Что означает слово аюрведа
Аюрведа: общие понятия
А юрведа — это сокровищница древних знаний, которые передавались от учителя к ученику на протяжении многих тысяч лет. Все знания, которые существуют в современном мире, изначально были описаны в ведических писаниях, частью которых является Аюрведа (её ещё называют «Упаведа» — «вспомогательная веда»). Её никто не создавал, она не возникла внезапно. По преданиям, эта наука появилась одновременно с сотворением Вселенной.
Основные составляющие аюрведы
В Аюрведе здоровье слагается из четырех составляющих:
Аюрведические писания, которые сохранились до наших дней полностью, включают в себя такие разделы, как:
Также аюрведическая древняя система исцеления содержит раздел о лечении с помощью растений, минералов, цвета, мантр, мудр, заговоров, медитаций. Описывается раздел о лечении болезней, которые связаны с духами. Например, наркомания, алкоголизм, сумасшествие — эти болезни Аюрведа рассматривает как атаку духов на тонком плане. Она знает всё о тонком теле, о его строении, описывает каналы, меридианы, акупунктурные точки и энергетические центры. Аюрведа содержит фундаментальные знания об астрологии. С помощью этой науки можно выстроить хроническую карту (джйотиш), узнать предназначение человека, его предрасположенность к заболеваниям, конституцию и многое другое. Аюрведа видит человеческие недуги как неправильное отношение к миру.
Очень важно понимать смысл жизни, так как из-за неверного толкования своего предназначения возникает множество физических и психических болезней. Важно уметь управлять своими чувствами, контролировать эмоции. Нужно знать и уважать определённые законы Вселенной, и только тогда человек сможет гармонично существовать в этом мире. Таким законам и учит нас Аюрведа. Она показывает, как всё устроено на самом деле, как устроен мир и Вселенная в целом. Она говорит нам о том, что человек может сам выбрать, страдать ему или быть счастливым.
В ведических трактатах говорится о том, что все недуги исходят из нашего сознания и что уровень состояния счастья определяет степень состояния здоровья человека. Она призывает каждого служить на благо окружающим, быть открытыми миру и желать всем счастья. Только так можно стать по-настоящему счастливым человеком.
Конституционный тип человека по аюрведе
В Ведических писаниях сказано, что человек состоит из пяти элементов (Маха Бхут): земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существует три типа конституции («доши»): Вата — воздух, Питта — огонь, Капха — вода. Определение преобладающей доши — это основа всего процесса исцеления в Аюрведе. Весь процесс лечения направлен на гармонизацию дош и накопление оджаса (жизненной энергии).
Гармонизировать преобладающую дошу можно с помощью изменения образа жизни, образа мыслей, сбалансированного питания, сексуального воздержания, очистительных практик (лечебной рвоты, очистительных клизм), массажей, упражнений, минералов, а также натуральных средств (трав, специй). Лечение назначается в зависимости от конституционного типа пациента (Вата — ветер, Питта — огонь, Капха — вода).
Врач Аюрведы определяет тип конституции пациента в зависимости от его темперамента, телосложения, мышления. Человек рождается с определенной конституцией (Пракрити), затем с возрастом его состояние дош может измениться, и какая-то одна доша начинает преобладать. Такое состояние называется «Викрити». Однако Аюрведа в процессе лечения стремится вернуть изначальное состояние пациента, так как именно таковое считается идеальным для него.
У человека может быть семь вариантов конституции:
К Вате относится тонкая сила Оджас (масло), к Питте – Теджас (огонь), а к Капхе относится Прана (свет и тепло). Идеальное здоровье в Аюрведе считается тогда, когда в гармонии находятся все доши и все три тонкие силы (духовные эссенции).
Ментальная конституция человека
Аюрведа описывает три качества Природы человека, а также всего сущего, они же гуны: Саттва — благость, Раджас — страсть, Тамас — невежество. Каждое явление во Вселенной имеет свою гуну. Все живые существа, вещи, продукты — всё находится под воздействием какой-либо гуны. Эти ментальные доши определяют характер человека, состояние его сознания. В разных ситуациях человек может находиться под воздействием разных гун. Изначально триада гун — это гармоничное состояние, которое состоит из чистоты (Саттвы), движения (Раджаса) и инерции (Тамаса).
Агни — пищеварительный огонь и аюрведа
В Аюрведе все процессы метаболизма связаны с Агни — биологическим огнём. Всего существует тринадцать Агни в организме человека. Джатар-Агни (пищеварительный огонь) считается самым важным. Он контролирует все остальные Агни, так как поддерживает весь метаболический процесс. У каждой доши пищеварительный огонь работает по-разному. В процессе лечения любого заболевания аюрведическая медицина уделяет большое внимание налаживанию работы пищеварительного огня. Это очень важная часть терапии, так как при неправильной работе пищеварительного тракта в организме начинает накапливаться ама (токсины), происходит сбой на физическом, эмоциональном и ментальном плане.
Аюрведическая система исцеления отличается от современной медицины своим целостным подходом. Она рассматривает человека как одно целое на всех трёх уровнях: физическом, эмоциональном и ментальном. Она лечит не симптомы, а выявляет и искореняет саму причину недуга. Она подходит индивидуально к каждому, потому что каждый человек — это отдельная Вселенная.
Аюрведа – древняя традиционная медицинская система, истоки которой теряются в глубине веков и выходят за рамки, обозреваемые современной исторической наукой. К традиционной медицине относится Аюрведа, традиционная китайская медицина (ТКМ) и традиционная тибетская медицина (ТТМ), то есть те медицинские системы, за которыми стоят многовековые традиции. Современную медицину иногда, особенно на бытовом уровне, в разговорном языке, так же называют «традиционной». Это не совсем корректно, так как принято считать, что история современной медицины, как науки насчитывает примерно 150 – 200 лет, что не позволяет относить её к традиционным медицинским системам.
«Аюрведа» – это санскритское слово. Санскрит – один из самых древних и загадочных языков. Само слово «санскрит» означает «совершенный», «обработанный», «язык богов». Человек думает на родном для него языке. И качество мышления во многом определяется языком, в который обличены его мысли. Санскрит делает мышление совершенным, придает ему невероятную ясность, креативность, глубину, скорость и другие качества. Неслучайно, наиболее сложные и эффективные компьютерные алгоритмы создаются именно на санскрите.
Интересно, что санскритский корень «веда» в этих же значениях проник и в русский язык, например: «природоведение», «материаловеденье», «почвоведенье» и т.д.
Ещё более разнообразный и глубокий смысл имеет санскритский корень «аюс». В самом простом варианте он имеет значение – «жизнь». В более сложных вариантах слово «аюс» отражает глубинные, по сути философские качества жизни:
Но, это только некоторые буквальные значения санскритских корней «аюс» и «веда», а их соединение порождает собственно сам термин «аюрведа», который выходит за рамки значений составляющих его слов. Приведу некоторые из значений термина «аюрведа» в порядке их усложнения:
Возможно, сейчас и не всё понятно в этих определениях, дальше мы ещё будем говорить об этом в наших последующих публикациях.
И ещё хочу привести два классических определения Аюрведы из её первоисточников – священных писаний (шастр):
«Аюрведа – учение, в котором рассказывается о полезной и вредной, счастливой и несчастливой жизни, а также о том, что является благом или злом для неё» (Чарака-самхита).
«Аюрведа – это то, что с помощью наставлений о природе тела, сохранении молодости, вестниках заболеваний и т.д. наставляет в достижении здоровья и долголетия» (Аштанга-хридаям-самхита, комментарий Арунадатта).
Аюрведа – часть Вед, древнейшего на Земле свода обширных знаний, истоки которых теряются в глубине тысячелетий. Современная историческая наука датирует написание Вед периодом от 3,5 до 6 тысяч лет назад, что делает их одним из древнейших писаний Земли. Но это только период их существования в письменной форме. Считается, что до этого Веды существовали ещё более длительное время в устном изложении.
Веды можно сравнить с мировым информационным банком данных, в котором содержится исчерпывающая информация обо всём, что было, что есть, и что будет. Но эту информацию на санскрите сложно «распаковать» из её стихотворной и образной формы, и осознать, так как утрачены многие ключи к пониманию этого глобального знания.
Основу Вед составляют четыре самхиты – сборники мантр, гимнов, обращенных к пантеону богов: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда. Это самые древние ведические тексты.
Далее к ним примыкают сборники философских комментариев в прозе, так называемые: брахманы, араньяки и упанишады.
Далее следуют произведения ведической литературы: Махабхарата (включая Бхагават-гиту), Рамаяна, Пураны, Панчаратра. Эти произведения и сейчас входят в сокровищницу мировой литературы. В настоящее время принято считать эти произведения художественным вымыслом, но на самом деле это изложение исторических событий, имевших место на нашей планете и в нашей галактике в необозримом прошлом.
Аюрведические знания разнесены по всем четырем самхитам: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда (особенно много). Такой разброс затрудняет их восприятие и древние авторитетные мудрецы, знатоки Вед составили так называемые упаведы – вторичные Веды или околоведические тексты на конкретные темы: медицина (Аюрведа), архитектура (Стхапатья-веда), искусство и ремесла (Шилпа-веда), военная наука (Астра-шастра), боевые искусства (Дханур-веда), музыка и танцы (Гандхарва-веда) и другие дисциплины.
Наиболее известными и авторитетными медицинскими (аюрведическими) упаведами является, так называемая, большая триада сборников (самхит):
Существует и, так называемая, малая триада произведений, посвященных более частным вопросам аюрведической медицины:
Происхождение Вед и Аюрведы
У пытливого читателя может возникнуть законный вопрос – откуда же пришло к нам это удивительное Ведическое знание? На этот счет у специалистов нет единого мнения. Есть несколько гипотез происхождения Вед и соответственно – Аюрведы:
Рассмотрим эту последовательность. Всевышний (Господь Бог, Космический Разум, Абсолют) передал Ведическое знание по цепочке ученической преемственности (парампаре) творцу нашей вселенной Брахме, а он, в свою очередь – просветленным мудрецам высокоразвитой цивилизации древних ариев.
Страна древних ариев – Гиперборея или Арктида – располагалась на территории современного российского Заполярья. Было это приблизительно 30-35 тысячелетий назад. В то время земная ось имела меньший угол наклона к плоскости эклиптики и на территории современного Заполярья был очень теплый и комфортный климат. Об этом свидетельствую многочисленные находки окаменелостей тропических растений и животных.
Цивилизация древних ариев достигла невероятно высокого уровня развития. Гиперборейцы избегали технократического пути развития, они не развивали промышленность, не создавали сложных механизмов, машин, сооружений и т.п. Арии жили в гармонии с природой и собой, они познали законы эволюции сознания, были наделены глубоким интеллектом, необыкновенной памятью, невероятной интуицией, обладали многими экстрасенсорными способностями.
Такие необыкновенные способности позволяли ариям обходится без письменности. В ней просто не было надобности. Люди были способны мгновенно запоминать и осознавать многие терабайты информации. Именно поэтому изначально Веды существовали и передавались в устной традиции.
Это был мир гармонии и всеобщего счастья. Но, к сожалению, любая сказка имеет конец. Случилась глобальная космическая катастрофа – предположительно, произошло столкновение нашей планеты с крупным космическим телом (метеоритом или кометой). Это привело к изменению угла наклона оси планеты. Многие территории земли ушли под воду, отсюда и возникли легенды о всемирном потопе. Сместились климатические пояса планеты, началось резкое похолодание. Катастрофа и её последствия унесли большую часть населения Земли, погибли многие животные и растения, безвозвратно пострадали посевы и сады.
Выжившие в катастрофе арии начали мигрировать в южные, более теплые районы Земли и осели на полуострове Индостан, на территории современной Индии. Миграция проходила в очень тяжелых условиях и постепенно арии утратили своё возвышенное и гармоничное состояние и необычные ментальные и духовные способности. Это побудило их стать на путь технократического развития и изобретать различные технологические «костыли» для своих угасающих возможностей. Так появилась письменность в замену ухудшившейся памяти, и ведические знания были закреплены в письменных источниках, о которых мы говорили выше.
Постепенно древние арии ассимилировались с многочисленными древними племенами полуострова Индостан, которые впоследствии и составили многонациональное население современной Индии. Надо отдать должное коренным народам Индостана, которые поглотив древних ариев, смогли понять, перенять и сберечь до наших дней бесценные крупицы Ведического знания. По всей видимости, этому способствовали национальные черты индусов – здоровый консерватизм, подлинная толерантность и глубокое уважение к другим культурам. Так Индия стала главной хранительницей достижений предшествующей человеческой цивилизации – Ведического знания, и соответственно – Аюрведы.
Приведем кратко хронологию основных этапов развития Аюрведы уже на полуострове Индостан:
И ты, уважаемый читатель, читая эти строки, изучая принципы Аюрведы, внедряя их в свою повседневную жизнь вносишь свой посильный вклад в исторический расцвет Аюрведы, становишься ещё одним звеном в цепочке ученической преемственности (парампаре), а самое главное – делаешь свою жизнь осмысленной, здоровой и счастливой!
Аюрведа
Аюрве́да, или Аюр-веда (от санскр. «āyus» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. [1] «Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». [2] [3] Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарва-веды» и основывается на философской системе санкхья.
Содержание
История аюрведы
Источники
Ведические источники
В Яджурведе упоминаются четыре сока человеческого тела. [6]
Буддистские источники
Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов. Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона.
Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: [7] :
Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. [7] Окончательное формирование аювердического канона относится к 1000 г. н. э.
Легенда о происхождении аюрведы
Легендарный прародитель аюрведы
Медицина в буддийский период
Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. — 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата — ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта — желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха — слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). [6] О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:
«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав — человек; знакомый со свойствами ножа и огня —демон; знающий силу молитв — пророк; знакомый же со свойствами ртути — бог!» [12]
К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:
У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем — «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. [14] Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. [8] Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).
В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености. [8]
Аюрведа в Средние века
Не позднее VIII—IX вв. Мадхавакара составил нормативный учебник аюрведы — Ругвинишчая (Исследование болезней) — пособие по патологии и диагностике. К XIII в. был изучен медицинский пульс. [8] Уже к XII—XIII в. аюрведа начинает сливаться с расаяной индийской алхимией. Некоторые полагают, что это свидетельствует о кризисе учения. Существует другое мнение, что расаяна — самая древняя изначальная часть аюрведы, которую развивал сам Дханвантари.
Влияние аюрведы на медицинские традиции других стран
Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония. [6] Трактат «Аштанга Хридая самхита», написанный в IV в. до н. э. лег в основу трактата по тибетской медицине Чжуд Ши. В область Тибета аюрведа стала проникать с VII в. н.э., когда личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал один из представителей школы Бхарадваджи [15]
Аюрведа сегодня
В XVII в. хирурги Ост-Индской компании обучались у аюрведистов искусству ринопластики. [6] В XVIII—XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками.
К середине XX в. традиционная индийская медицина приобрела популярность на Западе, к концу XX в. в России. В Соединенных Штатах аюрведу изучают в Национальном Институте Медицины Аюрведы (основанном Скоттом Герсоном (Scott Gerson)); в Израиле — в колледже Ридман (Reidaman college, основан Салли Ридман). Студенты учатся в течение 4-ех лет, изучая в том числе и аллопатическую медицину. По окончании обучения проводится стажировка в Индии. Базовые процедуры аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран. А некоторые её направления и методы, такие, как: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология также перешли в современную медицинскую практику.
В настоящее время в Индии, помимо европейской медицины, распространены традиционные системы Унани, Сиддха, Эмчи. Все эти школы имеют много общего с Аюрведой. [1]
Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. [16] В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.
Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. [17] Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в 1980) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии. [18]
Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.
Ветви аюрведы
Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей [19] :
Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. [6]
Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты. [1]
Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку. [6]
Философия аюрведы
Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:
Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», [20] «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения» [21] [22]
Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии — «salya-chikitsa».
Система трёх дош
Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов»:
«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела — дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, — доши— которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.
Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. [16] Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.
В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма. [16]
От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения — Пракрити. Пракрити — это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи, означающее Изначальную природу, беспричинную первопричину Вселенной. Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун:
Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется — Викрити.
Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.
Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой. [4]
Управление болезнью
В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.
Лекарства
Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.
Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).
Использование психотропных препаратов
Препараты конопли индийской применяются в Аюрведе столь же часто, как мята и зверобой в русском знахарстве. В трактатах отцов-основателей коноплю называют «бханга» или «виджая» («победитель»). Её классифицицируют как «саттвик наша» (успокоительное опьяняющее средство). Современное аюрведическое описание конопли (Sala, «Indian Medicinal Plants»):
«Листья горькие, вяжущие, тонизирующие, афродизиакальные, антидиарейные, отравляющие, желудочные, анальгетические и абортивные. Используются при конвульсиях, ушных болях без органических причин, расстройствах желудочно-кишечного тракта, поносе, телесных болях и кровоизлияниях. Передозировка вызывает диспепсию, кашель, импотенцию, меланхолию, водянку, гиперпраксию и безумие. Кора тонизирующая, полезна при ожогах, геморрое и скоплении серозной жидкости. Семена ветрогонные, вяжущие, афродизиакальные, противорвотные и противовоспалительные».
Аюрведические лекарственные формы конопли: порошок («курна»), болюсы («модака»), прессованные таблетки («ватика»), настойки («леха» и «пака»), молочный экстракт («дугдхапака») и декокт («кватха»). Базовым препаратом является курна, приготовляемая из зрелых женских соцветий. Они высушиваются в тени, измельчаются в тонкий порошок, который выдерживается между двух разогретых пластин в течение 7 дней. Все остальные препараты приготовляются на основе этого порошка.
Препаратами конопли лечат мужское и женское бесплодие, импотенцию, диарею, несварение, эпилепсию, шизофрению и колики. Кроме того, это растение входит в сборы для лечения ещё 32 заболеваний. Конопляная «курна» чаще всего присутствует в лекарствах не в чистом виде, а в смеси с веществами, снижающими её психотропный эффект и расширяющими терапевтическое действие. Традиционное аюрведическое снадобье обычно содержит 20—30 компонентов и обильно приправляется сахарной пудрой и пряностями.
Влияние вкуса
Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.
Очистка тела и массаж
Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.
Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» — «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание, массаж, применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.
Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел — абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.
Критика
Согласно стратегии ВОЗ в отношении нетрадиционных методов медицины аюрведические практики относятся к альтернативной медицине, и к ним предъявляются те же требования по доказательной базе исследований, что и к остальным медицинским направлениям. [31]
В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.