Что означает слово блаженны в библии
Блаженный
Блаженный
Блаженный [еврейское ашре; греческое макариос, букв. «счастливый»].
I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который. » или «блажен тот, кто. » ( Пс 1:1 ; Пс 2:12 ; Пс 31:1 ; Притч 3:13 ; Иов 5:17 ). в Синодальном переводе НЗ слово макариос чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» ( Деян 26:2 );
2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами ( Иов 29 и след.; Пс 126:3–5 ), а главное — радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным ( Пс 1:1 ; Пс 40:1 ; Пс 118:1 ; Пс 127:1 ). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога ( Пс 2:12 ; Пс 32:12 ; Пс 39:5 ; Пс 83:6.13 ; Пс 111:1 ; Притч 16:20 ; Ис 30:18 ). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу ( Пс 31 и след.; Пс 32:12 ; Пс 64:5 ; Пс 143:15 ), то этот народ блажен (ср. также Пс 83 и след.; Пс 88:16 ; Пс 145:5 ). Блажен и тот, кого Бог наказывает ( Иов 5 и след.; Пс 93:12 ), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;
3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения ( Лк 14:15 ; Откр 19:9 ). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово ( Мф 16:17 ; Мф 24:46 ; Лк 1:45 ; Лк 11:28 ; Откр 1:3 ), кто верит в Него ( Ин 20:29 ) и не соблазнится о Нем ( Мф 11:6 ). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду ( Мф 5 и след.; ср. Лк 6 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными ( Мф 13:16 ; Лк 10:23 ). Ср. также → Заповеди блаженства.
II. Блаженный — «спасенный» от глаголов, означающих «спасать», — евр. йаша, греческое содзеин:
2) в НЗ «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства — это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и → жизни ( 1Фес 4:17 ; 1Пет 1:4 ; Откр 21:1 ; Откр 22:1 );
3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа ( Мф 18:11 ; Лк 19:10 ; 1Кор 1:21 ; 2Тим 1:9 ). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения ( Рим 11:14 ; 1Кор 9:22 ; Иак 5:20 ; ср. 1Кор 7:16 ), но только следуя вере и спасительному учению ( Иак 1:21 ), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях «стать блаженным», «быть спасенным», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» — в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин 3:17 ). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [блаженных] — сила Божия» ( 1Кор 1:18 ). → Спасение → Искупление → Прощение.
Блаженный
Полезное
Смотреть что такое «Блаженный» в других словарях:
блаженный — См. счастливый спереди блажен муж, а сзади вскую шаташася. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. блаженный юрод, юродивый, райский, присноблаженный, блаженненький, счастливый … Словарь синонимов
БЛАЖЕННЫЙ — БЛАЖЕННЫЙ, блаженная, блаженное; блажен, блаженна, блаженно. 1. Счастливый, невозмутимо радостный. Блаженное состояние. «Там, за далью непогоды, есть блаженная страна.» Языков. «Блажен, кто с молоду был молод.» Пушкин. Блаженно (нареч.) улыбаться … Толковый словарь Ушакова
блаженный — БЛАЖЕННЫЙ, юродивый, уменьш. ласк. блаженненький БЛАЖЕННАЯ, юродивая, уменьш. ласк. блаженненькая … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Блаженный — (иноск.) шалунъ, проказникъ, дурачекъ (съ блажью). Ср. Блажить дурить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
БЛАЖЕННЫЙ — БЛАЖЕННЫЙ, ая, ое; жен, женна. 1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм). 2. полн. Не совсем нормальный [первонач. юродивый] (разг.). 3. То же, что святой (в 1 знач.) (устар.). Храм Василия… … Толковый словарь Ожегова
блаженный — блаженный, кратк. ф. блажен (устаревающее блаженен), блаженна, блаженно, блаженны … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Блаженный — Василий П … Википедия
Блаженный В. — Вениамин Блаженный Вениамин Михайлович Блаженный Имя при рождении: Вениамин Михайлович Айзенштадт Дата рождения: 15 октября 1921 Место рождения: Оршанский уезд Витебской губернии Дата смерти … Википедия
Блаженный В. М. — Вениамин Блаженный Вениамин Михайлович Блаженный Имя при рождении: Вениамин Михайлович Айзенштадт Дата рождения: 15 октября 1921 Место рождения: Оршанский уезд Витебской губернии Дата смерти … Википедия
БЛАЖЕННЫЙ — [греч. μακάριος], 1) наименование (блаженный Василий) или 1 я часть наименования (блаженный Василий, Христа ради юродивый) лика (чина) юродивых (см. Юродство); 2) именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника… … Православная энциклопедия
блаженный — ая, ое; же/н, же/нна 1) В высшей степени счастливый, благоденствующий, исполненный счастья. Блаженный сон. Блаженный миг. Блаженная страна. Блаженная тишина. [Чацкий:] Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (Грибоедов). Ты хочешь знать, что… … Популярный словарь русского языка
Блаженный — кто это: значение и происхождение слова
Что значит блаженный
Слово «блаженный» с греческого и латинского переводится как «счастливый». Блаженными называют людей, способных не только видеть Бога, но и общаться с ним, несущих в мир его слово, волю.
В христианстве к ним относят особый лик святых. Термин исходит корнями к старославянскому слову «бо́лого», которое нужно понимать как «делать благим, хорошим».
Церковное толкование
На Руси это слово употреблялось в значении «юродивый». К ним относили людей, намеренно казавшимися глупыми, за их простоту и естественность; странствовавших по земле, намеренно лишавших себя благ, жилья. В православии юродивыми называли странствующих монахов и других людей, безвозмездно помогавших окружающим и имевших дар предвидения и целительства.
Епископ Иппонийский святой Августин и святой Иероним Стридонский являются в Православии самыми почитаемыми и прославленными блаженными.
В католической церкви этим словом называли подвижников, то есть преднамеренно подвергавших себя различным лишениям, — аскетов. Их называли праведниками, потому что они жили так, как должен жить человек согласно канонам Библии.
Происхождение слова
Славяне употребляли слово «блажити» — «восхвалять». Одно из сохранившихся значений слова «блажен» — состояние человека, в котором он счастлив, умиротворен и спокоен.
Еще «блажью» можно понимать дурость, ненормированность, нестандартность поведения, необдуманное упрямство.
Слово «блажной» значит «дурной», «сумасшедший».
«Блаженство» в современном русском языке имеет смысл «удовлетворение».
Понятие «блаженно» — «быть счастливым в высшей степени»
Семантика выражения разнится в православии и католичестве, но выделяют общее значение. «Блаженными» именуют праведников, не поддающихся искушению земных благ, ведущих себя «ненормально», безумно для обывателей.
Слово происходит от «блажити«, что значит «уважать, восхвалять». В ходе своего существования слово претерпело семантические изменения, и в современном языке одно из значений слова — «святой», другое — «чудаковатый, глуповатый». Это связано с тем, что ранее в Руси почитаемые святые лица часто являлись юродивыми. В Восточной церкви с благоговением относились к юродивым.
Кого называют блаженными
Кто такой блаженный человек, можно увидеть множество определений в словарях.
Так, в толковом словаре Ожегова слово «блаженный» значит:
В толковом словаре Дмитриева Д.В. термин означает:
В современном мире блаженными принято называть людей простоватых, в чем-то наивных, глуповатых, не входящих в рамки.
Отношение к блаженным
К блаженным с особым трепетом относится весь христианский мир за их служение Господу, истине.
Из Евангелия от Матфея:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Подобные строчки становятся для христиан главным основанием, когда они решаются на уединенность, отшельничество, отказываются от земных благ, спасая свою душу.
Блаженные не имеют благ, в том числе и имущества, живут бедно ради Господа. Блаженные жили не как все, и поэтому их где-то недолюбливали и побаивались.
Подвиг юродивых состоит в том, что они поминают всем остальным о жертвенной любви Учителя, потребности сердечного участия, а не внешнего следования обрядам и общепринятым нормам.
За их «непохожесть» и своеобразие общество всегда побаивалось их, сторонилось. Потому что юродивость сопоставимо с «ненормальностью». Но, тем не менее, к юродивым относились с уважением, потому что знали, что не каждый осмелится стать таким и нести до людей слово и дело Божье.
Юродство на Руси называли подвигом — чтобы стать таким, нужно было отказаться от родных, всех благ, жить без крова, на одни лишь подаяния. Подвиг юродства предполагал, что человек притворяется придурковатым, чтобы говорить людям правду, обнажать зло.
Известные блаженные
В русской церкви блаженных выделяют в отдельную группу святых.
Василий Блаженный
К числу самых уважаемых, почитаемых блаженных относят Василия Блаженного, которого называли Нагим. Святой появился на свет в селе Елохово недалеко от Москвы. Годы жизни святого разнятся: по одним, он родился либо в 1462, либо в 1469, однако доподлинно известно, что умер он 1557. Василия Блаженного именовали московским юродивым. Он был канонизирован в 1588 году. Его мощи отнесли в Покровский собор, именуемый в народе название храма Василия Блаженного. Святой мог предвидеть будущее, а в народе его мощам приписывают чудотворные качества.
Он родился в небогатой семье обычных крестьян, которые решили отдать его мастеру-сапожнику. Обучаясь у ремесленника, Василий проявил себя как трудолюбивый юноша, однако он не стремился стать мастером, так как еще в юности чувствовал иное предназначение жизненного пути.
Случайным образом был обнаружен дар предвидения. Произошло это, когда к его мастеру пришел некий человек и попросил сшить сапоги, которые прослужат ему долго. Подмастерье Василий, услышав такие слова, улыбнулся, а затем сказал своему хозяину, что этому человеку не пригодятся сапоги, ведь он умрет уже завтра. И так действительно случилось.
В шестнадцатилетнем возрасте он прекратил обучение мастерству, выбрав подвиг юродства. Нагой не надевал одежду и не имел собственного жилья, испытывал большие лишения. На груди висел тяжелый крест, прикованный к телу могучими цепями. Житие описывает, как юродивый словом и примером учил людей правильной жизни.
При жизни Василием Блаженным было совершено множество чудес:
Даже царь Иван Грозный боялся Василия Блаженного и, когда тот тяжело заболел, побывал на его смертном одре.
Василий умер в 1557 году. Иван Грозный с боярами нес его тело. Василий был похоронен на кладбище Троицкой церкви. Там же царь дал указание построить Покровский собор. Ныне собор известен как храм Василия Блаженного.
Ксения Петербургская
В тот период, когда страной руководила царица Елизавета, в Санкт-Петербурге жила юродивая — Ксения Григориевна. Еще совсем молодой она овдовела. После женщина раздала все свои пожитки нуждающимся, облачилась в одежды супруга и отправилась странствовать.
Ксения в любую погоду по ночам уходила в поле и стояла на коленях, читала молитвы всю ночь.
Она старалась помогать бедным, обездоленным и больным людям, при этом не афишировала свою личность, скрывала от людей свои деяния. В то время в Смоленске строился каменный храм. Однажды строители заметили, что кто-то по ночам, когда никого нет, натаскивает на самый верх строящейся церкви кирпичи. Оказалось, что это делала под покровом ночи Ксения.
Горожане любили юродивую и считали за счастье, если та заходила к ним в гости. А еще ее почитали извозчики, у них была даже своя примета — если удавалось подвезти ее, то обязательно будет успех в делах.
При жизни Ксения Петербургская совершила множество чудес:
Ксения прожила до преклонных лет и была похоронена на Смоленском кладбище в Петербурге. На ее могиле была построена небольшая часовня, являющаяся почитаемой святыней Санкт-Петербурга. На месте погребения святой паломники получают исцеления, а молитвы помогают водворить в семьях мир.
Видео о евангельском понятии «блаженные»
В этом видео протоиерей Максим Козлов рассказывает о евангельском понятии «блаженные» и его значении.
БЛАЖЕННЫ в Библии
Симфония: Синодальный перевод:
Слово «БЛАЖЕННЫ» встречается в Библии 39 раз. В данным момент для поиска использовался Синодальный перевод Библии.
БЛАЖЕННЫ
3Цар 10:8 Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
2Пар 9:7 Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящие пред тобою и слышащие мудрость твою!
Пс 2:12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Пс 83:5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
Пс 105:3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
Пс 118:1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.
Пс 118:2 Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.
Притч 3:18 Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!
Притч 8:32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
Притч 20:7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
Ис 30:18 И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!
Ис 32:20 Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.
Лк 10:23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
Лк 23:29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
Рим 4:7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
Гал 4:15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
1Пет 3:14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
1Пет 4:14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
Откр 14:13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
Откр 19:9 И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
Откр 22:14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
33. Что говорит Библия о блаженстве?
Странное есть в Библии слово – «блаженство»… Что оно означает на самом деле? Отличается ли оно от обычного счастья? Как можно достичь этого состояния, и зачем оно вообще нужно человеку? И насколько понятие о блаженстве совместимо с тем, что последователям Христа Евангелие недвусмысленно предсказывает гонения?
Что такое блаженство?
В библейские времена, как и в любые другие, люди желали себе и своим близким благополучной и долгой жизни. Такая жизнь считалась в Ветхом Завете главной наградой праведнику, хотя в книге Иова мы видим, что не всё было просто и никакого
«автоматического воздаяния» ждать было нельзя. Главными признаками благополучия были долголетие, многочисленное потомство и богатство – праведник уходил в мир иной,
«насытившись днями», как насыщаются трапезой, и увидев «сынов сыновей своих до четвертого колена». Но есть в Библии и еще одно понятие, которое превосходит все эти понятные и простые дары свыше: оно называется словом «блаженство».
«Блажен муж, который…» – этими словами начинается книга Писания, которую чаще всего читают и в Церкви, и в домашней молитве, Псалтирь. Значит, не только первый псалом, но и вся книга, по сути, говорит о блаженстве – вот только в ней мы не встретим советов, как вести свои дела, как выбирать жену и воспитывать детей. Не то чтобы эти предметы были слишком земными, недостойными упоминания в Священном Писании – книги Премудрости (прежде всего, Притчи Соломона) очень много и подробно говорят как раз об этом. Но вот блаженство связывается с чем-то совершенно иным:
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» ( Пс 1:1–2 ).
Блаженство для псалмопевца начинается с отказа от общения с нечестивцами, от их жизненной позиции. В самом деле, очень часто в этом мире люди стараются добиться процветания на пути греха: «не обманешь – не продашь», «все так живут», «ничего, потом покаемся» – эти и подобные оговорки ничуть не изменились за последние несколько тысячелетий. И библейский путь к блаженству начинается с решительного отказа от совета нечестивых и от пути грешных.
А положительная программа очень проста: «…в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» ( Пс 1:2–3 ). Такое дерево никуда не торопится, ни о чем не беспокоится
– оно растет при непересыхающем источнике, радуясь жизни и принося добрые плоды. Всё у него получается как бы само собой, а точнее – по благодати Божией, которая и сравнивается здесь с «потоками вод». Следующий псалом, говорит еще проще:
«блаженны все, уповающие на Него» (2:12). Вообще, в Псалтири говорится о блаженстве больше, чем во всех остальных ветхозаветных книгах, вместе взятых – если внимательно прочитать ее, всё самое главное станет ясно.
Значит ли это, что библейское блаженство подобно буддийскому пониманию нирваны, совершенного бездействия и безмыслия? Вовсе нет; вслушаемся еще раз в эти слова: «во всем, что он ни делает, успеет». Они предполагают активное действие, и если мы посмотрим на жизнь людей, подходящих под определение Псалтири, мы увидим, что они вовсе не были бездеятельны. Цари Давид и Соломон, например, прожили удивительную, насыщенную самыми разными событиями жизнь, притом жизнь не безгрешную. Человеку свойственно грешить, но «блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» ( Пс 31:1 ).
Главное, что определяло жизнь этих царей – преданность и доверие Богу, стремление искать Его волю во всех событиях окружающей жизни. Именно об этом и говорит нам первое упоминание о блаженстве во всей Библии: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей?» ( Втор 33:29 ). Судьба такого человека или такого народа определяется не прихотью случая, не его собственным расчетом, а волей Божией об этих людях. Если им не хватит собственных сил, умений, или, говоря обыденным языком, везения – всегда есть, Кому придти им на помощь. Та же Псалтирь говорит об этом так: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» (119:1–2). Сытая и долгая жизнь в окружении многочисленной семьи тут, с одной стороны, подразумевается, а с другой – дело совсем не в ней. Общение с Богом – ценность более высокого порядка, а «остальное приложится вам», как говорил об этом Христос.
И кто блажен?
Слово «блажен» – первое в проповеди Христа, но оно скорее шокирует, чем успокаивает нас: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф 5:3–4 ). Это звучит парадоксально: Христос называет блаженными тех, кто с точки зрения обыденной логики совсем на них не похож. Что же хорошего в нищете, пусть даже она обусловлена духовными причинами, и уж точно не назовешь счастливым того, кто плачет. Что же это за блаженство?
Дальше Христос говорит не менее удивительные вещи, но они многое проясняют.
Мы все знаем и по опыту, и по тем же ветхозаветным книгам, что житейское благополучие непрочно и недолговечно. Это знали и языческие мудрецы; так, афинский законодатель Солон отказался называть блаженным лидийского царя Креза, чьи сокровища вошли в поговорку, прежде его кончины. Он оказался прав: счастье скоро изменило Крезу и он потерял всё, как и библейский Иов, но, в отличие от Иова – безвозвратно. Называть блаженным того, кому хорошо именно сейчас – безрассудная нелепость.
Но Христос говорит о таком блаженстве, которое переходит в вечность, более того, раскрывается именно в вечности. Достигший такого блаженства человек оглянется на прожитую жизнь, и ему не о чем будет сожалеть, нечего будет желать сверх того, что он уже получил. Но разве нам доступно знание о том, что ждет нас в вечности? Нет, конечно. Впрочем, есть некоторые признаки, словно указатели на дороге, которые показывают нам, куда идти. Человек, который искренне и настойчиво стремится ко благу, его и обретет:
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф 5:5– 11 ). Все это звучит как развернутый комментарий на первый псалом.
Значит ли это, что можно говорить о блаженстве лишь в вечности, что в этой жизни оно нам недоступно? Да, окончательно мы не знаем ничего, но уже здесь и сейчас есть поступки и ситуации, которые ведут нас к этому блаженству. «Блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф 11:6 ) – так ответил Христос Иоанну Крестителю, а Петру, когда тот исповедал свою веру в Сына Божиего, сказал: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф 16:17 ). И в другой раз, обращаясь ко всем ученикам, сказал: «блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали» ( Лк 10:23–24 ).
Вообще, у Луки во многих притчах говорится о блаженстве человека: блажен тот, кто соблюдает слово Божие (11:28); и кого Господин по пришествии найдет бодрствующими (12:37–38); и кто собирает на пир нищих, чтобы ему воздалось в Царствии (14:14). Вновь мы видим не минутное состояние, а вектор движения, направленный к жизни будущего века. Но что означают эти слова для нашей повседневности?
Блаженный покой?
Блаженство для апостола – это не состояние покоя, наоборот, это скорее борьба и победа, трудное восхождение к вершине, это полнота жизни в Боге. Апостол Иаков в своем послании говорил об этом так: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (1:12). А сам Павел выразил похожую мысль несколько иначе: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» ( Рим 14:12 ).
О вечном блаженстве тех, кто входит в Царствие Божие, говорит Откровение Иоанна Богослова, например, такими словами: «блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (19:9). Но и здесь конечная цель сочетается со всем жизненным путем человека: да, можно получить приглашение, но отказаться от него. Собственно, вся земная жизнь человека есть не что иное, как принятие этого призыва – и о том рассказывают повествования об Аврааме, о других ветхозаветных праотцах и пророках, об апостолах и, наконец, о Самом Христе. В самом деле, ведь Новый Завет предлагает нам не просто некоторое количество наставлений о том, как праведно жить на свете, но прежде всего – пример такой праведной жизни.
Евангелист Лука рассказывает нам (11:27–28) об удивительном эпизоде. Слушая речи Иисуса, одна из женщин сказала ему: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Это действительно так, и эти евангельские слова читаются в православной традиции на праздники, посвященные Богородице. Впрочем, мы знаем, насколько непростым было ее блаженство: невозможная с обыденной точки зрения беременность, роды в вертепе, бегство в Египет, и дальше – жизнь, полная опасений за Сына. Это не говоря уже о Распятии, свидетельницей которого ей довелось стать уже после того, как были произнесены эти слова…
Христос ответил на это: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
Не только в избранничестве состояло блаженство Богородицы, но во всей ее жизни, которая и стала ответом на Благую Весть. И в той мере, в которой мы можем откликнуться на обращенный к нам Божий призыв, исполнить Его волю, воплотить Его замысел о нас – в той мере и мы способны стать причастны этому высшему блаженству. Собственно, вся Библия – рассказ о людях, которые постарались это сделать.
Где же награда праведнику?
И всё же остается очень серьезный вопрос. Ветхий Завет полон благих обещаний людям, исполняющих Божию волю. И тем не менее, они страдают не меньше, а зачастую даже больше грешников. Почему так?
Давайте всмотримся в эти обещания. Чаще всего они встречаются в книге Притчей.
Часть из них – житейская мудрость (трудолюбие приводит к достатку, исполнение родительских советов способствует успеху и т.д.). С этим все ясно. Но что вообще говорится о праведниках? Иногда, действительно, речь идет об успехе и покровительстве: «не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (10:3). Но гораздо чаще, подробнее, проникновеннее говорит эта библейская книга об особом отношении Бога к праведнику и об итогах его земного пути: «Господь… сохраняет для праведных спасение» (2:8); «праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней» (2:21); «мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» (3:21); «память праведника пребудет благословенна» (10:7); «труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху» (10:16). Здесь, как правило, речь не идет о прекрасной, беспечальной жизни, но скорее о том, каков будет итог этой жизни. В конечном счете, праведники получат то, к чему стремятся – вот это Библия обещает совершенно твердо.
Но эта победа не дается без борьбы, и тут лучшим примером могут служить истории патриархов – тех самых праведников, которым призваны подражать верующие. Для Авраама все началось с того, что Господь велел оставить ему свой дом, свою родню, свой дом, родные места и отправиться в дальнее странствие. Ему было обещано, что его потомки будут владеть прекрасной землей, но до старости он оставался бездетным, а обещанная ему земля при его жизни принадлежала другим людям. Странствия Авраама продолжили его сын Исаак и внук Иаков, их жизнь была полна тревог и опасностей, но она всегда протекала с Богом. Собственно, Библия иногда так и описывает жизнь праведника: он «ходит пред Богом». Не просто помнит о Нем и молится Ему, но каждый свой шаг делает в Его непосредственном присутствии.
А шагов этих может быть очень много, и они могут быть разными, и далеко не всегда бесспорными. Праведник – такой же человек, как и мы, только для него безусловная высшая ценность – Бог, и Он же – высшая награда, которая обещана ему.
Мы видим, что жизнь патриархов одинаково далека от двух вещей, с которым часто путают христианство: от пассивного пораженчества (раз на всё Божия воля, то я буду терпеть скорби и ничего не предпринимать) и от такого же пассивного потребительства (раз Господь мне обещал процветание, буду ждать, пока оно само свалится мне в руки). Нет, жизнь верующего – это риск, и порой очень серьезный, это активное принятие самостоятельных решений, это зачастую и страдание.
В той же книге Иова страдание понимается скорее как испытание: человек, у которого все в порядке, еще и сам толком не знает о своей вере. Именно кризисная ситуация, когда все знакомое и устоявшееся летит под откос, позволяет ему понять, что в жизни действительно ценно. В конце книги Иов встречается с Богом лицом к лицу, и эта встреча, наверное, не состоялась бы, если бы не крушение всего жизненного уклада праведника Иова.
Итак, христианам не была обещана сытая и безбедная жизнь. Им было обещано другое: конечная и безусловная победа. И даже гонения, которые им предстоит пережить, вовсе не бессмысленны, они откроют возможность творить волю Отца, свидетельствовать о Сыне, исполнятся Духом: «…поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас… Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» ( Мк 10:18–23 ).
И не в том дело, что им будет хорошо когда-нибудь потом, в загробной жизни. Нет, состояние блаженства – то, что наполняет человека уже здесь и сейчас, что делает его независимым от внешних обстоятельств, позволяет всецело довериться любящему Отцу. А значит – действовать так, чтобы исполнить Его волю. И это, в конечном счете, Библия и называет блаженством.