Что означает слово анапест
Анапест: стихотворный размер и примеры анапеста в стихах
Анапест – стихотворный размер из трех слогов, последний из которых является ударным. Предпочитавшие двусложные ямб и хорей Пушкин и Лермонтов почти не использовали анапест в своем творчестве, однако, начиная с середины XIX века, он укрепляется в русской поэтический традиции, достигнув к XX достаточно широкого распространения. Анапест часто используется в современных песнях: как самостоятельно, так и в качестве составного элемента комбинированных стихотворных размеров.
Происхождение термина
Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова «ἀνάπαιστος», означающего «отраженный назад», другими словами – обратный. Чему? Дактилю. Интересно, что в английском языке есть даже соответствующее альтернативное название анапеста – «antidactylus».
В русском литературоведении встречается вариант произношения термина с ударением на последнем слоге – анапе́ст. Это уже сказывается влияние немецкого «Anapä́st».
Как устроен анапест
Порядок трех слогов в стопе анапеста таков: безударный – безударный – ударный. Схематически это выглядит как UUÚ| UUÚ| UUÚ| UUÚ, например:
О, весна́| без конца́| и без кра́ю —
Без конца́| и без кра́|ю мечта́!
(А. Блок)
Из-за того, что строка анапеста оканчивается сильным слогом, то есть является восходящей, рифма в нем обычно более сильная, звонкая. Стихи, написанные анапестом – это движение, порывистость, стремительность. Они вызывают ощущение окрыленности либо восторженности, поскольку интонация постоянно устремляется вверх.
Разновидности анапеста
Как и остальные виды стихотворных размеров, анапест можно разделить на несколько типов по количеству стоп (трехсложных элементов), использованных в одной строке.
Двухстопный анапест
Двухстопный анапест, как и другие двухстопные стихотворные размеры, редок. Встречается как в полномерном виде, так и наращенным:
Восхище́нь|ю не ве́ря,
С темното́|ю – оди́н –
У заду́м|чивой две́ри
Хохота́л| арлеки́н.
(А. Блок)
Вот пример двухстопного анапеста только с мужскими окончаниями:
Погляди́,| как спешу́
Я в поме́рк|нувший са́д
И повсю́|ду ношу́
Я цветка́| арома́т.
(А. Фет)
Трехстопный анапест
Размер гораздо более распространенный, встречается преимущественно с комбинацией женской и мужской рифм:
Я лома́|ю слои́с|тые ска́лы
В час отли́|ва на и́|листом дне́…
(А. Блок)
Характер звучания изменяется в зависимости от положения словоразделов и от «смыслового рельефа».
Трехстопным анапестом написан «Грибоедовский вальс» («Баллада о Степане») Александра Башлачева:
Четырехстопный анапест
Размер используется также довольно часто, с мужскими и женскими окончаниями:
На зака́|те мы вы́|шли к стене́| каранти́на,
Где ора́н|жевый хо́лм| обнажён| и высо́к…
(В. Рождественский)
Вот довольно редкий пример четырехстопного анапеста с наращениями во всех строках:
Сыпняка́|ми, трево́|гами, во́|шью изгло́данный,
По доро́|гам войны́,| от Читы́| до Донба́сса,
Он ходи́л| – мирово́й| револю́|ции по́дданный,
Безымё|нный гварде́|ец восста́в|шего кла́сса.
(А. Сурков)
Четырехстопный анапест иногда «рассекают» цезурой на два двухстопных полустишия, делая левое наращенным на один или два слога. Такими наращениями пользовался И. Северянин, чьи анапесты были прозваны «северянинским» стихом. Пример с односложными наращениями:
Ты ко мне́| не вернёшься // в тихом пла́ть|е из си́тца,
В платье ра́|достно-жа́лком, // как грошо́|вый цвето́к.
А вот у Северянина же наращения в два слога:
В парке пла́|кала де́вочка: // Посмотри́|-ка ты, па́почка,
У хоро́|шенькой ла́сточки // перело́м|лена ла́почка.
Наличие таких наращений в каждой строке придает анапесту симметричность и некоторую монотонность, превращая его, по существу, в идущие друг за другом двухстопные строки.
Нередко четырехстопних вступает в сочетание с трехстопником, например:
До рассве́|та подня́в|шись, коня́| оседла́л
Знамени́|тый Смальго́льм|ский баро́н;
И без о́т|дыха гна́л,| меж утё|сов и ска́л,
Он коня́,| торопя́сь| в Бротерсто́н.
(В. Жуковский)
Четырехстопным анапестом написана песня Владимира Высоцкого «Корабли»:
Пятистопный анапест
Пятистопный анапест менее популярен, хотя и достаточно выразителен. Чаще используется с чередованием рифм:
Канотье́| пробега́|ет, а ве́|чер весе́н|ний сире́нев,
А от Се́|ны так не́ж|но купа́ль|ней пахну́|ло просто́й,
И мальчи́ш|ка-апре́ль,| золоти́с|того мы́|ла напе́нив,
Над соло́|минкой Э́й|феля вы́|дул пузы́рь| золото́й.
(Г. Шенгели)
Анапест в целом отличается не слишком большой предрасположенностью к наращиванию стоп. Он ощущается «длиннее» дактиля и амфибрахия, где ударение встречается раньше – на первом и втором слоге соответственно. В анапесте такого слога приходится «ждать» до третьего гласного. Поэтому пятистопный анапест кажется длиннее такого же дактиля и часто «ломается» на две или на три части.
Пятистопным анапестом написана песня «Место, где свет» группы «Машина Времени»:
Шестистопный анапест
Малоупотребительный вид анапеста, у признанных классиков не встречается. Требует обязательной постановки цезуры после первых трех стоп. С наращениями в левой части размер обретает «размашистость».
Иногда шестистопный анапест разбивают двумя цезурами, делая первые две части наращенными на один или два слога:
Он был ми́|лый и лёгкий, // самоде́ль|ный како́й-то, // из холсти́|ны
и дра́нок,
В перекре́с|тах шпага́та, // с поворо́т|ливой па́рой // многостру́н|ных
колёс…
(Г. Шенгели)
Семи- и восьмистопный анапест
Эти размеры существуют в теории, но на практике почти не используются. В семистопном анапесте обязательна большая цезура, фактически «соединяющая» четырехстопник с трехстопником. То же самое справедливо и для восьмистопного анапеста, представляющего удвоенный четырехстопник:
О далё|кое у́т|ро на вспе́|ненном взмо́рье, // странно-а́|лые кра́|ски
стыдли́|вой зари́!
О весе́н|ние зву́|ки в сере́б|ряном се́рдце, // и твой ска́|зочно-ла́|сковый
о́б|раз, Мари́!
(В. Брюсов)
Анапест в русской поэтической традиции
В стихотворной практике в России анапест появился впервые в XVIII веке у Сумарокова. Для поэтов того времени более характерны были короткие двухстопные размеры, в том числе и анапесты:
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
(1759)
В пушкинскую эпоху анапест использовался нечасто. Отдельные стихотворения можно встретить у Жуковского, Дельвига и самого Пушкина. Позже Лермонтов, а за ним Некрасов и Фет открыли анапесту свободный путь в русскую поэзию.
Фет прославился как поэт-лирик, и в его стихотворениях, написанных анапестом, лиричность этого размера чувствуется во всей красе. Мелодия этих стихов задушевна, нетороплива:
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит…
Некрасовский анапест совсем другой – надрывный, трагический, негодующий:
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?
Анапест также преобладает в астрофических, свободных стихотворениях Некрасова.
В дореволюционную эпоху одним из ведущих поэтов, использующих анапест, стал Блок. Он создал много стихов, написанных этим размером, которые напоминают лирику Фета – неторопливую, чарующую, берущую за душу. Из его современников анапест встречался также у Бальмонта, Брюсова, Северянина, А. Белого.
В стихах советских поэтов анапест встречается гораздо реже, как и вообще трехдольники. В качестве примера здесь можно привести Твардовского:
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте…
или же известные строки Вознесенского:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Анапест в современной русской поэзии
Анапест является любимейшим «чистым» стихотворным размером современного русского поэта-философа Данила Рудого, который умудряется писать им стихи самых разных жанров, стилей и эмоциональных конфигураций:
Сжался Свет. Остальное –
Плод научных фантазий.
В притче ветхой о Ное –
Лик наш дикообразий.
Спят дворяне, а слуги
Точат шпоры стальные,
Чтоб дорваться к белуге
Раньше, чем остальные.
Что-то хмурится небо,
И топорщится ют;
У Бориса и Глеба
Нынче тоже не пьют;
Навестил б герцогиней,
Да боюсь под огнём
Их фасад тёмно-синий
Перепутать с Кремлём.
Есть такие, кто мнят: нету разницы в том
Где и как умирать, в землю падать пластом,
Лишь бы только мгновенно, внезапно и вдруг,
Чтоб не чувствовать боли предсмертной и мук.
Мы знакомы давно: нас друг другу представил апрель:
Мы вдвоем были так одиноки в толпе суетливой.
Тотчас мысли мои опьянил поэтический хмель,
Ваш божественный лик озарился улыбкой счастливой.
АНАПЕСТ
Смотреть что такое «АНАПЕСТ» в других словарях:
Анапест — в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU » В силлабо тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух неударных и… … Литературная энциклопедия
АНАПЕСТ — (греч. anapaistos, от ana опять, и paiein бить). Трехсложный размер стиха, состоящий из двух кратких и последнего долгого слога, напр.: Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Анапест — АНАПЕСТ трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является… … Словарь литературных терминов
анапест — и устарелое анапест … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
АНАПЕСТ — АНАПЕСТ, а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. | прил. анапестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АНАПЕСТ — муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля
анапест — сущ., кол во синонимов: 4 • антидактиль (1) • метр (13) • размер (43) • … Словарь синонимов
Анапест — (от греч. сл. anapaiw, т. е. обращенный или поставленный вобратном порядке дактиль.) название трехсложного размера стиха,состоящего из двух кратких и одного долгого слога (), напр. мудреца,клевета … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Анапест — (греческое anapaistos обратный дактилю, буквально отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами с сильным местом на 3 м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (“Там, в ночной завывающей стуже”, А.А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Анапест
Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st ) — трёхсложный стихотворный размер.
В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога.
В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.
Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).
Мнемоническая фраза
Не броди́л с кистенём я в дремучем лесу́,
я ана́пест с собо́ю носи́л.
Другие трёхсложные размеры
Напишите отзыв о статье «Анапест»
Ссылки
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Отрывок, характеризующий Анапест
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l’Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.
После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Связанные словари
Анапест
(трехсложный стихотворный размер, в стопе которого за двумя безударными слогами следует ударный)
И тихою зарей — верхи дерев горят —
В сухарнице, как мышь, копается ана́пест,
И Золушка, спеша, меняет свой наряд.
Б. Л. Пастернак, Пиры
Разве я ее сплетник и враг,
чтобы, пристально выследив, наспех,
величавые лес и овраг
обсуждал фамильярный ана́пест?
Б. А. Ахмадулина, Не писать о грозе
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого ἀνάπαιστος и сохраняет в нашем языке ударение на втором слоге, как в первоисточнике.
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение анапе́ст, вы следуете старой норме, которая, впрочем, больше соответствует значению слова: под ударением третий слог. Такое ударение встречается и в поэзии:
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как нежность на лике невест.
К. Д. Бальмо́нт, Заветная рифма