Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс боголюбов
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 2. Человек – биосоциальное существо
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Потребности и мотивы.
3. Способности человека.
4. Человек в системе общественных отношений
Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.
Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.
Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.
Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческому роду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.
Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.
Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.
Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.
В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.
Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.
Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.
Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.
Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Разбор типового тренировочного задания
_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Правильный вариант/варианты: 1) Человек.
Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выводы к 1 главе: Личность и общество
1. Человек — существо биосоциальное. Он отличается от других живых существ тем, что способен производить и использовать орудия труда, обладает развитым мышлением и членораздельной речью, способен к целенаправленной творческой деятельности. Способности человека проявляются и развиваются в процессе разнообразной деятельности. В деятельности происходит становление и самореализация личности. К ней побуждает собственное стремление человека к своей жизненной цели, к свободному развитию. Процесс социализации, т. е. приобщения к нормам и ценностям общества, продолжается всю жизнь.
2. Все люди, связанные друг с другом многообразными отношениями, образуют общество. В нём выделяются экономическая, социальная, политическая и духовная сферы, которые между собой неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют. На сохранение целостности общества и регулирование отношений между людьми направлены социальные нормы, среди которых особое место занимают нормы нравственные и правовые. С изменениями общества менялось и положение человека в нём. Люди хотят жить в справедливом обществе, которое защитило бы их от бедности и болезней, создало бы возможность всем трудоспособным иметь хороший заработок, а детям, инвалидам и престарелым обеспечило бы достойные условия существования. Это стремление людей зависит во многом от их собственной деятельности по преобразованию условий жизни.
3. Современный мир — это множество народов, государств, разнообразие языков, культур, жизненных укладов. У каждого человека, каждой большой или малой социальной общности есть свои насущные проблемы. В настоящее время происходят процессы глобализации — усиление связей и взаимозависимостей народов и государств. В последние десятилетия возникли также проблемы, ставшие «головной болью» всего человечества. Разрешение глобальных проблем требует коллективных действий людей, общих усилий всех народов.
Вопросы для повторения
1. Как соотносятся понятия «человек» и «общество»?
2. Кого называют личностью?
3. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?
4. Почему учёные характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?
5. В чём заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни?
6. Какие изменения происходят в современном обществе?
Биологическое и социальное в человеке
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Биосоциальная природа человека« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:
Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.
Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.
Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.
Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.
Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.
Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс боголюбов
Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016
Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?
Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.
Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?
Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.
Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.
Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.
Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?
Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.
Вопрос 5. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.
Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук — всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.
Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?
Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.
Вопрос 9. Как проявляются способности человека?
Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.
Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности.
Вопрос 10. Что такое самореализация человека?
В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.
Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
Осуществление жизненных целей — самореализация — требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты
самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.
Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.
Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:
Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!
А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.
Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.
Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.
Для человека мысль — венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.
Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.
Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:
а) человек — существо биологическое и социальное;
б) человек — существо биосоциальное.
а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.
б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.
Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что — обществом.
Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.
Человек – существо биосоциальное
Урок 1. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Человек – существо биосоциальное»
Что есть человек? Что связывает его с другими живыми существами? Почему он так отличается от них?
Эти вопросы люди задавали себе с тех самых пор, когда научились мыслить.
После такого наглядного опровержения, тому трудно было настаивать на прежней формулировке, и он добавил: «…и имеющее ногти!» Наверное, Диоген нашёл подходящий ответ, он был находчивым парнем и за словом в карман не лез. Но история не сохранила сведений о продолжении дискуссии. Кстати, ногтями принято называть и роговые пластинки на концах пальцев приматов. Но, возможно, античные философы не были близко знакомы с обезьянами.
Но…! Многие свойства, присущие человеку, не закладываются в него от рождения. Они не сформируются, если по каким-то причинам маленький ребёнок окажется изолирован от общества себе подобных. Только у Киплинга Маугли был таким развитым, умел пользоваться огнём и научился разговаривать. Судьба реальных Маугли складывалась совсем по-другому.
Но после того как мужчина покинул миссию, Балу вновь стал возвращаться к животному состоянию и в 1985 году умер.
Есть и другие примеры подобного рода. Акбар, глава Империи Великих Моголов в 16 веке, по сведениям исторических источников, даже приказал поставить жестокий эксперимент. Группу новорождённых детей, обычных по телосложению и развитию, изолировали от всякого общения. Их кормили, физически они вполне нормально развивались, но ни речь, ни способность мыслить, вести себя «по-человечески» у них так и не сформировалась.
Значит, родиться в человеческом обличье недостаточно для того, чтобы стать человеком! Нужно жить в обществе себе подобных. Давайте попробуем провести грань между биологическим и социальным в человеке.
Итак, что каждый из нас получает от природы?
Строение организма, особенности функционирования внутренних органов и систем, работа органов чувств, инстинкты, простейшие психические реакции. Что это такое? Например, вы одёрнете руку, прикоснувшись к горячему чайнику, ещё до того, как поймёте, чем это может вам грозить.
Ну, или вздрогнете и шарахнетесь в сторону от неосознанного ещё страха при резком звуке или неожиданном появлении кого-то или чего-то.
Как в любом другом биологическом организме, в нашем с вами происходит процесс саморегуляции. Если он нарушается, мы болеем. Человек обменивается веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Его жизнь проходит через ряд биологических этапов: младенчество, детство, юность, зрелость, старость.
Но от природы нам достаётся и ещё кое-что. То, чего она не даёт другим животным. То, что становится основой, фундаментом развития человека как совершенно особого биологического вида. Да, человек не овладеет членораздельной речью, если ранние детские годы проведёт вне человеческого общества. Но он не заговорит и в том случае, если родиться с нарушением в строении органов речи. Другое дело, что он сможет овладеть иным видом языка, например системой жестов, которой пользуются глухонемые люди.
Всё это даёт возможность действовать, применяя орудия труда, оперировать самыми разными предметами, осуществлять достаточно тонкие и точные операции.
По биологической, природной линии наследуется тип темперамента, а также особые способности к какому-либо виду деятельности: тонкий слух, например, или скорость протекания нервных процессов. Обильное кровоснабжение мозга способствует повышенной умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, хорошей памяти. Но при этом нужно понимать: это лишь задатки к успешной деятельности. Если они не будут развиваться, то так задатками и останутся. Чтобы стать выдающимся, да и просто хорошим музыкантом, абсолютного слуха мало, нужны ещё годы упорного труда и внимательные, профессиональные наставники.
А бывает и так, что социальные условия напрямую препятствуют развитию способностей. Кто знает, сколько талантливых художников, выдающихся учёных погибло в крепостных крестьянах, для которых образование долгое время считалось излишней роскошью.
Мы уже говорили, что только в общении с другими людьми человек усваивает язык, научается мыслить. То есть не только воспринимать окружающую действительность, но и объяснять её, проникать в суть событий и явлений, анализировать, сравнивать, предвидеть последствия. Иначе это называется сознанием: понимая происходящее, человек может осмысленно, целенаправленно действовать.
Он не просто приспосабливается к окружающей среде, а изменяет её в своих интересах или создаёт искусственную среду обитания. Благодаря этой способности люди, достаточно уязвимые существа, могут жить и трудиться в самых разных климатических условиях и даже, на протяжении достаточно длительного времени, там, где в принципе они существовать не могут: под водой или в космосе.
Такая созидательная, творческая деятельность возможна только благодаря использованию орудий труда. Вначале они были очень простыми и мало отличались от средств, предоставляемых природой. Но способность человеческого общества накапливать и передавать жизненный опыт стала основой всё убыстряющегося технического прогресса.
Различные стороны человека отражаются в содержании понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
Даже близнецы, получившие при рождении одинаковый набор генов, индивидуальны. Мамы различают их с первых дней жизни.