Что означает слово биология
Значение слова биология
Словарь Ушакова
Педагогический терминологический словарь
учебный предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает современные достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биологических объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Школьный курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)
Словарь охотничьих терминов и выражений
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Наука о живых организмах и о жизни вообще. Нетрудно заметить, что существование биологии как науки отнюдь не может служить резоном к тому, чтобы жить, и даже к тому, чтобы заниматься биологией. Тем не менее все наши резоны напрямую зависят от биологии, которая должна найти им хотя бы теоретическое объяснение. Но объяснить что-либо – еще не значит вынести этому оценку, и никакое объяснение не освобождает от необходимости судить.
Энциклопедия «Биология»
, совокупность наук о живой природе, изучающих свойства и проявления жизни на всех уровнях её организации – от молекулярного до биосферного. Особенности организации и специфические проявления жизни на каждом уровне изучают соответствующие отрасли биологии. Вместе с тем решение многих проблем биологии, напр. общих закономерностей эволюции или происхождения человека, требует объединения подходов и методов различных наук. Первичными знаниями о живой природе человек обладал уже в глубокой древности. Их расширение и специализация связаны с различными формами практической деятельности – охотой, скотоводством, земледелием, а также с врачеванием. Начиная с 6 в. до н. э. античными философами и врачами делаются первые попытки систематического познания органического мира. Так, Аристотель (384–322 до н. э.) считается основоположником зоологии, Теофраст (372–287 до н. э.) – «отцом» ботаники, Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) – родоначальником ряда направлений в медицине. В Средние века и в эпоху Возрождения значительных работ в биологии сделано не было. Исключение составляет лишь изданная в 1543 г. книга знаменитого анатома А. Везалия «О строении человеческого тела», которая дала толчок быстрому развитию анатомии в 16–17 вв. В 1628 г. У.Гарвей открыл кровообращение, совершив тем самым настоящий переворот в истории биологии. Постепенно в биологию проникают экспериментальные методы и количественные измерения. Изобретение и усовершенствование микроскопа позволили в кон. 17 в. первым микроскопистам (Р. Гук, А. Левенгук, М. Мальпиги) открыть мир неведомых ранее мельчайших существ, положив начало микробиологии, создать первые представления о тонком строении организмов, заложить основы эмбриологии. На рубеже 17 и 18 вв. были сделаны первые значительные работы по систематике растений и животных. А в 1735 г. К. Линней опубликовал книгу «Система природы», составившую эпоху в классификации растительного и животного мира и оказавшую влияние на всю биологию. Линней ввёл в науку двойные латинские названия для всех организмов и тем самым дал биологам международный язык, исключавший путаницу и недоразумения. Все биологические виды Линней считал неизменными с момента их сотворения. Его современник, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон высказывал противоположную точку зрения – виды могут изменяться под влиянием окружающей среды. Первую законченную теорию эволюции создал Ж.Б. Ламарк (1809). Для биологии, как и для других наук, 19 в. был временем бурного развития. Благодаря новым методам, экспедициям в ранее недоступные районы Земли, более тесному взаимодействию с другими науками существенно расширился круг изучаемых биологических объектов и явлений. С другой стороны, в результате активного накопления знаний происходит дробление крупных биологических наук (ботаники, зоологии) на более специальные, посвящённые отдельным группам организмов. В 19 в. возникают или складываются почти все основные биологические науки – систематика, сравнительная анатомия, цитология, морфология, эмбриология, физиология растений и животных, палеонтология, эволюционное учение, биохимия, экология и др. Наиболее важными теоретическими обобщениями были клеточная теория и теория эволюции Ч. Дарвина (1859). Однако крупнейшее открытие 19 в. – законы наследственности Г. Менделя (1865) оставалось практически неизвестным до нач. 20 в. В 19 в. были окончательно отвергнуты представления, не нашедшие экспериментального подтверждения, напр. теория самозарождения организмов. В 20 в. интенсивно развивались различные разделы биологии, но наибольшее внимание уделялось двум основным направлениям – молекулярно-генетическому и биосферно-экологическому. Каждое из этих направлений имеет практические приложения, способные оказать огромное влияние на дальнейшую историю человечества. Открытия строения ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик, 1953) и способов хранения и реализации генетической информации привели к развитию молекулярной биологии. Достижения в генной инженерии, в медицинской генетике, в расшифровке генома человека и других биологических видов, в клонировании клеток и целых организмов, в биотехнологии могут в перспективе во многом изменить производственную деятельность и жизнь человека. Столь же важное значение в научном и практическом отношении имеет биосферно-экологическое направление, в значительной степени обязанное своим развитием трудам В.И. Вернадского. С успехами в этом направлении связывают научную разработку условий для сохранения биологического разнообразия и поддержания биосферы в регулируемом состоянии, пригодном для жизни человека и других населяющих Землю существ. Оба эти направления имеют морально-этические аспекты, вызвавшие к жизни новый пограничный раздел биологии – биоэтику.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
БИОЛОГИЯ, и, ж. Совокупность наук о живой природе, о закономерностях органической жизни. Космическая б. (изучающая жизнедеятельность организмов в условиях космоса).
| прил. биологический, ая, ое.
Биология
Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом [1] и Жаном Батистом Ламарком.
В биологии выделяют следующие уровни организации:
Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды.
Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология.
На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.
Содержание
Биологи
Биологические общества
Биологические организации
Традиционно научными исследованиями в области биологии занимаются университеты, хотя не всегда соответствующие факультеты называются биологическими. Например, в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова кроме биологического факультета имеются также факультет биоинженерии и биоинформатики, факультет фундаментальной медицины и НИИ физико-химической биологии. Кроме университетов научные исследования проводят государственные и частные институты, которые в России преимущественно относятся к системе Российской академии наук (см. список институтов), Российской академии сельскохозяйственных наук или Российской академии медицинских наук.
Биологи
Биологический метод
Биологические науки используют методы наблюдения, моделирования (в т.ч. компьютерного), описания, сравнения, экспериментов (опыта) и исторического сравнения.
История биологии
Биологическая картина мира
Существует пять принципов, объединяющих все биологические дисциплины в единую науку о живой материи [2] :
Клеточная теория
Эволюция
Эволюционная история видов, описывающая их изменения и генеалогические отношения между собой, называется филогенез. Информация о филогенезе накапливается из разных источников, в частности, путём сравнения последовательностей ДНК или ископаемых останков и следов древних организмов. До XIX века считалось, что в определённых условиях жизнь может самозарождаться. Этой концепции противостояли последователи принципа, сформулированного Уильямом Гарвеем: «всё из яйца» («Omne vivum ex ovo», лат.), основополагающего в современной биологии. В частности, это означает, что существует непрерывная линия жизни, соединяющая момент первоначального её возникновения с настоящим временем. Любая группа организмов имеет общее происхождение, если у неё имеется общий предок. Все живые существа на Земле, как ныне живущие, так и вымершие, происходят от общего предка или общей совокупности генов. Общий предок всех живых существ появился на Земле около 3,5 млрд. лет назад. Главным доказательством теории общего предка считается универсальность генетического кода (см. происхождение жизни).
Теория гена
Совокупность генов организма или клетки называется генотипом. Гены хранятся в одной или нескольких хромосомах. Хромосома — длинная цепочка ДНК, на которой может быть множество генов. Если ген активен, то последовательность его ДНК копируется в последовательности РНК посредством транскрипции. Затем рибосома может использовать РНК, чтобы синтезировать последовательность белка, соответствующую коду РНК, в процессе, именуемом трансляция. Белки могут выполнять каталитическую (ферментативную) функцию, транспортную, рецепторную, защитную, структурную, двигательную функции.
Гомеостаз
Гомеостаз — способность открытых систем регулировать свою внутреннюю среду так, чтобы поддерживать её постоянство посредством множества корректирующих воздействий, направляемых регуляторными механизмами. Все живые существа, как многоклеточные, так и одноклеточные, способны поддерживать гомеостаз. На клеточном уровне, например, поддерживается постоянная кислотность внутренней среды (pH). На уровне организма у теплокровных животных поддерживается постоянная температура тела. В ассоциации с термином экосистема под гомеостазом понимают, в частности, поддержание растениями постоянной концентрации атмосферной двуокиси углерода на Земле.
Энергия
Выживание любого организма зависит от постоянного притока энергии. Энергия черпается из веществ, которые служат пищей, и посредством специальных химических реакций используется для построения и поддержания структуры и функций клеток. В этом процессе молекулы пищи используются как для извлечения энергии, так и для синтеза биологических молекул собственного организма.
Первичным источником энергии для 99 % земных существ является световая энергия, главным образом солнечная (для 1 % — хемосинтез). Световая энергия посредством фотосинтеза превращается растениями в химическую (органические молекулы) в присутствии воды и некоторых минералов. Часть полученной энергии затрачивается на наращивание биомассы и поддержание жизни, другая часть теряется в виде тепла и отходов жизнедеятельности. Общие механизмы превращения химической энергии в полезную для поддержания жизни называются дыхание и метаболизм.
Уровни организации жизни
Шесть основных структурных уровней жизни:
Биологические дисциплины
Биологическая литература
Первоисточниками информации по биологии являются научные журналы, списки которых предоставляет ряд учреждений, как российских, так и зарубежных:
Данные первоисточников обобщают авторы обзорных публикаций, которые могут представлять собой как журнальные статьи, так и монографии. На следующем уровне обобщения стоят учебники и справочные пособия.
БИОЛОГИЯ
Смотреть что такое «БИОЛОГИЯ» в других словарях:
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия
Биология (CD) — Биология Альбом ВИА Гра Дата выпуска 12 ноября 2003 Жанр Поп Лейбл Sony BMG Music Entertainment Хронология ВИА Гра … Википедия
БИОЛОГИЯ — (греч., от bios жизнь, и logos слово). Наука о жизни и ее проявлениях у животных и растений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИОЛОГИЯ греч., от bios, жизнь, и logos, слово. Учение о жизненной силе.… … Словарь иностранных слов русского языка
биология — БИОЛОГИЯ (от греч. bio жизнь и logos слово, учение) совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и отношений на Земле. Впервые термин был предложен одновременно и независимо друг от друга в 1802… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
биология — и, ж. biologie f. 1. Комплекс научных дисциплин о живой природе, о закономерностях органической жизни. БАС 2. Ему < Антуану Батисту Пьеру Антуану де Моне шевалье де Ламарк>.. принадлежала заслуга введения в научный обиход самого термина… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ, наука о жизни и живых организмах. К ней относятся ботаника, зоология, экология, физиология, цитология, генетика, таксономия, эмбриология и микробиология. Все эти отрасли науки посвящены изучению происхождения, истории, строения,… … Научно-технический энциклопедический словарь
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ, биологии, мн. нет, жен. (от греч. bios жизнь и logos учение). Общее учение о жизни органического мира. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БИОЛОГИЯ
Смотреть что такое «БИОЛОГИЯ» в других словарях:
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия
Биология (CD) — Биология Альбом ВИА Гра Дата выпуска 12 ноября 2003 Жанр Поп Лейбл Sony BMG Music Entertainment Хронология ВИА Гра … Википедия
БИОЛОГИЯ — (греч., от bios жизнь, и logos слово). Наука о жизни и ее проявлениях у животных и растений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИОЛОГИЯ греч., от bios, жизнь, и logos, слово. Учение о жизненной силе.… … Словарь иностранных слов русского языка
биология — БИОЛОГИЯ (от греч. bio жизнь и logos слово, учение) совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и отношений на Земле. Впервые термин был предложен одновременно и независимо друг от друга в 1802… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
биология — и, ж. biologie f. 1. Комплекс научных дисциплин о живой природе, о закономерностях органической жизни. БАС 2. Ему < Антуану Батисту Пьеру Антуану де Моне шевалье де Ламарк>.. принадлежала заслуга введения в научный обиход самого термина… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ, наука о жизни и живых организмах. К ней относятся ботаника, зоология, экология, физиология, цитология, генетика, таксономия, эмбриология и микробиология. Все эти отрасли науки посвящены изучению происхождения, истории, строения,… … Научно-технический энциклопедический словарь
БИОЛОГИЯ
Смотреть что такое БИОЛОГИЯ в других словарях:
БИОЛОГИЯ
Iназвание, употребляемое в двояком смысле: в более узком, когда оно обозначает отдел зоологии, занимающейся образом жизни животных (правильнее его назы. смотреть
БИОЛОГИЯ
Iназвание, употребляемое в двояком смысле: в более узком, когда оно обозначает отдел зоологии, занимающейся образом жизни животных (правильнее его назы. смотреть
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ
биология ж. 1) Комплекс научных дисциплин о живой природе, о закономерностях органической жизни. 2) а) Отдельная научная дисциплина, входящая в такой комплекс. б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета. 3) Совокупность признаков, характеризующих живые организмы, какой-л. разряд представителей животного или растительного мира, их жизнедеятельность, среду обитания и взаимодействие с нею.
БИОЛОГИЯ
биология ж.biology биология клетки — cell biology
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ. Содержание:ВведениеСистема биологических наукКраткий исторический очеркУровни организации и изучения жизненных явленийНекоторые проблемы сов. смотреть
БИОЛОГИЯ
Биология — наука о жизни (от греч. сл. βίος — жизнь и Λογός — учение). В самом широком, но малоупотребительном смысле слова — это наука обо всем, что существует, живет. В более узком смысле это учение о живых существах, т. е. животных и растениях, учение об их организации и жизнедеятельности; такое употребление слова биология весьма обыденно. В еще более узком смысле Б. называется учение о жизни отдельных организмов в последовательные стадии их развития, равно как и учение о разнообразных соотношениях, существующих между организмом и окружающей его средой. Б. называется также иногда та часть физиологии, которая обыкновенно носит название общей физиологии. В прежнее время под именем Б. разумели еще учение о нормальном существовании человека в физическом отношении и иногда и натурфилософию вообще. Таким образом, применение наименования «биология» является довольно разнообразным и в значительной степени колеблющимся. Что касается до деления Б., то, понятно, оно зависит от того, в каком смысле употребляют само название. Как учение о мире организмов вообще Б. естественно распадается на учение о животных, или зоологию, и на учение о растениях, или ботанику. Позитивная школа, следуя своему учителю Огюсту Конту, делит биологию на статическую и динамическую (биостатика и биодинамика). Биология статическая распадается на анатомию, или биотомию, и биотаксию. Анатомия изучает организацию живых существ, биотаксия — законы распределения их по естественным группам, т. е. классификацию. Динамическая биология, или биономия, заключает в себе физиологию; она распадается в свою очередь на четыре отдела. Такое деление имеет свои удобства и свои неудобства. Подробнее см. сл. Жизнь, Физиология; также — Зоология, Ботаника. Г. Н.
БИОЛОГИЯ
Биология — название, употребляемое в двояком смысле: в более узком, когда оно обозначает отдел зоологии, занимающейся образом жизни животных (правильнее его называть этологией), и в более широком, когда оно обозначает совокупность всех наших естественно-исторических знаний касательно живых существ (как животных, так и растений).
БИОЛОГИЯ
уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б. Преподавание Б. направлено на овладение учащимися системой знаний о живой природе, прикладными, уч.-практич. и политехн. умениями и навыками, необходимыми для подготовки учащихся к трудовой деятельности и продолжению образования. Обучение Б. способствует формированию у учащихся естеств.-науч. картины мира, пониманию единства живой и неживой природы, науч. основ мн. отраслей произ-ва и экология, проблем, возникающих в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, воспитанию нравств.-этич. ориентации личности, ответств. отношения к разл. формам проявления жизни. В России с кон. 18 в. в гос. школах предусматривался курс естеств. истории (естествознания) с краткими сведениями о неживой природе, растениях, животных. По Уставу нар. уч-щ 1786 курс естествознания был введён в гл. нар. уч-щах, а по Уставу 1804 — в уездных уч-щах и гимназиях. Уставом 1828 естествознание было исключено из уч. плана нач. и ср. школ и восстановлено в 1839 в реальных классах и отделениях гимназий, а в 1848в воен. уч. заведениях и жен. гимназиях. Лишь в 1852 естествознание было введено во всех гимназиях. Программа включала общие сведения о природе (1-й кл., 2 ч в нед), зоологию (2—3-й кл., 3 и 2 ч соотв.), ботанику (4 и 5-й кл., 2 и 1 ч), минералогию (6-й кл., 1 ч). В реальных и коммерч. уч-щах Б. преподавалась в большем объёме, чем в др. ср. уч. заведениях. В 1871 естествознание вновь было изъято из уч. планов муж. гимназий, частично восстановлено в мл. классах этих гимназий в 1901: неживая природа (1-й кл.), элементы ботаники (2-й кл.), элементы зоологии (3-й кл.) — по 2 ч в нед на каждый предмет. В реальных уч-щах, жен. и воен. гимназиях преподавались преим. морфология и систематика растений. В 60-х гг. 19 в. основоположник отеч. методики естествознания А. Я. Герд обосновал и разработал новую систему изучения природы в школе, исходя из учения об эволюции Ч. Дарвина: неорганич. мир (неживая природа), растительный мир, животный мир, человек, история Земли (эта последовательность изучения Б. была длительное время принята и в сов. школе). Содержание и структуру уч. предмета Герд подчинял задаче — «привести учащегося к определённому мировоззрению, согласованному с современным состоянием естественных наук» («Зоология», 1877, предисл.). Герд создал также новый курс естествознания для нач. школы — «Неживая природа», объединивший сведения о земле, воздухе и воде. В нач. 20 в. в уч. плане на естествознание в муж. гимназиях отводилось 6 ч, в женских —10, в реальных уч-щах и кадетских корпусах — 15, в частных коммерческих уч-щах: Тенишевском — 19, Лесном — 28 ч. К 1917 в большинстве школ преобладала последовательность курсов: неживая природа, ботаника и зоология (с элементами знаний об организме человека). В 1918—23 ведущая роль в разработке новых программ по Б. принадлежала членам Об-ва распространения естеств.-ист. образования, учёным-биологам В. М. Шимкевичу, Н. М. Книповечу, методисту Б. Е. Райкову. В практике сов. школ проверялись разл. варианты последовательности курсов: 1) природоведение (неживая природа, растения, животные), анатомия и физиология человека, общая биология, эволюц. учение; 2) природоведение, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология с эволюц. учением; 3) зоология, ботаника, геология, общая Б. с физиологией человека. В курсе общей Б. внимание концентрировалось то на экологич., то на эволюц. или генетич. проблемах. В период обучения по т. н. комплексным программам (1923—31) ведущей проблемой преподавания Б. стала связь теории с практикой. В 1924 разработан первый вариант программ ГУСа (в 1927 усовершенствован). Изложение биол. знаний в 5—7-м кл. велось вокруг практич. производств. тем. Были отменены систематич. курсы ботаники и зоологии. Уч. материал объединялся в общие стержневые темы. Для 5-го кл. такой темой была «Связь деревни с городом», для 6-го кл. — «Индустриализация СССР и интенсификация с. х-ва» и т. д. В 5-м и 6-м кл. изучали с.-х. произ-во, в т. ч. вместо ботаники в 7-м кл. в теме «Империализм и борьба рабочего класса» изучали эволюц. учение. Природа рассматривалась только как сырьевая база для производства. Усовершенствованные программы ГУСа предусматривали обширный заключит. курс общей Б. (155 ч в 8—9-м кл.), состоявший из двух разделов: «Физ.-хим. основы жизненных явлений» и «Эволюц. учение». Большой вклад в разработку курса обшей Б. внесли Б. Д. Морозов, В. Ф. Натали, В. В. Левченко, Ф. Ф. Дучинский, М. Я. Цузмер и др. В 1931—32 были восстановлены систематич. курсы Б. в ср. школе. Определилась система дисциплин биол. цикла, сохранившаяся в своей основе до наст. времени: ботаника (5—6-й кл.), зоология (6—7-й кл.), анатомия а физиология человека (8-й кл.), эволюц. учение (9 кл.). В 1939 курс эволюц. учения был переработан и вошёл в уч. план школы под назв. «Основы дарвинизма». В 30—40-е гг. в программах по Б. преобладал морфолого-систематич. материал, недостаточно освещалось клеточное строение организмов. В курсе анатомии и физиологии человека не уделялось достаточного внимания основам рефлекторной теории И. П. Павлова. В материале 9-го кл. значительное место отводилось «ошибкам» Дарвина. В дальнейшем на преподавание Б. резко отрицательно сказались внедрявшиеся официально антинаучные и вульгаризаторские представления Т. Д. Лысенко о наследственности, видообразовании, эволюции; морфолого-систематич. материал в большей мере вытеснялся агротехническим и зоотехническим, учению Дарвина придавалось лишь ист. значение. В 40—60-е гг. возникли новые направления в биол. науке: сформировалась синтетич. теория эволюции, широкое распространение получило учение о биосфере, биоценозе и др., что вызвало необходимость пересмотра содержания шк. Б. В 1965 были подготовлены новые программы. Общая система биол. курсов сохранялась. В программах по ботанике и зоологии были усилены вопросы физиологии, экологии и биоценотич. связей, восстановлены в необходимом объёме элементы систематики и филогении и пр. Вопросы жизнедеятельности человеческого организма, функциональные связи форм и строения органов, саморегуляции и обратной связи занимали гл. место в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека. Новый курс общей Б. (1966) включал зволюц. учение, цитологию, молекулярную Б., онтогенетику, генетику и селекцию, аутэкологию, биогеоценоло-гию и учение о биосфере. В шк. биол. образовании с сер. 80-х гг. происходят крупные перемены. Общие тенденции его развития согласуются с задачами гуманизации и демократизации уч.-воспитат. процесса. В Значит. мере переосмыслены и вновь систематизированы по разделам шк. курса общедидактич. цели предмета: умственное и эмоциональное развитие, содействие формированию мировоззрения, трудовая и физич. подготовка (И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова). В качестве целей биол. образования методистами на материале Б. рассматриваются не только усвоение знаний и способов деятельности, но и овладение опытом творческого поиска, формирование эмоционально-ценностных отношений людей к миру и друг к другу. Усвоение ведущих биол. идей и понятий выступает как элемент общей культуры человека. Особый акцент сделан на моральной ответственности человека по отношению к природе как одной из приоритетных в совр. общечеловеческих ценностях (Зверев, И. Т. Суравегина). Биол. образованность кроме мировоззренческой функции предполагает готовность учащихся к практич. применению науч. знаний о живой природе в трудовой деятельности, при определении области проф. интересов, выработке навыков здорового образа жизни. Структура целей биол. образования и их конкретизация обусловлены совр. уровнем развития биол. науки и методологии, стремлением обеспечить идейно-нравств. и гражд. свободу личности. С 1986 в школах используются новые программы, учебники и метод. пособия, из к-рых учитель может выбирать наиб. приемлемые. В практику входит использование уч. пособий по флоре и фауне отд. регионов. Изучение ботаники и зоологии основывается на знаниях, полученных учащимися в курсе природоведения нач. школы. Этим курсом закладываются осн. науч. представления у учащихся о растит, и животном мире планеты, её климате, сезонных явлениях в природе, связанных с вращением Земли вокруг Солнца, и сезонных видах труда. Школьники получают навык работы с планом и картой. Элементарное ознакомление со строением человеческого организма дополняется сан.-гигиенич. знаниями. В систематич. курсе природоведения (5-й кл.) обобщаются знания об окружающей человека среде. Ботаника изучается в 6—7-м кл., включает элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, систематики, географии, филогении растений, палеоботаники, микробиологии. Зоология изучается в 7—8-м кл. Изучение животных строится по иерархич. принципу: от простейших к млекопитающим. В курс зоологии входят элементы анатомии, морфологии, физиологии, экологии (приспособленность к среде), эмбриологии, систематики и филогении животных. Выясняется также хозяйственное значение разведения животных. Курс анатомии, физиологии и гигиены человека изучается в 9-м кл. В него входят также элементы цитологии, физич. культуры и истории изучаемой науки. Завершает шк. биол. образование курс общей Б. В нём раскрываются осн. законы жизни, индивидуального и ист. развития организмов; школьники знакомятся с открытиями последних лет в изучении биол. систем на клеточном (молекулярном и субмолекулярном), ор-ганизменном и популяционно-видовом уровнях живой материи, раскрывается принцип биол. синтеза белка; на основе изучения законов наследственности и изменчивости выявляются методы селекции. Заканчивается курс рассмотрением осн. понятий экологии и общих закономерностей биосферы. Учебника, учебные и методические пособия по биологии. Первый в России учебник по естествознанию был написан В. Ф. Зуевым для нар. уч-щ («Начертание естеств. истории», ч. 1—2, 1786, издавался до 1828). При отборе объектов изучения и изложении уч. материала автор не придерживался господствовавшей в то время систематики, а давал живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека. Его учебник способствовал формированию реальных представлений о природе, ориентировал учащихся на практич. применение знаний. Многие учебники для ср. уч. заведений давали описательно-эмпирическое изложение, построенное на морфолого-систематич. материале: «Краткая ботаника» И. И. Шиховского (1853); «Руководство к зоологии» Ю. И. Симашки (1852; ч. 1—2, 1861—); «Элементарный курс зоологии» К. К. Сент-Илера (1869); «Учебник естеств. истории» М. П. Вараввы (кн. 1—3, 1890—91; 1902—057) и др. Лучшим учебником Б. для гимназий в России в 60-е гг. 19 в. признавалась «Зоология и зоол. хрестоматия» (в. 1—3, 1862—65) А. П. Богданова. Учебник был построен по иерархич. принципу. В нём впервые выдвинуто экологич. направление в обучении Б., реализованы прогрессивные метод. идеи: наглядное обучение, использование аквариумов, коллекций, постановка лабораторных занятий и т. д. «Приготовительный курс ботаники» Н. И. Раевского приучал школьников описывать и сравнивать самостоятельно растения, а не заучивать их по книге. «Учебник зоологии» Гер-да (ч. 1—2, 1877—83) высоко оценил И. И. Мечников, считая, однако, что предлагаемый автором план шк. естествознания представляет для учащихся огромные трудности (простейшие организмы, с к-рых начинается обучение, недоступны для наблюдения, описания сложны и пр.). «Краткий курс естествознания» Герда вместо «излагающего» метода обучения, при к-ром ученик получал готовые знания, рекомендовал опыты, самостоят. практич. работы, экскурсии. К 1917 в школе использовались учебники В. Б. Половцова, Л. С. Севрука, Г. Н. Боча, И. И. Полянского, Л. Н. Николаева. Широкое распространение в 20-е гг. получили «рабочие книги», рассчитанные на неск. лет обучения и содержавшие материал для учащихся и учителя: «Природа и труд» С. П. Аржанова, А. П. Пинкевнча, К. П. Ягодовского (ч. 1—2, 1926); «Практич. занятия по сел. х-ву в сел. школе» M. H. Николаевского (ч. 1—2); «Практич. занятия по анатомии и физиологии человека» Б. Е. Райкова (ч. 1—2, 1927) и др. В 30-е гг. были изданы стабильные учебники: для нач. школы — «Естествознание» В. А. Тетюрева (1933), для ср. школы — «Ботаника» Б. В. Всесвятского, «Зоология» М. Я. Цузмера (1933), «Анатомия и физиология человека» А. Н. Кабанова, «Эволюц. учение в школе» М. М. Беляева (1929), «Общая биология» В. Ф. Натали, К. В. Магржиковской, В. В. Хвостовой (1934). Большинство стабильных учебников по Б. переводились на языки союзных республик. наиб. изменениям в 50-е гг. подверглись обобщающие учебники для завершающего этапа обучения, что объяснялось борьбой разл. направлений в биол. науке. Были изданы «Основы дарвинизма» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова, В. М. Кор-сунской (1950) и Е. А. Веселова (1956, 1962е). В учебниках для 5—6-го кл. в основном сохранились структура и содержание, больше внимания уделено прикладным и практическим знаниям. В связи с перестройкой содержания образования в 1965 были созданы новые учебники: «Ботаника» В. А. Корчагиной (1967, 1982*); «Зоология», под ред. Б. Е. Быховского (позднее Л. В. Наумова) (1969); «Человек. Анатомия, физиология, гигиена» А. М. Цузмер, О. Л. Петришиной (1968). Учебник «Общая биология», под ред. Ю. И. Полянского (1965, 1982) для 9—10-го кл., завершающий шк. курс Б., содержит проблемные теоретич. вопросы Б., в т. ч. биол. связь эволюции человека с эволюцией высш. животных и движущие силы антропогенеза. В учебнике рассмотрены также основы генетики и селекции, показаны практич. значение генетики и достижения селекции. Учебник включает материал по основам экологии и завершается обобщающей темой «Биосфера и человек». Методика преподавания биологии. Зарождение рус. методики естествознания связано с именем Зуева. В своём учебнике естеств. истории (1786) он впервые обозначил различие между наукой и шк. уч. предметом и осуществил метод. отбор типичных объектов изучения. Во введении к учебнику автор решал ряд вопросов методики преподавания: использование на уроке беседы с демонстрацией наглядных пособий, распознавание и описание натуральных объектов, отыскивание на геогр. карте мест их происхождения и т. д. В 40-е гг. 19 в. в рус. уч. заведениях использовалась методика естествознания нем. учителя А. Любена. Он считал, что ботаника имеет все возможности для развития чувств (особенно зрения), эстетич. воспитания, упражнения в правильном мышлении, «пробуждения жажды к исследованию и отсюда проистекающих спасительных самостоятельности и самодеятельности» и рекомендовал изучать жизнь растений, обращал внимание на разнообразие растит, форм. По мнению В. В. Половцова, по любеновскому методу преподавание шло сухо и скучно. Для методики шк. Б. 19 в. характерно догматич. дедуктивное преподавание Б., в процессе к-рого излагались готовые знания, что мало стимулировало активную умственную деятельность учащихся, заставляя работать только память. Против дедуктивного метода обучения выступали прогрессивные учёные и педагоги. А. Н. Бекетов противопоставил ему индуктивный метод обучения, направленный на воспитание самостоятельности мышления, развитие наблюдательности учащихся. В 1883 Герд подготовил методику естествознания в нач. школе («Предметные уроки»), в к-рой разработал методику проведения уроков, экскурсий, практич. занятий и задания эксперим. характера. Он ратовал за единство в применении индуктивного и дедуктивного методов в преподавании, выдвигал на первый план рассуждения учителя и учащихся, подводящие к выводам и обобщениям на основе наблюдаемых фактов. Критиковал принятый в то время «излагающий метод» обучения и строил методику преподавания естествознания на основе дидактич. системы К. Д. Ушинского. В нач. 20 в. разрабатывались 2 формы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная (т. н. экскурсионный метод) и практическая (лабораторные занятия). С 1901 выходили пособия по экскурсиям Половцова, Райкова и др., с 1904 — практич. руководства для учащихся Л. Н. Никонова, Половцова по ботанике, Райкова по анатомии и физиологии человека, по природоведению, зоологии и др. На основе практич. занятий возник «моторный» (двигательный) метод обучения, названный Райковым «опытно-исследовательским ». В 1904 Половцов впервые разработал лекционный курс методики естествознания для студентов ун-та и опубликовал «Основы общей методики естествознания» (1907) для учителей. Особое внимание он уделял разработке «биол. метода», к-рый основывал на трёх принципах: формы изучаются в связи с жизненными процессами; образ жизни изучается в связи со средой обитания; в шк. содержание включается наиб. доступный и интересный для учащихся материал. Биол. подход к изучению организмов созвучен с совр. освещением вопросов экологии в шк. Б. В 20-е гг. в методике Б. широко пропагандировался исследовательский метод обучения, Теоретич. материал в форме «готовых знаний» излагался описательно и в ограниченном объёме. Предполагалось, что школьники сначала проведут наблюдения и опыты, а затем сформулируют теоретич. обобщения, содержащиеся в уч. пособиях. Однако материальная база школ не позволяла выполнить Значит. часть рекомендуемых экспериментов и наблюдений. В помощь школам создавались постоянно действующие шк. экскурсионные биостанции. В 1918 Б. В. Всесвятский основал биол. станцию юных любителей природы (позднее биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), положившую начало юннатскому движению, Натали организовал пед. биостанцию «Биосад» (обе в Москве). В 1919—20 в Петрограде было создано 12 экскурсионных биостанций, в 1925 Райков основал пед. биостанцию в Ленинграде. Подобные станции возникли и в других городах страны. В кон. 20-х гг. широко распространились «активные методы» обучения: лабораторный метод (Дальтон-план) и метод проектов. Для осуществления первого были изданы «рабочие книги», в к-рых описывались задания для проведения опытов и наблюдений. В школах, не имеющих лабораторий, занятия сводились к чтению «рабочих книг» по заданию, рассчитанному на месяц. Книги читались бригадами (как правило, по 10 чел.), в конце месяца проводились конференции по теме, на к-рой за всю бригаду отвечали бригадиры (бршадно-лабораторный метод обучения). По методу проектов уч-ся должны были самообучаться «в действии», самостоятельно выбирая и составляя проект. Они находили нужные сведения в справочниках, из бесед со специалистами, делали расчёты и получали конкретно-предметный результат. Напр., проект «Вырастить цыплят» связан с выбором пород, расчётом кормов, уходом за цыплятами. Были установлены об-щешк. проекты, напр.: в первом полугодии — «Поможем выполнить промфин-план материнскому заводу», во втором — «За большевистский сев. в подшефном колхозе». Переход на комплексные программы обучения, а затем к методу проектов привёл к снижению уровня знаний учащихся и вызвал длит. дискуссию (с 1924) между сторонниками систематич. курса шк. Б. (ленинградское направление) и его противниками (московское). Шестилетняя полемика в журналах закончилась Всерос. конференцией преподавателей естествознания (янв. 1929), на к-рой было осуждено метод. направление, отстаивавшее систематич. построение курса Б. Его сочли «крайне реакционной формой», «идущей от средневековья». Форма урока была отнесена к пережиткам «старой школы», метод проектов объявлен передовым. Одностороннее увлечение «универсальными» методами, сведение естествознания к с. х-ву вызвало отрицание уголков живой природы, экскурсий в природу, работ на пришк. участке и т. п. С возобновлением систематич. построения курса в нач. 30-х гг. в методике преподавания Б. усиливалось внимание к изложению основ наук. Первый курс общей методики преподавания Б. для школ страны — «Методика естествознания» П. И. Боровицкого был издан в 1934. Вышли частные методики по каждому разделу Б.: «Методика естествознания» для нач. школы М. Н. Скаткина (1934), «Методика преподавания ботаники» Б. В. Всесвятского, В. Н. Ву-четича (1936), «Методика зоологии» М. М. Беляева, Н. Г. Кременец-кого, «Методика преподавания анатомии и физиологии человека в ср. школе» И. В. Козыря, П. И. Суворовой, М. Я. Цузмера (1938), «Методика эволюц. учения» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова (1935), «Методика преподавания дарвинизма в ср. школе» Д. А. Судовского (1941). Были изданы (1940) книги по внеклассной работе Н. М. Верзилина, Н. А. Рыкова, Г. Н. Белова и Б. И. Стожарова, Скаткина и др. В 40-е гг. вышли новые частные методики: ботаники — Верзилина, зоологии — Рыкова, А. А. Яхонтова и Е. А. Флёровой, анатомии и физиологии человека — Е. П. Бруновт, И. В. Козыря и др., основ дарвинизма — Мельникова, В. М. Кор-сунской. Обобщение общих вопросов частных методик привело к развитию исследований по проблемам общей методики преподавания Б., истории методики естествознания. Вышли монографии Райкова о Зуеве, Половцове, Герде, И. П. Павлове, И. И. Полянском; «Общая методика естествознания» (1947), ряд трудов о рус. эволюционистах до Дарвина, книга «Пути и методы натура-листич. просвещения» (1960). В 1958 издана книга В. Н. Фёдоровой «Развитие методики естествознания в дорев. России». Совершенствование методики преподавания Б. в сер. 50-х гг. связано с разработкой теории развития биол. понятий (H. M. Верзилин и др.). Согласно этой теории, в каждом курсе (уч. предмете) выделяются осн. понятия, к к-рым учитель должен возвращаться на разном уч. материале и в разл. связях. Понятия не даются в «готовом виде», а «выводятся» учащимися. Верзилин и его последователи различают спец. понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета; понятия простые (единичные) и сложные (общие). Простое, начальное понятие, включающее элемент знания, объединяясь с другими простыми, образует сложное понятие. Спец. понятия объединяются в группы понятий о предметах, явлениях и взаимосвязях. Общебиол. понятиями являются понятия о биол. закономерностях, относящихся ко всей природе (клетка, единство строения и функции организма, биологическая система и уровень организации живой материи и т. д.). В 50—70-е гг. были изданы теоретич. и прикладные труды по частным методикам H. M. Верзилина («Как преподавать ботанику», 1950; «Основы методики преподавания ботаники», 1955), В. Ф. Шалаева («Методика преподавания естествознания», 1952), М. И. Мельникова («Методика преподавания основ дарвинизма», 1953); И. В. Козыря, П. И. Суворовой, А. М. Цузмер («Методика преподавания анатомии и физиологии человека», 1954); Е. П. Бруновт («Методика преподавания анатомии и физиологии человека», 1954); Н. А. Рыкова («Методика преподавания зоологии», 1955); П. И. Боровицкого, П. Ф. Винниченко и др. («Методика преподавания естествознания», 1955); А. А. Яхонтова, Е. А. Флёровой («Методика преподавания зоологии», 1955). Появились спец. труды, поев, разработке проблемы поли-техн. образования в связи с преподаванием Б.: «Школа и с. х-во» А. А. Шибанова (1948); «Преподавание биологии в свете задач политехн. обучения» В. Ф. Шалаева (1953); «Уроки ботаники на шк. учебно-опытном участке» Н. В. Па-далко (1954); «Элементы политехн. обучения в преподавании биологии», под ред. С. В. Щукина (1953); «О политехн. обучении» M. H. Скаткина (1953). Изданы труды по проблемным вопросам теории и методики Б.: «Развитие званий уч-ся об эволюции органич. мира» И. Д. Зверева (1962); «Проблемы дидактики биологии» Б. В. Всесвятского (1969). В связи с введением в 1965 новых программ по Б. создана система метод. руководств для учителя по общим и частным вопросам: «Общая методика преподавания биологии» H. M. Верзилина, В. М. Корсунской (1972); «Методика обучения ботанике», под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Фёдоровой (1977); «Методика обучения зоологии» В. Ф. Шалаева и др. (1972); «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» Е. П. Бруновт, И. Д. Зверева и др. (1973); «Методика обучения общей биологии» А. Н. Мягковой, Б. Д. Комиссарова (1973); «Самостоят. работы учащихся по общей биологии » Л. П. Анас-тасовой (1978); «Охрана природы в шк. курсе биологии» А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной (1977) и др. К нач. 90-х гг. уровень преподавания Б., программы и учебники вызывали критику со стороны учителей и специалистов. Большинство выпускников школы слабо владеют совр. основами теоретич. Б., методами исследования, науч. фактами, сведениями из нагорий науки. Материальная база школы часто не обеспечивает постановку необходимых биол. экспериментов, лабораторных и демонст-рац. опытов. Уч-ся плохо знают природу родного края. Всё это требует коренной перестройки биол. образования. В качественном улучшении нуждается биол. и метод. подготовка учителей в вузах и ИУУ. В 90-е гг. началась разработка новых программ для базисного, республиканского и местного (школьного) содержания уч. курса Б. Для школ предлагаются многочисл. варианты уч. планов и программ дифференцированного (в т. ч. углублённого и профильного) изучения предмета. Творческие поиски учителей и методистов направлены на совершенствование опытно-практич. работы школьников, на поиски эффективного сочетания уроков с др. формами организации уч.-воспитат. процесса, конкретных путей реализации связи обучения с практикой. Результаты этой работы получили отражение в трудах Шалаева, Рыкова, Щукина, К. Н. Соколова, Мельникова и др. Лит-ру для учителей по актуальным вопросам методики преподавания Б.«Библиотеку учителя биологии», комплект уч.-метод. пособий к каждому действующему учебнику (книги для внеклассного чтения, книги для учителя, наглядные пособия и пр.), серии книг для учителя и учащихся «Мир знаний», «Люди науки» выпускает изд-во «Просвещение». «Педагогика» издаёт науч.-популярную, науч.-худож., справочную лит-ру, серию книг «Учёные — школьнику» (с 1974); «Энцик-лопедич. словарь юного биолога». Большую метод. помощь учителям оказывает журн. «Биология в школе» (осн. в 1927). наиб. характерными методами обучения Б. являются наблюдения и эксперименты. Методы биол. наблюдений и опытов в шк. Б. разрабатывались Ягодовским, Райковым, Всесвятским, Верзи-линым и др. Наблюдения и опыты используются при изучении клеток, тканей, органов и т. д. и могут выполняться учащимися самостоятельно в работе с натуральными материалами, микроскопом, живыми объектами или демонстрироваться учителем. Различают кратковременные и длит. наблюдения и опыты, к-рые могут протекать на уч.-опытном участке, в поле, в лабораторных условиях. Существенным дополнением по ознакомлению учащихся с науч. методами является демонстрация биол. эксперимента с помощью кинофильмов, показывающих его динамику и достоверность. Большое значение в преподавании Б. имеют межпредметные связи, направленные на координацию и интеграцию науч. знаний. Сущность биол. процессов раскрывается на основе физ. и хим. понятий, теорий, законов и фактов. Экологич. знания тесно связаны с географией (биогеоценоз и ландшафт, биосфера и геогр. оболочка и т. д.). Программа обучения Б. 1981 впервые включила осн. межпредметные связи: в ботанике — по темам гл. обр. природоведения и географии, в зоологии — физики, химии, математики. Изучение общей Б. связывалось, кроме того, с историей и обществоведением (культура Зап. Европы нового времени, категории диалектич. материализма и т. д.). Особое значение для решения задач политехн. обучения имеют связи шк. Б. с произ-вом, ознакомление учащихся с естеств.-науч. основами и общими принципами действия технологических устройств, с технологией отраслей производства, в которых используются биотехнологии. В систему политехн. знаний входят науч. основы с.-х. произ-ва, микробиол. пром-сти, охраны природы; знакомство с техникой и технологией, обеспечивающими высокую продуктивность живых систем (биотехнология), общие умения применения биол. знаний в трудовой деятельности школьников. В содержании шк. Б. отражаются проблемы ускорения науч.-техн. прогресса: развитие агробиол. комплексов, применение безотходных технологий, генной инженерии и др. Большое значение придаётся усвоению учащимися науч. основ с.-х. произ-ва, технологии микробиол. процессов, экология, основ охраны природы. В систему общих умений политехн. характера входят умения по обработке почвы, подготовке к посеву, уходу за с.-х. животными и др. Система политехн. знаний и умений приобретает воспитат. функцию во взаимосвязи уч., обществ. и производит, труда школьников, в тесном контакте обучения Б. с трудовым воспитанием и профориентацией учащихся. В массовой школе ведущей формой организации занятий по Б. является урок. Специфичны для обучения Б. и такие формы уч. деятельности, как работа в уче-нич. производств. объединениях, экскурсии. Программа по Б. предусматривает цикл экскурсий по вопросам экологии, эволюц. учения, систематики, охраны природы и т. д. На внеурочных уч. занятиях по Б. продолжается выполнение заданий, полученных учащимися на уроке или экскурсии. В их содержание могут также включаться наблюдения над растениями и животными и постановка опытов, проводимые в уголке живой природы. Целям углублённой теоретич. и практич. подготовки учащихся по Б. служат факультативные занятия, а также школы и классы с углублённым изучением Б. Программой предусмотрены факультативные курсы «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Основы гигиены и санитарии», «Основы биотехнологии» и др. Значит. роль в развитии интереса и склонностей школьников к Б. принадлежит кружковым занятиям. В распоряжении учителя Б. имеются разл. средства обучения: натуральные объекты (минералы и горные породы, влажные препараты, гербарии, коллекции, скелеты, чучела и др.), изобразит, пособия (модели, муляжи), реактивы и материалы для опытов, печатные пособия (альбомы, карты, таблицы и др.), аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы, диафильмы). На занятиях по Б. широко используются уч. кинофильмы, кинофрагменты, уч. телевидение. Расширение уч.-материальной базы обучения, возрастание роли техн. средств приводят к необходимости создания в каждой школе кабинета Б. и уголка живой природы. Кабинет биологии обеспечивает эффективное проведение уроков, способствует науч. организации труда учащихся и учителя. Осн. часть типового кабинета Б. — класс-лаборатория; при нём может быть оборудована лабораторная комната и уголок живой природы. Шкаф для опытов с растениями оснащён люминесцентными лампами, вентиляц. и смотровыми отверстиями. На спец. подставках вдоль стен кабинета размещаются живые растения, имеющие поз-нават. значение. В лабораторной комнате хранятся осн. запас наглядных и вспомогат. пособий, экскурсионное снаряжение, реактивы и материалы для опытов, столярные и слесарные инструменты, запас раздаточного материала и т. д. В уголке живой природы уч-ся под руководством учителя проводят наблюдения за животными и растениями, ставят опыты. При размещении растений и животных в уголке живой природы учитываются естеств. условия их жизни, потребность в свете, тепле, влажности воздуха и т. д. Подбор растений и животных проводится в соответствии с программой. Организуется дежурство учащихся-юннатов; работа уголка отражается в спец. дневнике. Школам, имеющим уголок живой природы, оказывают организац. и метод. помощь станции юных натуралистов, др. внешк. учреждения. Своеобразной лабораторией для уч. занятий и практич. работы учащихся является уч.-опытный участок — специально оборудованный и освоенный земельный участок, на к-ром уч-ся овладевают практич. умениями, предусмотренными программами по Б. и трудовому обучению, ставят биол. и с.-х. опыты, выращивают растения, проводят наблюдения, фиксируют их результаты. Типовой участок может включать след, отделы: обще-биол., коллекционный, опытный, декоративный, плодово-ягодный, отдел нач. классов, теплицу, геогр. площадку, крольчатник и др. Внеклассная работа по биологии. В методике преподавания Б. выделяют 3 вида внеклассных занятий: индивидуальные (работа в уголке живой природы, фенологич. наблюдения, опыты с растениями, выращиваемыми в комнатных условиях, и др.); групповые (в кружках юннатов, экологов, звеньях «красного креста», отрядах по охране природы — «зелёных патрулях» и др.); массовые (лекции, науч. вечера, конференции, выставки, походы и т. д.). На развитие познават. интересов учащихся положительно влияют практика изучения и охраны природы родного края, опытничество, юннатское движение, уход за молодняком с.-х. животных, посадка лесонасаждений и др. Все виды внеклассных занятий по Б. дополняют друг друга. Подобные занятия проводятся и как внешкольные. Преподавание биологии в зарубежной школе. В ср. общеобразоват. школах стран Вост. Европы Б. является обязат. предметом. Структура и осн. объём уч. материала по Б. сходны, различаются лишь названия отд. уч. предметов, фак-тич. знания и отбор объектов изучения, обусловленные природными особенностями каждой страны; распределение содержания науч. знаний между уч. предметами: Интересны попытки совм. изучения растений и животных, без разделения курсов ботаники и зоологии на ср. ступени школы; усиливается тенденция общебиол. проблемного освещения уч. материала. Однако все эти изменения исходят из общности целей и уч.-воспитат. задач обучения, решения практич. и политехн. вопросов, связанных с изучением живой природы. В преподавании Б. в школах ряда развивающихся стран внедряются пед. рекомендации по итогам крупных между-нар. исследований систем биол. образования. Напр., в Индии в соответствии со спец. проектом естеств.-науч. образования ЮНЕСКО в 1965—75 были введены самостоят. уч. предметы: ботаника, зоология, анатомия и физиология, общая Б. (ранее по образцу брит. шк. программ в одном конгломератном предмете «Общая наука» давались отрывочные биол., физ., хим. знания). Аналогичная система преподавания Б. введена в Сирии. В школах США, Великобритании, Франции и др. Б. изучается только по выбору в классах с естеств.-научной направленностью. Существуют разл, варианты углублённого курса, приближенные к 1-му курсу спец. ф-тов вузов. Типичными для школ США являются 3 варианта: физиол., молекулярно-биол., экологический. Для многих школ Великобритании характерна перестройка биол. образования на основе расширения исследоват. методов обучения и подчинения им структуры и содержания знаний (Наффилдовский проект, 1966). Курсы Б. в гос. школах ФРГ построены по сис-тематич. принципу с детальным обзором классификац. групп растений и животных и характеристикой их экологич. условий жизни (отражение «биол.» направления). Как правило, трактовки в учебниках внешне «нейтральны» к методологии науки. Учителя и уч-ся имеют возможность выбора учебника. Лит.: Герд А. Я., Избр. пед. труды, М. 1953; По ловцов В. В., Основы общей методики естествознания, M. ; Голлербах M. M., Место и значение общебиол. проблематики в шк. естествознании, в сб.: Биология в школе. Метод. сб., в. 2, М.-Л., 1946; Федорова В. Н., Развитие методики естествознания в дорев. России, Ми958; Ягодовский К. П., Вопросы общей методики естествознания, М., 1954; Райков Б. Е., Пути и методы нату-ралистич. просвещения, М., 1960; Проблемы методики обучения биологии в ср. школе, под ред. И. Д. Зверева, М., 1978; Проблемы дидактич. средств обучения биологии в школе. М., 1979; Зверев И. Д., Мягко— в а А. Н., Бруновт Е. П., Воспитание учащихся в процессе обучения биологии, М., 1984; Зверев И. Д., Мягкова А. Н., Общая методика преподавания биологии, М., 1985; Комиссаров Б. Д., Методологические проблемы школьного биологического образования, М., 1991; Максимова В. Н., Груздева Н. В., Межпредметные связи в обучении биологии, М., 1987; Павлович С. А., Кабинет биологии в ср. школе, Л., 1955; Козырь И. В., Кабинет биологии ср. школы, М., 1956; Трайтак Д. И., Кабинет биологии, М., 1976; Пугал H. A., Розе н-штейн А. М., Кабинет биологии, М., 1983; Натали В. Ф., Животные и растения в уголках живой природы, Л1926, Ягодовский К. П., Живой уголок в школе и дома, М. — Л1927; Методика работы с учащимися на шк. уч.-опытном участке, под ред. Н. М. Верзилина, [М.], 1956; Внеклассная работа по биологии. M. И. Д. Зверев. БИРМА, см. Мьянма. смотреть
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ (от греч. bios – жизнь и logos – учение)наука о жизни, основанная на данных психологии, ботаники, зоологии, антропологии. Формы жизни и их. смотреть
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ
IБиоло́гия (греч. bios жизнь + logos учение)совокупность естественных наук о жизни как особом явлении природы. Предметом изучения служат строение, функ. смотреть
БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ (от греч. bio — жизнь и logos слово, учение) — совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и от. смотреть
БИОЛОГИЯ
(от греч, bios — жизнь и logos — учение), совокупность наук о живой природе. Предмет изучения — все проявления жизни: строение и функции живых организмов, их распространение, происхождение, развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Термин “Б.” предложили независимо друг от друга Ж. Б. Ламарк и Г. Р. Тревиранус (1802). Развитие Б., как и др. наук, находилось в зависимости от запросов практики. Первые систематич. попытки осмыслить явления жизни сделали древнегреч. философы и врачи в 5—4 вв. до н.э. (Гиппократ, Аристотель, Теофраст) и затем древнеримские во 2 в. до н. э. (Гален и др.). В средние века Б. развивалась очень медленно, но в эпоху Возрождения, благодаря новым географич. открытиям, знания о животных и растениях стали накапливаться очень быстро. В 15—18 вв. происходит оформление в качестве самостоятельных наук ботаники, зоологии, анатомии, физиологии. Важные этапы в развитии Б. в этот период — открытие кровообращения (англ, физиолог Гарвей, 1628), изобретение микроскопа и проведение первых микроскопия, наблюдений (англ, физик Р. Гук, 1665, и голл. А. Левенгук, 1673), введение в Б. представления о виде как систематич. единице и создание системы классификации организмов (швед. ботаник К. Линней, 1/58). К концу этого периода возникает идея историч. развития органич. мира. Крупные достижения Б. в 19 в. —создание теории клеточного строения организмов (нем. биолог Т. Шванн, 1839) и эволюционного учения Ч. Дарвина (1859), открытие единиц наследственности (Г. Мендель, 1865), окончательное опровержение представлений о самозарождении организмов, оформление в самостоятельную науку микробиологии (франц. учёный Л, Пастер, 1857— 1864), открытие вирусов (рус. микробиолог Д.И. Ивановский, 1892), а также получение первых данных о распространении и химич. строении нуклеиновых к-ти белков. В 20 в. Б. характеризуется дальнейшим развитием её традиционных разделок, а также формированием новых отраслей. Напр., в зоологии выделяются протозоология, арахнология, гельминтология и др., в физиологии — эндокринология, нейрофизиология и др.Одновременно происходит сближение ряда разделов Б. с др. науками и возникновение биохимии, биофизики, биогеохимии, молекулярной биологии и др. В результате этого сложился совр. комплекс биол. наук, охватывающих всё известное многообразие проявлений жизни. Наиболее общие закономерности развития жизни исследует общая Б. Изучение животных, растений и микроорганизмов является задачей соответственно зоологии, ботаники и микробиологии. В пределах этих наук имеются разделы, предметом научного рассмотрения к-рых являются отдельные крупные группы организмов, напр. в зоологии —орнитология, ихтиология и др., в ботанике—альгология, микология, дендрология и др. Классификация организмов — задача систематики. Строение организмов изучает анатомия, функции — физиология, наследственность и изменчивость — генетика, поведение — этология, особенности индивидуального развития — Б. развития, закономерности историч. развития — эволюционное учение, образ жизни животных и растений и взаимоотношения их со средой — экология и т. д. Изучение проявлений жизни, наследственности и изменчивости на молекулярном уровне — задача молекулярной Б., молекулярной генетики, биохимии и др.
Методы Б.— описательный (сбор и описание фактов), сравнительный (сопоставление сходства и различий организмов), исторический (выяснение закономерностей появления, развития организмов, формирования их функций) и экспериментальный (постановка эксперимента и точный анализ биол. явления), чрезвычайно богатый по кол-ву и качеству используемых технич. средств (приборов, аппаратов, реактивов и т. д.). В биол.
исследованиях широко используются микроскопия (световая, ультрафиолетовая, люминесцентная, электронная с техникой ультратонких срезов), цитохимии, и гистохимич. методы, авторадиография, дифференциальное центрифугиронание, культивирование клеток и тканей, генетич. анализ, иммунологич. и биохимич. методы и др., а с 20 в. широко применяется моделирование явлений и процессов. Проявления жизни изучают на рапных уровнях: на молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном, популяционном, видовом, биогеноцеотическом и биосферном. Особенно плодотворными начиная с сер. 20 п. оказались исследования на молекулярном уровне. Были выяснены пути синтеза и распада, взаимные превращения различных химич. веществ в живых клетках, механизмы хранения и реализации генетич. информации, молекулярные основы многих регуляторных процессов в организме. Получено много новых данных о структуре ядра, хромосом, клеточных мембран и др. клеточных органоидов. Изучены механизмы формирования тканей, развития органов. Исследования на организменном уровне направлены в основном на обоснование существующей теории онтогенеза. На популяционном и видовом уровнях проводятся исследования процессов, протекающих в популяциях организмов, тогда как на биогеоценотическом и биосферном уровнях исследуют процессы, протекающие в биогеоценозах и в биосфере, включая процессы, являющиеся следствием действия антропогенных факторов. Совр. Б. успешно решает ряд проблем, к-рые имеют значение не только для теории, но и для практики (теория генетич. информации, проблемы регуляции функций клеток и дифференциации клеток, индивидуального и историч. развития организмов, памяти, фото- и хемосинтеза, фиксации азота, а также проблемы, связанные с изучением биосферы). Значение Б. возрастает с каждым годом. Являясь теоретич. основой с. х-ва, медицины и ветеринарии, она становится производительной силой.
БИОЛОГИЯ
(от греч. bios — жизнь и logos — слово, учение), совокупность наук о живой природе: об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю организмов, их строении и жизнедеятельности, происхождении, распространении, индивидуальном и историч. развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Б. вскрывает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях и свойствах (обмен в-в, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.). Термин “Б.” предложен в 1802 франц. учёным Ж. Б. Ламарком и нем. учёным Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Иногда его употребляют в узком (частном) значении — как образ жизни организмов в процессе их индивидуального развития, напр. Б. овцы, Б. пшеницы.
Первые систематич. попытки познания живой природы были сделаны антич. врачами и философами (Гален, Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Плиний Старший и др.). Их труды, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии (Везалий и др.). В 17—18 вв. в Б. проникают эксперим. методы. На основе количеств. измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (У. Гарвей, 1628). Изобретение микроскопа раздвинуло границы известного мира живых существ, углубило представление об их строении. Одно из осн. достижений этой эпохи — создание системы классификации р-ний и ж-ных (англ. биолог Дж. Рей, 1693; швед. учёный К. Линней, 1735). В результате резкого увеличения числа изучаемых биол. объектов, разработки новых методов исследования, накопления и дифференциации знаний особенно больших успехов Б. достигла в 19 в., когда окончательно сформировались мн. биол. науки и возникли новые перспективные направления. Так, ботаника и зоология дробятся на разделы, изучающие отд. систематич. группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Одним из осн. обобщений в Б. 19 в. явилась клеточная теория (нем.учёный Т. Шванн, 1839). Подлинный переворот в Б. произвело учение Ч. Дарвина (1859), к-рый открыл движущие силы эволюции и дал материалистич. объяснение целесообразности организации живых существ. Австр. натуралистом Г. Менделем (1865) были сформулированы закономерности наследственности, однако работы Менделя оставались неизвестными широким кругам биологов до нач. 20 в., когда стала бурно развиваться генетика. Большую роль в изучении процессов фотосинтеза как основы рационального земледелия сыграли работы К. А. Тимирязева. Проникновение в Б. хим., физ. и математич. методов привело к поразит. успехам (начиная с 50-х гг.) молекулярной Б., вскрывшей хим. основы наследственности, развитию таких важных в практич. отношении направлений, как генетич. инженерия, биоэнергетика и др. Учение о биосфере (В. И. Вернадский) как особой оболочке Земли раскрыло масштабы геохим. деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. К 60-м гг. в Б. сложилось представление об уровнях организации живого: напр., молекулярно-генетическом (биохимия, биофизика, молекулярная Б.), клеточном (цитология), организменном (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно-видовом (экология, биогеография), биогеоценотически-биосферном (биогеохимия, биогеоценология).
Б. — науч. основа всей практич. деятельности человечества, связанной с живой природой. В частности, в с.-х. произ-ве используются данные мн. биол. наук при решении всех кардинальных проблем, направленных на повышение урожайности с.-х. культур и продуктивности с.-х. ж-ных. На ряд биол. наук опираются все разделы селекции, деятельность в области интродукции, агротехника с.-х. культур, биол. метод защиты с.-х. растений от насекомых-вредителей и сорняков и мн. др. Достижения Б. становятся основой развития нек-рых направлений в микробиол. пром-сти (биотехнология). Всё возрастающее значение биол. исследований для медицины, с. х-ва, использования естеств. ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули Б. в сер. 20 в. на передовые рубежи естествознания.
• Развитие биологии в СССР, М., 1967: История биологии с древнейших времен до ваших дней. [т. 1-2]. М., 1972-75.