Что означает сквернословить в православии
Почему нельзя ругаться матом: объясняют святые отцы
Неприличные слова сегодня стали частью общества. Мат сегодня доносится отовсюду, в том числе и с экранов телевизоров, уст детей, и для некоторых людей он стал настолько привычным, что его перестали считать чем-то особенно плохим, однако сквернословие считается в церкви большим грехом, в котором стоит обязательно покаяться на исповеди священнику. Вот почему матерные слова считаются большим злом, от которого нужно обязательно избавляться.
Мнение церкви
Матерные слова являются разновидностью такого греха, как прелюбодеяние, который переводится как «преступление против любви». К нему относятся не только развратные действия, но и созерцание откровенных видео, картинок из интернета, рукоблудие и матерные слова, так как в них оскверняется названия всего, что имеет отношение к зачатию и деторождению. Непристойные слова имеют очень древнее происхождение, но главным из них является осквернение Богородицы и собственной матери, так как слово «мат» и «мать» однокоренные. Их использовали маги и колдуны для своих обрядов.
По мнению церкви, матерные слова связаны с нечистой силой, так как раньше они использовались в магических ритуалах колдунами и ведьмами, что противоречит Божественной любви и духу целомудрия, который относится к святым добродетелям. Даже современные священники могут привести много примеров взаимосвязи того, как матерные слова, произносимые в семье, разрушали отношения между супругами и способствовали изменам и разводам. Более того, матерные слова могли очень плохо отразиться на развитии детей, которые могли болеть. Кроме того, многими замечено, что те, кто регулярно употребляет бранные слова, страдают заболеваниями зубов и полости рта, часто жалуются на ангины.
Отучиться ругаться матерными словами очень тяжело, но возможно, если сознательно бороться со сквернословием.
Мнение святых отцов
Святые отцы давали свое объяснение матерным словам. Тихон Задонский считал их ядом, закрывающим двери к искренней молитве и постепенно отравляющим бессмертную душу. А народная мудрость гласила – матерные слова противны Матери Бога, которая отворачивается от тех, кто ими ругается и оскверняет свой образ или образ своей матери. Именно по этой причине женщины, которые ругаются матом, могут страдать от мужчин, выбирать совсем неподходящих спутников жизни и чувствовать себя несчастными, даже если на первый взгляд у них полное благополучие.
Апостол Ерм писал о том, что сквернословие есть ни что иное, как злой и беспокойный дух, который мешает человеку принимать мудрые решения, чувствовать себя спокойным, не обделенным Божьей милостью и благодатью. Игумен Нектарий (Морозов) считал слово универсальным инструментом общения с Богом и людьми, и его загрязнение матом может неизбежно вредить душе, отворачивая человека от молитвы и Бога.
Протоиерей Максим Козлов считает матерные слова искажающими Образ Божий внутри каждого человека и несовместимые с его божественной природой, любовью и добротой.
Игумен Герий назвал матерное слово оскорблением 4 матерей – Богородицы, собственной матери, матери земли и матери Церкви.
Как перестать материться?
Тем, кто привык ругаться матом и слышать бранные слова чуть ли не с рождения, отучиться материться непросто, так как такие слова прочно вошли в речевые обороты и подсознание. Однако лечение от сквернословия начинается с осознания того, что брань является большим оскорблением Божьего образа внутри нас, напоминающая грязные пятна на прекрасном сияющем зеркале. Молитва, доброта, вера в любовь и искренность Божьей милости, чистоту помогает постепенно отучиться от матерных слов. По мере наполнения молитвой человек перестает ругаться бранными словами и снова обретает врожденную способность радоваться и любить. Священники дают следующие рекомендации тем, кто часто употребляет матерные слова:
Матерные слова могут иметь отрицательные последствия для человека даже в обычной, мирской жизни. Самое главное, что они разрушают – любовь в сердце, делая человека злым и циничным, способствуя неудачам в семейных отношениях, так как в подавляющем большинстве неблагополучных семей все ругаются матерными словами. Именно с мата начинается неуважение к супруге, матери, дочери, женщине вообще со стороны мужчины и с матерного слова начинаются все женские беды, в том числе и зависть, ревность, злость, обида на Бога, поэтому храните чистоту и воздерживайтесь от скверных слов.
Почему нецензурная брань неприемлема и отвратительна
Мнения пастырей
Чем неприемлема и отвратительна нецензурная брань? Как от нее уберечь своих детей, когда ее слышишь на улице на каждом шагу, когда ругаются даже девушки? Как и почему вообще с нами случилась такая беда – повсеместное разлитие нецензурной брани?
Иллюстрация Дмитрия Петрова
Это грех Хама
– Нецензурная брань – это всегда показатель, кто же мы есть на самом деле. Потому что слово человека всегда изнутри идет и что в твоем сердце, то и в словах. Если ты сам свою душу превратил в грязное болото и расплескиваешь его посредством своих скверных слов, то не думай, что будешь счастлив. Потому что даже если окружить тебя всеми благами, ты всё равно самого себя в грязь погрузишь своей собственной речью. Разве же хочется в этой грязи барахтаться?
Что сказать тем, кто привык к нецензурщине? Ну, хотя бы так: «Неужели самое дорогое слово – слово “мама” – стало для вас низким, ругательным? Это ведь как проклятие самих себя, потому что неуважение к маме. Это грех Хама, который против него самого обернулся». Но если сквернослов в ответ смеется, хохочет, то потерял он лицо человеческое и вряд ли что-то удастся ему объяснить.
Привычка к нецензурной брани сходна с одержимостью. Матерщинник подчас не может совладать с собой, его изнутри подпирает, чтобы вставлять в речь эту грязь. Так темные духи стараются всё перепортить, осквернить, очернить, подбрасывают нашей душе искушения, которые губят нас. Так что выбирай сам, что ты хочешь: душу свою спасти или погубить.
Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему
Что касается детей, то важно понять: если они сохранили к тебе уважение, то сами будут видеть и чувствовать этот контраст: в семье никто не ругается, а вне семьи ругань – это то, что за пределами нормального человеческого общения. Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему, так же, как нет смысла подражать какой-нибудь болезни или одержимости.
Сквернословие – болезнь души, и эта болезнь уходит, когда человек приобщается Источнику чистоты – Богу. Тогда душа более тонко улавливает, что ей самой плохо от всякой скверны и нечистоты. А подлинное благородство, высота души и ее достоинство выражаются прежде всего в чистой речи.
Нецензурная брань – это молитва к сатане
– Нецензурная брань – это, если говорить коротко, молитва к сатане, по большому счету. Она – венец той злобы, которая прячется в нашем сердце и выплескивается оттуда. Это очень сильно вредит тому, кто оскверняет себя этой демонической злобой и извергает ее из себя в виде нецензурной брани.
Правда, меня заставляет проявлять некоторую осторожность по отношению к нецензурным словам то, что к ним иногда прибегал старец Павел (Груздев). Видимо, тут решающим является то, что творится внутри человека. У него, конечно же, внутри был мир. Эти слова он, возможно, подхватил в лагерях, но они у него не шли как выражение злобы. Может, кому-то они были полезны как способ смирения.
Но это отдельный случай. Мы не можем примерять на себя опыт старцев. Нам, мирянам, простым людям, важно понимать, что это хула на Божию Матерь, на все святое, что это молитва бесам. Это сильно разрушает здоровье – и душевное, и телесное. Это рвет наши отношения с Богом и призывает к нам бесов, которые питаются нашими грехами. Человек все больше и больше порабощается ими, что может привести к очень плачевным последствиям.
Через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром
– Мне нецензурная брань отвратительна. Я уже рассказывал, что вырос в армейской среде, где бранятся практически все. Потому и для меня матерщина когда-то была естественна. И только потом, два десятилетия спустя, мне удалось избавиться от этого темного морока. Но сколько труда пришлось для этого приложить!
За годы служения у Престола я на собственном опыте убедился, что через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром. Ругаются практически все, может, кроме верующих. Люди сроднились с матом и даже не замечают, как темное начало обуздало их душу. Об этом и мой рассказ «Язык мой – друг мой?», опубликованный на сайте «Православие.ru».
Из последних наблюдений. 8 июля, накануне нашего престольного праздника, вечером после всенощной отправляюсь на хлебокомбинат за пирогами для завтрашнего стола. На проходной пожилая вахтерша, услышав, что ей нужно открыть ворота, потому как приехали из храма за пирогами, рассмеявшись, отпустила хлесткую матерную шутку, смысл которой: «Да никогда»!
Загрузившись, прежде чем отъехать, я поздравил женщин с наступающим праздником и в двух словах рассказал им о Тихвинской иконе Божией Матери, и бабушка расплакалась. Оказывается, в этот день шесть лет назад трагически погиб ее сын.
Как уберечь детей от матерщины? Не ругаться самим и не позволять никому материться в разговоре с тобой. Объяснять детям пагубность этого действа.
Когда-то матерились только самые низшие, необразованные слои российского общества. В армии офицеры никогда не матерились между собой, хотя в общении с солдатами, особенно распекая подчиненных, командир мог и «загнуть», но перед этим произносил обязательную фразу: «Касается всех, кроме господ офицеров и вольноопределяющихся»!
После Октябрьской социалистической революции к власти пришли те, для кого мат был нормой жизни. Они расправились с аристократами, уничтожили священников и дворян, изгнали университетскую профессуру. И общество стало таким, каким стало.
Что требовать от молодых девчонок, если уважаемый профессор и популяризатор науки Татьяна Черниговская считает мат лишь дополнительным средством коммуникации и не видит в его тотальном распространении ничего дурного?!
Как противостоять этому явлению? Только профилактикой и кропотливой повсеместной разъяснительной работой, начиная с творческой богемы, больших чиновников и даже профессоров. Только бы очень хотелось, чтобы те, от кого это зависит, не ограничиваясь пустыми декларациями, сами являлись бы для всех примером.
События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м подтвердили связь матерщины и революций
– Сквернословие бывает разное, иногда бывает как в известной шутке: это они не ругаются, они так разговаривают. Это явление больше социальное и культурное, мода в обществе на распущенность и вседозволенность, и люди, в особенности молодежь, легко этому поддаются. Конечно, хорошего в этом ничего нет, слова имеют свою силу, но так же, как мы часто молимся механически и от такой молитвы наша жизнь мало меняется, возможно и «привычное» сквернословие, которое, как наружная грязь, не проникает в глубину души.
Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать
Вот когда мы ругаемся «в сердцах», это уже как сердечная молитва, только не к Богу обращенная, а к злым силам, и воздействие ее на душу соответствующее: пускаем в душу бесов, и они там всё загаживают, разрушают и опустошают. А мы это чувствуем после припадков гнева. Бороться с этим злом надо, взращивая в душе страх Божий и мысль о Его вездесущии. Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать. Тогда и дети наши, видя перед собой добрый пример, ему последуют.
И надо, чтобы заработали законы, запрещающие сквернословие, ведь смогли же у нас достаточно быстро искоренить курение в общественных местах. Надо всем благоразумным людям желать и содействовать укреплению государственной власти и органов правопорядка. Совершенно очевидна взаимосвязь и последовательность событий: «мирные» демонстрации – переворот – грязь на улицах, цигарка в зубах и матерщина. События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м дали тому наглядную иллюстрацию.
Человек, допускающий сквернословие, участвует в богохульстве
– Господь наш Иисус Христос по Божеству Своему – вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Слово. Им сотворен весь мир. Слово – это не только звук, но и мысль, а если мы говорим о Господе, то это Божественная мысль. И в человеке дар слова – это дар Божественный, одно из проявлений образа Божия в человеке. Естественно, этот дар благодатный, он дан нам для благовествования. И если мы этот дар оскверняем в себе, то согрешаем против Бога и против своего призвания быть причастниками Божеского естества. Это грех совсем не малый, как кажется иногда. Вспомним, как Сам Господь говорил, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном суде (см.: Мф. 12: 36). А что же говорить о сквернословии?! Вот почему и апостол Павел напоминает нам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29).
Дар слова – одно из проявлений образа Божия в человеке. И если мы этот дар оскверняем, то согрешаем против Бога
Сквернословие – это прямое следствие сочетания человеческой души с духами тьмы поднебесными, которые стремятся осквернить в человеке всё, что в нем есть Божественного. Мнят таким образом посмеяться над Богом. Конечно, Бог поругаем не бывает, но человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве и если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека.
Как мы можем уберечь от этой скверны своих детей? Ну, прежде всего ни под каким предлогом не допускать сквернословие в семье. Это послужит добрым примером и положит доброе основание для поведения наших детей в будущем. Кроме того, в семье, где вся жизнь строится православно, не только в формальном, но и в духовном, нравственном отношении, у ребенка естественным образом сформируется правильное отношение к дару слова и дару речи как к дару Божественному.
Конечно, на улице и в обществе на современного ребенка льются потоки словесной скверны. Но, во-первых, при правильном настроении всякий человек (и юный) может избегать мест, где сквернословие бытует как норма общения. Больше того, можно сказать, что обилие сквернословия есть верный индикатор того, что от этого места и от такого сообщества лучше держаться подальше.
Когда при вас бранятся, повторяйте про себя Иисусову молитву и помолитесь о том, кто одержим страстью сквернословия
Ну, а во-вторых, надо понимать, что мир действительно лежит во зле, и не смущаться, не унывать, не отчаиваться от многообразного проявления зла, а только учить наших детей, чтобы они, по слову Псалмопевца, «уклонялись от зла» и «творили благо», то есть, избегая нечистых компаний, сами старались употреблять Божественный дар слова для благовествования. Если же случится где невольно быть свидетелем площадной брани и не будет возможности покинуть это место, то нужно просто молиться про себя, то есть молча, повторяя, например, Иисусову молитву и от души молясь о просвещении человека, одержимого страстью сквернословия. Таким образом избежим греха осуждения и ум свой сохраним от осквернения.
Ну а если говорить о причинах массового растления и распущенности (в том числе и в речи) в наше время, то они очевидны: крайнее ослабление веры в народе. Веры не номинальной и формальной, а деятельной и созидательной, тесно связанной с жизнью по заповедям Христовым. И лучшее, что мы с вами можем сделать для изменения положения, это самим жить благочестиво.
Что нам говорит православие о матерной брани
Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Не подобает, братие, православным христианам ругаться во брани, понеже есть Мати Божия». Матерящийся оскорбляет, во-первых, Пресвятую Деву Марию Богородицу, во-вторых, землю-мать, а в третьих, собственную мать. Хулитель, пока не раскается, считает Иоанн Златоуст, не должен даже входить в храм, прикладываться к иконам, кресту, подходить к причастию.
Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь.
Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?
И в русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.
Для убедительности того, как мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько примеров явного наказания Божия за дерзкое срамословие.
Свящ. Порфирий Амфитеатров вспоминал:
«На первых порах своей пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. Обличал и бичевал этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот, гуляя по своему саду, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной матерщиной, разражавшейся на дороге. Я увидел парня лет 16, Василия, который, бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием.
На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию.
Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по-прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия». (Свящ. Порфирий Амфитеатров, Корм. 1905г.).
Вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа.
Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию. Оскверняясь сквернословием, человек отталкивает от себя Духа Божия.
По слову Христа Спасителя «за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда» (Мф. 12, 36).
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.
Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.
Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено.
Человек, имея образ Божий, наделен даром слова в образ безначального Слова. По замыслу Творца человеку дано слово, прежде всего для молитвенного обращения к Своему Небесному Родителю, общения с людьми на началах любви и мира, а также для реализации своих творческих талантов. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий.
Церковь предупреждает, что злоречивые. Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10)
Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека. Но самое большое несчастье в такой семье — это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше внимание ребенка обратится к половой сфере, тем более в таком низменном и примитивном отображении, тем медленнее будет идти его духовное и умственное развитие.
Те родители, которые не стесняются в выражениях, должны помнить, что сквернословие, уничтожая в ребенке чувство стыда, является мостиком к последующим преступлениям.
Ведь изгоняя из дома стыд, эти родители изгоняют и лучшего воспитателя. «Ибо стыд часто больше страха обучал избегать дел несообразных» (святитель Григорий Нисский). Пусть они не ищут потом виноватых, в случае несчастья с сыном или дочерью, — они сами запланировали его.
«В 1711 году, в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслию от всего земного.
Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг, при возгласе: «Со страхом Божиим и верою Приступите», он упал ниц и лежал долгое время без чувств. Когда же он пришел в себя, то рассказал следующее:
При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Одигитрия», его вдруг объял страх. Что с ним дальше было — он не помнит, лишь помнит одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: «Встань, пойди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и от слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ отслужит молебное пение об отвращении гнева Божия».
Кроме того праведный Симеон приказал Иакову рассказать о сем архимандриту и воеводе, дабы люди раскаялись в своих прегрешениях и молились бы об избавлении от праведного гнева Божия, что и было исполнено всеми с величайшим усердием».
Нам только кажется, что сегодня мы сильны и независимы со своим научно-техническим прогрессом. Что способны строить свое благополучие исключительно по своему желанию. Но что мы можем, если Господь за наше нечестие не даст нам Своей благодати, не благословит наши труды? От нашей, как нам кажется, небольшой, слабости страдает вся наша жизнь.
И личная, и семейная, и государственная. Поэтому, устраивая эту жизнь, прежде всего послушаемся голоса Церкви, говорящей нам через апостола Павла: Отложите. сквернословие уст ваших (Кол. 3,8).
Впрочем, чем более молитв, священных и духовных текстов произносит и читает человек, тем проще и естественнее ему бывает отказаться от грубых слов. Потому что, как говорит Апостол, не может (не должно) из одних уст исходить благословение и проклятие, как один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3,12).
Безобидно ли сквернословие?
Урок в школе
Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Постараемся показать исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него.
Начнем с того, что мат — явление древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал еще апостол Павел. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы еще вернемся.
В чем же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению? Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производные от них слова.
Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие — «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см.: Откр 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани.
Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоеваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий, наказание за чудовищное растление и поклонение греху.
Одним из распространенных мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов.
Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления. чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.
Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».
За срамословие Бог попускает на человека различные беды, напасти и болезни. В медицине есть род психического заболевания (правда, плохо изученного), когда человек, может быть, даже далекий от грязной брани, страдает необъяснимыми припадками. Больной вдруг начинает помимо своей воли изрыгать потоки нецензурной брани, часто очень изощренной. Иногда хулит святых и Бога. Для верующего человека все очевидно. В духовной практике это называется одержимостью, или беснованием. Бес, находящийся в одержимом, заставляет его произносить страшные ругательства и хулу. Из практики известно, что такого рода беснование может случиться по попущению Божию даже с детьми.
Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства. Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов.
Приведу пример того, как действует так называемое «черное слово», то есть выражения с упоминанием черта.
Один человек очень любил употреблять это слово к месту и не к месту. И вот приходит он как-то домой (а посередине его комнаты стоял стол) и видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришел?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовешь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история.
Как священник могу привести немало подобных случаев даже из своей небольшой практики.
Дьявол, к сожалению, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, черные слова, сам открывает двери своей души этой силе.
Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творя грех, раб есть греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах.
Помимо того что матерщина духовно вредит, она культурно обедняет человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки.
Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда.
Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.
Однажды мы с супругой отдыхали в подмосковной деревне Фенино. И там повстречали маленького мальчика, который только недавно начал говорить. Ему было года три. И вот в его ничтожном словарном запасе уже присутствовала матерная брань. Что же будет дальше?
Часто молодые люди ругаются матом, чтобы показаться взрослее, мужественнее, сильнее. Слышал шутку. Прапорщик отчитывает солдат: «Ну что вы материтесь как дети?» В каждой шутке, как известно, только доля шутки.
Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним. Если вы ругаетесь в присутствии девушек и сами позволяете им ругаться, какие же вы после этого мужчины?
Но как же, скажете вы, по телевидению мы сейчас часто слышим матерные слова? Не все, что на TV, правильно и хорошо. То, что показывают, нужно обязательно фильтровать. Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. Голова нам дана не только чтобы втыкать в уши MP-3 плеер, но и чтобы думать, анализировать, а не слепо за кем-то идти. Зачем нам нужно плясать под дудку тех, кто хочет, чтобы мы превратились в тупое, обкуренное стадо баранов, жующих жвачку попсы?
Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.
Игумену Савве (Молчанову), который окормляет очень много военных, один армейский чин рассказал, что он долго не мог избавиться от страсти сквернословия. Искоренил он эту привычку таким образом. Как только у него вырывалось «гнилое слово», он брал это на заметку, находил в казарме удобное местечко и делал 10 поклонов. И порок сквернословия был совершенно им оставлен. Очень хорошо молодым людям последовать этому примеру.