Что означает слово епископ

Значение слова «епископ»

Что означает слово епископ

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЕПИ’СКОП, а, м. [греч. episkopos] (церк.). В православной церкви — лицо, имеющее третью т. наз. степень священства, высшую после диакона и иерея. Епископы и архиепископы неофициально называются архиереями. Архиерей, митрополит, патриарх — различные саны, должности лиц, имеющих степень епископа. || Лицо, имеющее высший священнический сан в некоторых др. христианских церквах.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

епи́скоп

1. церк. в православной, католической, англиканской церковной иерархии — лицо, имеющее третью, высшую степень священства

2. церк. младшее из епископских (архиерейский) званий (высшие — архиепископ, митрополит, патриарх)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово епископПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ратоборец (существительное):

Источник

ЕПИСКОП

Смотреть что такое «ЕПИСКОП» в других словарях:

ЕПИСКОП — (греч. episkopos, от epi над, и skopeo смотрю). Духовное лицо, управляющее епархией; архиерей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕПИСКОП [гр. episkopos] в христианской церкви: высшее духовное звание.… … Словарь иностранных слов русского языка

епископ — См … Словарь синонимов

ЕПИСКОП — муж., греч. священноначальник всей епархии, архиерей. Епископия жен. епархия, область епископа. | Престольная церковь, при которой пребывает епископ, или архиерейская кафедра. Епископов, лично ему принадлежащий. Епископль или епископский, ему… … Толковый словарь Даля

Епископ — (греч. episkopos надзиратель, блюститель) священнослужитель высшей (третьей) степени в церковной иерархии большинства христианских церквей. Первое упоминание о епископах содержится в Деяниях апостолов и посланиях Павла. В I века н.э. епископ… … Религиозные термины

Епископ — (EpiscopoV букв. надзиратель, блюститель). В древней Грецииэто имя носили политические агенты, которых Афины посылали в союзныегосударства для наблюдения за выполнением ими союзных договоров. Вхристианском мире это название усвояется третьей,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЕПИСКОП — (греч. episkopos надзиратель, блюститель) священнослужитель высшей степени в церковной иерархии христианской церкви. Только епископ может совершать все семь таинств крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение) … Юридическая энциклопедия

ЕПИСКОП — (греческое episkopos), в католической, православной, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из … Современная энциклопедия

ЕПИСКОП — (греч. episkopos) в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из… … Большой Энциклопедический словарь

ЕПИСКОП — ЕПИСКОП, а, муж. Высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа. | прил. епископский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЕПИСКОП — (греческое cpiskopos надзиратель, блюститель), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (3 й) степени. Глава цсрковно адмииистративной территориальной единицы (епархии, митрополии и т.д.). Иерархическое деление Е. (с 4 в.): викарный … Русская история

Источник

Значение слова епископ

Словарь Ушакова

| Лицо, имеющее высший священнический сан в некоторых др. христианских церквах.

Политическая наука: Словарь-справочник

в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(греч. episkopos — надзиратель) — христиан, священнослужитель высшего церк. сана, глава епархии (диоцеза), имеющий духовную власть над священнослужителями и мирянами своей епархии. Старшие епископы имеют титул архиепископов. Институт епископов известен еще из посланий апостола Павла, тогда они выполняли функции хоз. руководителей в христиан, общинах. Во II — нач. III в. епископы стали главными руководителями общин, церкви. Им стала принадлежать монополия в вопросах вероучения, морали, главная роль в выполнении культовых действий. Еще в античности установилась практика избрания е. местным духовенством и соседними епископами. Вмешательство светских властей в эту канонич. практику, назначение е. королями привело в XI—XII вв. к борьбе за инвеституру между рим. папами и герм, королями.

Лит.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994; Федосик В.Л. Киприан и античное христианство. Мн., 1991.

Этимологический Словарь Русского Языка

Греческое – episkopos (глава христианской общины).

Слово греческого происхождения, обозначает лицо высшего священнического сана в христианской церкви. В русский язык пришло в XI в.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. episkopos) – в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно- административной территориальной единицы.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(блюститель, надзиратель) — одна из необходимых степеней священства, первая и высшая, так как епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим чрез рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные. О епископской власти пишет ап. Павел Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров…» (Тит 1:5), и Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно…» (1 Тим 5:22). Из истории церкви видно, что первым епископом в Иерусалимской церкви был Иаков, в римской — Лин, в Антиохийской — Еводий, в Смирнской — Поликарп, в Ефесской — Тимофей и пр. В Апокалипсисе каждой из семи Малоазийских церквей усвояется епископ под именем Ангела (21 и др.) — Рукоположение во епископа в христианской Православной церкви, совершается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, с возложением разогнутого Евангелия письменами на главу рукополагаемого.

Православие. Словарь-справочник

(греч. «надзирающий», «надсматривающий»)

священнослужитель высшей степени священства, иначе – архиерей. Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы, т.е. им принадлежит право не только совершать обычное богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а также освящать миро и антиминсы, что не могут совершать священники. Первоначально слово «епископ» обозначало высшую степень священства как таковую, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях апостола Павла), впоследствии, когда возникло церковно-административное деление на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало означать первую из вышеперечисленных категорий и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей». По степени священства все епископы (архиереи) равны между собой.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

Православная энциклопедия

священнослужитель высшей, третьей, степени священства, архиерей. Первоначально слова «архиерей» и «епископ» обозначали одно и то же. Однако впоследствии, когда архиереев стали подразделять на архиепископов, епископов, патриархов и митрополитов, словом «епископ» стали обозначать первую, низшую, категорию из всех перечисленных.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG bishop)

в Новом Завете употребляется в качестве синонима слова «пресвитер» (Флп. 1:1). Термин используется для наименования главного священника области, отвечающего за руководство церковными делами. Позже епископ стал осуществлять надсмотр за проведением богослужений в отдельной географической области.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Bishop

Слово из Нового Завета, перевод греческого episcopos. Используется одинаково со словами, переведёнными как «пресвитер» и «пастор» и обозначает труд пастора, надзирающего за Божьим делом.

Энциклопедический словарь

(греч. episkopos), в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.

Словарь Ожегова

ЕПИСКОП, а, м. Высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа.

| прил. епископский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

В русской церкви до середины XV в. митрополиты избирались в Константинополе. После падения Константинополя русские митрополиты, а потом патриархи, избирались собором русских пастырей в том порядке, какой соблюдался в Константинополе. Избрание епископа в удельно-вечевой период зависело от митрополита с собором и стольного князя. В Новгороде избрание «владыки» было делом веча и высшего духовенства города: окончательный выбор из трех кандидатов, избранных вечем, производился посредством жребия. Со времени утверждения в России единодержавия, все епископы избираются высшей церковною властью (прежде — соборами, под председательством митрополита или патриарха, ныне — св. синодом) и утверждаются Высочайшею властью. Память о существовавшем в первобытной древности участии клира и мирян в избрании Е. доселе живет в существующем чине епископского посвящения, а именно в троекратном пении клиросом (изображающим при богослужении народ) слова: аксиос, т. е. достоин (избранный — епископства).

Епископская власть, как она предначертана в св. Писании и первоначальных, основных, канонах церкви, в древности всегда была предметом особенно заботливой охраны со стороны церкви. «Без епископа ни пресвитер, ни диакон ничего да не совершают». «Без Е. нет церкви». «Кто не с Е., тот не со Христом». Позже Е. усвояется название начальников церкви — principes ecclesiae, άρχοντες έκκλησιών. После того как христианство получило покровительство светской власти, разные права Е. и взаимные их отношения начинают занимать много места в соборных постановлениях. Подробная регламентация иерархических отношений была совершенно необходима, ввиду значительного числа епископов и дробления епархий. Из первоначальной, церковно-общинной, формы, когда Е. управляет епископией отечески, широко пользуясь содействием не только совета пресвитеров, но и самой паствы, возникает мало-помалу сложная организация, в которой власть Е. является обставленной целой системой бюрократических должностей и учреждений («эконом» и «великий эконом», «скевофилакс» и «великий скевофилакс», «хартофилакс», «великий хартофилакс» и т. д.). Эта поместная (византийская) форма церковного управления в позднейшее время (в России) изменилась в епископально-консисториальную, в которой первоначальный образ Е., как он предначертан в посланиях апостольских и разъяснен в последующих канонических постановлениях соборов вселенских и поместных, сохранен ненарушимо.

Развитие внешнего иерархического строя всей церкви совершалось, с древнейших времен, в следующих формах. Вышеупомянутые первенствующие Е., если они получали свои преимущества чести и власти, потому что были епископами главных областных городов, называвшихся, на гражданско-административном языке, митрополиями, получали титул митрополита, который, по мнению одних, был им усвоен лишь со времени Никейского собора (профессор Н. Заозерский), по мнению же других (профессор Н. Суворов, вслед за анонимным автором статьи «Православного Собеседника», 1858 г.: «Обозрение форм поместного управления») — значительно раньше. Несомненно, что те права и преимущества, какие соединены были с этим титулом, были присущи некоторым областным Е. еще в III в. Киприан, кроме Карфагена, считал под своего властью Нумидию и обе Мавритании; Ириней Лионский был областным иерархом всей Галлии; епископы Александрии управляли церквами Египта, Ливии и Пентаполя. Е. ефесский имел местное значение в церквах малоазийских, кесарийский — в палестинских, римский — в западных. 1-ый вселенский собор название митрополитов усвоил Е. Рима, Антиохии, Александрии и Кесарии, недостаточно точно разграничив при этом пределы их областей, которые не раньше как 2-м вселенским собором были приурочены к гражданско-административному делению Греко-Римской империи. Митрополичьи преимущества чести (но не власти) были усвоены также Е. новой столицы — Константинополя. Чтобы согласовать права митрополитов разных категорий (митрополитов епархий и митрополитов диоцезов), второй вселенский собор определил важные церковные дела в каждой области решать собором всех Е. области. Права митрополитов были следующие: 1) он наблюдал за церковным порядком всей провинции и за своевременным замещением в ней вакантных епископских кафедр и управлял делами последних до избрания Е.; при избрании совершали рукоположение вместе с Е. области; 2) созывал поместные соборы и председательствовал в них; 3) принимал жалобы и доносы на Е. области и устанавливал порядок суда над ними; принимал апелляции на суд епископский, даже на решение нескольких Е.; 4) Е. области ничего важного не могли предпринимать без его согласия и должны были возносить его имя в своих молитвах; 5) он имел право посещения и обозрения всех епископий своей области; 6) никто из духовных лиц без дозволительной грамоты за его подписью не имел права являться ко двору; 7) он объявлял в своей области царские постановления по делам церковным. В то же время власть митрополита имела ограничения: он не должен был простирать своих притязаний далее пределов своей области; в делах, касающихся целой области, он ничего не мог сделать без согласия собора Е. области, на котором, в случае разногласия, дела решались не его голосом, а большинством голосов; он не мог судить Е. без собора, сам же был и поставляем, и судим собором своих Е.; его приговоры, хотя бы постановлены были совместно с собором, подлежали апелляции к большему областному собору (позже — к патриарху). Кроме Е. главных городов, волей императора в звание митрополита были возводимы Е. и малых городов, хотя это звание было в таком случае лишь титулом. Когда при новом административном делении Греко-Римской империи (при Константине Великом) главные города области сделалась столицами диоцезов, Е. этих столиц, имевшие власть над другими Е. целого диоцеза, получили, кроме звания митрополита, титул архиепископа. Если в диоцезе было несколько подведомственных архиепископу митрополитов, перед которыми он имел преимущества места и чести, то он носил название экзарха (у западных канонистов — primas dioceseos). Наконец, когда влияние экзархов (см.) на ход церковных дел в диоцезе, имевшее сначала характер обычая, развилось до степени права, вселенские соборы утвердили за старейшими митрополитами диоцеза полную церковную власть над всеми Е. диоцеза и создали новую высшую степень иерархии — патриаршество. Во время второго вселенского собора титул патриарха был еще лишь почетным названием. Окончательно экзархи обратились в патриархов, т. е. получили власть безапелляционно и в последней инстанции решать все церковные дела целого округа, не раньше как на Халкидонском соборе, в 451 г. Собор этот не установил каким-либо особым правилом ни титула, ни сана патриарха — но он употребил этот титул, и с тех пор вошло в обычай в церкви титуловать именем патриарха пять иерархов, совмещающих в себе права высшей церковно-правительственной юрисдикции. Каким бы титулом, впрочем, ни именовался Е. — архиепископом, митрополитом, экзархом, патриархом и т. д. — и как бы ни видоизменялось его гражданское положение, первоначальное догматическое учение о нем, как о представителе высшей, третьей степени церковной иерархии, остается неизменным. При избрании и посвящении его неизменно соблюдаются правила, постановленные на этот предмет в древних церковных канонах. Согласно 12 правилу VI вселенского собора, он должен быть безбрачен, хотя это и не значит, что он должен быть непременно посвящен в монашество (что, впрочем, вошло в обычай с давних времен). Особенным правом и должностью епископского сана служит право рукополагать в диаконы, пресвитеры и Е., поставлять в низшие должности клира, освящать св. миро для совершения таинства миропомазания, освящать храмы, с возложением в них мощей, и антиминсы. Власти Е. подчинены все члены церкви, находящиеся постоянно или временно в пределах его епископии, все учреждения православной церкви, духовно-учебные заведения и церковно-приходские школы, отчасти и школы других ведомств, монастыри епархии (за исключением так называемых ставропигиальных), братства и церковно-приходские попечительства. Епархиальный архиерей выдает священникам и диаконам ставленные грамоты; постригает или разрешает постригать в монашество; разрешает построение церквей в селах и городах (кроме столиц) и перестройку обветшавших храмов, за исключением древних (которые могут быть возобновляемы лишь с разрешения и при участии Императорской археологической комиссии), устройство домовых храмов (кроме столиц), молитвенных домов и часовен. Перемещение Е. из одной епархии в другую совершается не иначе как по инициативе святейшего синода; по силе 14 и 15 правил апостольских, просить о том самому Е. запрещается.

Ср. проф. Н. Заозерского, «О священной и правительственной власти и о формах устройства православной церкви» (М., 1891); проф. Н. Барсова, «О времени учреждения иерархии в церкви» (в журнале «Вера и Разум», 1888); А. С. Павлова, «Об участии мирян в делах церкви» (Казань, 1866); «Устройство церковной иерархии» и «Обозрение древних форм поместного церковного управления» (в журнале «Православный Собеседник», 1858); «О степенях священства» и «Происхождение новозаветной иерархии» («Православный Собеседник», 1868).

Н . Барсов.

Источник

Значение слова епископ

Что означает слово епископ

Что означает слово епископ

Что означает слово епископ

Епископ в словаре кроссвордиста

епископ

Епископ Епи́скоп ( — «»надзирающий, надсматривающий»»; «от» — «»на, при»» + — «»смотрю»»; ) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й ( «от» — ««главный, старший»» + — «»священник»»).

1.Высшее духовное звание в православной, католической, англиканской церковной иерархии.

2.Лицо, имеющее такое звание.

Большой современный толковый словарь русского языка

Новый словарь иностранных слов

м.
1) Лицо, имеющее в православной церкви третью степень священства, высшую после диакона и иерея.
2) Лицо, имеющее высший священнический сан в некоторых других христианских церквах.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа

Словарь русского языка Ожегова

(греч. episkopos), в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.

Современный толковый словарь, БСЭ

епископ м.
1) Лицо, имеющее в православной церкви третью степень священства, высшую после диакона и иерея.
2) Лицо, имеющее высший священнический сан в некоторых других христианских церквах.

Толковый словарь Ефремовой

епископа, м. (греч. episkopos) (церк.). В православной церкви – Лицо, имеющее третью т. наз. степень священства, высшую после диакона и иерея. Епископы и архиепископы неофициально называются архиереями. Архиерей, митрополит, патриарх – различные саны, должности лиц, имеющих степень епископа. || Лицо, имеющее высший священнический сан в некоторых др. христианских церквах.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

в православной, католической, англиканской церковной иерархии — лицо, имеющее третью, высшую степень священства младшее из епископских (архиерейский) званий (высшие — архиепископ, митрополит, патриарх)

Убит Тобольский епископ Гермоген, бывший Орловский епископ Макарий, епископ Феофан; епископу Белгородскому Никодиму выкололи глаза, вырезали щеки, выщипали волосы и живым бросили в яму, засыпав ее негашеной известью; так же замучен епископ Андроник Пермский, убит епископ Серафим, епископ Ефрем.

Вождем и зачинщиком их был Феодор, епископ фаранский, в слове к Сергию, епископу арсинойскому, как утверждает Сергий, епископ темпсанский, по свидетельству Стефана, епископа дорского, которое он высказал на латеранском соборе, бывшем при Мартине первом [1].

Бывшие же на поставлении его епископы : ростовский архиепископ Трифон, добрянский епископ Евфимий, рязанский епископ Давид, коломенский Геронтий, сарайский Вассиан; те же, которые не пришли, те прислали послов и грамоты свои; и подписались все об избрании, поставили его ноября 1 дня.

И титул Римского епископа сейчас имеет наименования: — епископ Рима, — викарий (заместитель) Христа, — преемник первейшего князя Апостолов, — верховный первосвященник Вселенской Церкви, — Патриарх Запада, — примас (первенствующий епископ ) Италии, — архиепископ и митрополит провинции Романии (область около Рима), — правитель суверенного государства града Ватикан, — раб рабов Божиих.

Митрополита, например, можно было бы произвести в генералы, епископы могли бы стать полковниками, а именно: епископ Мелентий – полковником пехоты, епископ Никанор – полковником кавалерии, епископ Савва – артиллерии, а епископ Сергий из Шабаца – главным интендантом.

Источник

Епископ

Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блю­сти­тель) – высшая сте­пень свя­щен­но­на­ча­лия в Церкви, третья сте­пень свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния, сле­ду­ю­щая после диа­кона и пре­сви­тера.

Что означает слово епископ

Епи­скоп – пре­ем­ник апо­сто­лов, име­ю­щий бла­го­дат­ную власть совер­шать все семь таинств Церкви, при­ем­лю­щий в таин­стве руко­по­ло­же­ния бла­го­дать архи­пас­тыр­ства – бла­го­дать управ­ле­ния Цер­ко­вью. Епи­скоп­ская сте­пень свя­щен­ной иерар­хии Церкви есть высшая сте­пень, от кото­рой зави­сят все прочие сте­пени свя­щен­но­на­ча­лия (пре­сви­тер, диакон) и низ­шего клира.

Посвя­ще­ние во епи­скопа про­ис­хо­дит через хиро­то­нию (Таин­ство Свя­щен­ства, руко­по­ло­же­ние). Епи­скоп изби­ра­ется из мона­ше­ству­ю­щего духо­вен­ства и руко­по­ла­га­ется епи­ско­пами.

Епи­скопы также име­ну­ются архи­ере­ями, то есть стар­шими иере­ями.

Глав­ные пра­ви­тель­ствен­ные сте­пени епи­скопа – пат­ри­арх, мит­ро­по­лит, архи­епи­скоп, экзарх.

Цер­ковь заклю­ча­ется в епи­скопе, клире и всех сто­я­щих в вере.
сщмч. Киприан Кар­фа­ген­ский

«Так как Цер­ковь должна, по обе­ща­нию Хри­стову, пре­бы­вать до скон­ча­ния века, то и пол­нота пра­ви­тель­ствен­ной власти, даро­ван­ная от Христа Апо­сто­лам, должна была не окон­читься с их смер­тью, а оста­ваться в Церкви вечно. Поэтому, Апо­столы пере­дали избран­ным пре­ем­ни­кам свои пол­но­мо­чия с тем, чтобы они про­дол­жа­лись в Церкви пре­ем­ственно и неиз­менно. Этим лицам, полу­чив­шим назва­ние епи­ско­пов (επίσκοπος-блю­сти­тель), Апо­столы пору­чили высший надзор и управ­ле­ние (архи­пас­тыр­ство) в осно­ван­ных хри­сти­ан­ских общи­нах, – то, что Апо­столы не могли всегда остав­лять за собой лично, будучи обя­зан­ными рас­про­стра­нять хри­сти­ан­ство во всем мире.
Таким обра­зом, высшая в соб­ствен­ном смысле пра­ви­тель­ствен­ная власть в Церкви пору­чена Апо­сто­лами епи­ско­пам – их пре­ем­ни­кам; другие же чины иерар­хии постав­лены быть только помощ­ни­ками епи­скопа в цер­ков­ном управ­ле­нии; а прочие члены клира – слу­жеб­ными лицами».
про­то­и­е­рей Васи­лий Певцов (Лекции по цер­ков­ному праву).

1. Исто­рия уста­нов­ле­ния чина

Наиме­но­ва­ние «епи­скоп» встре­ча­ется в Ветхом Завете ( 2Ездр. 9, 39-40 ), откуда оно и было заим­ство­вано ново­за­вет­ной Цер­ко­вью. Сам Иисус Хри­стос в Свя­щен­ном Писа­нии назы­ва­ется епи­ско­пом, что озна­чает «блю­сти­тель душ наших» ( 1Петр. 2:25 ); назы­ва­ется Он и Архи­ереем ( Евр. 4, 14; 7, 26 ). Апо­столь­ское звание име­ну­ется епи­скоп­ством ( Деян. 1:20 ). От апо­сто­лов звание епи­скопа пре­ем­ственно пере­дано их уче­ни­кам.

Чин избра­ния и посвя­ще­ния во епи­скопа подробно изла­га­ется в древ­них писа­ниях Церкви. Бла­жен­ный Иеро­ним гово­рит о том, что «наре­че­ние» во епи­скопа пред­ше­ствует посвя­ще­нию. Согласно пра­ви­лам святых апо­сто­лов и поста­нов­ле­ниям Пер­вого Все­лен­ского собора руко­по­ло­же­ние во епи­скопа должно совер­шаться двумя или более епи­ско­пами. В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских ука­зы­ва­ется молитва на посвя­ще­ние во епи­скопа. В сочи­не­ниях Дио­ни­сия Аре­о­па­гита гово­рится о том, что посвя­ще­ние во епи­скопа совер­ша­ется при воз­ло­же­нии Еван­ге­лия на главу коле­но­пре­кло­нен­ного постав­ля­е­мого. Воз­во­ди­мые в сан епи­ско­пов были пред­ва­ри­тельно испы­ты­ва­емы в вере и бла­го­че­стии и про­из­но­сили Символ веры. При посвя­ще­нии на главу став­лен­ника воз­ла­га­емы были Еван­ге­лие и руки при­сут­ству­ю­щих епи­ско­пов. Софро­ний Иеру­са­лим­ский, живший в VII веке, о посвя­ще­нии епи­скопа гово­рит сле­ду­ю­щее: «Есть в святых Церк­вах по всей все­лен­ной древ­нее апо­столь­ское пре­да­ние, по кото­рому те, кои воз­во­дятся на сте­пень свя­щен­но­на­ча­лия, обя­зы­ва­ются ста­рей­шим свя­щен­но­на­чаль­ни­ком откро­венно изло­жить, как они мудр­ствуют и как содер­жат веру. Это пре­да­ние ведет свое начало от пре­муд­рого апо­стола Павла, кото­рый предо­сте­ре­гает, чтобы кто-либо из тако­вых не вотще про­те­кал свое поприще» ( Гал. 2:9 ) (Из собор­ного посла­ния Софро­ния Иеру­са­лим­ского к Сергию, пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­скому).

Избра­ние и постав­ле­ние епи­ско­пов в тече­ние всего исто­ри­че­ского суще­ство­ва­ния Церкви оста­ется в своих глав­ных момен­тах неиз­мен­ным.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в «Чине постав­ле­ния архи­ерей­ского» при пат­ри­архе Иоакиме было сде­лано допол­не­ние. Согласно ему обла­че­ние ново­по­став­лен­ного архи­ерея в рясу, мантию, клобук, а также вру­че­ние ему четок совер­ша­ется после бла­го­сло­ве­ния пат­ри­арха и с осе­не­нием его руки. Это допол­не­ние было вклю­чено в вышед­ший в 1677 году в исправ­лен­ном виде «Чинов­ник архи­ерей­ского свя­щен­но­слу­же­ния», откуда он и пере­шел в совре­мен­ный чин епи­скоп­ской хиро­то­нии.

2. Схема чина хиро­то­нии во епи­скопа

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий руко­по­ло­же­ния во епи­скопа

По тол­ко­ва­нию свя­того Симеона Солун­ского, «руко­по­ло­же­ние совер­ша­ется после пер­вого входа, потому что так про­ис­хо­дило и вна­чале: ибо, когда Вла­дыка вопло­тился и постра­дал за нас, вос­крес и воз­несся на небеса – что все и озна­ча­ется первым входом, – после того и сошел Дух Святый, кото­рый руко­по­ло­жил пре­ем­ни­ков Спа­си­теля и явил их сопре­столь­ными Ему. Потому и теперь, когда архи­ерей вместе с про­чими войдет во свя­ти­лище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопре­сто­лие, как на пре­не­бес­ный пре­стол, руко­по­ла­га­е­мый при­во­дится и посвя­ща­ется, таким обра­зом соде­лы­ва­ется сопре­столь­ным с ними. Совер­ша­ется руко­по­ло­же­ние сие после Три­свя­той песни, песни ангель­ской, соглас­ного пения горних и доль­них». Откры­тое Еван­ге­лие, воз­ла­га­е­мое пись­ме­нами вниз, есть образ руки Гос­пода, зову­щего посвя­ща­е­мого на про­по­ведь слова Божия.

В первой молитве Пат­ри­арх просит Вла­дыку и Гос­пода «наи­тием бла­го­дати Свя­того Духа» укре­пить посвя­ща­е­мого, как Он укреп­лял апо­сто­лов, про­ро­ков и архи­ереев и сохра­нил его «непо­роч­ным» и укра­сил всяким бла­го­че­стием, явил его святым, дабы он мог молиться о спа­се­нии людей и был услы­шан Гос­по­дом.

Во второй молитве он просит Гос­пода сотво­рить руко­по­ла­га­е­мого под­ра­жа­те­лем Истин­ного Пас­тыря, «душу Свою поло­жив­шего за овцы», соде­лать путе­во­ди­те­лем слепых, вос­пи­та­те­лем немуд­рых, вра­зу­ми­те­лем непо­кор­ных и дерз­но­вен­ных, учи­те­лем мла­ден­цев в истин­ном веде­нии, све­тиль­ни­ком в мире, право пра­вя­щим вве­рен­ные ему души ко спа­се­нию».

По объ­яс­не­нию свя­того Симеона Солун­ского, мантию епи­скоп полу­чает как учи­тель, поэтому источ­ники, укра­ша­ю­щие ее, озна­чают «бла­го­дать учи­тель­ства, пре­бы­ва­ю­щую в архи­ерее, и вместе раз­но­об­ра­зие при­над­ле­жа­щих ему высших даро­ва­ний, через него на всех изли­ва­е­мых». Жезл, вру­ча­е­мый епи­скопу, как изъ­яс­няет тот же учи­тель Церкви, озна­чает «власть Духа, силу, укреп­ля­ю­щую и руко­во­дя­щую по отно­ше­нию к народу».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *