Что означает слово быличка в литературе

Значение слова «быличка»

Что означает слово быличка в литературе

были́чка

1. филол. жанр устного народного творчества; рассказ героя о встрече с «нечистой силой» ◆ Думается, именно к экзотерическим мифологическим рассказам генетически восходит быличка. В. Н. Евсеев, «Былички и бывальщины Ишима и Приишимья», 2004 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово быличка в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова корсарский (прилагательное):

Синонимы к слову «быличка&raquo

Предложения со словом «быличка&raquo

Понятия со словом «быличка»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «быличка&raquo

Проводился комплексный сбор материалов, наиболее важными из которых для данной работы являются описания ритуалов, высказывания, размышления о верованиях, тексты быличек.

Возможно, они имеют под собой рациональное зерно, но скорей всего это так называемые былички

Традиционная быличка содержит прямой или косвенный вывод о том, чего нельзя и что следует делать, чтобы не произошло нежелательной встречи, или что необходимо предпринять для спасения от гнева того или иного духа.

Источник

Быличка

Что означает слово быличка в литературе

Что означает слово быличка в литературе

Содержание

Происхождение термина

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. [2] [3] Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Специфика жанра

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

Классификация быличек

Функционирование в литературе

Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки» [5]

Источник

Быличка

Быличка это жанр фольклорной несказочной прозы, народный демонологический рассказ, суеверное повествование, связанное с персонажами из разряда низшей мифологии. Термин «быличка» предложили в 1915 братья Б.М. и Ю.М.Соколовы, взяв его из речи крестьян Новгородской губернии. Демонологические рассказы подразделяют на две группы: былички и бывальщины (предложено Э.В.Померанцевой). Быличка — это меморат (воспоминание), бывальщина—фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца). Бывальщина содержит больше обобщений и передается от третьего лица, что дает ей возможность сравнительно легко обрастать фантастическими деталями, переходить в сказку (например, рассказы о мертвецах). В бывалыцинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасенным вследствие случайного жеста (крестного знамения) или слова («О Господи!»). Вместе с тем быличка и бывальщины имеют много общего: они с большой полнотой и цельностью сохраняют древние языческие представления. Демонологические рассказы обращены к настоящему, случившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоционально воздействовать на них, внушить страх перед демоническим существом. Сюжеты краткие, одномотивные. Персонажи — человек и демоническое существо. Популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую «нечистую силу». Можно выделить тематические группы :

Не исключена возможность выделения и других групп, поскольку былички продолжают продуктивно функционировать.

Былички позволяли писателям отображать языческое мироощущение народа. Например, И.А.Гончаров писал: «В О6ломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана и Марфы, им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — так сильна вера в чудесное в Обломовке!». На народную демонологию серьезное внимание обратили романтики, открыв в ней глубокие лирические возможности. Она была использована русской литературой, начиная от баллад В.А.Жуковского и до «болотных чертенят» А.А.Блока. Многих писателей и поэтов притягивал образ русалки (А.С.Пушкин «Как счастлив я, когда могу покинуть…», 1826)

Источник

Быличка :: Общие сведения

Быличка – жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е.М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки».

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале XIX века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э.В. Померанцева, «само слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их лёгкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам «предание», «легенда», «бывальщина»».

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще – с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, – о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвящённых) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин – полноправных членов племени.

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок. Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о чёрте, змее, проклятых и т.д.

Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н.В. Гоголь «Вий») или включаются в текст (например, И.С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»).

Былички русской фольклорной прозы

Быличка – что это такое в литературе? Определение былички (не из википедии).

Почему быличку назвали быличкой? Этимология слова «быличка».

Былички как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация быличек.

Чем быличка отличается от бывальщины, побывальщины и в чём их сходства.

Былички героев рассказа Тургенева «Бежин луг»: мальчика Феди и других детей.

Примеры кратких (небольших) быличек про русскую нечисть: домового, лешего, водяного, русалок, чертей, ведьм, колдунов.

Какие былички были в старину на территории Вологодской области, Воронежского и Забайкальского краёв?

Источник

БЫЛИ́ЧКА

Том 4. Москва, 2006, стр. 455

Скопировать библиографическую ссылку:

БЫЛИ́ЧКА, фольк­лор­ный жанр, раз­но­вид­ность де­мо­но­ло­ги­че­ско­го рас­ска­за. Тер­мин «Б.» вве­ли в фольк­ло­ри­сти­ку бра­тья Б. М. и Ю. М. Со­ко­ло­вы, за­им­ст­во­вав его из диа­лек­та Нов­го­род­ской губ., где это сло­во обыч­но при­ла­га­ет­ся «к не­боль­шим рас­ска­зам о ле­ших, до­мо­вых, чер­тях и чер­тов­ках, по­лу­ве­ри­цах, кол­ду­нах – од­ним сло­вом, о пред­ста­ви­те­лях тём­ной, не­чис­той си­лы» («Сказ­ки и пес­ни Бе­ло­зер­ско­го края. За­пи­са­ли Бо­рис и Юрий Со­ко­ло­вы». М., 1915. С. 58). Впо­след­ст­вии ста­ли раз­ли­чать Б., где рас­сказ­чик вы­сту­па­ет как уча­ст­ник со­бы­тий, и бы­валь­щи­ны – рас­ска­зы о со­бы­ти­ях, в ко­то­рых рас­сказ­чик не участ­во­вал. В бы­валь­щи­нах пре­об­ла­да­ет тра­гич. ис­ход, то­гда как в Б. че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся спа­сён­ным вслед­ст­вие осе­не­ния се­бя кре­ст­ным зна­ме­ни­ем и про­из­не­се­ния вслух име­ни Бо­га («О Гос­по­ди!»). В Б. язы­че­ские пред­став­ле­ния со­еди­не­ны с хри­сти­ан­ски­ми. Сю­же­ты Б. стро­ят­ся на стрем­ле­нии де­мо­нич. су­ще­ст­ва при­чи­нить че­ло­ве­ку вред: ле­ший сби­ва­ет с пу­ти, до­мо­вой пу­га­ет сту­ком или при­кос­но­ве­ни­ем, во­дя­ной то­пит, ру­сал­ка ще­ко­чет до смер­ти. Вме­сте с тем де­мо­ны мо­гут быть ней­траль­ны­ми к че­лове­ку и да­же по­мо­гать ему: до­мо­вой уха­жи­ва­ет за ско­ти­ной, ле­ший ка­ча­ет ко­лы­бель за­бы­то­го в по­ле ре­бён­ка. Де­мо­ны по­яв­ля­ют­ся не­ожи­дан­но в «не­чис­тое» по­гра­нич­ное вре­мя го­да или су­ток – на Свят­ки, в ку­паль­скую ночь, в пол­день, в пол­ночь, пе­ред рас­све­том, по­сле за­ка­та солн­ца; в пус­тын­ных и опас­ных мес­тах (пус­то­ши, лес­ные деб­ри, бо­ло­та, пе­ре­крё­ст­ки без­люд­ных до­рог и др.). Про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду де­мо­на­ми и людь­ми за­ни­ма­ют ведь­мы и кол­ду­ны, умею­щие по соб­ст­вен­ной во­ле всту­пать в кон­такт с не­чис­той си­лой. Нар. де­мо­но­ло­гич. рас­ска­зы на­шли от­ра­же­ние в ху­дож. ли­те­ра­ту­ре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *