Что означает слово дашборд
Дашборд: что это и зачем нужно
Анализировать и показывать информацию удобно с помощью дашборда. Рассказываем, что это такое, где и как его использовать.
Что такое дашборд?
Дашборд в буквальном переводе с английского (dashboard) — «приборная панель». Простейшие дашборды знакомы вам с детства: это будильник, градусник, приборная панель автомобиля. То есть изначально дашборд — просто прибор, который показывает какие-то данные.
Сейчас, в digital-отрасли, под дашбордом понимают инструмент, который не только визуализирует, но и анализирует любые данные. Если у вас много информации: показателей, результатов или цифр, которые нужно наглядно представить, объяснить и проанализировать, — то этот инструмент вам пригодится.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
А тема может быть совсем любая? Я думал, это только для бизнеса.
Тема в дашборде не главное. Важно, чтобы были данные, которые можно анализировать. От темы будет зависеть содержание, но на этом всё. Дашборды действительно очень часто используют для бизнеса, потому что это удобный инструмент. Но их можно использовать в любой отрасли.
А можно примеры использования дашбордов?
Конечно. Например, в интернет-маркетинге, PR-кампаниях и рекламе с их помощью отслеживают эффективность рекламных кампаний (дашборды используются в Google Analytics и Яндекс.Метрике). В менеджменте — контролируют нагрузку и планируют работу команды (дашборды есть в Jira и других таск-менеджерах). В HR-аналитике — анализируют информацию по зарплате сотрудников, KPI, а также данные по отпускам, стажировкам.
Дашборд интеграций помогает наблюдать, как разные устройства и сервисы взаимодействуют друг с другом — это актуально для облачных сервисов.
А что-то из обычной жизни?
Пожалуйста. Дашборды используют музеи, чтобы следить за общей посещаемостью и популярностью выставок.
В медицине дашборды помогают больницам управлять финансами, контролировать количество пациентов и расход материалов.
В образовании преподаватели могут анализировать результаты экзаменов и следить за тем, какие лекции популярны у студентов. Студенты — посмотреть результаты своей учёбы, сравнить их с результатами других студентов, увидеть статистику по учебным курсам. Вот так выглядит фрагмент дашборда для студентов в Масариковом университете (Чехия).
Дашборды действительно можно использовать в любой теме. Вот несколько не совсем обычных примеров:
Очень похоже на инфографику. Это что, одно и то же?
Нет, дашборд и инфографика — разные инструменты. Дашборд используется и для анализа данных, и для их наглядного представления. А инфографика — только для наглядной подачи информации. По сути, это готовая картинка с данными, которую пользователь уже не может изменить, а может только посмотреть.
А похожи они визуально, потому что при создании дашбордов часто используют инфографику. То есть инфографика может быть одним из элементов дашборда.
Чтобы создать дашборд, нужно быть аналитиком?
Быть аналитиком необязательно, потому что современные программы все делают автоматически. Но аналитические навыки все равно нужны.
Дело в том, что при создании дашборда нужно обработать много информации, статистических данных, вычленить самое важное, чтобы показать самое важное. Тогда пользователь не утонет в мелочах и ваш дашборд будет полезнее и легче для восприятия.
А какие есть программы, чтобы создать дашборд?
Программ много. Вот несколько популярных платформ: Tableau, Power BI и Qlik.
Чтобы выбрать подходящую, посмотрите подробный разбор их функций. Кроме того, есть программа от Google — Google Data Studio и специальное расширение в Google Analytics.
А как сделать дашборд? Есть какие-то правила?
В дашборде важно так подать информацию, чтобы её было легко прочитать и использовать. Поэтому для создания дашборда работают стандартные принципы визуализации данных, UX и даже сторителлинга.
Что можно почитать или посмотреть про создание дашбордов?
Всё, конечно, будет зависеть от ваших целей. Но вот общие материалы, с которых можно начать:
Онлайн-университет Skillbox
Получите новую профессию — или прокачайте имеющуюся!
Обучение через интернет, в удобном режиме. Рассрочка платежа и помощь в трудоустройстве.
Как маркетологу сделать дашборд с ключевыми показателями
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Дашборд — это визуализация данных с конкретной целью. Дашборды бывают не только в диджитал, но и в обычной жизни: например, приборная панель будильника показывает, который час и когда будильник зазвонит. А панель в автомобиле отображает уровень бензина, показатели скорости и пробега.
Для бизнеса дашборд — это та же приборная панель по ключевым метрикам. Она позволяет наглядно показать данные, проанализировать и проследить их динамику.
Например, на главной странице Google Analytics можно увидеть количество посетителей на сайте и динамику за последние 7 дней или месяц. Это пример дашборда с текущим трафиком на сайт.
Зачем нужен дашборд
Информации по проекту может быть много: это и цифры, и задачи, и результаты. Чтобы помочь разобраться в совокупности информации, существуют дашборды. Они собирают информацию на одном экране.
Использовать их — значит упростить процесс анализа и принятия решений. Вы собираете ключевые данные в одном месте и отслеживаете их в реальном времени.
Какие задачи решает дашборд
Сделать данные наглядными и понятными. Вернёмся к дашборду Google Analytics. Он визуально представляет показатели трафика на сайт в понятных маркетологу метриках: пользователях, сеансах, отказах и длительности просмотра.
Получать оперативную информацию о динамике показателей. На той же главной странице GA маркетолог наблюдает изменения показателя трафика в разрезе 7 дней.
Оптимизировать принятие решений по большим массивам данных. Достаточно взглянуть на дашборд и начать действовать. В отчете Google Analytics присутствуют пометки: «зеленые» — позитивные изменения, «красные» — негативные. По ним маркетолог определяет поведение показателя и принимает решение.
Маркетологи обычно выводят на дашборды информацию об окупаемости маркетинга, когортный анализ посетителей или пользователей, результаты рекламных кампаний, отчёты по посадочным страницам.
Чтобы выбрать необходимые параметры для визуализации, определите способ подачи и цели. Возможно, дашборд не будет оптимальным решением.
В чем отличие дашборда, отчета и инфографики
Дашборд можно спутать с отчётом или инфографикой. Вот чем они отличаются:
Дашборд | Отчёт/таблица | Инфографика | |
В чем суть | Это динамический и визуальный отчёт о работе. Данные обновляются в реальном времени. Используется, чтобы визуализировать и анализировать данные. | Это статистическая информация, которая не требует автоматического обновления. Используется, чтобы упаковать результаты один раз. Такую таблицу не нужно регулярно обновлять — маркетолог покажет её один раз, а в следующем году соберет новую. Каждый дашборд — это отчёт, но не каждый отчёт — дашборд. | Это готовая картинка с данными, которые можно посмотреть, но не изменить. Используется, чтобы преподнести информацию в статичном и наглядном виде. |
Когда нужен | Если маркетологу нужен постоянный контроль за показателем, он делает дашборд. | Если маркетологу нужны данные для встречи или презентации руководству, он готовит отчёт. | Если маркетологу нужно красиво преподнести данные или результаты: для клиентов, партнёров или СМИ. |
Пример | Дашборд Google Analytics. | Если выгрузить данные из Google Analytics в Excel, тогда они станут отчётом. | Если выгрузку из Google Analytics визуализировать для публикации в блоге, это станет инфографикой. Это картинка с готовыми данными. |
В каких программах сделать дашборд
Яндекс.Метрика
Для представления маркетинговых данных подходит Яндекс.Метрика. С помощью неё маркетолог может визуализировать данные и получать автообновляемый отчёт, а также делиться им с заинтересованными лицами.
В Метрике маркетолог может собрать данные по:
Google Analytics
Дашборд Google Analytics (GA) по умолчанию можно видоизменять и настраивать под собственные задачи. Для новичков доступна галерея готовых шаблонов, также можно создать дашборд с чистого листа или использовать стандартную сводку Google Analytics.
В Google Analytics маркетолог может увидеть показатели в динамических отчётах:
Qlik — профессиональный инструмент для визуализации больших массивов данных. Для его настройки потребуется аналитик и программист.
Помимо маркетинговых показателей в отчёт можно включить производственные, складские и бизнес-метрики. Например, глава регионального офиса может отслеживать на панели производительность работы, статус отгрузок и выполнение KPI.
➕ | ➖ |
Быстрая скорость обработки больших массивов данных | Необходима помощь программиста при настройке дашборда |
С помощью открытого кода можно интегрировать данные с внутренними сервисами компании | Помимо покупки лицензии придётся заплатить за установку коннекторов с внешними данными |
Интеграция с сервисами маркетологов и предпринимателей: Google BigQuery, Excel, XML, MySQL. |
Excel или Google Таблица
Для простейших дашбордов маркетолог может использовать таблицы. Для построения понадобится собрать данные, настроить подсчёт с помощью формул и сводных таблиц, вывести необходимые диаграммы, графики и показатели на отдельный лист.
В Google sheets есть готовые шаблоны в зависимости от целей, или можно создать собственную визуализацию. Примеры дашбордов для скачивания есть в открытом доступе.
➕ | ➖ |
Бесплатный инструмент | Данные придётся обновлять вручную или воспользоваться сервисами для интеграции (Zapier, Apix-drive) |
Можно поделиться по ссылке с коллегами или клиентами | Низкие возможности для красивой визуализации |
Потребуется знание формул, сводных таблиц и макросов |
Google Data Studio
Бесплатный профессиональный инструмент визуализации данных Google Data Studio подходит для вывода данных из разных источников (17 источников Google и более 336 интеграций с внешними данными): от сервисов Google Analytics, Google Sheets и Google Ads до Facebook, SalesForce и Pinterest.
Подойдёт маркетологам и предпринимателям, чтобы построить дашборды:
Дашборды: как анализировать маркетинг и продажи в цифрах и графиках
директор по маркетингу
Узнаете, что такое дашборды, как их использовать в маркетинге, чтобы экономить время на составлении отчётов, в каких сервисах собирать удобные и понятные дашборды.
Дашборд: что это простыми словами
Представьте, что вы за рулём машины. Чтобы управлять ей, приходится часто смотреть на приборную панель — следить за скоростью, смотреть, сколько осталось бензина, мониторить информацию о проблемах, например, о том, что спустило колесо.
На приборной панели не статичные данные — они постоянно меняются. Цель — отражать реальное положение дел: что сейчас происходит с машиной. Приборная панель — это пример дашборда.
Дашборды маркетолога визуализируют данные в виде графиков, таблиц и схем. Это нужно, чтобы было проще воспринимать информацию. Не перебирать все показатели по очереди, а увидеть суть сразу:
Чем дашборд отличается от отчёта
Отчёт
Дашборд
Важно: дашборд является отчётом, потому что собирает данные в одном месте и помогает визуализировать информацию. Но не любой отчёт — это дашборд. Если в отчёте нельзя обновлять информацию в режиме реального времени, он не будет дашбордом. Ежедневный отчёт покажет срез данных за день, как правило, такой отчёт составляется за прошедший период. В дашборде можно увидеть бизнес-метрики на текущий момент, скорость выполнения плана, уровень прибыли на день и час, когда вы просматриваете дашборд.
Какие маркетинговые дашборды нужны бизнесу
Оценка эффективности платных каналов
Основной дашборд для маркетинга — про рекламные каналы. Помогает понять, откуда идёт целевой трафик, а какие каналы не приносят заявки и не окупаются.
Оценка эффективности рекламных кампаний
В дашборд собирают все запущенные кампании и смотрят на ключевые показатели — сколько показов, какая конверсия, какая цена клика. Такой дашборд помогает оперативно реагировать на изменение показателей. Например, при низком CTR нужно проверить сами объявления — цепляет ли креатив внимание пользователей, мотивирует ли CTA сделать целевое действие, правильно ли работает ссылка на сайт.
Оценка воронки продаж
В дашборде собирают воронку продаж и показывают, какой результат дают рекламные каналы на каждом этапе.
Что должен содержать хороший дашборд
1. Удобную и понятную визуализацию данных. Дашборд должен наглядно показывать, есть ли проблемы у бизнеса: снизился ли показатель конверсии в заявки, какой канал трафика приносит только убытки бизнесу.
2. Возможность выбирать сроки — чтобы поменять отчётный период и посмотреть изменение показателей в любой момент кампании. Большой плюс — когда в дашборд можно вывести два периода, чтобы сравнивать прошлые и текущие метрики.
3. Настройки виджетов — чтобы настраивать отображение данных под текущий запрос. Например, когда запустили новую рекламу на регионы, нужно отслеживать, откуда чаще приходят заявки. Также можно отфильтровать данные по устройству, кампании, ключевому слову.
Дашборд: ошибки при создании
1. Слишком большой отчёт
Когда из дашборда торчит множество графиков и таблиц, внимание рассеивается. Непонятно, на что смотреть, какой график изучать, куда кликать. Старайтесь делать дашборды под задачи — например, под бизнес-показатели или под анализ рекламных кампаний. Это поможет грамотно распределить данные и не перегрузить дашборд.
2. Непонятные названия показателей
Учитывайте аудиторию, которой будете показывать дашборда. Наверняка, не все знают названия метрик и не все понимают показатели на английском языке. Подумайте, какой у вашей аудитории уровень знаний в рекламе и настраивайте дашборд так, чтобы его было просто понять.
Например, если делаете дашборд для директора по маркетингу, можно оставить названия метрик. А в дашборде для владельца бизнеса лучше расшифровать показатели.
Плохо | Хорошо |
Revenue Avr. CPM Стоим. / клик | Доход Средняя цена за 1 000 показов Цена за клик |
3. Плохая визуализация
Графики в дашборде должны быть понятными. Круговой график показывает доли, таймлайн указывает на ежедневные изменения за весь срок, воронка продаж выглядит как воронка продаж — сужается от начального этапа к конечному.
Располагайте значения метрик по убыванию — от большего к меньшему. Ошибкой будет перемешать их в свободном порядке. Такой дашборд долго и неудобно изучать.
Плохо
Хорошо
Сервисы для создания дашбордов
Дашборд в Excel
Простые дашборды можно построить в Excel. Нужно вручную собрать информацию из рекламных кабинетов, с сайта, из CRM, а потом соединить всё в таблице. Отделяйте элементы цветом и стройте графики. Знание формул поможет ускорить работу, но на создание подробного и красивого дашборда может уйти целый рабочий день.
Отсутствие необходимости платить за инструмент — главное, чем выделяются дашборды Excel. Примеры и бесплатные шаблоны можно посмотреть на Smartsheet. Это поможет сэкономить время. Не понадобится изучать, как сделать дашборд в Excel — нужно лишь заполнить готовый шаблон.
Плюсы и минусы дашбордов в Excel:
Плюсы | Минусы |
Легко поделиться: дашборд в Excel можно скачать на ПК или отправить ссылку на Google Таблицу | Тяжело обновлять данные. Нужно менять показатели вручную или подключать онлайн-коннектор Apix-drive, который будет передавать данные из ваших источников |
Бесплатный сервис | Мало инструментов для таблиц и схем. Не получится создать красивые и сложные графики |
Для быстрой работы в Excel нужно знать формулы и макросы |
Дашборд в Google
Дашборды можно смотреть прямо в сервисе веб-аналитики Google Analytics. Меняйте и настраивайте отчёты под себя. Однако дашборды ограничены источниками данных. Google Analytics работает только с информацией из своего сервиса и из Google Ads.
Чтобы собрать полноценный гугл дашборд с привязкой к данным из разных источников, понадобится Google Data Studio. Это бесплатный инструмент, который поддерживает интеграцию с более чем 300 сервисами — например, с Facebook и Pinterest.
Плюсы и минусы дашбордов в Google:
Плюсы | Минусы |
Бесплатный сервис | Инструмент не собирает данные автоматически — их нужно подготовить до загрузки в Google Data Studio |
Интеграция с рекламными сервисами | Если подключить интеграцию с несколькими сервисами, инструмент начнёт тормозить |
Готовые шаблоны | |
Больше возможностей для визуализации — можно сделать красивый и понятный дашборд |
Дашборд в Power BI
Power BI — это огромный сервис Microsoft, где можно собирать данные и создавать дашборды. Внутри множество инструментов для создания любых таблиц, графиков и схем.
Power BI используют в крупных корпорациях — не столько для аналитики маркетинга и продаж, сколько для оценки бизнеса в целом. Отсюда большая цена — 1440 рублей в месяц за расширенную версию с хранилищем в 100 ТБ.
Плюсы и минусы дашбордов в Power BI:
Плюсы | Минусы |
Нет ограничений по визуализации данных — можно создавать дашборды любой сложности | Дорогой инструмент для крупных кампаний, чтобы оценивать не только рекламу, но и бизнес |
К сервису можно подключить через API свои приложения и системы | С большими объёмами данных сервис работает медленно |
Дашборд в Tableau
Tableau похож на Power BI. Это тоже большой сервис для создания интерактивных дашбордов и отчётов. Подходит крупным компаниям, которым важно соединить все данные в одном месте и собирать на их основе таблицы, графики и схемы.
В Tableau можно интегрировать практически любой сервис, программу, приложение, но большое количество интеграций приведёт к медленной работе.
Плюсы и минусы дашбордов в Tableau:
Плюсы | Минусы |
Множество инструментов для создания дашбордов | Дорогое решение для крупных кампаний |
Галерея шаблонов по любому направлению — есть готовые дашборды по маркетингу | Чтобы импортировать и выгружать данные, потребуется несколько часов |
Дашборд в Platrum
Platrum — сервис для автоматизации менеджмента. Для управления метриками у сервиса есть инструмент «Дашборды». Руководитель может собрать важные для принятия решения метрики подчинённых в одном окне. Доступы для просмотра и редактирования дашбордов можно выдать всем сотрудникам, которые должны отслеживать представленную на дашборде информацию.
Дашборд в Roistat
Roistat — это сервис сквозной аналитики, который автоматически собирает данные с сайта, рекламных кабинетов, CRM и коллтрекинга. Не нужно дополнительно загружать информацию — все показатели уже собраны в одной платформе.
Roistat постоянно загружает и обновляет данные — прямо в дашборде. Не придётся ждать, пока сервис соберёт информацию и сформирует дашборд. Вы можете быстро просмотреть и оценить важные показатели, на которые нацелен ваш бизнес.
Дашборды в Roistat легко настроить под себя. Можно изменить элементы в основном дашборде или собрать пользовательский дашборд. Настройте графики и таблицы под задачи бизнеса. Например, добавьте виджеты заявок и продаж, распределение заявок по городам.
У Roistat есть различные настройки для визуализации метрик. Можно использовать 5 типов виджетов и практически любую метрику — например, конверсию по первому клику, CTR или отменённые сделки.
Roistat — недорогое решение для визуализации. К тому же за одну подписку вы получаете не только дашборды, но и ещё 18 инструментов для анализа и автоматизации вашего бизнеса. Например, мультиканальная аналитика покажет, какие каналы участвуют в привлечении клиентов, речевая аналитика поможет оценить работу операторов и учесть заявки по телефону, а Ловец Лидов увеличит количество заявок с сайта на 7%.
Подключите маркетинговую платформу Roistat: анализируйте трафик и привлекайте больше покупателей
Что запомнить о дашбордах
На нашем Telegram-канале делимся полезными материалами по маркетингу и аналитике, кейсами клиентов, собираем познавательные дайджесты и анонсируем бесплатные обучающие вебинары. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Будьте в курсе новостей
Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram или подпишитесь по E-mail
Маркетинговая платформа сквозной аналитики,
привлечения трафика, повышения конверсии и лояльности