Что означает скрытый вопрос к тексту

Виды вопросов. Вопросы можно классифицировать по разным основаниям

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные ви­ды вопросов, к которым чаще всего обраща­ются в правовой сфере.

1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми.Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное.Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвест­ное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их про­дать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать ак­ции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразде­лены на узловые и наводящие. Вопрос являетсяузловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос являетсянаводя­щим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывает­ся зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой гра­ницы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

Что означает скрытый вопрос к тексту

В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве три­виально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выра­жения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или непра­вильно понимаемые выражения, или заменить известными.

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а жи­вая увеличивает вес сосуда с водой?». Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.

Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав

Источник

Скрытые вопросы, или Тройная мимикрия

Что означает скрытый вопрос к тексту Что означает скрытый вопрос к тексту Что означает скрытый вопрос к тексту Что означает скрытый вопрос к тексту

Что означает скрытый вопрос к тексту

Что означает скрытый вопрос к тексту

Мне нравится, что вы больны не мной.

Банальности, как мы говорили, это команды, замаскированные под некое рассуждение. Риторические вопросы — это команды, замаскированные под рассуждение, закамуфлированное под вопрос. Скрытый вопрос — это команда, замаскированная под рассуждение, закамуфлированное под вопрос, запрятанный в рассуждении.

Некоторые люди выносят мусор.

Выносят ли некоторые люди мусор?

Интересно, выносят ли некоторые люди мусор?

Мне странно…

Мне непонятно…

Мне досадно…

Мне весело…

Мне здорово…

а дальше то, что вы хотите сказать. Внешне, по своей формальной сути — это утверждение. Причем утверждение о моем внутреннем мире — поспорьте.

Мне интересно…

Мне нравится…

Мне нравится думать, придете ли вы сегодня на пляж…

Интересно, задернешь ли ты шторы…

Любопытно, сколько тебе времени понадобится, чтобы добежать до того столба…

Странно даже подумать, что бы ты решился пригласить меня в кино. Как забавно…

Может быть, собеседник не согласится прямо сейчас, но вы же уже отследили реакцию. Если понемногу усиливать потенциал к действию достаточно долго, однажды человек все сделает, причем сам.

Источник

В-41 ВИДЫ ВОПРОСОВ

Что означает скрытый вопрос к тексту Что означает скрытый вопрос к тексту Что означает скрытый вопрос к тексту Что означает скрытый вопрос к тексту

Что означает скрытый вопрос к тексту

Обычно различают два вида (типа) вопросов:

Например: “Верно ли, что А. Н. Шмелев стал победителем в соревновании по лыжам на марафонскую дистанцию?”; “Бывают ли подводные землетрясения?”; “Действительно ли в Дели больше жителей, чем в Бомбее?” и др.

Во всех этих вопросах присутствует частица “ли”, включенная в словосочетания “верно ли”, “действительно ли”, “надо ли” и т. д.

Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы в свою очередь делятся на условные и безусловные.

Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся на вопросы конъюнктивные (соединительные) и дизъюнктивные (разделительные), включающие в себя строгую или нестрогую дизъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых.

«1. “Хотите кофе или чаю?”

2. “Вы пойдете в кино или не пойдете?”

Сложные восполняющие вопросы можно разбить на два или несколько простых восполняющих вопроса, например: “Где, когда, в какой семье родился Джеймс Фенимор Купер?”, или “Как при увеличении стороны равностороннего треугольника в 2 раза изменяется его периметр или площадь?”, или “Кто является автором романа “Красное и черное” и романа “Пармская обитель”?”

По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать ак­ции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие.Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

Источник

§ 2. Виды вопросов

§ 2. Виды вопросов

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные ви­ды вопросов, к которым чаще всего обраща­ются в правовой сфере.

1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвест­ное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их про­дать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать ак­ции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразде­лены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводя­щим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывает­ся зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой гра­ницы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве три­виально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выра­жения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или непра­вильно понимаемые выражения, или заменить известными.

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а жи­вая увеличивает вес сосуда с водой?». Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.

Читайте также

В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ

В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники — в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем

Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Необходимым звеном познавательного про­цесса является вопросно-ответная форма разви­тия знаний. Постановка вопросов и поиск инфор­мации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и

§ 3. Правила постановки вопросов

§ 3. Правила постановки вопросов «Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Ма­кедонский взял в плен десять индийских философов. Они были

2.14. Виды вопросов

2.14. Виды вопросов Суждение – это форма мышления, представляющая собой какое-либо утверждительное или отрицательное высказывание. Следовательно, вопрос не является суждением, ведь в нем ничего не утверждается и не отрицается. Тем не менее, вопрос весьма близок к суждению.

§ 2. Необходимость пересмотра принципиальных вопросов

§ 2. Необходимость пересмотра принципиальных вопросов При таком состоянии науки, когда нельзя отделить индивидуальных убеждений от общеобязательной истины, возврат к принципиальным вопросам остается задачей, к которой следует постоянно приступать сызнова. В

Разработка вопросов атеизма и религии

Разработка вопросов атеизма и религии В конце 70-х, в 80 – 90-х годах XIX столетия Энгельс посвящает проблемам религии и атеизма несколько специальных статей. Затрагиваются эти темы и в ряде его крупных произведений. Анализ этого наследства показывает преемственность

Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ § 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни и критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики, дискуссии

§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ

§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) отношения к обсуждаемой теме, 2) семантики, 3) функций, 4) структуры.1. Отношение к обсуждаемой теме.В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах важно различать

В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ

В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники — в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем

Часть пятая: Порядок физических вопросов

Часть пятая: Порядок физических вопросов Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых. Но так как для этого сразу пришлось бы говорить о многих вопросах, составляющих предмет споров между учеными, с которыми я не желал бы портить

Часть пятая Порядок физических вопросов

Часть пятая Порядок физических вопросов Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых. Но так как для этого сразу пришлось бы говорить о многих вопросах, составляющих предмет споров между учеными, с которыми я не желал бы портить

b) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ

b) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ В противоположность массе «дух» тотчас же показывает свою критичность, рассматривая своё собственное ограниченное произведение, «Еврейский вопрос» Бруно Бауэра, как абсолютное и лишь противников этого произведения — как

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки Материалистическая наука полагает, что всё на свете происходит без сверхъестественных вмешательств. В частности, совершенно естественно происходит и биологическая эволюция, причём новые

Источник

Виды вопросов

Классификация вопросов.Вопросы можно сгруппировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в процессе аргументации.

1. По степени выраженности знания в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми.

Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное, например «Что такое акция?»

Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками. ‘ требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

2. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные.

Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы.

Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или, «если, то» и др. Например: «Какие функции выполняют деньги при установлении цены товара, или покупке товара за наличные деньги, или уплате долга?» Этот сложный вопрос образован из трех простых вопросов: «Какие функции выполняют деньги при установлении цены товара?», «Какие функции выполняют деньги при покупке товара за наличные деньги?» и «Какие функции выполняют деньги при уплате долга?» Вопрос типа: «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» – не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопроса. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, таким образом, не тождествен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.

3. По способу запроса неизвестного знания различают уточняющие и восполняющие вопросы.

Уточняющие вопросы (или «ли» – вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Например: «Верно ли, что Семенов успешно защитил дипломную работу?», «Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Париже?» и др.

Восполняющие вопросы (или «к» – вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «кто?», «что?», «почему?», «когда?», «где?» и т.п. Например: «Как заключить договор при найме на работу?», «Что изучает теория рекламы?», «Кто является создателем модели «неравновесных систем»?» и др. Следует помнить, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса,точно и однозначно устанавливая границы неизвестной его власти. А это, как правило, отрицательно сказывается на понимали вопроса. Рассмотрим пример: «Какие города расположены на Волге?» Такая постановка может предполагать различные области известного: крупные города; красивые города; города центрального и областного подчинения; просто города – Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара и т.д. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов – в соответствии с требованиями адресата – к его коррекции.

4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые.

Открытый вопрос – это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов.

Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.

Эти вопросы широко используются в практике аргументации, в социологических исследованиях. Например, вопрос «Какой из рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?» – открытый, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Какой из рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции: а) рынок стали, б) рынок услуг парикмахерских, в) рынок автомобилей, г) рынок акций и облигаций фирм, д) рынок бензина?» При такой формулировке вопроса следует конкретный истинный ответ – (г).

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие.

Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели.

Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Следует запомнить, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.

Корректный (от лат. correctus – вежливый, тактичный, учтивый) вопрос – это вопрос, предпосылкой которого служит истинное и непротиворечивое знание.

Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis – избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности).

Вопрос называется тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложением, содержащим неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»

В ходе аргументации могут возникать ситуации, когда задаются вопросы вообще-то корректные, но воспринимаемые как тривиально некорректные из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно пояснить неизвестные или неправильно понимаемые выражения или заменить известными.

Что означает скрытый вопрос к тексту

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой служит ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?» Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с провокационной целью, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей. Например: «Когда сутки короче: зимой или летом?»

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *