Что означает хиджаб на девушке
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Что такое хиджаб у мусульман и зачем они его носят? Отличие от паранджи
Многие мусульмане проявляют свою религиозность не только посещая мечети и читая молитвы. Например, мужчины также полностью отказываются от спиртного. Женщины же стараются соблюдать особые правила, касающиеся внешнего вида и одежды. В частности, в Коране указывается на важность ношения хиджаба.
Общие сведения о хиджабе
В арабском мире под хиджабом подразумевают одежду, необходимую мусульманкам для сокрытия от чужих глаз тела и части лица. Но сегодня хиджабом все чаще называют платок, который закрывает шею, уши и волосы девушки.
Скромность – одна из важных составляющих женского очарования. Именно так считают многие исламские богословы. Скромность должна выражаться не только в поведении, но и в правильном выборе одежды. В Коране указывается на важность не демонстрировать «своих прикрас» чужим мужчинам.
Сокрытие женской красоты было распространено еще до возникновения ислама. Например, в Древнем Иране девушке считалось неприличным показаться среди народа в легкой и открытой одежде.
Настоящий исламский хиджаб должен соответствовать следующим критериям:
Большинство современных мусульманок, особенно в европейских странах, не соблюдают все требования из данного списка при выборе и надевании платка.
Почему мусульманки носят хиджаб?
Считается, что женщины надевают хиджаб ради того, чтобы соответствовать исламским канонам. Это ошибочное мнение. Надевая хиджаб, девушка в первую очередь стремится проявить главные качества женского пола с точки зрения ислама – покорность и скромность.
Эти качества воспитываются в девочке с раннего возраста. У мусульман считается, что девушка должна уметь оберегать свою красоту от чужих глаз с наступления первой менструации. Поэтому впервые хиджаб она надевает примерно в 13 лет.
Правоверная мусульманка должна быть привлекательна для мужчины в первую очередь своим спокойным характером и искренностью. При этом внешние данные вторичны и нет ничего плохого в том, чтобы до свадьбы сохранить втайне от жениха свои прелестные черты лица и тела.
С точки зрения ислама для девушки выставлять напоказ свою красоту считается верхом неприличия. Ее красотой должен наслаждаться лишь законный муж.
Ошибочные мнения, связанные с хиджабом
Европейские девушки уверены, что мусульманки, носящие хиджаб, вынуждены делать это лишь под влиянием родственников и религиозных догм. Им кажется немыслимым постоянно прикрывать уши с красивыми сережками и роскошные волосы.
На самом деле большинство мусульманок считают хиджаб вполне нормальным элементом одежды. К тому же помимо него Коран больше не приписывает никак ограничений в плане выбора одеяния.
Для мусульманок хиджаб считается важной частью религиозных традиций. Придерживаясь их, девушка ощущает свою принадлежность к исламскому миру.
Европейская женщина стремится показать свой статус, хвастаясь дорогими мехами и украшениями. Мусульманке чуждо подобное желание выставлять напоказ богатство. Ей приятно находиться в обществе таких же скромных девушек, носящих хиджаб.
Еще одно заблуждение, связанное с хиджабом – в нем жарко летом. Но так обычно считают те, кто ни разу не носил его. Ни одна мусульманка не купит летний платок, сделанный из синтетики.
Настоящий хиджаб шьют из натуральных материалов. Такой платок прекрасно пропускает воздух. Кожа не только дышит, но еще и защищена от солнечных лучей.
Перед кем можно ходить без хиджаба?
Мусульманка может находиться без хиджаба рядом со следующими людьми:
Следует учесть особенности первой категории людей. Дело в том, что мусульманка действительно может не покрывать голову и шею перед братом. Но при этом даже перед ним не следует появляться в слишком открытой одежде или нижнем белье.
Также есть ряд запретов в отношениях с родственниками мужа. Ни одна правоверная мусульманка не останется наедине с братом мужа. Поэтому прежде чем прийти в гости он обязательно спросит у женщины, когда ее супруг будет дома.
Паранджа и хиджаб: в чем разница?
Если хиджаб является скорее головным убором, то паранджа больше походит на платье. Это длинный и свободный халат с платком, который почти полностью закрывает лицо. Видимыми для окружающих остаются лишь глаза девушки. Но в некоторых странах мусульманки закрывают глаза тонкой вуалью.
Большинство девушек предпочитают парандже более открытый хиджаб. К тому же в некоторых европейских странах у мусульманок в парандже могут возникнуть проблемы с законом. К примеру, в Дании и Франции нельзя появляться в общественных местах в платке, полностью закрывающим лицо.
Настороженное отношение к парандже обосновано. У среднего европейца возникает легкое беспокойство, когда рядом находится человек с полностью закрытым лицом. Даже если он знает, что это женщина.
Сегодня девушка в хиджабе является обычным явлением в странах Европы и СНГ. Для мусульманок это привычный элемент одежды, который скрывает их красоту от посторонних взглядов. Хиджаб позволяет отлично подчеркнуть женскую скромность и верность своему мужу.
Видео: 5 странных вопросов мусульманке о хиджабе
Женщина в хиджабе
Несмотря на то, что современный мир меняется очень стремительно, все еще остались традиции и обычаи, которые, однажды закрепившись в обществе, кочуют из поколения в поколение, из века в век, и с каждой эрой человечества становятся все более устойчивыми. Одной из таких традиций, как любят выражаться немусульмане, а также некоторые невежественные мусульмане, можно назвать традицию ношения женщиной хиджаба. Однако неправильно называть ношение хиджаба обычаем или традицией. Религия Ислам не связана с традициями или обычаями, к каким бы сферам знания Ислама они не относились: вопросы вероубеждения и нормы исламского права основаны на вере и здравом разуме, и на интересах этого и будущего мира.
Что такое хиджаб и его условия
У хиджаба существует ряд обязательных условий, которым он должен соответствовать, когда девушка выходит за пределы своего дома:
Отношение общества к закрытой женщине
В обществе существует масса мнений на этот счет, и по поводу ношения хиджаба довольно часто можно услышать возмущенные заявления, но такие заявления чаще всего звучат со стороны тех, кто не имеет к Исламу никакого отношения. От восточных девушек и женщин в хиджабе редко услышишь подобные заявления, поскольку большинство из них как раз не только не думают ничего отрицательного о ношении хиджаба, но носят его с удовольствием, считая одним из самых красивых и изящных элементов своей одежды.
Хиджаб и паранджу – часто путают те, кто не разбирается в мусульманской культуре. От таких людей замечания относительно целесообразности ношения мусульманской одежды слышать смешно.
Отличия женских мусульманских нарядов
Паранджой называют женскую верхнюю одежду, которую носят женщины в мусульманских странах – она напоминает длиннополый халат, у которое есть длинные ложные рукава. Паранджа снабжена сеткой волосяной или чачваном, которая предназначена для того, чтобы закрывать лицо.
История ношения паранджи уходит своими корнями в средневековую Персию, где эта одежда называлась фараджи и представляла собой как мужскую, так и женскую верхнюю одежду с длинными рукавами. Такую одежду носили в шестнадцатом веке, и не стоит путать ее с чадрой или буркой – в художественном фильме «Белое солнце пустыни» при съемках использовали как раз классический вариант паранджи.
Чадра – это покрывало, которое носят женщины. В переводе с персидского языка «чадра» переводится как «палатка». Это покрывало полностью закрывает женскую фигуру, с головы до самых ног, чадра бывает черного цвета, синего или белого. Лицо женщины и голову закрывают муслиновой тканью.
Чем отличается хиджаб от никаба, бурка и чаршаф, что такое палантин и амирка, какие виды мусульманских платков одевают женщины, об исламской одежде мусульманки.
Какая должна быть одежда по шариату? Можно ли одевать модный хиджаб? Какая должна быть женская обувь и какие части женщина может открыть мужчине?
Хиджаб может быть разным: и длинным, и коротким, но он должен скрывать формы тела женщины и не должен быть обтягивающим. В Священной Книге Аллаха Коране сказано, что свою красоту женщина показывать не должна никому, кроме своего мужа или близким родственникам мужского пола. В Коране упоминается, что напоказ выставлять запрещено все женские прелести, кроме тех, которые видны, и особо выделено, что следует прикрывать вырез на груди. Среди родственников, которым женщина может показываться без покрывала или платка, перечислены муж, отец, свекр, сыновья, сыновья мужа, братья, сыновья братьев, сыновья сестер, женщины, слуги, которые являются евнухами, дети, которые еще не достигли пубертатного периода.
Традиция ли хиджаб?
Ошибочна и опасна позиция некоторых людей, которые считают нормы шариата и мусульманской нравственности «исламскими обычаями». Целью навязывания этого ярлыка является искажение умов людей зловредной идеей о том, что духовно-нравственные ценности Ислама (заключающие, в действительности, в себе секрет счастья двух миров и являющиеся истиной) не берут своего начала от Всевышнего Аллаха, а представляют с собой ряд обычаев и привычек, унаследованных от предков.
Несомненно, результатом внушения этой «идеи» является отдаление наибольшего количества людей от древнего наследия Ислама и её хотят навязать обновляющемуся современному обществу в век прогресса и развития цивилизации.
В действительности же, переименование норм шариата не является случайностью. Поистине, переименование основ Ислама ложными ярлыками является одним из способов его разрушения. Все это делается следующим образом – берется определенное количество ценностей из Ислама и прикрепляется к ним ярлык под названием «обычай», а после прохождения определенного промежутка времени у людей складывается мнение о том, что основы и ценности Ислама являются просто обычаями. Они забудут, что ценности Ислама основаны на здравом мышлении и исследовании и в первую очередь установлены Самим Аллахом. Все ценности, с которыми явился Ислам нацелены на достижение благоденствия в двух мирах. Порядки и законы людей лишены совершенства, они склонны совершать ошибки, в связи, с чем зачастую нарекают истину ложью. В то время, как в рамках норм Ислама исключается нарекание истины ложью, так как Тот, Кто узаконил эти нормы, является Создателем разума и мышления. Только один этот факт является непоколебимым доводом для убеждения в истинности основ и ценностей Ислама.
Обязанность женщины в нормах одежды
Относительно того в каких случаях женщина в хиджабе имеет право его снимать, задают немало вопросов. Такие вопросы задают не только относительно платка или покрывала, но и других элементов мусульманской женской одежды – недавно скандал на пляжах Франции разгорелся насчет буркини – это название специального купального костюма для мусульманок, прикрывающего тело.
Чаще всего спрашивают, следует ли носить платок или покрывало всем мусульманкам? Сказано ли в Священной Книге Коран что-то о ношении девушкой хиджаба? Ответы на эти и многие другие вопросы помогают разобраться в сути тем, кто не имеет к Исламу отношения или только начинают его постигать.
В странах, где ношение хиджаба обязательно на государственном уровне, носить его должны все гражданки, какого бы вероисповедания они не были. Такие правила существуют в Саудовской Аравии и Иране.
Коран о хиджабе
В Священном Коране два аята посвящены теме того, как именно должны выглядеть мусульманские женщины и как одеваться. В двадцать четвертой суре «Свет» сказано, что женщина должна опускать свой взор и не выставлять напоказ красоту своего тела, а на груди прикрывать покрывалом вырез. Также этому вопросу посвящен аят из тридцать третьей суры «Сонмы», где сказано, что верующие женщины не должны наряжаться так, как наряжались во времена прежнего невежества. Это следует делать женщинам для того, чтобы их отличали от блудниц и рабынь и не подвергали оскорблениям.
Культурные особенности
В определенный период времени женщины с гордостью носили хиджаб и паранджу, поскольку она указывала на то, что женщина является представительницей зажиточной семьи, и паранджа, которую она носила, указывала на ее влияние и богатство.
Часто не только религиозные предписания становятся причиной того, почему женщины носят паранджу. Культурные особенности страны, тоже имеют определенные требования к женщинам прикрывать свое тело максимально. Еще до зарождения Ислама в странах Ближнего Востока женщины вели затворнический образ жизни, что соответствовало местным морально-этическим нормам, которые ставили во главу угла целомудрие и духовную чистоту. Даже среди элиты женское затворничество было распространено, и так жили как христиане, так и иудеи. Похожие традиции существуют и среди иудеев высших каст.
После зарождения Ислама такие традиции нашли подкрепление в религиозных нормах, получили широкое распространение даже за пределами высших слоев общества.
Требования Шариата к ношению хиджаба
В традициях Ислама есть определенные требования к тому, как следует носить хиджаб правильно, и часто в реальной мусульманской жизни образ девушки в хиджабе разнится с тем, что можно иногда увидеть на телеэкране. Шариат не позволяет женщине мусульманке, пользоваться косметикой или парфюмерией, поскольку и то, и другое может привлечь внимание посторонних мужчин. Женщина может пользоваться только сурьмой, чтобы подводить глаза, или хной, которой может разрисовать руки. Доступ к телу мусульманской женщины для постороннего мужчины должен быть закрыт, чтобы не вызывать страсти и греховных чувств, которые могут привести к очень плохим последствиям.
Что же касается выбора ювелирных украшений и их сочетания с хиджабом, то здесь следует исходить из количества украшений и их качеств, внешнего вида. Если ювелирные украшения привлекают внимание, то женщине не следует носить их с хиджабом. О том, что нельзя носить украшения на лодыжках, сказано и в Коране, где говорится, что женщина не должна носить такие украшения, которые, издавая звуки, будут привлекать внимание посторонних мужчин.
Традиции женской одежды у других народов и культур
У женщин-мусульманок часто спрашивают, как они сами относятся к необходимости носить хиджаб. И получают в ответ абсолютно спокойное отношение к нему как к требованию, которое появилось не в результате прихоти ее мужчины, а по предписанию религии ислама, которую она исповедует, принимает и которая является неотъемлемой частью ее жизненной позиции.
Религия Ислам рассматривает закрывающую одежду как способ защитить ее красоту, спрятать ее от взглядов посторонних мужчин. Исламская религия не является в этом вопросе обособленной, поскольку у многих народов в древности существовали обычаи и традиции, которых придерживались предки: женщина, особенно будучи замужем, не имела права ходить с непокрытой головой. Это есть и в древнерусской традиции, где женскую красоту берегли от чужих взглядов, и только когда западные традиции и вольнодумие хлынули в Россию через прорубленное «окно в Европу» Петром Первым, женщины начали одеваться более вольно и получили право принимать участие в застольях, чего до Петра Первого не позволялось никогда.
По Исламу, семейное счастье базируется на духовных ценностях, поскольку внешняя красота не будет вечной и со временем увядает, а ценности духовные долгие годы делают семейную жизнь счастливой.
Государственные законы относительно хиджаба
Существуют мусульманские страны, где женщина в хиджабе – это обязательное требование на государственном уровне. Ношение платка или покрывала женщиной обязательно в таких странах, как Афганистан и Саудовская Аравия. Есть также страны, в которых ношение непристойной одежды, облегающей тело, карается уголовно – к таким странам относится Судан.
Но есть мусульманские страны, в которых в определенных местах носить хиджаб запрещено – в государственных учреждениях и учебных заведениях. К таким странам относится Таджикистан, Тунис и другие.
Во Франции приняли закон, по которому человек не имеет право носить одежду, которая бы демонстрировала его религиозную принадлежность. Этот закон особенно строго предписывает соблюдение правила в образовательных учреждениях, где обучается большое число иностранных студентов.
Движение против хиджаба
Все разговоры о том, что ношение паранджи или хиджаба подавляют женскую волю, изолируя женщину от остального общества, ориентируются на те требования, которые выдвигают сторонники консервативных форм ислама, у которых женская роль сводится к заботе о доме и семье. Носить паранджу в таком обществе действительно женщины должны обязательно, и требования такие выдвигается в целом всем обществом.
Есть примеры, когда в определенных странах в последние годы разворачиваются целые движения против хиджабов. Таким примером может стать движение в социальных сетях Ирана, которое называется «Моя тайная свобода». Это движение основала иранка, проживающая в Лондоне, и с ее подачи сторонницы такого движения размещают в интернете свои фотографии с макияжем и непокрытой головой и выступают против ношения хиджаба. Участников движения насчитывается уже больше миллиона, и некоторые мужчины поддерживают своих жен в этом протестном движении, выставляя их фотографии без хиджаба.
«Внутренний хиджаб» мусульманки
Хиджаб в Исламе – это не просто элемент женской одежды, которую женщина носит по предписанию Шариата. Как свидетельствуют сами девушки в хиджабе, мусульманку в платке или покрывале можно сравнить с закрытым крышкой сосудом, и, если снять хиджаб, то есть открыть крышку, всем станет понятно, что внутри этого сосуда. Мусульманка не просто демонстрирует свой стиль тем самым – она выражает свою жизненную позицию, особенно если эта женщина носит его добровольно, не проживая в мусульманской стране.
Женщина в Исламе должна не просто носить хиджаб – только ношение платка или покрывала не делает женщину мусульманкой: она должна принять свой «внутренний хиджаб», то есть прикрыть свою душу, и после этого необходимость носить платок придет к ней сама.
Женщины, которые постоянно носят хиджаб, относятся к этому элементу мусульманской одежды с особым трепетом. Шариат устанавливает конкретные правила относительно того, как следует одеваться, но мусульманки с берегов Персидского залива уделяют много времени дизайну хиджаба, и некоторые такие образцы могут создать конкуренцию самым прекрасным произведениям искусства. У современных платков и покрывал есть домашние и вечерние варианты, над дизайном этого элемента мусульманской женской одежды трудятся ведущие мировые Дома моды, хиджабы украшают драгоценными камнями и роскошными тканевыми и кружевными вставками.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Хиджаб: достоинства и значимость
«Хиджаб» в переводе с арабского языка означает «покрывание, скрытие». В шариатской терминологии «хиджаб» – это покрытие тела женщины, соблюдая определённые требования и условия, предъявляемые к понятию «хиджаб».
Для того чтобы покрытие тела считалось «хиджабом», нужно соблюдать требования, которые есть в Исламе, то есть просто одежда, номинально закрывающая определенные части тела, не будет считаться хиджабом. Ниже мы напишем о достоинстве хиджаба, условиях, предъявляемых к нему, и о том, какие части тела нужно обязательно закрывать женщине.
Достоинство хиджаба
1) Подчинение Аллаху и Его Посланнику.
Аллах в Коране сказал:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
Смысл: «Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение…» («аль-Ахзаб», аят 36). А Аллах повелевает женщине закрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. В Коране говорится:
وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
Смысл: «Скажи (Мухаммад) уверовавшим женщинам: пусть притупляют свои взоры и сохраняют свои половые органы (от грехов) и не выявляют своих красот, кроме того, что видно из них» («ан-Нур», аят 31).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Женщина (т.е. её тело) является полностью авратом (в отношении посторонних мужчин)» (ат-Тирмизий).
2) Хиджаб подчёркивает целомудрие, сохраняет ее честь
Женское покрывало защищает от похотливых взглядов, а также подчёркивает скром-ность мусульманки. Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ
Смысл: «О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милостивый» («аль-Ахзаб», аят 59). То есть, чтобы им, мусульманкам, не наносили вред, путая с грешницами и блудницами.
3) Хиджаб – это чистота.
Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всеышний Аллах:
وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ
Смысл: «…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» («аль-Ахзаб», аят 53). Аллах Всевышний Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.
В другом аяте сказано:
فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ
Смысл: «…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» («аль-Ахзаб», аят 32). Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), соответственно, это пример и указание к действию для всех мусульманок.
4) Хиджаб – это признак богобоязненности.
Аллах в Коране сказал:
يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ
Смысл: «О сынов Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше…» («аль-Араф», аят 26). Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности. Очень много можно писать про пользу хиджаба, но мы ограничимся приведённым выше.
Условия хиджаба.
У хиджаба есть определённые условия, при их несоблюдении покрытие не будет считаться хиджабом:
1) Одеяние должно покрывать всё тело полностью (т.е. те части, которые обязательно нужно прикрывать).
2) Чтобы одеяние не было привлекательным, то есть, чтобы не было само по себе как украшение, вызывающим, броским и привлекающим взгляды мужчин.
3) Чтобы одеяние было из плотного материала (не прозрачным), прозрачным считается, когда виден цвет кожи женщины через материал.
4) Чтобы было широким (не облегающим), которое не подчеркивает силуэт женского тела.
5) Чтобы не было от одежды приятного запаха благовонья и т.д., то есть запах, который ощущают окружающие мужчины.
6) Чтобы одеяние не было подобным одеянию иноверцев.
7) Чтобы не было цели добиться известности среди людей посредством этого одеяния, то есть не выявляться из толпы людей, будь это цветом или какими-то узорами и т.д.
На сегодняшний день немногие из девушек соблюдают все эти пункты. Хотелось обратить внимание на седьмой пункт, потому что часто бывает так, что всё соблюдается, однако нарушается последнее из перечисленных условий, например, девушка одевается в слишком яркие и пёстрые цвета в тех местах, где обычно носят тёмные цвета. И наоборот, девушки носят черные цвета в тех местах, где носятся более яркие цвета, тем самым она выделяется из общества мусульман, а порой может вызвать и отрицательную реакцию по разным причинам и проблемам данной местности.
Аврат женщины, и какие части тела нужно закрывать.
Аврат женщины – это части тела, которые по Исламу нужно обязательно закрывать. И в зависимости от того, кто рядом с ней (мужчины, женщины, родные и т.д.) принимается решение относительно границ аврата на теле женщины.
У свободной женщины (не рабыни) есть четыре положения в отношении её аврата, соответственно, то, что нужно закрывать:
1) По отношению к чужим мужчинам – все её тело аврат, как пишется в «Хашият Иа-нат ат-Талибин». Насчёт границ Аврата женщины есть разные мнения учёных. Некоторые из числа Шафиитов сказали, что все тело её Аврат, кроме лица и кистей рук. Например, Закария аль-Ансарий сказал:
وعورة الحرة في الصلاة وعند الأجنبي ولو خارجها جميع بدنها إلا الوجه والكفين ظهراً وبطناً إلى الكوعين
«Аврат женщины в молитве и вне молитвы перед чужими мужчинами – всё тело, кроме лица и кистей рук – явная сторона и внутренняя до запястий» («Асналь-маталиб»).
Но более весомое слово, что аврат в отношении взглядов чужих мужчин у женщины также являются лицо и кисти рук, т.е. всё тело. Однако закрывать полностью лицо и кисти рук не нужно, а чужому мужчине запрещено смотреть в лицо чужой женщине, независимо от того, есть в этом смута или нет. Так пишется в книге «Тухфат аль-мухтадж».
3) По отношению к женщинам-иноверкам ее аврат – все тело, кроме тех частей тела, которые выявляются, когда она занимается работой (шея, руки по локоть, уши и т.д.).
4) При совершении молитвы ее аврат – все тело, кроме лица и кистей рук («Хашият Ианат ат-талибин»). Если женщина совершает молитву в облегающих, но не просвечивающих вещах, то молитва не нарушается, однако это порицаемо.
Подбородок женщины
Как мы упомянули выше, женщина обязана закрывать всё своё тело, кроме лица и кистей рук. То есть все, кроме овала лица, и все, что выше запястий, нужно закрывать. Границами лица являются: расстояние от уха до уха в ширину и от места роста волос, сверх лба, до нижней части подбородка, значит, низ подбородка является авратом.
Исходя из этого, сам подбородок закрывать не нужно, кроме как если по-другому хиджаб не держится. Но место внизу подбородка до шеи, закрывать нужно обязательно, если не закрыть эту часть в молитве, то и молитва будет недействительной.
Если стало ясно о границах аурата, соответственно нужно закрывать весь аурат, в том числе нижнюю часть челюсти, от подбородка. О аврате женщины написано во всех известных книгах фикха как: «Ианат», «Канзу Рагибин», «Тухфат аль-Мухтадж»
Цвет хиджаба
Мы упомянули все условия одеяния женщины для того, чтобы ее внешний вид соответствовал Исламу. Среди этих условий не оговаривается обязанность носить хиджаб черного цвета. Носить именно чёрный цвет для женщины не является сунной, но является дозволенным, равно как и для мужчин. Учёные едины в том, что дозволено носить одежду чёрного цвета мужчинам и женщинам, потому как Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:
خرج النبي صلى الله عليه وسلم ذات غداة وعليه مرط مرحل من شعر أسود
«Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха». (имам Муслим). Слово «миртун» – это плащ, который делают из шерсти, а иногда из хлопка или шелка.
Также Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:
جعلت للنبي صلى الله عليه وسلم بردة سوداء فلبسها
«Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел» (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Хаббан).
Что касается женщин, то черный цвет для них также дозволен, однако не является сунной. А доводом является рассказ Умму Халида (да будет доволен ею Аллах):
أتي رسول الله <صلى الله عليه وسلم>بثيابٍ فيها خميصة سوداء
«Пророку (мир ему и благословение) принесли чёрную рубаху, и он спросил:
من ترون نكسو هذه الخميصة
«Как вы думаете, на кого мы наденем рубаху эту?» Народ замолчал, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:
ائتوني بأم خالد فأتيه
«Приведите ко мне Умму Халид!» Меня привели к Пророку (мир ему и благословение) и он своими руками надел на меня рубаху»». (имам аль-Бухари). Этот хадис указывает на дозволенность ношения, но не сунну (желательность).
Жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижницы одевались в белый, красный, оранжевый, серый и чёрный цвета. То есть, нет определённого цвета, носить который является сунной.
Пусть женщина одевается в тот цвет, который не будет в данной местности бросаться в глаза и выделять её из толпы мусульман. Принципиальный подход к таким моментам может только оттолкнуть людей от себя и от нашей религии.
Туника и брюки
Если женщина надевает длинное платье до щиколоток, не облегающее, то нет никаких проблем в том, какие брюки по размеру, цвету и т.д. она наденет снизу, потому что это никто из чужих мужчин не видит. Более того в холодных странах пусть так и носит.
Если же она наденет просто брюки без платья поверх них и т.д., то это запрещено, потому как это уподобление женщины мужчинам. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал:
لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المخنثين من الرجال، والمترجلات من النساء
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджх, Абу Давуд).
Но если платье ниже колен или вообще только до колен, то какое положение данного вопроса в Исламе?
Если платье будет выше колен, то запрещено носить брюки под этой туникой или платьем (коротким), ибо это уподобляет женщину мужчине.
Если же платье ниже колен, то дозволено надеть брюки с условием, чтобы брюки были широкими, не подчёркивающими силуэт ног.
Что касается ношения брюк под туникой, то туника так же, как и платье, должна быть не облегающей, ниже колен и т.д. и можно надеть под такую тунику широкие брюки, не подчёркивающие силуэт ног. Если же туника выше колен, то нельзя носить брюки под туникой.
Это исходя из того, что написано выше об аврате женщины и условиях хиджаба, а также подобный вопрос был задан Шейху Ратибу ан-Наблюсий, на что он ответил подобным образом, что нужно сверху одеть широкую и длинную одежду, и под ними брюки.
Да поможет нам Аллах видеть истину истиной, а ложь ложью, и следовать истинному пути.