Что означает слово джахиль в исламе

Что такое «джахилия»?

Что означает слово джахиль в исламе

Хафиз Ибн Хаджар говорил: “аль-Джахилия – это то, что было до Ислама”. См. “Фатхуль-Бари” 10/468.

Имам аль-Мунауи сказал: “аль-Джахилия – это то, что было до пророчества, и названо оно так по причине крайнего невежества людей в этот период”. См. “Файдуль-Къадир” 1/462.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Люди до послания посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были в джахилии, что относится к невежеству. Все, в чем они пребывали из слов и дел, установили для них невежды, и совершали это невежды. Также и все, что противоречит тому, с чем посылались пророки, как иудаизм или христианство, является джахилией. И это все имеет отношение к полной джахилии. Однако после послания посланника, мир ему и благословение Аллаха, джахилия может не быть в одном городе и быть в другом, как например в городе неверных. Может не быть в одном человеке и быть в другом, как например тот, кто не принял еще Ислам, ибо он в джахилии, даже если и живет в исламской стране. Однако, что касается определенного времени, то нет джахилии после послания Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха!” См. “Икътида сырат аль-мустакъим” 78.

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Можно ли применять термин «джахилия» к исламским сообществам нашего времени?»
Шейх ответил: “Полная джахилия исчезла после послания посланника, мир ему и благословение Аллаха, и не дозволенно применять этот термин к исламским сообществом в обобщенной форме! Что же касается использования этого термина в отношении чего-то конкретного или отдельных людей, или групп, то это дозволено. Ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил Абу Зарру: «Поистине, ты человек, в котором джахилия!» И также он говорил: «Четыре вещи в моей умме являются деяниями джахилии, которые они не оставили: гордость происхождением, порочение происхождения, испрашивание дождя у звезд и причитание!» См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 86.

По этой причине шейх аль-Альбани порицал слова Сайд Кутба, говорившего: “Весь мир в наше время живет в джахилии, подобно той, в которой появился Ислам. Все что вокруг нас является джахилией”. См. “Ма’алим фи-ттарикъ” 11 и 23.

Также подобные выражения шейх Бакр Абу Зайд внес в свою известную книгу, посвященную запрещенным выражениям! См. «Му’джам аль-манахи аль-ляфзия» 212-215.

Кстати, воспользовавшись случаем хотел обратить внимание на то, что говорят многие мусульмане, которые оставив грехи, встали на путь Всевышнего: «Раньше я по джахилии…» и т.п.

Это не правильное выражение для того, кто родился мусульманином, однако осознал Ислам и стал выполнять свои обязанности и отстраняться от грехов, спустя какое-то время.

Источник

Джахилия

Джахили́я (араб. جاهلية ‎‎) — в исламе обозначение первобытной грубости и невежества, предшествующей принятию ислама. В широком смысле — аналог «естественного состояния»: беззаконие и жестокость.

Содержание

История

Этимология

Религия

До возникновения Ислама на Аравийском полуострове существовали общины иудеев, христиан и язычников, представителями которых были главным образом местные арабские племена. Особенностью арабского язычества было то, что они верили в Аллаха как в единственного творца, но при этом также поклонялись идолам. В Коране говорится, что язычники считали, что идолы приблизят их к Аллаху: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». [2]

Согласно исламской историографии, сначала арабы (потомки Исмаила, сына Ибрахима) были монотеистами, однако потом заимствовали идолов у ‘амаликов. От той религии у них сохранился обряд хаджа и традиция почитания Каабы, охраны и обслуживания которой возлагалось на племя курайшитов из которого происходил пророк Мухаммед. Большинство язычников были крайне консервативны по отношению к своей религии, находя причины такого консерватизма в том, что их отцы верили в тех же идолов.

Культура

У доисламских арабов широко почитались красноречие, гостеприимство и верность своему договору. Среди примитивных качеств доисламского общества можно выделить следующие: существовала кровная месть, была традиция закапывать заживо новорождённых девочек, или же закапывать новорождённых детей, если родители боялись не прокормить их.

Экономика

Мекка, в которой жил Мухаммад, являлась торговым и финансовым центром Аравии. Город располагался на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии (Абиссинии) в Ирак. Валютой, употреблявшейся в обороте в те времена, был динар, который также упоминается в Коране. В соответствии с кораническими аятами это была монета из золота в 24 карата, или 4,25 грамма. Мусульманам предписывается использовать такие деньги при совершении сделок, выплате очистительного налога (закята) и для сбережений. Пророк Мухаммад является основоположником исламской экономики, которая со всеми присущими ей особенностями практически не изменилась до наших дней. В частности, в высказываниях пророка Мухаммеда осуждается ростовщическая практика (риба), а также говорится о золоте и серебре. Эти высказывания (хадисы) отразились на современных экономиках стран исламского мира. В частности, после экономического кризиса 1997 г. в противовес бумажным деньгам и нестабильности современной финансовой системы, которую они несут, появился проект золотого динара, поскольку во времена пророка Мухаммада необеспеченных бумажных денег не существовало. Хотя, в мусульманском мире издавна были распространены различные виды оборотных документов, таких как суфтаджа, сакк и др., принимавшиеся к оплате наряду с обычными металлическими деньгами.

Климат

Политика

Мекка, как главный центр южной Аравии, была ареной постоянной борьбы за власть. В арабских источниках содержится немало информации о семейных и племенных междоусобицах, однако некоторые западные критики делают акцент на легендарности этих преданий. В связи с тем, что Мекка была крупным торговым городом, политические группировки, получавшие власть, были вовлечены во взаимоотношения с различными арабскими племенами, а также государствами, с которыми была связанна торговля Мекки.

Джахиль

Джа́хиль (араб. جَاهِلٌ ‎‎ — грубиян, дикарь, невежда) — термин, которым называют людей, живших во времена джахилии. Средневековый исламский богослов Такиа д-Дин Ибн Таймия был, вероятно, первым, кто использовал термин «джахиль» для описания отступников в современном мусульманском обществе. [4]

Источник

Мой Дагестан

+15 Murad@ (Мурад) / Кто такие Джахили?

Часто слышу от людей считающих себя истинными мусульманами, называющих себя салафитами слово «Джахиль». Они вообще любят произносить во время разговора больше арабских слов, чем слов на языке на котором разговаривают и вешать на других ярлыки. Это, видимо, по их понятиям, еще плюс один балл для обеспечения беспрепятственного пропуска в рай, но, почему-то именно это слово меня заинтересовало.

Вот, я думаю, интресное трактование:

ПО ПОВОДУ НЕГРАМОТНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ «ДЖАХИЛЬ»!

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи,уа баракатуху,уа ридвануху,уа магьфиратуху,уа джаннатуху!

Всевышний Аллах сказал: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (Сура Аль Анам, 152).

Передают со слов Абу Зарра (ра), что он слышал, как РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет, на самом деле) таковым не является».

Передают со слов Ибн Умара (ра), что РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек скажет своему брату (в Исламе): «О неверный!», — это вернется к одному из них, и если он является таковым, как о нем было сказано, (значит, он зслуживает этого,) в противном же случае (сказанное) вернется к (тому, кто это сказал)».

Общаясь с мусульманами в реальной жизни, а также виртуально, часто слышу, как они себя или других называют «джахиль», не осознавая что-за слово они произносят! В основном этот термин используют ваххабиты, спрятавщиеся под термином «саляфиты», хотя они никакого отношения к тем великим саляфитам, умершим еще 1400-1300 лет тому назад не имеют! Они просто заблудшиеся сектанты – «псевдосаляфиты»! Даже в лекциях разных мусульман (Ринат и т.п.), изображающих великих ученых Ислама также часто можно встречать этот термин. Для таких сверхболтливых лжеученых есть хадисы для раздумья — Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Самое страшное, чего я боюсь для этой общины, — это лицемеры с языками ученых». Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) также сказал: «Знание бывает двух видов. Знание в сердце. Это полезное знание. Другое – знание на языке. Оно будет обвинителем Аллаха против сына Адама». И ни один мусульманин на сегодняшний день даже не задумывался, что используя этот термин, они обвиняют мусульман в неверий, в кафирстве и берут очень большой грех на свою душу.

На вопрос сахаб что означает термин «джахилия», РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) отвечал: «это период язычества до появления Ислама». А до появления Ислама были неверующие из числа язычников и кафиров!

РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему они произносят слова эпохи джахилий? Прекратите говорить такие слова, ибо, поистине, они отвратительны».

РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Не клянитесь отцами как в период джахилий».

Некоторые сахабы говорили: «Мы — те, кто уверовал в Аллаха и последовал за Его Посланником, наши дети родятся в исламе, а мы родились во времена джахилий».

РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал:»Одним из ненавистным для Аллаха является человек, стремящийся к сохранению обычаев джахилий в исламе».

Абдулла сказал: «РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«С того из вас, кто был прекрасен в Исламе взыскано за те (дела во время джахилий) не будет. А кто осквернил, с того будет взыскано за его деяния и в джахилий и в Исламе».

Ауф Ибн Малик сказал: «Мы читали заговоры в эпоху джахилий до прихода в Ислам».

Амр Ибн Абаса Аль-Салямий сказал: «Когда я еще был в джахилий, я знал, что люди в заблуждении и что они, рабослужа истуканам, не имеют себе основания».

Муниб Аздий (ра) рассказывает: «Еще во времена джахилий я видел как РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О люди! Скажите «ля илляха илляЛлах» и вы достигнете успеха».

Абу Хурейра передал, что РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Вы обнаружите, что люди – самородки. Поэтому бывшие лучшими из них в джахилий – лучшие из них в Исламе, когда обучатся вероуставу».

Сообщают от Абу Хурейры, сказавщего: «РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не наступит Час, пока не станут трястись ягодицы женщин вокруг Зуль-Халясы». Это был идол, которому рабослужило (племя) Даус во времена джахилий в Таббале».

Передают со слов Аишы, сказавшей: «Я спросила: «Посланник Аллаха, Ибн Джадан в эпоху джахилий поддерживал кровные узы и кормил бедняков. А это ему поможет?» Он ответил: «Это ему не поможет! Он даже раз не сказал: «Господи, прости мне мое прегрешение в День Вероустава».

Передают со слов Ибн Аббаса, сказавщего: «Женщины в эпоху джахилий совершали таваф вокруг Дома голышом, выкрикивая: «Кто одолжит мне тавафку?»

РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«С того, кто в Исламе совершает благие дела, не спросят за то, что он сделал во времена джахилий. «.

РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«. умрет подобно тому, как умирали во времена джахилий».

РасулюЛлах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…О, да, всякое дело со времен джахилий отныне сложено (и повержено) мне под ступню! И кровь (кровная месть, продолжавшася со времен) джахилий сложена (отныне и оставлена навеки)…. Каждое ростовщичество, проистекающее из времен джахилий, отныне сложено!»

С момента появления Ислама на земле прошло более 1400 лет и все мы стали мусульманами, альхамдилуЛлях. Согласно хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха), все дети рождаются мусульманами, что они потом в зависимости от окружающих становятся иудеями, христианами…! Теперь сами подумайте, как может мусульманин стать «джахилем», т.е. членом доисламского язычества, если он уже является мусульманином в данное время.

Если вы называете другого мусульманина «джахилем», значит вы подразумеваете, что он уже «кяфир», т.е. неверующий, что он уже не мусульманин. А кто называет мусульманина «джахилем», тот сам становится «джахилем», т.е. «кяфиром».

Вы можете свести на нет добро, которое совершили всю жизнь несколькими своими неграмотными высказываниями. Ислам требует честности и беспристрастия, когда это касается осуждении других людей. Псевдосаляфиты-сектанты, создавшие пятый мазхаб и считающие только себя настоящими и праведными мусульманами, вам адресую слова Всевышнего Аллаха: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: “Воистину, я — один из мусульман» (41:33).

И в заключение хвала Аллаху — Господу миров!

Источник

О тех, кто страдает джахилией

Что означает слово джахиль в исламе

В «Сунане» Абу Давуда (5121) приводится рассказ Джубайра ибн Мутыма о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не из нас тот, кто призывает к асабие, не из нас тот, кто сражается ради асабии, и не из нас тот, кто умирает ради асабии».

Обращение в ислам ещё не означает того, что человек изменился и уверовал всем сердцем. Путь веры — это путь борьбы со слабостями нашей души, и неверными представлениями, которые мы считаем правильными, и низкими качествами, которые мы приобрели, и дурными привычками, к которым мы пристрастились.

Для верующего эта борьба продолжается до самой его смерти. Потому что многие качества и поступки, иногда не лучшие, становятся неотъемлемой частью нас самих, и от них трудно избавиться, даже когда мы осознаем, что именно этого Всевышний ждёт от нас. И чем глубже прячется недостаток, чем сильнее он связан с нашей самостью, тем болезненнее даже только осознание того, что от тебя требуется выскоблить его из сердца.

Да, верующий постоянно борется с самим собой, с большим или меньшим успехом исправляет свои поступки и намерения. Но если присмотреться, лишь немногие добираются до тех качеств, тех состояний души, которые определяют, кто мы есть на самом деле. Эти качества проявляются не всегда, даже не часто, гораздо чаще человек выглядит таким, каким он старается выглядеть. Но в минуты испытания эти самые особенные частички его «Я» возмущаются с такой силой, что скрыть их не удаётся.

Так мы возмущаемся, например, когда кто-либо оскорбляет нас или общность, к которой мы себя относим, с которой мы себя связываем. И вот здесь кроется очень важный и тонкий нюанс. Господь хочет, чтобы верующий связывал себя только с Ним, и возмущался только ради Него, и прощал только ради Него. В стремлении к этому заключается самая суть веры, и поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто любит ради Аллаха и не любит ради Аллаха, кто даёт ради Аллаха и отказывает ради Аллаха, у того вера совершенна» (Абу Давуд 4681).

Это очень важно, делать что-то не потому, что тебе так хочется, а потому что так пожелал твой Господь. Не твои желания, не твои предпочтения имеют значение, а воля твоего Господа. В этом весь верующий. Он осознаёт себя рабом Аллаха и ищет только довольство своего Господина. Он не принадлежит сам себе, а принадлежит Аллаху.

Но как принять это, если в душе гордыня, если ты считаешь себя хозяином своей судьбы? А если к тому же ты богат и распоряжаешься судьбами многих людей? Распоряжаешься своевластно и не несёшь за это ответственности. До поры до времени. Но эта пора кажется такой далёкой, почти нереальной. А твоя власть, вот она, такая ощутимая, признаваемая всеми вокруг. Как отказаться от неё и признать себя рабом Аллаха?!

Они не веровали не потому, что считали для себя унизительным поклоняться Богу. Они ведь охотно преклонялись перед своими идолами, взывали к ним, приносили им жертвы. Они были готовы унижаться перед тьмой молчаливых богов, лишь бы не поклоняться одному Богу, Который изъявляет им Свою волю и перед Которым все равны. Вот в чём скрывалась главная причина их неверия.

Неверующие во все времена понимали, что, признав Аллаха единственным богом, они лишатся права судить так, как им угодно, и вообще лишатся своих привилегий. И тогда они не смогут распоряжаться богатством и людьми так, как они хотят, и им придётся делиться с теми, кого они притесняют, и считаться с теми, кого они презирают. Но страхи мекканской знати, услышавшей проповеди Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, были ещё более серьёзными.

Призыв ислама взламывал самую основу общественного и ценностного уклада арабов. Всё то, чем они гордились и что обеспечивало их положение, теряло всякий смысл. Этим всем для жителей пустыни была племенная сплочённость, или асабия. Арабы гордились своим происхождением, вели свою родословную от давних предков и крепко держались за свой род. Под защитой своего рода человек был в безопасности, а без его поддержки он был ничем. Его жизнь, имущество и честь не стоили ничего. Он был «вне закона».

Для язычников поддержка рода или племени была способом выживания. Род нужно было защищать даже в неправедной войне, и выходить против «своих» нельзя было ни при каких обстоятельствах. В исламе же всё было по-другому. Коран отверг «заносчивость времён невежества» (сура 48 «Победа», аят 26) и призвал сплотиться вокруг истины, даже если она «навредит» твоему народу или тебе самому.

Но отказаться от племенной сплочённости для арабов было тяжелее, чем отречься от родовых идолов. Бесполезность каменных истуканов была налицо, но племенная сплочённость… Она ведь не просто обеспечивала личную и общественную безопасность. Принадлежность к роду или племени была частью того самого «Я», которым в реальности были эти гордые и свободолюбивые люди. Поэтому отказаться от асабии для них означало не просто измениться, а переродиться полностью.

Удавалось это только истинно уверовавшим, для которых ислам стал новой семьёй, а истина — первейшим жизненным ориентиром. Такими были первые из мухаджиров и ансаров, прошедшие через тяжелейшие испытания вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Но были и другие, которые не сразу избавились от старых представлений.

Сообщается, что во время похода на бану аль-мусталик один из мухаджиров ударил кого-то из ансаров пониже спины. Этот ансар рассердился, и дело дошло до того, что они стали призывать на помощь других. Ансар закричал: «О ансары!» А мухаджир закричал: «О мухаджиры!» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подошёл к ним и сказал: «Что это за призывы времён невежества! Прекратите, ибо, поистине, это отвратительно». А когда люди объяснили ему, из-за чего поссорились двое мужчин, он сказал: «Ничего страшного! Человек должен помогать своему брату и когда он поступает несправедливо, и когда несправедливо поступают с ним. Если тот поступает несправедливо, пусть он удержит его, и это будет помощью ему, а если с ним поступают несправедливо, пусть он поможет ему» (аль-Бухари и Муслим 4687).

Благодаря этой сплочённости мусульмане сумели расширить земли Халифата и завоевать симпатии покорённых народов. Общество ислама зиждилось на справедливости и верховенстве Божьего закона. Арабы, персы, эфиопы, мужчины и женщины, сильные и слабые — все были равны перед Богом и перед законом. Правый не боялся неправого, даже если тот был богат, и сильный был слаб перед законом, если притеснял другого. А главное, в мусульманском обществе было место не только для мусульман, но и для последователей других религий. Всё это делало ислам привлекательным для народов, уставших от гнёта и произвола правителей.

Однако законы общественного развития писаны для мусульман не в меньшей степени, чем для остальных народов. Поэтому период распространения ислама сменился периодом борьбы за власть внутри Халифата, и в тех ситуациях, когда не хватало веры и набожности, асабия оказывалась простейшим и самым понятным решением. В результате в Халифате установилась монархическая форма правления, а внутри арабо-мусульманской элиты началось противостояние северных и южных племён. Последствия этих процессов для Халифата оказались непоправимыми.

Асабия продолжает истончать узы ислама и в наши дни. Крайние националистические идеологии раскалывают тело уммы и возбуждают вражду между турками, персами, арабами. До абсурда доходит неприязнь между фанатичными приверженцами мазхабов. А призывы к единению вокруг общих ценностей ислама теряются в многоголосье тех, кто пытается доказать свою правоту.

Желающих мнить себя самыми правыми всегда будет много. Люди хотят верить в то, что заслужить вечную жизнь можно не упорным трудом, а одной лишь принадлежностью к какому-либо течению. Им нравится ощущать себя частью великой нации, какого-нибудь древнего этноса. Только вот каждый, кто играть на чувствах верующих, чтобы разделить мусульманскую умму, поступает во вред себе.

В «Сунане» ат-Тирмизи (2893) приводятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто обращается с призывом времён невежества, тот будет собран в аду на коленях». Его спросили: «О Посланник Аллаха, даже если он молится и постится?» Он ответил: «Даже если он молится и постится».

Но любовь к своему народу не должна быть выше любви к Истине, и осознание себя частью какого-либо народа не должно мешать верующему стать частью «лучшей уммы, появившейся на благо всех людей», уммы тех, кто призывает к добру, предостерегает от зла и верует в Аллаха, у которого нет сотоварищей. А если кто действительно любит свой народ и желает ему добра, он должен помогать ему стать ближе к Истине, ибо только в этом спасение и успех.

Не бывает ислам арабским, татарским или казахским. Не бывает ислам кораническим, суннитским или шиитским. Есть множество разных путей, на которые зазывают шайтаны, и один-единственный путь, ведущий к довольству Аллаха. Путь, которым прошёл Посланник, мир ему и благословение Аллаха, и праведные имамы после него. Путь открытый и понятный для всех. Путь поклонения одному Аллаху и деяния добра.

Источник

Что такое джахилия на самом деле?

Что означает слово джахиль в исламе

Джахилия («неведение») – эпоха язычества, обозначение времени до ислама и религиозного состояния жителей Аравии до появления Пророка Мухаммада (мир ему). Более точно под джахилией подразумевается время жизни людей без пророка – между Исой/Иисусом (а.с.) и Мухаммадом (мир ему). В этом своем наиболее характерном значении корень «джхл» противостоит «и`лм», т.е. «знанию» в противоположность «невежеству». Кораническое упоминание «первой» джахилии (33:33), возможно, означает древнее язычество до появления христианства.

«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (33:33).

Термин «джахилия» выражает важную концепцию Ислама – представление о резком разрыве его с предшествующей эпохой, с ее идеалам и обычаями. Предшествующее время и считается периодом неведения, сменившимся просвещенным временем Ислама. Прилагательное джахили чаще всего применяется по отношению к доисламским арабским поэтам и их поэзии. Термин «джахилия» в раннеисламскую эпоху противопоставляется не столько «знанию», сколько благоразумию (хилм) и означает грубость, жестокость, подчинение человека своим страстям и желаниям, беспорядочность жизни. В Коране термин «джахилия» как «языческое прошлое» сохранил оттенок именно такого смысла (например, «ярость джахилийская»).

«Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха). Они заслуживали его более других и были достойны его. Аллах же знает о всякой вещи» (48:26). Однако в Новейшей истории значение понятия джахилия претерпевает определенные изменения, особенно в радикальных кругах.

Основоположником, или как уже принято говорить «классиком», псевдоисламского радикализма считается известный египетский идеолог Сайид Кутб (1906–1966) – прозаик, поэт, педагог и журналист, один из руководителей египетской организации «Братья-мусульмане». Идеологически он представлял экстремистское крыло этой организации. Концепция политического устройства мусульманского общества, изложенная Сайидом Кутбом в книгах «Социальная справедливость в исламе», «Вехи на пути» и «Под сенью Корана», вобрала в себя основные идеи современного псевдоисламского радикализма. Сайид Кутб продолжал идейную линию воинственного противостояния ислама с внешним миром, возникшую после смерти Пророка (мир ему) в трудах некоторых средневековых мусульманских авторов. Он так и не смог по достоинству оценить очевидные достижения современного мира в самых различных сферах и потому пропагандистки клеймил существующие социальные реалии как торжество джахилийи – духовного невежества.

Сайид Кутб делил человечество на мусульман, придерживающихся законов шариата, и «неверных», в число которых включал и большинство мусульман, не разделявших его взгляды. Он считал, что столкновение с государством неизбежно для торжества идеального исламского общества. По Сайиду Кутбу, мусульмане-националисты не знали ислама, подобно арабам-язычникам времен первоначальной джахилии. Как те поклонялись каменным идолам, так и современники Сайида Кутба, по его мнению, поклонялись символическим идолам, каковыми являлись нация, партия, социализм и т.д. Отвергая, таким образом, претензию националистов на создание новой истории, он отправлял их во мрак доисламских времен.

Сайид Кутб страстно взывал к «новому кораническому поколению», которое якобы сможет создать в современном мире новую – исламскую – общность на руинах национализма, подобно тому, как Пророк Мухаммад ( ) и его поколение построили общину правоверных на обломках разрушенного ими арабского язычества. Намереваясь развенчать национализм как идеал, Сайид Кутб оперировал двумя концептами, придуманными другим пакистанским радикалом Абу-ль-Аля Маудуди: «суверенитетом» («хакимийя») и «поклонением» («убудийя») – самодостаточными и, с точки зрения Кутба, критериями различения ислама и не-ислама, добра и зла, справедливости и несправедливости. В Коране Аллах делегировал человеку как Своему наместнику на земле право обустраивать мирскую жизнь: «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника»» (2:30).

Однако концепция Саида Кутба провозглашала, что Аллах является не только единственным объектом поклонения для людей, но и единственным обладателем политической власти. То есть фактически отрицалось, что власть по Корану делегировалась Аллахом людям для обустройства общества. В рамках этой логики соучастие общественных институтов (нации, партии, армии, народа и т. д.), которые Саид Кутб называл «идолом, в обустройстве земной жизни», воспринималось крайне негативно, поскольку якобы приводило к воцарению зла, несправедливости, лжи, т.е. анти-ислама, и наконец джахилии. Будучи наследником традиции «Братьев-мусульман», Сайид Кутб трансформировал ее – отчасти вдохновляясь трудами своего пакистанского современника Абуль-Аля Маудуди, – чтобы сделать из этих идей собственный синтез более воинствующего и радикального свойства.

Причем реализация такой концепции возможна, на его взгляд, лишь после физического захвата власти, и только потом возможно построение социальной справедливой модели общества. «Ислам и джахилия – это абсолютно несовместимые системы, между которыми невозможно какое-либо мирное сосуществование или постепенная трансформация джахилии в ислам. Восстановить власть Аллаха на земле можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилия, и участие в этой борьбе есть обязанность каждого мусульманина», – считал он. Введение понятия «джахилия» было отрицанием прежней практики движения «Братьев-мусульман», действовавших в гуще общества и не испытывавших глубокой неприязни к монархии, оно также подразумевало, что члены современного мусульманского сообщества более не считались истинно верующими.

По 7 сути речь шла об очень серьезном с точки зрения канонов ислама обвинении – такфире. Этот термин, происходящий от слова «куфр» («безбожие»), означает отлучение того, кто является (или считает себя) мусульманином, от общины правоверных – уммы. В глазах тех, кто следует букве исламского закона в его наиболее строгих интерпретациях, подобный безбожник уже не имеет предусмотренного шариатом права на защиту. Согласно религиозной формуле, «его кровь разрешена».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *