Что означает слово бдение
БДЕНИЕ
Смотреть что такое «БДЕНИЕ» в других словарях:
бдение — всенощное бдение.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бдение богослужение, всенощная, надсмотр, бодрствование Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
бдение — БДЕТЬ, 1 л. не употр., бдишь; несов. (устар.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Бдение — (ц. слав. – бодрствование) – намеренное воздержание от сна во время важнейших событий церковной или семейной жизни. Бдение во время праздников Троицы, Рождества, Пасхи или во время похорон, родов, свадьбы. Бдение совершают и в определенное время… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Бдение — I ср. 1. процесс действия по гл. бдеть 2. Результат такого действия; бодрствование. 3. перен. Длительное, утомительное времяпрепровождение за каким либо занятием (обычно с оттенком шутливости или иронии). II ср. Вечернее богослужение в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Бдение — бодрствование, провождение времени без сна и в пристальном внимании. См. также Всенощное бдение … Православный энциклопедический словарь
бдение — совершить всенощное бдение • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
БДЕНИЕ — См. Всенощное бдение … Православная энциклопедия
Бдение — (см. Всенощное бдение) служба накануне праздника, состоящая из вечерни, утрени и 1 го часа, с присоединением в некоторых случаях литии и благословения хлебов. Бдений в году полагается 52 воскресных, 16 под другие праздники; но аще изволит… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
бдение — бд’ение (Исх.12:42 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ) бодрствование, время без сна в состоянии бдительности, полного внимания и сосредоточенности на Господе, как бы в ожидании; удаление от всяких других мыслей и занятий … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Бдение
Смотреть что такое «Бдение» в других словарях:
бдение — всенощное бдение.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бдение богослужение, всенощная, надсмотр, бодрствование Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
БДЕНИЕ — БДЕНИЕ, бдения, ср. (книжн.). Действие по гл. бдеть. «Бдения и сна приходит час определенный.» Пушкин. ❖ Всенощное бдение (церк.) церковная служба, совершаемая вечером; всенощная. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
бдение — БДЕТЬ, 1 л. не употр., бдишь; несов. (устар.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Бдение — (ц. слав. – бодрствование) – намеренное воздержание от сна во время важнейших событий церковной или семейной жизни. Бдение во время праздников Троицы, Рождества, Пасхи или во время похорон, родов, свадьбы. Бдение совершают и в определенное время… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Бдение — бодрствование, провождение времени без сна и в пристальном внимании. См. также Всенощное бдение … Православный энциклопедический словарь
бдение — совершить всенощное бдение • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
БДЕНИЕ — См. Всенощное бдение … Православная энциклопедия
Бдение — (см. Всенощное бдение) служба накануне праздника, состоящая из вечерни, утрени и 1 го часа, с присоединением в некоторых случаях литии и благословения хлебов. Бдений в году полагается 52 воскресных, 16 под другие праздники; но аще изволит… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
бдение — бд’ение (Исх.12:42 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ) бодрствование, время без сна в состоянии бдительности, полного внимания и сосредоточенности на Господе, как бы в ожидании; удаление от всяких других мыслей и занятий … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Значение слова «бдение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БДЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). Действие по глаг. бдеть. Бдения и сна приходит час определенный. Пшкн. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бде́ние
1. состояние бодрствования, напряжённого внимания ◆ Я не знаю — я не могу припомнить себе, — но какой-то страшный сон, какое-то ужасное видение посетило мою расстроенную голову в томительную минуту борьбы сна с бдением. Ф. М. Достоевский, «Бедные люди», 1846 г. ◆ Комната не протоплена, не убрана; суп, который один вам можно есть, не заказан повару, за лекарством не послано; но, изнуренная от ночного бдения, любящая жена ваша всё с таким же выражением соболезнования смотрит на вас, ходит на цыпочках и шёпотом отдает слугам непривычные и неясные приказания. Л. Н. Толстой, «Юность», 1857 г.
2. религ. (в Православной церкви) церковная служба, начинающаяся (продолжающаяся) в ночное время ◆ В полночь началось во всех церквах всенощное бдение, утром обедня с молебном при колокольном звоне. А. С. Пушкин, «История Петра: Подготовительные тексты», 1835—1836 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мах — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Бдение
Бде́ние — 1) молитвенное, делание, совершаемое в состоянии бодрствования во время, соответствующее времени сна у обычных людей (как правило это относится к ночному периоду суток); 2) бодрствование; состояние активизации внимания, мобилизации внутренних сил, связанное с аскетическим деланием; 3) фрагмент наименования регулярно совершаемой храмовой службы — Всенощного бдения); 4) наименование аскетической практики, связанное с нарочитым ограничением продолжительности сна.
Для чего подвижники молятся ночью? Неужели для спасения недостаточно утренних, дневных и вечерних молитв?
Свидетельствуя о необходимости в деле спасения сердечной молитвы, Священное Писание учит: «непрестанно молитесь» ( 1Сол.5:17 ). Но означает ли это, что любой человек, присоединившийся к Церкви, не имеет права на сон (ведь во сне он не в силах заставлять себя действовать так же, как и во время бодрствования)? Разумеется, нет. Сам Господь Иисус Христос, живя земной жизнью и осуществляя дело Спасения человека, предавался отдыху и сну. Между тем Он мог молиться и ночью.
Вспомним апостола Павла, который, призывая слушателей к бодрствованию, подчеркивал, что сам он непрестанно «со слезами» учил их «три года день и ночь» ( Деян.20:31 ). В данном случае слово “непрестанно” не должно интерпретироваться в том значении, что будто в течение указанного периода святой Павел совершенно не позволял себе никаких перерывов, в том числе на сон, и что он всегда имел на своих глазах слёзы. Следовательно, это понятие, «непрестанно», требует такого прочтения, что он учил непрестанно настолько, насколько возможно.
Приблизительно то же можно сказать и о непрестанности богоугодной молитвы. Едва крестившемуся христианину сложно настроить себя на непрестанную молитву, трудно бороться с искушениями лености, немощью плоти. Даже апостолы, причём избранные Самим Господом Иисусом Христом, несмотря на Его призыв бодрствовать ( Мф.26:38 ) и последовавший затем справедливый укор в ослушании ( Мф.26:40 ), спали, когда Он молился о чаше ( Мф.26:42 ).
Что касается подвижников, добровольно и осознанно избравших для себя путь особого служения Богу, — по мере возрастания их духовного опыта, по мере внутреннего преображения в них возрастает умение и желание молиться. Меняется и само отношение к молитве. То, что для кого-то представляется сухим правилом, которое необходимо читать утром и перед сном потому что «так надо», для них, в полной мере, — средство общения с Богом, средство единения с Ним. Именно желание быть вместе с Богом становится главным желанием в их аскетической жизни.
Поэтому они с радостью, хотя, конечно же, и не без борьбы со своей физической немощью, молятся даже и по ночам. Так они в большей степени, нежели другие, становятся исполнителями требования о непрестанной молитве. Как отмечается в аскетической литературе, результатом такого молитвенного делания становится то, что даже и во время сна душевное состояние Божьих угодников, в нравственном плане, соответствует состоянию молитвенного настроя, характерного для молитвенного бодрствования (в частности, это может сказываться и на сновидениях (см. подробнее: Можно ли доверять сновидениям?)).
Кроме того, некоторые подвижники отмечали, что невозможность моления во время сна может восполняться молитвами бодрствующих братий, молитвами Церкви (за ближних).
О бдениях
От переводчика:
Действительно, в чем смысл бдения? Мы с нашей краткой всенощной, длящейся в среднем два часа с небольшим, во многом утратили само понятие о длительной ночной молитве. Но, заглянув в Толковый Типикон М. Скабаллановича, мы с удивлением узнаем, что вообще-то наше всенощное бдение должно длиться около 8 часов, если его исправно служить по Типикону. А если мы обратимся к опыту Древней Церкви, то увидим, что агрипния (всенощное бдение) действительно продолжалась всю ночь – от заката (вспомним слова гимна «Свете тихий»: «пришедше на запад (т.е. закат) солнца») и вплоть до восхода (неслучаен возглас утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет»). А затем совершалась Божественная литургия. И возникает вопрос: а не из ночной ли молитвы проистекает ясность догматического сознания Древней Церкви, духовная высота жизни ее членов и удивительная просветленность древних молитвенных текстов?
Бдение учит многому. Во-первых, бдительности и собранности. Неслучайно Спаситель призывал апостолов: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26: 41). Ночное бдение служит мобилизации духовных сил христианина и является образом той постоянной бдительности, которую он должен проявлять в своей жизни относительно пороков, страстей и лукавых помыслов. Во-вторых, оно учит трезвению. Как и сейчас, в древности, особенно в южных странах, ночь для многих была временем разгула и пьянства. В противоположность этому святой апостол Павел учит в Послании к Фессалоникийцам: «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (Фес. 5: 7–10). Обычная уже сцена на улицах наших городов: одурелые молодые люди, возвращающиеся после дискотеки и (или) пьянки, и бодрые старушки, спешащие на раннюю обедню. И некоторых молодых людей это заставляло задуматься и измениться.
В-третьих, ночное бдение – школа подвига, превозможения своей немощной плоти. И, наконец, это урок духовной тишины и чистой хвалы Господа. В одном раннехристианском памятнике – «Завете Господа нашего Иисуса Христа» – говорится о том, что в полночь замирает всё творение и звезды, луна, ручьи, деревья хвалят Творца.
Всем этим смыслам бдения и посвящена удивительно простая, ясная и глубокая проповедь святителя Никиты Ремесианского. Она не только предоставляет исчерпывающую подборку цитат и примеров из Ветхого и Нового Завета, но являет собственные весьма глубокие мысли и наблюдения святителя. Например:
«Глупо и весьма странно, если мы будем отговаривать хорошо бегущих, потому что сами бежать не имеем сил. Ведь если мы и не можем, мы должны не завидовать могущим, но ободрять их. Подобно тому, как из-за согласия со злодейством с соучаствующими разделяется наказание, так и следует надеяться на сопричастность к славе из-за согласия с добром. Ведь одних венчает дело, а других радует благочестивая воля».
Проповедь написана кратким, энергичным и поэтичным стилем, многие строки напоминают стихи:
«Бдением страх всякий исключается, вера рождается, плоть истощается, пороки истаявают, благодать укрепляется, отходит глупость, приходит мудрость».
Это произведение святителя Никиты Ремесианского заслуживает самого глубокого внимания.
Текст переведен с издания: Burn A.E. Niceta of Remesiana. His life and works. Cambridge: University Press. 1905. P. 56–66. Цитаты из Священного Писания несколько отличаются от синодального текста, так как переводились с латинского оригинала, поскольку святитель Никита использовал т.н. Италу – версию Библии, отличающуюся и от масоретского еврейского Ветхого Завета, и от Септуагинты, а также греческого текста.
О бдениях
Достойно есть и приемлемо, братия, придя в собрание, произнести и поведать речь о святых бдениях, когда подобный ночной труд требуется из-за беспокоящихся о них. Ночь есть мрак для тела, который удерживает во сне не только людей, но и всех одушевленных существ, чтобы, восстановив силы чрез дремание, они, бодрствуя, могли выдержать дневные труды.
Благой Бог так предусмотрел, так установил, чтобы человек, имеющий «выйти на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23), имел свободное время, в которое он отдохнул бы от тяжелых работ и многого утомления. Следовательно, Он сотворил день для дела, ночь для покоя, и за это, как и за всё, мы должны благодарить Того, Кто прежде это установил. Однако мы знаем многих из людей, которые, или желая угодить своим господам, или получить для себя в чем-либо пользу, отделяют частичку ночи для какого-либо дела и считают особой выгодой то, что, воруя от сна, они могут работать. Соломоном восхваляется жена, которая бодрствует и прядет свой «урок» при свете светильника (см.: Притч. 31: 13, 23). Добавляет, что от сего рождается похвала мужу ее во вратах и слава. И хотя тот, кто бодрствует ради плотских средств, то есть ради еды и одежды, не подвергается упрекам, но, напротив, восхваляется, то я утверждаю, что удивляюсь тем, кто считает священные бдения, столь плодотворные для духовного делания, обильные молитвами, песнопениями, чтениями, или излишними, или утомительными, или, что еще хуже, тягостными.
2. И не удивительно, если так чувствуют люди, далекие от нашей религии. Каким образом религиозные дела могут нравиться непосвященным (profanis)? Если бы им они нравились, то они были бы нашими, ибо мы – до сих пор христиане. А если наши суть те, кого оскорбляет спасительное действие бдений, то, чтобы не подозревать их в чем-либо худшем, они или ленивы, или сонливы, или старцы, или больные. Если они лентяи, то пусть покраснеют, когда писание провозглашает: «О ленивец, доколе спишь? Когда же восстанешь от сна? Немного поспишь, немного посидишь. Мало подремлешь, мало ты посидишь, сложив руки на груди. Затем придет к тебе, как прохожий, бедность и нужда, как добрый и легкий бегун, придет к тебе» (Притч. 6: 9–11). Если ты старец, то кто тебя заставляет бодрствовать? И хотя ты и не принужден бдеть из-за возраста, однако бодрствуешь. И если ты не можешь стоять и понимаешь свою немощь, то не должен призывать юношей и сильных к твоему оцепенению, ибо по причине различных искушений юности они должны быть более расположены тяготиться от бдений. Если ты немощен членами, то не смей упрекать, что не можешь работать, но лучше орошай и ты, по словам пророка, постель твою (см.: Пс. 6) и говори: «Если поминал Тебя на постели моей» (Пс. 62: 7). Присоединись тем самым к бодрствующим, чтобы помогли тебе своими молитвами, чтобы с помощью Господней мог на одре болезни и ты когда-нибудь с полным правом сказать: «Во утро буду поучаться у Тебе, Господи, ибо Ты был помощник мой» (Пс. 62: 7). Иначе говоря, глупо и весьма странно, если мы будем отговаривать хорошо бегущих, потому что сами бежать не имеем сил. Ведь если мы и не можем, мы должны не завидовать могущим, но ободрять их. Подобно тому, как из-за согласия со злодейством с соучаствующими разделяется наказание, так и следует надеяться на сопричастность к славе из-за согласия с добром. Ведь одних венчает дело, а других радует благочестивая воля.
Люби бдения… Если ты грешник, то тем более беги, чтобы очиститься бдением и молитвой
3. Не слишком утомительным или трудным должно казаться даже для нежных тел уделить Богу как некую часть две ночи в неделю, то есть в субботу и воскресенье. Ведь это как бы очищение пяти дней и пяти ночей, в каковых мы отягощаемся плотским оцепенением или ветшаем в мирских делах. И пусть не стыдятся некоторые в благом изучении святости, ибо не стыдятся нечестивые в совершении мерзостного дела. Справедливо говорит Писание в Притчах: «Есть смущение, ведущее в грех» (Притч. 4: 25). В благом деле грешно смущаться, как погибельно не смущаться, творя зло. Если ты свят, люби бдения, чтобы, бодрствуя, сохранить сокровище твое, и сам сохранишься в святости. Если ты грешник, то тем более беги, чтобы очиститься бдением и молитвой, когда, бия в грудь, ты часто вопиешь: «От тайных моих очисти меня и от чуждых пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14). Тому, кто желает от тайных очиститься, следует, чтобы его не забавляло осквернение этими несчастиями.
4. Итак, дело требует, дорогие, чтобы мы сказали немного о значении и древности бдений, а также об их пользе. Больший труд подъемлется, если пред очами предлагается польза. Древним является служение бдений, знакомым благом для всех святых. Ведь Исаия пророк вопиет к Богу: «От ночи бодрствует к Тебе дух мой, Боже, зане свет повеления Твои на земле» (Ис. 26: 9). Давид, освященный царским и пророческим помазанием, так поет: «Господи Боже, возможность спасения моего, во дни воззвал я и в ночи пред Тобою» (Пс. 87: 2). Он же говорит: «Помянул я в ночи имя Твое, Господи, и сохранил я закон Твой» (Пс. 118: 55). Но, возможно, лежа на своей постели, он воспевал это, поскольку некоторые ленивцы считают достаточным, если кто-либо молится на постели своей или, скорее, бормочет псалом. Впрочем, и это – благо: спасительно есть всегда и везде вспоминать о Боге. Но еще лучше – присутствовать стоящим под Божественным взором. Восприими же и иное изречение того же пророка, которое являет и место, и время, и обычай молящегося: «В ночах возденьте руки ваши во святое и благословите Господа» (Пс. 133: 2). И чтобы ты не думал, что здесь названы только вечерние часы ночи, то пророк выходит навстречу и говорит: «В полуночи я восстал исповедаться о судьбах правды Твоей» (Пс. 118: 62). Ты имеешь и определенное время восстания, и очевидную заботу, как исповедаться Богу.
5. До сих пор, когда я обсуждаю намерение святых, то навстречу выходит нечто большее и утомительное, и считается оно превыше состояния человеческой природы, когда я слышу того же пророка, поющего: «Если и взойду на постель ложа моего, если дам сон очам моим, и зрачкам моим дремание, и покой векам моим, пока не найду место Господу, святилище Богу Иакова». Кто же столь застынет в любви к Богу и в преданности духа, чтобы полностью отвергнуть сон, без которого человеческие тела увядают, пока царь и пророк не найдет место для храма Господнего, имеющего создатися? Каковое дело должно нас твердо уверить, если мы сами хотим быть местом Господа и обиталищем Его, а также желаем оказаться Его вечным храмом, как удостоверяет Павел, говоря: «Вы есте храм Бога живаго» (1 Кор. 3: 16). Насколько возможем, возлюбим по примеру святых бдения, чтобы о нас не было сказано, как поется во псалме: «Уснули сном своим и ничего не нашли» (Пс. 75: 6). Но лучше кто-нибудь, имея возблагодарить, скажет: «В день скорби моей Господа я взыскал руками моими ночью пред Ним и я не обманулся» (Пс. 76: 3), ибо «благо есть исповедаться Господу и петь имени Твоему, Вышний, возвещать заутро милость Твою и истину Твою на ночь» (Пс. 91: 2–3).
Это и таковое так здесь святые пели и оставили писания, пусть мы, их потомки, возбудимся равными примерами для празднования по ночам стражи нашего спасения.
6. Но от древних перейдем к новым, от служителей закона к служителям Евангелия: от Нового Завета удостоверяется благодать бдений. В Евангелии читаем, что Анна, дщерь Фануилева, вдова, служа Господу постоянными молитвами и постами, не отходила от храма днем и ночью. Сии священнейшии пастыри, когда совершали ночные бдения над своими стадами, удостоились увидеть и ангелов, и Христа рожденного. И разве всеобщее установление Спасителя не воздвигает слушателей к бдению? [1] Или притча о добром сеятеле, в которой говорится: «Когда спали, пришел злой человек и засеял сверху сорняки в пшеницу и отошел» (Мф. 13: 25). Если бы они не спали, то, вероятно, злодей не мог бы засеять плевелы. Или когда говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи в руках ваших. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими. И если придет в вечерний час, и в полуночи, и при пении петухов, и найдет их бодрствующими, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал отец семейства, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12: 35–40).
Господь бодрствовал не для Себя, но для того, чтобы знали, что подобает творить
И не только словами Он учит бдениям, но также учит и примером. Ведь в Евангелии удостоверяется, что «Иисус бодрствовал всю ночь в молитвах» (Лк. 6: 12). Господь бодрствовал не для Себя, но для того, чтобы знали нищие и немощные рабы, что подобает творить, когда Господь, богатый молитвами и ни в чем не нуждающийся, пребывал в молитве как сильнейший. Так, Он упрекает Петра, говоря во время страсти: «Ты не мог единый час бодрствовать со Мной?» (Мф. 26: 39). И для всех Он говорит: «Бодрствуйте и молитесь, да не внидете в искушение (Мф. 26: 41). Эти слова и примеры подобного рода, молю вас, кого не смогут воздвигнуть от сна глубокого и высшей смерти подобного?
Ум заостряется, заблуждение поражается, глава преступлений диавол мечом Духа поражается. Что необходимее сей пользы?
Надлежит заботиться, чтобы душа имеющего бодрствовать не отягчилась неумеренностью пищи или питья
Этих слов достаточно о значении и древности, а также пользе бдений. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.