Что означает слово аббаты
Значение слова «аббат»
Что означает слово «аббат»
Словарь Ефремовой
Аббат
Словарь Ушакова
Аббат
Энциклопедический словарь
Аббат
Вестминстерский словарь теологических терминов
Аббат
♦ ( ENG abbot)
настоятель монастырской общины в нек-рых религиозных орденах.
Словарь Ожегова
АББАТ, а, м.
1. Настоятель мужского католического монастыря.
2. Католический священнослужитель.
| прил. аббатский, ая, ое.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Аббат
1. Настоятель католического мужского монастыря.
2. Католический священник во Франции.
* ► Пьер отошел к другому кружку, где говорил аббат. // Лев Толстой. Война и мир //; Княжна Кубенская приставила гувернера, француза, бывшего аббата. // Тургенев. Дворянское гнездо // *
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Аббат
Католическая Энциклопедия
Аббат
(лат. abbas ) — глава аббатства, монастыря, относящегося к одному из древних монаш. орденов, таких, как бенедиктинцы, цистерцианцы и др. На ранних этапах истории христ. монашества А. (от арам. abba — отец) называли опытного в аскезе монаха, благодаря своему дух. дару наставлявшего молодых монахов, не будучи при этом их руководителем в церковно-правовом смысле. После распространения общежитийных монастырей (киновий) А. стали называть настоятелей монастырей. Согласно Уставу св. Бенедикта (Regula Benedicti 2, 1; 64, 13 и др.), А. (dominus et abbas) является прежде всего духовным отцом, учителем и пастырем, а потому должен заботиться как о материальном благосостоянии монастыря, так и о спасении душ братьев (Regula Benedicti 2, 33); он избирается братьями и исполняет свои обязанности пожизненно, разделяя их со своими помощниками и прислушиваясь к советам др. монахов. В VIII–IX вв. должность А. становится одной из ключевых в полит. системе ср.-век. Запада. Григорианская реформа вывела А. из подчинения императорской власти. На соборах в Риме (826) и Пуатье (1078) было впервые определено, что А. должен иметь священнический сан; Вьеннский собор распространил это решение на всю Церковь. Однако в связи с тем, что аббатства подчас владели большими материальными ценностями, имели место злоупотребления, когда лицам, не являвшимся монахами, разрешалось пользоваться доходами на правах А. (abbas in commendam). Эта практика была запрещена Тридентским собором.
В ККП 1983 А. приравнен к настоятелю монастыря или монаш. общины.
Лит-ра: Vogue A. de. La communautО et l’abbe dans la Regle de Saint Benoit. P., 1961; Salmon P. L’abbО dans la tradition monastique. P., 1962; Felten F.J. Аbte und LaienКbte im Frankenreich. Stuttgart, 1980; Penco G. La figura dell’abate nella tradizione spirituale del monachesimo // Medioevo monastico. R., 1988, p. 371–385.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Аббат
От арамейского «abba», позже перешедшего в церковный греческий и церковный латинский, – отец. Вольтер заметил в этой связи, что аббатам следовало бы плодить детей, тогда от них была бы хоть какая-то польза… Пожалуй, на сей раз в своей страсти к этимологии он зашел далековато.
Когда-то аббатом называли настоятеля монастыря; ныне называют любого священника, духовного отца монахов или своей паствы. Вольтер упрекал аббатов в богатстве, тщеславии и излишествах. «Вы воспользовались временами невежества, суеверия, безумия, чтобы отнять у нас наше наследство и попирать нас ногами, чтобы разжиреть, высасывая соки из несчастных; трепещите, как бы не наступил день разума» («Философский словарь», статья «Аббат»). Вряд ли он ошибался, говоря о современных ему аббатах. Но сегодня, когда такое множество аббатств стоят пустые или почти пустые, мне нередко случалось, вступая под безлюдные величественные своды Нуарлака, Сенанка или Фонтене (***), с сожалением думать об этом запустении и скудости и, взирая на плоды столь умелого строительного искусства и следы столь очевидной возвышенности духа, чувствовать причудливую смесь благодарности, восхищения и тоски по ушедшему… Настал ли день разума? Он никогда не настанет. Впрочем, если бы Вольтер оказался сегодня среди нас, он наверняка торжествовал бы победу над священниками и инквизиторами. Сколько аббатств смела Революция? Сколько было обращено в фермы и склады, а ныне – в музеи? Монахов все меньше, туристов все больше. И много ли среди последних тех, кто понимает, что недостоин первых? Вместо аббатств мы возводим отели, вместо монастырей – больницы, вместо церквей – школы.
Жалеть об этом не стоит. Но почему наши постройки обязательно должны быть такими уродливыми, безликими и унылыми? Почему они способны так мало сказать душе и сердцу?
Конечно, прекрасно, что мы избавились от инквизиции и церковной десятины, от придворных аббатов и непристойного союза трона и алтаря, от деспотизма и суеверий. Всем этим мы обязаны, по крайней мере частично, Вольтеру и его друзьям. Век Просвещения заслуживает благодарности. Но стоит ли обольщаться по поводу нашей эпохи? Принимать туризм за духовность, искусство за религию, а хобби за искусство? Разве лучше обожествлять «аудимат» – прибор, позволяющий с точностью подсчитать, сколько именно зрителей посмотрело ту или иную телепередачу? Молиться на биржевой индекс ценных бумаг? Поклоняться футбольной команде Франции? Никакой день разума не наступил. Наступил день торжества капитализма, о котором так мечтал Вольтер, но который сегодня подмял под себя все, в том числе рынок культуры и информации. Настал день массовых изданий, чванливого торгашества и всеобщей коммуникации, с нарциссическим восторгом взирающей на самое себя. «Говорите мне обо мне, ибо ничто другое меня не интересует…» И мы готовы всю свою жизнь превратить в бесконечный фильм, транслируемый через Интернет… Это много лучше, чем инквизиция, скажет кто-то. Наверное, так. Но этого все-таки слишком мало, чтобы спасти цивилизацию.
Времена меняются. Сегодня даже мне, вольнодумцу, встреча с аббатом покажется приятным сюрпризом. Надо же, говорим мы себе, нашелся все-таки хоть кто-то, кто не совсем забыл о главном, кто не спешит продать свою жизнь любому, кто больше даст, с кем у меня настоящие разногласия, а не тоскливое раздражение, как с остальными современниками. Бой продолжается. Бой за Просвещение, за права человека, за счастье. Только противники теперь другие. Лишний повод предпринять попытку составления нового «Карманного философского словаря» – именно так поначалу назвал свое творение Вольтер.
Нуарлак, Сенанк, Фонтене – названия старинных французских аббатств, основанных в XII в. и продолжающих существовать в качестве действующих монастырей.
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «аббат»
Фонетический разбор слова «аббат»
Значение слова «аббат»
Синонимы «аббат»
Разбор по составу слова «аббат»
Карточка «аббат»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Аббат – это что за сан? Аббаты в католицизме и православии
В художественной литературе, особенно, западноевропейской, часто упоминаются персонажи, называемые аббатами. Из контекста видно, что они являются служителями церкви. Но какой сан они занимают? Кто такой аббат? Это монах или священник? Каково его место в церковной иерархии? Существует ли какой-то аналог этому титулу в других христианских деноминациях? Могут ли быть аббатами женщины? Это вы узнаете, прочитав нашу статью. Но чтобы полностью осознать, кто такой аббат, нужно знать церковную историю.
Этимология термина «аббат»
Согласно тому, что Христос сказал в Евангелиях от Матфея (12:50) и Марка (3:35) о духовном родстве, те, кто принимали обеты Господу, входили в новую семью. Для них отцом становился старший член общины. С развитием христианства в Римской империи это арамейское слово было прямо скопировано на латынь. Abbas, или abbatic, не утратило своего смысла.
Следует сказать о специфике монастырской жизни ранней церкви. В первые века не было монастырей в современном значении этого слова. Христиане жили в городах, в обычных домах. Именно к ним обращают свои Послания Павел и другие апостолы. Потом христиане стали искать уединения от мирского вдали от населенных пунктов. В пустынных местностях они стали строить скиты. И в этом случае во главе общины стоят Старший, называемый Отцом.
Киновии и монастыри
Титул Старшего среди монахов-отшельников сохранялся довольно долго. Но папская власть Рима в Западной Европе пыталась подчинить христианские общины себе, выстроить определенную вертикаль власти. От иноков в пустошах стали требовать селиться в общежитийных обителях.
Титулы настоятелей
С Х столетия стали возникать новые ордена. Но не во всех из них настоятели назывались аббатами, а только у траппистов, цистерцианцев и премонстрантов. В других орденах католической церкви монастыри возглавляли приоры (доминиканцы, картезианцы, кармелиты, августинцы, иеронимиты и другие), майорес (камальдулы), гвардианы (францисканцы), ректоры (иезуиты), командоры (тамплиеры).
Титул аббата также приобрел феминные черты. Настоятельницей женских монастырей инокини звали «матушками», что являлось аналогом «отцов» в мужских религиозных общинах. Но с преобразования этого слова в католический церковный титул, их стали называть аббатисами. В православии настоятельницу женского монастыря именуют игуменьей. Следует сказать, что многие ордена отказывались от титула «аббат» в силу обета смирения. Ведь слова dominus et abbas уже были неразрывны в названии сана.
Но соборы в Риме (в 826), Пуатье (1078) и Вьенне (1312) учредили, что настоятели монастырей обязательно должны быть рукоположены в священнический сан, чтобы совершать обряд преосуществления. Поскольку женщинам это делать запрещено католической и православной церквями, аббатисы остаются монахинями и находятся в подчинении у епископов. При этом мужские обители, особенно крупные, например, Клерво, боролись за независимость от территориальных церковных властей. Они были только в подчинении у Папы Римского.
Аббаты во Франции
В этой стране титул имеет свои особенности. Дело в том, что в 1516 году Папа Римский Лев Х и король Франции Франциск заключили договор, по которому светская власть имеет право назначать 225 аббатов монастырей.
Новая должность звалась Abbes comendataires. Ее могли занимать дворяне, не имеющие священнического сана, которым король просто даровал эту синекуру за какие-либо заслуги. Это побудило многих младших сыновей знатных родов принимать духовное звание. Не все они добивались желаемого. Но и тех, кто в ожидании синекуры подрабатывал духовными наставниками и учителями в домах богатых аристократов, тоже называли аббатами. После Великой Французской революции институт светских настоятелей был упразднен. Теперь аббатами во Франции уважительно называют всех священников.
Значение слова «аббат»
1. Настоятель католического мужского монастыря.
2. Во Франции: католический священник.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Аналогичное звание с женским окончанием — аббатиса, от лат. Abbatissa, — стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.
АББА’Т, а, м. [от сирийск. abba — отец]. Настоятель католического монастыря.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
абба́т
1. настоятель католического монастыря ◆ В окошках виднелся отличный монастырский сад: хорошо здесь было жить аббату, не дурно жить и г. Кеттигеру. К. Д. Ушинский, «Педагогическая поездка по Швейцарии», 1862-1863 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно ― восхищенным её красотою взглядом смотрел изредка на её лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Л. Н. Толстой, «Война и мир», Том третий, 1867-1869 г. ◆ В 1866 г. аббат Грегор Иоганн Мендель (1822—1884) предложил простую теорию наследственности, основанную на результатах выполненных им опытов по выращиванию гороха в саду Августинского монастыря в Брно, в Моравии (ныне Чехословакия). Полинг Л., Полинг П., «Химия» / Под ред. М. Л. Карапетьянца, 1978 г.
2. католический священник во Франции ◆ По крайней мере в Париже в моем отеле со мною стали обращаться гораздо внимательнее, когда я всем рассказал о моей драке с аббатом. Ф. М. Достоевский, «Игрок», 1866 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова своекорыстный (прилагательное):
Значение слова аббат
Словарь Ушакова
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Католическая Энциклопедия
(лат. abbas ) — глава аббатства, монастыря, относящегося к одному из древних монаш. орденов, таких, как бенедиктинцы, цистерцианцы и др. На ранних этапах истории христ. монашества А. (от арам. abba — отец) называли опытного в аскезе монаха, благодаря своему дух. дару наставлявшего молодых монахов, не будучи при этом их руководителем в церковно-правовом смысле. После распространения общежитийных монастырей (киновий) А. стали называть настоятелей монастырей. Согласно Уставу св. Бенедикта (Regula Benedicti 2, 1; 64, 13 и др.), А. (dominus et abbas) является прежде всего духовным отцом, учителем и пастырем, а потому должен заботиться как о материальном благосостоянии монастыря, так и о спасении душ братьев (Regula Benedicti 2, 33); он избирается братьями и исполняет свои обязанности пожизненно, разделяя их со своими помощниками и прислушиваясь к советам др. монахов. В VIII–IX вв. должность А. становится одной из ключевых в полит. системе ср.-век. Запада. Григорианская реформа вывела А. из подчинения императорской власти. На соборах в Риме (826) и Пуатье (1078) было впервые определено, что А. должен иметь священнический сан; Вьеннский собор распространил это решение на всю Церковь. Однако в связи с тем, что аббатства подчас владели большими материальными ценностями, имели место злоупотребления, когда лицам, не являвшимся монахами, разрешалось пользоваться доходами на правах А. (abbas in commendam). Эта практика была запрещена Тридентским собором.
В ККП 1983 А. приравнен к настоятелю монастыря или монаш. общины.
Лит-ра: Vogue A. de. La communautО et l’abbe dans la Regle de Saint Benoit. P., 1961; Salmon P. L’abbО dans la tradition monastique. P., 1962; Felten F.J. Аbte und LaienКbte im Frankenreich. Stuttgart, 1980; Penco G. La figura dell’abate nella tradizione spirituale del monachesimo // Medioevo monastico. R., 1988, p. 371–385.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Настоятель католического мужского монастыря.
2. Католический священник во Франции.
* ► Пьер отошел к другому кружку, где говорил аббат. // Лев Толстой. Война и мир //; Княжна Кубенская приставила гувернера, француза, бывшего аббата. // Тургенев. Дворянское гнездо // *
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
От арамейского «abba», позже перешедшего в церковный греческий и церковный латинский, – отец. Вольтер заметил в этой связи, что аббатам следовало бы плодить детей, тогда от них была бы хоть какая-то польза… Пожалуй, на сей раз в своей страсти к этимологии он зашел далековато.
Когда-то аббатом называли настоятеля монастыря; ныне называют любого священника, духовного отца монахов или своей паствы. Вольтер упрекал аббатов в богатстве, тщеславии и излишествах. «Вы воспользовались временами невежества, суеверия, безумия, чтобы отнять у нас наше наследство и попирать нас ногами, чтобы разжиреть, высасывая соки из несчастных; трепещите, как бы не наступил день разума» («Философский словарь», статья «Аббат»). Вряд ли он ошибался, говоря о современных ему аббатах. Но сегодня, когда такое множество аббатств стоят пустые или почти пустые, мне нередко случалось, вступая под безлюдные величественные своды Нуарлака, Сенанка или Фонтене (***), с сожалением думать об этом запустении и скудости и, взирая на плоды столь умелого строительного искусства и следы столь очевидной возвышенности духа, чувствовать причудливую смесь благодарности, восхищения и тоски по ушедшему… Настал ли день разума? Он никогда не настанет. Впрочем, если бы Вольтер оказался сегодня среди нас, он наверняка торжествовал бы победу над священниками и инквизиторами. Сколько аббатств смела Революция? Сколько было обращено в фермы и склады, а ныне – в музеи? Монахов все меньше, туристов все больше. И много ли среди последних тех, кто понимает, что недостоин первых? Вместо аббатств мы возводим отели, вместо монастырей – больницы, вместо церквей – школы.
Жалеть об этом не стоит. Но почему наши постройки обязательно должны быть такими уродливыми, безликими и унылыми? Почему они способны так мало сказать душе и сердцу?
Конечно, прекрасно, что мы избавились от инквизиции и церковной десятины, от придворных аббатов и непристойного союза трона и алтаря, от деспотизма и суеверий. Всем этим мы обязаны, по крайней мере частично, Вольтеру и его друзьям. Век Просвещения заслуживает благодарности. Но стоит ли обольщаться по поводу нашей эпохи? Принимать туризм за духовность, искусство за религию, а хобби за искусство? Разве лучше обожествлять «аудимат» – прибор, позволяющий с точностью подсчитать, сколько именно зрителей посмотрело ту или иную телепередачу? Молиться на биржевой индекс ценных бумаг? Поклоняться футбольной команде Франции? Никакой день разума не наступил. Наступил день торжества капитализма, о котором так мечтал Вольтер, но который сегодня подмял под себя все, в том числе рынок культуры и информации. Настал день массовых изданий, чванливого торгашества и всеобщей коммуникации, с нарциссическим восторгом взирающей на самое себя. «Говорите мне обо мне, ибо ничто другое меня не интересует…» И мы готовы всю свою жизнь превратить в бесконечный фильм, транслируемый через Интернет… Это много лучше, чем инквизиция, скажет кто-то. Наверное, так. Но этого все-таки слишком мало, чтобы спасти цивилизацию.
Времена меняются. Сегодня даже мне, вольнодумцу, встреча с аббатом покажется приятным сюрпризом. Надо же, говорим мы себе, нашелся все-таки хоть кто-то, кто не совсем забыл о главном, кто не спешит продать свою жизнь любому, кто больше даст, с кем у меня настоящие разногласия, а не тоскливое раздражение, как с остальными современниками. Бой продолжается. Бой за Просвещение, за права человека, за счастье. Только противники теперь другие. Лишний повод предпринять попытку составления нового «Карманного философского словаря» – именно так поначалу назвал свое творение Вольтер.
Нуарлак, Сенанк, Фонтене – названия старинных французских аббатств, основанных в XII в. и продолжающих существовать в качестве действующих монастырей.
Словари
Настоятель католического мужского монастыря.
Католический священник во Франции.
1. Настоятель мужского католического монастыря.
2. Католический священнослужитель.
| Некогда одно звание, для почета и дохода. Аббатиса, настоятельница. Аббатов, ему принадлежащий; аббатский, к ним относящийся. Аббатство ср. звание аббата;
| подчиненный аббату монастырь или
| самое здание монастыря; аббатствовать, быть аббатом.
1) Настоятель католического мужского монастыря.
По сообщению клюнийского аббата Петра Достопочтенного (XII в.), перед неким человеком предстал лукавый с непомерно вытянутым свиным рылом (Даркевич).
2) Католический священник во Франции.
Французский писатель аббат Прево.
[Княжна Кубенская] нанимала ему всякого рода учителей, приставила к нему гувернера, француза, бывшего аббата (Тургенев).
аббати́са, абба́товский (аббатовская келья), абба́тский (аббатский сан), абба́тство
Священнослужитель (в католичестве), а также обращение к священнику у французов и итальянцев;
Син.: пресвитер, священник.
Анна не могла спорить ни с своим отцом, ни с аббатом, объяснявшим ей смысл Откровения святого Иоанна (Г. Газданов).
В тот же день в полдень аббат снова явился в монастырь и послал за Эвой.
1. В католической церкви: настоятель мужского монастыря.
2. Во Франции: католический священник.
2) Титул французского католического священника.
2) титул французского католического священника.
2) титул французского католического священника.
1. Настоятель католического мужского монастыря.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
2) Титул французского католического священника.
1. Настоятель католического мужского монастыря.
2. Католический священник во Франции.
► Пьер отошел к другому кружку, где говорил аббат. // Лев Толстой. Война и мир //; Княжна Кубенская приставила гувернера, француза, бывшего аббата. // Тургенев. Дворянское гнездо //
абба́т, абба́ты, абба́та, абба́тов, абба́ту, абба́там, абба́том, абба́тами, абба́те, абба́тах
сущ., кол-во синонимов: 2
Так называют настоятеля католического монастыря или католического священника. Это слово появилось в русском языке, вероятно, еще в XVII в. как заимствование из итальянского. Существительное аббат, имеющееся и в других европейских языках, восходит к древнегреческому abba (avva), где оно обозначало «отец». В русском языке можно обнаружить несколько родственников этого существительного. Среди них и евангельское авва (имеющее значение «отче»; приведем здесь слова Иисуса, томящегося предчувствием крестных мук и обращающегося к своему небесному отцу: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня». Евангелие от Марка, 14:36), и имя Аввакум, которое носил живший в XVII в. глава старообрядчества протопоп Аввакум.
— Титул литературного д`Эрбле.
— Сан учителя Евгения Онегина.
— Духовное звание, которое присвоил себе граф Монте-Кристо.
— Титул французского писателя Прево.
— Настоятель католического монастыря.
— Игумен с французской пропиской.
— Арамис как духовное лицо.
сущ., кол-во синонимов: 1
АББАТАН (фр.). Опускной ставень у окна.
Тургенев. Дворянское гнездо. 8.
Ср. Старых барынь духовник,
Что в гостиных бить привык
В маленький набатик.
Все кричат ему в привет,
С аханьем и писком,
А он важно им в ответ:
Д.В. Давыдов. Современная песня.
Ср. Monsieur l’Abbé, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой.
А.С. Пушкин. Евг. Онег. 1, 3.
Ср. Sie ziehen sich in denen, welche wir im Allgemeinen Hetzkapläne nennen, eine Gesellschaft gross, mit der Sie in ruhigen Zeiten Ihre Not haben werden.
Bismark im Preuss. Abgeord. Hause. 18 März. 1875.
Ср. Notre règne n’est pas tombé;
Nous nous insinuons toujours dans le ménage
Chaque maison a son abbé;
Il y donne le ton, y joue un personnage,
Pour les valets il est monsieur l’abbé,
Pour le maître, mon cher abbé,
Pour la dame, l’abbé.
Ср. Опат, кат. игумен.
АББАТИМЕНТ (фр.). Поединки и военные эволюции на сцене.
Настоятельница католического женского монастыря.
Монастырь был очень богат, и аббатиса уже много лет давала Марии заказы на вышивание.
Настоятельница католического женского монастыря.
АББАТИСА (лат. abbatissa), титул настоятельницы женского аббатства (монастыря) в ряде монашеских орденов. Аббатиса, хотя и наделяется аббатскими знаками отличия (нагрудный крест, кольцо, посох), тем не менее обладает не духовной, а только административной властью над своими подчиненными. В настоящее время в Римско-католической церкви имеется ок. 200 аббатис.
аббати́са, аббати́сы, аббати́с, аббати́се, аббати́сам, аббати́су, аббати́сой, аббати́сою, аббати́сами, аббати́сах
сущ., кол-во синонимов: 1
— «Игуменья» у католиков.
— Настоятельница католического монастыря.
— Роман английской писательницы Мюриэл Спарк «. Круская».
ж. 1. Настоятельница католического женского монастыря
АББАТИ́ССА, аббатиссы. женск. к аббат.
АББАТИССА (лат.). Настоятельница или игуменья в женских монастырях и общинах римско-католической церкви.
прил., кол-во синонимов: 1
1. соотн. с сущ. аббат I, связанный с ним
2. Принадлежащий аббату [аббат I].
1. соотн. с сущ. аббат II, связанный с ним
2. Принадлежащий аббату [аббат II].
1. соотн. с сущ. аббатство III, связанный с ними
2. Принадлежащий аббатству [аббатство III].
АББА́ТСКИЙ, аббатская, аббатское. прил. к аббат.
абба́тский, абба́тская, абба́тское, абба́тские, абба́тского, абба́тской, абба́тских, абба́тскому, абба́тским, абба́тскую, абба́тскою, абба́тскими, абба́тском, абба́тск, абба́тска, абба́тско, абба́тски
прил., кол-во синонимов: 1
АББАТСКИЙ (ит.). Относящийся к аббатам.
1. Должность аббата [аббат I].
2. Пребывание в должности аббата [аббат I].
1. Должность аббата [аббат II].
2. Пребывание в должности аббата [аббат II].
Католический монастырь с принадлежащими ему владениями.
АББА́ТСТВО, аббатства, ср. Католический монастырь с принадлежащими ему владениями; срн. аббат.
После падения Римской империи аббатства оставались островками христианской веры в варварском мире.
На картине Монэ готические очертания аббатства едва выступают из тумана (Пауст.).
1. Католический монастырь с принадлежащими ему владениями.
2. Звание, должность аббата или аббатисы.
Католический монастырь с принадлежащими ему владениями.
Происхождение. Начиная со времен раннего христианства, прежде всего на
Развитие монастырской архитектуры. Монастыри собирали в черте своих стен все необходимое для существования общины, и аббатство становилось чем-то вроде укрепленного города, где имелись сады, мельницы, конюшни, мастерские и прочие служебные постройки, необходимые для натурального монастырского хозяйства. Поскольку в монастыре могли обитать как монахи, так и миряне, в архитектуре монастыря предусмотривалось их отделение друг от друга. По мере развития монастырской системы аббатства превратились в строго упорядоченные комплексы зданий, среди которых были монашеские кельи, больницы, трапезные, библиотеки, залы капитула (собрания членов монашеского ордена) и прочие вспомогательные постройки, расположенные вокруг клуатра (внутренний двор, окруженный с четырех сторон галереями) и четко ориентированные в отношении церковного здания. Аббату полагались отдельные покои. Со всех сторон аббатство окружали принадлежавшие ему угодья. Конечно, такая композиция варьировалась в соответствии с индивидуальным уставом аббатства; аббатства разных орденов имели своеобразные черты в планировке и другие архитектурные особенности. Существует архитектура цистерцианского ордена, архитектура картузианцев; иезуитский орден обычно предпочитал использовать барочный стиль. Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются более древние строения, и если мы их обнаруживаем, то в основном благодаря археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется присутствие ранних романских форм. Монастырская архитектура надолго пережила Средневековье: блистательный монастырь Чертоза близ Павии и колоссальный ансамбль Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения.
Клерво. Ту же непринужденность в расположении построек можно заметить и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная простота замысла и строгая функциональность. Принято считать, что представители этого аскетического по духу ордена специально выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах было запрещено строить башни, башенки, применять витражные окна и прочие излюбленные в ту эпоху украшения.
ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО (Лондон)
ГОРОД КЛЮНИ И КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО, в 11-12 вв. центр движения за реформирование Римско-католической церкви.
Прочие ордена. Доминиканцы, францисканцы, кармелиты и иные ордена также выработали собственные уставные правила. Принципиальное отличие их заключалось в том, что, будучи проповедническими, эти ордена нуждались в более крупных церквах.