Что означает слово денница
ДЕННИЦА
Смотреть что такое «ДЕННИЦА» в других словарях:
Денница — Денница: Денница (мифология) Денница (газета) Денница село в Болгарии: Денница (Шуменская область) Денница (Ямболская область) См. также Венера (планета) Люцифер … Википедия
ДЕННИЦА — в славянской мифологии образ полуденной зари (или звезды), мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому её ревнует солнце (мотив «небесной свадьбы», характерный и для балтийской мифологии). См. также Вечорка. в. и., в. т.… … Энциклопедия мифологии
Денница — Денница. Многие из поэтических славянизмов высокого слога уже давно стали терять свои точные значения, например слово денница по этимологическому сближению со словом день. Известно, как Пушкин был огорчен стихами Рылеева: Средь мрачной и сырой… … История слов
Денница — ы, жен. Слав. редк.Производные: Дена; Ница.Происхождение: (Заимств. из ст. сл. яз. Денница утренняя заря.) Словарь личных имён … Словарь личных имен
денница — см. заря Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. денница сущ., кол во синонимов: 7 • … Словарь синонимов
Денница* — ы, ж. Слав. редк. Производные: Дена; Ница. [Заимств. из ст. сл. яз. Денница утренняя заря.] Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
ДЕННИЦА — в славянской мифологии богиня полудня, дочь солнца … Большой Энциклопедический словарь
ДЕННИЦА — ДЕННИЦА, денницы, жен. (книжн. поэт. устар.). Утренняя заря. «Блеснет заутра луч денницы.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Денница — (люцифер, светоносец) (Ис.14:12 ). Это слово встречается только однажды в Библии, именно в указанной цитате, и прилагается к царю Вавилонскому, с целью показать его славу и блеск, подобные сиянию утренней звезды. Потому то пр. Исаия и восклицает … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Значение слова денница
Словарь Ушакова
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(люцифер, светоносен; Ис 14:12). Это слово встречается только однажды в Библии, именно в указанной цитате, и прилагается к царю Вавилонскому, с целью показать его славу и блеск, подобные сиянию утренней звезды. Потому-то пр. Исаия и восклицает: «как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился об землю, поправший народы». Впрочем, Тертуллиан и некоторые другие полагают, что эти слова относятся к падению с неба сатаны.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
* ► Блеснет заутра луч денницы, И заиграет яркий день. // Пушкин. Евгений Онегин //; Навек опущены ресницы. Но кто б, о небо! не сказал, Что взор под ними лишь дремал. И, чудный, только ожидал Иль поцелуя иль денницы? // Лермонтов. Демон //; Но вот ночей царица Скатилась за леса, И тихая денница Румянит небеса. // Пушкин. Стихотворения // *
Библейский Словарь к русской канонической Библии
денн’ица ( Рим.3:9 ; Пс.109:3 ; Ис.14:12 ) — утро, заря. Это слово ( ·евр. означающее сияющий) в других переводах читается: утренняя звезда (как во 2Пет.1:19 ; Отк.2:28 ; Отк.22:16 ).
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Словарь языческих понятий и богов
Энциклопедический словарь
в славянской мифологии богиня полудня, дочь солнца.
Словарь Ожегова
ДЕННИЦА, ы, ж. (стар. высок.). Утренняя заря. Занялась д.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— литературная газета, посвященная славянской жизни («Jutrzenka, pismo literackie, poświęcone przedmiotom sloviańskim); издавалась известным славистом П. Дубровским в Варшаве, в 1842 г., два раза в месяц, на русском и польском яз. Издателем руководила идея объединения славянства. «Slavus sum, nihil slavici a me alienum puto» — поставил он эпиграфом своего издания. Он провидел для славянских народов новую эру и приглашал Европу серьезно присмотреться к славянской науке, литературе, понять «глубокое значение нашей народной поэзии, этого источника жизни, который иссяк на Западе». Пропагандируя народность, издатель предупреждал, что она «не состоит в закоснелой привязанности к устарелым преданиям и обычаям», но должна возвыситься до первообраза человечности и указать народу «определенное и только ему свойственное место в среде образованного человечества». Сотрудниками Д. были: Вразь, Ганка, Ф. С. Евецкий, Левицкий, Мацеевский, Пуркинье, Смолерь, И. И. Срезневский, Шафарик. Редактором польской части был Чайковский.
Денница
Денни́ца (греч. ἑωσφόρος) — 1) Утренняя звезда, заря; 2) люцифер, одно из имен диавола.
Гюстав Доре «Потерянный рай»
1) В ближайшем и непосредственном значении это слово употребляется при сопоставлениях для более яркого выражения и раскрытия тех или иных богословских истин, идей.
а) Например, псалмопевец использовал слово «денница» в стихе о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Так, посредством, казалось бы, незамысловатого сравнения, он представил важнейшие догматические положения:
б) Многострадальный Иов, проклиная ночь своего зачатия, также вспоминал о деннице: «Да померкнут звезды рассвета её: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы» ( Иов.3:9 ). В данном случае метафорическим образом проклятой, непрестанно длящейся ночи, подчеркнута глубина душевного напряжения Иова, стремившегося объяснить для себя смысл внезапно обрушившихся на него бедствий.
2) Непосредственным поводом к употреблению имени «денница» в отношении диавола служит провозвестие пророка Исаии: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» ( Ис.14:12 ).
Будучи по своему естеству ангелом, изначально принадлежавшим к одному из высших чинов небесной иерархии, диавол, до своего преступления, обладал многочисленными совершенствами. И своей светозарностью, связанной с восприятием и отображением Божественного Света, он превосходил многих других светлых ангелов.
О том, какими благами он был одарён и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» ( Иез.28:14-15 ).
Став духом злобы, мироправителем тьмы ( Еф.6:12 ), люцифер утратил первобытную светозарность и красоту. Называя диавола «денницей», Писание обнаруживает, чего он лишился и на что променял своё богоподобное достоинство; напоминает, что вина за его беззаконие лежит исключительно на нём.
Другой причиной именования диавола «утренней звездой» служит его умение принимать, в целях обольщения людей, ложный вид ангелов света ( 2Кор. 11:14 ) и даже Самого Бога. Заметим, что Утренней Звездой, или Денницей, именуется и Господь: «Я, Иисус… Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (в ц.-сл. варианте — денница)» ( Откр. 22:16 ).
Сатана, Люцифер, Денница — какое имя носит падший ангел, сын зари
Люцифер, Денница, Первый Падший — какими только именами не наделяли самого прекрасного ангела. Но, увы, однажды он согрешил и был низвергнут с небес. Кто же такой Денница и что с ним произошло, мы разберем в этой статье.
Денница и Люцифер — один и тот же ангел
Сцена падения с небес Деницы и трети войска ангельского
Имя Денница со старославянского означает «утренняя звезда». Так еще называли Венеру или полуденное марево в небе. В славянской мифологии Денница — дочь солнца, которую полюбил месяц, из-за чего и появилась вечная вражда между днем и ночью.
Впервые слово «денница» появилось для обозначения величия царя Вавилонского, который был подобен утренней заре. Однако уже в книге пророка Исаии Денницей назван демон Люцифер. Он — сын зари, яркий и сверкающий, но грешный, павший с небес.
В Библии, Исаии, 14 глава, стихи 12 — 17, читаем про ангела Денницу:
Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?
Так в православии появилось имя Люцифера — Денница.
Ангел Денница — любимый сын Бога
Денница был первым ангелом, созданный Богом. Он был поставлен главным из них, и так получил свое имя, означающее раннюю звезду. Денница, как и все ангелы, был исполнен любви, а его прекрасный облик вдохновлял остальных духовных созданий, пробуждая быть верными Богу и помогать ему во всех начинаниях.
Ангел Денница очень любил жизнь и стремился проявить всю ту любовь, которую Бог вкладывал в свои творения. Родившись от стремления Бога к проявлению самого себя и своих эмоций, Денница стал ангелом, наиболее близким к Нему. Архангел Михаил был назначен наместником ему, орудием промысла Бога.
Довольно долго ангел Денница стоял перед Богом как первосвященник, передавая ему молитвы низших ангелов. Не будучи самолюбивым, ангел как никто другой следовал всем замыслам Бога, с самозабвением неся Его волю среди своих собратьев. Приближенный к Богу, Денница был для ангелов идеальным образом божественного совершенства. Слава о нем ширилась среди сонм духов, и любовь лишь крепла.
Денница-Люцифер, владыка низших небесных сил, любил Адама и Еву. Ипостась Люцифера во многих других мифологиях, а особенно римской, называют Прометеем, что значит «мудрый, мыслитель». Всем известна история Прометея — он украл для людей огонь из кузни Гефеста. Благодаря этому люди смогли выйти из пещер, охотиться на животных и согреваться. Денница, как и Прометей, принес людям свет — знание о разнице между добром и злом.
Как Прометей, принесший людям огонь и выведший их из мрака пещер, обрести силу и уверенность, Денница возжелал дать людям Божественное знание. И тут он совершил свою первую ошибку. Лейтмотив первого ангела Бога Денницы и Прометея, наказанных за повинность, красной нитью проходят через все верования человечества.
Падший ангел Денница
Падение Денницы, как и еще трети небесных существ, произошло из-за того, что он ослушался Бога. Несмотря на то, что ангелы — это носители желаний и стремлений Бога, исполняющие Его волю, они не лишены права выбора. Но Бог не стал первопричиной падения Люцифера, так как в те времена греха еще не было.
Первородный ангел был куда слабее своего Создателя, его возможности ограничивались. Однако, наблюдая за остальными ангелами, которые, будучи куда слабее, восхищались и любили его, Денница подумал, что он достоин быть на месте Бога. В Исайи, 14 глава, снова читаем:
А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
Денница-Люцифер решил, что он лучше знает, в чем нуждаются люди. Проигнорировав прямой адресованное Адаму и Еве предостережение Бога не прикасаться к дереву познания добра и зла, он спустился в Эдемский сад. Приняв вид змея, ангел искусил доверчивую женщину, таким образом заставив прародителей человечества согрешить.
Бог призвал своего некогда верного сына к ответу. Увидев же, что сердце Люцифера исполнено гордости, а мысли полны тьмы, Создатель сильно разгневался. Он проклял ангела и сбросил его в вечно пылающий ад, отбывать свое наказание.
Внезапное разделение сообщества ангелов было еще одним неприятным последствием предательства Люцифера. Треть небесного воинства перешла на сторону Денницы, не в состоянии поверить, что их сияющий предводитель ослушался Бога. Теперь их правителем стал Люцифер, «несущий свет», отошедший от канонов любви и справедливости, продиктованных Творцом.
Порочная страсть себялюбия, желание возвышаться над всеми, править, быть главным, породила гордыню, которая привела бывшего наместника Бога к падению. К сожалению, виной этому стали и восхищавшиеся Люцифером ангелы. Их молитвы и любовь убедили ангела, что совершенство, которым он был наделен, не должно остаться незамеченным.
Тема предательства для славян всегда была очень острой. Именно потому такая сильная ненависть к Люциферу и демонам издавна характерна для православных. Встречаются даже пословицы и поговорки с упоминанием Люцифера:
Гнев дело человеческое, а злопамятство – от Люцифера.
У славян имена Сатана, Люцифер и Вельзевул означают одно и то же — ближайшего ангела, предавшего Бога. В Ветхом Завете Сатана это имя нарицательное — «противник Бога». Сатаной Денницу впервые называют в книге пророка Захарии, в третьей главе. Там он выступает обвинителем на небесном суде, протестуя против воли Бога и обесценивая Его замысел.
Сатана после своего падения на землю стал человекоубийцей, клеветником и искусителем. Этот ангел прошел путь от Денницы, названного также у славян Люцифером, что значит «светоносный» и сравниваемый с Прометеем, принесшим людям свет от пламени и тепло, и будучи некогда ближайшим к Богу ангелом, наделенным невиданной святостью и силой, до ужасного чудовища, квинтэссенции всех пороков. Образ падшего ангела Денницы остается ярким и в наши дни.
Значение слова «денница»
1. Утренняя заря. Восток, денницей озаренный, Сиял. Пушкин, Цыганы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДЕННИ’ЦА, ы, ж. (книжн. поэт. устар.). Утренняя заря. Блеснет заутра луч денницы. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Денница
2. один из эпитетов т.н. «падшего ангела» ◆ Денница, ангел света, наверное, так же стал падшим… чтобы потом мнимой красотой изводить и уродовать жизнь… Екатерина Маркова, «Каприз фаворита», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
денни́ца
1. поэт. утренняя заря (также перен.) ◆ Не весна ли твое дыхание, не денница ли румянец, не горный ли снег белизна? Бестужев-Марлинский, «Он был убит», 1836 г. (цитата из НКРЯ)
2. поэт. утренняя звезда; Венера утром ◆ Напрасно блещет луч денницы, // Иль ходит месяц средь небес, // И вкруг бесчувственной гробницы // Ручей журчит, и шепчет лес. А. С. Пушкин, «Гроб юноши», 1821 г. (цитата из Викитеки) ◆ Когда взойдёт денница золотая, // Горит эфир, // И ото сна встаёт благоухая // Цветущий мир. Боратынский, «Песня», 1827 г. (цитата из Викитеки)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова благообразие (существительное):