Что означает слово есмь
Значение слова «есмь»
есмь. 1 л. наст. вр. от быть, вышедшее из употребления.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сетчатый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «есмь»
Предложения со словом «есмь»
Цитаты из русской классики со словом «есмь»
Понятия, связанные со словом «есмь»
Ве́тхий де́н(ь)ми, Ветхий днями (ивр. עַתִיק יוֹם, арам. Атик Йомин, др.-греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, лат. Antiquus dierum, цер.-слав. ве́тхїй де́нми) — образ из Книги пророка Даниила.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «есмь»
Но вряд ли он его прочёл, потому что представился, кто я есмь, то есть религиозным человеком.
– Аз есмь на послушании в обители сей, но допрежь того ведал бранную потеху. Ты, вижу, мало ещё воинский обычай сведал? А конь добр.
И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь.
Синонимы к слову «есмь»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
«Аз есмь» и аз несмь
Наше существование изначально и необходимо укоренено в существовании Божественном. Забвение этого факта ничего не меняет в отмеченном духовном законе. Чем ближе мы к Богу, тем больше в нас жизни, чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше в нас жизненных сил и тем глубже мы погружаемся в область смерти, в область небытия. Эту закономерность можно проиллюстрировать известными евангельскими событиями.
Фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею
В нескольких случаях в евангельском повествовании Господь употребляет выражение ἐγὼ εἰμί, что по-славянски звучит как Аз есмь, а на русский обыкновенно переводится как это Я, и реже — Я есмь. Но дело в том, что в еврейском языке фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею у подножия горы Хорив (Исх. 3,1), и в письменном начертании известна как священная тетраграмма.
Из евангельских случаев употребления этого выражения хочется остановиться на двух, наиболее, на наш взгляд, показательных. Это Евангелие от Иоанна, 8 глава, 58 стих и 18 глава с 5 по 7 стих в том же Евангелии.
В первом случае Господь, отвечая на упоминание иудеями Авраама, произносит фразу: Прежде, нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8,58). Почему после этой фразы оппоненты Христа уже не пытаются продолжить беседу, но делают попытку умертвить Его: Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него (Ин. 8,59). В чем причина столь молниеносной реакции?
Вполне возможно, что причина заключается в том, что Господне «Я есмь» здесь является Божественным именем, произнесенным «его буквами». Сложность состоит в том, что Евангелие написано на греческом, Христос говорил на арамейском, а Тора написана на еврейском. Поэтому нам трудно понять, какие, собственно, слова употребил в этих местах Господь. Тем не менее, велика вероятность того, что Господь наш Иисус Христос произнес запретное имя Божие.
Произнесение священного имени было табуировано, и нарушение этого табу каралось смертью
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, во времена Христа библейское Божественное имя «Аз есмь» было известно в израильском народе. С другой стороны, произнесение священного имени вне храмового богослужения было табуировано, и нарушение этого табу каралось вплоть до смертной казни.
В свете сказанного, становится более понятной ответная реакция иудеев на слова Христа: Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8,58-59).
В подтверждение обозначенной версии мы можем привести толкование на этот евангельский отрывок свт. Иоанна Златоуста: «Почему же Он не сказал: прежде даже Авраам не бысть, Я был, но – Аз есмь? Как Отец Его употребил о Себе это слово: есмь, так и Он. Оно означает присносущность бытия независимо ни от какого времени. Поэтому слова Его и показались им богохульными. И если они не потерпели сравнения с Авраамом, хотя это и не так важно, то могли ли перестать бросать в Него (камни), когда Он стал часто сравнивать Себя с Богом?» [5]
И в другом евангельском отрывке мы так же предполагаем в ответе Христа прямое указание на Его Божественное достоинство.
Неудивительно, что служители от первосвященников и фарисеев (Ин. 18,3), слышавшие это великое и страшное имя в храме в День очищения, но боявшиеся даже наедине с собой произнести его вслух, услышав его как самосвидетельство из уст Сына Божия, не могли устоять на ногах. Они пришли схватить самозванца-назарянина – и вдруг, на мгновение, словно в блистании молнии, увидели перед собой Сущего. Тварь падает ниц пред своим Творцом, падает на землю, из которой и произошла.
Итак, если Господь есть Тот, Кто поистине существует, то что же есть человек сам по себе? Это нам показал апостол Петр в своем ответе служанке первосвященника. После взятия Христа под стражу ближайший ученик впадает в состояние, которое на языке православных молитв называется «окамененным нечувствием». Пред читателем Евангелия предстает человек, который хочет скрыться, остаться неузнанным, возможно даже – исчезнуть, испариться, аннигилироваться, одним словом – не быть.
Петр как бы говорит: оставьте меня, меня нет, забудьте обо мне, я не существую
Петр отрекается от Христа, но для нас показателен ответ, который он дает вопрошающим. В русском переводе это простое отрицание: нет (Ин. 18,17, 25, Лк. 22,58), но в славянском мы находим более точный перевод греческого: «οὐκ εἰμί» («несмь»), что дословно будет означать «не есть я». Петр как бы говорит: оставьте меня, меня нет, забудьте обо мне, я не существую. Несколько изменив, мы получаем: я не есть или, если по-славянски: аз несмь. Чтобы усвоить нравственный урок из ответа апостола, вернемся к теме, с которой начали наше рассуждение.
Бог есть Сущий. Он имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5,26). Человек, как и весь мир, создан из ничего и не имеет автономного источника существования. Он существует только в меру причастности к Богу. Вне Бога – вне жизни. Если человек не утверждается на незыблемом фундаменте божественного Аз есмь, он не только соскальзывает в бездну небытия, в бездну своего изначального ничто. Он не может даже дать внятное обоснование своему собственному существованию, которое представляется в этом случае лишь игралищем стихий. В этом случае нельзя найти никаких серьезных доводов в подтверждение реального личностного существования.
То есть при подобном подходе человек представляется не личностью, не субъектом, а неким явлением, вроде радуги или северного сияния, некоторым непрестанно меняющимся набором материальных и, возможно, даже духовных элементов, случайным соединением, обреченным на бесследное исчезновение. Отсюда и учение индуизма о майе, о мире как иллюзии, как различных модификациях безличного Брахмана, который и сам не имеет свойства бессмертия.
Безосновательность человека вне Бога, отсутствие у него «жизни в себе» [10] особенно остро ощущают святые. Эта тема рефреном звучит в «Исповеди» блаженного Августина.
Христианин же имеет твердую надежду на свое реальное существование не только во времени, но и в вечности, потому что он получает это существования от Самого Сущего, от Того, Кто поистине Аз есмь, и Кто оставил нам обещание, которое неизмеримо надежнее всех человеческих гарантий: ибо Я живу, и вы будете жить (Ин. 14,19), ибо все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь”, – в славу Божию, через нас (2 Кор. 1,20).
[1] Цит. по: Феофан (Быстров), архиепископ. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя יהוה. Киев: Пролог, 2004. С. 88.
[3] Цит. по: Феофан (Быстров), архиепископ. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя יהוה. Киев: Пролог, 2004. С. 37.
[4] Там же. Наиболее достоверным чтением священной тетраграммы יהוה считается Яхве, но почитание этого имени в иудаизме привело к тому, что евреи, встречая его написание в Священном Писании, произносили как Адонаи — Господь.
[5] Иоанн Златоуст, свт., архиеп. Константинопольский. Беседы на евангелие от Иоанна Богослова. Репринт. М.: Изд. Отдел Моск. Патриархата. Кн. 1. 1993. С. 363.
[6] Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Гл. VIII.
[7] Тропарь на «Блаженнах» утрени Страстного Пятка: «ов же сраспинаемь, Бога Тя исповеда таящагося».
[8] Талмуд, йома 40 d, цит. по: Феофан (Быстров), архиепископ. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя יהוה. Киев: Пролог, 2004. С. 35.
[9] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Петрополис. Т. 3: Новое время (От Леонардо до Канта). 1996. С. 385.
[10] «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26).
[11] Августин, блаженный. Исповедь. Кн. 11, гл. 5 / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Общ. ред. и статья А.А. Столярова. М.: Канон+, Реабилитация, 2000. С. 212.
Что означает «Аз есмь»
«Аз есмь»: не просто слова
«Аз есмь» — так на славянском языке звучит выражение, которое Господь употребляет несколько раз в Евангелии. «Аз» в переводе на русский — это «Я», «есмь» — значит «есть» от глагола «быть». Однако в Библии это — не просто грамматическая форма.
Произнося слова «Я есмь Сущий», Господь произносит имя Яхве, так как на греческий язык это еврейское имя переводилось именно такими словами — «Я есмь Сущий» (Исх. 3,14 и др.).
Иисус говорит «Аз Есмь»
Во времена Христа произнесение Божественного имени было строжайше запрещено, Имя Господа произносили только во время богослужения. Нарушение этого запрета каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Реакция иудеев на слова Христа становится понятна.
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8,58-59).
Иисус говорит немыслимое для иудеев, утверждая, что Он существовал еще ранее Авраама. Притом Он говорит о Себе «есмь«, что явно дает понять — Его существование не равно человеческому, оно вечно. Прежде о себе так говорил только Господь в Ветхом Завете. Для иудеев это было богохульством, так как они не знали, Кто стоит перед ними.
На что указывают слова «Аз есмь?»
Некоторые православные богословы и библеисты XX века считают, что в ответе Христа есть прямое указание на Его Божественное достоинство, чего иудеи также не смогли потерпеть, так как не поверили в это.
Сложность в утверждении того, что Иисус Христос произнес запретное имя Божие состоит в том, что Христос говорил на арамейском, Евангелие написано на греческом, а Тора на древнееврейском языке, поэтому невозможно точно понять, каким именно слова произнес Христос. Однако вероятность того, что «Аз есмь» является Божественным именем очень велика.
Читайте также:
Что означает слово есмь
Смотреть что такое «есмь» в других словарях:
есмь — ЕСМЬ. 1 л. наст. вр. от быть, вышедшее из употребления. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
есмь — есмь, устар. форма 1 л. ед. ч. ч. глаг. быть … Русский орфографический словарь
есмь — ес/мь, 1 л. ед. ч. от глаг. быть … Морфемно-орфографический словарь
Я есмь — конечно, есь и Ты — Я есмь конечно, есь и Ты. Державинъ. Богъ. Ср. Esse Deos perspicuum est, ut, si qui neget, vix eum sanae mentis existimem. Пер. Что есть боги, ясно, такъ что того, кто бы это отрицалъ, я бы врядъ ли считалъ, что онъ въ здравомъ умѣ. Cicer. De Deo … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую — Надпись на старославянском языке, выгравированная на кольце, которое носил русский царь (с 1682 г.) и российский император (1721 1725) Петр I. Перевод: Я учусь и учителей себе требую. Цитируется: в смысле: я всегда готов учиться и буду благодарен … Словарь крылатых слов и выражений
Аз есмь в чину учимых и учащих ия требую — Надпись на старославянском языке, выгравированная на кольце, которое носил русский царь (с 1682 г.) и российский император (1721 1725) Петр 1 Перевод: Я учусь и учителей себе требую. Цитируется в смысле: я всегда готов учиться и буду благодарен… … Словарь крылатых слов и выражений
Я есмь — ♦ (ENG I Am sayings ) ряд высказываний Христа в Евангелии от Иоанна (6:51, 8:58,10:11, 11:25,14:6 и т. д.), к рые рассматриваются иногда как параллель открытия Богом своего имени Моисею: Я есмь Сущий (Исх. 3:14) … Вестминстерский словарь теологических терминов
я есмь — конечно, есь и Ты — Державин. Бог. Ср. Esse Deos perspicuum est, ut, si qui neget, vix eum sanae mentis existimem. Что есть боги, ясно, так что того, кто бы это отрицал, я бы вряд ли считал, что он в здравом уме. Cicer. De Deo ejusque Natura. Ср. Inter omnes omnium… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Что означает слово есмь
Смотреть что такое «есмь» в других словарях:
есмь — ЕСМЬ. 1 л. наст. вр. от быть, вышедшее из употребления. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
есмь — есмь, устар. форма 1 л. ед. ч. ч. глаг. быть … Русский орфографический словарь
есмь — др. русск., ст. слав. ѥсмь, болг. съм, сербохорв. jȅcaм, словен. sǝ̀m, чеш. jsem, слвц. som, др. польск. jesm и т. д. Родственно лит. esmì, др. прусск. asmai (ср. Эндзелин, Apr. Gr. 156 и сл.), др. инд. asmi, авест. ahmi, арм. em, греч. εἰμί,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
есмь — ес/мь, 1 л. ед. ч. от глаг. быть … Морфемно-орфографический словарь
Я есмь — конечно, есь и Ты — Я есмь конечно, есь и Ты. Державинъ. Богъ. Ср. Esse Deos perspicuum est, ut, si qui neget, vix eum sanae mentis existimem. Пер. Что есть боги, ясно, такъ что того, кто бы это отрицалъ, я бы врядъ ли считалъ, что онъ въ здравомъ умѣ. Cicer. De Deo … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую — Надпись на старославянском языке, выгравированная на кольце, которое носил русский царь (с 1682 г.) и российский император (1721 1725) Петр I. Перевод: Я учусь и учителей себе требую. Цитируется: в смысле: я всегда готов учиться и буду благодарен … Словарь крылатых слов и выражений
Аз есмь в чину учимых и учащих ия требую — Надпись на старославянском языке, выгравированная на кольце, которое носил русский царь (с 1682 г.) и российский император (1721 1725) Петр 1 Перевод: Я учусь и учителей себе требую. Цитируется в смысле: я всегда готов учиться и буду благодарен… … Словарь крылатых слов и выражений
Я есмь — ♦ (ENG I Am sayings ) ряд высказываний Христа в Евангелии от Иоанна (6:51, 8:58,10:11, 11:25,14:6 и т. д.), к рые рассматриваются иногда как параллель открытия Богом своего имени Моисею: Я есмь Сущий (Исх. 3:14) … Вестминстерский словарь теологических терминов
я есмь — конечно, есь и Ты — Державин. Бог. Ср. Esse Deos perspicuum est, ut, si qui neget, vix eum sanae mentis existimem. Что есть боги, ясно, так что того, кто бы это отрицал, я бы вряд ли считал, что он в здравом уме. Cicer. De Deo ejusque Natura. Ср. Inter omnes omnium… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона