Что означает слово априори простыми словами
Что значит априори простыми словами
В общем значении слово «априори» подразумевает заведомо правильное знание, которое не нуждается в доказательствах. Речь идёт об изначально верных утверждениях, правильность которых не требует какого-либо подтверждения и абсолютно всем понятна. Такое знание является интуитивным, изначальным, не требующим подтверждения практическим опытом. Противоположное утверждение в данном случае выглядит просто абсурдным. Например, априори можно утверждать, что у человека не растёт хобот. Это понятно всем, доказательств не требуется. Утверждение же, что у человека есть хобот, выглядит абсурдным и ложным.
Примеры употребления слова
Априорные утверждения во многих случаях основываются на шаблонах, стандартах и штампах, принятых в отдельном государстве, слоях общества, группах людей. Во многом они также определяются историческим отрезком времени. Например, то, что человек не может полететь в космос, ни у кого не вызывало сомнений на протяжении многих столетий, вплоть до минувшего века. Более того, подобное утверждение могло повлечь за собой тяжёлые последствия, как, например, для Галилея. Сюда же можно отнести ситуацию с чернокожими в Америке или сексуальными меньшинствами. Некоторые люди априори считают недопустимым носить изделия из меха или натуральной кожи и для них не требуются какие-либо доказательства для признания правильности своей позиции.
В настоящее время понятие априори широко используется в адвокатской практике при рассмотрении дел. Речь идёт об утверждениях, истинность которых не требует доказательств как на основании практического опыта, так и со ссылкой на нормативные акты. В то же время некоторые понятия и признание их априори, как не требующих доказательств, закреплены, например, в конституциях государств. Например, высший законодательный акт многих стран предусматривает наличие прав у человека, которые являются неотъемлемыми и их существование не требует доказательств.
История возникновения слова
Слово априори происходит из латинского языка — а priori (от предшествующего). Это понятие занимало умы ещё древнегреческих мыслителей и философов. Общую известность и популярность термин приобрёл после трудов и выводов Канта. Другие учёные и философы в последующие времена также уделяли большое внимание этой философской категории в своих работах, в том числе в изучении логики, где априори равнозначно аксиоме.
Таким образом, в современном значении слово априори может означать понятие или смысловое выражение, не требующее дополнительных доказательств и очевидное в определённом обществе.
Значение слова «априори»
1. Филос., лог. Независимо от опыта, до опыта; противоп. апостериори.
2. перен. Не проверяя, не устанавливая чего-л. заранее, предварительно.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин имеет долгую историю и не раз менял своё значение; в определении приведён самый употребительный смысл. Слово «априори» в русском языке может выступать и как наречие (синоним — прилагательное «априорный»), и как субстантивированное наречие — несклоняемое существительное среднего рода (синоним: «знание априори», «априорное знание»). Вне философского контекста это выражение часто употребляется как синоним «первоначально» («заранее»); «бездоказательно» (не требующее доказательств, ≈аксиома);«по умолчанию»; «умозрительно»; «предварительно».
АПРИО’РИ, нареч. [от латин. a — от и prior — предшествующий] (филос.). Независимо от опыта, противоп. апостериори. Судить о чем-н. а.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
априори (наречие)
1. филос. независимо от опыта, до опыта ◆ В концертные залы вдруг повалили люди, до этого ни разу там не бывавшие, которые априори считали, что Баха, Шостаковича, Моцарта слу́шать скучно. Сати Спивакова, «Не всё», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. заранее, предварительно, не опираясь на знание фактов, не проверяя, бездоказательно ◆ Почему вы априори считаете его преступником?
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
априо́ри (существительное)
1. знание, полученное до опыта и независимо от него
АПРИОРИ — что это значит простыми словами
Под словом «априори» подразумевается что-то, что не ставится под сомнение и не требует каких-либо доказательств. Можно сказать, что это некий факт, который принимается как бы по умолчанию. Например, все люди изначально были детьми, и это утверждение нельзя опровергнуть и его не нужно доказывать. То есть можно сказать: «априори каждый человек был ребенком».
Толковое определение
Неизменяемое наречие «априори» в толковом словаре объясняется, как «до или независимо от опыта». Это что-то, для утверждения чего не требуется основываться на изучении фактов. Также словарь уравнивает этот термин со словом «заранее», смысл которого понятен интуитивно. Значение последнего можно описать синонимами: заблаговременно, предварительно, накануне, загодя (устаревшее), раньше или прежде.
Происхождение слова
Этот философский термин имеет долгую историю, за время которой его значение много раз менялось. Но если не рассматривать его в этом контексте, то самым употребляемым смыслом будет тот, который описан выше. Можно даже сравнить его со значением слова «аксиома».
В русском языке априори – не только наречие, но и существительное среднего рода. В первом случае синонимом термина будет априорный, во втором – знание априори либо априорное знание. В дословном переводе с латинского означает «от предшествующего».
Значение
Как бы заранее известное знание можно рассматривать в качестве основного смысла этого слова. Оно получено до опыта или независимо от него. Вернемся к уже знакомому примеру с детьми: человеку необязательно заводить своего ребенка для того, чтобы убедиться, что все люди изначально были детьми. Существует даже учение «априоризм», которое признает априорное знание. У термина есть противоположность, означающая опытное знание, то есть полученное из опыта – апостериори. В дословном переводе с латинского означает «от последующего».
Примеры употребления слова в русской разговорной речи
Этот термин широко применяется в русской разговорной речи, в том числе входит в состав устойчивых сочетаний и фразеологизмов. Чаще встречается в значении знать или судить о чем-либо.
Несколько выражений
В целом в разговорной речи слово используется в случаях, когда какое-то событие, факт или утверждение не нуждается в доказательстве, то есть воспринимается всеми как истина.
Синонимы и антонимы слова «Априори»
Несмотря на широкую распространенность термина, в разговорах люди нередко используют его синонимы. Это позволяет разнообразить речь и не употреблять часто одно и то же слово, чтобы выразить свою мысль.
Несколько синонимов, включая разговорные варианты:
Как ранее уточнялось, противоположностью этого слова является апостериори. И у этого термина есть синоним, который будет антонимом по отношению к априори – эмпирически.
«Априори» – в переводе на английский язык
Слово «априори» широко используется не только в русском, но и в английском языке. Часто встречается как в разговорной речи, так и деловом общении. Например, существует такой юридический термин как «be futile a priori», под которым подразумевается что-то, что изначально не даст результата. Дословно переводится как «быть заведомо безрезультатным». В разговорной речи слово используется аналогично русскому языку и в том же значении.
В качестве примера рассмотрим одну из популярных разговорных фраз — Now, we probably think a priori that’s unlikely. По смыслу она аналогична нашему выражению «это априори невозможно». В дословном переводе выглядит так: «Мы наверняка считаем (думаем), что это маловероятно априори».
«Априори» в философии – это…
Изначально этот термин использовался в философии в период 17-18 веков. Благодаря Канту он приобрел важное значение в логике и теории познания. Возникший между эмпиризмом и рационализмом спор повлек за собой изменение смысла этого термина. Лейбниц приравнивал его к умозрительному познанию, в последствии его поддержал Вольф.
В системе Канта этот термин рассматривался широко и подробно. Например, универсальным суждением считаются те правила, которые не имеют исключений, то есть истинны. Так, выражение «2+2» имеет только один верный ответ «4». Но если рассматривать другое суждение – «снег бел», то здесь нельзя быть уверенным, что в нем нет исключений.
Познание человека начинается с опыта, но это не значит, что оно полностью из него происходит. Вполне допустимо, что опытное знание формируется из того, что люди воспринимают с помощью впечатлений и собственной познавательной способности. Так Кант трактовал отношение опытных сведений и активности сознания. Также он считал, что априорное знание должно дополняться эмпирическим или апостериорным.
Как правильно: априори или в априори?
Априори – неизменяемое наречие, поэтому используется без каких-либо предлогов, и «в» не исключение. То есть правильный ответ во всех случаях будет написание термина в виде «априори». Так как термин пришел в русский язык из латинского, где он употребляется в раздельном написании, часто встречаются ошибки с аналогичным использованием. Следует запомнить, что нет слова «приори», поэтому и применение предлогов не требуется.
Есть наречие «априори» и это одно слово!
Как правильно писать это слово?
Правильное написание слова – априори. В речи при применении термина ударение ставится на букву «о». Несмотря на распространенную практику использования слова в конце или в середине предложения, рекомендуется с него начинать фразу.
Априори или а приори?
Путаница с раздельным написанием термина, вероятно, связана с его использованием в латинском языке (откуда оно к нам пришло). В английском языке оно так же используется как «a priori».
Правильный ответ для русского языка – априори.
Априори или о приоре?
В этом выражении сразу три ошибки: первая – раздельное написание, вторая и третья – грамматические: начинается с «о» и заканчивается на «е».
Если для разговорной речи здесь ошибки будут практически не заметны (их сложно определить на слух – если слово произносится быстро, не по слогам), то на письме это будет грубейшим нарушением.
Априори или в априори?
Предлог «в», как и любой другой, здесь лишний.
В написании и в разговорной речи это наречие употребляется в единственно правильной форме – априори.
При этом в обоих случаях ошибка будет налицо в отличие, например, от другой распространенной практики – раздельного написания. В последнем случае она практически не заметна в разговоре, но очевидна на письме. Поэтому если не уверены в правильности написания и произношения используйте синонимы, либо заучите этот термин раз и навсегда.
Что такое априори и когда его говорить правильно. Объясняем простыми словами
Оказывается, «я туда не пойду априори» в корне неправильно.
Есть в русском языке специфические слова, значение которых не всем известно. Употребляются они нечасто и только в узком кругу. Но никогда не будет лишним знать их значение и держать в своем багаже на всякий случай. Рассказываем про слово априори — откуда оно взялось и что означает.
Откуда пришло слово априори
Слово априори, как и многие слова в нашем обиходе, пришло из Латыни. «А priori» переводится как от «от предшествующего». В русском языке априори означает то, что само собой разумеется, всем известное, по умолчанию. Например, априори известно, что в году 4 сезона. Это не нужно доказывать.
Априори — философский термин. Его возникновение связывают с именем древнегреческого философа Аристотеля, который использовал его в своих выступлениях. В массовый обиход его ввел другой философ — Иммануил Кант, который продвигал идею о том, что все люди имеют собственное мировоззрение и врожденные знания.
Что за часть речи
Изначально априори — это наречие, потому что оно отвечает на вопрос «как?» — «человек не умеет летать априори».
Но сегодня существует варианты этого слова в других частях речи. Например, в качестве прилагательного. Самый распространенный пример — априорное знание, то есть то, что было известно всегда. Еще есть сочетания как априорная вероятность или априорная информация.
Чем можно заменить слово априори
Как и любой философский термин априори дает почву для рассуждений, поэтому имеет синонимы. Его легко заменяют такими словами и выражениями как: 100%, очевидно, бесспорно, всем известный факт, заранее известно, само собой разумеется, и так понятно.
Например, предложения «Это априори понятно» и «Это и так понятно» будут означать одно и то же. Главное — понимать, где и что лучше употреблять.
Где уместно употреблять слово априори
Априори не самое распространенное слово в русском языке: на 300 млн сказанных фраз, априори звучит лишь в 34. Оно подходит для делового лексикона: в переговорах, используют в докладах, научных трудах, книгах.
Если говорить о профессиональной сфере, то слово априори используют философы, ученые, юристы. Термин подчеркивает факт, который не требует доказательств. Например, «пока вина подсудимого не доказана судом, он невиновен априори».
Употребление априори в простой речи, скорее, скажет собеседнику, о вашем богатом словарном запасе. Но употреблять его следует в зависимости от ситуации — там, где этого уместно. Если понимаете, что собеседники могут вас не понять, то лучше употребить синоним, который знают все.
Также будьте внимательны, чтобы использовать слово верно. Так, например, если вы скажете «в априоре» или «я туда не пойду априори», то это в корне неправильно.
Чем больше словарный запас человека, тем разнообразнее его речь и тем проще ему общаться с разными людьми. Поэтому пополнять свой словарь всегда полезно и использовать странные слова там, где это уместно.
Априори
Термин имеет долгую историю и не раз менял своё значение; в определении приведён самый употребительный смысл. Слово «априори» в русском языке может выступать и как наречие (синоним — прилагательное «априорный»), и как субстантивированное наречие — несклоняемое существительное среднего рода (синоним: «знание априори», «априорное знание»). Вне философского контекста это выражение часто употребляется как синоним «первоначально» («заранее»); «бездоказательно»; «умозрительно»; «предварительно».
Содержание
Античная и средневековая философия
Наиболее ранним использованием в философии того, что могло бы рассматриваться как понятие знания априори, является «учение о припоминании» Платона, затрагиваемое в диалоге Менон (380 B. C.E.). Согласно этой теории знание, которое в современных терминах можно назвать априорным, внутренне присуще человеческому уму, наследуется им.
Возникновение собственно термина «априори» связано с философией Аристотеля. Он различал доказательство от последующего и доказательство от предшествующего.
Латинский термин «априори» введён в средневековой схоластике. Европейские схоласты, следуя высказанному Аристотелем взгляду, называли познание вещей как действий из их причин, то есть из того, что составляет их предпосылку, «познанием априори», а познание вещей как причин из её действий — апостериори. В их числе можно назвать Альберта Великого и Фому Аквинского.
Философия XVII—XVIII веков
В новоевропейской философии термин меняет свой смысл; решающее влияние на это изменение оказал спор рационализма и эмпиризма.
Лейбниц
Лейбниц изменил смысл этого термина, придя к тому выводу, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он назвал «вечными истинами». Поэтому познание априори он приравнивал к умозрительному познанию, а познание апостериори — к опытному познанию.
Умозрительное познание беспредпосылочно, самоочевидно для разума, является непосредственным усмотрением истины (интеллектуальной интуицией).
Вольф
Благодаря Х. Вольфу и вольфианству термин «априори» в лейбницевском смысле стал широко употребляться в немецкой философии.
Немецкая классическая философия
В системе Иммануила Канта (прежде всего, в «Критике чистого разума») априорное знание рассматривалось как условие необходимости, всеобщности и организованности опытного знания. Познание должно соответствовать этим характеристикам как своему идеалу.
Под априорным знанием Кант понимал всеобщие и необходимые, не зависящие от опыта понятия, под апостериорным знанием — все опытное знание, которое случайно и единично.
Например, суждение «7 + 5 = 12» универсально (является правилом и не имеет исключений) и необходимо (должно быть истинным): мы усматриваем, что 7 + 5 не может быть ничем иным, как 12. Наоборот, апостериорное знание того, что снег бел, не является неким усмотрением или прозрением, в котором мы постигаем, что снег по цвету с необходимостью может быть только белым, мы не можем быть уверены в отсутствии исключений из этого правила.
Априори имеет смысл лишь в связи с опытом, поскольку оформляет опыт. Кант трактовал отношение опытных данных и активности сознания следующим образом:
Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) даёт от себя самой… [1]
Аффицируя нашу чувственность (воздействуя на неё), явления опыта пробуждают одновременно внутреннюю активность человеческого познания, которая проявляется в человеческой способности совершать не только опытное, но и внеопытное (априорное) познание. Априорными являются только те знания, которые не зависят от всякого опыта, чистыми априорными — те, которые имеют всеобщий и необходимый характер, и к которым не примешивается ничто эмпирическое. Кант исследует, как и при каких условиях возможно для человеческого мышления чистое трансцендентальное познание априори, то есть
Принципы (законы) наук, утверждая нечто относительно целых классов предметов, не могут быть сформулированы на основании одного только опыта (эмпирическим путём). Кант исследует, возможны ли вообще естествознание, математика и метафизика в качестве чистых наук, и при каких именно условиях.
Априорные формы
Однако априорное знание независимо от опыта только в отношении своей формы, содержание его получено из опыта. Субъект, начиная познание, заранее обладает априорными формами познания, которые придают его знанию характер необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентальные формы чувственности, априорные формы созерцания) и априорные формы рассудка (трансцендентальные формы рассудка), которые придают связность и упорядоченность хаотическому многообразию чувственного опыта.
Априорные формы чувственности исследуются в трансцендентальной эстетике. Априорными формами чувственности являются чистые созерцания, с помощью которых многообразные, разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобщую объективную значимость. Этих форм две — пространство и время. Именно они обуславливают возможность математики как науки.
Априорные формы рассудка, которые исследуются в трансцендентальной аналитике, представляют собой априорные чистые понятия рассудка (рассудочные понятия) — категории. Категории являются теми формами единства и рассудочными предпосылками, которые сам рассудок с необходимостью присоединяет к многообразному чувственному материалу, уже организованной априорными формами чувственности. Этот синтез обеспечивает возможность естествознания как науки. Кант насчитывает 12 категорий, разделённых на 4 класса: категории количества, категории качества, категории модальности и категории отношения.
Синтетические априорные суждения
Важнейшее значение имеет проведённое Кантом различие между аналитическими и синтетическими априорными суждениями (между аналитическим и синтетическим априори). Вообще в аналитическом суждении субъект уже содержит предикат, а в синтетическом суждении предикат приписывается чему-то внеположенному (то есть субъект не мыслится в самом предикате). Высшим основоположением, которому подчиняются аналитические суждения (принципом, делающим их достоверными), является логический закон противоречия (то есть они истинны, если не противоречат себе).
Синтетические априорные суждения расширяют наше знание и в то же время общезначимы. Они являются идеалом всякого знания. Соответственно, формулируется вопрос, как возможны априорные синтетические суждения (на каком основании производится синтез), ведь они не могут быть получены из опыта (апостериори), а только из чистого разума (априори). Синтетические априорные суждения возможны, поскольку подчиняются как высшему основоположению трансцендентальному единству апперцепции («синтетическому единству многообразия созерцания в возможном опыте», чистому Я, рассудку, трансцендентальному субъекту), которым является априорное суждение «я мыслю». Оно является условием возможности подведения многообразия чувственного представления под априорные понятия единства, высшим условим единства всех понятий рассудка, вообще высшим условием всех синтезов. В результате суждение приобретает объективную значимость и становится не просто истинным, а необходимо истинным суждением.
Априори в метафизике, этике и телеологии
В трансцендентальной диалектике Кант исследует вопросы, каковы априорные формы чистого разума как особой познавательной способности, как возможны априорные синтетические суждения в метафизике, и как возможна метафизика в качестве науки. Существуют априорные понятия чистого разума — трансцендентальные идеи, отличие которых от категорий рассудка состоит в том, что они не соответствуют никакому предмету и выходят за пределы опыта в стремлении завершить всякое рассудочное познание высшим единством.
Познание в метафизике производится с помощью априорных синтетических диалектических умозаключений, высшим основоположением которых является сам разум. Эти умозаключения делятся на три вида: категорические умозаключения (паралогизмы) обосновывают идею субстанциальности души, гипотетические (антиномии) — идею Вселенной как целого, дизъюнктивные (идеал) — идею Бога.
Поскольку категорический императив — высшее предписание этики Канта (прежде всего, в «Критике практического разума») — не основан на опыте, его часто называют априорным моральным законом, а саму этику Канта — априорной этикой.
Немецкий философ Я. Ф. Фриз, один из самых ранних толкователей Канта, считал, что априорные элементы познания могут быть установлены в эмпирическом психологическом исследовании.
Гегель
Точно так же, как Кант, он считал, что априорное знание должно дополнять апостериорное (эмпирическое):
В частности категории как априорные формы мышления и всеобщие определения любого предмета в мышлении нельзя обнаружить внутри отдельного Я. Там они содержатся в лучшем случае лишь «в себе» (как инстинкт) и не «у себя» (как осознанные). Однако они могут быть осознаны и выступать как определения вещей в созерцании индивида, который в ходе своего образования усвоил исторический опыт совершенствования научного познания. Эти всеобщие формы возникают только в результате исторического развития духа.
Философия середины XIX — начала XX века
Позитивизм XX века
Представители первого этапа позитивизма критиковали идею априорного знания, вслед за эмпириками XVII—XVIII веков выводя самоочевидные представления из опыта.
Британский философ и логик Дж. С. Милль, настаивая на опытном происхождении всего человеческого знания, сводил априорную логическую необходимость к укоренившейся привычке. Несколько атрибутов предмета появляются вместе настолько регулярно, что в нашем сознании образуется устойчивая ассоциация между идеями этих атрибутов. Независимых от опыта априорных истин не существует. Восприятия пространства и времени настолько просты и несложны, что отрицание математических аксиом представляется нам немыслимым (а вовсе не потому, что они будто бы не связаны с опытом).
Другой британский позитивист, Герберт Спенсер считал априорное (самоочевидное) знание врождённой физиологической предрасположеностью к неразрывным ассоциациям. Такая предрасположенность закреплена как наследуемый признак совокупным накопленным опытом бесчисленных поколений предков. То, что в настоящее время априорно для индивида, могло возникнуть апостериорным образом для рода.
Неокантианство
Неокантианство восприняло от Канта понятие априори, но неокантианцы зачастую определяли его сущность и роль в познании иначе, чем Кант.
Возрождение идей Канта было связано не в последнюю с психофизиологическим истолкованием априорных форм чувственности и рассудка Германом Гельмгольцем и Фридрихом Ланге. По их мнению, физиология внешних органов чувств определяет единство психофизиологической организации познающего субъекта. В частности, по Ланге, наша умственная организация является единственным источником априорных категорий. Вслед за Кантом он полагал, что категории значимы только в пределах опыта. Он же определял вещь в себе как только пограничное понятие нашего мышления, что оказало влияние на последующих неокантианцев.
Представитель раннего неокантианства Отто Либман, отвергая понятие вещи в себе, считал, что внешний мир является лишь феноменом внутри воспринимающего интеллекта, и подчинён априорным имманентным закономерностям сознания.
Марбургская школа
Понятие априори исследовали представители Марбургской школы неокантианства. Марбуржцы стремились найти априорные логические основания всей человеческой культуры (как познания природы, так и моральных, эстетических и религиозных принципов). Субъект априорно конструирует мир и предписывает ему наличие функциональных связей (функциональных отношений), тем самым сообщая единство познанию.
Основатель школы Герман Коген отказался от кантовского понимания вещи в себе как внешнего источника ощущений (опыта), отрицал понятие «данности» (предмет никогда не «дан» мышлению извне, а «задан» в виде неизвестного, «икс», проблемы). Как следствие, в его философии исчезает дуализм априорных форм созерцания и рассудка. Только чистое мышление с его априорными категориями, формами и принципами является единственным источником и первоначалом познания и по его форме, и по содержанию. Априорные законы мышления определяют характер серии актов категориального синтеза (категорического синтеза), который создаёт (строит, конструирует) предмет познания.
Другой философ школы, Пауль Наторп считал саму философию логикой (фактически теорией познания), теорией, которая исследует априорные условия единства точных наук. Продолжая линию Когена, Наторп отказывался от различия между априорными формами чувственности и рассудка и рассматривал вещь в себе лишь в качестве «предельного понятия», побудительного начала научного познания. В частности, идея априорных форм чувственности не нужна для обоснования математики. Математика основывается на априорных формах мышления и может даже не обращаться к созерцанию пространства и времени. Источник функциональных отношений в математике находится не в реальности и не зависит от субъекта: функциональные отношения полагаются самой мыслью и восходят к априорным условиям мыслимости любых предметов и любых их связей. Поскольку пространство и время являются априорными формами мышления (логической связью), возможно создание альтернативных неевклидовых геометрий.
Баденская школа
Баденская школа (юго-западная школа) уделяла гораздо меньше внимания понятию априори.
Вильгельм Виндельбанд считал ценности трансцендентальными и общезначимыми, особой формой априорного синтетического знания. «Нормальное сознание» должно сопоставлять представления с ценностями.
Генрих Риккерт полагал, что в каждой науке есть априорные процедуры, характерные только для неё. Наука использует в процессе образования понятий при отборе нужного ей материала из многообразной действительности и преобразовании его в понятие. Любые ценности следует считать априорными, так как они заранее предполагаются при индивидуализировании предмета (формировании индивидуализированного представления о нём), то есть обеспечивают априорность знания о нём.
Неофризская школа
В начале XX века основатель неофризской школы неокантианец Леонард Нельсон интерпретировал кантовское априори в духе Я. Ф. Фриза. Он обосновывал значимость априорных форм познания, исследуя эмпирический психологический (а не трасцендентальный) субъект познания с помощью психологических методов интроспекции.
Французский неокритицизм
Представитель французской ветви неокантианства Шарль Ренувье так же, как и многие немецкие неокантианцы, отрицал существование вещей в себе, рассматривал вещи как явления и отказывался от различия между априорными формами чувственности и рассудка. Ренувье строил систему категорий, в которой важную роль занимает категория отношения, а пространство и время также являются категориями.
Русское неокантианство
Русские неокантианцы А. И. Введенский, И. И. Лапшин и Г. И. Челпанов понимали априорное познание в смысле, близком марбургской школе.
Прагматизм
Философы-прагматики критиковали идею априорного знания. Ч. С. Пирс считал, что из познания должны быть элиминированы априорные синтетические суждения как несвойственные ему по природе. Поэтому своей классификации методов фиксации верований, ведущих от сомнения к убеждению он относил априорный метод к ненадёжным
Уильям Джемс видел преимущество прагматизма перед традиционным философским рационализмом в отказе от априорных оснований.
Философия XX века
Логический позитивизм и аналитическая философия
Логический позитивизм признавал существование априорного знания, признаёт его и аналитическая философия. Однако в этих учениях был существенно изменён смысл априори. Философы этих направлений, интерпретируя теорию Канта, стремились объяснить априорное знание без обращения к особой способности чистого разума, которую нельзя описать в удовлетворительных терминах. В аналитической философии априорными доопытными формами знания стали считаться правила употребления языка.
Априорность и аналитичность
Среди логических позитивистов начала двадцатого века была особенно популярна аналитическая интерпретация априори. Ещё Бертран Рассел критиковал традиционное понятие априори, утверждая, что математическое знание о мире является не эмпирическим или априорным, а как словесным, то есть знанием об отношениях терминов. Мориц Шлик рассматривал рациональные истины (высказывания логики и математики) как чисто аналитические, как логические тавтологии, а проблему априорных синтетических высказываний считал псевдопроблемой. Альфред Айер, следуя этому различию, также считал высказывания логики и математики аналитическими и априорными, а высказывания естествознания — синтетическими и эмпирическими.
Изначальное кантовское различие синтетических и аналитических суждений связано с содержанием понятий, различие аналитической философии — с основаниями истинности понятий. Аналитическими считаются суждения, истинные только на основании своего смысла и независимо от факта, а синтетическими — суждения, истинные на основании своего смысла и знания определённых фактов. Чтобы определить истинностное значение синтетических суждений, нужно провести своего рода эмпирическое исследование.
Согласно аналитической интерпретации априори, не существует синтетических априорных суждений, и всё априорное знание является аналитическим. Априори не содержит никакого нового знания, так как всего лишь обнаруживает то, что уже заложено в смысле первоначальных терминов. Используя кантовский пример, «12» — это всего лишь другая формулировка «7 + 5». Таким образом, априорное знание не должно требовать особой способности чистой интуиции, так как его можно объяснить способностью понимать значение рассматриваемого суждения. Сторонники этого объяснения утверждали, что редуцировали сомнительную метафизическую способность чистого разума к законному лингвистического понятию аналитичности.
Необходимость и априорность
Метафизическое различие между необходимыми и случайными истинами было связано с различием априорного и апостериорного знания. Необходимо истинное суждение таково, что его отрицание самопротиворечиво (таким образом, оно истинно во всех возможных мирах). Возьмём суждение, что все холостяки неженаты. Теоретически его отрицание, суждение, утверждающее, что некоторые холостяки женаты, некогерентно, потому что понятие «быть неженатым» (или значение выражения «быть неженатым») — часть понятия «быть холостяком» (или часть определения слова «холостяк»). Ввиду недопустимости противоречий внутренне противоречивые суждения необходимо ложны, так как для них невозможно быть истинными. Таким образом, отрицание самопротиворечащего суждения должно быть необходимо истинным. В отличие от него случайно истинное суждение таково, что его отрицание несамопротиворечиво (таким образом, оно не истинно во всяком возможном мире). Логический позитивизм принял как очевидное утверждение, что все необходимые суждения известны априори, поскольку опыт может нам рассказать только об актуальном мире и, следовательно, о том, что имеет место, но не может ничего рассказать о том, что должно или не должно иметь место.
Критика Куайна
Однако аналитическое объяснение априорного знания неоднократно подвергалось критике. Самое известное критическое высказывание принадлежит американскому философу Уилларду В. О. Куайну, который считал незаконными и сам термин «априори», и различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Куайн утверждал (1951):
Хотя основательность куайновского критического анализа сильно оспаривалась, он оказал сильное воздействие сам проект объяснения априорного в терминах аналитического. Многие сторонники философского натурализма следуют куайновскому скепсису относительно априорного знания.
Критика Крипке
Однако априорность, аналитичность и необходимость впоследствии были ещё более ясно отделены друг от друга. Американский философ Сол Крипке (1972), например, создал сильные аргументы против утверждения об их близкой связи. Крипке утверждал, существуют апостериори необходимые истины, такие, как суждение, что вода является H2O (если это истинно). По Крипке это утверждение необходимо истинно (так как вода и H2O — одна и та же вещь, они тождественны в каждом возможном мире, а истины тождества логически необходимы), и при этом апостериори (так как это известно только через эмпирическое исследование). После работ Крипке и других философов (например, Хилари Патнэма), в философии более ясным образом проводится различие между априорностью и необходимостью и аналитичностью.
Современное состояние
Таким образом, отношения между априорностью, необходимостью и аналитичностью трудны для исследования. Однако большинство философов-аналитиков согласны с тем, что хотя объёмы этих понятий могут накладываться друг на друга, они явно нетождественны. Различие «априори» и «апостериори» является эпистемологическим, «аналитического» и «синтетического» — лингвистическим, «необходимого» и «случайного» — метафизическим.
Неореализм
Представители философии неореализма не имели единой точки зрения на априорное знание, некоторые из них признавали его, а некоторые критиковали (например, Фердинанд Гонсет).
Сэмюэл Александер считал пространство и время постижимыми лишь посредством априорной интуиции, которая является основой и условием всякого ощущения и всякого возможного опыта.
Близкий по взглядам неореализму А. Н. Уайтхед, напротив, рассматривал пространство-время как результат процессов становления и, соответственно, критиковал понимание пространства и времени как априорных предпосылок познания.
Феноменология
Гуссерль
Эдмунд Гуссерль исследовал проблемы априорного знания. Сама феноменология трактуется им как «первая философия», как наука, выявляющая и описывающая предельные априорные структуры чистого сознания и априорные условия мыслимости предметов независимо от сфер их приложения (универсальное априори, феноменологическое априори).
Феноменология является наукоучением (теорией, обосновывающей науку), строгой наукой о чистых принципах и об универсальных априорных структурах научного знания, универсальным учением о методе, поскольку структуры чистого сознания составляют условия возможности эмпирического и теоретического знания.
Феноменология изучает усмотрение сущностей (сущностное созерцание), сознавание чистых истин и априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых.
Шелер
Макс Шелер ввёл понятие «материального априори», которое задаёт идею имманентного феноменологического опыта, непосредственно схватывающего «сами факты», феномены, и позволяет достигать сущности через соответствие акта восхождения к ней данностям феноменологического опыта. Таким образом, сущность может являться и может быть усмотрена отдельной личностью. Своё материальное априори Шелер противопоставлял априори Канта, которое он называл формальным априори, которое исключает возможность того, чтобы сущность являлась в опыте. Со сферой ценностей у Шелера связаны понятия «эмоционального априори», «нравственного априори» и «религиозного априори».
Диалектический материализм
Опираясь на гегелевскую критику кантовского понятия априорного знания, диалектический материализм принял тезис об активности познания и стал развивать идею его социальной природы. Как следствие, он отказывался от априорных предпосылок как принципа объяснения природы знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого знания в конечном счёте из практики.
Философия и методология науки
В философии и методологии науки как самостоятельном направлении философских исследований представлены разные взгляды на априорное знание в науке.
Находившийся вне школ французский философ науки Эмиль Мейерсон противостоял позитивистской методологии и ставил себе целью апостериорное познание априорных начал мышления. В основе разума (мышления, познания) лежит априорный принцип тождества, который проявляется как его постоянная тенденция: познание есть отождествление различного (замена многообразного инвариантными связями и отношениями). Он проявляется через постоянно воспроизводимые в науке и в обыденном мышлении априорные образцы работы разума. Научная теория возникает в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности с эмпирическим материалом, но между ними всегда остаётся зазор. В силу этого положения научной теории не априорны и не апостериорны, а лишь правдоподобны.
Немецкий философ науки Курт Хюбнер в своей «исторической теории науки» исследовал, как различаются априорные по отношению к познанию (науке) основания в социокультурных контекстах различных исторических эпох.
Постмодернизм
Мишель Фуко ввёл понятие исторического априори как историческую связанность правил дискурсивной практики.