Что означает фразеологизм сизифов труд значение
Фразеологизм пришел из древнегреческой мифологии: царь Сизиф после смерти был обречен вечно вкатывать на гору огромный камень, который с вершины скатывается обратно вниз.
Ударение ставится на второй слог: сиз и́ фов труд.
Тициан. Наказание Сизифа
Говорить бывало, когда мы останемся одни, ужасно трудно. Какая-то это была сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать.
Л.Н. Толстой. «Крейцерова соната»
Занят я теперь громадной, но увы, кажется, сизифовой работой, составлением каталога о товарах, привозимых в таможню.
Ал.П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову
Год за годом, сизифовыми трудами строй, возводи, недосыпай, а этот пришел, и ему все равно, что он дунет, плюнет и все разлетится вдребезги!
Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»
Зачем делать бессмысленную работу? Какой-то сизифов труд…
Ю. Трифонов. «Исчезновение»
Происхождение выражения: за что боги наказали Сизифа?
Этот миф излагается в «Одиссее» Гомера:
Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью:
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись,
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкой ношей, назад устремленный невидимой силой,
Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши,
Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью.
«Одиссея» в переводе В.А. Жуковского
Выражение «сизифов труд» в переносном смысле первым употребил древнеримский поэт Проперций в I веке до н.э.
Еще одна популярная версия гласит, что Сизиф был наказан за попытку избежать смерти. Однажды царь пленил и заковал в цепи бога смерти Танатоса. Люди перестали умирать, и тогда обеспокоенные олимпийцы послали бога войны Ареса, чтобы освободить Танатоса. Душа Сизифа отправилась в мир мертвых.
Но Сизиф смог обмануть богов. Он запретил жене совершать похоронные обряды, велев бросить непоребенное тело на площади. Тогда хтонические божества Аид и Персефона, не дождавшись положенных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться в мир живых, чтобы наказать жену за непочтительность и организовать собственное погребение. Хитрец Сизиф возвратился во дворец и остался на земле.
Персефона наблюдает за трудом Сизифа. Древнегреческая амфора, около 530 г. до н.э. Фото: Wikimedia / Bibi Saint-Pol
«Миф о Сизифе» Альбера Камю
Альбер Камю. «Миф о Сизифе»
Сизиф. Картина Франца фон Штука.
Сизиф смотрит, как в считанные мгновения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять придется поднимать к вершине. Он спускается вниз.
Сизиф интересует меня во время этой паузы. Его изможденное лицо едва отличимо от камня! Я вижу этого человека, спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня.
Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.
Сизифов труд
Полезное
Смотреть что такое «Сизифов труд» в других словарях:
сизифов труд — сизифова работа, труд Словарь русских синонимов. сизифов труд сущ., кол во синонимов: 2 • сизифова работа (2) • … Словарь синонимов
сизифов труд — сизифа работа (Сизифов труд) Сизифов камень (иноск.) о трудной, безрезультатной, бесконечной работе (муке) Ср. (Во время жениховства) говорить бывало, когда мы остаемся одни, ужасно трудно. Какая то была Сизифова работа. Только выдумаешь, что… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
сизифов труд — A/ пр; 133 см. Приложение II (бесконечный и бесплодный труд; по имени мифического царя Сизи/фа, в наказание за оскорбление богов вкатывавшего в гору камень, который тотчас скатывался вниз) Узелок на память : сизи/фов труд, напра/сный труд,… … Словарь ударений русского языка
сизифов труд — нескончаемая и бесплодная работа (по имени мифического древнегреческого царя Сизифа, провинившегося перед богами и осужденного ими вечно вкатывать на гору камень, который, достигнув вершины, каждый раз скатывался обратно вниз). Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
сизифов труд — сиз ифов тр уд, сиз ифова труд а … Русский орфографический словарь
СИЗИФОВ ТРУД — Непрерывный, бесцельный и изнурительно тяжелый труд (выражение это происходит от древнегреческого мифа о царе Сизифе, ослушавшемся богов и осужденном за это ими вечно вкатывать на высокую гору камень, к рый, достигнув вершины, каждый раз… … Словарь политических терминов
Сизифов труд — … Википедия
Сизифов труд — Книжн. Тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа. /em> Оборот возник на основе древнегреческого мифа. БМС 1998, 575; БТС, 1348; Мокиенко 1989, 77 78 … Большой словарь русских поговорок
Сизифов труд — книжн. тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. Выражение возникло на основе дренегреческого мифа. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который,… … Справочник по фразеологии
Сизифов труд
Автор: Дмитрий Сироткин
Сизиф – первый авантюрист Древней Греции, а может быть – и всего мира.
Ниже описаны значение, происхождение и источники фразеологизма, а также даны примеры из произведений писателей.
Значение фразеологизма
Сизифов труд – бесполезные, повторяемые вновь и вновь усилия
Синонимы: мартышкин труд, напрасный труд, носить воду решетом, сизифова работа
В иностранных языках имеются прямые аналоги фразеологизму «сизифов труд»:
Сизифов труд: происхождение фразеологизма
Как известно, бог Зевс наказал царя Коринфа Сизифа: в подземном царстве мертвых он должен был безостановочно вкатывать на гору тяжелый камень, который, почти достигнув вершины, сразу же катился обратно.
История весьма древняя, поэтому как следует разобраться в ней сложно. Во всяком случае можно отметить, что Сизиф был не просто царем, а праправнуком Прометея, создателем города Коринфа, а также, как ни странно, так называемым любимцем богов. Боги приглашали Сизифа на свои пиры на Олимпе.
Возникает естественный вопрос, за что же боги так сурово наказали любимца богов? Похоже, за то, что называется «по совокупности преступлений»:
Так что трудно упрекнуть Зевса в несправедливости. Морально сомнительный успех Сизифа был связан с тем, что он первым среди греков воспользовался хитростью и обманом. К этому оказались не готовы не только люди, но и боги.
Источники
Миф о Сизифе изложен в поэме «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера (IX в. до н. э.).
Само же выражение «сизифов труд» принадлежит римскому поэту Проперцию (I в. до н. э.).
Примеры из произведений писателей
Говорить бывало, когда мы остаемся одни, ужасно трудно. Какая-то была Сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать. (Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната»)
В этом вся тихая радость Сизифа. Ему принадлежит его судьба. Камень – его достояние. Точно так же абсурдный человек, глядя на свои муки, заставляет умолкнуть идолов. В неожиданно притихшей вселенной слышен шепот тысяч тонких восхитительных голосов, поднимающихся от земли. Это бессознательный, тайный зов всех образов мира – такова изнанка и такова цена победы. Солнца нет без тени, и необходимо познать ночь. Абсурдный человек говорит “да” – и его усилиям более нет конца. Если и есть личная судьба, то это отнюдь не предопределение свыше, либо, в крайнем случае, предопределение сводится к тому, как о нем судит сам человек: оно фатально и достойно презрения. В остальном он сознает себя властелином своих дней. (А. Камю, «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»)
Получается горький парадокс: страдать проще, чем созидать. Вся Россия — пьющий Гамлет. Выход только один. Хочешь вырваться из страданий — созидай! Другого лекарства нет и не будет. Даже сизифов труд освобождает нас от бесполезных рассуждений о бесполезности сизифова труда. (Ф.А. Искандер, «Государство и совесть»)
В продолжение темы вы можете ознакомиться с обзором фразеологизмов Древней Греции, а также со следующими материалами:
Комментарии также всячески приветствуются!
Происхождение фразеологизма «Сизифов труд»
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Согласно древней легенде, это выражение означает тяжёлый, но бесполезный труд. Такое знакомо каждому человеку, а уж женщине – тем более. К сожалению, не всегда получается сразу распознать, что ты так же, как древний Сизиф, впустую тратишь силы.
Чему учит миф
Знаменитый поэт Древней Греции Гомер описывает миф о царе Сизифе. Царь Коринфа жил и правил в своё удовольствие, пока не попал в царство Аида. В царстве мёртвых Сизиф получил наказание за свои грехи во время земной жизни. Он должен был вкатывать на гору огромный камень. Как только камень достигал вершины, он тут же скатывался вниз. И всё продолжалось.
Миф, конечно, учит тому, что любой поступок имеет последствия. Сизиф был наказан за хвастовство, корыстолюбие и хитрость. Совершенно необходимые навыки для выживания в современном мире, и поэтому, это не самая популярная часть мифа.
Куда страшнее и ярче – это изощрённое наказание. Само выражение «Сизифов труд» появилось позже описанной легенды. Его автор поэт Проперций.
Сизифов труд в твоей реальности
Вся беда «Сизифова труда» в его полной бесполезности. Сколько раз тебе приходилось ловить себя на бесполезных делах? И сколько чувств это приносило: огорчение, разочарование, чувство вины или злости. Зависит от контекста.
Автолюбители знают, как неприятно бывает – только помыл машину и пошёл сильный дождь. Потратил время, деньги или усилия. И совсем скоро – твоя машина снова грязная. Злит, обескураживает. А ругать некого! Так и вздыхаешь и ждёшь погоды почище.
Почему именно женщинам особенно знакомо выражение «Сизифов труд»? Это отлично понимают мамы, особенно ярко – многодетные. Ведь жизнь с маленькими детьми на половину уж точно состоит из бесполезной работы. Когда ты бесконечное количество раз что-то или кого-то моешь, трёшь, отодвигаешь, переставляешь, убираешь, складываешь.
Многие мамы смеются: «а нельзя как-то придумать, чтобы это можно было «сохранить», как в компьютерной игре?». Да, Сизиф испытал бы огромное облегчение, закатив всё-таки валун на гору. Сизифу было грустно, а детям весело! То и дело достаются какие-то игрушки, книги, просто предметы быта. Всё можно пустить в дело.
А попробовать мамину помаду? А что, если размазать шоколад где-нибудь? Детей подогревает любопытство, а маму – бесконечное терпение. Помнишь советский мультфильм про маму-обезьяну и её маленьких детёнышей?
Малыши всегда что-то вытворяли, убегали, искали приключений, а мама неустанно бегала за ними и пыталась уменьшить масштабы катастроф. Отличный пример родительского «Сизифова труда» и божественного терпения.
Как прекратить трудиться зазря?
В случае декретных забот важно действительно искать баланс и ставить хоть иногда жизнь на паузу.
Или это какие-то рабочие моменты. Когда у тебя создаётся ощущение, что ты зря тратишь силы и время. Совершаешь много действий, а результат, по сути, никому не нужен. Это именно та причина, почему все ругают бюрократизм. Бумаги, отчётности, планы…и очень мало времени на сам процесс работы.
Аналоги Сизифова труда
Существуют выражения, аналогичные «Сизифову труду». Например, «работа Пенелопы». Согласно мифу, пока Одиссей странствовал, к его жене активно поступали предложения руки и сердца. Пенелопа, устав отбиваться от потенциальных женихов, решила схитрить.
Она дала согласие на замужество при условии, что сделает погребальный покров для своего свёкра Лаэрта. Усердная Пенелопа целыми днями честно и добросовестно ткала полотно. Но ночью распускала всё, что соткала за день. Так она оттягивала момент принятия предложения.
Аналог «работы Пенелопы» — так называемая ИБД, а точнее имитация бурной деятельности. Можно часто встретить в каком-нибудь государственном учреждении или мелкой конторке. Создаётся видимость рабочего процесса, суета, как в муравейнике. При этом, рабочий процесс особо не продвигается. Зато выглядит красиво и убедительно.
Иногда домохозяйки чувствуют себя Пенелопой. Чистишь, нарезаешь, варишь-паришь, готовишь. И очень быстро от результатов труда остаётся лишь грязная посуда. Одно хорошо – все сыты.
Ещё один вариант подобной метафоры – «бочка Данаид». Древнегреческий писатель Гигин поведал эту историю. У царя Ливии Даная было 50 дочерей. Однажды Данай проиграл битву своему брату Египту.
Фото автора Anna Shvets: Pexels
Все 49 дочерей были наказаны за содеянное Аидом – они вынуждены были бесконечно наполнять бочку водой в царстве мёртвых. Именно это наказание имеется ввиду, когда употребляется выражение «бездонная бочка». Бочку Аида невозможно было наполнить – вода утекала.
Любая рутинная, преимущественно «женская» работа может казаться наказанием богов или чьей-то злой хитростью. И вроде бы результат есть, но и дела эти не заканчиваются. И хорошо ещё, что женщина не тратит своё время и силы на службу в армии. Армейские рассказы мужчин полны разных историй и часто напоминают древнегреческие мифы о наказаниях олимпийских богов.
Так же, «Сизифовым трудом» может оказаться волонтёрская работа. Результат от самой деятельности может быть, и даже приносить удовлетворение какое-то время. Но это не есть профессиональная самореализация и уж точно не финансовая.
Если ты занимаешься чем-то, что не приносит тебе должной отдачи в виде профессионального роста и развития, материального вознаграждения, то ты быстро выгораешь. И появляется то самое ощущение впустую потраченного времени и сил. Воспоминания, опыт и ощущение, что ты молодец не приносят удовлетворения.
Если твои трудозатраты высоки, то и отдача должна быть соответствующей. Это даёт ощущение баланса. Перекос в любую сторону создаёт дискомфорт. Поэтому, важно следить за балансом! Ведь человек всегда стремится к развитию, росту и созиданию.
Сизифов труд. Миф о Сизифе
«Сизифов труд» — эта фраза знакома многим из нас: кому-то – понаслышке, а кому-то – по собственному опыту. И, конечно же, значение её известно – обычно о Сизифовом труде говорят, когда речь идёт о долгой, мучительной и безрезультатной работе и муках. Но почему именно Сизиф? Что за образ послужил для столь знаменитого фразеологизма? Вот об этом знает далеко не каждый, и мы бы хотели рассказать вам, откуда произошло выражение «Сизифов труд».
Сизиф
Для начала дадим краткую справку:
Сизиф, а если выражаться правильнее, Сисиф – это один из персонажей мифологии Древней Греции. Он был сыном Энареты и Эола, супругом дочери Атланта – плеяды Меропы, от которой у него были сыновья: Альм, Ферсандр, Орнитион и Главк.
Сизиф был строителем и царём древнегреческого полиса (города) Коринфа (сегодня он называется Эфирой), которого после смерти боги приговорили к «каторжным работам» — закатыванию на гору, расположенную в находящейся под царством Аида глубочайшей бездне под названием Тартар, тяжёлого камня, который как только достигает вершины, постоянно скатывается вниз. Отсюда, собственно, и пошло рассмотренное нами выше выражение.
По словам легендарного древнегреческого поэта-сказителя Гомера, Сизиф был хитрым, корыстолюбивым и порочным человеком, который впервые среди греков (эллинов) воспользовался обманом и хитростью.
Мифов, связанных с Сизифом, существует несколько вариантов, каждый из которых довольно интересен.
Мифы о Сизифе
Все имеющиеся мифы о Сизифе дают нам объяснение того, почему он был так жестоко наказан богами.
Согласно одной версии, причиной наказания Сизифа послужила дочь Асопа – Эгина. После того как её похитил Зевс, Асоп начал её искать, но всё безрезультатно. Тогда Сизиф сказал Асопу, что знает, как найти Эгину, но расскажет, только если Асоп согласится дать ему воду в акрополь Коринфа – Акрокоринф.
Самой же распространённой версией считается такая: однажды Сизиф путём обмана похищает Танатоса (бога смерти), заковывает и оставляет у себя в плену (есть также версия, где Сизиф обманывает и заковывает в цепи не Танатоса, а Аида). По причине отсутствия Танатоса, на планете люди больше не умирают. Из-за этого начинают беспокоиться боги, но предпринять ничего не могут. Однако несколько лет спустя, богу войны Аресу удаётся спасти Танатоса. Чтобы отомстить Сизифу, Танатос исторгает его душу, а затем уводит в царство теней умерших людей.
Но Сизиф отличился снова: перед тем как умереть, он запретил жене совершать обряд погребения в случае его смерти. Не сумев дождаться погребальных подношений, Аид с Персефоной разрешают Сизифу на некоторое время вернуться в мир живых, чтобы он наказал жену за то, что он нарушила сакральные обычаи, и после устроила традиционные похороны с жертвоприношениями.
Затем Сизиф должен был возвратиться в царство Аида. Но он не вернулся, а продолжал пребывать в своём дворце, радуясь тому, что он является единственным из всех смертных, кому удалось вернуться в мир живых из царства теней. Время шло, и то, что Сизиф не вернулся, было обнаружено только несколько лет спустя. За тем, чтобы вернуть обманщика, был послан Гермес.
Проступки, которые Сизиф совершил при жизни (включая посмертные) стали причиной наказания Сизифа: на протяжении вечности он должен был закатывать на гору огромный валун, который всё время скатывался вниз, и повторять это действие раз за разом.
С течением времени образ Сизифа прочно вошёл в творчество различных деятелей искусства. Например, он стал одним из персонажей в сатировских драмах Эсхила, таких как «Сисиф-камнекат», «Сисиф-беглец» и «Феоры, или Истмийские состязания», а также в пьесе Софокла «Сисиф», сатировской драме Еврипида «Сисиф» и пьесе Крития «Сисиф». Но кроме своего отражения в драматургии Древней Греции, образ Сизифа был отражён и в творчестве деятелей нового времени – литераторов (Робер Мерль и Альбер Камю) и художников (Тициан).
И не будет лишним рассмотреть образ Сизифа в работе одного из самых ярких представителей абсурдизма – Альбера Камю. Далее вы поймёте, почему.
Сизиф в эссе Альбера Камю
Если вы когда-нибудь интересовались абсурдизмом, то знаете, что это философское представление о существовании человека заключается в том, что его бытие не имеет смысла. И именно у Камю Сизиф становится человеком, поднявшимся над бессмысленностью жизни и обретшим в ней своё собственное предназначение, а также гордость. Речь идёт о философском эссе Адьбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программное произведение в философии абсурдизма.
В своей работе Камю делает попытки ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь труда того, чтобы её проживать?» — единственный вопрос, согласно мнению Камю, который имеет значение в философии.
Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.
У Сизифа есть его камень, представляющий собой целое достояние, и даже малейший кусочек которого является для него целым миром. В конце концов, Альбер Камю приходит к заключению, что в действительности «всё хорошо», и единственное, что Сизифу нужно сделать, это представить себя счастливым человеком.
Необычно и интересно то, что Камю предлагает смотреть на бесконечную и бессмысленную работу Сизифа, как на своеобразную метафору жизни современного человека, которая впустую тратится им на офисы, конторы, цехи заводов и другие подобные этим места. Камю говорил: «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».
Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.
А сказать хочется о том, что сравнение Сизифова труда Альбером Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что сделано оно было более полувека назад, даже сегодня является очень актуальным. Миллионы людей проводят свои жизни в бетонных коробушках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, нужную кому угодно, только не им, зарабатывая деньги на ежедневные и зачастую сиюминутные нужды. Это ли не Сизифов труд? И это ли не абсурдизм во всей его красе? Неужели в этом есть смысл? Многие из нас вкатывают свой «камень» на свою «гору» каждый в своём «Тартаре», и тратят на это целую жизнь. Это действительно так, ведь такая жизнь представляется тяжкой ношей, постоянно требующей внимания и действий.
Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.
Если нравится жить, то нужно стремиться к тому, чтобы наполнить жизнь яркими красками и эмоциями, или хотя бы предпринимать попытки к этому. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то посвятить её можно подготовке к «жизни после». Единственное и главное – суметь найти себя, понять, что нравится, к чему лежит душа. А если даже это не помогает, то можно непрестанно наблюдать за своим «камнем», который ты пытаешься взгромоздить на вершину. Возможно, по прошествии времени, и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена целая вселенная.
Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!