Что означает слово экзорцизм

Экзорцизм («запрещение бесам», «хуление бесов») — действия, направленные на изгнание бесов или других духовных сущностей из (от) человека (или места).

В зависимости от религиозных взглядов экзорциста, это может быть сделано путём принуждения одержимого лица к прочтению молитвы, проведением сложного ритуала, или призывом уйти во имя высшей силы.

Идея о том, что в человека могут вселяться потусторонние силы, в различных сообществах циркулирует давно.

Например, древние греки были уверены, что каждый день жизни людей сопряжен с волею богов, которые не только заставляют человека в тот или иной момент поступать определенным образом, но даже могут овладеть их телами, чтобы использовать для своих целей.

Так же все события – хорошие и плохие, которые случаются с человеком, богам и демонам приписывают буддисты и индуисты.

Представители многих африканских и южноамериканских племен тоже уверены, что поведение людей, в том числе и не совсем адекватное, подчинено влиянию незримых сил.

Не отказались от идеи влияния неких демонических сил на человека и в Средние века. Наоборот, эта идея получила очень широкое распространение среди духовенства. Причем в это время христианские богословы стали считать, что любое, не вписывающееся в общепринятые нормы, поведение человека определяют духи, боги, демоны, бесы или дьявол, которые вселяются в него. Чаще всего предполагалось, что эти сверхъестественные силы стремятся причинить человеку зло. Этот феномен получил название одержимости.

И поэтому каждого, чье поведение отличалось своеобразием и необычностью или кто высказывал мысли, которые отличались от общепринятых социальных установок, считали, что он попал под влияние дьявола.

Это происходит, по мнению священнослужителей, двумя путями: или дьявол завладевает душой человека непосредственно сам, или же это делают колдуны, навлекающие на человека незримую злую сущность.

Излечиться же от одержимости можно, лишь пройдя процедуру экзорцизма, или, иначе говоря, изгнания дьявола. Во время этого акта дьявол и его помощники именем Господа изгоняются обратно в ад.

На то, что данный человек одержим, указывают следующие основные признаки: ужасный демонический голос, как, впрочем, и любые перемены в голосе; паралич всего тела или некоторых его частей; невероятная для обычного человека сила.

Ряд демонологов считает, что на одержимость могут указывать и некоторые другие признаки. К их числу относятся: подражание животным, автоматическое письмо, множественность личностей, так называемая глоссолалия, когда человек начинает «говорить на языке», которого не существует, непристойное поведение, богохульство и некоторые другие.

Впрочем, ряд признаков, которые якобы являются маркерами одержимости дьяволом, на самом деле указывают на то, что человек страдает определенным психическим заболеванием. Так, например, нередко в Средневековье с одержимостью путали эпилепсию.

Тот же человек, который стал жертвой одержимости, начинает ощущать серьезные перемены в своем здоровье: у него появляются сильные головные боли, нарушается сон; нередко он слышит шум и непонятные голоса, видит некое свечение, а также может испытать временное умопомешательство.

Причиной же одержимости может стать серьезная психическая или физическая травма, открывающая в человеческом сознании своеобразный коридор, через которое злой дух входит и овладевает подсознательными сферами мозга.

Как считают некоторые оккультисты, очень наглядным примером одержимости может служить феномен множественности персоналий. При исследовании этого психического явления было установлено, что одно лишь упоминание имени Господа приводит к тому, что одна и даже более личностей исчезают и человек снова обретает свое прежнее состояние.

Американский психиатр М. Скотт Пек в своей книге «Люди лжи», изданной в 1983 году, рассказал о двух пациентах, в сознании которых присутствовало несколько личностей. Но кроме наличия множественных персоналий, эти люди страдали также одержимостью духами, отрицательно воздействовавшими на их сознание. Причем эти больные прекрасно знали, что их сознанием овладели некоторые сущности. Когда же эти пациенты прошли процедуру экзорцизма, то, по утверждению автора, они стали духовно здоровыми. При этом когда дьявольский дух покидал пациентов, то в тот момент на их лицах появлялось выражение невероятной злобы.

Феномен одержимости характерен не только для западной цивилизации, но и других обществ. Например, хотя мусульмане и почитают одного бога – Аллаха, тем не менее они убеждены, что злые дела творятся при непосредственном участии особых сущностей – джиннов.

Когда они вселяются в свои жертвы, которыми чаще всего становятся женщины, то у этих несчастных появляются слабость, подавленное настроение, приступы неврастении. Но если этих духов чем-либо задобрить, например дорогой одеждой, вкусной едой, драгоценностями и другими ценными вещами, то они могут покинуть человека.

В Индии также принято считать, что многие личные проблемы женщин связаны с происками злых духов, которые, вселившись в них, приводят к бесплодию, смерти детей или к другим трагическим ситуациям. На Шри-Ланке верят, что любое заболевание вызывает определенный демон, правда, своей злой силой он может воспользоваться лишь тогда, когда у человека появляются проблемы в семье или на работе…

Одержимостью люди страдали в далеком прошлом, и в наше время тоже отмечаются подобные факты. Особую же известность получил случай, связанный с некоей Аннализой Мишель.

C 16 лет она страдала от нервных заболеваний, эпилепсии, депрессии и некоторых других. До самой смерти болезни не отступали, а официальная медицина оказалась бессильна в лечении Аннелиз Мишель. Известно, что она родилась в крайне религиозной семье, регулярно посещала церковь и жила в соответствии с христианской моралью.

Однако в шестнадцатилетнем возрасте у Аннелиз Мишель появилось стойкое отвращение к церкви и предметам культа. У неё стали проявляться симптомы странного заболевания: ночью ее тело вдруг сковывал паралич, она с трудом дышала, словно в это время на ее грудь опускался тяжелый предмет.

Спустя некоторое время Аннализа Мишель обратилась в психиатрическую клинику в Вюрцбурге. После обследования врачи пришли к выводу, что девушка страдает эпилептическими судорогами. Началось лечение. Но положительных результатов получить не удалось. И Аннализу определили в психиатрическую лечебницу.

Однако в больнице к ночному параличу добавились еще и видения страшных лиц, которые постоянно нашептывали ей, что она проклята. Вскоре стало заметно, что лечение препаратами не только не улучшало, а, наоборот, усугубляло состояние девушки: притом что ужасные рожи продолжали являться ей в ночных кошмарах, она еще заболела тяжелой формой депрессии. В конце концов, после года лечения Мишель выписали с приличным букетом нервных заболеваний, часть из которых она приобрела в клинике.

Спустя какое-то время молодая женщина предположила, что в нее вселился дьявол, и обратилась в Рим с просьбой провести над ней обряд экзорцизма. Но в этом ей было отказано.

А состояние Аннализы тем временем значительно ухудшилось. Особенно это касалось ее поведения. Она стала не только наносить увечья собственному телу, но кусать тех, кто находился с ней рядом. Девушка начала подражать поведению собак, глотать насекомых и пауков. Более того, она стала бить иконы и рвать книги религиозного содержания.

Этот кошмар продолжался 5 лет. Наконец, после очередного обращения родственников церковь согласилась провести обряд экзорцизма. Процедура изгнания дьявола началась в сентябре 1975 года, а завершилась лишь в июне 1976 года. За это время из тела Аннализы были изгнаны: Гитлер, Каин, Нерон, Иуда и Люцифер.

Процедуру изгнания проводили дважды в неделю. Во время обряда девушка начинала говорить голосами давно умерших людей, произносить фразы на различных языках. В конце концов, процедуру прекратили, поскольку улучшений в поведении девушки не произошло.

Экзорцизмом демонов из Аннелиз Мишель занимались два священнослужителя, свидетелями стали ее родители. Всех, кто участвовал в обряде, после смерти девушки в его процессе, обвинили в неумышленном убийстве. Умерла она от истощения и обезвоживания, по утверждениям одержимой, демоны запрещали ей есть и пить.

Вскоре Аннализа отправила священнику письмо, в котором писала, что к ней во сне явилась Дева Мария и сказала, что может быстро освободить ее от демонов или же оставить все без изменений. Но в этом случае девушке было обещано спасение души. И она выбрала второй путь.

Страдания Аннализы завершились в ночь с 1 на 2 июля 1976 года. Во время вскрытия было установлено, что она умерла от чрезмерной потери влаги и недоедания. По некоторым источникам, энцефалограмма и другие обследования показывали, что девушка полностью здорова, однако у нее наблюдались постоянные припадки и конвульсии. К тому же, вскрытие ее тела показало, что эпилепсии у нее не было.

Кстати, это был единственный за последнее время случай одержимости, который церковь официально признала.

С давних времен в тех культурах, где люди верят в то, что дьявол постоянно вторгается в их повседневную жизнь, ритуалы экзорцизма имеют широкое распространение. Изгоняют дьявола при болезнях, при неудачах в бизнесе, при семейных разладах.

Ритуалы экзорцизма обычно проводят люди, которые контактируют с иной реальностью: священники, шаманы, знахари, медиумы и т. д. В редких случаях прибегают к экзорцизму и врачи.

В христианстве священники сами изгоняют бесов, привлекая в качестве помощников младших лиц духовного звания, народных лекарей и даже кого-нибудь из членов семьи одержимого. Во время проведения ритуала больной испытывает сильную боль, в структуре его сознания происходят серьезные психические изменения, жертва плюется, потеет, у него часты рвота, понос. По помещению, в котором осуществляется ритуал, иногда попеременно перемещаются волны жара и холода. Нередко даже сдвигаются мебель, одежда, ковры и т. д.

Но так как озлобленность духов может быть различной, то и степень одержимости у разных людей тоже имеет свои отличия. И поэтому, в зависимости от силы одержимости, экзорцист в отношении человека, в которого вселился дьявол, применяет или убеждающую беседу, или хорошо разработанный ритуал.

В тех случаях, когда человек чувствует лишь слабое недомогания, приписываемое козням дьявола, экзорцист чаще всего ограничивается обычным благословением, и в этом случае экзорцизм практически аналогичен молитве о выздоровлении. К ритуалу экзорцизма в его общепринятом понимании прибегают лишь в том случае, когда дьявол полностью подчиняет себе плоть и разум человека, в том числе и его речь. В этом случае экзорцист, беседуя с одержимым, считает, что разговаривает с самим демоном.

Текст молитвы по изгнанию дьявола не всегда произносится вслух и не всегда сопровождается соответствующими ритуалами. Предполагается, что изгнать из человека нечистую силу можно также с помощью молитв, которые записаны на бумаге. В этом случае их помещают в медальон и цепляют на шею одержимого. Однако этот способ, требуемой силой не обладает и поэтому используется редко.

Ритуал экзорцизма включает в себя несколько этапов. Сначала выясняется, каким путем дьявол попал в человека, а потом – имя злого духа. После этого начинается чтение молитв, затем – кропление святой водой и в заключение физическое воздействие на одержимого, или попросту порка. Эта процедура предполагает, что человек, в отличие от находящейся внутри его сущности, боли не чувствует, поэтому телесные наказания предназначаются дьяволу.

Впрочем, во время изгнания дьявола экзорцист, кроме молитв и побоев, использует и другие средства: ругательства, голод, запахи благовоний, а также продукты с неприятным вкусом и запахом, которыми он кормит жертву. Широко используются в ритуале изгнания бесов также соль и вино, которое символизирует кровь Христа.

Продолжительность ритуала экзорцизма может быть различной: иногда демон покидает тело человека сразу, изредка – через несколько дней или недель, но известен случай, когда дьявола пришлось изгонять в течение двух лет…

Слово «экзорцизм» имеет греческое происхождение и означает «клятва». На русский язык оно переводится как «приносящий присягу». То есть, иначе говоря, «экзорцировать» – это в первую очередь приводить дьявола к присяге или же призвать на помощь те высшие силы, которые заставили бы демоническую сущность действовать вопреки своим желаниям.

В католической церкви процедура изгнания дьявола начинается словами: «Adjure te, spiritus nequissime, per Deum omnipotentem», что в переводе с латыни означает: «Привожу тебя, злейший дух, к присяге Всемогущему Богу».

Следует иметь в виду, что официальный ритуал экзорцизма имеется только в Римско-католической церкви. Применяют его также и протестантские священники, правда, без излишнего соблюдения всех обрядовых тонкостей.

Кроме католицизма, экзорцизм применялся и в иудаизме. Так, в Книге Царств рассказывается о царе Сауле, который был одержим бесом. Изгонял же демона Давид игрой на лире. Упоминаются ритуалы изгнания бесов и в талмудистской литературе, относящейся к I веку новой эры.

В других религиях – индуизме, буддизме и исламе – имеется огромное число духов, которые отвечают за болезни и другие жизненные неприятности и от которых можно избавиться тоже с помощью экзорцизма.

Шаманы изгоняют злых духов, входя в транс. В этом состоянии они сначала отвоевывают у демона человеческую душу, а затем изгоняют из тела и самого злого духа.

В Китае тоже изгнанием духов из жилища занимается священнослужитель. Сначала в том месте, где обосновался демон, возводится алтарь, затем зажигаются ароматные палочки, которые раскладываются на нем.

Перед совершением ритуала священник надевает красное платье, синие носки и черную шляпу. Затем он входит в дом с чашкой в левой руке и с мечом – в правой. Потом он делает семь шагов влево, восемь – вправо и начинает петь: «Бог неба и земли, облачи меня многими полномочиями, чтобы я мог изгнать из этого жилища злых духов всех видов. Если какой-то из них не подчинится мне, дай мне силу приказать повелителям демонов для безопасной защиты».

После этого священник со следующими словами обращается к демону: «Исчезни быстро, как свет».

Затем китайский экзорцист отпивает из чашки глоток воды и поочередно плюет в каждый угол жилища, сопровождая свои действия словами: «Убей зеленых духов, вызванных несчастливыми звездами, или позволь им уйти». Правда, для каждого угла называется свой цвет: кроме зеленого, красный, белый и желтый.

Когда процедура изгнания подходит к концу, помощники священника ударяют в барабаны, а сам он направляется к выходу и сообщает, что дом от злого духа очищен.

Современные медиумы для изгнания дьявола применяют в основном уговоры. А вот медиум и экзорцист Дональд Пейдж сначала принимает злого духа в себя, а потом уже отсылает его прочь. В этом случае одержимый видит, как дух меняет самого Пейджа, придавая ему свои черты: злобу, враждебность или агрессивность.

Источник

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *