Что означает слово экзорцизм
Экзорцизм («запрещение бесам», «хуление бесов») — действия, направленные на изгнание бесов или других духовных сущностей из (от) человека (или места).
В зависимости от религиозных взглядов экзорциста, это может быть сделано путём принуждения одержимого лица к прочтению молитвы, проведением сложного ритуала, или призывом уйти во имя высшей силы.
Идея о том, что в человека могут вселяться потусторонние силы, в различных сообществах циркулирует давно.
Например, древние греки были уверены, что каждый день жизни людей сопряжен с волею богов, которые не только заставляют человека в тот или иной момент поступать определенным образом, но даже могут овладеть их телами, чтобы использовать для своих целей.
Так же все события – хорошие и плохие, которые случаются с человеком, богам и демонам приписывают буддисты и индуисты.
Представители многих африканских и южноамериканских племен тоже уверены, что поведение людей, в том числе и не совсем адекватное, подчинено влиянию незримых сил.
Не отказались от идеи влияния неких демонических сил на человека и в Средние века. Наоборот, эта идея получила очень широкое распространение среди духовенства. Причем в это время христианские богословы стали считать, что любое, не вписывающееся в общепринятые нормы, поведение человека определяют духи, боги, демоны, бесы или дьявол, которые вселяются в него. Чаще всего предполагалось, что эти сверхъестественные силы стремятся причинить человеку зло. Этот феномен получил название одержимости.
И поэтому каждого, чье поведение отличалось своеобразием и необычностью или кто высказывал мысли, которые отличались от общепринятых социальных установок, считали, что он попал под влияние дьявола.
Это происходит, по мнению священнослужителей, двумя путями: или дьявол завладевает душой человека непосредственно сам, или же это делают колдуны, навлекающие на человека незримую злую сущность.
Излечиться же от одержимости можно, лишь пройдя процедуру экзорцизма, или, иначе говоря, изгнания дьявола. Во время этого акта дьявол и его помощники именем Господа изгоняются обратно в ад.
На то, что данный человек одержим, указывают следующие основные признаки: ужасный демонический голос, как, впрочем, и любые перемены в голосе; паралич всего тела или некоторых его частей; невероятная для обычного человека сила.
Ряд демонологов считает, что на одержимость могут указывать и некоторые другие признаки. К их числу относятся: подражание животным, автоматическое письмо, множественность личностей, так называемая глоссолалия, когда человек начинает «говорить на языке», которого не существует, непристойное поведение, богохульство и некоторые другие.
Впрочем, ряд признаков, которые якобы являются маркерами одержимости дьяволом, на самом деле указывают на то, что человек страдает определенным психическим заболеванием. Так, например, нередко в Средневековье с одержимостью путали эпилепсию.
Тот же человек, который стал жертвой одержимости, начинает ощущать серьезные перемены в своем здоровье: у него появляются сильные головные боли, нарушается сон; нередко он слышит шум и непонятные голоса, видит некое свечение, а также может испытать временное умопомешательство.
Причиной же одержимости может стать серьезная психическая или физическая травма, открывающая в человеческом сознании своеобразный коридор, через которое злой дух входит и овладевает подсознательными сферами мозга.
Как считают некоторые оккультисты, очень наглядным примером одержимости может служить феномен множественности персоналий. При исследовании этого психического явления было установлено, что одно лишь упоминание имени Господа приводит к тому, что одна и даже более личностей исчезают и человек снова обретает свое прежнее состояние.
Американский психиатр М. Скотт Пек в своей книге «Люди лжи», изданной в 1983 году, рассказал о двух пациентах, в сознании которых присутствовало несколько личностей. Но кроме наличия множественных персоналий, эти люди страдали также одержимостью духами, отрицательно воздействовавшими на их сознание. Причем эти больные прекрасно знали, что их сознанием овладели некоторые сущности. Когда же эти пациенты прошли процедуру экзорцизма, то, по утверждению автора, они стали духовно здоровыми. При этом когда дьявольский дух покидал пациентов, то в тот момент на их лицах появлялось выражение невероятной злобы.
Феномен одержимости характерен не только для западной цивилизации, но и других обществ. Например, хотя мусульмане и почитают одного бога – Аллаха, тем не менее они убеждены, что злые дела творятся при непосредственном участии особых сущностей – джиннов.
Когда они вселяются в свои жертвы, которыми чаще всего становятся женщины, то у этих несчастных появляются слабость, подавленное настроение, приступы неврастении. Но если этих духов чем-либо задобрить, например дорогой одеждой, вкусной едой, драгоценностями и другими ценными вещами, то они могут покинуть человека.
В Индии также принято считать, что многие личные проблемы женщин связаны с происками злых духов, которые, вселившись в них, приводят к бесплодию, смерти детей или к другим трагическим ситуациям. На Шри-Ланке верят, что любое заболевание вызывает определенный демон, правда, своей злой силой он может воспользоваться лишь тогда, когда у человека появляются проблемы в семье или на работе…
Одержимостью люди страдали в далеком прошлом, и в наше время тоже отмечаются подобные факты. Особую же известность получил случай, связанный с некоей Аннализой Мишель.
C 16 лет она страдала от нервных заболеваний, эпилепсии, депрессии и некоторых других. До самой смерти болезни не отступали, а официальная медицина оказалась бессильна в лечении Аннелиз Мишель. Известно, что она родилась в крайне религиозной семье, регулярно посещала церковь и жила в соответствии с христианской моралью.
Однако в шестнадцатилетнем возрасте у Аннелиз Мишель появилось стойкое отвращение к церкви и предметам культа. У неё стали проявляться симптомы странного заболевания: ночью ее тело вдруг сковывал паралич, она с трудом дышала, словно в это время на ее грудь опускался тяжелый предмет.
Спустя некоторое время Аннализа Мишель обратилась в психиатрическую клинику в Вюрцбурге. После обследования врачи пришли к выводу, что девушка страдает эпилептическими судорогами. Началось лечение. Но положительных результатов получить не удалось. И Аннализу определили в психиатрическую лечебницу.
Однако в больнице к ночному параличу добавились еще и видения страшных лиц, которые постоянно нашептывали ей, что она проклята. Вскоре стало заметно, что лечение препаратами не только не улучшало, а, наоборот, усугубляло состояние девушки: притом что ужасные рожи продолжали являться ей в ночных кошмарах, она еще заболела тяжелой формой депрессии. В конце концов, после года лечения Мишель выписали с приличным букетом нервных заболеваний, часть из которых она приобрела в клинике.
Спустя какое-то время молодая женщина предположила, что в нее вселился дьявол, и обратилась в Рим с просьбой провести над ней обряд экзорцизма. Но в этом ей было отказано.
А состояние Аннализы тем временем значительно ухудшилось. Особенно это касалось ее поведения. Она стала не только наносить увечья собственному телу, но кусать тех, кто находился с ней рядом. Девушка начала подражать поведению собак, глотать насекомых и пауков. Более того, она стала бить иконы и рвать книги религиозного содержания.
Этот кошмар продолжался 5 лет. Наконец, после очередного обращения родственников церковь согласилась провести обряд экзорцизма. Процедура изгнания дьявола началась в сентябре 1975 года, а завершилась лишь в июне 1976 года. За это время из тела Аннализы были изгнаны: Гитлер, Каин, Нерон, Иуда и Люцифер.
Процедуру изгнания проводили дважды в неделю. Во время обряда девушка начинала говорить голосами давно умерших людей, произносить фразы на различных языках. В конце концов, процедуру прекратили, поскольку улучшений в поведении девушки не произошло.
Экзорцизмом демонов из Аннелиз Мишель занимались два священнослужителя, свидетелями стали ее родители. Всех, кто участвовал в обряде, после смерти девушки в его процессе, обвинили в неумышленном убийстве. Умерла она от истощения и обезвоживания, по утверждениям одержимой, демоны запрещали ей есть и пить.
Вскоре Аннализа отправила священнику письмо, в котором писала, что к ней во сне явилась Дева Мария и сказала, что может быстро освободить ее от демонов или же оставить все без изменений. Но в этом случае девушке было обещано спасение души. И она выбрала второй путь.
Страдания Аннализы завершились в ночь с 1 на 2 июля 1976 года. Во время вскрытия было установлено, что она умерла от чрезмерной потери влаги и недоедания. По некоторым источникам, энцефалограмма и другие обследования показывали, что девушка полностью здорова, однако у нее наблюдались постоянные припадки и конвульсии. К тому же, вскрытие ее тела показало, что эпилепсии у нее не было.
Кстати, это был единственный за последнее время случай одержимости, который церковь официально признала.
С давних времен в тех культурах, где люди верят в то, что дьявол постоянно вторгается в их повседневную жизнь, ритуалы экзорцизма имеют широкое распространение. Изгоняют дьявола при болезнях, при неудачах в бизнесе, при семейных разладах.
Ритуалы экзорцизма обычно проводят люди, которые контактируют с иной реальностью: священники, шаманы, знахари, медиумы и т. д. В редких случаях прибегают к экзорцизму и врачи.
В христианстве священники сами изгоняют бесов, привлекая в качестве помощников младших лиц духовного звания, народных лекарей и даже кого-нибудь из членов семьи одержимого. Во время проведения ритуала больной испытывает сильную боль, в структуре его сознания происходят серьезные психические изменения, жертва плюется, потеет, у него часты рвота, понос. По помещению, в котором осуществляется ритуал, иногда попеременно перемещаются волны жара и холода. Нередко даже сдвигаются мебель, одежда, ковры и т. д.
Но так как озлобленность духов может быть различной, то и степень одержимости у разных людей тоже имеет свои отличия. И поэтому, в зависимости от силы одержимости, экзорцист в отношении человека, в которого вселился дьявол, применяет или убеждающую беседу, или хорошо разработанный ритуал.
В тех случаях, когда человек чувствует лишь слабое недомогания, приписываемое козням дьявола, экзорцист чаще всего ограничивается обычным благословением, и в этом случае экзорцизм практически аналогичен молитве о выздоровлении. К ритуалу экзорцизма в его общепринятом понимании прибегают лишь в том случае, когда дьявол полностью подчиняет себе плоть и разум человека, в том числе и его речь. В этом случае экзорцист, беседуя с одержимым, считает, что разговаривает с самим демоном.
Текст молитвы по изгнанию дьявола не всегда произносится вслух и не всегда сопровождается соответствующими ритуалами. Предполагается, что изгнать из человека нечистую силу можно также с помощью молитв, которые записаны на бумаге. В этом случае их помещают в медальон и цепляют на шею одержимого. Однако этот способ, требуемой силой не обладает и поэтому используется редко.
Ритуал экзорцизма включает в себя несколько этапов. Сначала выясняется, каким путем дьявол попал в человека, а потом – имя злого духа. После этого начинается чтение молитв, затем – кропление святой водой и в заключение физическое воздействие на одержимого, или попросту порка. Эта процедура предполагает, что человек, в отличие от находящейся внутри его сущности, боли не чувствует, поэтому телесные наказания предназначаются дьяволу.
Впрочем, во время изгнания дьявола экзорцист, кроме молитв и побоев, использует и другие средства: ругательства, голод, запахи благовоний, а также продукты с неприятным вкусом и запахом, которыми он кормит жертву. Широко используются в ритуале изгнания бесов также соль и вино, которое символизирует кровь Христа.
Продолжительность ритуала экзорцизма может быть различной: иногда демон покидает тело человека сразу, изредка – через несколько дней или недель, но известен случай, когда дьявола пришлось изгонять в течение двух лет…
Слово «экзорцизм» имеет греческое происхождение и означает «клятва». На русский язык оно переводится как «приносящий присягу». То есть, иначе говоря, «экзорцировать» – это в первую очередь приводить дьявола к присяге или же призвать на помощь те высшие силы, которые заставили бы демоническую сущность действовать вопреки своим желаниям.
В католической церкви процедура изгнания дьявола начинается словами: «Adjure te, spiritus nequissime, per Deum omnipotentem», что в переводе с латыни означает: «Привожу тебя, злейший дух, к присяге Всемогущему Богу».
Следует иметь в виду, что официальный ритуал экзорцизма имеется только в Римско-католической церкви. Применяют его также и протестантские священники, правда, без излишнего соблюдения всех обрядовых тонкостей.
Кроме католицизма, экзорцизм применялся и в иудаизме. Так, в Книге Царств рассказывается о царе Сауле, который был одержим бесом. Изгонял же демона Давид игрой на лире. Упоминаются ритуалы изгнания бесов и в талмудистской литературе, относящейся к I веку новой эры.
В других религиях – индуизме, буддизме и исламе – имеется огромное число духов, которые отвечают за болезни и другие жизненные неприятности и от которых можно избавиться тоже с помощью экзорцизма.
Шаманы изгоняют злых духов, входя в транс. В этом состоянии они сначала отвоевывают у демона человеческую душу, а затем изгоняют из тела и самого злого духа.
В Китае тоже изгнанием духов из жилища занимается священнослужитель. Сначала в том месте, где обосновался демон, возводится алтарь, затем зажигаются ароматные палочки, которые раскладываются на нем.
Перед совершением ритуала священник надевает красное платье, синие носки и черную шляпу. Затем он входит в дом с чашкой в левой руке и с мечом – в правой. Потом он делает семь шагов влево, восемь – вправо и начинает петь: «Бог неба и земли, облачи меня многими полномочиями, чтобы я мог изгнать из этого жилища злых духов всех видов. Если какой-то из них не подчинится мне, дай мне силу приказать повелителям демонов для безопасной защиты».
После этого священник со следующими словами обращается к демону: «Исчезни быстро, как свет».
Затем китайский экзорцист отпивает из чашки глоток воды и поочередно плюет в каждый угол жилища, сопровождая свои действия словами: «Убей зеленых духов, вызванных несчастливыми звездами, или позволь им уйти». Правда, для каждого угла называется свой цвет: кроме зеленого, красный, белый и желтый.
Когда процедура изгнания подходит к концу, помощники священника ударяют в барабаны, а сам он направляется к выходу и сообщает, что дом от злого духа очищен.
Современные медиумы для изгнания дьявола применяют в основном уговоры. А вот медиум и экзорцист Дональд Пейдж сначала принимает злого духа в себя, а потом уже отсылает его прочь. В этом случае одержимый видит, как дух меняет самого Пейджа, придавая ему свои черты: злобу, враждебность или агрессивность.
Экзорцизм
«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)
А.И. Осипов,
профессор Московской Духовной Академии
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь ( Мк. 16:16 ).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»1
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются2. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы3, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом. Которого Павел проповедуют» ( Деян. 19:13 ), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»4.
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования5, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».
«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей»6.
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими»7.
Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову»9.
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» ( Иак. 5:16 ), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: « Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».11
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются»12.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»
«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».13
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.
По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
Примечания:
статья напечатана в журнале “Православная беседа” № 1, 2000 год.