Что означает слово апостолы

Значение слова «апостол»

Что означает слово апостолы

1. По евангельскому преданию — каждый из двенадцати учеников Христа, посланных им для проповеди своего учения.

3. Церковная книга, содержащая так наз. «Деяния» и «Послания апостолов».

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

АПО’СТОЛ, а, м. [греч. apostolos — посланец]. 1. В евангелии — ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения (церк.). 2. перен. Лицо, посвятившее себя проповеди какой-н. идеи (книжн.). А. мира. Аксаков — а. славянофильства. 3. Название церковной книги, заключающей в себе так наз. «Деяния апостолов», «Послания» их и «Апокалипсис» (церк.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

апо́стол

1. каждый из двенадцати учеников Христа, в более широком смысле — любой христианин, проповедующий Евангелие ◆ Двенадцать апостолов ◆ Семьдесят апостолов

2. перен. последователь, проповедник какого-либо учения, идеи и т. п. ◆ И вот революция посадила его в камеру внутренней тюрьмы, выбила ему восемь зубов, стуча на него офицерскими сапогами, матерясь, обзывая его пархатым, требовала, чтобы он, сын, возлюбленный и апостол её, признал себя её тайным отравителем, её смертным ненавистником [Василий Гроссман. Все течет (1955–1963) // «Октябрь», 1989

Апо́стол

1. религ. в православии — богослужебная книга, содержащая Деяния святых Апостолов и апостольские послания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово апостолыПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова выгонка (существительное):

Источник

Значение слова апостол

Словарь Ушакова

3. Название церковной книги, заключающей в себе т.н. «Деяния апостолов», «Послания» их и «Апокалипсис» (церк.).

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(Мф 10:2; посланник) — слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь называется Посланником Божиим и Ангелом Завета (Евр 3:1, Мал, 3:1), потому что Он послан был от Бога Отца. В особенности же сим именем называются двенадцать избранных учеников Господа, которых Он посылал проповедовать Евангелие. Имена их следующие: Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь, иначе Левий; Иаков Алфеев и Симон Зилот; Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемый Фаддеем, и Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфий (Деян 1:15-26). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в 10-й главе (5-42) Евангелия Матфея, и особенно замечательны по своей силе и выразительности. Подробности жизни и подвигов апостолов, на сколько оные известны нам, можно читать на страницах сего Словаря под отдельным именем каждого из них, как, например, Петр, Андрей, Филипп и др. Служение и обязанности апостолов обозначены в следующих местах Свящ. Писания: Все они были очевидцами и слышателями того, о чем свидетельствовали (Ин 15:27, Деян 1:22, 1 Ин 1:3). Все они были призваны или избраны самим Господом (Лук. 6:13, Гал 1:1). Даже апостол Матфий не составляет исключения из этого, так как избрание его по жребию было по воле Божией (Деян 1:24-26). Они были вдохновляемы Духом Божиим (Ин 16:13). Они имели власть творить чудеса и сообщать духовные дары (Мк 16:20, Деян 2:43, Евр 2:4). Кроме 12-ти апостолов и Павла, называются апостолами еще 70 учеников Господа, по числу, быть может, 70 членов иудейского верховного судилища, или по числу 70 старейшин Израильских (Чис 10), но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте облечены были тою властью и силою, каковою облечены были первые. Называются в Свящ. Писании апостолами или посланниками и другие мужи Церкви Апостольской, которые ревностно служили благу Церкви и Евангелия (2 Кор 8:16-24, Фил 2:25-30). Наконец апостолами называются в христианской Церкви еще некоторые лица, которых служение и избрание приближалось к служению апостольскому. Таковы, например, равноапостольная Мария Магдалина, св. равноапост. цари Константин и Елена, св. равноап. Нина, просветительница Грузии, свв. Мефодий и Кирилл, св. равноап. вел. кн. Владимир и др.

Православие. Словарь-справочник

богослужебная книга Православной Церкви, включающая в свой состав ряд книг Нового Завета – Деяния апостолов и 21 Послание апостолов Петра, Иакова, Иоанна, Иуды и Павла. Книга «Апостол» разделена на определенные отрывки – зачала, которые читаются в храме во время литургии. В приложениях к книге указаны прокимны и аллилуарии. «Апостол» был первой книгой, напечатанной в России (в 1564 г. в типографии Ивана Федорова).

См. Богослужебные книги.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. В Библии каждый из двенадцати учеников Христа.

* Апостол Павел говорит в одном из своих посланий, что лучше взять себе жену, чем идти в геенну и во огнь вечный. // Пушкин. Письма //* *

2. Проповедник, защитник определенной идеи (переносн.).

* Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, Но вышний суд ему послал тебя. // Пушкин. Стихотворения // *

3. Книга деяний апостолов, их послания к церковным общинам.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

2. Богослужебная книга. содержащая часть Нового Завета Деяния и Послания св. апостолов. В книге также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуориев. Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделен на зачала.

Православная энциклопедия

(в переводе с греческого означает «посланник»)

ученик Спасителя, избранный Учителем и посланный на проповедь Евангелия. Иисус Христос избирал апостолов два раза. В первый раз их было 12: Андрей, Петр Симон, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Варфоломей, Филипп, Матфей, Фома, Симон Зилот, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев (Левий) и Иуда Искариот, который после предал его. В следующий раз Спаситель избрал еще 70 человек, не названных в Новом Завете по именам. Список имен этих апостолов приводится в месяцеслове, который был составлен значительно позже (в V–VI веках) и оставляет некоторые сомнения.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Каждый из двенадцати учеников Христа.

* Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа (Евангелие). *

Библия: Тематический словарь

некто, посланный с официальным поручением

А. Прокомментированнные темы

ПЕТР И ПАВЕЛ как тема Деяний:

ЗАЩИТА как тема послания к Галатам:

САМОЗАЩИТА как тема второго послания к Коринфянам:

Б. Иисус — апостол, посланный Богом:

В. Апостолы, посланные Иисусом

1. Двенадцать учеников Христа — Его апостолы

получили великое поручение до Его воскресения:

получили великое поручение после Его воскресения:

его обращение и призвание:

Деян 9:5,6; Деян 22:8-10; Деян 26:15-18

защита своего апостольского служения:

1Кор 9:1,2; 2Кор 10:1-11:33; 2Кор 12:11–13; Гал 1:1–2:10

Павел — апостол язычников:

Рим 11:13; Рим 15:16; Гал 2:8,9

Иаков, брат Господень:

Сила и Тимофей с Павлом:

Г. Обязанности апостолов Христа

апостольство — один из даров Божиих:

закладывают основание церкви:

свидетельствуют о Христе:

несут правильное учение:

принимают решения, касающиеся церкви:

Деян 15:1,2; Гал 2:1–3,7-10

Д. Признаки апостольства

видели воскресшего Христа:

Деян 1:21,22; 1Кор 9:1

творили чудеса и знамения:

подвергались преследованиям за имя Господа:

Деян 5:40,41; 2Кор 11:22-33

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG apostle)

тот, кто действует в соответствии с авторитетом другого. Термин применяется по отношению к самым ранним и близким последователям Иисуса (Мф. 10:2-4).

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Apostle

Это слово может иметь два разных значения

1) как должность оно означает тех, кто следовал за Христом во время Его служения; отсюда оно ограничено Двенадцатью и, особенным образом, Павлом,

2) как дар оно может иметь общее значение «тот, кто послан».

Энциклопедический словарь

христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1-я печатная книга Ивана Федорова (1564).

Словарь Ожегова

АПОСТОЛ, а, м.

1. В христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для проповеди). Апостолы-евангелисты (составители Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов).

2. перен., чего. Последователь и распространитель какойн. идеи (книжн.). А. науки. А. добра.

3. Богослужебная книга, содержащая «Деяния» и «Послания апостолов».

| прил. апостольский, ая, ое (к 1 знач.).

Источник

Апостол

ПОНЯТИЕ

Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает ⇒ посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении «посланник» ( 3Цар. 14:6 ), «посол» ( Ис. 18:2 ). НЗ называет А. полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. – это ⇒ ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель (⇒ Свидетель, II) Воскресшего ( Деян 1 и след.; ср. 1Кор 15 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:

1) А. (в Синод. пер. – «посланник») – лицо, подвластное пославшему его господину ( Ин. 13:16 );

2) А. как посланцы церквей ( 2Кор. 8:23 – в Синод. пер. – «посланники»; Епафродит: Флп. 2:25 – в Синод. пер. – «посланник»; ⇒ Андроник и Юния: Рим. 16:7 );

3) А. как миссионеры (­ посланники) древнего христианства ( Деян. 14:14 : «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем. »);

4) те двенадцать, которых Иисус назвал А. ( Мк 3 и след. – см. греч. текст; Лк. 6:13 );

5) Сам Иисус в Евр. 3назван А. (в Синод. пер. – «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса ⇒ Иисус Христос);

6) существует и понятие «лжеапостолы» (А. – лжецы: Откр. 2:2 ), лжеучителя, которых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные А.») ( 2Кор. 11:5 ; 2Кор. 12:11 ), которые в действительности являются обманщиками ( 2Кор. 11:13 ).

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

Именование «А.» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса ( Лк. 6:13 ).

1) Симон, сын Ионин, прозвище ⇒ Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» ( Ин. 1:42 )];

10) ⇒ Фаддей ­­ ⇒ Иуда, сын Иакова ( Мф. 10:3 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Лк. 6:16 ; Ин. 14:22 ; Деян. 1:13 );

12) ⇒ Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель ( Мф. 26:14–16 ; Мк 14 и след.; Лк. 22:3–6 ; Ин. 13:21–30 ); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. ⇒ Матфий ( Деян. 1:15–26 ).

В НЗ приведены четыре списка А. ( Мф. 10:2–4 ; Мк. 3:16–19 ; Лк. 6:14–16 ; Деян. 1:13 ). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:

Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ

В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ

Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников ( Мф 10 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды ( Мф. 13:23 ; Ин. 15:2.5.8 ).

Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА

Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения ( Мк. 10:35–40 ; Лк. 9:54 ). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра ( Мк. 8:27–30 ) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились ( Мк. 7:36 ). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий ( Мк 8 и след.; Мк 9 и след.; Мк 10 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса ( Мф. 16:22 ; Лк 24 и след.; Ин. 2:22 ; Ин. 16:12 ; Ин. 20:9 ). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений ( Мф 15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность ( Лк. 17:5 ; ср. Мф. 17:20 ).

Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ

А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» ( Лк. 10:1 ; ср. также Деян. 1:13 ), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2 и след.).

E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого ( Мф. 26:69–75 ), Иуда предал Его ( Мф. 26:14–16 ; Мф. 27:3–10 ), а другие А. бежали ( Мф. 26:56 ). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с Мк. 14по Мк. 16:7 ). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности ( Ин. 20:19 ) и подводит к радостной вере ( Ин. 20:20 ), перерастающей в полную убежденность ( 1Ин. 5:4 ). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело ( Ин 20 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего ( Мф. 24:14 ; Деян. 1:3.8 ). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом ( Мф. 28:20 ; Ин. 14:16 ). Торжественно повторяется и особое поручение ⇒ Петру ( Мф. 16:16–19 и Ин. 21:15–19 ). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. «получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи» (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5 ). Петр определяет А. как человека «из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» ( Деян 1 и след.). После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли ( Деян. 1:8 ) и во все дни до скончания века ( Мф. 28:18–20 );

2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса – Иакова, который тоже назван А. ( Гал. 1:19 );

3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место ( 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11 ). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле ( Деян. 1:3 ), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение – Павел ( 1Кор. 15:8 ). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал «избранным сосудом» в руках Иисуса ( Деян. 9:15 ). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии ( 1Кор. 15:10 ; Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела ( 1Кор. 3:5 ). Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений ( Деян 15 и след.; Деян. 16:3 ; Деян 21 и след.; Гал 2 и след.). ⇒ Апостольский собор.

АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ

Источник

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Что ж, давайте по порядку.

Ученики и ближайшие спутники Христа

Итак, прямой ответ на вопрос кто такой апостол – это ученик Христов. Из Евангелия мы знаем, что вначале Своего земного служения Спаситель призвал двенадцать человек, которые стали Его учениками и в течение всего времени Его служения сопровождали Его, делили с Ним тяготы кочевой жизни, кров и пищу. По происхождению ученики были простолюдинами. Известно, что некоторые из них (Пётр, Нафанаил, Фома, Иаков, Иоанн, Андрей) были рыбаками. Один, Матфей, до призвания был сборщиком податей. По крайней мере об одном из учеников, Симоне, известно, что до обращения он состоял в рядах зилотов – экстремистского политического течения, стремившегося к свержению римского владычества любой ценой. Практически апостолы происходили из Галилеи – глубоко провинциальной (в современном понимании слова «провинция») местности Палестины. Исключение мог составлять только Иуда Искариот, который, возможно, был уроженцем Иудеи или даже жителем предместья Иерусалима.

Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали. На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться.

Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:

Не только двенадцать

Однако, уясняя себе, кто такие апостолы, уже в Евангелии мы можем увидеть, что апостолами называются не только двенадцать учеников. Мы знаем, что, помимо двенадцати, Христос призвал ещё семьдесят учеников и их церковная традиция также называет апостолами. В отличие от двенадцати, эти апостолы не сопровождали Христа постоянно. Они веровали в Него, были Его учениками, но постоянными спутниками не были. Как и двенадцать, они в страхе таились после распятия Господа, как и двенадцать, они возрадовались Его воскресению, как и двенадцать, разошлись по миру, проповедуя Евангелие. Чтобы не путать с двенадцатью, и в святцах, и в житиях, и в церковном календаре каждый из этих апостолов назван апостолом от семидесяти.

Другие апостолы

Впрочем, апостолами церковная традиция называет не только учеников Христовых. В широком понимании апостол – это странствующий проповедник. Как бы то ни было, а даже ближайшие ученики Христа основную часть жизни посвятили проповеди. Поэтому апостол – это одновременно и ученик Христа и, одновременно, проповедник. Итак, начав проповедь Евангелия в мире, ученики Господа положили начало традиции, которая существовала в Церкви некоторое время после их смерти. Представителями этой традиции были странствующие проповедники. Данное явление даже нашло отражение в церковной письменности. Так, в древнейшем христианском литературном памятнике «Дидахе» (полное название «учение Господа через двенадцать апостолов язычникам») приведён критерий отличия истинного апостола от ложного (согласитесь, сам факт того, что за странствующих проповедников могли выдавать себя мошенники, говорит о широком распространении такого рода проповедничества): христианским общинам предлагалось принимать у себя проповедника и обеспечивать его кровом и пищей в течение трёх дней. Истинный апостол дольше на одном месте не задерживался. А если проповедник всё же выказывал желание остаться дольше, то это и служило признаком того, что перед христианами не апостол, а тунеядец и прохвост, пытающийся пропитаться за чужой счёт.

Итак, подытожим. Полный ответ на вопрос, кто такой апостол, таков: апостол – это ученик Господа, это также проповедник Евангелия из числа Христовых учеников и вообще странствующий проповедник-христианин в период I–II веков, возможно, никогда не видевший Спасителя и не знавший Его учеников, но проповедующий Христа. Теперь, разобравшись с тем, кто такие апостолы, скажем и о книге, которую упомянули вначале. В богослужебном обиходе действительно есть книга, называющаяся «Апостол». Эта книга содержит в себе ряд книг Нового Завета, а именно:

Все эти книги напечатаны в ней с соответствующими обозначениями для ежедневного чтения за богослужением. Апостольские чтения на Литургии читаются именно из неё. Отсюда, собственно, и название.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *