Что означает скоромная пища в православии
Что означает скоромная пища в православии
Для православных верующих началась ответственная, напряженная и одновременно чистая и радостная пора духовной и церковной жизни, пора физического очищения и приготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению.
Великий пост в 2020 году длится семь недель (с 2 марта по 18 апреля), предваряя собой светлый праздник Пасхи.
По пищевым ограничениям постные дни делятся на несколько «степеней строгости»
«Сухоядение» – употребление холодной, не прошедшей термическую обработку пищи без добавления растительного масла. Разрешены хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты, орехи.
«Варение без елея» или горячая пища, приготовленная без добавления масла, – разрешена термическая обработка в процессе приготовления блюд (варение, тушение, запекание, приготовление на пару).
«Разрешение на вино и елей» разрешено добавление в пищу растительного масла, так же, допускается, и даже рекомендуется употребление виноградного вина в минимальных количествах.
В первую и последнюю (Страстную) неделю поста предписываются наиболее строгие ограничения.
Важно понимать, что в современных реалиях нет возможности формально установить единый канон поста, одинаково приемлемый для монашествующих, духовенства и мирян, для здоровых и болеющих, детей и пожилых людей. В правилах поста Православной Церкви указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их непреложным законом, не допускающим исключений.
К посту, как и к любой деятельности, направленной на самосовершенствование, следует подходить разумно и поэтапно. Начиная занятия спортом, мы не ждем от себя результатов, являющихся обычными для профессиональных спортсменов. Никто в трезвом уме не подступится к штанге в 100 кг, если до этого поднимал только 30. Если же рискнет, то без сомнения не только не достигнет результата, но и подорвет здоровье. А если заниматься регулярно, постепенно увеличивая нагрузку, через несколько лет сможет без труда одолеть недоступный в начале вес.
Кроме того, есть заболевания, при которых соблюдение пищевых ограничений поста прямо противопоказано, это : язвенная болезнь кишечника, гастрит; обострение других заболеваний желудочно-кишечного тракта; сахарный диабет; холецистит; панкреатит; перенесенное в недавнем прошлом оперативное вмешательство, инфекционные заболевание или обострение любых хронических заболеваний, онкологические заболевания.
Советы постящимся.
— Употребляйте достаточное количество белковой пищи. Ежедневно ешьте продукты, с высоким содержанием растительного белка (гречневая крупа, бобовые, киноа, тофу, маш).
— Употребляйте достаточное количество растительного жира, источником которого могут служить растительные масла: подсолнечное, оливковое, миндальное, тыквенное, льняное (4 чайных ложки за день), и/ или орехи (грецкие, миндальные, фундук).
— Употребляйте рыбу в те дни, когда это разрешено, но не более 300-350 г. в день.
— Употребляйте достаточное количество растительной клетчатки. Отдавайте предпочтение продуктам из цельного зерна, добавляйте отруби (овсяные, ржаные) в супы, каши.
— Ежедневно ешьте фрукты :яблоки, груши, цитрусовые (до 500 грамм в день). Несколько раз в неделю допустимы бананы, виноград. Свежие фрукты могут быть заменены сухофруктами (до 200 грамм в день).
— Ежедневно ешьте овощи (не менее 500 грамм в сутки). Помните, что овощи- это не только картофель, морковь и капуста, но, и брокколи, тыква, цветная капуста, бамия, различные свежезамороженные овощные смеси.
— Ограничьте употребление рафинированных, «быстрых» углеводов (сахар, сладости, сухофрукты, макаронные изделия, картофель). Из сладостей отдавайте предпочтение сухофруктам, меду.
— Компенсируйте потребность в углеводах за счет употребления продуктов, содержащих нерафинированные, «медленные» углеводы (крупы, овощи).
Мясная пища в христианстве
Оглавление
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия ( Быт.1:29 ) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ( Деян.10:9–15 ).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища – разрешается условно
«Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
^ Иудейская пища – разрешается
«Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3:11 ).
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);
^ Вьетнамская пища – не рекомендуется
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо...».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:4 ). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» ( Лев 17:10 ). Слово “душа” в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того и истреблю ее из народа ее» ( Лев.17:11 ), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови ( Деян.15:20 ). Подробнее в разделе “Кровь”.
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11,12 ), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:29 ).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9, 9–14 ).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10, 9–15 ).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса ( Деян. 9:12 ), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» ( 1 Кор.9:22 ), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера
Что такое скоромная пища, список продуктов и их постные аналоги, сроки православных постов
Что относится к скоромной пище
Каждый православный верующий знает, что в пост нельзя кушать любое мясо, пить молоко и молочные продукты, употреблять яйца в любом виде. Казалось бы, можно один день или несколько потерпеть, не есть курицу или говядину. Ни для кого не секрет, что современные мясокомбинаты сосиски, колбасы делают чаще всего из сои и других продуктов, которые мало относятся к настоящему мясу. Значит, сосиски – не скоромная пища? С одной стороны – да, с другой – нет. Позже мы попытаемся понять, почему.
Если в выпечку кроме воды, муки и подсолнечного масла добавляются яйца, молоко, кефир, простокваша, то можно смело ответить, что она скоромная. В пост ее не употребляют.
То же самое касается шоколада, например. Как правило, в него добавляют пусть и сухое, но молоко. Различные печенья, белый хлеб – это все скоромные продукты.
Скоромные продукты
Скоромная еда составляет значительную часть рациона многих людей. Сама по себе она не является «плохой» для верующих, если употребляется в предписанное церковным уставом время.
Список
При соблюдении поста важно знать, какие именно продукты относятся к скоромным. Это поможет точно следовать церковному Уставу.
К скоромным продуктам относятся:
Рыбу в определенные дни есть позволяется, исключение составляют Великий и Успенский посты. Но и в них в православные праздники, не выпадающие на среду и пятницу, дается послабление.
Когда и сколько можно есть
По православной традиции скоромную еду можно принимать в пищу в любое время, кроме дней постов.
С точки зрения здоровья, в разрешенные Церковью дни не рекомендуется есть много продуктов животного происхождения, так как они являются «тяжелой» для желудка пищей. Особенно внимательно нужно относиться к своему рациону после окончания постного времени. Нельзя объедаться скоромной едой в первый же день: лучше вводить ее в меню понемногу.
Что же тогда кушать
Нередко, особенно с началом Великого поста, люди начинают вместо молитвы суету, они ищут те продукты, которые можно употреблять во время трапезы. Это неправильный подход. Лучше заранее составить меню, посмотреть, что можно кушать, а что нет, чтобы в пост не думать о еде, а усердно молиться, проводить время в покаянии, ходить спокойно на службы в храм. Что означает скоромная пища и как не перепутать?
Давайте начнем с хлеба. Он на столе присутствует у каждого христианина. Хлеб благословил Сам Господь. Если вас смущает батон «Нарезной» или хлеб «Бородинский», например, то можно купить лаваш армянский: в его составе только вода, мука, дрожжи и соль. Нет ни грамма молока.
Каким продуктом считается алкоголь?
Можно ли считать алкоголь постным продуктом? Давайте попытаемся разобраться. Так уж сложилось исторически, что на Руси сформировалась настоящая культура питья. А потому большинство любителей, с целью промочить горло ищут всевозможные уловки, чтобы выпить вина на праздник или по воскресеньям.
Но на самом деле для каждого русского человека отказ от алкоголя окажется более серьезной жертвой, нежели отказ от употребления в пищу рыбы. Именно по этой причине нельзя назвать вино и прочий алкоголь постным продуктом, все это — скоромная еда.
Так что, принимая во внимание национальную любовь к алкоголю, то отказаться во время Великого поста придется именно от вина.
Что пить
Разумеется, молочные продукты в пост пить нельзя, какие именно:
Нельзя и в кофе или чай добавлять молоко. А сами эти напитки пить можно, но не в больших количествах.
Скоромная пища: коктейли, вино, пиво, газированные напитки, например, «Фанта», «Дюшес» и так далее. Помните, что во время поста нельзя пить ни водку, ни вино. В идеале должны быть только вода, сок, морс, компот.
Почему же нельзя спиртное, ведь оно не молочное, не из яиц или мяса? Дело здесь не в физической пище, а духовной. Выпив спиртное, человек расслабляется, хуже всего – теряет рассудок. А пьянство – тяжелый грех. В целях расслабления или расширения сосудов в пост такие вещи употреблять не стоит. Как это объясняют святые отцы: искушение и грех.
Мясоедение на Руси: Журавлей — можно, медведей — нельзя
Более или менее подробные описания блюд русской кухни появились только в эпоху правления Ивана Грозного. До этого времени сведения о том, как и что именно ели на Руси, редко встречались в письменных источниках. Однако кое-какие сведения все-таки есть. Так, в «Повести временных лет», одном из самых ранних древнерусских летописных сводов, написанном в начале XII века, упоминаются популярные блюда жителей средней полосы: квас, мед, хлеб, кисель, говядина и дичь.
А вот сведения из неожиданных источников — «Русской правды», юридического документа XI — XII веков. В ней рассказывается о том, за что наказывали людей в те времена. К серьезным преступлениям относилась кража животных и птиц: как домашних коров, коз или свиней, так и диких уток, гусей, и даже экзотических журавлей и лебедей. Получается, мясо всех этих животных в древности употребляли в пищу! Были и запреты на мясную пищу: так, в уставе князя Ярослава Мудрого было прописано, что нельзя есть конину или медвежатину.
В книге «История еды и традиции питания народов мира» рассказывается также, что «Русская правда» предписывала местному населению выдавать княжеским «чиновникам» на неделю: 7 ведер солоду (в данном случае речь идет о напитке вроде пива), барана или полтуши мяса (т. е. говядины), хлеба и пшена, сколько сможет съесть, три сыра, кур по две на день, в пост — рыбу».
Древнерусская культура питания до XV века оставалась практически неизменной: ее основу составляли злаковые культуры, а вот мясо ели редко: крестьяне — говядину и свинину, домашнюю птицу, знатные люди употребляли в пищу также и дичь (насчет которой у крестьян существовало множество суеверий).
Первым серьезным гастрономическим источником можно назвать «Домострой», опубликованный в 1841 году. В нем описывается, как ели мясо различные слои населения. Богатым «домовитым людям» в книге рекомендовалось покупать мясо летом: допустим, «купить баранчика и дома освежевать, а бараний потрох — добавка к столу, утешение тоже. У жены хозяйственной и у хорошего повара замыслов много: из грудинки сварить отвар, почки — начинить, лопатки — прожарить, ножки яичками начинить, печень изрубить с лучком и, пленкою обернув, на сковороде изжарить». Тем же, у кого денег было меньше, мясо рекомендовали покупать зимой: «Мужу и жене, у которых ни поместья, ни пашни, ни деревень, ни вотчины нет, хлеб и всякое жито купить зимой на возах, а также и мясо мороженое, и рыбу всякую, свежую или иную, осетрину копченую или в бочках на целый год, и семжину, икру сиговую и черную, и свежий мед, и рыбу, которую летом выловили, и капусту, — и все то в сосудах на зиму льдом заложить, а запасы напитков поглубже, лубом покрыв, засыпать. Летом они понадобились — все свежо и готово».
Русские кулинарные традиции неразрывно связаны с православной культурой. Относится это и к мясоедению. На каждый год приходится около двухсот постных дней — время, когда есть скоромную пищу нельзя.
Самым строгим является Великий пост перед Пасхой (в 2021 году с 11 марта по 27 апреля) — он посвящен времени, которое Иисус Христос провел в пустыне без пищи и воды. Во время поста, который продолжается 48 дней, горячую пищу без масла можно употреблять только по четвергам, с растительным маслом — в воскресенье. Все остальное время нужно посвятить сухоядению: есть только хлеб, фрукты и овощи, запивая их компотом или водой, а в Чистый понедельник — не есть ничего вообще. Небольшие послабления в еде разрешаются в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье — в эти дни православным можно есть рыбу.
Скоромную пищу также нельзя есть в Петровский пост, установленный в честь Святых апостолов (24 июня — 11 июля), Успенский пост (14 — 27 августа), которым церковь призывает православных к подражанию Богоматери, Рождественский пост (28 ноября — 6 января), который служит 40-дневным подготовлением к празднованию Рождества Христова, а также однодневные посты, постные среды и пятницы.
Что такое скоромная пища?
Это еда, которая православным христианам разрешена в мясоед, то есть время между постами. К скоромным относятся продукты, содержащие мясо теплокровных животных — млекопитающих и птиц, а также субпродукты, животный жир, яйца, молочные продукты и сливочное масло.
Между постами мясо есть можно — это время называется мясоедом. Всего их четыре. Весенний — между Великим и Петровским постами, летний (между Петровским и Успенским постами, осенний (между Успенским и Рождественским и самый любимый мясоед — зимний.
На Руси этот мясоед ценили не только за то, что он самый длинный — от Рождества до Прощеного воскресенья (в этом году приходится на 10 марта). Дело в том, что еще полтора века назад зимний мясоед был, пожалуй, единственным периодом, когда крестьяне могли от души наесться мяса. Весной и летом скотину, как правило, не забивали. Люди же употребляли в пищу (когда это было разрешено) молоко, масло, яйца и рыбу. Осенью температура воздуха бывала еще недостаточно низкой, мясо могло испортиться, поэтому за заготовки деревенские хозяйки принимались только с наступлением морозов: вялили и солили мясо, делали тушенку, варили окорока.
Во время Святок — с 7 по 17 января — мясо, птицу и потроха можно было есть каждый день, а весь остальной мясоед даже постные среды и пятницы были нестрогими, рыбными. Из рыбы же в Масленичную неделю готовили вкуснейшую начинку для блинов. Именно поэтому зимний мясоед на Руси всегда считался самым счастливым — в это время чаще всего ходили друг к другу в гости, засылали сватов и играли свадьбы.
Традиционный рецепт русской кухни
Тульский помещик Василий Алексеевич Левшин был разносторонним человеком. За всю жизнь он издал более 250 литературных трудов, среди которых были как книги по экономике и истории Тульского края, так и сборники сказок, и комические оперы. Кроме того, в 1816 году Левшин издал первую кулинарную книгу национальной русской кухни: «Наставление о приготовлении всякого рода настоящих русских кушаньев и о заготовлении впрок разных припасов». Он разделил ее на две части: «Стол в мясоед» и «Стол в пост». В рецептах Левшин не указывал соотношение ингредиентов, что, с одной стороны, усложняло кулинарам задачу, а с другой — давало им простор для творчества. Вот один из рецептов книги «Русская поварня».
«Студень (холодец) говяжья с чесноком
В этом разумеются говяжьи ноги, губы и уши. Очистив оныя обыкновенным образом, варить в воде на умеренном огне часа два, пока сделается отвар густой и почти весь выкипит. Сложить тогда части студени, разняв крупные кусочки дробнее, в круглую чашу, и вылив остатки отвару, вынесть в холодное место, чтоб застыло. Подавая, выпрокинуть студень на блюдо. Подавать к ней толченой чеснок, растертой с сметаною, на особливой тарелке».
— Есть с собой палка колбасы — значит, можно на врагов войной пойти!
Смысл поста
А теперь давайте поговорим, зачем же нужны пост и воздержание от скоромной пищи. Здесь одновременно и сложно, и просто. Простота заключается в том, что отказаться на время от мяса, молока и яиц можно, главное захотеть. А сложность в том, что духовный смысл человек понимает далеко не сразу. Он не может отказаться от любимой еды, блюда, десерта ради Господа, ради своего спасения и Царства Небесного.
Важно понять, что к скоромной пище можно отнести и любимую еду, напиток, без которого невозможно жить полноценно. Например, вы очень любите кофе, хотя в него не добавляете молоко. Стоит отказаться от него на время поста ради сближения с Богом. А теперь поговорим о смысле поста.
Человек привязан к земным благам, ему тяжело отказаться от того, что ему нравится. Но когда он умрет, его душа освободится от этого мира. Что будет? Она будет постоянно голодна, но не потому, что хочется кусочек мяса или выпить кофе (тела-то нет), будет духовный голод. Такой душе хочется вернуться к радостям земной жизни, а не стремиться к Богу. Но, увы, этого не будет. В итоге такая душа попадет к бесам, которые ее искушали. А пост – это сближение с Богом и отдаление от дьявола.
Выводы и полезные советы ^
В целом, отказ от скоромной пищи тяжело воспринимается только в первые несколько дней. Со временем человек привыкает к такому питанию, к тому же верующие люди знают, что все делают во благо себя и Господа, что придает им дополнительные силы.
По мнению некоторых священников, пост дает человеку духовное и физическое очищение, но во время него важно не только убрать из меню все запрещенные продукты, но и избавиться от греховных негативных мыслей.
Альтернатива постной пище
Нередко современники хотят устроить себе поблажки: покупают сосиски, сою, чипсы со вкусом бекона, мармелад. Что можно сказать по этому поводу? Если вы поститесь, то делайте это как следует. Ведь вам нужно отвыкнуть от любимых ощущений, привычных вкусов. Не нужно искать подмену. Иначе у вас это будет не пост, а обычная игра с названием «найди альтернативу». То же самое касается и тех, кто думает, что постится, а на деле соблюдает диету.
Любые поиски замены, поблажек, причин лучше оставить и не тратить время. Пост должен быть от чистого сердца, свободным выбором. Что значит скоромная пища для постящегося христианина? Как правило, добровольное желание отказаться от любимых блюд ради общения с Богом. Те, кто постился по-настоящему, наверное, заметили, что после трапезы становится легко, радостно, не тянет в сон, остаются силы для молитвы и других полезных дел.
Скоромную пищу нужно учиться заменять, чтобы не вредить своему здоровью
Во внимание также принимается и то, что некоторым людям очень трудно отказаться от любимой и привычной им еды. Но существует очень много постных блюд, которые по вкусу не уступают даже скоромной. Какие же это продукты? Например, это постные кондитерские хлебобулочные изделия. Хлеб чаще всего выпекают без добавления молока. А если, например, в рецепте выпечки есть какие-то животные продукты, то их можно заменить, на другие ингредиенты.
Какие же мучные изделия можно приготовить без скромных продуктов? Это, например, пироги, блины, печенье, различные булочки. При замесе теста, в муку вместо молока добавляют теплую или горячую воду. Существует также рецепты постных блинов, печенья и многого другого. В них также заменяются молочные продукты при изготовлении.
В мучные продукты добавляются ингредиенты, которыми можно заменить скоромную пищу. Именно так питается верующий человек во время поста
Если человек любит сладости, то их можно заменить, на такие скоромные сладости, как мед, халва, повидло, варенье.
Во время поста разрешено употребление рыбы, но только в определенные дни, именно она снимает вопрос о недостатке белка в питании человека. Но как же тогда быть, если она запрещена? Продукты животного происхождения можно заменить, на растительные без ущерба для своего здоровья.
Много белка находится в бобовых продуктах — это горох, фасоль, бобы. Также в настоящее время в продаже можно увидеть соевое молоко. Конечно, не каждому оно пойдет по вкусу, но покупатели у такого товара имеются. Каждый пост не обходиться без грибов. Их можно принимать в пищу не часто, и в небольшом количестве, так как они плохо усваиваются нашим организмом. Также растительным источником белка будут — орехи.
Много полезного и необходимого человеку белка, находится в орехах и бобах. Их можно употреблять человеку во время постов. Фото: 5-nt.ru
Салаты вместо майонеза и сметаны можно заправлять растительным маслом. Также можно добавлять в них лимонный сок.
В каком количестве употреблять
Православная Церковь всегда говорит, что пищу нужно кушать небольшими порциями. Есть такой грех объедения. То есть, когда человек переедает. Как правило, становится тяжело, тянет в сон, хочется перекусить еще. Нередко заканчивается такая трапеза болями в желудке, печеночными коликами. Можно сказать, что человек в таком случае сам себя наказал.
Напротив, поев совсем немножко, можно почувствовать сытость спустя несколько минут после обеда или ужина. И неважно, скоромная пища или постная, но кушать нужно в меру.
Стоит отметить, что изобилие овощных салатов на столе, фруктов и вареного картофеля с грибами – это еще не означает постный стол. Питание должно быть скудным и далеко не разнообразным.
Значение слова скоромный
Примеры употребления слова скоромный в литературе.
Крыков засмеялся, сказал весело: — Как в сказке сказывается про кота Евстафия: кому скоромно, а нам на здоровье, молвил кот Евстафий, постригшись в монахи, да приняв схиму, да съев впридачу мышку.
И не знают они, чудаки, Что, увы, плодоядному люду Очень нравятся и шашлыки, И другие скоромные блюда.
Одни выскакивают, хватают штаны, рубахи, юбки, винтовки и бегут, зажав под мышкой провонялую одежу, и капли жемчужно дрожат на загорелом теле, и, догнав своих, под веселое улюлюканье, гоготанье, скоромные шутки, торопливо вздевают, на шоссе, пропотелое тряпье.
А вот несчастный, скончавшийся скоропостижно в среду после скоромного обеда, наверняка будет вечно жариться в адских недрах.
Старые Теремные обычаи, жаркие скоромные шепоты разных бабок-задворенок она изгнала у себя из дворца.
Чуть свет кривая баба заладила печь тестяные шишки, левашники, перепечи и подовые пироги — постные с горохом, репой, солеными грибами, и скоромные — с зайчатиной, с мясом, с лапшой, Федька Заяц стонал на лавке под тулупом, — не мог владеть ни единым членом.
По Эрисману, скоромная пища наших фабричных содержит жиров 79,3, а постная — 67,4 гр.
Послушай, блудодей-лиходей, блудодей-чародей, блудодей-чудодей, блудодей плодовитый, блудодей знаменитый, блудодей мастеровитый, блудодей взлохмаченный, блудодей истый, блудодей проконопаченный, блудодей шерстистый, блудодей узорчатый, блудодей оштукатуренный, блудодей створчатый, блудодей сборчатый, блудодей зернистый, блудодей отточенный, блудодей с арабесками, блудодей промоченный, блудодей с фресками, блудодей пролощенный, блудодей прожженный, блудодей навощенный, блудодей луженый, блудодей клейменый, блудодей нашпигованный, блудодей фаршированный, блудодей антикварный, блудодей прирожденный, блудодей грешный, блудодей бешеный, блудодей просмоленный, блудодей кафтанный, блудодей непостоянный, блудодей капюшонный, блудодей желанный, блудодей лакированный, блудодей крапчатый, блудодей чернодеревчатый, блудодей краснодеревчатый, блудодей буксовый, блудодей латинский, блудодей пищальный, блудодей арбалетный, блудодей пистолетный, блудодей неистовый, блудодей батистовый, блудодей неуемный, блудодей огромный, б
И грыжа тебя донимат, кровяной напор в тебе нестойкай оттого, что рыло не крестишь, в любое время, в любой день, даже в пасхальный сочельник скоромное лопашь, и не думашь о том, что за этот грех земля тебя не примет.
После ужина матушка велит Маше взять из буфета на кухню людям все скоромное, что осталось, и обмести по полкам гусиным крылышком.
Он был строгим постником и вместе с тем тонким гастрономом: лакомые постные блюда стола его были изысканнее самых роскошных скоромных, так же как монашеские шутки Гэкеболия были острее самых откровенных языческих.
Священники, которых я видел на Амуре, едят в пост скоромное, и, между прочим, про одного из них, в белом шелковом кафтане, мне рассказывали, что он занимается золотым хищничеством, соперничая со своими духовными чадами.
День выпал постный, так что духовным лицам и постникам рыбное подавали, лучше даже скоромного.
Памятуя, что у Валеры в руках было по-прежнему сорок рублей, не больше и не меньше, которых на оплату твоего скоромного заказа едва ли хватало, вернемся к Андрею Битову, только что расставшемуся с последним шансом по-человечески закусить при том, что уменьшить количество авансом выпитой водки уже не представлялось возможным.
Второуездные, сделавши набег, рассыпались по классу, бьют приходчину в лицо, загибают ей салазки, делают смази, рассыпают постные и скоромные, швычки и подзатыльники.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Как готовиться к постничеству
Люди спрашивают часто у священников, верующих: «Какая она: скоромная пища без мяса? Что это такое?». Давайте подробнее рассмотрим этот момент.
Существует мясопустная неделя перед Великим постом: можно кушать все, кроме мясных продуктов. А когда наступает пост, то нельзя есть и остальное.
Пусть на вашем столе будет картофель отварной, рис или гречка, пшенная или гекрулесовая каша на воде. Утром можно попить чай/сок, лаваш или постную булочку.
На обед подойдет грибной суп, например, или на овощном бульоне. На второе можно выпить компот, съесть орехи или сухофрукты.
Различные салаты, морковь по-корейски, соленые огурцы, квашеная капуста, зелень – все это станет источником витаминов, жизненных сил, укрепления иммунитета.
К сожалению, современные агрофирмы добавляют нитраты в овощи и фрукты, обрабатывают зелень, чтобы долго хранилась. Покупайте все продукты лучше у проверенных продавцов.
Что такое пост
Духовную жизнь православного христианина невозможно представить без поста. Некоторые люди воспринимают его только как ограничение в рационе. Но это только внешняя сторона.
Смысл и значение
Смысл поста — отказ от удовольствий, борьба со страстями и грехами. Это время для усиленной молитвы. Чтение Евангелия, православной духовной литературы, посещение церковных служб — важные составляющие постных дней.
Как часто человек погрязает в суете. Мечты, бытовые проблемы захватывают его. Он бежит в круговороте дел, событий, не в силах остановиться. Времени ни на что не хватает.
Когда наступает пост, нужно отринуть все ненужное и напускное. Остановиться и подумать: «Что является главным для по-настоящему верующего человека?». Ответ на этот вопрос — жизнь во Христе.
Без духовной составляющей ограничение в питании становится обычной диетой.
Сроки и продолжительность
Не у всех постов есть устойчивые календарные даты.
Всего в году четыре многодневных поста:
Также установлены однодневные постные дни.
По средам и пятницам в течение года верующим необходимо отказываться от скоромной еды. В среду произошло предательство Христа, в пятницу Он принял крестные страдания. В память об этих скорбных днях верующие постятся.