Что означает слово бедная в названии произведения бедная лиза
Сочинение: Почему Карамзин назвал Лизу бедной? (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
(469 слов) Николая Карамзина по праву считают новатором в отечественной литературе. Ведь он является основоположником русского сентиментализма. Одним из главных произведений Николая Михайловича Карамзина является повесть «Бедная Лиза». В 1792 году ее опубликовали в «Московском журнале». Повесть «Бедная Лиза» принесла русскому писателю славу. Автор впервые подробно рассмотрел внутренний мир простой крестьянки и поднял важную социальную проблему, когда дворяне пользуются наивностью и беззащитностью девушек из низших сословий. Конечно, в своем произведении автор изобразил трогательную историю любви двух главных героев, но она превратилась в трагедию, потому что помещик, в отличие от крестьянки, любить не умел. Судьба Лизы внушает нам сочувствие. Но не только поэтому автор назвал ее «бедной». Попытаемся выявить все смыслы этого выражения.
Произведение «Бедная Лиза» повествует о несчастной любви. В начале своей повести Карамзин рассказывает о своих прогулках в монастырь, где находится могила главной героини. Название «Бедная Лиза» отображает сочувственное отношение автора к Лизе, которую обманул Эраст. Предательство возлюбленного разбило сердце девушки. Главная героиня не смогла перенести унижения, ведь Эраст даже счел нужным дать ей денег на прощение, как будто ее услуги можно было запросто оплатить и этим закрыть счет. Такая обида ранила девушку столь же больно, как и сам факт расставания. Кроме того, Эраст даже не нашел в себе сил признаться Лизе во всем, она случайно сама увидела его и бросилась навстречу. Если бы ни это обстоятельство, герой просто проигнорировал бы Лизу и ничего ей не сообщил. Такое отношение подчеркивает ничтожество героини: с ней не надо считаться, ей не нужно даже говорить о своем решении. Можно предположить, что если бы молодой человек был честным и сразу бы сказал всю правду Лизе, девушка бы смогла найти в себе силы простить героя. Искренняя натура Лизы не смогла пережить подлость, ложные надежды и обман. Главная героиня, узнав о предательстве своего возлюбленного, бросается в пруд. И это, конечно, объясняет главный смысл того прилагательного, которым наградил ее автор.
Помимо этого, слово «бедная» свидетельствует о низком социальном положении главной героини. Автор хотел подчеркнуть ограниченные возможности Лизы в жизни. Да, она живет скромно, но ее внутренний мир оказывается гораздо богаче, чем у Эраста. На деле герой — нищий, ведь полностью зависим от денег. А вот Лиза самодостаточна, ей хватает того, что она сама зарабатывает. Для нее важнее моральные ценности. Однако в меркантильном мире, разделенном на сословия, внутреннее богатство Лизы не имеет значения. Она бедна, поэтому Эраст женится не на ней, а на обеспеченной вдове. Именно деньги решили судьбу девушки.
Также данное прилагательное отражает семейное несчастье героини. Она очень много трудится для того, чтобы оказать необходимую помощь своей матери, которая уже находится в преклонном возрасте и страдает от болезни.
Читатель замечает, с каким трепетом и сочувствием Николай Михайлович относится к своей героине. Писатель искренне сочувствует несчастной судьбе Лизы.
Таким образом, произведение «Бедная Лиза» представляет собой повесть о любви, которая привела к трагическому финалу. Главная героиня питала честные и пылкие чувства к Эрасту. Однако предательство молодого человека определило печальную судьбу Лизы.
Смысловой анализ повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Смысл названия
Первым, что мы можем интерпретировать, это название произведения. Зачастую, в нем заложен весь смысл произведения, идея и позиция автора, а также и отношение к героем, в нашем случае.
Соединив два этих значения, могу предположить, что речь пойдет о бедной, обиженной крестьянке. Значение имени Лизы истолковывается как «помощь Божья», значит, девушка добрая, отзывчивая, чувствительная, верующая, благонравная, праведная. Из названия мы можем сказать, что Лиза стала бедной нравственно, вследствие каких-то событий. Это мы узнаем после прочтения повести.
Н. М. Карамзин, дав повести такое название, ставит героиню рядом с собой, он ее не возвышает, например, дав ей имя Елизавета, и не принижает, назвав ее, например, бедная крестьянка.
Несмотря на различие социальный статусов автора и героини, он относится к ней с «нежной скорбью», с пониманием, с чувством сострадания. Это и стало одним из новаторств Карамзина.
Название повести простое, словно предназначенное для широкой публики. Ее может прочитать как известный дворянин, так и простой гражданин, крестьянин. И мало прочитать, главное – понять. Это и принесло популярность произведению.
Значение имени Елизавета
Имя Елизавета происходит от древнееврейского имени, которое в переводе означает следующее: «Божья клятва», «обет Богу», «почитающая Бога».
Основные черты характера: общительность, преданность.
Елизавета всегда хочет казаться лучше, чем она есть. Любит лидерство, но при этом мягка и отзывчива. Елизавета рождена для преданной любви. Для ее душевного благополучия очень большое значение имеет мир в семье. Она так растворяется в своей любви, что не возможно не полюбить в ответ. В целом характер ее не простой. Елизавету характеризуют как королеву красоты.
Если рассматривать ее психологию, то она не всегда говорит то, что думает, и не всегда делает то, о чем говорит.
Сентиментальна, очень уравновешена, не поддается чужому влиянию. Ее кротким видом обольщаться нельзя – она старается сбить с толку собеседника двусмысленными намеками. Нельзя забывать то, что это хитрая и шустрая лисица. Ей не свойственно сдерживать свои эмоции, но успокаивается она легко. Бывает настойчива, но до какого-то предела. Интуиция хорошо развита и позволяет Елизавете подобрать себе окружение. Ей трудно переломить себя и поступить правильно, но нестандартно.
Елизавета обладает глубоким аналитическим умом. Это безжалостная и дотошная наблюдательница, однако, любопытство может довести ее слишком далеко.
Все в Елизавете подчинено амбициям и желаниям. Ее необходимо вовремя остановить, иначе все моральные устои просто перестают для нее существовать. Очень прямолинейна, не умеет приспосабливаться к обстановке. Ее честность выражается всегда в желании резать правду-матку в глаза, не ощущая боли другого, хотя Елизавета не злая и не скандальная женщина. Способна быстро понять психологию человека и нужную форму общения с ним.
Преданная, снисходительная. О вкусах не спорит, подвержена стрессам, хотя держится хорошо. Полагается на интуицию и нередко бывает обманута. Деликатна и женственна, сентиментальна. Любит любовь в любви!
Проанализировав значение имени и образ главной героини, можно сказать, что Лиза очень тонкая, чувственная натура, она любит любить – это ее главная черта характера. Но с характеристикой есть и расхождения – Лиза совсем не импульсивная и не самолюбивая! Карамзин делает ее индивидуальной, не похожей на всех. Еще хочется заметить, что Н. М. Карамзин выбрал довольно не привычное имя для своей главной героини, в XVIII веке нельзя было встретить крестьянку с таким именем Автор хотел выделить свою героиню из той «серой массы», он хотел сделать ее необыкновенной, непохожей на остальных, он дарит ей необыкновенное имя и не менее обыкновенную судьбу.
Отражение в первом абзаце сюжета повести
Повесть – жанр, не имеющий устойчивого объема и занимающее промежуточное место между романом и рассказом и новеллой.
Определение «повесть» ведет свое происхождение от древнерусского отношения рассказчика к описываемым событиям. Слово «повесть происходит от слова «поведать». Название повестей часто связаны с образом главного героя.
Повесть «Бедная Лиза» ведется от первого лица. Автор является действующим лицом в произведении.
Повесть начинается с монолога автора, который основан на реальной истории.
Смысл всей повести мы можем увидеть в первых абзацах.
Автор в первых абзацах говорит о том, как хорошо он знает окрестности города Москвы, что он много размышляет, думает, работает, наслаждается красотами. Исходя из этого, мы читатели, можем доверять ему. С первых слов повести между читателем и писателем появляется доверительная связь, это помогает лучше понять автора.
Прочитав первые абзацы, у меня без малейшего сомнения возникло чувство доверия.
Символическая роль описаний природы в построении повести
В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. В повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
Рассмотрим подробно описание природы на протяжении всего текста:
Описывая окрестности Москвы, Карамзин начинает сравнивать их с самим городом: «сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазами в образе величественного амфитеатра»
А окрестности города описывает умиротворенными, тихими, красивыми, спокойными. В этом сравнении можно и разглядеть еще одно скрытое сравнение – Лизы с другими людьми; Лиза спокойная, идеальная девушка, обладающая ангельской красотой, как и окрестности Москвы – громадные, суетливые, непонимающие ценности, и не видевшие прекрасного.
Уже здесь, в первых абзацах, можно увидеть отличие главной героини от других людей.
Описывая заброшенную хижину, в которой жила Лиза с матерю своей, автор невольно нагнетает чувство жалости, чувство сопереживания и даже ужаса: что такого могло случиться, что от хорошего, уютного дома остались лишь гнилые стены? Но эта хижина располагалась посреди цветущего, зеленого луга, этого говорит о том, что жизнь продолжается, что все вокруг продолжает жить, цвести и рождаться время не останавливается на месте.
Описание природы в сентиментальном произведении помогает читателям лучше узнать внутренний мир героев. Лиза была очень близка к природе, поэтому ее чувства, переживания можно увидеть в описании пейзажа.
Так, после первой встречи, ночью « Лиза пришла на берег Москвы-реки, села на траве и, пригорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе. ». Природа в те минуты только просыпалась, она как будто замерла: туман тихо и нежно плыл по реке – возможно, он символизирует сомнения в душе Лизы, обозначает некую еще ее неопределенность.
Лиза был на пороге новой жизни. Новый день, который она встретила, стал первым днем любви; взошло светило и она уже начинала жить с великим чувством в сердце, жить с любовью.
Свидание Лизы с Эрастом всегда проходили на природе «На берегу реки, в березовой рощи, но чаще под тенью столетних дубов». Здесь автор описывает природу словно в сказке, как будто все вокруг пропитано волшебством, а главной наблюдательницей за влюбленными стала луна.
Олицетворение луны в повести дает больше романтизма, но одновременно и загадочности. Вся природа вокруг них благоухает, также как и сами влюбленные.
Еще более заметно влияние природы на происходящее, можно увидеть в сцене сладострастия любовников, в миг, когда Лиза потеряла свою невинность.
В ту ночь на небе не было ни одной звездочки. Природа словно отвернулась от Лизы, а может, наоборот – дала ей свободу, « никакой луч не мог осветить заблуждения».
Но минуту спустя, после совершения греха, сверкнула молния, точно знак; небо будто прокляло ее. «Грозно шумела буря дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».
Метаморфоза произошла как в организме Лизы – Лиза стала женщиной, так в ее душе – она испугалась, растерялась, таки в природе – началась буря, мир словно раскололся.
Лиза так была близка с натурой, что любые изменения в ней, отражались и в природе. Она была одно целое с природой – это была одна из ее черт, в этом заключалась ее индивидуальность.
В ту ночь Боги словно прокляли ее. Ведь все происходило на лоне природы, свидетелями стали вековые дубы, черное небо, загадочная луна, эта тайна и осталась в природе.
Последнее свидание – еще более печальная картина: «утренняя заря, как алое море, разливалось по восточному небу». Красный цвет – цвет крови, опасности, природа словно хочет предупредить героиню о предстоящей трагедии. «Роковая встреча» – вот, что хотела сказать утренняя заря.
Прощальное свидание опять-таки проходило под тенью вековых дубов, где несколько недель назад любовники утопали в ласках и лобзаниях.
Лиза, прощаясь с Эрастом, прощалась с душою своею. Натура прибывала в молчании – здесь природа становится словно одним из героев повести: она тихо наблюдает за расставанием Лизы с любимым. Это молчание природы напоминает минуту молчания об умершей любви; Лизина любовь еще жила в ее сердечке, но вот, любовь Эраста умерла вместе с невинностью Лизы в ту роковую ночь, умирали отношения их Эраст уже знал, что больше не вернется к своей пастушке, он уже сделал выбор.
Эраст удалился, оставив бедную Лизу в слезах, на коленях, и как он скрылся – воссияло солнце. Природа снова дает знак, что Эраст был тьмою для нее, что он обидел бедную девушку. Воссияние солнца предвещало начало новой жизни, жизни без Эраста. Но Лиза не видела жизнь без любимого, он как раз и был тем самым солнцем для нее, которое освещало ее жизнь, ее душу, ее сердце. Без Эраста «все прелести натуры сокрылись для нее». Мир вокруг себя она сравнивала с пустыней.
После случайной встречи с любимым, после того, как она узнала всю правду, она не захотела жить, мир для нее перестал существовать. И она пошла на большой грех – на самоубийство! Опять-таки природа будто вывела ее на берег глубокого пруда, который стал для нее могилой.
Погребли ее близ пруда, под мрачным дубом. Место для погребения выбрано спокойное, красивое – как и сама покойница. Опять дуб – словно спутник ее. Покоилась в тишине, окрестности могилы тихи, красивы, это словно рай для нее.
Но природа продолжает цвести, благоухать, все вокруг продолжает жить. Жизнь продолжается, но не для Лизы, бедной Лизы.
Влияние повести «Бедная Лизы» на литературу XVIII века
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, произвела фурор на публику. Карамзин был первым писателем, который доказал, что крестьянки тоже умеют любить. Он был первым писателем-сентименталистом. Именно он ввел новый жанр – сентиментализм в русскую литературу.
Слово «сентиментальный» в современном языке имеет два значения:
— излишне чувствительный, слащавый; такой, которым легко растрогаться. Словарь отмечает у слова пренебрежительный оттенок в этом значении. Слова «сентиментальный», «чувствительный», «слезливый» осознаются как синонимы;
Сентименталисты, как и классицисты, были просветителями, однако они считали, что не просвещение людей, а воспитание культуры их чувств принесет плодотворные результаты, сделает общество совершеннее, поможет побороть людские пороки.
В русской литературе сентиментальная повесть «Бедная Лиза» стала наиболее популярной. Она имела большой успех у читателей. Так как автор точно назвал место действия, тот Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза, стали местом прогулок москвичей и многих приезжих. Читатели проливали о Лизе, как и автор, «слезы нежной скорби».
Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: «Мы чувствовали всю сладость участия, и, несмотря на текущие слезы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным».
Описанная трагическая история воспринималась как реальная, потому что ее рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пользовалась популярностью еще и потому, что Карамзин создал жизненные образы героев. Каждый из них, как и живые люди, заключает в себе и хорошие, и плохие качества. Они любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются. Вспомним, герои в произведениях классицистов наделялись либо положительными, либо отрицательными чертами характера. У них зачастую были говорящие имена и фамилии.
Сочинение: Почему Лиза — бедная? (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Героиня Лиза играет главную роль в повести Н.М. Карамзина. Автор показывает в названии произведения, что девушка бедная и по своему социальному состоянию, и по несложившейся судьбе, которая оборачивается трагическим финалом.
Лиза предстает простой крестьянкой из бедной семьи. В самом начале произведения она живет с больной матерью в землянке. С детства она была приучена к труду и заботилась о себе самостоятельно. Отец девушки умер, а мать слегла с болезнью после этой потери. Девушка своим же трудом зарабатывала деньги и пыталась вылечить свою маму. Чтобы заработать денег, она стала собирать цветы и продавать их, что и привело к знакомству с Эрастом. Героиня была мастерицей на все руки, но в то же время очень доверчивой и наивной, что впоследствии привело к ее падению. Так, автор акцентировал внимание на материальном положении и происхождении своей героини уже в названии, чтобы подчеркнуть новаторство сюжета: во времена Карамзина литераторы описывали только знатных персонажей, и только в эпоху сентиментализма писатели начали описывать простой народ.
Бедная Лиза — красивая крестьянка с голубыми глазами и светлыми волосами, что и заметил Эраст с первой встречи. Она честна по отношению к себе и другим людям. Даже несмотря на свою бедность, девушка отказалась брать рубль за цветы ценою в пять копеек. Лиза добивалась всего своим собственным трудом и не нуждалась в помощи. Поэтому в ее чувствах к Эрасту не было корысти. На примере этой девушки автор раскрыл скромную и высоконравственную представительницу крестьянского сословия, способную на искреннюю и чистую любовь. Поэтому Лиза поверила в признания Эраста и посвятила ему всю себя, и, как мы знаем, стала жертвой обмана с его стороны, который она не смогла выдержать. Ее самоубийство не является проявлением слабости, а наоборот, показывает ее честность и чистую совесть. В произведении любовь Лизы борется с другим соблазном — богатством, которое выбирает Эраст, что и подталкивает девушку на гибель. Значит, автор, указывая на бедность Лизы, имел в виду не только ее несчастье в любви, но и конфликт произведения: честная и благородная бедность противостоит порочной и алчной роскоши.
Таким образом, мы видим, что героиня повести является идеалом литературы того времени. Карамзин идеализирует свою героиню и показывает нам, что нуждающаяся крестьянка не бежит за роскошью и готова прожить свою жизнь в бедности, но с настоящей любовью. Это говорит о богатстве ее натуры, которым пренебрёг Эраст. Значит, автор намеренно противопоставляет внутренние и внешние качества героини, чтобы пристыдить тех, кто не видит в необеспеченном и невежественном народе нравственного превосходства, которое является главным богатством человека.
Лиза (бедная Лиза)
О. Кипренский. Бедная Лиза. 1827
Лиза – главная героиня сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина. В основе произведения лежит трагическая судьба молодой крестьянской девушки, обманутой богатым дворянином. Образ, созданный писателем, до сих пор считается олицетворением чистоты, нравственности и духовной непорочности.
Описание героини
На момент событий Лизе семнадцать лет. Ее отец, в прошлом зажиточный поселянин, умер два года назад. Когда закончились деньги, семья оказалась на грани выживания. Бедная вдова так и не оправилась от удара и слегла, переложив на дочь все заботы о быте и пропитании. Место обитания осиротевшей семьи – небольшой домик на окраине Москвы, недалеко от старинного монастыря и живописной березовой рощи. Бедственное положение, в котором оказались Лиза и ее больная мать, вынуждает девушку выполнять любую работу, за которую можно выручить деньги. Она вяжет, ткет холсты, а весной и летом приносит из леса цветы и ягоды, которые затем продает в Москве.
Характер, внешность
Автор отмечает, что Лиза наделена прекрасными духовными качествами: добротой, отзывчивостью, бескорыстием, честностью, умением любить. Мать, видя, как старается Лиза, просит у бога только одного: чтобы он послал ей счастье. Лиза же считает своей обязанностью работать и содержать семью. Она обращается к больной матери со словами: «Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою».
Не обделила природа Лизу и внешней красотой. Многие московские повесы засматриваются на изящную, стройную девушку с прекрасными голубыми глазами. Дополняют истинно славянский образ белокурые волосы, заплетенные в косу.
Встреча с Эрастом
Иллюстрация Г. Епифанова
Жизнь Лизы и ее матери не была богата событиями. Дни, похожие, словно близнецы, сменяли друг друга, пока не случилась встреча, которая и определила дальнейшую судьбу девушки.
Однажды Лиза, набрав полную корзину ландышей, отправилась с ними в Москву. Неожиданно к ней подошел привлекательный, богато одетый барин и, поинтересовавшись ценой, удивился, что Лиза продает цветы по пять копеек. Он предложил девушке рубль, но она отказалась, сказав, что лишнего ей не нужно. С первого взгляда юная и неопытная Лиза влюбилась в красивого незнакомца. Он назвался Эрастом и предложил девушке встретиться завтра с условием, что цветы она будет приносить только для него. С этой минуты все мысли Лизы были заняты новым знакомым, с замиранием сердца она представляла себе их будущее свидание.
Молодые люди начали встречаться. Будучи неглупой девушкой, Лиза понимала, что между ней и Эрастом лежит огромная пропасть, ведь влюбленные были из разных сословий. Но Эраст своими пылкими речами и обещаниями забрать девушку в город усыпил бдительность наивной Лизы и всецело овладел ее сердцем, душой и телом.
Лиза искренне верила красивым словам Эраста и не замечала, как тот постепенно охладевает к ней. Сердце девушки, пылающее от любви, не предчувствовало надвигающейся беды. Поэтому, когда Эраст объявил Лизе об отъезде, она простодушно поверила ему и пообещала ждать. Лиза тяжело переносила разлуку с любимым, сердце ее разрывалось от тоски, не было ни одной минуты, чтобы она не думала об Эрасте. Переписка между ними была невозможна, так как Лиза была неграмотной. Но надежда на скорую встречу согревала девушку. Она представляла, как жарко обнимет своего возлюбленного, какие слова будет говорить ему о своей любви. Так, в ожидании встречи прошло два месяца, но Эраст так и не объявился.
Финал
Иллюстрация Г. Епифанова
Однажды Лиза пошла в город за лекарством для матери. На одной из улиц ее внимание привлек проезжавший мимо шикарный экипаж. Внезапно в его окне Лиза увидела того, о ком страдала и ждала все эти месяцы. Это был Эраст. Карета повернула во двор огромного дома, и Лиза побежала за ней. Дождавшись, когда Эраст выйдет из экипажа, девушка с криком радости бросилась к нему. Побледневший мужчина, не говоря ни слова, провел ее в кабинет и произнес: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня». После этих слов он положил в карман девушки сто рублей и приказал проводить ее до ограды.
Ничего не видя перед собой от нахлынувших слез, Лиза брела по дороге и не заметила, как оказалась на берегу глубокого пруда. Ее чувства, любовь, вера в людей – все было растоптано и уничтожено во время последней встречи с Эрастом. Не зная как жить дальше, девушка приняла страшное решение. Даже любовь к матери не смогла помочь ей справиться с горем и отчаянием. Единственное, что могла сделать девушка, – попросить соседскую девочку передать матери сто рублей, которыми от нее откупился Эраст.
Иллюстрация Г. Епифанова
Когда Лизу достали из воды, она была уже мертва. Сердце матери, не выдержав горя, остановилось от страшного известия о смерти дочери. Их некогда уютный домик со временем опустел и обветшал, «…там воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!»
Роль героини в произведении
Николая Михайловича Карамзина можно смело назвать новатором в изображении образа центральной героини. Вопреки существовавшим в то время догмам классицизма, он делает упор на чувственности в противовес рассудочности. Вместо длинных, пространных монологов и описательных моментов он раскрывает образ Лизы через краткие, яркие эпизоды. Большую роль в повести играет природа. Она как бы передает состояние девушки в определенные моменты. Когда Лиза весела и счастлива – то и природа сверкает и играет яркими красками. Если героиня грустит и страдает – природа становится предвестником чего-то недоброго и враждебного.
В характере Лизы автор сосредоточил все самые положительные и благородные качества. Ее чистая любовь к человеку из другого социального слоя стала образцом духовного богатства, воплощением лучших гуманных и нравственных качеств.
Еще одним новшеством, не характерным для 18 века, явилось то, что Карамзин выбирает в качестве главной героини не обычную барышню, а девушку из народа, простую крестьянку. Этим подходом автор символически сокращает пропасть между разными сословиями, делая акцент на том, что все люди едины не только перед богом, но и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
В своем произведении Карамзин создал образец духовного идеала, воплощенный в образе главной героини. Трагизм этого образа заставляет читателя глубоко задуматься о судьбе несчастной девушки, разделяя с автором чувство глубокого уважения и сочувствия.
Развитие героини по мере сюжета
Еще до первого знакомства с Лизой, становится понятно, что девушка, несмотря на юный возраст, трудится не покладая рук, чтобы содержать больную мать. Постепенно, эпизод за эпизодом, раскрывает автор все самые лучшие и благородные качества героини: скромность, честность, душевную чистоту.
Любовь к Эрасту становится для Лизы моральным испытанием. Согрешив физически, она воспринимает свой поступок, как страшный духовный грех. Несмотря на это, душа ее остается такой же чистой и незапятнанной. Но судьба распоряжается таким образом, что Лиза совершает еще более страшный грех – христианский. Насколько возможно и пока есть силы, она противится этому греху: «О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!»
Предательство Эраста морально уничтожает Лизу, не выдержав страданий, она решается на самоубийство. Но этот шаг, вопреки устоявшимся представлениям, является спасением для ее непорочной души, своего рода очищением от того греха, который она совершила, поверив Эрасту.
Отношение автора к героине
Уже из названия повести и ее самых первых строк становится понятным отношение автора к своей героине. Вкладывая описание девушки в уста рассказчика, Карамзин выражает по отношению к ней огромное сочувствие и жалость. Противопоставляя ее чистую любовь чувствам Эраста, который и явился виновником ее гибели, автор делает ее образ настолько трагическим, что сама мысль о каком-либо осуждении не представляется возможной.
Еще одним доказательством любви автора к героине становится место ее захоронения. Девушка покоится не за оградой сельского кладбища, как это было предписано для погребения самоубийц. Автор представляет взору читателя живописное место, где под огромным дубом нашла свое упокоение бедная Лиза. Крест на ее могиле символизирует тот самый крест судьбы, который довелось пронести девушке через свою короткую жизнь.
Прототипы
Идея о написании повести не возникла у Карамзина сама по себе. Писатель много путешествовал по Европе и наблюдал изменения, происходившие в зарубежной литературе. Европейские литераторы одними из первых стали отдаляться от догматов классицизма, делая все больший акцент на душещипательной чувственности. Эти примеры сподвигли автора на написание повести, которая, как он считал, могла бы вызвать интерес и у российского читателя. Тем более, что интрига должна была базироваться на любви людей из двух совершенно противоположных сословий.
Таким образом, можно утверждать, что героями «Бедной Лизы» стали адаптированные под русскую действительность персонажи зарубежных произведений. Неизбитый сюжет, обилие сентиментальных моментов, не характерный для русской литературы «плохой» конец – все это послужило тому, что повесть Карамзина стала одним из самых читаемых произведений того времени.
Экранизации
В 1967 году появилось первое экранное воплощение повести Н.М. Карамзина. Режиссерами Натальей Бариновой и Давидом Ливневым был поставлен телеспектакль «Бедная Лиза», главные роли в котором исполнили известные актеры Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков.
В 1978 году студия «Союзмультфильм» выпустила очередную экранизацию повести. Действие в мультфильме происходит без слов, под прекрасную музыку Алексея Рыбникова.
В 1998 году режиссер Слава Цукерман поставил фильм совместного производства СССР и США «Бедная Лиза». В роли Лизы снялась словацкая актриса Барбора Бобулова. Фильм пронизан атмосферой московских окраин, старины и наполнен сентиментальной грустью. Актриса отлично вписалась в образ бедной девушки Лизы, соблазненной и брошенной красавцем Эрастом.