Что означает хадаре с аварского
Дагестанский слэнг)
Хороший фантастический рассказ
— Поехали в бар заедем. У меня вылет только вечером.
— На чем летишь? Боинг?
— Нее, я только ТУ-шками летаю. Чуть дороже конечно, но безопасность превыше всего. Да и кормят там по-человечески.
— Ага, только ни слова про политику, договорились?
Спустя 4 бокала пива и 2 стопки русской водки «Петрович»:
— Я слышал русские рассисты.
— По телеку говорили, что скоро у них нефть иссякнет и русское чудо закончится.
— Ты больше ящик смотри.. Я это уже который год слышу. Они давно уже нефтяные деньги вваливают в образование и науку, потому что поняли, что будущее не за нефтью, а за мозгами.
— Да просто мозги все скупили, вот и все. Денег и ресурсов то дохера.
— Не скажи.. У меня друг в Воркуте живет. Прикинь, что рассказывает: там в школах столько кружков и секций, что ребенок домой идти не хочет. А ты сколько за своего ребенка платишь? То-то же. Со спортом то же самое. Площадки и стадионы в каждой деревне. Тут хочешь не хочешь, а чемпионат мира по футболу выйграешь..
— А раньше их Уэльс три ноль обыгрывал!
Счастье любит тишину
Как дома
Про повышение зарплат бюджетникам
Поешь-поешь
История о том, как мы авто у дилера «почти» без допов покупали
Что ж, подержите мое пиво, как говорится. История будет длинная и захватывающая.
В августе 2021 года решили мы с благоверным купить новую машину. Поизучав предложения на взлетевшем рынке поняли, что светит нам мало что, и из этого мало чего мы выбрали Ладу Ниву.
Особо шерстить по салонам не стали, поехали в тот, что находился ближе всего к дому. Посмотрели там на другую похожую Ниву, посидели, помяли, потыкали – прелесть, а не машина. Понятное дело, что такой машины, какая нам была нужна, в наличии не было, поэтому решили заказывать и ждать. Менеджер предложил внести предоплату за бронирование автомобиля, что мы посчитали разумным и согласились. Пришли мы наивные и не подготовленные, не имея никакого понятия о том, как оформлять такую предоплату, но нам повезло. Предоплату приняли, выдав кассовый чек с указанием позиции «Автомобиль платеж за 1 шт VINXXXXXXXXXXX» (ВИН был указан, но скрою его в целях конфиденциальности, хо-хо). Эта предоплата в последствии стала одним из инструментов воздействия на дилера.
Решили мы заявиться в салон и прощупать почву. При личном общении с менеджером выяснилось, что все наши самые стремные догадки оказались явью. Когда авто приедет в салон, никто нам его без допов не отдаст. Страшный руководитель отдела продаж стоит с раскаленной кочергой за спинами менеджеров и в любой момент готов применить ее по назначению, если маржа упадет ниже 100500%. Приводились жуткие примеры, как несчастный покупатель Нивы перед нами уехал с допами в треть стоимости автомобиля. На это мы прямо заявили, что вот эта нездоровая фигня нас не устраивает. Мы заказали Ниву в максимально возможной для нее комплектации, а все навороты сверх заводской комплектации будем делать сами, как нам нужно. Все понимаем про план продаж, и не против необходимых допов, в общем-то, даже готовы согласиться на некоторые, но не за овер-прайс, а за рыночную цену. Все наши хотелки менеджер записал на листочек и пообещал согласовывать все дальнейшие действия с нами. Но больше мы о нем не слышали, до момента приезда машины в салон.
Ушли мы расстроенные и злые. После долгой рефлексии, позиция с компромиссной сменилась на радикальную. Цель – купить авто по РРЦ (рекомендованной розничной цене) или максимально близкой к ней. Начались штудирования Закона «О защите прав потребителей», консультации в Роспотребнадзоре, раскопки крупиц информации в интернете. Онлайн-консультации в Роспотребнадзоре оказались самыми полезными. У них ограниченный тайминг (что-то около 15 минут), но можно записываться несколько раз. Также, за умеренную плату специалисты Роспотребнадзора помогут составить претензии, жалобы, иски. В интернете очень мало инфы, в основном только кликбейтные заголовки статей с нулевой полезностью, да жалестные посты на Пикабу, о том какие дилеры редиски и выкручивают руки. В общем, вот та база, которую нам удалось собрать на переговоры:
• Внимательно читать договор. В договор купли-продажи стоимость доп. оборудования вряд ли включат, скорее всего выделят в доп. соглашение, которое подписывать не нужно.
• Важно, что есть зафиксированное обязательство автосалона продать вам автомобиль (в нашем случае это был кассовый чек с указанием вин-номера и внесенной предоплатой). На основании этого мы могли требовать исполнения договора, в ответ на их отказ от продажи без доп. оборудования. Для этого нужно потребовать письменный отказ, который, конечно же, вам не предоставят. В этом случае нужно быть готовым вызывать правоохранительные органы, чтобы они запротоколировали отказ автосалона. Также специалисты Роспотребнадзора посоветовали зафиксировать на видео факт отказа менеджера от продажи авто.
• Далее, пока господа полицейские фиксируют отказ, нужно написать досудебную претензию с требованием исполнить обязательство по продаже автомобиля, формулировки досудебки также дали в Роспотребнадзоре (картинка стырена из интернета, но суть такая же).
Обязательно попросить себе копию с отметкой о приеме и оставить контактную информацию, куда направлять ответ. Либо направить претензию заказным письмом.
• Самое главное – быть готовым идти до конца. Быть настроенным твердо, но не скандально.
Пока я готовилась умереть от инсульта прям на месте, муж достал камеру и попросил менеджера повторить при свидетелях, что такое он сейчас сказал. Как ни странно, это немного сбило спесь с менеджера, и он попросился выйти поговорить на улицу, заодно и машину осмотреть. В ходе дружественной беседы цена на доп. оборудование снизилась до 45 тысяч рублей, что показалось приемлемым обеим сторонам, на чем и пожали руки. Но, уточнил менеджер, такая цена будет действовать только в кредит. Хе-хе, кредит так кредит, подумали мы.
Отправили заявки в банки и ушли ждать одобрения. Сделку назначили на следующий день. При блестящей кредитной истории мужа, банки не спешили давать одобрения, что показалось довольно странным. Только под конец следующего дня пришло одобрение от одного невзрачного банка, что показалось еще более странным. День сделки пропущен, поехали на следующий. По совершенно случайному стечению обстоятельств, наш менеджер заболел, и нас передали другому бедняге. Мы терялись в догадках, кому же нас слили – невезучему неопытному стажеру или наоборот, опытному зубру продаж?
Дождались, наконец, сертификата. От взгляда на него мы чуть со стульев не попадали (пыталась описать эту нелепицу, но проще один раз показать, чем сто раз рассказать):
Далее терпеть и играть в переговоры стало невыносимо, мы уже потребовали шаблон кредитного договора, коммерческое предложение с расшифровкой всей стоимости и график платежей. Менеджер устал бегать советоваться и повел наконец нас к кредитному специалисту, который заявил, что не может нам дать никаких документов, пока не определимся с ценой. После долгих перегавкиваний нам дали прочитать условия чужого кредитного договора, из которых стало понятно, что ставка фиксированная, и не вырастет при отказе от страхования, а также есть возможность досрочного погашения кредита с первого месяца. Значит, в период охлаждения (14 дней) после заключения договора, установленный Банком России, можно отказаться от страховок жизни и финансовых рисков с полным возвратом средств и без увеличения ставки по кредиту.
Что ж, вопрос со страховками на сумму 90 тысяч закрыт, осталось избавиться от автопомощника и снизить сумму КАСКО. К слову, как выяснилось во время бодания с автосалоном, вы не обязаны брать то КАСКО, которое предлагает вам дилер. Вы можете попросить выписку из ЭПТС и онлайн оформить КАСКО прямо в салоне, а для выдачи кредита нужен только номер полиса, не важно где и как он оформлен. Я начала оформлять КАСКО в другой страховой, мне посчитали полис вдвое дешевле, чем насчитал автосалон. Глядя на такие расклады, менеджер сжалился над нами и попросил своего страхового специалиста пересчитать наш полис – и магия! Полис подешевел до 25 тысяч.
Отлично. Осталась самая малость – «Сертификат Помощь на дороге» за 60 тысяч. Менеджер до последнего утверждал, что без этой услуги машину нам не продадут и кредит не выдадут. Машину не продадут? Что-то смутно знакомое, давайте поговорим об этом. У нас предоплата, исполняйте договор, деньги есть наличные, мы можем и без кредита обойтись. Ах, стоимость допов 45 тысяч только при условии кредита, иначе только за 70 тысяч? Ну хорошо, мы купим у вас за 70 тысяч, но вы нам предоставите прайс-листы на материалы и работы за подписью директора, а дальше мы идем в суд оспаривать их стоимость, а там уж неизвестно, как повернется.
Менеджер ушел за прайс-листами, а вернулся почему-то на щите. Леший с вами, говорит, и автопомощника уберу вам, т.к. прайс-листы куда-то потерялись. Только, чур, оценки хорошие поставьте. Да не вопрос, мы добрые. Поставим, все как попросите.
На момент написания поста, заявления на возврат страховок написаны, деньги возвращены. Также, мои маленькие любители автокредитов, знаете ли вы, что при досрочном погашении кредита можно вернуть деньги за неиспользованную часть КАСКО? Написав заявление и предоставив подтверждение, что обязательства перед банком выполнены.
• Автомобиль по РРЦ – 744 тысячи;
• Доп. оборудование (ковры, защита картера, защита КПП, защита раздатки, антикор днища) по околорыночной цене – 45 тысяч;
• Проценты банка (кредит погашен досрочно) – 4 тысячи.
И бесконечное количество утраченных нервных клеток.
Всем участникам, узнавшим себя в этой вымышленной истории, передаю пламенный привет.
Аварско-лакские литературные связи XVIII – нач. XIX вв.
К вопросу о единстве дагестанской культуры
Дорога на верхний Гуниб
Рассматривая отдельные хронологические срезы в истории Дагестана, нетрудно отметить, что XVIII век по насыщенности и разнообразию происшедших в течение этого столетия событий, по количеству выдвинувшихся в это же время из среды дагестанцев выдающихся деятелей – военачальников, руководителей народных движений и государственных деятелей (правителей) и получивших всеобщее признание ученых-алимов занимает исключительное место.
Исторический экскурс
В течение XVIII в. в Дагестане скрестились военно-политические интересы таких крупных государств, как Россия, Иран, Турция, а также соседней Грузии. Именно в XVIII в. объединенными силами дагестанских народов был разгромлен (в 1742 г.) «гроза вселенной» иранский Надир-шах, пытавшийся захватить Дагестан и закабалить дагестанские народы.
В XVIII в. Дагестан дал таких выдающихся личностей – военачальников и предводителей, руководивших борьбой дагестанцев за свою независимость и свободу, как Сурхай-хан 1 Кази-Кумухский, Хаджи-Дауд Мюшкурский, Ибрагим-Хаджи Урадинский, Хан-Муртазали Кази-Кумухский, Умма-хан Аварский и др.
Однако при всей суровости жизни и трагичности происходивших в то столетие событий в Дагестане XVIII век в его истории является ярким свидетельством величия духа и стойкости дагестанских народов, так как при самых тяжелых условиях тогдашней действительности здесь продолжалась активная интеллектуальная жизнь, именно в этом веке творили многие из знаменитых дагестанских ученых-алимов: Мухаммад Кудутлинский, Мухаммад Убринский, Абубакар Аймакинский, Дауд Усишинский, Дамадан Мегебский, Мухаммад Ярагский, Джамалудин Кази-Кумухский и другие. В этой когорте выделяется и Дибир-кади Хунзахский, который был ученым разносторонних интересов, крупным государственным деятелем, пользовался большим авторитетом среди ученых. Они получили признание и за пределами своей родины, были известны в исламском мире. Представители дагестанской «арабо-мусульманской» науки – алимы – являли собой общедагестанскую, наднациональную интеллигенцию, они были представителями науки не того или иного из дагестанских народов, а представителями общедагестанской науки. В этой связи вспоминаются слова А. Мюллера, высказанные им в «Истории ислама» в 80-х гг. XIX в. о том, что средневековые ученые мусульманского мира, независимо от того, в каком из государств они жили, считали себя учеными всего исламского мира. Перефразируя эти слова, мы можем сказать: дагестанские алимы были учеными дагестанскими. Не представляются корректными утверждения, что Мухаммад Кудутлинский – аварский ученый, Мухаммад Убринский – лакский ученый, Дауд Усишинский – даргинский ученый и т. д. Такими утверждениями мы принижаем их роль в истории дагестанской науки. Они представляли единое общедагестанское научное и образовательное пространство. Именно стараниями таких дагестанских алимов, помимо и других факторов исторического, географического характера, в Дагестане возникло единое культурно-историческое пространство, в котором интенсивно проходили процессы интеграционного характера в жизни и культуре, в том числе и художественной (поэтической), дагестанских народов.
В этом едином культурно-историческом пространстве шли процессы взаимовлияния и в области художественных словесных культур, и возник довольно большой фонд «общих» народно-поэтических произведений. При этом выделились и зоны, в которых распространены такие произведения, ср. целый ряд исторических песен и баллад, известных среди аварцев, даргинцев и лакцев.
В русле таких культурных связей следует рассматривать и выявляемые двусторонние связи, которые являются частным случаем взаимодействия культур дагестанских народов. В таком плане следует рассматривать бытующие у аварцев и лакцев одинаковые, «общие» народно-поэтические произведения. В таких произведениях отмечаются не только одинаковые сюжеты, но и очень близкие меж собою варианты одних и тех же исторических песен и баллад.
Единство литератур
Среди распространенных у обоих народов поэтических произведений отметим такие, как «Хочбар» («Ххучилав»), «Песня о разгроме Надир-шаха», цикл «Песни о набегах», «Камалил Башир» («Камалул Баши»), «Песня о Кайдаре», «Сестра Сулеймана» («Брат Сулейман»), «Красавец Салман», «Песня Герги», «Али, оставленный в ущелье», «Красавица Ашура», «Каримил Хаджи» («Алил Магомед»), «Песня о Бук-Магомеде» и др. Подобного рода «общие» поэтические произведения возникли в процессе взаимовлияния и взаимопроникновения народно-поэтических произведений от одного народа к другому. Соответствующий историко-филологический анализ позволяет выяснить, у какого народа первоначально возникло то или иное произведение, в данном случае у аварцев или лакцев. Учет факторов исторического, лингвистического и географического порядка позволяет прийти к заключению, что целый ряд из них был первоначально создан в аварской среде. К ним относятся «Хочбар», большинство из «Песен о набегах», «Камалил башир», «Песня о Герги» и др. Лакские истоки выявляются в аварских произведениях «Песня о Хадаре», «Зардухил Али», «Бук-Магомед» и др.
Обращает на себя внимание тот факт, что аварско-лакские культурные связи в области народно-поэтических произведений выявляются в эпических песнях, относящихся к XVIII в. И в этом отношении временные рамки того столетия сказались весьма богатыми процессами взаимодействия культур соседних народов, как и в отношении насыщенности событиями военно-политического характера.
Особое место в аварско-лакских культурных связях, относящихся к событиям XVIII века, занимает широкое представление в народной поэзии этих народов произведений, относящихся к циклу так называемых Песен о набегах.
Этот цикл связан с т. н. дагестанскими набегами в Грузию, в особенности в Кахетию (Восточная Грузия) в XVIII в. В Грузии эти события называют лекIианоба («дагестанство»), «набеги леков» (т. е. дагестанцев).
Особой близостью меж собою отличаются лакские и аварские варианты «Песен о набегах». Как было отмечено, лакские варианты в большинстве случаев восходят к аварским и максимально близко воспроизводят исходный аварский текст. В лакских вариантах очень точно переданы устойчивые поэтические выражения, характерные для аварского языка, в особенности эти моменты проявляются в лакских песнях «Маллачил Иса» и «Илдар Нажмуттин», которые во многом повторяют фрагменты из аварской «Песни о Хромом Ражбадине».
Несомненно, что в процессе лексико-семантического взаимодействия аварского и лакского языков в организации художественного текста сложились определенные традиции, способы и приемы передачи особенностей поэтической и образной системы одного языка на другой.
Очень много идентичных «переложений» из аварских текстов наблюдается в лакских вариантах песен о набегах. Отметим ряд таких мест:
1. Авар.: Бисмиллагьги абун, чоде вахиндал,
ХIурулгIинзабаца хIотIочIел ккурав.
Садясь на коня, сказал: «Во имя Бога»,
Гурии же держали ему стремя»
Лак.: Салаватгудуртун, бурттиикIайни,
2. Авар.: Алазанги къотIун, Къарбиги бахун…
Переправившись через Алазан, перейдя Карби (Иори)…
Лак.: Аьлазангулавхъун, Кьавругубивтун….
3. Авар.: Гьаб гьитIинаб къокъа киса-шибабун,
Къокъадул ццевехъан шиб росолъаян?
Гьаб гьитIинаб къокъа белехь гинансал,
Къокъадул ццевехъан Рекъав Ражбадин.
Этот маленький отряд откуда будет,
Отряда предводитель из какого аула?
Этот маленький отряд балаханцев с унцукульцами,
Предводитель отряда Хромой Ражбадин.
Лак.: МучIириссакьюкьачасса дури тIий,
КьюкьлулцIивикъангу Илдар Нажмуттин (// МаллачилЭса).
4. Авар.: ТуманкIул харица михъалги чIурхIун…
Ружейным порохом усы опалив…
5. Авар.: Цо гьари гьабуна Ражбадиница…
Одну просьбу (молитву) сделал Ражбадин…
Лак.: Заннайнгьарибувна та Нажмуттиннул…
6. Авар.: ВачIа, ле Ражбадин рекъел гьабизин…
Ступай сюда, Ражбадин, заключим мир…
Лак.: Нану, дакьаву да, Илдар Нажмуттин…
Следует также отметить, что в аварских и лакских эпических песнях этого цикла нередки одинаковые устойчивые образные выражения, эпитеты, своеобразные «штампы» и т. п., ср.: гьитIинаб къокъа – чIарасса кьюкьа («маленький отряд»), къокъадул ццевехъан – кьюкьлул цIивихъан («предводитель отряда»), хIаму лгуржиял – ттукку гуржи («ненавистные, букв. «ослиные», грузины») и др.
4. В организации художественного текста в общих народно-поэтических произведениях важную роль играет ономастическая лексика – имена персонажей и топонимы. При их передаче («переводе») выявляются определенные закономерности, обусловленные языковыми особенностями. В связи с этим нуждается в «расшифровке» ряд собственных имен, представленных в лакских вариантах произведений.
6. В песнях о набегах фигурируют имена (Рекъав) Ражбадин «(Хромой) Ражбадин» и Хъараш МухIама «Хараш Магома» у аварцев, Маллачил Эса (Маллачилав) «Иса сын Маллачи» у лакцев. В материалах А. Каяева по лакскому языку и истории (изд. в 2010 г.) представлена песня из цикла о набегах «Илдар Нажмуттин», которая является вариантом аварских песен о Хромом Ражбадине и Хараш Магоме и лакской о Маллачил Иса.
В лакском варианте песни имя Ражбадин замещено соответствующей формой Нажмуттин, т. е. они представляют собою имя одного и того же персонажа песни о набегах. Что же касается первого компонента Илдар в двусоставном (на первый взгляд) имени Илдар Нажмуттин, то он в данном случае выступает не как собственное имя (как первый компонент сложного имени), а как определение к имени Нажмуттин, ср. авар. рекъав, «хромой» в (Рекъав) Ражбадин.
7. Известное у аварцев «Гергил кечI» («Песня Герги») у лакцев известно как «Ккурккихассабалай» («Песня о Курки»). Эта песня возникла у аварцев, точнее у чохцев, у которых издавна бытовало предание о живших в соседстве Герги и Панусе. О содержании песни и предания писал еще в 80-х гг. ХIХ в. О. Каранаилов в статье «Аул Чох» (см.: СМОМПК. Вып. ХIV). Лакский вариант этой песни, записанный в 1974 г. в с. Ури (в соседстве с андалальцами), представляет собою переизложение, но весьма близкое к оригиналу, авар. «Песни Герги» на лакский язык. Но при этом, в отличие от многих «общих» аварско-лакских эпических песен, в этих вариантах использованы разные размеры стиха: в аварском – четырнадцатисложный, а в лакском переводе – одиннадцатисложный. Ср.:
Вонугила, вадир вас, …дуе гъоркь чIейбатила – Магьара, ххираарс, луркIанлякъайча «Не ходи, мой сын (родимый), то засаду найдешь»;
Пиридил пархи буго сухмахазул ракьанда, / Зобалъул гъугъай буго дал гургинал гухIазда «Блеск молний, вижу я, у начала горных троп. Гром гремит, слышу я, на круглых на тех холмах» – ЦIупартIундиркIуназунтталбакIурдай / Къув-аьстIунбивкIунабакIурдалчулух«Молния стала сверкать на горных вершинах, / Гром стал греметь со стороны вершин».
Хотя лакский вариант является переложением аварского и при этом использован другой стихотворный размер, содержание передано точно, и довольно часты текстовые совпадения. Отметим ряд таких фрагментов.
Авар.: Киндай-щибдай инабун / Данде яхун йикIарай:
Кидалго накал ссукIчIев / Эбел хваяв багьадур,
Вай, велъенев вихьула, / Росдал рехьед цебегъун,
Илае тупанкI гIунтIун, / ГIонсое хвалчен гIунтIун.
Узнать о случившемся / Ему навстречу пошла:
Никогда не гнул колен / Молодец, да умрет мать! –
Ликри, кьянкьассия, бавадирчIивул,
ТтуршалкIанай – мажар, аьсав – мисри тур.
Авар.: Нежер гьеб ругънадаса / Дур вас вахумоккани,
Ясги кьун, дурц лъунхьихьла / ЧIухIараб нежер кьолбад.
Если вдруг от раны нашей / Излечится твой сын,
Будет зятем – отдам дочь / И примем в наш славный род
Лак.: Агарщавурдая вил арсхъинхьурчан,
Булуннужула душ, хъункъатрал анну.
Обращают на себя внимание оба варианта имени героя – авар. Герги и лак. Ккуркки – и их взаимоотношение. Несомненно, они варианты одного и того же имени. Исходным является авар. Герги, которое давно бытует у аварцев, а по происхождению восходит к груз. Гиорги. Оно могло выступать и как обозначение грузина. Лакский вариант Ккуркки является закономерной передачей авар. Герги, хотя в лакском языке оно (Ккуркки) фонетически совпадает с прилагательным ккуркки-(сса) «круглый» (для соотношения авар. ги лак. кк ср. авар. горде – лак. ккуртту, «рубаха; бешмет», а для е (и) – у ср. авар. цIеххизе – лак. цIуххин «спросить»). Вероятно, и встречающееся у лакцев мужское имя Ккуркки можно рассматривать как грузинское, но проникшее через аварский язык.
Процессы взаимовлияния и взаимодействия культур народов Дагестана и прослеживаемые при этом тенденции интеграционного характера в выработке общедагестанских черт заслуживают самого пристального внимания ученых-дагестановедов, так как подобные явления в истории наших народов свидетельствуют о единстве и общности их исторических судеб, а такие научные изыскания будут способствовать сохранению и развитию общедагестанских духовных ценностей.