Что означает сказка цепочка

Чем различаются сказка цепочка и докучная сказка?

Что означает сказка цепочка

В сказках-цепочках хотя фрагменты и повторяются, в них добавляются новые персонажи. Эти сказки очень полезны для развития речи и памяти самых маленьких детей: прослушав одно и то же несколько раз, ребёнок непроизвольно запоминает текст, к тому же надо воспроизвести последовательность появления героев. Примером таких сказок могут быть «Колобок», «Репка», «Теремок».

Что означает сказка цепочка

Что означает сказка цепочка

Примеры сказок цепочек «Репка», «Теремок», «Колобок», в сказках-цепочках повторяются эпизоды, а в докучных сказках хоть и есть повторение эпизодов, но в докучной сказке нет окончания. сказка заканчивается началом и вновь повторяется много раз.

Что означает сказка цепочка

На моей подушке вышита сова-

Страшные глазищи, большая голова

В темноте ночами спать я не могу,

Даже не прилягу. Знаешь, почему?

Страшные глазищи, большая голова.

Что означает сказка цепочка

Что означает сказка цепочка

Что означает сказка цепочка

Что означает сказка цепочка

Вот почему-то сразу вспоминается сказка «Приключение Буратино», хотя в ней главный герой большую часть времени как раз бегал от грамоты, не желая учиться, но в конце все-таки осознал свою ошибку и понял, что не веди себя он так опрометчиво, избежал бы многих страшных приключений.

А еще можно назвать «Старика Хоттабыча» Лагина, ведь там даже джинн понял необходимость образования и грамотности.

Что означает сказка цепочка

Что означает сказка цепочка

Для меня самой определяющей, ясно характеризующей внутренний мир писателя Евгения Шварца, является его сказка-пьеса «Обыкновенное чудо».

Главный герой фильма по этой пьесе Волшебник, это и есть сам Евгений Шварц, безумно влюбленный в свою жену. Это он своими сказками, как человек тонкий, ироничный, развлекал себя и своих любимых всю жизнь.

Особенно меня потрясли слова:

«Ты не любил её, иначе великая сила безрассудства охватила бы тебя».

Огромный и светлый мир этого человека удивляет и потрясает нас до сих пор.

Что означает сказка цепочка

Докучный значит наводящий скуку, нудный.

Медведь отдохнул и решил сходить за орехами. А орешник тоже далеко. Он взял мешок и пошел и т. д. Потом так же собирал орехи но они мелкие, а мешок большой. Так что он смог в него набрать 1478 орехов. Набрал и пошел назад

Источник

Урок литературного чтения по теме: » Сказка-цепочка»

Урок 17
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА.
Русская народная сказка «Репка»

Страницы: (учебник) 35–37; (тетрадь) 24–25, №№ 1–3.

Цели : познакомить с понятием «сказки-цепочки»; совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; прививать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование : иллюстрации сказок, таблички с названиями сказок.

I. Организационный момент.

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь.

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.

Если сказки кто читает,

Туда, бывает, попадает.

Про всех сказочных героев

II. Введение в тему.

Звучит грамзапись «Песня о сказке» («В мире много сказок добрых и смешных. »)

– Ученый к от приготовил для вас интересные задания. Посмотрим, знаете ли вы русские народные сказки.

На доске два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.

а) Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

в) Волк и семеро козлят.

Соотнесите иллюстрации с названиями сказок.

Помогите героям сказок:

Иванушке позвать Аленушку.

Маше наказать медведю не съедать пироги.

Спеть песню Мамы-козы.

Спеть песню Колобка.

– Догадались, о чем мы поговорили на уроке? (О сказках.)

III. Работа по новой теме.

1. Работа по учебнику (с. 35).

Ждет нас сказочный, прекрасный

Долгий-долгий трудный путь!

– Отгадайте, кого мы сразу повстречали:

«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка, но оказалось, что в мире есть и злые, и хитрые. » (Колобок.)

– Как называется сказка?

– Каких персонажей сказки нарисовал художник?

– О чем рассказывается в этой сказке?

– Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем – с подробностями.

Аналогичная работа с остальными эпизодами.

– Кого забыл художник изобразить? (Медведя.)

– Отличается ли встреча Колобка с Медведем от двух предыдущих? (Нет, текст сказки полностью повторяется, изменился только герой, с которым повстречался Колобок.)

Вывод : эта сказка похожа на цепочку: эпизоды текста похожи друг на друга, меняются только персонажи (звери), которых встречает Колобок на своем пути, а текст сказки остается прежним. Как у цепочки все звенья одинаковые, так и эпизоды сказки похожи друг на друга.

Учитель может проиллюстрировать каждый эпизод.

Что означает сказка цепочка

Здравствуй, зайка (ежик, барсук, папа)!

Самокату очень рад.

(Имитация езды на самокате.)

Повстречался ежик (зайка, барсук, папа).

Папа рад. (имя ребенка).

Зовет сказку слушать.

2. Работа в рабочей тетради № 1 (с. 24, №№ 1–3).

3. Работа по учебнику (с. 36).

а) Чтение сказки «Репка».

– Почему сказку «Репка» легко запомнить? (Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.)

– Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших, крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат (или треугольник, или круг), а для слабых, маленьких, легких – маленький квадрат (или треугольник, или круг).

б) Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме».

– В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.

Учитель показывает схему, ученики называют номер эпизода.

Что означает сказка цепочка(Эпизод 4. Дедка, бабка, внучка, Жучка.)

– Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.

– Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой-цепочкой? – спросил Кот. (Сказка «Репка» – сказка-цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички (эпизоды) напоминают звенья длинной цепи.)

5. Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике.

– С какими сказками познакомил нас ученый Кот?

– Почему сказки-цепочки легко рассказывать? (В сказках есть повторяющиеся эпизоды.)

– Кто знает другую сказку-цепочку? Миша сказал: «Это «Колобок». Маша добавила: «Это еще и «Теремок». А вы как думаете: оба правы? (Правы оба.)

Источник

Урок литературного чтения на тему»Сказка-цепочка»(1класс)

Урок 1(1 класс)
НАЧАЛО ПУТИ:
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПОМОЩНИКИ

Страницы : (учебник) 3–5; (тетрадь) 3–4, задания № 1–5.

Цель деятельности педагога : создать условия для ознакомления учащихся с новой учебной книгой, логикой ее построения, соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой ; способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения, развития речи учащихся, пополнения словарного запаса.

Планируемые результаты : личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке литературного чтения; метапредметные УУД: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – знакомятся со знаками, символами, приведенными в учебнике; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», тетради для самостоятельной работы, хрестоматия, условные знаки; рисунок ученого к ота.

I. Организационный момент.

Вдоль картинок вы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Очень много вы узнали!

Очень много вы прочли!

Был ваш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И теперь на книжной полке

Вас другие книжки ждут.

II. Знакомство с учебником.

Познавательные УУД: работа с дидактическими иллюстрациями.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

– Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.)

– Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.)

– Обратимся к толковому словарю.

Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником.

Литература – п роизведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература) ; письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма) ; совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).

– Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.

– Рассмотрите обложку. Что заметили? (Маша и Миша читают.)

III. Повторение правил обращения с книгой.

Коммуникативные УУД: коллективная работа.

 Брать книгу только чистыми руками.

 Книга любит одежду – обложку и закладку.

 Переворачивать странички за верхний правый угол.

 Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

 Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

– Почему надо беречь книги? (Ответы детей.)

– Объясните смысл пословиц и поговорок :

 С книгой жить – век не тужить.

 Кто много читает, тот много знает.

 Хорошая книга – лучший друг.

Задание (по желанию): к следующему уроку подберите свои пословицы о книге.

IV. Условные обозначения в учебнике.

Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в громкоречевой форме.

Образец условных обозначений – на доске.

– Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощники – рабочая тетрадь и хрестоматия.

– Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Особенно нравятся? (Свободные высказывания детей.)

Что означает сказка цепочкаФизкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

V. Знакомство с темой главы I.

– Сегодня мы начитаем путешествие с Машей и Мишей.

Кот ученый будет нас сопровождать

По сказкам интересным,

По дорогам заповедным.

– Что вы знаете о нем? (Ответы детей.)

Кот ученый – мастер рассказывать сказки.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке: «Заходи!»

Однажды Машенька говорит:

Какой денек хороший:

Берем с тобою по лукошку –

И скорее в путь-дорожку.

2. Работа по учебнику (с. 3).

– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный лес.)

– Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их.

– Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему? (Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; а я думаю, что Маша – старшая и смелая девочка – выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша – младший – возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.)

– Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.)

а) Отработка навыка чтения (задания № 1, 2).

б) Работа по группам (задание № 3).

(Дюймовочка – ласточка, дед и баба – курочка Ряба, Буратино – золотой ключик, Емеля – щука, печка.)

– Какие из этих сказок вам знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно?

Хорошо читающие дети получают карточки с отрывками из сказок, готовятся зачитать их классу.

«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное, для топки очага в зимнее время.

– Неплохая вещь, – сказал сам себе Джузеппе, – можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола.

Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал:

– Ой-ой, потише, пожалуйста!»

«Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

«Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы – одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!»

«Потом зачерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду.

В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой».

(«По щучьему велению».)

5. Работа над стихотворением А. Пчельникова «Репей» (тетрадь, задание № 4).

– Прочтите стихотворение А. Пчельникова «Репей» сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.

– Какое настроение вызвало это стихотворение?

– Можно ли действительно назвать репей несчастным?

Познавательные УУД: перечитывание текста с осуществлением поиска нужных строк.

– Из какой строчки видно, что он надоедливый? Подчеркните эту строчку.

Выразительное чтение стихотворения «Репей».

Чтение отрывков из сказок.

Что означает сказка цепочкаФизкультминутка

Ветер дует нам в лицо, Наклоны вправо-влево.

Ветер тише, тише, тише, Присесть, спина прямая.

Деревцо все выше, выше. Встать на носки.

7. Работа по учебнику (с. 4–5).

– Рассмотрите карту нашего пути. Нелегким будет путь в Волшебный лес.

Мы в волшебство нырнем с тобой,

Страну Чудес своей рукой

Мы нанесем на карту.

Лежит на севере тот лес,

А может, на востоке?

Он страшный иль красивый,

Жестокий или добрый?

Не можем знать мы – ты и я –

Все о Волшебном лесе.

Но из него придут друзья,

И станет интересней!

Сказочный я элемент,

У меня есть документ.

На метле своей летаю

Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает? (Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.)

– Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.)

– Сколько интересного ждет нас впереди! Ой, а это кто?

Учитель читает стихотворение Е. Серовой «Репейник» (тетрадь, задание № 5).

Личностные УУД : самоопределение – выполнение задания, ориентирующего оказать помощь сквозному герою Маше, которая в этом нуждается при решении задачи: объяснение значения слова «докучать», выбор правильного ответа.

Познавательные УУД: логические формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать».

– Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4–5), какое задание просит нас выполнить репейник. (Рассказать докучную сказку.)

– Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете? (Предположения детей.)

– Что значит скучать? (Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.)

В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться? (Нет, он мешал делать уроки.)

– Какое же слово поможет нам объяснить значение слова «докучать»? (Надоедать.)

Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения.

– Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.)

Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.)

Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!»)

Чтение статьи учебника (с. 5).

– Ребята, к от ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение «докучная сказка». А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям?

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

– Сравните иллюстрации (с. 4, рабочая тетрадь) к стихотворениям.

– Репей и репейник растут на огородах Бабы-яги? Почему вы так решили?

– Прочитайте стихотворение «Репейник». Подчеркните строчку, где есть сравнение.

– С кем поэт сравнивает репейник? (С ежом.)

Еж будет нашим волшебным помощником, он поможет нам закончить урок.

Коммуникативные УУД: чтение по цепочке.

– Еж, ты что такой колючий?

– Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

– Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)

Источник

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 107»

Сказка – цепочка «Теремок»

учитель начальных классов

Цильк Елена Викторовна

Тема урока: Сказка – цепочка « Теремок»

Цель урока: продолжить знакомство с понятием « сказка- цепочка»

— познакомить детей с русской народной сказкой « Теремок»;

-совершенствовать технику чтения;

-пополнять словарный запас;

-учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;

— прививать любовь к устному народному творчеству;

— приобщить детей к творческой деятельности;

— описывать особенности героев произведения, их характеры

— развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность к слову;

— формировать у детей осознанное чтение целыми словами;

— развивать речевые умения, творческие способности;

-активизировать словарь детей;

-создавать собственный текст на основе художественного произведения ( текст по аналогии)

— воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, доброты, дружелюбия;

— воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству;

— выражать свое отношение к взаимодействию героев между собой, оценивать их поступки.

Учебный класс с мультимедийным проектором, презентация к уроку, детские песни, дидактические материалы к учебному занятию: распечатки со сказкой, карточки для работы в группах, карточки для словарной работы, сундучок с сердечками.

I Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

-Улыбнитесь друг другу.

-Пожелайте доброго настроения.

II Введение в тему (слайд 2)

Для вас библиотекарь Михаил Потапович приготовил интересное стихотворение

Со сказками все дружат-

И сказки дружат с каждым,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

-чтение учащимися про себя,

-чтение по цепочке (по 2 человека от группы).

— Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о сказке)

— Ребята, как вы читали стихотворение? (по цепочке)

— Что значит чтение по «цепочке»? (чтение друг за другом)

Итак, тема нашего урока «Сказка-цепочка»

-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (думать, рассуждать, читать выразительно)

III Подготовка к основному этапу

— Давайте вспомним, что такое сказка (высказывание детей).

Проверим по толковому словарю значение слова «сказка» (слайд 3).

Сказка- это жанр устного народного творчества, мудрость народа, его мечты, желания (слайд 4).

Все сказки появились очень – очень давно, когда люди не умели писать и читать. Их не записывали, а просто рассказывали друг другу.

— Ребята, посмотрите на экран и вспомните известные вам сказки (слайды 5-14).

«Красная шапочка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению…», «Золушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Колобок».

-Какие вы увидели сказки?

-Какие из названных вами сказок – сказки – цепочки? Почему вы так думаете?

(потому что эпизоды текста похожи друг на друга и располагаются по цепочке).

Сказки- цепочки вам всем хорошо знакомы. Их читали вам дома, в детском саду. Как вы думаете, почему сказки- цепочки легко запоминаются? (В них много повторов).

-А какой вы знаете еще вид сказок, которые можно читать бесконечно? Как они называются? (докучные)

— Скажите, похожа сказка – цепочка на докучную сказку? Почему? (в ней тоже много повторов, как и в докучной сказке)

IV Физ.минутка «Колобок» (слайд 15)

Ребята, вы догадались с героями какой сказки мы делали физ.минутку?

Как вы думаете, какая это сказка? (сказка- цепочка)

А сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой- цепочкой.

-Отгадайте ребус и узнаете ее название (слайд 16)

Что означает сказка цепочка

V Изучение нового материала

2. Словарная работа

а) в сказке встретится вам выражение «заревел во всю мочь».

Послушайте ребят и скажите, что обозначает это выражение?

(два ученика наряженные в маски медведя инсценируют слова медведя «Терем – теремок! Кто в тереме живет?». Отвечают на заданный вопрос.)

— А кто может жить в одном помещении? (семья)

— Какая семья может жить вместе? (дружная)

— Как вы понимаете пословицу «В тесноте да не в обиде»? (слайд 18)

3. Просмотр презентации (слайды 19-34)

— Сейчас мы посмотрим и прочитаем вместе сказку «Теремок» (один слайд читает учитель, другой – ученик), а вы подумайте, имеет ли отношение эта пословица к нашей сказке.

— Назовите главных героев сказки (дети выходят к доске и сами вывешивают иллюстрации с героями сказки).

— Кто из этих героев вам понравился больше? Почему?

— Почему сказку «Теремок» легко запомнить? (в ней эпизоды повторяются)

5. Работа с текстом (распечатка). (Приложение 1)

1. Чтение текста в парах по абзацам (ученик- учитель).

— Расскажите первый эпизод сказки. Кто первый подошел к терему? (по мере пересказывания вывешиваются герои сказки на доску)

— Кто потом подошел к терему? Расскажите следующий эпизод сказки. И т. д.

— Отличается ли встреча волка с жителями терема? (нет, текст сказки полностью повторяется, изменяются только герои сказки)

-Какой сделаем вывод?

(Эта сказка похожа на цепочку: эпизоды текста похожи друг на друга, меняются лишь персонажи, а текст сказки остается прежним).

-Как у цепочки все звенья одинаковые, так и эпизоды сказки похожи друг на друга.

-Обратите внимание на имена героев. Что заметили необычного? (они состоят из двух частей)

— Найдите их в тексте, подчеркните простым карандашом и прочитайте.

— На что указывает вторая половина имени?

— Где их так называют? (в сказках)

— Найдите в тексте и прочитайте, чем заканчивается сказка?

VI Работа в группах

1. В каком тереме смог бы поместиться медведь?

1. Подчеркните и зачитайте слова, которые помогут описать вам внешний вид и характер героя.

2. Каких размеров и из какого материала вы бы построили теремок для медведя?

3. Из предложенных вам рисунков, выберите тот, который подойдет для медведя. Обоснуйте свой выбор.

2. Почему обитатели терема пускали новых постояльцев?

1. Из предложенных слов подчеркните и зачитайте те качества характера, которые объединяют героев сказки всех вместе

2. Объясните, какие из этих качеств могут пригодиться нам в жизни.

3. Как можно было уговорить медведя не входить в терем?

1. Придумайте слова и действия, которые смогли бы убедить медведя, не обижая его, не входить в теремок.

2. Выберите и зачитайте пословицы или поговорки, которые помогут сделать ваше высказывание наиболее убедительным (Приложение 3).

4. Как можно передать сказку, чтобы концовка была счастливой?

1. Придумайте счастливую концовку сказки.

2. Выберите пословицы, которые подходят к вашей сказке (Приложение 4).

(Проверка групп. Дети в каждой группе делают вывод по поставленному проблемному вопросу).

— Из тех пословиц, которые выбрала 4 группа, какая вам уже встречалась сегодня на уроке? (В тесноте да не в обиде) (слайд 36)

— Давайте же теперь ответим на вопрос, который мы задавали еще в начале урока, имеет ли отношение данная пословица к сказке «Теремок»?

— С какой сказкой мы сегодня познакомились?

— В вашей сказке со счастливым концом, медведь помог построить новый теремок. Как вы думаете, какими качествами характера обладал медведь? (доброта, дружба, понимание, сердечность). Все эти качества присущи и каждому из нас с вами.

— Дружелюбие, доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим! И давайте начнем прямо сейчас!

— Посмотрите, что лежит у вас в нашем сундучке? (сердце)

— Так, где же находится вежливость и доброта? (в нашем сердце)

— А что бы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим друг другу наши теплые добрые сердца (дети дарят друг другу нарисованные сердечки). (слайд 37 с музыкой)

— И закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то когда-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

— А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку своей работе. Перед вами 3 цветочка: зеленый, желтый, красный. Выберите цветочек своего цвета, поднимите руку, покажите мне (слайд 38).

— Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада.

— Спасибо за работу, за участие! (слайд 39)

Русская народная сказка.

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— А я волчок-серый бочок.

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, волчок-серый бочок.

— А я медведь косолапый.

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Качества, которые объединяют героев сказки:

Доброжелательность, злость, трусливость, хитрость, глупость, доброта, жадность.

Пословицы о вежливости.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Доброе слово и кошке приятно.

Битый небитого везет.

Пословицы для работы в группах (4 группа)

В тесноте да не в обиде.

Согласие крепче каменных стен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *