Что означает слово епископы
ЕПИСКОП
Смотреть что такое «ЕПИСКОП» в других словарях:
ЕПИСКОП — (греч. episkopos, от epi над, и skopeo смотрю). Духовное лицо, управляющее епархией; архиерей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕПИСКОП [гр. episkopos] в христианской церкви: высшее духовное звание.… … Словарь иностранных слов русского языка
епископ — См … Словарь синонимов
ЕПИСКОП — муж., греч. священноначальник всей епархии, архиерей. Епископия жен. епархия, область епископа. | Престольная церковь, при которой пребывает епископ, или архиерейская кафедра. Епископов, лично ему принадлежащий. Епископль или епископский, ему… … Толковый словарь Даля
Епископ — (греч. episkopos надзиратель, блюститель) священнослужитель высшей (третьей) степени в церковной иерархии большинства христианских церквей. Первое упоминание о епископах содержится в Деяниях апостолов и посланиях Павла. В I века н.э. епископ… … Религиозные термины
Епископ — (EpiscopoV букв. надзиратель, блюститель). В древней Грецииэто имя носили политические агенты, которых Афины посылали в союзныегосударства для наблюдения за выполнением ими союзных договоров. Вхристианском мире это название усвояется третьей,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЕПИСКОП — (греч. episkopos надзиратель, блюститель) священнослужитель высшей степени в церковной иерархии христианской церкви. Только епископ может совершать все семь таинств крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение) … Юридическая энциклопедия
ЕПИСКОП — (греческое episkopos), в католической, православной, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из … Современная энциклопедия
ЕПИСКОП — (греч. episkopos) в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из… … Большой Энциклопедический словарь
ЕПИСКОП — ЕПИСКОП, а, муж. Высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа. | прил. епископский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЕПИСКОП — (греческое cpiskopos надзиратель, блюститель), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (3 й) степени. Глава цсрковно адмииистративной территориальной единицы (епархии, митрополии и т.д.). Иерархическое деление Е. (с 4 в.): викарный … Русская история
Для чего нужен епископ в Церкви
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
С древности известно основное отличие этого звания от других степеней священства. По слову свт. Епифания Кипрского:
Значение слова
Оно имеет еще дохристианское происхождение, означая хранителя, блюстителя. Причем в античности так практически никогда не именовали религиозных деятелей, например, жрецов. Это были «надзиратели» над рабами, «блюстители» казны или строительных работ.
Возможно, впервые в духовном смысле понятие употребляет Апостол Петр. Обращаясь к христианам, он говорит: «Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2: 25). «Блюститель» звучит на греческом как «ἐπίσκοπος», так св. Петр именует Христа.
Кто был первым «блюстителем» Иерусалимским
Святой апостол Иаков
Первым архиереем Иерусалима стал Апостол Иаков, называемый также братом Господним, так как был сыном прав. Иосифа, мнимого супруга Богородицы Марии. Такое именование принято потому, что из всех сыновей Иосифа именно он согласился выделить долю имущества для Иисуса, а также сопровождал отца и Марию с Младенцем, когда им пришлось бежать в Египет.
Благодать прав. Иаков, как другие Апостолы, получил непосредственно от Духа Святого, сошедшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом.
В Иерусалиме он, несмотря на враждебность иудеев к ученикам «Иисуса из Назарета» имел репутацию праведного по Закону Моисея человека: не пил вина, был постник, строгий ревнитель Закона, молитвенник. Апостола сбросили с крыши храма иудейские законоучители, требовавшие от него отречься от Спасителя при народе, но вместо этого услышавшие пламенную проповедь. Последние слова мученика были молитвой о прощении его убийц.
Полезные материалы
Во времена Апостолов
Впоследствии, разойдясь с проповедью по Римской империи ученики Христовы подавали дары Духа тем достойным, кого ставили во главе вновь образованных молодых христианских общин.
Судя по «Деяниям Апостолов», суть происходящего понимали далеко не все. Так, в полуязыческой Самарии уверовавший волхв Симон, видя, какие чудеса творятся руками учеников Христа, попытался купить у них благодать, принеся деньги. Общеизвестен резкий ответ св. Петра: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:20) и покаяние Симона, действовавшего, очевидно, «в простоте». Но имя его стало нарицательным.
В годы гонений
Постепенно, с распространением христианства, возникло общепринятое установление, что епископ – получивший Апостольскую благодать предстоятель местной церковной общины. Первоначально они были невелики, чаще всего были вынуждены проводить тайные богослужения, скрываться от римских властей, преследовавших христиан. Не раз приходилось уходить на нелегальное положение также предстоятелям, о чем свидетельствуют многие жития святых первых веков.
Византийская практика
К тем же временам восходит, очевидно, принятая у христиан Византии практика «один город – один епископ», даже если город не очень велик. Такие владыки, как правило, хорошо знали своих прихожан, а сами вели образ жизни довольно скромный: например, известно, что предстоятель общины небольшого города Тримифунта, свт. Спиридон (IV в.), всю жизнь держал овец и коз, даже сам их пас. При этом его житие наполнено случаями духовной или материальной помощи тому или иному христианину города, ведь святитель был знаком с каждым лично.
Первые святители на Руси
Несколько другой оказалась ситуация на Руси, принявшей христианство с 988 г., но по объективным причинам не перенявшей византийский подход к архиерейскому статусу: территории Руси были обширны, а потому епархии – огромны. Здесь знать каждого прихожанина было уже попросту невозможно. Поэтому исторически сложилось, что епископ становится более администратором, чем духовным отцом своей паствы.
Имена архиереев первых лет по Крещении до сих пор точно не установлены:
Какое место занимает в иерархии священнослужителей
С IV в. окончательно сложилась иерархия из трех степеней, первые две из которых – диакон и иерей. Епископ – третья, высшая степень иерархии священнослужителей.
В чем отличие от архиепископа
С IV в., когда по прекращении гонений чисто верующих растет, постепенно происходит централизация управления Церковью:
Впоследствии в иерархии еще не раз происходили изменения. Например, у Константинопольской патриархии к X-XI в. установилась иерархия, на высшей степени которой – патриарх, затем – митрополиты и епископы.
Ныне иерархия высших званий в епископате в порядке возрастания выглядит следующим образом:
Как становятся архиереями
Первоначально архиерея избирала вся община. Однако, уже с IV в. эта практика постепенно начинает ограничиваться, пока не отменяется совсем. Впоследствии серьезное влияние на выбор стала оказывать светская власть. Так, например, было в России после отмены патриаршества (с 1721 г.).
Поместный Собор 1917-18 гг. решил возродить участие в выборах мирян, церковнослужителей, однако впоследствии применить эту норму не удалось ни разу по причине начавшихся гонений.
Современный Устав Русской Церкви предполагает, что «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси».
Какими качествами должен обладать кандидат
Основные требования к претенденту на «доброе дело» (1 Тим.3:1) архиерейства мало изменились со времен Апостола Павла, который их сформулировал, обращаясь к своему ученику Тимофею:
Апостол указывает также, что кандидат не должен быть из недавно принявших Крещение, так как такой архиерей неопытен, а также иметь «доброе свидетельство от внешних», то есть хорошую репутацию.
Установления св. Павла соблюдались неукоснительно, хотя нет правил без исключения. Вот одно из них, описываемое житием свт. Амвросия Медиоланского. Еще не принявший Крещения, то есть оглашенный, он, будучи чиновником, прибыл в Медиолан (сейчас Милан), раздираемый смутами среди церковного народа, который никак не мог определиться с предстоятелем общины.
Неожиданно во время разбора этого дела кто-то из толпы, как потом оказалось – ребенок, как бы движимый Духом, воскликнул: «Амвросий – епископ!» Жители города приняли это как знак свыше, и, несмотря на крайнее смущение кандидата, буквально заставили его принять кафедру. Таким образом, Медиоланский архиерей оказался не просто из «недавно обращенных», но крестился прямо перед рукоположением.
Единственное, чем нынешняя практика отличается от Апостольского века – запрет на рукоположение женатых. Она сформировалась к V в., а император Юстиниан прямо запретил белому духовенству занимать кафедры. Однако требования к нравственному состоянию кандидата на епархию не изменились до наших дней.
Какие обязательства налагает это служение
Архиерей, возглавляющий епархию, прежде всего, руководитель ее духовной и богослужебной жизни. Рукоположение клириков, освящение храмов, развитие духовного образования – все это его обязанности. Он же представляет православных во взаимоотношениях со светской властью.
Как проходит поставление
Хиротония предполагает несколько этапов:
Вот как описывает рукоположение русский литургист начала XX в., Гермоген Шиманский:
«После малого входа с Евангелием во время пения «Святый Боже», а именно пред пением заключительного «Святый Боже» и восхождением архиереев на горнее место, протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого пред царские врата, и отсюда он приемлется архиереем в алтарь пред престол. Здесь, сняв с себя митру и трижды поклонившись престолу и приложившись к нему, он встает пред престолом на оба колена, полагая руки крестообразно на престол и главу, этим свидетельствуя свою покорность воле Божией.
Тогда на его главу возлагается разогнутое Евангелие письменами вниз, поддерживаемое со всех сторон архиереями, — это как бы рука Самого Господа, возвышающая посвящаемого и вместе с тем подчиняющая его закону Евангелия»
После этого читается «совершительная молитва», при этом на главу посвящаемого возлагают правые руки совершающие хиротонию архиереи. Затем следуют тайные молитвы, принявший епископство получает одежды сана.
Облачение
Архиерей в облачении, 18 век. Художник Федор Солнцев
Составные части облачения:
Обращение при личной встрече и в официальном письме
Обычно к епископу, архиепископу, митрополиту обращаются:
При обращении к Патриарху лично во время беседы обычно говорят «Святейший Владыка». В письмах принято писать «Ваше Святейшество».
Сколько сейчас в РПЦ насчитывается служителей в этом сане
К настоящему времени это 433 архиерея, включая находящихся на покое. Однако количество епархий значительно меньше, следовательно, далеко не все владыки имеют кафедры.
Может ли Владыка быть без епархии?
Около 100 современных архиереев – так называемые викарные, не имеющие кафедры, помогающие епархией другому Владыке. Обычно это происходит в больших епархиях. Так, в Москве создано 11.
Как называется собрание епископата
Устав именует такое собрание Архиерейским Собором. В отличие от Поместного, здесь не принимают участие духовенство, миряне. Ныне он собирается по крайней мере один раз каждые 4 года, решая важнейшие вопросы церковной жизни. Он же представляет собой высшую инстанцию церковного суда.
Причисленные к лику святых
Неся нелегкое, но благодатное служение, многие владыки достигают святости. Только Византийский церковный календарь знает десятки таких угодников Божиих. Среди них святители:
Не меньше святых архиереев у Русской Церкви. Среди этих угодников Божиих – свтт. Петр и Алексий Московские, Стефан Пермский, Николай Японский. С XX в. список канонизированных владык пополнился сотнями новомучеников, исповедников.
Святые отцы о высоком служении
Особая благодатность архиерейства – основная тема высказываний святых отцов об этой духовной миссии.
Сщмч. Игнатий Богоносец еще во II в. писал:
«Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви».
А свт. Григорий Богослов, сам бывший архиереем, не понаслышке знал об особых искушениях, встречающихся на этом пути:
«..Управлять служителями — подлинная сеть пагубы. Жестоких владык они всегда ненавидят, а богобоязненных бесстыдно попирают; к злым неснисходительны, добрым неблагопокорны, но на тех и на других дышат неразумным гневом. А сверх того надобно заботиться об имуществе, всегда иметь на плечах кесарево бремя, переносить сильные угрозы сборщика податей; потому что подать, возрастая с имением, унижает для людей цену самой свободы, а на устах лежат узы. Надобно проводить время среди волнений многолюдного собрания, близ высоких седалищ, с которых решаются людские распри, надобно выслушивать громкие возражения противника, или по закону терпеть скорби в запутанных сетях.
Вот бремя, вот труд! А злые берут преимущество пред добрыми; блюстители законов могут быть куплены той или другой стороной. И если злой имеет у себя больше достатка, то он и лучший. Кто же с такими людьми, без помощи Божией, избежит множества лжей и хитросплетений? Ибо необходимо или опрометью бежать и оставить все злым, или очернять свое сердце, подобно как приближающийся к злому дыханию истребительного огня носит на себе печальные знаки или пламени, или дыма».
Возможно, эти слова стоит почаще приводить на память тем, кто ныне осуждает владык за те или иные проступки, ошибки, погрешности. Свободны ли от них сами судящие? Стоит ли судить того, с кого и так будет строжайший спрос? Ведь по слову свт. Иоанна Златоуста, «получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых, и в бесчисленном множестве других дел». Но даже недостоинство архиерея не отменяет главного: его Апостольской благодати, той же, что в первые века.
Епископ
Кто такой епископ?
В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие — духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?
Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию — протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает «надзирающий» называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших».
В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:
Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:
Первые епископы получили важный дар — апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями — старшими иереями.
В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия «Обновленцев» выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.
В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.
Кто может стать епископом?
Сразу стать епископом — невозможно. Для начала нужно пройти весь путь в иерархии духовенства. Рукоположить в епископы может только собор епископов, состоящий минимум из двух священнослужителей. Епископом может стать священнослужитель, имеющий особые заслуги перед Богом и Церковью.
Сейчас Церковная иерархия выглядит так:
У епископа несколько правительственных степеней:
Функции епископа
«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».
(c)
протоиерей Василий Певцов. Лекции по церковному праву.
Епископ, получив апостольское преемство, имеет право исполнять все Таинства Церкви:
Он является вышестоящим священноначалием для настоятелей храмов в своем регионе. Каждый епископ отвечает за определенную область, контролирует ее, помогает решать сложные вопросы.
Только епископ имеет право освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, которого епископ назначил.
Епископ — пример для духовенства и мирян. За недостойное поведение его могут лишить сана.
Поскольку такое служение требует полной отдачи от человека, только монашествующий священник может претендовать на роль епископа. Безбрачие епископов — обязательное условие.
Схема чина хиротонии во епископа
Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.
Епископ, который строит храм
Епископ… Каковы наши первые ассоциации с этим словом? Торжественная архиерейская служба, прекрасный хор, расшитое облачение. Сегодня мы приглашаем вас посмотреть на другую сторону жизни епископа, по кирпичику строящего храм.
Монах с тачкой — это Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. Таким образом он часто проводит свое свободное время.
Епископы в преддверии революции
Епископ
Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера.
Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира.
Посвящение во епископа происходит через хиротонию (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами.
Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями.
Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.
Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере.
сщмч. Киприан Карфагенский
«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».
протоиерей Василий Певцов (Лекции по церковному праву).
1. История установления чина
Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете ( 2Ездр. 9, 39-40 ), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» ( 1Петр. 2:25 ); называется Он и Архиереем ( Евр. 4, 14; 7, 26 ). Апостольское звание именуется епископством ( Деян. 1:20 ). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.
Чин избрания и посвящения во епископа подробно излагается в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит о том, что «наречение» во епископа предшествует посвящению. Согласно правилам святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора рукоположение во епископа должно совершаться двумя или более епископами. В Постановлениях Апостольских указывается молитва на посвящение во епископа. В сочинениях Дионисия Ареопагита говорится о том, что посвящение во епископа совершается при возложении Евангелия на главу коленопреклоненного поставляемого. Возводимые в сан епископов были предварительно испытываемы в вере и благочестии и произносили Символ веры. При посвящении на главу ставленника возлагаемы были Евангелие и руки присутствующих епископов. Софроний Иерусалимский, живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» ( Гал. 2:9 ) (Из соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.
В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осенением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 году в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.
2. Схема чина хиротонии во епископа
3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа
По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса – что все и означается первым входом, – после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.
В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.
Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».
По объяснению святого Симеона Солунского, мантию епископ получает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, означает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».