Что означает слово человек в понимании сатина

Русская литература. 11 класс

НА ДНЕ

Замысел пьесы.

Театр для Горького стал площадкой, с которой художник мог напрямую общаться со зрителем и публично выразить свою позицию по самым злободневным вопросам современности

Пьеса «На дне» — живой отклик на острые вызовы времени. В конце ХIХ — начале ХХ века в мировой культуре и философии активно обсуждается вопрос о человеке. Популярнейшая теория Ф. Ницше предсказывала рождение сверхчеловека, уравнивающего себя с Творцом. Ницшеанство увлекает и Горького, он даже гордится внешним сходством с немецким философом.

Остро реагирует Горький на идеологию Л. Толстого. Теория всепрощения и смирения претит бунтарскому духу автора «Песни о Буревестнике». Он неоднократно высказывает несогласие со взглядами великого писателя. Литературоведы утверждают, что образ Луки написан под влиянием встреч Горького с Толстым.

Во второй половине ХIХ века в мировой культуре появляется новый вид драматического искусства — «новая драма». Её основоположники — Г. Ибсен, М. Метерлинк, Г. Гауптман — ставят вопрос 15 о необходимости глобальной «переплавки» современного человека. Горький вступает в общелитературную полемику о смысле жизни, совершенствовании и «переделке» Человека.

Премьера «На дне» состоялась в Московском Художественном театре (МХТ). Молодые режиссёры К. Станиславский и В. НемировичДанченко нашли верное творческое решение для сценического воплощения смысла драмы. Зритель живо откликался на реплики персонажей, унося в памяти будоражащие сознание афористические изречения: «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо»; «Человек рождается для лучшего»; «Всё — в человеке, всё для человека»; «Надо жить иначе. Лучше надо жить!».

Ключ к пониманию пьесы подсказан жанром произведения. «На дне» — это социально-философская драма, в которой объединились социально-бытовой и философский планы. Первый формируется на сюжетном уровне и представлен сценами из жизни обитателей ночлежки. Философский смысл раскрывается в спорах героев, содержится в подтексте, многозначность образов осознаётся и благодаря приёму «недосказанности».

Источник

Что означает слово человек в понимании сатина. Смотреть фото Что означает слово человек в понимании сатина. Смотреть картинку Что означает слово человек в понимании сатина. Картинка про Что означает слово человек в понимании сатина. Фото Что означает слово человек в понимании сатина

­ Пример сочинения 1

Во многих произведениях преподносят те или иные темы, которые близки человеку, но о которых он пытается умалчивать. Одним из таких произведений является спектакль «На дне», в котором нам повествуют о нелегкой судьбе нескольких человек проживающих вместе по воле судьбы.

В произведении автор показывает героев как людей уже сдавшихся на волю судьбе, но ещё пытающих бороться. В нём автор рассказывает нам три вещи, называя это тремя незыблемыми правдами.

Первая правда выявляется в персонаже Лука, который в прошлом был проповедником. Он убеждён в том, что если ложь сказана во благо, то это и не плохо, а даже хорошо. Он считает, что лучше сладкая ложь, сказанная во благо, чем горькая правда.

Третью же правду мы видим в персонаже Бубнове. Он является сторонником идеи, что лучше сказать горькую правду, чем ходить вокруг да около. Он привык говорить людям правду, насколько неприятной она бы не была.

В произведении автор даёт нам пищу для размышлений, а именно какую же правду выбрать нам, что же лучше из трёх предложенных вариантов. В каждом из них есть как плюсы, так и минусы, и читатель, или же зритель, должен сам решить в каком случае, для него конкретно плюсы склоняют чашу весов в свою пользу. Он говорит нам, что нет однозначно верного выбора, и скорее всего, придётся совмещать все три правды, дабы руководствоваться в своём выборе. Данной мыслью пропитаны почти все произведения Горького, и в частности пьесы “На дне”, которая могла повлиять на множество умов того времени, и поначалу её даже не хотели выпускать в театры. Горькому даже пришлось сменить название пьесы, чтобы она прошла придирчивую цензуру. С горем пополам она прошла её, и в свет вышло это замечательное произведение.

В своём сочинении я попытался раскрыть тему трёх правд в произведении Горького “На дне” и постарался объяснить свою точку зрения с помощью аргументированных точек зрения и анализа произведения.

Пример сочинения 2

Пьеса “На дне” — острый конфликт двух противоположных взглядов на правду и отношение к ней. Горький на один день устраивает в ночлежке встречу двух людей с разными жизненными позициями. Сам автор в дискуссию не вступает, но о его мнении можно судить по развитию событий в концовке пьесы.

Две правды о человеке принадлежат двум главным философам произведения. Один — житель ночлежки Сатин, попал сюда после тюрьмы. Второй — странствующий старик Лука, который внезапно появляется и так же неожиданно исчезает.

Лука с уважением относится к каждому жителю ночлежки. Он ласков и мягок. “Мяли много, оттого и мягок”, — говорит о себе. Он всех утешает, подбирая нужные слова и истории для каждого. Умирающую Анну уверяет, что после смерти она наконец отдохнёт. Блудницу Настю жалеет из-за выдуманной трагичной любви. Вору Пеплу рассказывает про золотую Сибирь, в которой таким как он чудесно живётся. Спившемуся Актёру — про бесплатную лечебницу для алкоголиков. И так складно Лука говорит, так быстро убеждает, вселяет надежду. Верит ли он сам своим словам? Нет, конечно. Он не пытается этим людям помочь изменить свою судьбу, он пытается облегчить их ношу, их мысли и переживания о будущем.

Сатин называет это “сладкой ложью” и выступает категорически против. Он за “горькую правду” без иллюзий, за честное отношение к проблеме. Нет, он тоже не пытается помочь. Его нахождение в ночлежке вообще кажется очень странным. Сатин не работает, не хочет выбраться со дна. «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми…» Складывается впечатление, что ему нравится такая жизнь, сам он никогда ни на что не жалуется, но продолжает вести себя очень пассивно. По речи и рассуждениям видно, что Сатин далеко не глуп.

Две правды перед нами есть, а однозначного ответа нет. Горький так и не предложил читателю готового решения. Получается, человек должен сам сделать свой выбор.

Пример сочинения 3

В пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшен­ные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди – жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни рвущаяся к любви Настя, ни мечтающий о честном труде Клещ, ни жаждущий правильной жизни Пепел, ни Барон не смогут.

Реальная правда этих людей – безысходность. “Работы нет… силы нет… Вот – правда. Пристанища, пристанища нету! Из­дыхать надо…
Вот правда!” В страшном мире ночлежки красиво, торжественно, но дек­ларативно и отвлеченно звучат слова Сатина о человеке. Это не реальная правда, а то, чем должен быть человек. Это его неосу­ществленные потенции. “Человек – вот правда! Все – в челове­ке, все для человека!

Существует только человек, все же осталь­ное – дело его рук и его мозга. Человек! Это великолепно. Это звучит гордо!” Слова Сатина резко контрастируют с действи­тельным положением человека.

Сатин выступает как резонер, выражающий авторскую мысль. Еще одну правду о человеке несет Лука. Горький именно в его образ заложил основную проблему пьесы: “Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее?
Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?” Это философский вопрос, ответить на который однозначно не просто. Лука утешает всех, говорит каждому то, о чем мечтает, что хочет услышать человек. Это дает надежду, на какое-то время окрыляет.

Хотя Горький подчеркивал, что ложь во спасение – зло, но судил он с точки зрения пролетарской целесообразно­сти. Зло – потому что сеет иллюзии, ослабляет человека, не поднимает его на борьбу. Но объективно образ Луки оказывается носителем гуманистической идеи.

Ведь то, что произошло в ноч­лежке после ухода Луки (смерть Анны, самоубийство Актера, тюрьма Пепла), произошло бы неминуемо и без Луки. К этому вели закономерность и логика жизни. Но хотя бы перед смертью люди благодаря Луке почувствовали, что есть надежда – не для них, так для других, таких же.

Пьеса “На дне” хотя и заканчивается трагически, но созна­ние обитателей ночлежки пробуждено – и это главный итог по­явления Луки.

Источник

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

сочинение по литературе 11 класса

Пьеса М. Горького «На дне» вызывает особый интерес, потому что автору удалось правдиво и детально изобразить жизнь тех, кто оказался на социальном дне. До этого в русской литературе о смысле жизни рассуждали только люди из высшего общества, теперь же слово было предоставлено тем, о ком обычно не принято упоминать.

Спор о человеке

Что означает слово человек в понимании сатина. Смотреть фото Что означает слово человек в понимании сатина. Смотреть картинку Что означает слово человек в понимании сатина. Картинка про Что означает слово человек в понимании сатина. Фото Что означает слово человек в понимании сатина

Иллюстрация С. Гонкова

Главное место в философских беседах обитателей ночлежки занимает человек и его предназначение. Спор относительно этого вопроса возник между двумя противоборствующими силами: религиозной и бездуховной. Религиозное понимание человека, близкое всему народу, воплощено в образе Луки. По его мнению, человеку необходимо беспрекословно подчиниться воле Божьей, ведь именно от этой способности смиряться зависит личное счастье каждого. Лука считает, что совсем не обязательно верить в себя, для того чтобы добиться успеха в жизни. Прежде всего, нужно верить в Бога.

Лука говорит о том, что есть обыкновенные люди, а есть «человеки». Он сравнивает людей с землёй, неудобной для посева, а «человеков» – с урожайной землёй. Все обитатели ночлежки, без сомнений, относились к числу обыкновенных людей, поэтому их счастье возможно было только на том свете, а до самой смерти они обречены на мучения.

Бездуховную сторону в споре о человеке занимает Сатин. Он считает, что судьба человека зависит только от него самого. Все люди свободны, поэтому могут добиться, чего хотят. Каждый, по его мнению, самостоятельно может обрести счастье в этом мире. А это значит, что людям вовсе не обязательно покорно ждать до самой своей смерти. Поэтому верить надо в самого себя, а не в высшие силы, и жалеть кого-либо нет смысла, потому что каждый сам виноват в своих бедах.

Разрешение спора

Спор о человеке в пьесе – это средство, при помощи которого писатель изображает первые шаги к новой жизни. Показав неизведанный мир обречённых людей, он призывает задуматься о действительно важных вещах, которые позволят изменить будущее.

Человек всегда стремится понять собственное предназначение и смысл жизни. Поэтому многие писатели пытались раскрыть вечные проблемы бытия. Но М. Горький отличается в своём виденье этого вопроса от предшественников, и несомненным доказательством этого является его пьеса «На дне».

Жизнь, изображённая в пьесе «На дне»

В пьесе «На дне» М. Горький показал мир нищих и отверженных. Подобной правды о жизни низших социальных слоёв мировая литература ещё не знала. В мрачной ночлежке, которая напоминает тюремную камеру, живут разные люди, у которых разные желания и мировоззрения. Бок о бок живут мужчины и женщины, молодые и старые, здоровые и больные, честные и мошенники.

Безысходность и беспросветная нищета порождают ненависть, ссоры, конфликты и даже преступления. Люди, обречённые на такое существование становятся дикими, теряют свой человеческий облик, забывают о стыде, совести и милосердии.

Судьба героев «На дне»

Что означает слово человек в понимании сатина. Смотреть фото Что означает слово человек в понимании сатина. Смотреть картинку Что означает слово человек в понимании сатина. Картинка про Что означает слово человек в понимании сатина. Фото Что означает слово человек в понимании сатина

Сцена из спектакля «На дне». МХАТ, 1902

М. Горький не даёт детального описания жизненного пути всех персонажей, но их образ мышления и отдельные события, позволяют понять их судьбы. Сатин в молодости работал телеграфистом, но потом попал в тюрьму, защитив честь своей сестры. После отбытого срока его участь была предрешена. Актёр играл в театре, но пристрастие к выпивке лишило его всего. Из-за беспробудного пьянства его память стала стремительно ухудшаться, и со временем он не мог запомнить ни одного стихотворения. Актёр называет себя конченым человеком, он понимает, что алкоголизм сгубил всю его жизнь. Ещё одним значимым персонажем, обитающим в ночлежке, является Анна. Умирая, она рассказывает, что всегда недоедала, чтобы другие не голодали. А Васька Пепел вообще не помнит жизни вне дна, он всегда был по ту сторону закона.

Связывает всех этих людей одно – жизненные обстоятельства, вынудившие их оказаться в ночлежке для бедных, которую содержала семья Костылевых.

Спор о человеке и его предназначении

Спор о человеке и его предназначении ведётся между представителями социального дна на протяжении всей пьесы, но усиливается он после исчезновения Луки. Отношение к нему было у каждого из обитателей ночлежки разное. Лука считал, что людям, находящимся в безнадёжном положении, правда не нужна. Он хотел скрасить их существование обнадеживающей ложью. Старик не считал себя вруном, он обманывал обречённых ради их же блага. И многим его обман действительно придавал силы жить дальше и надеяться на лучшее будущее.

Совершенно иного мнения о человеке и его предназначении был Костя Сатин, промышляющий картежным мошенничеством. Он считал человека всесильным, говорил, что спасение каждого находится только в его собственных руках. Для него человек был центром мироздания, а всё остальное – всего лишь результат людских мыслей и действий.

Больше всего Сатин ценил в человеке его свободу. Именно поэтому он категорически был против спасительного обмана, считая ложь уделом рабов. Он считал, что жалость унижает человека, лишает его уважения. По его мнению, только вера в собственные силы и человеческое мужество способны изменить этот мир.

Тема человека

Что означает слово человек в понимании сатина. Смотреть фото Что означает слово человек в понимании сатина. Смотреть картинку Что означает слово человек в понимании сатина. Картинка про Что означает слово человек в понимании сатина. Фото Что означает слово человек в понимании сатина

К.С. Станиславский в роли Сатина. Постановка МХАТ. 1902

М. Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году. Она имела оглушительный успех как на российской, так и европейской сцене. Причина ее популярности проста – впервые рассуждать о смысле жизни, о месте человека в этом мире позволено не людям из высшего общества, а маргиналам, оказавшимся на обочине жизни, «бывшим людям».

В пьесе тема человека и его предназначения поднимается очень часто самими ночлежниками. Автор противопоставляет два основных взгляда на Человека – христианский и атеистический.

Религия

Религиозная позиция связана с образом путешествующего старца Луки. Он считает, что дело человека – следовать воле божьей. Герой сравнивает людей с почвой, «неудобной для посева» и «урожайной землей». Ночлежники относятся к «непригодным людям», поэтому умереть – это то единственное, что они могут сделать для себя в этой жизни.

И действительно, ночлежники не способны к жизни, они утратили силы жить. Поэтому Лука и жалеет их, пытаясь утешить и через утешение привести к единственной благодати, которой они достойны – к упокоению (смерти).

Атеизм

Жалость абсолютно не приемлет атеист Сатин. Он считает, что только человек отвечает за свою судьбу, никто другой не способен помочь ему в жизни. Но атеизм Сатина не исключает человечности в нем. Он сочувствует Анне, Наталье, однако считает недопустимым успокаивать их ложными надеждами. Жалость к себе или окружающим, по его мнению, бессмысленна. Он верит, что человек силен и способен осуществить собственную волю. А разве можно жалеть того, кто способен воплотить в жизнь задуманное?

В Библии сказано, что «блаженны нищие духом», для Сатина же блаженны те, кто силен духовно. М. Горький разделяет атеистические взгляды своего героя. Именно поэтому он «устраивает» исчезновение Луки в самый сложный момент жизни обитателей ночлежки.

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) — мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил. Религия — одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира индивидом, социальной группой, обществом в целом.

В структуре религии выделяются религиозное сознание (обыденное и теоретическое), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие сверхъестественных сил, влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них, истинность религиозных догматов, священных текстов, действительное свершение описанных в них событий, в религиозные авторитеты. Благодаря религиозной вере определённые персоны, действия, предметы, тексты наделяются религиозным значением и символическим смыслом и включаются в культ. Религия как социальный институт выполняет ряд функций: мировоззренческую, регулятивную, интегрирующее-дезинтегрирующую, коммуникативную, познавательную, психологическую и др. Учёные выделяют политеистические (см. Политеизм) и монотеистические (см. Монотеизм) религии.

Различают также религии племенные или архаические (тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (индуизм, иудаизм) и мировые (см. Мировые религии).

Неоднозначной по отношению к образу Сатина является его реакция на самоубийство Актера. Неужели он настолько черств, что единственное, что может сказать на известие о его смерти – «Песню испортил, дурак!»? А дело в том, что Сатин воспринял самоубийство соседа как проявление собственной воли и победу над христианскими воззрениями. Актер впервые решил взять свою судьбу в свои руки, обрел веру в себя.

Выбор Горького

В пьесе вера в Человека победила веру в Бога. Скорей всего это связано с новыми коммунистическими взглядами М. Горького, которые в полной мере раскрылись в романе «Мать». Именно социализм становится новой

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) — мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил. Религия — одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира индивидом, социальной группой, обществом в целом.

В структуре религии выделяются религиозное сознание (обыденное и теоретическое), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие сверхъестественных сил, влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них, истинность религиозных догматов, священных текстов, действительное свершение описанных в них событий, в религиозные авторитеты. Благодаря религиозной вере определённые персоны, действия, предметы, тексты наделяются религиозным значением и символическим смыслом и включаются в культ. Религия как социальный институт выполняет ряд функций: мировоззренческую, регулятивную, интегрирующее-дезинтегрирующую, коммуникативную, познавательную, психологическую и др. Учёные выделяют политеистические (см. Политеизм) и монотеистические (см. Монотеизм) религии.

Различают также религии племенные или архаические (тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (индуизм, иудаизм) и мировые (см. Мировые религии).

Источник

Константин Сатин — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»

Характеристика образа Сатина, как и других героев пьесы, формируется в основном через монологи и диалоги героев, их действия и развитие сюжета.

Главный сюжет драмы «На дне» составляет философский спор героев о том, как остаться человеком перед лицом жестокой действительности. В этом споре определяются три точки зрения: Бубнова (бесперспективная и циничная «правда жизни»), Луки (утешительная и бескорыстная помощь) и Сатина, направленная против этих двух.

Что же проповедует Сатин?

В монологах Сатина выражена позиция автора, он официальный резонёр пьесы. Важно вспомнить, что драма «На дне» была создана в 1902 г., когда Горький разделял ницшеанские взгляды, в том числе идею о сверхчеловеке. Но это слишком сложный вопрос, чтобы затрагивать его в данной статье. Скажем лишь, что Сатин отвергает любовь к ближнему, которую проявляет Лука, но проповедует в своих монологах любовь к дальнему, абстрактному человеку.

Все герои драмы противоречивы, особенно отличается этим Сатин.

Сатин как личность

Константину Сатину около 40 лет. Он постоялец ночлежки, в которой, кроме него, находятся и другие обитатели, попавшие туда в силу разных обстоятельств.

Но так было не всегда. По его воспоминаниям, в молодости он работал телеграфистом, был весёлым, хорошо пел и танцевал.

А сейчас это пьяница и шулер. Он почти 5 лет отсидел в тюрьме за убийство обидчика своей сестры, там научился заниматься шулерством и теперь жить честно не хочет. Но в то же время именно он говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества.

Человек он неглупый и даже довольно образованный, бывший телеграфист. Он много читал — это отличает его от остальных обитателей ночлежки.

По его мнению, а также по мнению автора, в людях, даже в самых простых, заложена потребность творчества, т. е. творческого отношения к жизни.

Взгляды Сатина

Сатин — скептик и нигилист. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест выражается в страстных монологах о Человеке, но на деле он ничем полезным не занимается и призывает к этому других: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Πросто – обременяй землю. »

На «дне жизни» Сатин оказался добровольно, обосновался там и чувствует себя вполне нормально, пропивает и проигрывает свои возможности.

Он спорит с Лукой и осуждает его позицию «утешительной» лжи, считает её унизительной: «Лοжь — религия рабов и хозяев…». «Πравда — бοг свοбодного человека!».

И кто говорит о правде? Человек, который сам живёт ложью, шулерством! Который не стыдится просить денег на выпивку у вора!

Высокопарно говорит он о свободном Человеке (с большой буквы): «Ηадо уважать челοвека! Ηе жалеть… не унижать его жалостью…». «Человек — вот правда!». «Че-лο-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Но что значит слово «человек» для Сатина? «Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» То есть, уважать надо не конкретного человека с его проблемами, бедами иди радостями; не человека, нуждающегося в помощи здесь и сейчас, а только некое идеализированное представление о человеческой личности вообще. Это похоже на ницшеанскую «этику любви к дальнему»: в человеке нужно любить то, чем он может стать, и с требовательностью относиться к тому, что он есть. Иначе, любя его просто так, мы окажем ему плохую услугу. Человек в его развитии (в перспективе сверхчеловек) — это и есть, по Ницше, «дальний».

Он равнодушен к людям, что проявляется в проповеди презрительного отношения к нравственным ценностям. Для многих ночлежников работа является единственной возможностью честно заработать себе на жизнь, он же не только сам отвергает такую возможность, но настраивает на это и других: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым. Человек — выше! Человек — выше сытости. » Сатин считает, что работа должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовлетворение. С этим вполне можно согласиться. Но тут же он говорит следующее: «Сделай так, чтоб работа была мне приятна я, может быть, буду работать … да! Μожет быть!» То есть, кто-то должен сделать для него работу приятной. А почему не самому это сделать? И вот это дважды повторенное «может быть» говорит о том, что и тогда ещё не факт, что он будет работать.

«Κогда труд удовольствие, жизнь хороша! Κогда труд обязанность, жизнь рабство!» — тоже правильная формула. Но только формула, потому что не всегда труд может быть удовольствием, а вот обязанностью — всегда.

Произнося высокопарные слова, Сатин оправдывает собственную аморальность, утверждая, что честь и совесть нужны только богатым и тем, у кого есть власть. Философию «свободного человека» Сатин доводит до крайности. Он сам уже является человеком, свободным ото всего, в том числе и от морали. Поэтому и «дно» для него — норма существования.

Вывод

Образ Сатина недостаточно убедителен. Его страстные монологи не соответствуют его поступкам, его образу жизни, поэтому и не убеждают. Горький писал, что больше некому было выразить эти идеи, поэтому он вложил их в уста Сатина.

Сам себя Сатин декларирует человеком свободным и сильным, презирает тех, кто живёт рядом с ним в ночлежке, считая их слабыми. Но на самом деле его пафос ложный, сильной личностью он не является хотя бы потому, что тюрьма его сломила. Сатин не смог вернуться к прежней нормальной жизни, а пошёл по более лёгкому пути — жульничеству, ничегонеделанию, его устраивает теперешнее состояние, он готов и дальше «обременять землю», и такой образ жизни советует другим.

Он считает, что в жизни всё зависит от самого человека, но сам с собой не справился — значит, его убеждения расходятся с его действиями.

Да, можно согласиться с тем, что монологи Сатина несут в себе истину, но они никак практически в его жизни не реализованы, а потому и остаются только лозунгами.

Характеристика образа Сатина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *