Что означает слово догматик
ДОГМАТИК
Смотреть что такое «ДОГМАТИК» в других словарях:
ДОГМАТИК — (греч. dogmatistes). 1) церковная песнь в похвалу Богородицы, содержащая догматическое учение о сыне Божием и другие догматы христианства. 2) писатель, объясняющий догматы веры. 3) человек, догматизирующий свои мнения. 4) теоретический… … Словарь иностранных слов русского языка
догматик — схоласт, мракобес, доктринер, песнь Словарь русских синонимов. догматик доктринёр (книжн.) см. также схоласт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ДОГМАТИК — 1. ДОГМАТИК1, догматика, муж. (книжн.). 1. Человек, придерживающийся догматического образа мышления. Упрямый догматик. 2. Писатель по вопросам догматики. 2. ДОГМАТИК2, догматика, муж. (церк.). Род церковного песнопения в честь богородицы у… … Толковый словарь Ушакова
ДОГМАТИК — 1. ДОГМАТИК1, догматика, муж. (книжн.). 1. Человек, придерживающийся догматического образа мышления. Упрямый догматик. 2. Писатель по вопросам догматики. 2. ДОГМАТИК2, догматика, муж. (церк.). Род церковного песнопения в честь богородицы у… … Толковый словарь Ушакова
ДОГМАТИК — ДОГМАТИК, а, муж. Человек, склонный к догматизму. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДОГМАТИК — а; м. Тот, кто склонен к догматизму. ◁ Догматический (см. 1.Д.). Д ое мышление. Догматически, нареч. * * * ДОГМАТИК ДОГМАТИК (греч. Dogmatikos, от dogma учение), песнопение в честь Пресвятой Богородицы, завершающее стихиры (см. СТИХИРА) на… … Энциклопедический словарь
догматик — I. и. Догмаларга таянып эш һәм фикер итүче. II. ДОГМАТИК – с. Догмаларга нигезләнгән, шулар белән сугарылган … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
догматик — і догмат, догматик богородичний Богородичний, який, крім похвали Богородиці, містить догматичне вчення про втілення й поєднання в Ісусові Христові двох природ: Божої та людської; богородичник … Словник церковно-обрядової термінології
догматик — ДОГМАТИК, а, м Человек, склонный к догматизму, признающий неизменные, вечные, абсолютные истины. Поэт всегда одновременно и догматик, и авангардист … Толковый словарь русских существительных
догматик — догмат (догматик) церковний піснеспів … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Догматик
Догма́тик (от греч. — δογματικὸν) – краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице.
Существуют восемь догматиков – соответственно восьми гласам. По напеву догматики исполняются или обычным, или же большим знаменным распевом. В последнем догматики представляют собою замечательные образцы древнего русского церковного пения в смысле своеобразности формы и художественного развития мелодии в соответствии с текстом.
Догматик поется на воскресной вечерне (на малой и на великой) после пения стихир на «Господи воззвах». Содержится в Октоихе.
Догматики восьми гласов
После стихир на «Господи, воззвах», «Слава, и ныне» поется Богородичен, называемый догматиком, в котором прославляется Божия Матерь и содержится догматическое учение Святой Церкви о неискусомужном рождении Богочеловека Пренепорочной и Пречистой Девой Марией, Которая, став Материю, осталась Девою. И о том, что в рожденном Ею Господе неизменно, неслиянно и нераздельно соединены два естества: Божеское и человеческое. Величая Пресвятую Деву, песнопевец прославляет Воплотившегося от Нее Сына Божия, Царя Небесного, Который по человеколюбию принял нашу плоть от Девы чистой. Он есть Единственный Сын Божий: «сугуб естеством, но не ипостасию», то есть в Нем два естества: Божеское и человеческое, но одно лицо (одна ипостась). Исповедуя, что Он есть истинно совершенный Бог и совершенный Человек и воспевая Христу Богу славу, Святая Церковь тем самым возвеличивает Безневестную Матерь, к Которой мы обращаемся, дабы молила Сына Своего о помиловании душ наших.
Глас 1
Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение. Сия бо явися небо и храм Божества; Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе: Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии; ибо Той победит враги, яко Всесилен.
Глас 2
Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси; вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце; вместо Моисеа Христос, спасение душ наших.
Глас 3
Како не дивимся Богомужному рождеству Твоему, Пречестная? Искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, родила еси без отца Сына плотию, прежде век от Отца рожденнаго без матере, никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго. Тем же, Мати Дево Владычице, Того моли спастися душам православно Богородицу исповедающих Тя.
Глас 4
Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи величия Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе, Тя бо Матерь ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет, Богородице, мир, Христос, имеяй велию и богатую милость.
Глас 5
В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей – разделитель воды: зде же Гавриил – служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди безсeменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна. Сый и прежде сый, явлейся яко человек, Боже, помилуй нас.
Глас 6
Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим.
Глас 7
Мати убо позналася еси паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева паче слова и разума, и чудесе рождества Твоего сказати язык не может, преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения; идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Темже Тя вси Матерь Божию ведуще, молим Ти ся прилежно, моли спастися душам нашим.
Глас 8
Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием; един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати безневестная, помиловатися душам нашим.
Богородичны догматики поются и на седмичные дни:
Догматик первого гласа: «Дерзайте, люди Божии!»^
Догматик – это песнопение в честь Богородицы на всенощном бдении под воскресенье. 31 августа в храме будет звучать догматик «Всемирную славу от человек прозябшую». В нем рассказывается о воплощении Творца, сделавшим возможным избавление человеческого рода от власти греха, смерти и диавола, и о Той, которая этому послужила и стала опорой нашей веры. Рассказывает священник Феодор Людоговский.
Глас 1:
Всемирную славу,
от человек прозябшую,
и Владыку рождшую,
небесную дверь
воспоим Марию Деву,
Бесплотных песнь, и верных удобрение:
Сия бо явися небо, и храм Божества:
Сия преграждение вражды разрушивши,
мир введе, и Царствие отверзе.
Сию убо имуще веры утверждение,
Поборника имамы из Нея рождшагося Господа.
Дерзайте убо, дерзайте людие Божии:
ибо Той победит враги, яко Всесилен.
Греческий оригинал:
Τὴν παγκόσμιον δόξαν,
τὴν ἐξ ἀνθρώπων σπαρεῖσαν,
καὶ τὸν Δεσπότην τεκοῦσαν,
τὴν ἐπουράνιον πύλην,
ὑμνήσωμεν Μαρίαν τὴν Παρθένον,
τῶν Ἀσωμάτων τὸ ᾆσμα,
καὶ τῶν πιστῶν τὸ ἐγκαλλώπισμα·
αὕτη γὰρ ἀνεδείχθη οὐρανός,
καὶ ναὸς τῆς Θεότητος·
αὕτη τὸ μεσότοιχον τῆς ἔχθρας καθελοῦσα,
εἰρήνην ἀντεισῆξε,
καὶ τὸ Βασίλειον ἠνέῳξε.
Ταύτην οὖν κατέχοντες,
τῆς πίστεως τὴν ἄγκυραν,
ὑπέρμαχον ἔχομεν,
τὸν ἐξ αὐτῆς τεχθέντα Κύριον.
Θαρσείτω τοίνυν,
θαρσείτω λαὸς τοῦ Θεοῦ·
καὶ γάρ αὐτὸς πολεμήσει τοὺς ἐχθρούς,
ὡς παντοδύναμος.
Перевод:
Всемирно славную,
от людей происшедшую и Владыку родившую
воспоем, – Марию Деву,
небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение.
Ибо явилась Она небом и храмом Божества.
Она, разрушив враждебную преграду,
мир водворила и отверзла Царство.
Потому держась Её, опоры нашей веры,
имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа.
Дерзайте же, дерзайте, люди Божии,
ибо Он победит врагов, как Всемогущий.
Догматик – это песнопение, посвященное Богородице, которое мы всякий раз слышим на всенощном бдении под воскресенье: оно поется в качестве последней стихиры (на «И ныне…») на «Господи, воззвах» на великой вечерне, когда царские врата уже открыты и совершается вход с кадилом. Основное содержание догматиков – боговоплощение. Догматики находятся в Октоихе и всего их восемь – по числу гласов Октоиха.
Догматик первого гласа «Всемирную славу…» насыщен образами, метафорами, цель которых – показать роль Девы Марии в нашем спасении. Она именуется небесной дверью – поскольку открыла нам вход в Царство Небесное (впрочем, если требовать догматической точности, то следует сказать, что Богородица послужила нашему спасению, которое было совершено Господом Иисусом Христом). Далее Богоматерь называется небом, т. е. местом пребывания Бога, храмом, святилищем – как телесно вместившая Божество. Наконец, о Ней говорится как об опоре (буквально, в переводе с греческого, якоре) нашей веры – вероятно, потому, что воплощение Творца, сделавшее возможным избавление человеческого рода от власти греха, смерти и диавола, – это одна из наиболее важных истин христианства, отличающая его от других религий.
Говоря об этом песнопении, хотелось бы обратить внимание на его греческий оригинал. К сожалению, ни церковнославянский, ни русский переводы не передают той игры звуков, которая присутствует в греческом тексте. Приведем хотя бы один пример: тон асматон тон асма / кэ тон пистон энкаллописма (ср. по-русски: бесплотных песнь и верных украшение).
В догматике употреблено слово ναός (наос) – «храм». В Новом Завете для обозначения иерусалимского Храма обычно употребляется другое слово – ἱερόν (иерон), буквально «святилище». Слово же ναός неоднократно используется как раз для выражения мысли о телесном храме, ср.: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» ( Ин 2:19–21 ); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – пишет апостол Павел. – Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор 3:16–17 ). Что же касается христианских храмов, церквей, то они не мыслятся как святилище, как место исключительного пребывания Божества: когда стоя на службе мы молимся «о святем храме сем» (греч. ὑπέρ τοῦ ἁγίου οἴκου τούτου), мы молимся о святом доме (οἶκος, икос) – о доме, в котором собрались христиане, чтобы совершить евхаристию.
И еще об одном греческом слове хотелось бы здесь сказать. Это ὑπέρμαχος (ипермахос), переведенное на церковнославянский язык как Поборник, а на русский – как Защитник. Эта лексема встречается и в другом, не менее известном, богослужебном тексте, однако там она передана по-славянски несколько менее вразумительно, хотя, возможно, и более привычно. Я имею в виду Великий акафист, который начинается со слова Взбранной. Непонимание этого слова привело к тому, что в значительной (и даже большей) части акафистов святым, написанных в России, первый кондак начинается не с в(о)збранной, а с более понятного для носителей русского языка слова – избранный, которое звучит похоже, однако имеет совершенно другое значение и содержит иной корень.
В заключение позволим себе еще раз привести последние строки догматика первого гласа: они способны укрепить ослабевших, а потерявшим надежду – вернуть упование на помощь Божью:
Ободрись же, ободрись, народ Бога, ибо Он победит врагов, будучи Всесильным.
журнал о православной жизни “Нескучный сад”
Догматик второго гласа: «Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды»^
В первых же его строках противопоставляются Моисеев закон и благодать, явившаяся с приходом в мир Сына Божия. А что понимается под благодатью? Догматик «Прейде сень законная» комментирует священник Феодор Людоговский.
Догматик, глас 2:
Прейде сень законная,
благодати пришедши:
якоже бо купина не сгараше опаляема:
тако Дева родила еси,
и Дева пребыла еси.
Вместо столпа огненнаго,
Праведное возсия Солнце:
вместо Моисея, Христос,
Спасение душ наших.
Греческий оригинал:
Παρῆλθεν ἡ σκιὰ τοῦ νόμου,
τῆς χάριτος ἐλθούσης·
ὡς γὰρ ἡ βάτος οὐκ ἐκαίετο καταφλεγομένη,
οὕτω παρθένος ἔτεκες,
καὶ παρθένος ἔμεινας,
ἀντὶ στύλου πυρός,
δικαιοσύνης ἀνέτειλεν Ἥλιος,
ἀντὶ Μωϋσέως Χριστός,
ἡ σωτηρία τῶν ψυχῶν ἡμῶν.
Перевод:
Прошла тень закона,
когда благодать явилась;
ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем,
так Ты, Дева, родила и девою осталась.
Вместо столпа огненного
воссияло Солнце правды,
вместо Моисея – Христос,
спасение душ наших.
На прошлой неделе мы рассматривали догматик первого гласа. Напомним: догматики входят в состав воскресной службы, находятся в Октоихе, представляют собой последнюю из группы стихир на «Господи, воззвах…» (на великой вечерне) и посвящены воплощению Сына Божия и Его рождению от Девы Марии.
Догматик второго гласа (как и многие другие церковные песнопения) построен на сопоставлении и противопоставлении событий и личностей, с одной стороны, Ветхого, с другой – Нового Завета.
В первых двух строчках этой стихиры противополагаются Закон, данный Моисею на горе Синай ( Исх 19–20 ), и благодать (греч. χάρις, лат. gratia), явившаяся с приходом на землю Сына Божия (ср. у апостола Иоанна Богослова: «…закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа», Ин 1:17 ). Под благодатью часто подразумевают нетварную божественую энергию; однако, думается, вполне уместным здесь будет и другое – первоначальное – значение этого слова: милость, любовь. Ветхозаветный Закон определял правила жизни избранного народа; одной из главных его идей было справедливое воздаяние – и не в последнюю очередь воздаяние за грехи, за проступки против Бога и ближних. Христово же благовестие и сама жизнь нашего Учителя говорит об ином: любовь, милость – выше справедливости, выше буквы закона. Здесь можно вспомнить и многочисленные исцеления, совершенные Спасителем в субботу (напр., Мк 3:1–6 ), и уврачевание кровоточивой женщины ( Лк 8:43–48 ), и притчи о блудном сыне ( Лк 15:11–32 ) и о наёмных работниках ( Мф 20:1–16 ), и, наконец, молитву Иисуса о распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк 23:34 ).
Обратим внимание на выражение тень закона в первой строке стихиры. Конечно, имеется в виду не тень от закона, а сам закон. Это – так называемая генитивная метафора (метафора, включающая в свой состав существительное в родительном падеже), ср. «тростинка мачты» (т. е мачта напоминает издали тростинку), «изумруды глаз», «яд зависти» и т. п. Закон именуется тенью, поскольку он представлял собой лишь прообраз будущего. Об этом говорится в Послании к Евреям: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр 10:1–5, 10 ).
Далее в догматике проводится аналогия приснодевства Марии с неопалимой купиной – прием, весьма распространённый в византийской гимнографии. Богородица, телесно вместившая огонь Божества, сохранила девство и до, и после рождения Спасителя – это столь же необычайно и чудесно, как и тот терновый куст, в котором Господь явился Моисею: куст был весь объят пламенем – и, однако же, не сгорал ( Исх 3:2 ).
Еще одно противопоставление Ветхого и Нового Заветов, представленное в стихире: когда евреи выходили из Египта, «Господь… шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном» ( Исх 13:21 ); ныне же вместо огненного столпа нам явилось Солнце правды ( Мал 4:2 ) – сам Христос, Бог и человек.
Наконец, в сегодняшнем догматике Спаситель сопоставляется с пророком Моисеем, которого мы уже не раз упоминали. Моисей вывел еврейский народ из египетского плена – под его руководством они вышли из земли порабощения и устремились в землю обетованную. Христос же, воплощённый Сын Божий, даровал нам свободу от греха, Он освободил нас от рабства диаволу, открыл Своей смертью и воскресением Царство Небесное.
журнал о православной жизни “Нескучный сад”
ДОГМАТИК
Смотреть что такое «ДОГМАТИК» в других словарях:
ДОГМАТИК — (греч. dogmatistes). 1) церковная песнь в похвалу Богородицы, содержащая догматическое учение о сыне Божием и другие догматы христианства. 2) писатель, объясняющий догматы веры. 3) человек, догматизирующий свои мнения. 4) теоретический… … Словарь иностранных слов русского языка
догматик — схоласт, мракобес, доктринер, песнь Словарь русских синонимов. догматик доктринёр (книжн.) см. также схоласт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ДОГМАТИК — 1. ДОГМАТИК1, догматика, муж. (книжн.). 1. Человек, придерживающийся догматического образа мышления. Упрямый догматик. 2. Писатель по вопросам догматики. 2. ДОГМАТИК2, догматика, муж. (церк.). Род церковного песнопения в честь богородицы у… … Толковый словарь Ушакова
ДОГМАТИК — 1. ДОГМАТИК1, догматика, муж. (книжн.). 1. Человек, придерживающийся догматического образа мышления. Упрямый догматик. 2. Писатель по вопросам догматики. 2. ДОГМАТИК2, догматика, муж. (церк.). Род церковного песнопения в честь богородицы у… … Толковый словарь Ушакова
ДОГМАТИК — тот, кто утверждает что либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на веские встречные доводы. В философии первоначально (по Сексту Эмпирику) догматиками назывались те, кто выдвигал позитивные положения и учения, в… … Философская энциклопедия
ДОГМАТИК — а; м. Тот, кто склонен к догматизму. ◁ Догматический (см. 1.Д.). Д ое мышление. Догматически, нареч. * * * ДОГМАТИК ДОГМАТИК (греч. Dogmatikos, от dogma учение), песнопение в честь Пресвятой Богородицы, завершающее стихиры (см. СТИХИРА) на… … Энциклопедический словарь
догматик — I. и. Догмаларга таянып эш һәм фикер итүче. II. ДОГМАТИК – с. Догмаларга нигезләнгән, шулар белән сугарылган … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
догматик — і догмат, догматик богородичний Богородичний, який, крім похвали Богородиці, містить догматичне вчення про втілення й поєднання в Ісусові Христові двох природ: Божої та людської; богородичник … Словник церковно-обрядової термінології
догматик — ДОГМАТИК, а, м Человек, склонный к догматизму, признающий неизменные, вечные, абсолютные истины. Поэт всегда одновременно и догматик, и авангардист … Толковый словарь русских существительных
догматик — догмат (догматик) церковний піснеспів … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
ДОГМАТИК
Смотреть что такое «ДОГМАТИК» в других словарях:
ДОГМАТИК — (греч. dogmatistes). 1) церковная песнь в похвалу Богородицы, содержащая догматическое учение о сыне Божием и другие догматы христианства. 2) писатель, объясняющий догматы веры. 3) человек, догматизирующий свои мнения. 4) теоретический… … Словарь иностранных слов русского языка
догматик — схоласт, мракобес, доктринер, песнь Словарь русских синонимов. догматик доктринёр (книжн.) см. также схоласт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ДОГМАТИК — 1. ДОГМАТИК1, догматика, муж. (книжн.). 1. Человек, придерживающийся догматического образа мышления. Упрямый догматик. 2. Писатель по вопросам догматики. 2. ДОГМАТИК2, догматика, муж. (церк.). Род церковного песнопения в честь богородицы у… … Толковый словарь Ушакова
ДОГМАТИК — ДОГМАТИК, а, муж. Человек, склонный к догматизму. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДОГМАТИК — тот, кто утверждает что либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на веские встречные доводы. В философии первоначально (по Сексту Эмпирику) догматиками назывались те, кто выдвигал позитивные положения и учения, в… … Философская энциклопедия
ДОГМАТИК — а; м. Тот, кто склонен к догматизму. ◁ Догматический (см. 1.Д.). Д ое мышление. Догматически, нареч. * * * ДОГМАТИК ДОГМАТИК (греч. Dogmatikos, от dogma учение), песнопение в честь Пресвятой Богородицы, завершающее стихиры (см. СТИХИРА) на… … Энциклопедический словарь
догматик — I. и. Догмаларга таянып эш һәм фикер итүче. II. ДОГМАТИК – с. Догмаларга нигезләнгән, шулар белән сугарылган … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
догматик — і догмат, догматик богородичний Богородичний, який, крім похвали Богородиці, містить догматичне вчення про втілення й поєднання в Ісусові Христові двох природ: Божої та людської; богородичник … Словник церковно-обрядової термінології
догматик — ДОГМАТИК, а, м Человек, склонный к догматизму, признающий неизменные, вечные, абсолютные истины. Поэт всегда одновременно и догматик, и авангардист … Толковый словарь русских существительных
догматик — догмат (догматик) церковний піснеспів … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Догматизм: понятие, примеры, причины появления, минусы догматизма
Что такое догматизм?
Догматизм — это один из способов мышления, основой которого являются неизменные и не подвергаемые критике положения – догмы. Мышление этого типа отличается консерватизмом, опорой на авторитеты и беспрекословным подчинением предписываемым к исполнению правилам. Слово «догматизм» произошло от древнегреческого δόγμα (читается как «догма») — учение, мнение.
Появился описываемый термин еще в античности, его возникновение связано с учением древнегреческих скептиков (к примеру, Пиррона), отрицавших любую возможность получения истинных знаний и называвших «догматиками» каждого, кто выдвигал и защищал какие-либо утверждения о предметах как таковых. В эпоху Возрождения и в Новое время сторонники учения Пиррона подвергали активной критике последователей Аристотеля, используя в своей полемике с ними догмы. В современном мире термин «догматизм» широко используется в политической, философской и религиозной сферах.
Примеры догматизма
Немало примеров догматизма можно отыскать в области политики, к его наиболее ярким из них относят идеологию коммунистов. Данный тип идеологии базируется на четких правилах и постулатах, он имеет собственные границы и рамки. Коммунистическая идеология может предложить человеку лишь один, на ее взгляд единственно правильный, способ жизни, мышления и поведения, основанный на давно принятых коммунистами догматах, воспринимаемых ими как нечто неизменное и незыблемое. А непростые условия жизнедеятельности поневоле заставят человека поверить во что угодно, ведь он может опереться на эту веру, видя в ней цель своей жизни.
Поверив в догмы, человек может без труда пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью для достижения хоть и призрачных, но желаемых им идеалов. Таким образом, внедрившись в человеческое сознание идеологические догмы порабощают внутренний мир индивида, подавляют его индивидуальность, но взамен они дают ему надежду на светлое будущее, которая используется им как психологическая опора в настоящем.
Еще один яркий пример догматизма можно отыскать в сфере семейных отношений. Немало людей разделяют постулат о том, что жена должна во всем подчиняться мужу, при этом само подчинение строится не на признании и уважении женой лидерских либо личностных качеств своего супруга, а на догме, чаще всего взятой из религиозного учения и принимаемой людьми как единственно правильная. На этом примере хорошо прослеживается принятое ранее, а потому закрепленное религиозно распределение ролей внутри семьи, продолжающее оставаться для многих примером и в наши дни.
Догматизм в философии
Изучением догматизма помимо упомянутого выше Пиррона занимались и другие философы в более позднее время. Так, Кант относил догматизм по большей части не к философии, а к разновидности познания, а Гегель называл догматизмом любое абстрактное мышление.
Корни философского догматизма следует искать в ограниченном восприятии и излишней доверчивости к авторитетам и их мнениям. Однако, в жизни подобный, построенный исключительно на вере подход чреват серьезными последствиями, в том числе – множеством ошибок, которые неизбежно совершает безмерно доверяющий чужим суждениям индивид. Результатом этих ошибок является закономерное разочарование, на основе которого возник и развился философский скептицизм, в принципе отрицающий возможность познания истины. Решить указанные задачи помогает подробное изучение возможностей людей в области познания.
Различные крупные философы предлагали собственные взгляды и суждения относительно догматизма. Так, Кант полагал, что со времен Аристотеля догматический тип мышления не помог обосновать ни одной логической идеи, при этом к догматизму он относил и воззрения ряда крупных ученых, включая Декарта и Вольфа. Догматизм Кант сравнивал со скептицизмом, относя и один, и второй тип мышления к однобоким и неверным, а потому не приносящим истинных знаний.
К тому же догмы не могут раскрыть перед человеком настоящие причины и суть возникающих перед ним проблем, так как догматизм не строится на изучении чего-либо с позиции прошлого и настоящего, он лишь прилагает уже существующие идеи, заключения, убеждения и постулаты к имеющимся фактам. В итоге вместо ясного ответа человек получает ложную проблему, возникающую на пустом месте и отдаляющую его от решения реальной проблемы. Отличия догматизма от скептицизма были детально описаны Гегелем, утверждавшим, что сторонники догматизма постоянно выводят из одних умозаключений другие, но игнорируют окружающую нас реальность, живя в отрыве от нее.
Причины зарождения догматизма
Психологическим фундаментом догматизма стала инертность человеческого сознания, которому всегда легче принимать истину, нежели пытаться объяснить ее. Именно эта особенность нашего мозга заставляет нас принимать суждения на веру, мыслить стереотипно и однобоко, опасаться неизвестного нам будущего и тяготеть к понятному и консервативному прошлому.
Социальной функцией догм является сохранение текущего положения дел, а потому догматики настороженно относятся к любым новшествам и переменам. К тому же догматический тип мышления противопоставляется мышлению, ставящему во главу угла конкретность истины, ее определенность и применимость на практике.
В сущности, описываемый тип мышления присущ закоренелым консерваторам, отстаивающим идеи абсолютизма и верящим в существование неизменных моральных принципов. Яркий пример такого мышления – религиозный догматизм, основанный исключительно на вере и твердо убежденный в правильности и универсальности религиозных принципов. Одновременно с этим сторонники религиозного догматизма игнорируют любые научные и логические доводы, ставящие под сомнение их мировоззренческую позицию, не допуская ни малейшей конструктивной критики в свой адрес.
Минусы догматизма
Немалое число наших современников относят догматизм к верному способу мышления, позволяющему им опираться на старые, проверенные временем традиции. Но при отсутствии связи между данными традициями и реальностью, следующий догмам человек рискует застрять в собственном личностном развитии, перестав расти и совершенствоваться.
Именно препятствие личностному росту относят к главным минусам догматизма, ведь он построен на авторитетности и консерватизме, следовательно, самостоятельное мышление в нем заменяется ссылками на авторитеты без стремления самостоятельно разбираться в сути происходящего, определяя свое отношение к явлениям и событиям. По той же причине догматики не усваивают новые знания, они просто принимают на веру старые правила, озвучиваемые им авторитетами. Часто эти правила и убеждения могут противоречить друг другу, но подверженный догматизму человек все равно не сможет отказаться о них, поскольку считает их истиной в последней инстанции.
Реальность видится догматику опасной и непредсказуемой, а потому он ищет простые и понятные для себя ответы на сложные вопросы в старых, и, как ему кажется, проверенных временем истинах и постулатах. Но следуя им, человек забывает о том, что мир вокруг постоянно меняется, и то, что считалось непреложной истиной несколько веков назад, сейчас является всего лишь предрассудком.
Заключение
Таким образом, догматизм представляет собой очень своеобразный мир, в который человек погружается, пытаясь спастись от реальности. Основой этого мировоззрения является крайний консерватизм, чаще всего возникающий на почве пережитых индивидом ранее психологических травм и неразрешенных им в прошлом проблем. Догматизм пустил прочные корни в обществе, поскольку в любом социуме всегда найдутся люди, согласные принимать на веру любые мнения и утверждения, не стремясь проверить их истинность, а просто следуя за авторитетом и подчиняясь его воле.