Что означает слово бекенез
Экскурсия Источник воды «Бекенез» 7 класс
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия Источник воды «Бекенез» 7 класс»
Классный руководитель: Гаджиевой И.С. ; библиотекари р-на
Цель: научить понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
Воспитание бережного отношения к природе.
Формирование познавательного интереса.
2. приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.
22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Впервые мысль о назначении такого праздника была озвучена на Конференции ООН, посвященной охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД).
Источник под названием «Бекенез»
Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.)
Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)
Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.)
Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
11.Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
12. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
13. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
19. Какие два моря в Росси противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)
Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)
В каком состоянии воды в природе больше всего? (В жидком)
Объясните значения выражений
”Мутить воду” – быть причиною раздора, несогласия, ссор, беспорядка, хитрить, сбивать с толку.
”Как в воду глядел” – знать заранее, предвидеть что-нибудь.
”Как с гуся вода” – болезнь, напасть прошла так же быстро, как вода с гусиного пера.
”Где вода – там беда” – вода наносит вред вещам сделанным из металла (оставляет ржавчину).
Назовите народные обряды, связанные с водой.
Ответ: Крещение младенца, Обливание водой в день Ивана Купалы, Гадание с помощью воды, Очищение Святой водой и т.п..
История моего села
Меня зовут Саидова Хайранса. Я ученица 11го класса. Родилась и выросла в селе Карабудахкент, Карабудахкентского района. Моё село замечательное.Здесь дышится легко,чистый воздух и чистая вода являются богатствами моего села. Здесь тихо и спокойно. Все друг друга знают. Многие являются родственниками. Весной воздух наполняется ароматомраспускающихся листьев и цветущих садов. Моя отчизна это наша родная Россия, мой родной дом это Дагестан, мой маленький уголок на огромной земле, это место где я родилась, сделала первые шаги в жизнь – это моя маленькая Родина- село Карабудахкент. Любовь к Отчизне,к жизни начинается с любви к своей малой Родине.И я в этой работе постараюсь показать любовь к своему селу, рассказать историю своего села Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей,всесторонне развитых, адаптированных к условиям современной жизни. Мои сверстники не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населенные пункты своего района, историю своей малой Родины, они не знают. Наша страна живет на пике грандиозных перемен. И от того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества, зависит судьба нашей Родины.
Хайранса
Только народ, который помнит свою историю,
может надеяться на будущее.
Из истории мы знаем,что человек селится в тех местах, где есть источник воды,удобные территории – равнины,а также плодородные земли.
Именно этим требованиям соответствует наше прекрасное село Карабудахкент.
Первые поселенцы в Карабудахкенте,как свидетельствуют археологические памятники, появились 40 тыс. лет назад.
Здесь протекает великолепный источник воды «Бекенез».В настоящее время он обеспечивает чистейшей водой не только наше село, а около 30% населения района.
Наш источник «Бекенез» занимает II-ое место по дебиту в Европе.
Горы вокруг села были покрыты густыми лесами, в которых находились уникальный животный и растительный мир, в центре располагалось село, по краям леса. Чем не райская земля! Шамиль и его мюриды проходили около села. «Шамиль!Войдем в Карабудахкент и отдохнем!»-предложили мюриды. «Пока живой,не хочу входить в рай»-ответил имам и увел своих воинов «.Народное предание».
История происхождения названия села.
Меня заинтересовал вопрос,почему мое село называется Карабудахкент?
Карабудаг был очень авторитетным князем (бием) села, за что народ ласково назвал его Атаем (отцом). И даже сегодня люди поминают его в молитвах и ходят на его могилу.
Известный историк Г.С.Федоров-Гусенов выдвинул две версии происхождения названия нашего села. Жители села, считает ученый, в течение многих столетий выращивали уникальный сорт пщеницы «Карабудай», и это послужило основанием для названия села «Карабудай-гент». Есть и вторая версия ученого, по которой название дали селу «Карабулакгент», так как село окружали многочисленные черные родники.
Мы провели опрос старейшин села, те склоняются к версии, что Карабудахкент назван в честь Карабудаг-Атая.В последующем, с ростом населения жители стали селиться вокруг горы Ёгъар-аул и в окрестностях, и образовали новые аулы: Сергендир-аул, Мычыгъыш-аул, Къонгъур- аул, Аччи- аул,Заммай и другие.
Оказалось термин Къонгъур-аул означает:
1. карий; «къонгъур-гёз»- кареглазый. Глава рода, первым поселившийся в этой местности имел карие глаза, отсюда пошло название «Къонгъур- аул».
Мы провели опрос старейшин села, жителей моего аула, те склоняются к версии что Къонгъур- аул эта темно-бурый цвет.
Ещё их различают по форме – округлые – «алыча», удлинённые – «бусурманкокан».
Дети танцевали, играли. Девочки из слив делали брошки. Это был целый праздник. Моих сельчан в то время называли «кокан-къурсакълар», «коканчилар», «коканакъайлар», что в переводе означает «обожатели слив».
Люди моего села устраивали праздники при созревании и других фруктов. Когда созревали яблоки, в основном собирали впрок на зиму. Делали заготовки. Яблоки резали круглыми дольками, накалывали на нитки, вешали сушить. То же самое делали, когда созревали абрикосы, персики и т.д. О качестве фруктов Карабудахкентских садов говорит и тот факт, что начиная с XVIII века, фрукты отсюда доставлялись к дворцу его императорского величества в Петербург. Здесь также закупались фруктовые деревья для царских садов.
В наше время местные жители хранят верность традициям и адатам наших предков и устраивают праздники, ярмарки посвящённые дню сбора фруктов и овощей.
Географическое расположение села.
Селение Карабудахкент располагалось на южном склоне и вершине горы Ёгъар-аул (Ёгъар-аул от тюркского слова Ёгъари, означающего возвышение, оьр,тёр на кумыкском языке), с юга –востока оно омывается речкой Губден-озень, а с северо-запада Параул-озень, которые, сливаясь за селом, образуют речку Манас-озень. Расположено в центре кумыкских земель в прекрасной долине, окруженной со всех сторон горами, в 12км находится Каспийское море.Вокруг горы и села до 60-х гг. прошлого века располагались великолепные сады, в которых благодаря упорному труду жителей села были выведены прекрасные местные сорта груш, яблок,слив,абрикосов, винограда и других фруктов. Старшие поколения до сих пор с восхищением говорят о могучих ореховых исполинах,с верхушек которых свисали толстые виноградные ветви, по которым смельчаки-подростки забирались на самый верх деревьев,чтобы полакомиться свисающими оттуда янтарными гроздьями винограда. С ранней весны до поздней осени и даже зимы в садах можно было угоститься каким-либо даром природы, выращенным руками умелых садоводов села.
В садах вокруг села имелись многочисленные небольшие родники с прекрасной пресной водой,рядом с селом располагается и самое главное богатство Карабудахкентцев, их святыня-«Бекенез». Это сам крупный родник не только в Дагестане,но и во всей России и Европе. Родник располагается под небольшой скалой. По рассказам старожилов, течение воды было настолько сильным, что если в родник случайно падал вол, то его выбрасывало на берег как щепку.Горы вокруг села в прошлом были покрыты густыми лесами, но в результате вырубок они не сохранились на сегодня только на юго-западе, в районе Бекенеза и на северо-западе села.
Богатая и красивая досталось нам от предков земля, но к сожалению не научились мы ещё беречь её, всё меньше и меньше становиться лесов вокруг села, они а также наши реки, побережья море всё больше и больше захламляются беспечными любителями отдыха на лоне природы. Всё это настоятельно требует от нас обратить особое внимание на воспитание экологической культуры подрастающего поколения, ожесточениями наказания к нарушителям законов об охране природы. Человек вырубает леса, выбрасывает мусор, убивает животных.Надо все это предотвратить.
Моей исследовательской работой надеюсь направить моих сверстников на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего села, о предках, поближе познакомиться со знаменитыми людьми села.
В ходе исследования я пришла к выводу, что село Карабудахкент имеет богатое историческое прошлое. Выяснила и постаралась исследовать прошлое и настоящее села и пришла к выводу, что – это древнее село. За всю историю, мое село три раза подвергалось полному разрушению, после монгольских нашествий,разгрома учиненного Тимуром,но каждый раз возрождался благодаря героизму и упорству жителей. Эти примеры я всегда буду помнить. Работа над исследовательской работой придало и открыло мне душу еще шире и я стала истинной патриоткой своего села, района, республики и большой родины России.
Почувствовала особую гордость из-за того, что внесли посильную лепту в дело изучения истории своей малой родины, жизни предков, так как они оставили нам свою веру, убежденность, традиции, память о прошлом, прекрасных учителей, ученых.
Мое село является достойной частью моей большой родины. И мы, будущее поколение, будем представлять ее только с хорошей стороны. Зная свое прошлое, мы уверенно шагнем в будущее.
Мои пожелания селу. Улучшить бытовые условия в селе. Хотелось бы, чтобы молодые не уезжали из села. Работали и жили на своей родной земле.У нас замечательная природа. Без малой Родины не может быть большой страны. Самое главное богатство моей малой Родины – это люди, добрые и приветливые. В конце хочу рассказать, чем славится наше село в настоящее время.Многие верны традициям наших предков.Частные предприниматели с 90-х годов начали создавать агрофирмы.Среди них особенно хороших результатов достигла агрофирма «Герейтюз»,основателем которого был новатор производства Рахматулла Канзитдинов,безвременно ушедший из жизни. Сегодня его дело продолжает младший брат-Канзитдин.В наше время большинство сельчан заняты производством-винограда, такие семьи как, Канзитдиновы,,Абдуллагатовы, Салаватовы,Сахаватовы,Гаджиевы,Саидовы, Айдиевы, Тонаевы, и многие другие.Есть семьи занятые садоводством (фруктовые сады: черешни,персики,абрикосы,сливы и др.) это семьи Гамидовых,Бамматовых, Абдуллагатовых, Муттагировых,Зайналовых, Айдиевых.В настоящее время в селе процветает и тепличное хозяйство, здесь выращивают огурцы и помидоры. Тепличным производством заняты: Халиловы, Устаровы, Зайналовы и другие.К нам в село приезжают, чтобы учиться у моих сельчан тепличному производству, также к нам приезжают, чтобы увидеть наш источник воды «Бекенез» и отдохнуть на лоне природы. Хочу пожелать своему селу процветания.