Что означает слово дьявол

Значение слова дьявол

Словарь Ушакова

дь я вол, дьявола, муж. (греч. diabolos, букв. клеветник).

2. Бранное слово (прост.). Куда прете, дьяволы!

3. в знач. межд. употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (разг. вульг.). Тьфу, дьявол, что я наделал!

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. diabolos ) — синонимы — сатана, черт, Иблис; в мировых религиях злой дух или глава злых духов, противостоящий Богу; властелин ада.

Фразеологический словарь русского языка

Православие. Словарь-справочник

Фразеологический словарь (Волкова)

Православная энциклопедия

в переводе с греческого означает «клеветник, обольститель». Падшие ангелы из-за своего коварства и старания всячески обольстить людей, внушив им злые желания и ложные мысли, называются дьяволами. Господь говорил неверующим иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он ложь и отец лжи» (Евангелие от Иоанна, 8, 44).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Главный демон, князь демонов. Дьявол творит зло ради зла, и в этом его бесчеловечность. Человек, поясняет Кант, никогда не творит зло ради самого зла, но всегда руководствуется эгоизмом (делает зло другим ради своего блага). Дьявол зол, тогда как человек всего лишь дурен («Религия в пределах только разума», часть I, 3).

Но дьявол олицетворяет не только зло, но и крайнюю глупость, доходящую до невразумительности. Зачем, спрашивается, ему творить зло, если он не извлекает из этого никакого блага для себя? О дьяволе можно сказать то же, что Стендаль сказал о Боге: единственное, что его извиняет, это то, что его нет.

Библия: Тематический словарь

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG devil)

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Энциклопедический словарь

(от греч. diabolos) (сатана, черт, Иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.

Словарь Ожегова

ДЬЯВОЛ, а, м. В религиозной мифологии: злой дух, противостоящий Богу, сатана, употр. как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Умён (хитёр) как д. ктон. (очень умён, хитёр; разг.). Что за д.? (выражение раздражения, недоумения; прост.). Какого дьявола или за каким дьяволом? (зачем, для чего?; прост. неодобр.). Какого дьявола я там не видал? (чего я там не видал, зачем я туда пойду?; прост. неодобр.). Иди ты к дьяволу (убирайся, проваливай; прост.).

| прил. дьявольский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Злое начало, злой дух; Чёрт, Сатана (по религиозным представлениям)

Источник

Дьявол

Дья́вол (греч. διάβολος – кле­вет­ник, поро­ча­щий) – падший ангел, вос­став­ший, по при­чине гор­до­сти, против Бога и в резуль­тате утра­тив­ший своё высо­кое ангель­ское досто­ин­ство; сатана, глава падших духов.

Злая дея­тель­ность дья­вола, направ­лен­ная на иску­ше­ние людей, попус­ка­ется Богом, в том числе, ради опре­де­ле­ния их сво­бод­ной воли к добру.

Диавол всегда желает чело­веку только зла, его цель – поги­бель чело­века.

Дьявол ста­но­вится “князем мира сего” через свою власть над людьми, отпав­шими от Бога. Чело­век не может суще­ство­вать авто­номно в духов­ном плане, либо он испол­няет благую волю Бога, либо отдаёт себя во власть дья­вола.

Может ли дьявол тво­рить чудеса?

Будучи анге­лом по есте­ству, дьявол обла­дает опре­де­лен­ными воз­мож­но­стями в воз­дей­ствии на стихии и пред­меты види­мого мира, пре­вы­ша­ю­щими воз­мож­но­сти чело­века.

Напри­мер, в Книге Иова отме­чен случай, когда сатана низ­верг огонь с неба ( Иов.1:16 ). В аске­ти­че­ской лите­ра­туре содер­жится мно­же­ство при­ме­ров, иллю­стри­ру­ю­щих спо­соб­но­сти сатаны и его сообщ­ни­ков, демо­нов, совер­шать столь впе­чат­ля­ю­щие чело­века деяния, что многие из них, в извест­ном отно­ше­нии, могут быть названы чуде­сами. Поло­жим, во втором посла­нии апо­стола Павла к фес­са­ло­ни­кий­цам прямо утвер­жда­ется, что без­за­кон­ник, то есть анти­христ, кото­рый явится перед кон­чи­ной мира и станет ору­дием сатаны, будет дей­ство­вать «со всякою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными» ( 2Фес.2:9 ).

Стало быть, сатана может совер­шать поступки, спо­соб­ные изу­мить чело­века, пора­зить его взор, ум, чув­ства, вооб­ра­же­ние. Но пра­вильно ли гово­рить об этих поступ­ках или резуль­та­тах этих поступ­ков, как о под­лин­ных чуде­сах?

Соб­ственно говоря, чудо, пони­ма­е­мое как плод осо­бого сверхъ­ествен­ного воз­дей­ствия на пред­меты и явле­ния нашего мира, особое сверхъ­есте­ствен­ное вме­ша­тель­ство в есте­ствен­ный ход вещей, доступно лишь Богу (условно можно ска­зать, что оно доступно и тем, кто дей­ствует в синер­гии с Богом, напри­мер, подвиж­ни­кам-чудо­твор­цам). Сатана же, дей­ствуя вопреки воле Божьей, в силах ока­зы­вать на пред­меты и явле­ния мира то воз­дей­ствие, кото­рое соот­вет­ствует его при­род­ным спо­соб­но­стям и лишь в той мере, в какой доз­во­ляет Гос­подь. Таким обра­зом, можно гово­рить, что сатана спо­со­бен на чудо, но чудо не в исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, а чудо ложное (заме­тим, что лож­ными сата­нин­ские чудеса назы­ва­ются и потому, что направ­лены против добра, а часто и на обман орга­нов чувств или созна­ния чело­века).

Как еще назы­вают диа­вола?

Диавол – одно из наиме­но­ва­ний главы темных сил, в хри­сти­ан­стве он также изве­стен как сатана, веель­зе­вул, лука­вый, князь мира сего, враг, кле­вет­ник, отец лжи и т. д.

Как пра­вильно писать (про­из­но­сить) – «диавол» или «дьявол»? Или это два разных поня­тия?

В гре­че­ском языке, откуда слово διάβολος в пришло в ста­ро­сла­вян­ский, нет мяг­кого знака. Поэтому изна­чально на Руси гово­рили и писали: «диавол». В цер­ков­но­сла­вян­ском это слово таким оста­ется и до сих пор – «дїа́волъ». С тече­нием вре­мени «и» заме­ни­лось на мягкий знак – такое чере­до­ва­ние часто встре­ча­ется в рус­ском языке, осо­бенно в окон­ча­ниях (-нье или ‑ние), поэтому в совре­мен­ном рус­ском при­нято упо­треб­лять слово «дьявол», а «диавол» нередко исполь­зу­ется в рели­ги­оз­ной лите­ра­туре.

Может ли диавол, как пред­ста­ви­тель духов­ного мира, вме­ши­ваться в дела мира мате­ри­аль­ного?

Гос­подь в Своем Слове дает совет: «Обле­ки­тесь во все­ору­жие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диа­воль­ских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ных» ( Еф.6:11-12 ). Здесь ясно ска­зано, что диавол и падшие ангелы явля­ются частью мира духов, но в то же время они активно вме­ши­ва­ются в дела мате­ри­аль­ного мира.

Знает ли диавол, что у нас в сердце?

Сердца ведает цели­ком и пол­но­стью только Бог. Как сле­дует из раз­лич­ных трудов по аске­тике, отча­сти диавол может знать и о добрых, и о злых помыс­лах, но именно отча­сти, то есть не всегда и не обо всех. И он, конечно, знает лукав­ство и злобу, кото­рые он сам насаж­дает в тех, кто ему служит. «Если у меня есть помысл злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его все­вает, – пишет св. прп. Паисий Свя­то­го­рец. – Если я сейчас хочу куда-то пойти и сде­лать доброе дело, напри­мер, спасти какого-то чело­века, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол под­ска­жет чело­веку: «Иди и спаси такого-то», то есть под­бро­сит ему такой помысл, то он сам под­стег­нет его гор­дость и поэтому будет знать о том, что у этого чело­века на сердце».

Как рас­по­знать диа­воль­ские сети?

Надо ли бояться диа­вола?

В Новом Завете гово­рится о том, что гоне­ния на хри­стиан – дело рук диа­вола, однако при этом его не сле­дует бояться: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет пре­тер­петь. Вот, диавол будет ввер­гать из среды вас в тем­ницу, чтобы иску­сить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Чтобы в таком мире вести бла­го­че­сти­вую жизнь, усто­ять против козней диа­воль­ских и не под­верг­нуться одной с ним участи, нам дан в Писа­нии совет: «Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища кого погло­тить» ( 1Пет. 5:8 ). Хри­сти­ане должны бороться с диа­во­лом и с помо­щью Божией побеж­дать его: «Итак, поко­ри­тесь Богу; про­ти­во­станьте диа­волу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Во Второе при­ше­ствие Иисуса Христа дьявол будет навечно «ввер­жен в озеро огнен­ное и серное» ( Откр.20:10 ).

Источник

Значение слова «дьявол»

Что означает слово дьявол

1. В некоторых религиях: злой дух, черт, сатана.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДЬЯ’ВОЛ, а, м. [греч. diabolos, букв. клеветник]. 1. В религиозных представлениях — злой дух, чорт, сатана. 2. Бранное слово (простореч.). Куда прете, дьяволы! 3. в знач. междом. Употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (разг. вульг.). Тьфу, д., что я наделал!

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

дья́вол

1. религ. в ряде религий — злой дух, противостоящий Богу; враг рода человеческого, властелин ада ◆ Дьявол же, как учат нас отцы церкви, хитёр и лукав. Константин Глинка, «Опыт православной жизни в Америке», 2003 г. // «Лебедь (Бостон)» (цитата из НКРЯ) ◆ Богу противостоял и спорил с ним за власть на земле дьявол. С. А. Еремеева, «Лекции по истории искусства», 1999 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Дья́вол

1. религ. в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) — сверхъестественное существо, воплощающее собою злое начало, властелин ада, глава злых духов и главный антагонист Бога, олицетворение мирового зла; Сатана ◆ Архистратиг Михаил изображается попирающим ногами Дьявола и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой ― копье (иногда ― пламенный меч), на верху которого ― белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом. Анна Егорова, «Архангел», 2002 г. // «Пятое измерение» (цитата из НКРЯ) ◆ Но в его стихотворении Наполеон-человек стареет и умирает, а Наполеон-Демон появляется вновь в блеске своей мощи, и таким образом противоборство Бога и Дьявола продолжается. Феликс Раскольников, «Статьи о русской литературе», 1986—2000 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово дьяволПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова фаянс (существительное):

Источник

Визирь отвечал, что в тот вечер должны были
докладывать ему обер-председатель мятежей и революций,
первый лорд-дьявол журналистики, великий чёрт словесности
и главноуправляющий супружескими делами
О.И. Сенковский. Большой выход у Сатаны (1832)
(почитайте Сенковского, интересно)

1) Существующая этимология

Примечание
* См. Церковно-славянскую Библию; http://www.my-bible.info/biblio/bib_tsek/ev_matf.html#g4
Зах. 3:2 (дьвол); Мф.4:5-11 (дьявол); Лук.4:3-6 (то дявол, то сатана), Откр. 2:10 (дьявол).

б) Onlain etymology dictionary; https://www.etymonline.com/search?q=+Devil (перевод Гугл)

* Примечание
Септуагинта — перевод Ветхого Завета (иврит, арам.) на древнегреческий язык, выполненный евреями в Александрии в 280 гг. до н.э. Со II века до н. э. по XVI век н. э. сохранились 2000 рукописей LXX (70 толковников), которые содержат разные варианты перевода и разночтения.

г) Библия, Синодальный перевод (сатана), Церковно-славянская Библия (дьявол)
Захария 3:1 (ок. 519 г. до н.э.): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему».
См. стронг ивр. САТАН сверхчеловеческий противник, враг
https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/7854.html

2) Применение термина в русском языке

а)Словарь русского языка XI-XVII вв., М., АН СССР, 1977, с. 397;
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_4.pdf

б) Национальный корпус русского языка

* Повесть о беспечном царе и его мудром советнике (Кирил Туровский, XII в.): «монасты(р) в немже дхвная оружїа на противна(г) диавола. си су(т) постъ млтва слезы воздержанїе ч(с)тота любы. смиренїе.
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450) И бяше ведети радость на небеси и на земли, толико душъ спасаемых; а диавол стоняше,
глаголя: «Увы мне, яко отсюду прогонимь есмь, где бо мнях жилище имети, яко сде не суть учения апостольска, ни суть ведуще Бога, но веселяхся ослужбе их, еже служаху мне; и се уже побеженъ есмь от невеглас, а не от апостолъ, ни от мученикъ; не имам уже царствовати в странах сих».

* Андрей Курбский. Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста (1564-1583): «Егда дьявол, супостат рода человеческаго, истощил тулы свои, стреляюще на церковь различными ересьми, и испразнилъ мехи, сеюще плевелы между чистою пшеницею (обличенны бо быша умышление его и стаинниковъ его на великих соборех нашими великими церковными учительми); заградишася и затканны быша уста еретические».

* Окружное послание архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия десятскому священнику Успенской церкви Григорию Иосифову о чтении в церквах поучительного послания архиерея против старообрядцев (1696.03.17): «Блюститель же злый, издревле паства человеческия завиствуя, на стези в мужествовании святыя восточныя Христовы Церкве людям Божиим соблазны положил, реком еретики, и теми многия души угрызе, очарован лестию диавол чрез тыясвоя злыя сосуды многих в безумство врину и, удалятися паствы и всея святыя Церкве сотворя, глаголати боразвращенная и еретическая к вечней».

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «Понеже у диавола то первая и главная уда на уловление юных человек ; женские песни и похотное с ними целование; а потом уже диавол приводит и на совершенный блуд: в содружии бо жен или девиц, хотя и не хотя, впадеши в блуд». … А кто идет по церковному уставу, возложив свою надежду на единаго Бога, без лакомства блудного, то до таковаго человека не токмо диавол, но и никакое зло не касается, понеже того человека ангел Господень охраняет и никаковому злу коснутися ему не допустит».

* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том десятый (1860): “В послании к князю Острожскому и ко всем православным христианам Иоанн Вишенский пишет: «Потому дьявол против славянского языка борьбу такую ведет, что язык этот плодоноснейший из всех языков и богу любимейший, потому что без поганских хитростей и руководств, каковы грамматика, риторика, диалектика и прочие коварства тщеславные дьявольские, простым прилежным читанном, безо всякого ухищрения к богу приводит, простоту и смирение зиждет и духа святого подъемлет, в злоковарну же душу не внидет премудрость».

3) Обобщение и вывод

* Термин «дьявол» зафиксирован в русской литературе в 1057 г., считают, что слово было заимствовано из греческого или латинского языка, вразумительной этимологии нет. Западные словари фиксируют термин примерно с XIII века.
Судя по древним русским текстам, в слово вкладывался духовный смысл, подразумевалось, что это злая (невидимая) сила, которая противостоит учению иудеохристианства, постоянно оказывает давление на верующих с целью заставить их изменить Заповедям Бога. Подобный термин иврита САТАН переводят как: дьявол, враг, противник (Бога), соответственно и слово ДЬЯВОЛ должно иметь подобное содержание, указывать на ситуацию противостояния с Богом.

* В 1054 году произошло территориальное размежевание единой Церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе. В дальнейшем, с появление протестантизма, враждебные действия различных конфессий только усугублялись, религиозные войны становились постоянным явлением в европейских странах. Враждующие церковные конфессии называли друг друга еретиками (отступившими от богословских взглядов, от Бога), нечестивцами (оскорбляющими святое), злодеями и беззаконниками.

Вину за расколы в Церкви верующие возлагали на деятельность ДЬЯВОЛА и подчиненных ему бесов, которые постоянно вводили верующих в “искушение”, заблуждение, грех и принуждали нарушать Заповеди Бога.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией. Дьявол — продукт религиозного иудеохристианского сознания и мышления, не так ли? Соответственно слово должно быть связано логически и лексикой с сакральным языком иудехристианства, иврит.

4) Терминология иврита и библейский образ

Корень иврита А.В.Л. (аин, вав, ламед) имеет содержание: совершать беззаконие, вредить, беззаконность, несправедливость, беззаконик, злодей, злодеяние.

Общий вид
DIAVOLOS = DI+AVOL+OS = DI + AVOL+OS = DI арам. который, что + ивр. ЕВЕЛ, АВЕЛ несправедливость, неправда, беззаконие, нечестие + OS (АСА, ОСЕ) делать, производить, побуждать; т. е. тот, кто производит зло, неправду, беззаконие, нечестие (нарушает святость).

Источник
* См. стронг иврита 5766, A.V.L.; https://biblehub.com/hebrew/5766.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 343;
б) Библейский образ

* Даниил 2:20: «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа (ДИ ЭЛАХА кто Бог) от века и до века! ибо у Него мудрость и сила».

* Левит 19:15: «Не делайте неправды (АВЕЛ) на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего».

* 2 Царств 7:10: «И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые (АВЛА) не станут более теснить его, как прежде».

Таким образом, термин DIAVOLOS = DI+AVOL+OS явно содержит корень сакрального иврита A.V.L. неправда, беззаконие, нечестие, зло и т. д.

Источник

Дьявол

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

1) рус. слово «Д.» происходит от греч. диаболос, «клеветник», «подстрекатель». Это греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова ⇒ сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном счете ту сверхъестественную личность, которую мы собств. и именуем Д. Греч. слово эхтрос («враг») также является особым обозначением Д. в притче о плевелах среди пшеницы ( Мф 13 и след.; ср. Лк. 10:19 ). Д., или сатана [греч. сатанас], – это в полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель [греч. пейрадзон; Мф. 4:3 ; 1Фес. 3:5 ] он своими действиями стремится поссорить человека с Богом ( Быт. 3:1 ; Мф. 4:1 ; Лк. 4 ). Вероятно, с намеком на Быт. 3 в Откровении Д. назван драконом и древним змием ( Откр. 12:9 ; Откр. 20:2 );

2) Д., в соотв. с его сущностью, назван также «злым» [греч. го понэрос (в Синод. пер. – «лукавый» – Мф. 13:19 ; 1Ин. 2:13.14 ; 1Ин. 3:12 ; 1Ин. 5:18 )]. То, что под «лукавым» здесь действит. подразумевается Д., следует из парал. к Мф. 13 мест, где упоминаются сатана ( Мк. 4:15 ) и Д. ( Лк. 8:12 ). Но в некоторых местах Библии форма греч. слова не позволяет судить, что подразумевается в том или ином контексте – «злой» или «зло». Одно из таких спорных мест – это Мф. 6 в молитве ⇒ Отче наш. Вост. Церковь считает, что здесь речь идет о «злом» («лукавом»), т.е. о Д., Зап. Церковь толкует это слово как «зло». Этой традиции следует и Лютер, но, с др. стороны, в Большом Катехизисе он показывает, что в понятие «зло» он включает и Д., «злонамеренного, злобного, главного врага». Тексты Мф. 5:37 ; Мф. 13:38 ; Ин. 17:15 также приобретают большую ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д., в чьей власти лежит весь мир ( 1Ин. 5:19 );

3) будучи «правителем (в Синод. пер. – «князем») мира сего» ( Ин. 12:31 ; Ин. 14:30 ; Ин. 16:11 ), Д. является самым ярым противником Спасителя. Как правитель этого мира, он может дарить земные царства, кому пожелает ( Лк. 4:6 ). Павел даже называет его «богом века сего» ( 2Кор. 4:4 ), стяжавшим себе славу этого мира. Д. представлен также в образе «сильного», охраняющего свой дом ( Мк. 3 и парал.). Во власти Д. находятся и неспасенные люди ( Деян. 26:18 ), и только Бог может освободить их от подчинения этой власти ( Кол. 1:13 );

4) царству Д. принадлежат нечистые духи (⇒ Косматый, леший), и демоны, или бесы [греч. даймонион]. Это греч. слово, вероятно, напоминает о языч. воззрениях на демонов, но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала; однако здесь сохраняется народное отношение к страшному: в демонах видят злых духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь человека. Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы ( Мф. 8:29.31 ; Мк. 1:24 ).

II. ВОЗЗРЕНИЯ НА ДЬЯВОЛА В УЧЕНИИ РАВВИНОВ

III. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ

В народных представлениях греков «демоны» – это существа, обладающие сверхчеловеч. властью; часто под ними подразумевают духов умерших. Демоны своенравны и непредсказуемы. Человек вступает в общение с ними посредством магич. действия, стараясь умилостивить их, подчинить или держать подальше от себя. Греч. философия пыталась преодолеть эти народные представления, взирая на демонов как на божеств. силы; демоническое у философов не противопоставлялось божеств., а преподносилось как равнозначное ему. В религии персов зло – это персонифицированные силы природы. Для персов все бытие представляло собой непрекращающуюся борьбу равновеликих сил добра и зла. Греч. философия рассматривала Д. как самостоят. и независимых от божества. В Библии Д. – это подчин. Богу существо, Его противник, отнюдь не равнозначный Богу. В вавил. поверьях, связ. с духами, демонами, сатаной проявляется, порой, внешнее сходство с Библией, однако о внутр. взаимозависимости речь здесь не идет. Но вполне возможно, что авторы библ. книг в тех случаях, когда они говорили о реальности демонич. сил, отталкивались от представлений, бытовавших в их окружении.

IV. БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ

3) любое ДЕЙСТВИЕ ДЬЯВОЛА – это ⇒ грех. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). Д. господствует в воздухе, в злых духах и бесах ( Еф. 2:2 ; Еф. 6:12 ; ср. 1Кор. 8:5 ); он рысщет по земле и прельщает людей, чтобы совратить их ко греху. Он является пред Богом как противник верующих, как клевещущий на них ( Откр. 12:10 ). Д. ходит по земле, подобно «рыкающему льву» (т.е. подражая Богу: Ос. 11:10 ; ср. Ис. 31:4 ), но в отличие от Бога, ищет, кого поглотить. Чтобы ему противостоять, нужно твердо стоять в вере ( 1Петр 5 и след.). Новозаветная Церковь – это камень преткновения для действий Д. в этом мире (ср. Откр. 12:17 ). В конце времен он попытается напрячь свои силы; ему будет позволено на краткое время обрести кажущееся господство и так развить иск-во искушения (⇒ Антихрист), что искушение к отпадению станет велико и для избр. ( Мф. 24:24 ; Мк. 13:22 ). Но эта власть Д. призрачна – вдруг, как гром среди ясного неба, явится Христос ( Мф. 24:27.30 ; ⇒ Второе пришествие Иисуса) и положит конец господству Д. на земле ( 2Фес. 2:8 ; Откр. 19:20.21 ). Д. будет скован на тысячу лет ( Откр. 20:1–3 ; ⇒ Тысячелетнее царство), но затем вновь получит возможность искушать людей – до тех пор, пока Бог окончат. не уничтожит его. Ап. Павел говорит, что Бог «вскоре» сокрушит сатану ( Рим. 16:20 ). Между тем Д. продолжает искушать людей, чтобы помешать Христову делу спасения; но власть над смертью отнята у него крестной смертью Иисуса ( Евр 2 и след.). Д. способен ослеплять людей, так что они могут не увидеть света благовествования о славе Христа и не прийти к вере во Христа ( 2Кор 4 и след.); он может унести слово Божье из их сердец ( Лк. 8:12 ) и посеять там плевелы ( Мф. 13:37–39 ). Он может использовать лжеучителей в качестве своих орудий ( 2Тим. 2:26 ), может сам обращаться в ангела света, поэтому не удивительно, что его служители выдают себя за служителей правды ( 2Кор. 11:13–15 ). Но ему не уйти от окончат. приговора Божьего ( Мф. 25:41 ). Неискупл. мир полон страха перед злыми духами, но Своей Церкви Христос дал власть побеждать их ( Мк. 16:17 ; Лк. 9:1 ; Деян. 16:18 ). Верующие победили лукавого ( 1Ин 2 и след.), и там, где они противостоят Д., он бежит от них ( Иак. 4:7 ). Ибо уверовавший во Христа стал чадом оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над Д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *