Что означает слово дьявол
Значение слова дьявол
Словарь Ушакова
дь я вол, дьявола, муж. (греч. diabolos, букв. клеветник).
2. Бранное слово (прост.). Куда прете, дьяволы!
3. в знач. межд. употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (разг. вульг.). Тьфу, дьявол, что я наделал!
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. diabolos ) — синонимы — сатана, черт, Иблис; в мировых религиях злой дух или глава злых духов, противостоящий Богу; властелин ада.
Фразеологический словарь русского языка
Православие. Словарь-справочник
Фразеологический словарь (Волкова)
Православная энциклопедия
в переводе с греческого означает «клеветник, обольститель». Падшие ангелы из-за своего коварства и старания всячески обольстить людей, внушив им злые желания и ложные мысли, называются дьяволами. Господь говорил неверующим иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он ложь и отец лжи» (Евангелие от Иоанна, 8, 44).
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Главный демон, князь демонов. Дьявол творит зло ради зла, и в этом его бесчеловечность. Человек, поясняет Кант, никогда не творит зло ради самого зла, но всегда руководствуется эгоизмом (делает зло другим ради своего блага). Дьявол зол, тогда как человек всего лишь дурен («Религия в пределах только разума», часть I, 3).
Но дьявол олицетворяет не только зло, но и крайнюю глупость, доходящую до невразумительности. Зачем, спрашивается, ему творить зло, если он не извлекает из этого никакого блага для себя? О дьяволе можно сказать то же, что Стендаль сказал о Боге: единственное, что его извиняет, это то, что его нет.
Библия: Тематический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG devil)
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
Энциклопедический словарь
(от греч. diabolos) (сатана, черт, Иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.
Словарь Ожегова
ДЬЯВОЛ, а, м. В религиозной мифологии: злой дух, противостоящий Богу, сатана, употр. как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Умён (хитёр) как д. ктон. (очень умён, хитёр; разг.). Что за д.? (выражение раздражения, недоумения; прост.). Какого дьявола или за каким дьяволом? (зачем, для чего?; прост. неодобр.). Какого дьявола я там не видал? (чего я там не видал, зачем я туда пойду?; прост. неодобр.). Иди ты к дьяволу (убирайся, проваливай; прост.).
| прил. дьявольский, ая, ое.
Словарь Ефремовой
м.
Злое начало, злой дух; Чёрт, Сатана (по религиозным представлениям)
Дьявол
Дья́вол (греч. διάβολος – клеветник, порочащий) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и в результате утративший своё высокое ангельское достоинство; сатана, глава падших духов.
Злая деятельность дьявола, направленная на искушение людей, попускается Богом, в том числе, ради определения их свободной воли к добру.
Диавол всегда желает человеку только зла, его цель – погибель человека.
Дьявол становится “князем мира сего” через свою власть над людьми, отпавшими от Бога. Человек не может существовать автономно в духовном плане, либо он исполняет благую волю Бога, либо отдаёт себя во власть дьявола.
Может ли дьявол творить чудеса?
Будучи ангелом по естеству, дьявол обладает определенными возможностями в воздействии на стихии и предметы видимого мира, превышающими возможности человека.
Например, в Книге Иова отмечен случай, когда сатана низверг огонь с неба ( Иов.1:16 ). В аскетической литературе содержится множество примеров, иллюстрирующих способности сатаны и его сообщников, демонов, совершать столь впечатляющие человека деяния, что многие из них, в известном отношении, могут быть названы чудесами. Положим, во втором послании апостола Павла к фессалоникийцам прямо утверждается, что беззаконник, то есть антихрист, который явится перед кончиной мира и станет орудием сатаны, будет действовать «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ).
Стало быть, сатана может совершать поступки, способные изумить человека, поразить его взор, ум, чувства, воображение. Но правильно ли говорить об этих поступках или результатах этих поступков, как о подлинных чудесах?
Собственно говоря, чудо, понимаемое как плод особого сверхъественного воздействия на предметы и явления нашего мира, особое сверхъестественное вмешательство в естественный ход вещей, доступно лишь Богу (условно можно сказать, что оно доступно и тем, кто действует в синергии с Богом, например, подвижникам-чудотворцам). Сатана же, действуя вопреки воле Божьей, в силах оказывать на предметы и явления мира то воздействие, которое соответствует его природным способностям и лишь в той мере, в какой дозволяет Господь. Таким образом, можно говорить, что сатана способен на чудо, но чудо не в исключительном значении этого слова, а чудо ложное (заметим, что ложными сатанинские чудеса называются и потому, что направлены против добра, а часто и на обман органов чувств или сознания человека).
Как еще называют диавола?
Диавол – одно из наименований главы темных сил, в христианстве он также известен как сатана, веельзевул, лукавый, князь мира сего, враг, клеветник, отец лжи и т. д.
Как правильно писать (произносить) – «диавол» или «дьявол»? Или это два разных понятия?
В греческом языке, откуда слово διάβολος в пришло в старославянский, нет мягкого знака. Поэтому изначально на Руси говорили и писали: «диавол». В церковнославянском это слово таким остается и до сих пор – «дїа́волъ». С течением времени «и» заменилось на мягкий знак – такое чередование часто встречается в русском языке, особенно в окончаниях (-нье или ‑ние), поэтому в современном русском принято употреблять слово «дьявол», а «диавол» нередко используется в религиозной литературе.
Может ли диавол, как представитель духовного мира, вмешиваться в дела мира материального?
Господь в Своем Слове дает совет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:11-12 ). Здесь ясно сказано, что диавол и падшие ангелы являются частью мира духов, но в то же время они активно вмешиваются в дела материального мира.
Знает ли диавол, что у нас в сердце?
Сердца ведает целиком и полностью только Бог. Как следует из различных трудов по аскетике, отчасти диавол может знать и о добрых, и о злых помыслах, но именно отчасти, то есть не всегда и не обо всех. И он, конечно, знает лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. «Если у меня есть помысл злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его всевает, – пишет св. прп. Паисий Святогорец. – Если я сейчас хочу куда-то пойти и сделать доброе дело, например, спасти какого-то человека, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол подскажет человеку: «Иди и спаси такого-то», то есть подбросит ему такой помысл, то он сам подстегнет его гордость и поэтому будет знать о том, что у этого человека на сердце».
Как распознать диавольские сети?
Надо ли бояться диавола?
В Новом Завете говорится о том, что гонения на христиан – дело рук диавола, однако при этом его не следует бояться: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Чтобы в таком мире вести благочестивую жизнь, устоять против козней диавольских и не подвергнуться одной с ним участи, нам дан в Писании совет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Христиане должны бороться с диаволом и с помощью Божией побеждать его: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Во Второе пришествие Иисуса Христа дьявол будет навечно «ввержен в озеро огненное и серное» ( Откр.20:10 ).
Значение слова «дьявол»
1. В некоторых религиях: злой дух, черт, сатана.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДЬЯ’ВОЛ, а, м. [греч. diabolos, букв. клеветник]. 1. В религиозных представлениях — злой дух, чорт, сатана. 2. Бранное слово (простореч.). Куда прете, дьяволы! 3. в знач. междом. Употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (разг. вульг.). Тьфу, д., что я наделал! ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дья́вол
1. религ. в ряде религий — злой дух, противостоящий Богу; враг рода человеческого, властелин ада ◆ Дьявол же, как учат нас отцы церкви, хитёр и лукав. Константин Глинка, «Опыт православной жизни в Америке», 2003 г. // «Лебедь (Бостон)» (цитата из НКРЯ) ◆ Богу противостоял и спорил с ним за власть на земле дьявол. С. А. Еремеева, «Лекции по истории искусства», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Дья́вол
1. религ. в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) — сверхъестественное существо, воплощающее собою злое начало, властелин ада, глава злых духов и главный антагонист Бога, олицетворение мирового зла; Сатана ◆ Архистратиг Михаил изображается попирающим ногами Дьявола и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой ― копье (иногда ― пламенный меч), на верху которого ― белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом. Анна Егорова, «Архангел», 2002 г. // «Пятое измерение» (цитата из НКРЯ) ◆ Но в его стихотворении Наполеон-человек стареет и умирает, а Наполеон-Демон появляется вновь в блеске своей мощи, и таким образом противоборство Бога и Дьявола продолжается. Феликс Раскольников, «Статьи о русской литературе», 1986—2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова фаянс (существительное):
Визирь отвечал, что в тот вечер должны были
докладывать ему обер-председатель мятежей и революций,
первый лорд-дьявол журналистики, великий чёрт словесности
и главноуправляющий супружескими делами
О.И. Сенковский. Большой выход у Сатаны (1832)
(почитайте Сенковского, интересно)
1) Существующая этимология
Примечание
* См. Церковно-славянскую Библию; http://www.my-bible.info/biblio/bib_tsek/ev_matf.html#g4
Зах. 3:2 (дьвол); Мф.4:5-11 (дьявол); Лук.4:3-6 (то дявол, то сатана), Откр. 2:10 (дьявол).
б) Onlain etymology dictionary; https://www.etymonline.com/search?q=+Devil (перевод Гугл)
* Примечание
Септуагинта — перевод Ветхого Завета (иврит, арам.) на древнегреческий язык, выполненный евреями в Александрии в 280 гг. до н.э. Со II века до н. э. по XVI век н. э. сохранились 2000 рукописей LXX (70 толковников), которые содержат разные варианты перевода и разночтения.
г) Библия, Синодальный перевод (сатана), Церковно-славянская Библия (дьявол)
Захария 3:1 (ок. 519 г. до н.э.): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему».
См. стронг ивр. САТАН сверхчеловеческий противник, враг
https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/7854.html
2) Применение термина в русском языке
а)Словарь русского языка XI-XVII вв., М., АН СССР, 1977, с. 397;
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_4.pdf
б) Национальный корпус русского языка
* Повесть о беспечном царе и его мудром советнике (Кирил Туровский, XII в.): «монасты(р) в немже дхвная оружїа на противна(г) диавола. си су(т) постъ млтва слезы воздержанїе ч(с)тота любы. смиренїе.
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450) И бяше ведети радость на небеси и на земли, толико душъ спасаемых; а диавол стоняше,
глаголя: «Увы мне, яко отсюду прогонимь есмь, где бо мнях жилище имети, яко сде не суть учения апостольска, ни суть ведуще Бога, но веселяхся ослужбе их, еже служаху мне; и се уже побеженъ есмь от невеглас, а не от апостолъ, ни от мученикъ; не имам уже царствовати в странах сих».
* Андрей Курбский. Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста (1564-1583): «Егда дьявол, супостат рода человеческаго, истощил тулы свои, стреляюще на церковь различными ересьми, и испразнилъ мехи, сеюще плевелы между чистою пшеницею (обличенны бо быша умышление его и стаинниковъ его на великих соборех нашими великими церковными учительми); заградишася и затканны быша уста еретические».
* Окружное послание архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия десятскому священнику Успенской церкви Григорию Иосифову о чтении в церквах поучительного послания архиерея против старообрядцев (1696.03.17): «Блюститель же злый, издревле паства человеческия завиствуя, на стези в мужествовании святыя восточныя Христовы Церкве людям Божиим соблазны положил, реком еретики, и теми многия души угрызе, очарован лестию диавол чрез тыясвоя злыя сосуды многих в безумство врину и, удалятися паствы и всея святыя Церкве сотворя, глаголати боразвращенная и еретическая к вечней».
* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «Понеже у диавола то первая и главная уда на уловление юных человек ; женские песни и похотное с ними целование; а потом уже диавол приводит и на совершенный блуд: в содружии бо жен или девиц, хотя и не хотя, впадеши в блуд». … А кто идет по церковному уставу, возложив свою надежду на единаго Бога, без лакомства блудного, то до таковаго человека не токмо диавол, но и никакое зло не касается, понеже того человека ангел Господень охраняет и никаковому злу коснутися ему не допустит».
* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том десятый (1860): “В послании к князю Острожскому и ко всем православным христианам Иоанн Вишенский пишет: «Потому дьявол против славянского языка борьбу такую ведет, что язык этот плодоноснейший из всех языков и богу любимейший, потому что без поганских хитростей и руководств, каковы грамматика, риторика, диалектика и прочие коварства тщеславные дьявольские, простым прилежным читанном, безо всякого ухищрения к богу приводит, простоту и смирение зиждет и духа святого подъемлет, в злоковарну же душу не внидет премудрость».
3) Обобщение и вывод
* Термин «дьявол» зафиксирован в русской литературе в 1057 г., считают, что слово было заимствовано из греческого или латинского языка, вразумительной этимологии нет. Западные словари фиксируют термин примерно с XIII века.
Судя по древним русским текстам, в слово вкладывался духовный смысл, подразумевалось, что это злая (невидимая) сила, которая противостоит учению иудеохристианства, постоянно оказывает давление на верующих с целью заставить их изменить Заповедям Бога. Подобный термин иврита САТАН переводят как: дьявол, враг, противник (Бога), соответственно и слово ДЬЯВОЛ должно иметь подобное содержание, указывать на ситуацию противостояния с Богом.
* В 1054 году произошло территориальное размежевание единой Церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе. В дальнейшем, с появление протестантизма, враждебные действия различных конфессий только усугублялись, религиозные войны становились постоянным явлением в европейских странах. Враждующие церковные конфессии называли друг друга еретиками (отступившими от богословских взглядов, от Бога), нечестивцами (оскорбляющими святое), злодеями и беззаконниками.
Вину за расколы в Церкви верующие возлагали на деятельность ДЬЯВОЛА и подчиненных ему бесов, которые постоянно вводили верующих в “искушение”, заблуждение, грех и принуждали нарушать Заповеди Бога.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией. Дьявол — продукт религиозного иудеохристианского сознания и мышления, не так ли? Соответственно слово должно быть связано логически и лексикой с сакральным языком иудехристианства, иврит.
4) Терминология иврита и библейский образ
Корень иврита А.В.Л. (аин, вав, ламед) имеет содержание: совершать беззаконие, вредить, беззаконность, несправедливость, беззаконик, злодей, злодеяние.
Общий вид
DIAVOLOS = DI+AVOL+OS = DI + AVOL+OS = DI арам. который, что + ивр. ЕВЕЛ, АВЕЛ несправедливость, неправда, беззаконие, нечестие + OS (АСА, ОСЕ) делать, производить, побуждать; т. е. тот, кто производит зло, неправду, беззаконие, нечестие (нарушает святость).
Источник
* См. стронг иврита 5766, A.V.L.; https://biblehub.com/hebrew/5766.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 343;
б) Библейский образ
* Даниил 2:20: «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа (ДИ ЭЛАХА кто Бог) от века и до века! ибо у Него мудрость и сила».
* Левит 19:15: «Не делайте неправды (АВЕЛ) на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего».
* 2 Царств 7:10: «И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые (АВЛА) не станут более теснить его, как прежде».
Таким образом, термин DIAVOLOS = DI+AVOL+OS явно содержит корень сакрального иврита A.V.L. неправда, беззаконие, нечестие, зло и т. д.
Дьявол
I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
1) рус. слово «Д.» происходит от греч. диаболос, «клеветник», «подстрекатель». Это греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова ⇒ сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном счете ту сверхъестественную личность, которую мы собств. и именуем Д. Греч. слово эхтрос («враг») также является особым обозначением Д. в притче о плевелах среди пшеницы ( Мф 13 и след.; ср. Лк. 10:19 ). Д., или сатана [греч. сатанас], – это в полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель [греч. пейрадзон; Мф. 4:3 ; 1Фес. 3:5 ] он своими действиями стремится поссорить человека с Богом ( Быт. 3:1 ; Мф. 4:1 ; Лк. 4 ). Вероятно, с намеком на Быт. 3 в Откровении Д. назван драконом и древним змием ( Откр. 12:9 ; Откр. 20:2 );
2) Д., в соотв. с его сущностью, назван также «злым» [греч. го понэрос (в Синод. пер. – «лукавый» – Мф. 13:19 ; 1Ин. 2:13.14 ; 1Ин. 3:12 ; 1Ин. 5:18 )]. То, что под «лукавым» здесь действит. подразумевается Д., следует из парал. к Мф. 13 мест, где упоминаются сатана ( Мк. 4:15 ) и Д. ( Лк. 8:12 ). Но в некоторых местах Библии форма греч. слова не позволяет судить, что подразумевается в том или ином контексте – «злой» или «зло». Одно из таких спорных мест – это Мф. 6 в молитве ⇒ Отче наш. Вост. Церковь считает, что здесь речь идет о «злом» («лукавом»), т.е. о Д., Зап. Церковь толкует это слово как «зло». Этой традиции следует и Лютер, но, с др. стороны, в Большом Катехизисе он показывает, что в понятие «зло» он включает и Д., «злонамеренного, злобного, главного врага». Тексты Мф. 5:37 ; Мф. 13:38 ; Ин. 17:15 также приобретают большую ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д., в чьей власти лежит весь мир ( 1Ин. 5:19 );
3) будучи «правителем (в Синод. пер. – «князем») мира сего» ( Ин. 12:31 ; Ин. 14:30 ; Ин. 16:11 ), Д. является самым ярым противником Спасителя. Как правитель этого мира, он может дарить земные царства, кому пожелает ( Лк. 4:6 ). Павел даже называет его «богом века сего» ( 2Кор. 4:4 ), стяжавшим себе славу этого мира. Д. представлен также в образе «сильного», охраняющего свой дом ( Мк. 3 и парал.). Во власти Д. находятся и неспасенные люди ( Деян. 26:18 ), и только Бог может освободить их от подчинения этой власти ( Кол. 1:13 );
4) царству Д. принадлежат нечистые духи (⇒ Косматый, леший), и демоны, или бесы [греч. даймонион]. Это греч. слово, вероятно, напоминает о языч. воззрениях на демонов, но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала; однако здесь сохраняется народное отношение к страшному: в демонах видят злых духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь человека. Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы ( Мф. 8:29.31 ; Мк. 1:24 ).
II. ВОЗЗРЕНИЯ НА ДЬЯВОЛА В УЧЕНИИ РАВВИНОВ
III. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ
В народных представлениях греков «демоны» – это существа, обладающие сверхчеловеч. властью; часто под ними подразумевают духов умерших. Демоны своенравны и непредсказуемы. Человек вступает в общение с ними посредством магич. действия, стараясь умилостивить их, подчинить или держать подальше от себя. Греч. философия пыталась преодолеть эти народные представления, взирая на демонов как на божеств. силы; демоническое у философов не противопоставлялось божеств., а преподносилось как равнозначное ему. В религии персов зло – это персонифицированные силы природы. Для персов все бытие представляло собой непрекращающуюся борьбу равновеликих сил добра и зла. Греч. философия рассматривала Д. как самостоят. и независимых от божества. В Библии Д. – это подчин. Богу существо, Его противник, отнюдь не равнозначный Богу. В вавил. поверьях, связ. с духами, демонами, сатаной проявляется, порой, внешнее сходство с Библией, однако о внутр. взаимозависимости речь здесь не идет. Но вполне возможно, что авторы библ. книг в тех случаях, когда они говорили о реальности демонич. сил, отталкивались от представлений, бытовавших в их окружении.
IV. БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ
3) любое ДЕЙСТВИЕ ДЬЯВОЛА – это ⇒ грех. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). Д. господствует в воздухе, в злых духах и бесах ( Еф. 2:2 ; Еф. 6:12 ; ср. 1Кор. 8:5 ); он рысщет по земле и прельщает людей, чтобы совратить их ко греху. Он является пред Богом как противник верующих, как клевещущий на них ( Откр. 12:10 ). Д. ходит по земле, подобно «рыкающему льву» (т.е. подражая Богу: Ос. 11:10 ; ср. Ис. 31:4 ), но в отличие от Бога, ищет, кого поглотить. Чтобы ему противостоять, нужно твердо стоять в вере ( 1Петр 5 и след.). Новозаветная Церковь – это камень преткновения для действий Д. в этом мире (ср. Откр. 12:17 ). В конце времен он попытается напрячь свои силы; ему будет позволено на краткое время обрести кажущееся господство и так развить иск-во искушения (⇒ Антихрист), что искушение к отпадению станет велико и для избр. ( Мф. 24:24 ; Мк. 13:22 ). Но эта власть Д. призрачна – вдруг, как гром среди ясного неба, явится Христос ( Мф. 24:27.30 ; ⇒ Второе пришествие Иисуса) и положит конец господству Д. на земле ( 2Фес. 2:8 ; Откр. 19:20.21 ). Д. будет скован на тысячу лет ( Откр. 20:1–3 ; ⇒ Тысячелетнее царство), но затем вновь получит возможность искушать людей – до тех пор, пока Бог окончат. не уничтожит его. Ап. Павел говорит, что Бог «вскоре» сокрушит сатану ( Рим. 16:20 ). Между тем Д. продолжает искушать людей, чтобы помешать Христову делу спасения; но власть над смертью отнята у него крестной смертью Иисуса ( Евр 2 и след.). Д. способен ослеплять людей, так что они могут не увидеть света благовествования о славе Христа и не прийти к вере во Христа ( 2Кор 4 и след.); он может унести слово Божье из их сердец ( Лк. 8:12 ) и посеять там плевелы ( Мф. 13:37–39 ). Он может использовать лжеучителей в качестве своих орудий ( 2Тим. 2:26 ), может сам обращаться в ангела света, поэтому не удивительно, что его служители выдают себя за служителей правды ( 2Кор. 11:13–15 ). Но ему не уйти от окончат. приговора Божьего ( Мф. 25:41 ). Неискупл. мир полон страха перед злыми духами, но Своей Церкви Христос дал власть побеждать их ( Мк. 16:17 ; Лк. 9:1 ; Деян. 16:18 ). Верующие победили лукавого ( 1Ин 2 и след.), и там, где они противостоят Д., он бежит от них ( Иак. 4:7 ). Ибо уверовавший во Христа стал чадом оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над Д.