Что означает слово человек существо биосоциальное краткий ответ 8 класс обществознание
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 2. Человек – биосоциальное существо
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Потребности и мотивы.
3. Способности человека.
4. Человек в системе общественных отношений
Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.
Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.
Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.
Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческому роду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.
Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.
Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.
Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.
В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.
Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.
Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.
Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.
Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Разбор типового тренировочного задания
_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Правильный вариант/варианты: 1) Человек.
Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
как вы понимаете выражение «Человек-биосоциальное существо»?
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.
в человеке сочитаются два начала, две природы: биологическая и социальная. биологическая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, генетических задатках, способностях.
Социальная проявляется в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе. Только в социуме формируются сознание, мышления, навыки и знания.
Биологическое и социальное в человеке
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Биосоциальная природа человека« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:
Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.
Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.
Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.
Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.
Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.
Человек – существо биосоциальное
Урок 1. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Человек – существо биосоциальное»
Что есть человек? Что связывает его с другими живыми существами? Почему он так отличается от них?
Эти вопросы люди задавали себе с тех самых пор, когда научились мыслить.
После такого наглядного опровержения, тому трудно было настаивать на прежней формулировке, и он добавил: «…и имеющее ногти!» Наверное, Диоген нашёл подходящий ответ, он был находчивым парнем и за словом в карман не лез. Но история не сохранила сведений о продолжении дискуссии. Кстати, ногтями принято называть и роговые пластинки на концах пальцев приматов. Но, возможно, античные философы не были близко знакомы с обезьянами.
Но…! Многие свойства, присущие человеку, не закладываются в него от рождения. Они не сформируются, если по каким-то причинам маленький ребёнок окажется изолирован от общества себе подобных. Только у Киплинга Маугли был таким развитым, умел пользоваться огнём и научился разговаривать. Судьба реальных Маугли складывалась совсем по-другому.
Но после того как мужчина покинул миссию, Балу вновь стал возвращаться к животному состоянию и в 1985 году умер.
Есть и другие примеры подобного рода. Акбар, глава Империи Великих Моголов в 16 веке, по сведениям исторических источников, даже приказал поставить жестокий эксперимент. Группу новорождённых детей, обычных по телосложению и развитию, изолировали от всякого общения. Их кормили, физически они вполне нормально развивались, но ни речь, ни способность мыслить, вести себя «по-человечески» у них так и не сформировалась.
Значит, родиться в человеческом обличье недостаточно для того, чтобы стать человеком! Нужно жить в обществе себе подобных. Давайте попробуем провести грань между биологическим и социальным в человеке.
Итак, что каждый из нас получает от природы?
Строение организма, особенности функционирования внутренних органов и систем, работа органов чувств, инстинкты, простейшие психические реакции. Что это такое? Например, вы одёрнете руку, прикоснувшись к горячему чайнику, ещё до того, как поймёте, чем это может вам грозить.
Ну, или вздрогнете и шарахнетесь в сторону от неосознанного ещё страха при резком звуке или неожиданном появлении кого-то или чего-то.
Как в любом другом биологическом организме, в нашем с вами происходит процесс саморегуляции. Если он нарушается, мы болеем. Человек обменивается веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Его жизнь проходит через ряд биологических этапов: младенчество, детство, юность, зрелость, старость.
Но от природы нам достаётся и ещё кое-что. То, чего она не даёт другим животным. То, что становится основой, фундаментом развития человека как совершенно особого биологического вида. Да, человек не овладеет членораздельной речью, если ранние детские годы проведёт вне человеческого общества. Но он не заговорит и в том случае, если родиться с нарушением в строении органов речи. Другое дело, что он сможет овладеть иным видом языка, например системой жестов, которой пользуются глухонемые люди.
Всё это даёт возможность действовать, применяя орудия труда, оперировать самыми разными предметами, осуществлять достаточно тонкие и точные операции.
По биологической, природной линии наследуется тип темперамента, а также особые способности к какому-либо виду деятельности: тонкий слух, например, или скорость протекания нервных процессов. Обильное кровоснабжение мозга способствует повышенной умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, хорошей памяти. Но при этом нужно понимать: это лишь задатки к успешной деятельности. Если они не будут развиваться, то так задатками и останутся. Чтобы стать выдающимся, да и просто хорошим музыкантом, абсолютного слуха мало, нужны ещё годы упорного труда и внимательные, профессиональные наставники.
А бывает и так, что социальные условия напрямую препятствуют развитию способностей. Кто знает, сколько талантливых художников, выдающихся учёных погибло в крепостных крестьянах, для которых образование долгое время считалось излишней роскошью.
Мы уже говорили, что только в общении с другими людьми человек усваивает язык, научается мыслить. То есть не только воспринимать окружающую действительность, но и объяснять её, проникать в суть событий и явлений, анализировать, сравнивать, предвидеть последствия. Иначе это называется сознанием: понимая происходящее, человек может осмысленно, целенаправленно действовать.
Он не просто приспосабливается к окружающей среде, а изменяет её в своих интересах или создаёт искусственную среду обитания. Благодаря этой способности люди, достаточно уязвимые существа, могут жить и трудиться в самых разных климатических условиях и даже, на протяжении достаточно длительного времени, там, где в принципе они существовать не могут: под водой или в космосе.
Такая созидательная, творческая деятельность возможна только благодаря использованию орудий труда. Вначале они были очень простыми и мало отличались от средств, предоставляемых природой. Но способность человеческого общества накапливать и передавать жизненный опыт стала основой всё убыстряющегося технического прогресса.
Различные стороны человека отражаются в содержании понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
Даже близнецы, получившие при рождении одинаковый набор генов, индивидуальны. Мамы различают их с первых дней жизни.