Что означает скоромная пища в православии

Что означает скоромная пища в православии

Что означает скоромная пища в православии

Что означает скоромная пища в православии

Для православных верующих началась ответственная, напряженная и одновременно чистая и радостная пора духовной и церковной жизни, пора физического очищения и приготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению.

Великий пост в 2020 году длится семь недель (с 2 марта по 18 апреля), предваряя собой светлый праздник Пасхи.

По пищевым ограничениям постные дни делятся на несколько «степеней строгости»

«Сухоядение» – употребление холодной, не прошедшей термическую обработку пищи без добавления растительного масла. Разрешены хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты, орехи.

«Варение без елея» или горячая пища, приготовленная без добавления масла, – разрешена термическая обработка в процессе приготовления блюд (варение, тушение, запекание, приготовление на пару).

«Разрешение на вино и елей» разрешено добавление в пищу растительного масла, так же, допускается, и даже рекомендуется употребление виноградного вина в минимальных количествах.

В первую и последнюю (Страстную) неделю поста предписываются наиболее строгие ограничения.

Важно понимать, что в современных реалиях нет возможности формально установить единый канон поста, одинаково приемлемый для монашествующих, духовенства и мирян, для здоровых и болеющих, детей и пожилых людей. В правилах поста Православной Церкви указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их непреложным законом, не допускающим исключений.

К посту, как и к любой деятельности, направленной на самосовершенствование, следует подходить разумно и поэтапно. Начиная занятия спортом, мы не ждем от себя результатов, являющихся обычными для профессиональных спортсменов. Никто в трезвом уме не подступится к штанге в 100 кг, если до этого поднимал только 30. Если же рискнет, то без сомнения не только не достигнет результата, но и подорвет здоровье. А если заниматься регулярно, постепенно увеличивая нагрузку, через несколько лет сможет без труда одолеть недоступный в начале вес.

Кроме того, есть заболевания, при которых соблюдение пищевых ограничений поста прямо противопоказано, это : язвенная болезнь кишечника, гастрит; обострение других заболеваний желудочно-кишечного тракта; сахарный диабет; холецистит; панкреатит; перенесенное в недавнем прошлом оперативное вмешательство, инфекционные заболевание или обострение любых хронических заболеваний, онкологические заболевания.

Советы постящимся.

Употребляйте достаточное количество белковой пищи. Ежедневно ешьте продукты, с высоким содержанием растительного белка (гречневая крупа, бобовые, киноа, тофу, маш).

Употребляйте достаточное количество растительного жира, источником которого могут служить растительные масла: подсолнечное, оливковое, миндальное, тыквенное, льняное (4 чайных ложки за день), и/ или орехи (грецкие, миндальные, фундук).

Употребляйте рыбу в те дни, когда это разрешено, но не более 300-350 г. в день.

Употребляйте достаточное количество растительной клетчатки. Отдавайте предпочтение продуктам из цельного зерна, добавляйте отруби (овсяные, ржаные) в супы, каши.

Ежедневно ешьте фрукты :яблоки, груши, цитрусовые (до 500 грамм в день). Несколько раз в неделю допустимы бананы, виноград. Свежие фрукты могут быть заменены сухофруктами (до 200 грамм в день).

Ежедневно ешьте овощи (не менее 500 грамм в сутки). Помните, что овощи- это не только картофель, морковь и капуста, но, и брокколи, тыква, цветная капуста, бамия, различные свежезамороженные овощные смеси.

Ограничьте употребление рафинированных, «быстрых» углеводов (сахар, сладости, сухофрукты, макаронные изделия, картофель). Из сладостей отдавайте предпочтение сухофруктам, меду.

Компенсируйте потребность в углеводах за счет употребления продуктов, содержащих нерафинированные, «медленные» углеводы (крупы, овощи).

Источник

Мясная пища в христианстве

Оглав­ле­ние

«Пища долж­на укреп­лять тело,
а не вызы­вать болезнь
»

Бес­спор­но то, что для мла­ден­ца голос мате­ри важ­нее даже само­го звон­ко­го голо­са рас­кра­си­вой погре­муш­ки. Так и мы, в поис­ках отве­та на наши вопро­сы, минуя неглу­бо­кие полу­прав­ды, будем при­па­дать сво­им мла­ден­че­ским серд­цем к само­му род­но­му и близ­ко­му нам роди­тель­ско­му Божи­е­му голосу.

Три­еди­ный Гос­подь поста­вил Цер­ковь на зем­ле и, освя­тив Её лич­ным при­сут­стви­ем, сохра­ня­ет и направ­ля­ет Её Сво­ей без­гра­нич­ной любовью.

Пра­во­сла­вие – это гор­ная тро­па, вос­хо­дя­щая над про­па­стью в Небес­ный Иеру­са­лим. По тро­пе этой сле­до­вать мож­но толь­ко твёр­дым шагом, на двух ногах – дву­мя запо­ве­дя­ми: любо­вью к Богу и любо­вью к ближ­не­му. Сту­пе­ни же, от кото­рых оттал­ки­ва­ют­ся эти ноги есть Свя­щен­ное Пре­да­ние и Свя­щен­ное Писа­ние, где нема­ло вни­ма­ния уде­ле­но тому, что мы вкушаем.

Когда мы гово­рим о мясе, то это может озна­чать следующее:

Понят­но, что мы будем обсуж­дать отно­ше­ние Пра­во­сла­вия к живот­но­му мясу. Такое мясо делит­ся обыч­но на говя­ди­ну, сви­ни­ну, бара­ни­ну, кони­ну, куря­ти­ну и др.

^ Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, что­бы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию, выше кото­ро­го Свя­тая Цер­ковь нико­гда не превозносится.

В кни­ге Бытия ( Быт.1:29 ) напи­са­но, что Гос­подь дает нам “вся­кую тра­ву, сею­щую семя, какая есть на всей зем­ле, и вся­кое дере­во, у кото­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий семя”, и гово­рит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для пер­вых людей отчет­ли­во ска­за­но, что толь­ко рас­ти­тель­ная пища пред­на­зна­че­на для человека.

Одна­ко, после все­мир­но­го пото­па, когда восемь чело­век вышли из ков­че­га на голую зем­лю, несо­мне­нен тот факт, что такая бес­плод­ная поч­ва не мог­ла накор­мить их ещё дол­гое вре­мя. Тогда Гос­подь и раз­ре­шил им вку­ше­ние мяса. То есть Сам Все­дер­жи­тель, Тво­рец всей все­лен­ной, бла­го­слов­ля­ет вку­ше­ние мяс­ной пищи по сло­жив­шим­ся обсто­я­тель­ствам. Но и тут Он не гово­рит: “раз­ре­шаю вам на вре­мя”. Он про­сто благословил.

«Оши­ба­ет­ся тот, кто считает,
что пост лишь в воз­дер­жа­нии от пищи.
Истин­ный пост есть уда­ле­ние от зла…
»

^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Неко­то­рые люди оши­боч­но счи­та­ют, что пол­ное воз­дер­жа­ние от мяс­ной пищи при­ве­дёт чело­ве­че­ство к выс­шей нрав­ствен­ной точ­ке сво­е­го раз­ви­тия и, как след­ствие это­го, мир будет спа­сен. Одна­ко, стра­ни­цы Свя­щен­но­го Писа­ния гово­рят, что такой закон не рабо­та­ет. Гос­подь уни­что­жил пото­пом всё веге­те­ри­ан­ское насе­ле­ние зем­ли. Да-да, до Ноя всё чело­ве­че­ство пита­лось толь­ко лишь рас­ти­тель­ной пищей и, несмот­ря на это, всё рав­но на зем­ле воца­ри­лось пол­ное рас­тле­ние нра­вов, рас­тле­ние такой низо­сти, что Гос­по­ду при­шлось пой­ти на такой реши­тель­ный край­ний шаг.

«Бере­гись изме­рять пост простым
воз­дер­жа­ни­ем от пищи.
Те, кто воз­дер­жи­ва­ет­ся от пищи,
а ведет себя неподобающе,
упо­доб­ля­ют­ся дьяволу,
кото­рый хотя ниче­го не ест,
одна­ко ж не пере­ста­ет гре­шит
ь».

^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важ­ная ого­вор­ка, кото­рую сде­лал Гос­подь при бла­го­сло­ве­нии мяс­ной пищи. Он раз­де­лил всех живот­ных на чистых и нечи­стых (Вет­хий Завет).

Так­же к нечи­стой пище отно­сит­ся идо­ло­жерт­вен­ное мясо, то есть туша, остав­ша­я­ся от живот­но­го, после при­не­се­ния его в жерт­ву идолу.

Вопрос чита­те­ля: «Помо­ги­те раз­ре­шить спор внут­ри нашей семьи! Наша тётя гово­рит, что у пра­во­слав­но­го чело­ве­ка долж­но быть мно­го запре­тов каса­тель­но еды и эти запре­ты не долж­ны огра­ни­чи­вать­ся толь­ко постом. Она гово­рит, что пра­во­слав­ный чело­век дол­жен гото­вить мяс­ную пищу толь­ко по празд­ни­кам, а пищу дру­гих наро­дов, узбек­скую, япон­скую, корей­скую, татар­скую, нам нель­зя. А моя мама ей отве­ча­ет, что, помо­лив­шись, мож­но вку­шать любую пищу. Кто же прав?

В этом спо­ре инте­рес­но то, что здесь при опре­де­лён­ных усло­ви­ях ока­зать­ся пра­вы­ми могут обе жен­щи­ны. Всё зави­сит отто­го, куда направ­лен духов­ный взгляд каж­дой из них. «Ста­рай­тесь не о пище тлен­ной, но о пище, пре­бы­ва­ю­щей в жизнь веч­ную», гово­рит апо­стол Иоанн. И если эти жен­щи­ны смот­рят имен­но так на ту еду, как на под­креп­ле­ние сил для осво­е­ния пищи духов­ной, то это попро­сту раз­го­вор двух анге­лов, при­зы­ва­ю­щих друг дру­га всту­пить на радость сво­е­го пути.

Для пер­вой, види­мо, воз­дер­жа­ние необ­хо­ди­мо от опа­се­ния поте­рять даро­ван­ное ей неко­гда дра­го­цен­ней­шее чув­ство Бога. Пыта­ясь его сбе­речь, она неуме­ло, воз­мож­но, пере­жи­ва­ет за всех сво­их близ­ких, кото­рые, по ее взгля­ду, это чув­ство не берегут.

А для вто­рой – вполне воз­мож­но, что на духов­ной высо­те её серд­ца пища нуж­на лишь для того, что­бы хотя бы ещё один день созер­цать све­то­ткан­ное лицо Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Так неко­гда Сам Гос­подь по голод­ной чело­ве­че­ской необ­хо­ди­мо­сти бла­го­слов­ля­ет апо­сто­лу вку­ше­ние нечи­стой пищи во вре­мя его молит­вен­но­го дела­ния ( Деян.10:9–15 ).

Пер­во­му типу людей для спо­кой­ствия их сове­сти необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, что’ по вет­хо­за­вет­ным зако­нам раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять хри­сти­а­ни­ну, а что нет. Это так­же полез­но и для людей, неча­ян­но свер­нув­ших с бого­спа­са­е­мо­го пути для покло­не­ния сво­е­му живо­ту или самой пище, о кото­рых, как гово­рит апо­стол Павел, «напи­са­но: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точ­нее, поправ­ля­ет Лопу­хин «пля­сать», то есть блудодействовать.

«Воз­об­ла­дай над чревом,
пока чре­во не воз­об­ла­да­ло над тобой
».
Свт. Васи­лий Великий.

В про­дол­же­ние вопро­са от наше­го чита­те­ля давай­те корот­ко опре­де­лим­ся в раз­ли­чи­ях пище­вых огра­ни­че­ний пра­во­слав­но­го чело­ве­ка и пред­ста­ви­те­лей дру­гих рели­гий, близ­ких и неблиз­ких нам по отно­ше­нию к Свя­щен­но­му Писа­нию Вет­хо­го Заве­та. Для это­го необ­хо­ди­мо корот­ко упо­мя­нуть о наших общих запре­ща­ю­щих поня­ти­ях в обла­сти питания.

^ Исламская пища – разрешается условно

«Халяль» – это поня­тие раз­ре­шен­но­го и доз­во­лен­но­го в исла­ме. Про­ти­во­по­лож­ное по смыс­лу поня­тие – это «харам». Обыч­но, эти­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ют допу­сти­мую и недо­пу­сти­мую пищу.

К харам­ной у мусуль­ман относиться:

*Мусуль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся есть мясо, которое
было при­го­тов­ле­но толь­ко «людь­ми Писания».
К ним отно­сят­ся хри­сти­ане, иудеи и сами мусульмане.

^ Иудейская пища – разрешается

«Каш­рут» – это свод иудей­ских зако­нов о запре­тах в обла­сти потреб­ля­е­мой пищи. Пища по этим зако­нам может быть кошер­ной и неко­шер­ной или при­год­ной и непри­год­ной для потребления.

*«Духов­ная чув­стви­тель­ность человека,
упо­треб­ля­ю­ще­го неко­шер­ные продукты,
пони­жа­ет­ся, его серд­це «закры­ва­ет­ся»
для вос­при­я­тия духов­ных идей
».
Иудей­ская мудрость.

Раз­ли­чие чистых и нечи­стых живот­ных и запре­ще­ние в Вет­хом Заве­те упо­треб­лять нечи­стых живот­ных в пищу име­ло спе­ци­аль­ное и вре­мен­ное зна­че­ние: научить евре­ев чисто­те жиз­ни и серд­ца, и было внеш­ним сред­ством отли­чия и отде­ле­ния евре­ев от дру­гих наро­дов. С при­ше­стви­ем Мес­сии такое отде­ле­ние сде­ла­лось излиш­ним: все наро­ды, при­няв­шие Еван­ге­лие, освя­ще­ны и очи­ще­ны кро­вию Хри­ста; посе­му в цар­стве бла­го­да­ти нест Еллин ни Иудей, обре­за­ние и необ­ре­за­ние, но вся­че­ская и во всех Хри­стос ( Кол. 3:11 ).

«Мясо мож­но есть толь­ко то, кото­рое заколото,
а не уби­то элек­три­че­ским током или задушено.
Опре­де­лить это мож­но по цвету:

свет­лое мясо – с выпу­щен­ной кровью;
тём­ное мясо – с невы­пу­щен­ной (мерт­ве­чи­на);

^ Вьетнамская пища – не рекомендуется

Хри­сти­а­нам луч­ше бы вооб­ще создать
свои ско­то­бой­ни и магазины,
где заве­до­мо продавалось
бы риту­аль­но чистое мясо..
.».
Свя­щен­ник Олег Сте­ня­ев

^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В кни­ге Бытия мы чита­ем настав­ле­ние Божие: «толь­ко пло­ти с душею ее, с кро­вью ее, не ешь­те» ( Быт.9:4 ). Эти настав­ле­ния Все­дер­жи­тель дела­ет для Ноя и его семьи после пото­па. То есть, бла­го­слав­ля­ет есть плоть, но запре­ща­ет есть душу. По сло­ву Божи­е­му, кровь соеди­не­на с душою того, кого окорм­ля­ет: «душа тела в кро­ви, и Я назна­чил ее вам для жерт­вен­ни­ка, что­бы очи­щать души ваши, ибо кровь сия душу очи­ща­ет» ( Лев 17:10 ). Сло­во “душа” в дан­ном слу­чае обо­зна­ча­ет жизнь. Здесь Гос­подь гово­рит о том, что вся­кая кровь долж­на быть исполь­зо­ва­на либо для жерт­во­при­но­ше­ния Ему, либо про­ли­та на зем­лю. Отсю­да древ­няя тра­ди­ция у «людей Писа­ния», то есть у иуде­ев, мусуль­ман и хри­сти­ан, выпус­кать кровь у живот­но­го перед потреб­ле­ни­ем его мяса в пищу.

А далее, в кни­ге Левит мы нахо­дим резуль­тат отступ­ле­ния от этой запо­ве­ди: «обра­щу лице Мое на душу того и истреб­лю ее из наро­да ее» ( Лев.17:11 ), гово­рит Гос­подь. Люди Вет­хо­го Заве­та рев­ност­но испол­ня­ли обря­до­вые пра­ви­ла. Собо­ром апо­сто­лов, кото­рый состо­ял­ся око­ло 50 года в Иеру­са­ли­ме, было утвер­жде­но поло­же­ние, по кото­ро­му на хри­сти­ан из языч­ни­ков непо­силь­ные иудей­ские пра­ви­ла не накла­ды­ва­лись. В то же вре­мя было ука­за­но о необ­хо­ди­мо­сти воз­дер­жа­ния от удав­ле­ни­ны и кро­ви ( Деян.15:20 ). Подроб­нее в раз­де­ле “Кровь”.

Гема­то­ген хоть и является
про­из­вод­ным кро­ви круп­но­го рога­то­го скота,
одна­ко, при­ём его в лечеб­ных целях
воз­бра­нять­ся не может
».

^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В ука­за­ни­ях на то, что «кровь сия душу очи­ща­ет», гово­рит­ся об окроп­ле­нии Божи­его жерт­вен­ни­ка в каче­стве зало­га за соде­ян­ный грех (подроб­но в кни­ге Левит).

Этот кро­ва­вый акт при поверх­ност­ном взгля­де на исто­рию Свя­щен­но­го Писа­ния кажет­ся бес­смыс­лен­ным и жесто­ким. Одна­ко, всё оста­ёт­ся труд­но­объ­яс­ни­мым до тех пор, пока на свет ни появ­ля­ет­ся Гос­подь Иисус Хри­стос. Спа­си­тель Сам стал «тель­цом» для жерт­вен­ни­ка и окро­пил Кро­вью Сво­ею Жерт­вен­ник-Крест, что­бы раз и навсе­гда очи­стить души наши от про­па­сти бого­от­чуж­дён­но­сти. Это Божие ука­за­ние есть про­об­раз Вели­кой буду­щей Жерт­вы за наши гре­хи. «Хри­стос со Сво­ею Кро­вию, одна­жды вошел во свя­ти­ли­ще и при­об­рел веч­ное искуп­ле­ние» ( Евр.9:11,12 ), гово­рит апо­стол Павел в пись­ме к иудеям.

Вот так Бого­че­ло­век при­ми­рил чело­ве­ка через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вку­ше­ние Кро­ви и Пло­ти Божи­ей, шагом минуя непре­одо­ли­мую про­пасть, ста­но­вим­ся при­част­ны­ми Цар­ству Небесному.

^ Почему установлены запреты на пищу?

В Апо­столь­ских пра­ви­лах есть осо­бые ука­за­ния на отно­ше­ние хри­сти­ан к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там. Там ска­за­но: «Кни­ги же яко подо­ба­ет почи­та­ти Вет­хо­го и Ново­го Заве­та суть». Поэто­му Пра­во­слав­ная Цер­ковь ана­фе­мат­ство­ва­ла, то есть отлу­чи­ла от Себя, всех тех, кто усо­мнил­ся в свя­то­сти и бого­дух­но­вен­но­сти книг Вет­хо­го и Ново­го Заветов.

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский назы­вал оба Заве­та «чаша­ми пре­муд­ро­сти» в наших руках, пото­му что, гово­рил он, из «обе­их пье­те Хри­ста».

Дого­вор Бога с людьми

Сло­во «завет» озна­ча­ет дого­вор. Под «Вет­хим Заве­том» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дого­вор с древни­ми пра­вед­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми, то есть отца­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми наро­дов зем­ли, – Ноем, Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом. Их мож­но пред­ста­вить дра­го­цен­ны­ми семе­на­ми, упав­ши­ми сея­те­лю в руку в пери­од все­мир­ной засу­хи. Цель Гос­по­да – убе­речь от болез­ней и смер­ти жизнь в этих семе­нах, то есть сохра­нить чисто­ту веры и рода, в кото­ром дол­жен появить­ся на свет Хри­стос, Спа­си­тель мира. Поэто­му Он выдви­га­ет стро­гие тре­бо­ва­ния в вере, пре­дан­но­сти и послу­ша­нии. Вза­мен же даёт Своё бла­го­сло­ве­ние и обе­ща­ет даро­вать спа­се­ние наро­ду Божиему.

Забо­та Все­выш­ня­го о людях Сво­их заклю­ча­лась в Его запо­ве­дях, неко­то­ры­ми из кото­рых были запо­ве­ди о вни­ма­тель­ном отно­ше­нии к пище. Одна­ко, необ­хо­ди­мо пони­мать, что теперь, когда Хри­стос уже родил­ся, жил меж­ду нами, был рас­пят, вос­крес и вос­се­да­ет одес­ную Бога Отца, это вет­хо­за­вет­ный дого­вор, стро­гий по понят­ным уже при­чи­нам, при­ве­ден в испол­не­ние. А ныне для нас тянет­ся вре­мя Ново­го Заве­та, дого­во­ра меж­ду все­му людь­ми без выде­ле­ний и раз­гра­ни­че­ний, дого­во­ра «пока­я­ния-про­ще­ния», глав­ным кри­те­ри­ем кото­ро­го явля­ет­ся наша лич­ная совесть.

^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?

Из чего исхо­дил Гос­подь, уста­нав­ли­вая такие раз­де­ле­ния, ска­зать труд­но. Быть может, здесь отра­жа­ют­ся некие сани­тар­ные сооб­ра­же­ния, но ско­рее все­го то, о чём зна­ет толь­ко Бог, а мы можем толь­ко дога­ды­вать­ся. Одно ясно, если запо­ведь – это тро­па, то нару­ше­ние запо­ве­ди – это боло­то в сто­роне от неё, – мож­но завяз­нуть и нико­гда не выбрать­ся. Так, неви­ди­мые гра­ни­цы этой спа­си­тель­ной тро­пы – Божи­его «дого­во­ра», ныне при­шед­ше­го в испол­не­ние – инер­ци­он­но, подоб­но рас­кру­чен­но­му вело­си­пед­но­му коле­су, тянут­ся и до наше­го вре­ме­ни. Так, к при­ме­ру, апо­стол Лука реко­мен­ду­ет «воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­но­го и кро­ви, и удав­ле­ни­ны, и блу­да», но тут же ста­вит на этом гру­бом пье­де­ста­ле запо­ведь новой высо­ты, Ново­го Заве­та, запо­ведь суда соб­ствен­ной сове­сти: «не делать дру­гим того, чего себе не хоти­те» ( Деян.15:29 ).

А апо­стол Павел, под­твер­ждая отме­ну Хри­стом необ­хо­ди­мо­сти вет­хо­за­вет­но­го зако­на, гово­рит, что закон этот не может «сде­лать в сове­сти совер­шен­ным» испол­ня­ю­ще­го его, ибо дохо­дит толь­ко «до пло­ти». Эти запо­ве­ди были уста­нов­ле­ны, гово­рит он «толь­ко до вре­ме­ни исправ­ле­ния». Толь­ко Хри­стос, пишет апо­стол Павел, «Кото­рый Духом Свя­тым при­нес Себя непо­роч­но­го Богу, очи­стит совесть нашу от мерт­вых дел, для слу­же­ния Богу живо­му и истин­но­му!» ( Евр. 9, 9–14 ).

О бла­го­сло­ве­нии на нару­ше­ние по необ­хо­ди­мо­сти этой запо­ве­ди гово­рит и апо­стол Пётр. Ему было виде­ние, в кото­ром к нему во вре­мя голо­да и молит­вы спу­стил­ся с отвер­сто­го неба «неко­то­рый сосуд, как бы боль­шое полот­но, при­вя­зан­ное за четы­ре угла и опус­ка­е­мое на зем­лю». В этом полотне нахо­ди­лись «вся­кие чет­ве­ро­но­гие зем­ные, зве­ри, пре­смы­ка­ю­щи­е­ся и пти­цы небес­ные». Гос­подь при­звал Пет­ра поесть, одна­ко Петр, испу­га­ва­шись, отве­тил, что он «нико­гда не ел ниче­го сквер­но­го или нечи­сто­го». И Гос­подь отве­тил ему: «что Бог очи­стил, того ты не почи­тай нечи­стым» ( Деян. 10, 9–15 ).

Так, на «Апо­столь­ском» собо­ре было при­ня­то и огра­ни­чить эту запо­ведь поста­нов­ле­ни­ем воз­дер­жи­вать­ся от кро­ви, удав­ле­ни­ны и идо­ло­жерт­вен­но­го мяса ( Деян. 9:12 ), то есть при­но­си­мо­го на покло­не­ние идо­лам. Но всё же, на высо­те сво­ей бого­лю­би­во­го серд­ца апо­стол Павел раз­ре­ша­ет вку­ше­ние все­го, «что про­да­ёт­ся на тор­гу, без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» хри­сти­ан­ско­го серд­ца. При этом он нахо­дит­ся уже на такой высо­те, что лич­ность его рас­тво­ря­ет­ся в подви­ге бес­ко­неч­ной люб­ви. «Для сла­бых я был слаб, что­бы при­об­ре­сти сла­бых, для всех я стал всем, что­бы спа­сти, кого мож­но» ( 1 Кор.9:22 ), гово­рит хри­сто­по­доб­ный апо­стол Павел.

Для той люб­ви, кото­рой любил апо­стол Павел, нет ника­ко­го огра­ни­че­ния, ниче­го чисто­го и нечи­сто­го, ника­ко­го зако­на, ибо он стал выше зако­на. Так и для нас закон этот нужет толь­ко с целью при­об­ре­те­ния такой без­гра­нич­ной и жерт­вен­ной люб­ви к Гос­по­ду и ближ­не­му сво­е­му. Нам, кто всё ещё страст­ные жела­ния чре­ва сво­е­го пута­ет с жиз­нен­но­не­об­хо­ди­мой истиной.

Автор: Диа­кон Вла­ди­мир Рождественский,
физио­те­ра­певт НИДОИ им. Г.И. Турнера

Источник

Что такое скоромная пища, список продуктов и их постные аналоги, сроки православных постов

Что относится к скоромной пище

Каждый православный верующий знает, что в пост нельзя кушать любое мясо, пить молоко и молочные продукты, употреблять яйца в любом виде. Казалось бы, можно один день или несколько потерпеть, не есть курицу или говядину. Ни для кого не секрет, что современные мясокомбинаты сосиски, колбасы делают чаще всего из сои и других продуктов, которые мало относятся к настоящему мясу. Значит, сосиски – не скоромная пища? С одной стороны – да, с другой – нет. Позже мы попытаемся понять, почему.

Если в выпечку кроме воды, муки и подсолнечного масла добавляются яйца, молоко, кефир, простокваша, то можно смело ответить, что она скоромная. В пост ее не употребляют.

Что означает скоромная пища в православии

То же самое касается шоколада, например. Как правило, в него добавляют пусть и сухое, но молоко. Различные печенья, белый хлеб – это все скоромные продукты.

Скоромные продукты

Скоромная еда составляет значительную часть рациона многих людей. Сама по себе она не является «плохой» для верующих, если употребляется в предписанное церковным уставом время.

Список

При соблюдении поста важно знать, какие именно продукты относятся к скоромным. Это поможет точно следовать церковному Уставу.

К скоромным продуктам относятся:

Рыбу в определенные дни есть позволяется, исключение составляют Великий и Успенский посты. Но и в них в православные праздники, не выпадающие на среду и пятницу, дается послабление.

Что означает скоромная пища в православии

Когда и сколько можно есть

По православной традиции скоромную еду можно принимать в пищу в любое время, кроме дней постов.

С точки зрения здоровья, в разрешенные Церковью дни не рекомендуется есть много продуктов животного происхождения, так как они являются «тяжелой» для желудка пищей. Особенно внимательно нужно относиться к своему рациону после окончания постного времени. Нельзя объедаться скоромной едой в первый же день: лучше вводить ее в меню понемногу.

Что означает скоромная пища в православии

Что же тогда кушать

Нередко, особенно с началом Великого поста, люди начинают вместо молитвы суету, они ищут те продукты, которые можно употреблять во время трапезы. Это неправильный подход. Лучше заранее составить меню, посмотреть, что можно кушать, а что нет, чтобы в пост не думать о еде, а усердно молиться, проводить время в покаянии, ходить спокойно на службы в храм. Что означает скоромная пища и как не перепутать?

Давайте начнем с хлеба. Он на столе присутствует у каждого христианина. Хлеб благословил Сам Господь. Если вас смущает батон «Нарезной» или хлеб «Бородинский», например, то можно купить лаваш армянский: в его составе только вода, мука, дрожжи и соль. Нет ни грамма молока.

Каким продуктом считается алкоголь?

Можно ли считать алкоголь постным продуктом? Давайте попытаемся разобраться. Так уж сложилось исторически, что на Руси сформировалась настоящая культура питья. А потому большинство любителей, с целью промочить горло ищут всевозможные уловки, чтобы выпить вина на праздник или по воскресеньям.

Но на самом деле для каждого русского человека отказ от алкоголя окажется более серьезной жертвой, нежели отказ от употребления в пищу рыбы. Именно по этой причине нельзя назвать вино и прочий алкоголь постным продуктом, все это — скоромная еда.

Так что, принимая во внимание национальную любовь к алкоголю, то отказаться во время Великого поста придется именно от вина.

Что пить

Разумеется, молочные продукты в пост пить нельзя, какие именно:

Нельзя и в кофе или чай добавлять молоко. А сами эти напитки пить можно, но не в больших количествах.

Скоромная пища: коктейли, вино, пиво, газированные напитки, например, «Фанта», «Дюшес» и так далее. Помните, что во время поста нельзя пить ни водку, ни вино. В идеале должны быть только вода, сок, морс, компот.

Почему же нельзя спиртное, ведь оно не молочное, не из яиц или мяса? Дело здесь не в физической пище, а духовной. Выпив спиртное, человек расслабляется, хуже всего – теряет рассудок. А пьянство – тяжелый грех. В целях расслабления или расширения сосудов в пост такие вещи употреблять не стоит. Как это объясняют святые отцы: искушение и грех.

Мясоедение на Руси: Журавлей — можно, медведей — нельзя

Что означает скоромная пища в православии

Более или менее подробные описания блюд русской кухни появились только в эпоху правления Ивана Грозного. До этого времени сведения о том, как и что именно ели на Руси, редко встречались в письменных источниках. Однако кое-какие сведения все-таки есть. Так, в «Повести временных лет», одном из самых ранних древнерусских летописных сводов, написанном в начале XII века, упоминаются популярные блюда жителей средней полосы: квас, мед, хлеб, кисель, говядина и дичь.

А вот сведения из неожиданных источников — «Русской правды», юридического документа XI — XII веков. В ней рассказывается о том, за что наказывали людей в те времена. К серьезным преступлениям относилась кража животных и птиц: как домашних коров, коз или свиней, так и диких уток, гусей, и даже экзотических журавлей и лебедей. Получается, мясо всех этих животных в древности употребляли в пищу! Были и запреты на мясную пищу: так, в уставе князя Ярослава Мудрого было прописано, что нельзя есть конину или медвежатину.

В книге «История еды и традиции питания народов мира» рассказывается также, что «Русская правда» предписывала местному населению выдавать княжеским «чиновникам» на неделю: 7 ведер солоду (в данном случае речь идет о напитке вроде пива), барана или полтуши мяса (т. е. говядины), хлеба и пшена, сколько сможет съесть, три сыра, кур по две на день, в пост — рыбу».

Древнерусская культура питания до XV века оставалась практически неизменной: ее основу составляли злаковые культуры, а вот мясо ели редко: крестьяне — говядину и свинину, домашнюю птицу, знатные люди употребляли в пищу также и дичь (насчет которой у крестьян существовало множество суеверий).

Первым серьезным гастрономическим источником можно назвать «Домострой», опубликованный в 1841 году. В нем описывается, как ели мясо различные слои населения. Богатым «домовитым людям» в книге рекомендовалось покупать мясо летом: допустим, «купить баранчика и дома освежевать, а бараний потрох — добавка к столу, утешение тоже. У жены хозяйственной и у хорошего повара замыслов много: из грудинки сварить отвар, почки — начинить, лопатки — прожарить, ножки яичками начинить, печень изрубить с лучком и, пленкою обернув, на сковороде изжарить». Тем же, у кого денег было меньше, мясо рекомендовали покупать зимой: «Мужу и жене, у которых ни поместья, ни пашни, ни деревень, ни вотчины нет, хлеб и всякое жито купить зимой на возах, а также и мясо мороженое, и рыбу всякую, свежую или иную, осетрину копченую или в бочках на целый год, и семжину, икру сиговую и черную, и свежий мед, и рыбу, которую летом выловили, и капусту, — и все то в сосудах на зиму льдом заложить, а запасы напитков поглубже, лубом покрыв, засыпать. Летом они понадобились — все свежо и готово».

Русские кулинарные традиции неразрывно связаны с православной культурой. Относится это и к мясоедению. На каждый год приходится около двухсот постных дней — время, когда есть скоромную пищу нельзя.

Самым строгим является Великий пост перед Пасхой (в 2021 году с 11 марта по 27 апреля) — он посвящен времени, которое Иисус Христос провел в пустыне без пищи и воды. Во время поста, который продолжается 48 дней, горячую пищу без масла можно употреблять только по четвергам, с растительным маслом — в воскресенье. Все остальное время нужно посвятить сухоядению: есть только хлеб, фрукты и овощи, запивая их компотом или водой, а в Чистый понедельник — не есть ничего вообще. Небольшие послабления в еде разрешаются в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье — в эти дни православным можно есть рыбу.

Скоромную пищу также нельзя есть в Петровский пост, установленный в честь Святых апостолов (24 июня — 11 июля), Успенский пост (14 — 27 августа), которым церковь призывает православных к подражанию Богоматери, Рождественский пост (28 ноября — 6 января), который служит 40-дневным подготовлением к празднованию Рождества Христова, а также однодневные посты, постные среды и пятницы.

Что такое скоромная пища?

Это еда, которая православным христианам разрешена в мясоед, то есть время между постами. К скоромным относятся продукты, содержащие мясо теплокровных животных — млекопитающих и птиц, а также субпродукты, животный жир, яйца, молочные продукты и сливочное масло.

Между постами мясо есть можно — это время называется мясоедом. Всего их четыре. Весенний — между Великим и Петровским постами, летний (между Петровским и Успенским постами, осенний (между Успенским и Рождественским и самый любимый мясоед — зимний.

На Руси этот мясоед ценили не только за то, что он самый длинный — от Рождества до Прощеного воскресенья (в этом году приходится на 10 марта). Дело в том, что еще полтора века назад зимний мясоед был, пожалуй, единственным периодом, когда крестьяне могли от души наесться мяса. Весной и летом скотину, как правило, не забивали. Люди же употребляли в пищу (когда это было разрешено) молоко, масло, яйца и рыбу. Осенью температура воздуха бывала еще недостаточно низкой, мясо могло испортиться, поэтому за заготовки деревенские хозяйки принимались только с наступлением морозов: вялили и солили мясо, делали тушенку, варили окорока.

Во время Святок — с 7 по 17 января — мясо, птицу и потроха можно было есть каждый день, а весь остальной мясоед даже постные среды и пятницы были нестрогими, рыбными. Из рыбы же в Масленичную неделю готовили вкуснейшую начинку для блинов. Именно поэтому зимний мясоед на Руси всегда считался самым счастливым — в это время чаще всего ходили друг к другу в гости, засылали сватов и играли свадьбы.

Традиционный рецепт русской кухни

Тульский помещик Василий Алексеевич Левшин был разносторонним человеком. За всю жизнь он издал более 250 литературных трудов, среди которых были как книги по экономике и истории Тульского края, так и сборники сказок, и комические оперы. Кроме того, в 1816 году Левшин издал первую кулинарную книгу национальной русской кухни: «Наставление о приготовлении всякого рода настоящих русских кушаньев и о заготовлении впрок разных припасов». Он разделил ее на две части: «Стол в мясоед» и «Стол в пост». В рецептах Левшин не указывал соотношение ингредиентов, что, с одной стороны, усложняло кулинарам задачу, а с другой — давало им простор для творчества. Вот один из рецептов книги «Русская поварня».

«Студень (холодец) говяжья с чесноком

В этом разумеются говяжьи ноги, губы и уши. Очистив оныя обыкновенным образом, варить в воде на умеренном огне часа два, пока сделается отвар густой и почти весь выкипит. Сложить тогда части студени, разняв крупные кусочки дробнее, в круглую чашу, и вылив остатки отвару, вынесть в холодное место, чтоб застыло. Подавая, выпрокинуть студень на блюдо. Подавать к ней толченой чеснок, растертой с сметаною, на особливой тарелке».

— Есть с собой палка колбасы — значит, можно на врагов войной пойти!

Что означает скоромная пища в православии Что означает скоромная пища в православии Что означает скоромная пища в православии

Смысл поста

А теперь давайте поговорим, зачем же нужны пост и воздержание от скоромной пищи. Здесь одновременно и сложно, и просто. Простота заключается в том, что отказаться на время от мяса, молока и яиц можно, главное захотеть. А сложность в том, что духовный смысл человек понимает далеко не сразу. Он не может отказаться от любимой еды, блюда, десерта ради Господа, ради своего спасения и Царства Небесного.

Что означает скоромная пища в православии

Важно понять, что к скоромной пище можно отнести и любимую еду, напиток, без которого невозможно жить полноценно. Например, вы очень любите кофе, хотя в него не добавляете молоко. Стоит отказаться от него на время поста ради сближения с Богом. А теперь поговорим о смысле поста.

Человек привязан к земным благам, ему тяжело отказаться от того, что ему нравится. Но когда он умрет, его душа освободится от этого мира. Что будет? Она будет постоянно голодна, но не потому, что хочется кусочек мяса или выпить кофе (тела-то нет), будет духовный голод. Такой душе хочется вернуться к радостям земной жизни, а не стремиться к Богу. Но, увы, этого не будет. В итоге такая душа попадет к бесам, которые ее искушали. А пост – это сближение с Богом и отдаление от дьявола.

Что означает скоромная пища в православии Что означает скоромная пища в православии Что означает скоромная пища в православии Что означает скоромная пища в православии Что означает скоромная пища в православии

Выводы и полезные советы ^

Что означает скоромная пища в православии

В целом, отказ от скоромной пищи тяжело воспринимается только в первые несколько дней. Со временем человек привыкает к такому питанию, к тому же верующие люди знают, что все делают во благо себя и Господа, что придает им дополнительные силы.

По мнению некоторых священников, пост дает человеку духовное и физическое очищение, но во время него важно не только убрать из меню все запрещенные продукты, но и избавиться от греховных негативных мыслей.

Альтернатива постной пище

Нередко современники хотят устроить себе поблажки: покупают сосиски, сою, чипсы со вкусом бекона, мармелад. Что можно сказать по этому поводу? Если вы поститесь, то делайте это как следует. Ведь вам нужно отвыкнуть от любимых ощущений, привычных вкусов. Не нужно искать подмену. Иначе у вас это будет не пост, а обычная игра с названием «найди альтернативу». То же самое касается и тех, кто думает, что постится, а на деле соблюдает диету.

Что означает скоромная пища в православии

Любые поиски замены, поблажек, причин лучше оставить и не тратить время. Пост должен быть от чистого сердца, свободным выбором. Что значит скоромная пища для постящегося христианина? Как правило, добровольное желание отказаться от любимых блюд ради общения с Богом. Те, кто постился по-настоящему, наверное, заметили, что после трапезы становится легко, радостно, не тянет в сон, остаются силы для молитвы и других полезных дел.

Скоромную пищу нужно учиться заменять, чтобы не вредить своему здоровью

Во внимание также принимается и то, что некоторым людям очень трудно отказаться от любимой и привычной им еды. Но существует очень много постных блюд, которые по вкусу не уступают даже скоромной. Какие же это продукты? Например, это постные кондитерские хлебобулочные изделия. Хлеб чаще всего выпекают без добавления молока. А если, например, в рецепте выпечки есть какие-то животные продукты, то их можно заменить, на другие ингредиенты.

Какие же мучные изделия можно приготовить без скромных продуктов? Это, например, пироги, блины, печенье, различные булочки. При замесе теста, в муку вместо молока добавляют теплую или горячую воду. Существует также рецепты постных блинов, печенья и многого другого. В них также заменяются молочные продукты при изготовлении.

Что означает скоромная пища в православии
В мучные продукты добавляются ингредиенты, которыми можно заменить скоромную пищу. Именно так питается верующий человек во время поста

Если человек любит сладости, то их можно заменить, на такие скоромные сладости, как мед, халва, повидло, варенье.

Во время поста разрешено употребление рыбы, но только в определенные дни, именно она снимает вопрос о недостатке белка в питании человека. Но как же тогда быть, если она запрещена? Продукты животного происхождения можно заменить, на растительные без ущерба для своего здоровья.

Много белка находится в бобовых продуктах — это горох, фасоль, бобы. Также в настоящее время в продаже можно увидеть соевое молоко. Конечно, не каждому оно пойдет по вкусу, но покупатели у такого товара имеются. Каждый пост не обходиться без грибов. Их можно принимать в пищу не часто, и в небольшом количестве, так как они плохо усваиваются нашим организмом. Также растительным источником белка будут — орехи.

Что означает скоромная пища в православии
Много полезного и необходимого человеку белка, находится в орехах и бобах. Их можно употреблять человеку во время постов. Фото: 5-nt.ru

Салаты вместо майонеза и сметаны можно заправлять растительным маслом. Также можно добавлять в них лимонный сок.

В каком количестве употреблять

Православная Церковь всегда говорит, что пищу нужно кушать небольшими порциями. Есть такой грех объедения. То есть, когда человек переедает. Как правило, становится тяжело, тянет в сон, хочется перекусить еще. Нередко заканчивается такая трапеза болями в желудке, печеночными коликами. Можно сказать, что человек в таком случае сам себя наказал.

Напротив, поев совсем немножко, можно почувствовать сытость спустя несколько минут после обеда или ужина. И неважно, скоромная пища или постная, но кушать нужно в меру.

Стоит отметить, что изобилие овощных салатов на столе, фруктов и вареного картофеля с грибами – это еще не означает постный стол. Питание должно быть скудным и далеко не разнообразным.

Значение слова скоромный

Примеры употребления слова скоромный в литературе.

Крыков засмеялся, сказал весело: — Как в сказке сказывается про кота Евстафия: кому скоромно, а нам на здоровье, молвил кот Евстафий, постригшись в монахи, да приняв схиму, да съев впридачу мышку.
И не знают они, чудаки, Что, увы, плодоядному люду Очень нравятся и шашлыки, И другие скоромные блюда.

Одни выскакивают, хватают штаны, рубахи, юбки, винтовки и бегут, зажав под мышкой провонялую одежу, и капли жемчужно дрожат на загорелом теле, и, догнав своих, под веселое улюлюканье, гоготанье, скоромные шутки, торопливо вздевают, на шоссе, пропотелое тряпье.

А вот несчастный, скончавшийся скоропостижно в среду после скоромного обеда, наверняка будет вечно жариться в адских недрах.

Старые Теремные обычаи, жаркие скоромные шепоты разных бабок-задворенок она изгнала у себя из дворца.

Чуть свет кривая баба заладила печь тестяные шишки, левашники, перепечи и подовые пироги — постные с горохом, репой, солеными грибами, и скоромные — с зайчатиной, с мясом, с лапшой, Федька Заяц стонал на лавке под тулупом, — не мог владеть ни единым членом.

По Эрисману, скоромная пища наших фабричных содержит жиров 79,3, а постная — 67,4 гр.

Послушай, блудодей-лиходей, блудодей-чародей, блудодей-чудодей, блудодей плодовитый, блудодей знаменитый, блудодей мастеровитый, блудодей взлохмаченный, блудодей истый, блудодей проконопаченный, блудодей шерстистый, блудодей узорчатый, блудодей оштукатуренный, блудодей створчатый, блудодей сборчатый, блудодей зернистый, блудодей отточенный, блудодей с арабесками, блудодей промоченный, блудодей с фресками, блудодей пролощенный, блудодей прожженный, блудодей навощенный, блудодей луженый, блудодей клейменый, блудодей нашпигованный, блудодей фаршированный, блудодей антикварный, блудодей прирожденный, блудодей грешный, блудодей бешеный, блудодей просмоленный, блудодей кафтанный, блудодей непостоянный, блудодей капюшонный, блудодей желанный, блудодей лакированный, блудодей крапчатый, блудодей чернодеревчатый, блудодей краснодеревчатый, блудодей буксовый, блудодей латинский, блудодей пищальный, блудодей арбалетный, блудодей пистолетный, блудодей неистовый, блудодей батистовый, блудодей неуемный, блудодей огромный, б

И грыжа тебя донимат, кровяной напор в тебе нестойкай оттого, что рыло не крестишь, в любое время, в любой день, даже в пасхальный сочельник скоромное лопашь, и не думашь о том, что за этот грех земля тебя не примет.

После ужина матушка велит Маше взять из буфета на кухню людям все скоромное, что осталось, и обмести по полкам гусиным крылышком.

Он был строгим постником и вместе с тем тонким гастрономом: лакомые постные блюда стола его были изысканнее самых роскошных скоромных, так же как монашеские шутки Гэкеболия были острее самых откровенных языческих.

Священники, которых я видел на Амуре, едят в пост скоромное, и, между прочим, про одного из них, в белом шелковом кафтане, мне рассказывали, что он занимается золотым хищничеством, соперничая со своими духовными чадами.

День выпал постный, так что духовным лицам и постникам рыбное подавали, лучше даже скоромного.

Памятуя, что у Валеры в руках было по-прежнему сорок рублей, не больше и не меньше, которых на оплату твоего скоромного заказа едва ли хватало, вернемся к Андрею Битову, только что расставшемуся с последним шансом по-человечески закусить при том, что уменьшить количество авансом выпитой водки уже не представлялось возможным.

Второуездные, сделавши набег, рассыпались по классу, бьют приходчину в лицо, загибают ей салазки, делают смази, рассыпают постные и скоромные, швычки и подзатыльники.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Как готовиться к постничеству

Люди спрашивают часто у священников, верующих: «Какая она: скоромная пища без мяса? Что это такое?». Давайте подробнее рассмотрим этот момент.

Существует мясопустная неделя перед Великим постом: можно кушать все, кроме мясных продуктов. А когда наступает пост, то нельзя есть и остальное.

Пусть на вашем столе будет картофель отварной, рис или гречка, пшенная или гекрулесовая каша на воде. Утром можно попить чай/сок, лаваш или постную булочку.

Что означает скоромная пища в православии

На обед подойдет грибной суп, например, или на овощном бульоне. На второе можно выпить компот, съесть орехи или сухофрукты.

Различные салаты, морковь по-корейски, соленые огурцы, квашеная капуста, зелень – все это станет источником витаминов, жизненных сил, укрепления иммунитета.

К сожалению, современные агрофирмы добавляют нитраты в овощи и фрукты, обрабатывают зелень, чтобы долго хранилась. Покупайте все продукты лучше у проверенных продавцов.

Что такое пост

Духовную жизнь православного христианина невозможно представить без поста. Некоторые люди воспринимают его только как ограничение в рационе. Но это только внешняя сторона.

Смысл и значение

Смысл поста — отказ от удовольствий, борьба со страстями и грехами. Это время для усиленной молитвы. Чтение Евангелия, православной духовной литературы, посещение церковных служб — важные составляющие постных дней.

Как часто человек погрязает в суете. Мечты, бытовые проблемы захватывают его. Он бежит в круговороте дел, событий, не в силах остановиться. Времени ни на что не хватает.

Когда наступает пост, нужно отринуть все ненужное и напускное. Остановиться и подумать: «Что является главным для по-настоящему верующего человека?». Ответ на этот вопрос — жизнь во Христе.

Без духовной составляющей ограничение в питании становится обычной диетой.

Что означает скоромная пища в православии

Сроки и продолжительность

Не у всех постов есть устойчивые календарные даты.

Всего в году четыре многодневных поста:

Также установлены однодневные постные дни.

По средам и пятницам в течение года верующим необходимо отказываться от скоромной еды. В среду произошло предательство Христа, в пятницу Он принял крестные страдания. В память об этих скорбных днях верующие постятся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *