Что означает шанырак на гербе казахстана
Герб Казахстана
Отражением казахской культуры, уклада жизни и мировоззрения казахов является герб Республики Казахстан. Каждый его элемент выбран не случайно и несёт в себе глубокий символический смысл, связанный с историей казахского народа, его традициями и фольклором. Действующий герб, принятый в 1992 г., претерпел ряд небольших изменений, но общая композиция и структура государственного символа остаётся неизменной уже почти три десятилетия.
Изображение
Формой государственного герба Республики Казахстан был выбран круг:
Фон – голубой, все вышеназванные гербовые элементы – золотые.
История
Современный герб Казахстана был отобран по итогам конкурса из 245 проектов. Любопытно, что авторами герба называются двух человек – Шот-Амана Уалиханова и Жандарбека Малибекова, которые создали похожие между собой работы не только по композиции, но и по идейному содержанию независимо друг от друга. Утверждён новый герб Казахстана 4 июня 1992 года.
Несмотря на то, что символы герба типично кавказские, его композиция во многом напоминает советскую символику. Схожесть в следующем:
В казахском гербе таким образом прослеживается преемственность символики, влияние советской геральдической традиции.
До распада СССР Казахстан был представлен типичным советскими эмблемами на основе государственного советского герба, например, герб Казахской ССР 1937-1992 г. отличался от последнего тем, что пролетарский девиз начертан традиционно на двух языках — русском и казахском, как и аббревиатура республики. Был небольшой период в истории республики (1939-1978 г.), когда использовался изменённый герб, где молот лежал поверх серпа, а звезда имела золотую кайму, но в итоге вернулись к первоначальному варианту, лишь приглушили красный цвет фона и уменьшили количество солнечных лучей.
Современный герб с 1992 г. пару раз также был изменён, но все эти изменения не коснулись его сущности, его композиции и элементов:
Изображение строго регламентировано стандартом, отступления от которого недопустимы.
Геральдические ошибки
Несмотря на прекрасную идею и её воплощение, создателям герба не удалось избежать грубых ошибок геральдического плана:
Вышеназванными ошибками грешат символы и других бывших советских республик, в частности Беларуси. Вопрос об их исправлении в Казахстане никогда не поднимался.
Символика
Несмотря на советское наследие герб Казахстана пропитан национальными символами и знаками, отражающими самобытную казахскую культуру. Основных значимых элементов три, каждый из которых детально прописан.
Элементы юрты
Шанырак — верхняя куполообразная часть казахской юрты, её свод здесь олицетворяет и отчий дом, и семейный очаг. Юрта почитаема у казахов, старая юрта не выбрасывается, а хранится как святыня. Шандарык для казаха – это олицетворение неба, связи с высшими силами, это модель мира кочевника, символ объединения, продолжения рода, непоколебимости. На гербе под этим понятием «дом» понимается Родина, Казахстан как общий дом всех казахов. Подобное изображение есть на флаге Киргизии, на гербе Кызыла.
Кроме шанарыка, на гербе изображены решётчатые складные стены юрты – кереге. От их прочности зависит прочность всего дома-государства. На гербе они тройные, крестообразные.
Уык – жерди, служащие опорой юрте, лучами расходятся от её свода. Их ровно 72 (нормальный пульс взрослого человека в минуту).
Босага – порог юрты. Это полотно в нижней части гербового круга с надписью «QAZAQSTAN». Это символ гостеприимства, добрых и чистых намерений казахов.
Два крылатых Тулпара
Изображение такого коня в зверином стиле можно увидеть на шлеме иссыкского Золотого человека, найденного при раскопках кургана. Крылатый конь у тюрков в сказаниях выступает как символ добра, существо Верхнего мира, обладающее способностью появляться и исчезать мгновенно, это союзник, друг, советчик, покровитель батыра. У кочевников-казахов конь — неизменный спутник, олицетворение храбрости, силы, быстроты, верности, преданности, красоты, совершенства, благородства, надежности. На гербе кони расположены по двум сторонам от шанырака, их крылья высоко подняты над ним. Здесь сказочные кони выступают как обереги, защитники Родины.
Крылатость коней подчеркивает стремление страны к развитию, мечты о прекрасном будущем республики. Рисунок пшеницы на крыльях знак материального благополучия страны и трудолюбия казахов.
Кони однорогие. Возможно, это отсылка к гербу Туркменистана (1882 г.), где изображён единорог. Рога у казахов символ защиты, воинской удачи, изобилия. Изображены рога в форме полумесяца из семи колец. Это символ рода, поклонение предкам, уважение и почитание старшего поколение, знание истории своего рода до седьмого колена.
Пятиконечная звезда
Самый спорный символ, поскольку многие усматривают здесь связь с пятиконечной советской красной звездой или религией. Однако первый президент республики, Н.А. Назарбаев, предложивший сохранить этот символ в таком виде, имел в виду путеводную звезду кочевого народа и собственный, независимый путь развития Казахстана. В целом звезда олицетворяет стремление к чему-то возвышенному, прекрасному и совершенному. Первоначально рассматривались варианты изображения на гербе трех звезд с полумесяцем, восьми-, семиконечной звезды, но в итоге от них отказались.
Цветовая гамма
Два государственных символа Казахстана – флаг и герб – выполнены в единой цветовой гамме. Палитра немногочисленна и объединяет два цвета:
При обсуждении на конкурсе проектов герба были категорически отвергнуты любые изображения, несущие агрессию, в частности, мечи, натянутая тетива лука и т.п. Герб Казахстана – миролюбивая эмблема, подчёркивающая культуру казахского народа и широту души, благородство, свободолюбие и гостеприимство казахов, которые сохраняют национальные традиции и обычаи в повседневной жизни. Он подчёркивает значимость исторических традиций и фольклорных мотивов путём их отражения в государственной символике.
Государственные символы
Герб Республики Казахстан
Герб – один из главных символов государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение.
История свидетельствует, что еще кочевники эпохи бронзы, проживавшие на территории современного Казахстана, идентифицировали себя с особым символом – тотемом, графическое выражение которого впоследствии получило наименование «тамга». Впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате.
Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. Его авторами являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.
Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга (колеса) – это символ жизни и вечности, который пользовался особым почетом среди кочевников Великой степи.
Центральным геральдическим элементом в государственном гербе является изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части находится объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Qazaqstan». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических коней, а также надписи «Qazaqstan» – выполнены в цвете золота.
Шанырақ – это главная системообразующая часть юрты, по форме напоминающая небесный купол и являющаяся одним из ключевых элементов жизнеустройства в традиционной культуре евразийских кочевников. В Государственном гербе республики образ шанырака – это символ общего дома и единой Родины для всех народов, проживающих в стране. Стабильное развитие Казахстана зависит от благополучия каждого гражданина, как прочность и устойчивость шанырака зависит от надежности всех его уыков (опор).
Крылатые мифические кони – тулпары в государственном гербе являются ключевым геральдическим элементом. Образ коня с незапамятных времен олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу. Крылья символизируют многовековую мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют о чистых помыслах и стремлении к последовательному совершенствованию и созидательному развитию. Золотые крылья скакунов напоминают также золотые колосья и олицетворяют собой трудолюбие казахстанцев и материальное благополучие страны.
В прошлые века рога активно использовались в культовых обрядах кочевников, а также в качестве навершия их боевых стягов. Изображения небесной благодати, земного плодородия и воинской удачи в виде рогов различных животных всегда занимали значимые места в символических композициях различных народов. Таким образом, крылатый конь с рогом изобилия является важным типологическим образом, который имеет глубокие семантические и исторические корни.
Еще одна деталь в государственном гербе республики – пятиконечная звезда. Данный символ используется человечеством с давних времен и олицетворяет постоянное стремление людей к свету истины, ко всему возвышенному и вечному. Изображение звезды в государственном гербе отражает желание казахстанцев созидать страну, открытую для сотрудничества и партнерства со всеми народами мира. Сердца и объятия жителей Казахстана открыты представителям всех пяти континентов.
Основным цветом, используемым в государственном гербе, является цвет золота, который служит символом богатства, справедливости и великодушия. Также присутствует цвет флага – небесно-голубой, который гармонирует с цветом золота и символизирует чистое небо, мир и благополучие.
Герб Казахстана
Суверенный Казахстан обрел свой символ в том виде, в котором он есть сейчас, только в 1992 году. Ранее это была Советская Социалистическая Республика Казахстан, и ее герб походил на щиты остальных четырнадцати республик. Теперь это круг. Сама форма колеса является символом вечной жизни, как было принято считать среди кочевников Великой Степи.
Описание
Голубой фон – ясное небо. На нем виден верхний узел юрты – шанырак. Это сведенные воедино опоры (уык), который отлиты из чистого золота. Они же являются лучами восходящего солнца. Их украшают изображения коней – обязательных спутников кочевников. В данном случае это мифические животные с крыльями. Вверху герб венчает объемная пятиконечная звезда.
Центральным фрагментом является так называемый шанырак. Это символическое указание на единый для всех небесный купол. Лошадь с крыльями (тулпар) говорит о стремлении к независимости. При этом полиформ-кони всегда несли в себе указание на силу, отвагу и даже хитрость. Правда, это не является символикой агрессивности народов.
Конь указывает на последовательность, логичность действий. Хитрость – не уловки и обман. Речь идет о хитрости доблестной. А крылья, напоминающие колосья, говорят о трудолюбии народа и готовности самоотверженно работать. В комплексе эти символы несут в себе главный смысл, который заключен в тезисе: «Благополучие государства зависит от благополучия каждого его жителя».
Есть еще один символ, который отличает этот герб – рога на головах коней. Издавна рога использовались воинствующими кочевниками в качестве наконечников стягов. Поэтому это стало символизировать воинскую удачу и мастерство. «Рог изобилия» также имеет место, ведь это знак благосостояния, богатства, плодородия.
Дополнительная символика
Помимо этого звезда символизирует открытость для всего сущего.
В современной интерпретации это свидетельство готовности к сотрудничеству с любым народом и государством. Цветовая палитра также символична:
Совокупность этих цветов указывает на желание обогащение. Но в основе принципов лежит справедливость и великодушие.
История герба
С 1937 по 1992 г. – период, когда Казахстан был частью СССР. Именно с наступлением этой эпохи появился герб Казахской ССР. В 78-м году он претерпел незначительные изменения. Главные атрибуты остались неизменными:
Серп с молотом указывал на воссоединение крестьян и рабочих в стремлении строительства социализма. Звезда – символ мира, указывающий на то, что народ не желает воевать, и не проявляет агрессии, пока опасность не грозит ему самому.
В 1978 году было решено уменьшить звезду, увеличив интенсивность солнечных лучей. Изменения коснулись и других элементов. Колосьев стало меньше, серп и молот приобрел объем и уменьшился. Но расположение и набор элементов оставался неизменным вплоть до 1992 года, когда Казахстан стал суверенным, независимым государством.
Общая площадь: 2.724.900 км2
Дата образования: 16. 12. 1991
Население: 18 292 704
Валюта: казахстанский тенге (KZT)
Цвета: золотой, синий
Фигуры: кони с крыльями и рогом (тулпар), звезда, шанырак
Что означает шанырак на гербе казахстана
Герб — один из главных символов государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак — сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение.
История свидетельствует, что еще кочевники эпохи бронзы, проживавшие на территории современного Казахстана, идентифицировали себя с особым символом — тотемом, графическое выражение которого впоследствии получило наименование «тамга». Впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате.
Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. Его авторами являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.
Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга (колеса) — это символ жизни и вечности, который пользовался особым почетом среди кочевников Великой степи.
Центральным геральдическим элементом в государственном гербе является изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части находится объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Qazaqstan». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических коней, а также надписи «Qazaqstan» – выполнены в цвете золота.
Шанырақ — это главная системообразующая часть юрты, по форме напоминающая небесный купол и являющаяся одним из ключевых элементов жизнеустройства в традиционной культуре евразийских кочевников. В Государственном гербе республики образ шанырака — это символ общего дома и единой Родины для всех народов, проживающих в стране. Стабильное развитие Казахстана зависит от благополучия каждого гражданина, как прочность и устойчивость шанырака зависит от надежности всех его уыков (опор).
Крылатые мифические кони — тулпары в государственном гербе являются ключевым геральдическим элементом. Образ коня с незапамятных времен олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу. Крылья символизируют многовековую мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют о чистых помыслах и стремлении к последовательному совершенствованию и созидательному развитию. Золотые крылья скакунов напоминают также золотые колосья и олицетворяют собой трудолюбие казахстанцев и материальное благополучие страны.
В прошлые века рога активно использовались в культовых обрядах кочевников, а также в качестве навершия их боевых стягов. Изображения небесной благодати, земного плодородия и воинской удачи в виде рогов различных животных всегда занимали значимые места в символических композициях различных народов. Таким образом, крылатый конь с рогом изобилия является важным типологическим образом, который имеет глубокие семантические и исторические корни.
Основным цветом, используемым в государственном гербе, является цвет золота, который служит символом богатства, справедливости и великодушия. Также присутствует цвет флага — небесно-голубой, который гармонирует с цветом золота и символизирует чистое небо, мир и благополучие.
История создания герба Казахстана: как это было
4 июня отмечается День государственных символов Республики Казахстан. Мы решили вспомнить с автором национального герба, как он создавался и что не сразу понравилось депутатам?
Узнал о конкурсе из газеты
Архитектор, профессор ЕНУ им. Гумилева 79-летний Жандарбек МАЛИБЕКОВ живет и трудится в столице. В настоящее время он разрабатывает новое направление в архитектуре – ой-тек (Oi-tek), оно основано на таких понятиях, как “ақыл, парасат, сана” (разум, здравомыслие, сознание). Ой-тек предлагает правильные пространственные решения, создает архитектурную среду для формирования культуры и традиций. Недавно Малибеков опубликовал книгу, посвященную истории создания национального герба, с подробным описанием всех его элементов – их более 40.
– Когда творческий материал законченный, убавлять или добавлять ничего не нужно. Всё получилось. Герб у нас особенный. 30 лет он работает, – комментирует автор. – Мне тогда было 50 лет, я был главным архитектором в научно-исследовательском институте по проектированию городов в Узбекистане. Много работал, за это мне дали заслуженного архитектора.
В тот период шел международный конкурс на восстановление цитадели Амира Тимура. Я должен был участвовать в нем, потому что являлся куратором, автором генплана застройки Самарканда. В этот же момент, в январе 1992 года, объявили конкурс на создание государственных символов РК. Ко мне, кызылординскому казаху, часто приезжали гости из Казахстана, и один из них показал мне газету с объявлением о его проведении. Я положил эту газету в карман и там носил ее какое-то время…
Это был вопрос чести для меня, поэтому я решил выдвинуть свое предложение. Пройдет или нет, не задумывался.
Начал с исследования мирового опыта, изучал, почему гербы выглядят так, а не иначе. Какие животные там изображены: орел, черепаха, кенгуру и др. Думал, что же включить, и первый элемент, который я нашел для нашего герба, – это юрта. Юрта появилась несколько тысяч лет тому назад, я считаю, что она имела право быть там. Смысл такой: когда молодые женятся, им сразу выделяют отдельное жилище. Так и наша республика, которая на тот момент отделилась от Советского Союза, – мы съехали, в общем, в “новую юрту”. Теперь ее нужно оберегать.
Один из важных элементов герба – тулпары.
Есть доказательства того, что лошадь была одомашнена в наших степях – знаменитая Ботайская культура относится к IV–III тыс. до н. э. В Берельских погребениях на одеяниях Золотого человека есть фигуры животных в зверином стиле. Конь, с одной стороны, элемент традиции, с другой – дает динамику для развития государства. Также я решил использовать изображение бараньих рогов. “Кошкар муйиз” – основа нашего прикладного искусства и казахских орнаментов.
Что не понравилось депутатам?
Всего в конкурсе участвовали 245 эскизов. Малибеков вспоминает, что обсуждение тех проектов, которые прошли 1-й тур, шло весь день 4 июня 1992 года. В итоге выбрали его вариант.
– Когда я говорю о гербе, меня невозможно остановить, – смеется Жандарбек Малибеков. – Утвердили его примерно в 17 часов 27 минут, через 20 минут был принят и национальный флаг. В тот день фотограф Бондаренко снял нас с Шакеном Ниязбековым – его автором (этот снимок стал знаменитым).
Через 2 дня я выступал перед депутатами Верховного Совета. У меня было некоторое волнение, всё же я архитектор, а не оратор, до сих пор из-за этого страдаю. Мне проще чертить. Но нужно было найти простые слова, преподнести свою работу не архитектурными терминами, обосновать все ее элементы. Очень тяжело мне всё далось. Единственное, я помню, сказал: “Дорогие депутаты, посмотрите на потолок (он был в форме круга), это и есть шанырак, под ним находитесь и вы, избранники народа, и сам народ, под ним же – новое независимое государство. Уики, исходящие из середины шанырака, олицетворяют многонациональность нашего государства, это наш общий дом”.
Наверху на гербе есть пятиконечная звезда, изначально у меня был другой вариант – солнце со звездой. Депутаты смотрели на звезду и говорили: зачем нам напоминание о советской власти?
И бараньи рога им тоже не понравились. А это, между прочим, сакский звериный стиль – основа нашего орнамента и прикладного искусства в целом. Даже сейчас есть практика, когда большие рога вывешивают на почетное место. Для чего? Чтобы не сглазили юрту, жилье, в случае с гербом – чтобы не сглазили наше государство. Бараньи рога также служат и тумаром – то есть оберегом.
На голосовании приняли герб без рогов, солнца и звездочки. А потом, через некоторое время, Нурсултан НАЗАРБАЕВ сказал депутатам, что Казахстан – молодое государство, у каждого казаха должны быть своя звезда и свой путь развития – “Жулдызын жансын!” (в переводе “Пусть твоя звезда воссияет!”). Звезду не надо ассоциировать ни с советским прошлым, ни с религией. После этого еще раз проголосовали – и вернули пятиконечную звезду и бараньи рога. Эти 2 элемента были самыми спорными, солнце композиционно не встало, со всем остальным проблем не было.
Вот казахи же делятся на роды, у каждого были свои тамги, а на гербе вы не найдете деления. Наоборот, он объединяет. Наш герб – совокупный результат многовековой истории, традиций и культуры.
Председателем государственной комиссии по подготовке госсимволов был академик АН РК Салык Зиманов. Он тоже выступил, сказал, что в нашем гербе нет политических, экономических мотивов, в нем только отражены история и традиции казахского народа.