к тренеру перед подачей, то это может быть связано с изменениями на той стороне площадки. Например, поменяли игрока, в которого мы подавали по установке. Разумеется, нужно уточнить новую тактику. Что касается риска, то он зависит от игровой ситуации, счёта и, естественно, состояния игрока. Если 3/4 силы твоей подачи хватает, чтобы у соперника были проблемы, то ты просто контролируешь направление. Когда соперник справляется с приёмом, то вваливаешь уже на полную, если есть внутренняя уверенность. У нас в «Динамо» если ты чувствуешь свою подачу, то никто не загоняет тебя в рамки – можешь варьировать».
КАК НА ПОДАЮЩЕГО ВЛИЯЕТ ТАЙМ-АУТ?
Тайм-аут – один из стандартных инструментов тренера остановить серию подач. Впрочем, иногда пауза берётся даже перед первой подачей, если игрок по ходу матча уже наносил приёму серьёзный урон.
Когда после тайм-аута подающий ошибается, это принято считать тактической победой тренера. Впрочем, довольно часто тайм-ауты не помогают: волейболист делает эйс, уходит на перерыв, а после него добывает еще одно очко с подачи. Как, например, Клюка в ноябрьском матче с казанским «Зенитом» (3:1).
«Кого-то тайм-аут сбивает, но лично для меня это возможность восстановить дыхание. Когда делаешь серию, оно становится учащенным и сложно выполнить подачу на максимуме», – признался Егор.
«Безусловно, тайм-аут во время серии влияет, потому что у тебя уже набита рука, ты отлично помнишь ощущения после предыдущей подачи. После перерыва хочется продолжить серию, но сложно повторить подачу с той же силой. В то же время ты понимаешь, что если ослабишь подачу и подашь понадежнее, соперник может сняться. Это очень тонкий момент».
Кстати, именно во время подач Михайлова, казанский центр волейбола уже несколько лет погружается в тишину – к этому болельщиков призывает специальная музыкальная заставка и дикторы.
«Это не моя инициатива. Болельщики в свое время, видимо, решили, что в тишине у меня лучше летит подача и сложилась такая традиция. Я по ходу карьеры через многое прошёл и не скажу, что шум мне мешает. Разве что меньше звенит в голове и легче настроиться на подачу», – объяснил Максим.
«Подавать после выхода на замену гораздо сложнее. В игре ты чувствуешь руку, прыжок. Даже сердцебиение другое. Стоя на замене, невозможно поддерживать себя в таком же состоянии. Поэтому задачи две – быть более-менее прогретым и морально готовить себя сделать то, что ты хорошо умеешь. Отбросить все сомнения, сделать своё дело и получить удовольствие», – делится личным опытом Жигалов, который своими подачами затащил массу концовок.
Сейчас главным специалистом суперлиги по усилению подачи считается доигровщик казанского «Зенита» Андрей Сурмачевский. Его талант оценил и Саммелвуо, который осенью взял игрока на Кубок мира, где Сурмачевский тоже продемонстрировал убийственную силовую подачу.
ЧТО, ЕСЛИ ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ РИТУАЛ?
Почти у каждого игрока перед подачей есть ритуал. Одни игроки целуют мяч или протирают рукой подошву кроссовок, другие делают определенное количество ударов об площадку, третьим обязательно нужно получить мяч, стоя на игровой площадке.
Говорят, если в этом ритуале произошел какой-то сбой – быть ошибке. «Я не запариваюсь. Если что-то из привычных движений не удаётся повторить – мяч летит также», – уверяет Клюка.
«Я много наблюдал за разными подающими. И тоже задавался вопросом, почему все постоянно повторяют одно и тоже, – рассказывает Жигалов. – Скорее всего, это дело привычки. Ты просто совершаешь определенный набор действий, чтобы понять, что готов к подаче. Я несколько раз по ходу карьеры менял эти ритуалы. Просто иногда в волейболе, как и в жизни, хочется что-то новое. Не уверен, что срыв ритуала влияет на подачу. Да и редко это бывает. Знаю, что в футболе болбои могут и затягивать игру и швырять мячи в сторону от игроков. У нас они более дружелюбные».
«Кто в это верит, тот от этого и страдает. Мне тоже не раз говорили утром: «Оставь эйсы на вечер, на игру». Ну, не знаю. Не вижу в этом логики. Зачастую в игре у меня получается подавать намного лучше, чем на тренировках. В игре другой настрой», – считает Клюка.
ПОЧЕМУ В НЕКОТОРЫХ МАТЧАХ ВСЕЙ КОМАНДОЙ ПОДАЮТ В ЛИБЕРО?
Такая тактика иногда выглядит странной, ведь либеро априори считаются лучшими принимающими в своих командах.
«Не всегда либеро – лучший принимающий, – не согласен Клюка. – Некоторые либеро могут в определенных расстановках некомфортно себя чувствовать или брать на себя слишком много площадки».
Иногда у подающих нет разницы в кого подавать, потому что в конкретной команде либеро и доигровщики могут принимать на одном уровне. Есть и другой фактор – риск на силовых подачах, когда направление подачи уходит на второй план.
«Тактика перед матчем может быть такой: планер ищет конкретного игрока, а силовая подача – по желанию. В таком случае игроки могут не идти в линию, а сильно подавать в центр, где и располагается либеро. К тому же не стоит забывать, что игра – это стрессовая ситуация. Ты можешь плохо чувствовать мяч, либо сильно волноваться, либо быть недостаточно технически подготовленным. В таком случае не целишься, а подаёшь в центр площадки», – объясняет Михайлов.
Фото: vcdynamo.ru
Во время больших турниров обычно замеряется скорость полёта мяча после подачи. Жигалов вспоминает цифру в 120 км/ч, Клюка и Михайлов по сообщениям в прессе точно достигали отметки в 125 км/ч. Мировой рекорд сейчас делят Иван Зайцев и Вильфредо Леон – по 134 км/ч.
В последние годы много говорят и о гибридной подаче, когда с одинакового подброса можно исполнить и силовую подачу, и планер. Она полноценная по силе, но за счёт движения кисти может спланировать. Это сложно для принимающих.
Клюка отмечает, что такая подача классно отработана у связующего «Модены» и сборной США Мики Кристенсона: «Или, например, с двух рук накручивая начал подавать Лихошерстов. Подбрасывая на планер, делает силовую».
«У нас привыкли: если планер – надо доводить, а если силовая, то достаточно подбить над собой. Сейчас всё не так. Планер иной раз за радость хорошо выбить на три метра. У некоторых команд очень хорошие планеры. У нас, например, и Иван Яковлев, и Ильяс Куркаев, и Артём Вольвич очень прилично подают», – рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» либеро сборной России Валентин Голубев.
КАК ОТРАБАТЫВАЕТСЯ ПОДАЧА?
В каждой команде подачи во время тренировок отрабатываются по-разному, в зависимости от тренерского подхода и графика игр. Во время предматчевой разминки этот элемент идёт в последнюю очередь. Часто так бывает и во время самих тренировок, особенно опробований чужого зала. Некоторые тренеры считают, что полезно подавать на фоне усталости.
«В «Факеле» мы зачастую подаём до основных занятий. Кто-то видит смысл делать это на фоне усталости – у каждого тренера своя методика. У нас бывает задача сделать определенный объём, или на подачу просто отводится определенное время – опять-таки в зависимости от цели», – рассказывает Клюка. Он признаётся, что если одноклубник Падар берёт силой подачи, то он – хлесткостью удара.
Игроки отмечают, что подачу можно скорректировать в любом возрасте, все зависит от желания. Технику можно постоянно совершенствовать в поисках идеального подброса и точки встречи с мячом.
Михайлов вспоминает, что в казанском «Зените» бывали периоды, когда у команды было совсем плохо с подачей. Тогда ей посвящались специальные тренировки.
«Когда было очень много ошибок или плохое соотношение выигранных и проигранных мячей, подаче уделялось особое внимание. Включали на арене громкую фонограму, сбивали пульс и делали различные действия, чтобы максимально приблизить условия к игровым – так отрабатывали подачу », – говорит Максим.
Жигалов отмечает, что в неделю с одним матчем хотя бы раз точно бывает тренировка, на которой акцент делается на подачу, хотя так или иначе она бывает задействована всегда. «Сначала идёт разминочная часть: несколько подач чтобы почувствовать мяч, разогреться, поймать движение. Потом уже задания от тренера: подача по направлению, на контроль / удержание, на силу или укороченная подача», – объясняет динамовец.
В некоторых городах зрителям в перерывах между партиями предлагают выиграть приз подачей в круги различных диаметров по ту сторону сетки. Развлекаются ли так профессионалы на своих тренировках? «Я видел такое только по детям, – улыбается доигровщик «Факела». – Такое не практикуем. Просто подаём в двух-трёх принимающих».
Кстати, когда волейболистам нужно сделать большой объем в приёме, подающих на тренировке сменяет специальная пушка. Она позволяет не перегружать подающих дополнительной нагрузкой на плечи и колени.