Что означает словарная работа

Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Что означает словарная работа Юлия Сатункина
Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Глава I. Теоретические основы развития словаря

1.1 Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Муза Михайловна Алексеева дает такое понятие словарной работы. Словарная работа – это педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. А развитие словаря как длительный процесс количественного накопления слов, освоение его социально закрепленных значений и формирование умений использовать их в конкретных условиях общения. [1, 45]

В словаре-справочнике по педагогике словарь рассматривается как совокупность слов естественного языка, значение которого данное лицо понимает и может объяснить.

Ф. А. Сохин раскрывает понятие словарь. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря, по мнению Ф. А. Сохина понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленном в процессе его истории. По мнению Ф. А. Сохина можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постоянное овладение детьми социально закрепленных содержанием слова, отражающим результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения с другими.

Следующее учебное пособие, которое мы рассматривали при написании нашей курсовой работы – это «Методика развития речи детей»

под редакцией Алисы Михайловны Бородич. Она дает отличную от других методику развития словаря.

Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно действенного и наглядно образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названия групп предметов, явлений, качеств,

свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок соотносит слова лишь с конкретным предметом или явлением.

Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы обозначает для ребенка только те часы, которые висят на стене в его комнате). По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки не существенны. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха.

Что означает словарная работаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей «волшебными». Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Что означает словарная работаИз опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Что означает словарная работаИз опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Что означает словарная работаКонсультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Источник

Понятие и сущность словарной работы в детском саду

Словарная работа – это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, об их труде и отношениях; в процессе ее происходит количественное накопление ребенком слов, освоения их содержание и активное использование в речи.

Проблема развития речи продолжает быть актуальной и в настоящее время. Дети с недостаточного сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. Одной из причин являются бедность словарного запаса ребенка.Каждому ясно: чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. «Поэтому одной из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения или литературного языка своего народа».

А развитие словаря одна из частных задач (их выделено 7) формирования правильной устной речи. Вот почему работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей.

Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляют определенные требования и к дошкольному воспитанию. Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его созидательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального элементарного познания языковой действительности, на которые может опираться обучение в школе.

Значение слова выступает связующим звеном между языком (язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл) и речью (речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков). Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. В лингвистике слово рассматривается как лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании.

Со значением слов непосредственно связно представление о них как о понятиях. Усвоению понятий детьми придается большое значение в воспитании и обучении.

Л. С.Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». «… мы в праве рассматривать значение слова, как феномен мышления».

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык – недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

В общении и в мышлении человек обходится ограниченным количеством слов, и словарный запас намного меньше числа обозначаемых слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т. е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки.

Слова-понятия позволяют обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что дается человеку через органы чувств.

Процесс усвоения детьми значения слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным.

То есть, из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове – понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества, обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

В практике работы дошкольных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне этого процесса, т. е. расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим миром. Выделения собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети усваивают

бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи;

природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и т. д.);

эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный); качественную оценку предметов (хороший, плохой); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка); образования синонимов (пришли-приплелись); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определенных им явлений (ветхий – очень старый);

Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков, свойств и качеств [1, с. 96].

Еще в исследованиях Ф. А. Сохина, А. И. Максакова, Е. М. Струниной, А. Г. Тамбовцевой, А. А. Смага, А. И. Лаврентьевой, Г. И. Николайчук было установлено, что работа над словом оказывает подлинное развивающее воздействие, если оно не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия, антонимия).

Исходя из этого, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово – единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа, над словом является одной из важных в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Методика словарной работыпредусматривает следующие направления:

Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании

Активизация словаря. Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Следовательно, активизация словаря – это увлечение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

Усложнение содержания словарной работыпрослеживается в каждой возрастной группе в трех следующих направлениях:

1. Овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

2. Рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчисленному восприятию, владения мыслительными операциями – анализом, сравнением.

3. Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

В итоге у детей накапливается значительный лексический запас, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание художественной литературы, телепередач и т. п.) этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Что означает словарная работаИсследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) «Исследовательская деятельность в детском саду » из опыта работы. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

Что означает словарная работа«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Что означает словарная работаДень рождения в детском саду (из опыта работы) Уважаемые коллеги, спасибо, что заглянули ко мне в гости. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в проведении дня рождения детей в нашей.

Что означает словарная работаИз опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Что означает словарная работаОпыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Что означает словарная работаМини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Что означает словарная работаНастольные игры в детском саду. Из опыта работы В детском саду широко используем настольные игры. С помощью игр мы решаем очень много задач в игровой и занимательной форме. Вашему вниманию.

Источник

Виды словарной работы на уроках русского языка

Виды словарной работы на уроках русского языка

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Александр Иванович Куприн

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.

Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте. Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.

Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.

Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности»

Цель моей работы: выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определённые задачи:

— изучить методическую литературу по теме;

— проводить словарную работу на каждом уроке;

— включать работу со словарными словами на различных этапах урока;

— выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

— обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-8 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2. Лексическое значение слова.

3. Это интересно знать…

Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.

1-й этап Представление слова

Ребята могут самостоятельно определить новое слово:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

• демонстрацию картинки с изображением предмета.

• разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2-этап Лексическое значение слова.

3 этап Это интересно знать…

На данном этапе дети узнают интересное о слове.

4 этап Выполни задание.

— запиши слово;

— запиши транскрипцию слова;

— раздели слово на слоги;

— раздели слово для переноса;

— подбери однокоренные слова;

— составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;

— составь и запиши с данным словом словосочетание.

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы:

• Творческая работа

• Задание на внимание

• Поисковая работа

Многие задания дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах

Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.

• Одним из приёмов, представления и запоминания,является:

метод графических ассоциаций.

Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.

• Прим «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого приёма является наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.

К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.

Многообразие переносных значений словхорошо показать на примерах:

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.

Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;

Враг, противник, неприятель, недруг

• Традиционно использую тематические кроссворды

Упражнения для формирования фонетических понятий.

Игра «Догадайся, что за слово»

Предлагаю выполнить это задание в парах

2. Игра «Угадай слово».

Показываю карточки, на которых написан первый или последний слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

ОЕ (животное, мороженое)

Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

• Образование родственные слова.

• Подбор слов к данным схемам.

• Нахождение различий однокоренных слов и форм одного и того же слова.

• Нахождение в тексте однокоренных слов.

Морфологические упражнения являются частью работы над словарными

словами.

• Выборочная работа со словарём

Работа с крылатыми выражениями

• Подбор однокоренные слов разных частей речи.

Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.

• Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания.

• Составить предложения со словосочетаниями.

Изографы- это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа. Задания такого вида предлагаются для работы в группе.

Конечно, такая работа требует от учителя затрата сил, времени, наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на занятиях по внеурочной деятельности Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.

Фонетические разминки на уроках английского языка Дорогие преподаватели иностранного языка! Вы наверно не редко сталкиваетесь с таким понятием как фонетическая разминка или зарядка. Что.

Формы работы, повышающие эффективность уроков русского языка Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить.

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.

Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Проектная деятельность на уроках английского языка. Проект в 4 классе «Our holidays!» Тема проекта: “Our holidays!” Тип проекта: творческий, ролево-игровой; монопроект с открытой координацией; личностный; краткосрочный..

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе Уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, которые помогают получать.

Статья «Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2–4-х классах» Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2-4-х классах Со 2-го по 11-е классы обучение всем видам речевой деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *