Что означает фразеологизм шапка мономаха

Фразеологизм «Тяжела ты, шапка Мономаха»

Что означает фразеологизм шапка мономахаПродолжаем знакомиться с историей происхождения некоторых фразеологизмов. Сегодня рассмотрим фразеологизм «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Значение выражения.

В словарях значение фразеологизма поясняют: «О неприятных и тяжелых обязанностях, налагающихся на кого-либо».

Выражение символизирует не только пышность и богатство царской власти, но и тяжесть принятия решений, тяжесть ответственности за свои деяния.

«Тяжела ты, шапка Мономаха» — обычно так говорят руководители высшего ранга, высокопоставленном чиновнике, от которых зависит благополучие и даже жизнь множества подданных.

Действительно, люди, на которых возложен груз непомерной ответственности, испытывают сильные душевные терзания и муки совести. Ведь насколько это сложно, балансировать на грани, пытаясь защитить свой народ от внешней агрессии, и в то же время обеспечить людям приемлемый уровень жизни. Понятно, речь идёт о тех руководителях, которые радеют за судьбу своей страны и стараются приумножить и продолжить дела своих великих предков.

История происхождения фразеологизма.

На Руси в 12 веке правителем, великим Киевским князем был Владимир Мономах. Он делал очень многое для сохранения целостности государства. Он мирил и сплачивал князей, чтобы совместно с ними дать отпор половцам.

Существует легенда, что когда Владимир Мономах стал князем великим и решил покорить Византию, он приблизился к ней, но император по своей воле передал ему регалии императорской власти. Среди этих ценностей был и царский венец. Состоящий из золота, собольего меха, украшенный драгоценными камнями и завершенный крестом, он был достаточно тяжел.

Со временем его прозвали шапкой Мономаха. Вплоть до правления Петра Первого она была одним из символов власти царя на Руси, ее возлагали на головы князей и царей при обряде венчания на царство.

Выражение «тяжела ты, шапка Мономаха» активно используется в литературе. Она стала популярна после драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов» — она подчеркивает тяжесть ответственности, которую берет на себя человек вместе с властью.

«Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». (А. Пушкин, «Борис Годунов»)

«Тяжела шапка Мономаха! — сказал ему шутя Степан Аркадьич, намекая, очевидно, не на один разговор с княгиней, а на причину волнения Левина, которое он заметил». (Л. Толстой, «Анна Каренина»)

«Русская земля — моя единая вотчина. Я — царь, и шапка Мономаха на мне выше облака». (А. Толстой, «Иван Грозный»).

«Шатёр устроен над днепровским обрывом, смотреть фейерверки. Сам шатёр – из гранатовой материи с золотыми орлами и увенчан шапкой Мономаха в белых и голубых огнях. А с кручи вниз – светятся и сооружения набережной, одна пристань белая, другая зелёная, и громадная мельница Бродского, и на Трухановом острове горят царские вензеля, а по Днепру медленно плывёт ладья из огоньков в форме лебедя, огни отражаются в воде». (А. Солженицын, «Красное колесо»)

«Меня била нервная дрожь. Шапка Мономаха оказалась тяжела. Ее несут те, кто жаждет власти». (В. Токарева, «Один из нас»)

Источник: Тяжела ты шапка. Откуда пошла поговорка Тяжела ты, шапка Мономаха? Этимология, значение выражения [электронный ресурс] URL : https://sherstinka.ru/poisk-raboty/tyazhela-ty-shapka-otkuda-poshla-pogovorka-tyazhela-ty-shapka-monomaha/ (дата обращения: 07.04.2021)

А.А.Халилова, библиотекарь Тоболтуринского филиала.

Источник

Тяжела ты, шапка Мономаха!

Тяжела ты, шапка Мономаха!
Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799—1837). Это заключительные слова сцены «Царские палаты», которые произносит царь Борис Годунов, после того как узнает, что в Литве объявился самозванец:
Кто на меня? Пустое имя, тень —
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

«Мономах» (по-древнегречески «Единоборец») — прозвание некоторых византийских императоров. В Древней Руси так стали называть великого князя киевского Владимира Всеволодовича (1053—1125) — Владимира Мономаха, по имени его матери — дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Поскольку от князя Владимира стали вести свое происхождение и московские цари, то великокняжеский венец (шапка Мономаха) стал неотъемлемым атрибутом власти царя всея Руси.
Церемония восшествия на трон стала включать в себя и торжественное водружение на голову будущего царя всея Руси специально изготовленного царского венца (шапки Мономаха) — венчание на царство.
После того как в период правления Петра I Россия стала империей (1721 — 1725), вместо обряда венчания на царство, типичного для Московской Руси, стала устраиваться церемония коронации, и на смену архаичному царскому венцу пришла корона Российской империи, которая стала выполняться придворными ювелирами (Иеремией Позье и др.) в европейских традициях. Обычно для каждого государя, вступающего на императорский трон России, изготавливалась своя, особая корона.
Цитируется: как жалоба на тяжелую долю, большую ответственность руководителя, лидера и т. д.

Источник

Что значит фразеологизм шапка Мономаха?

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Что означает фразеологизм шапка мономаха

эта шапка изначально золоченая тюбетейка, подаренная ханом Кучумом русскому князю во время визита в Орду. поскольку на Руси подобных атрибутов и аксессуаров такого качества и значения тогда не было вообще, ее оттюннинговали, приделали мех, каменья, крест водрузили и в качестве такого вот своеобразного ярлыка на княжение от Орды использовали для крещения-венчания на царство.

потом Екатерине-2 это не понравилось, она заказала Большую Императорскую Корону, действительно царскую по всем параметрам

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Этот фразеологизм имеет очень древнее происхождение.

В сказках Тысячи и одной ночи приводятся цитаты из книги Бытия, которые не вошли в Тору и Библию.

Согласно им вначале процесс творения происходил в геенне. И там были сотворены змеи, раки и скорпионы.

А дальше у праславян было летоисчисление. И они считали, что раки, змеи и скорпионы уползают на зимовку в геенну.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г.

Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков.

Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году.

Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группой российских ювелиров была создана точная копия шапки Мономаха, оцененная в 50 тысяч долларов США.

Источник

Объясните значение и происхождение следующих фразеологических оборотов

выражение «Янус двуликий» употребляют, когда хотят подчеркнуть лицемерие человека.
Был в римской мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царем Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получившим дар ясно видеть все в прошлом и в будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращенным в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времен. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Возьмите наш месяц январь; он назван, как первый месяц года, именем Януса: по-римски «януариус». Покровитель воинских начинаний, Янус имел храм, двери которого раскрывались только после начала войны; в мирное время они были наглухо закрыты. Но таково была история Рима, что за долгие века ее, до наступления нашей эры, двери эти пришлось закрыть только три раза.
http://www.otrezal.ru/catch-words/109.html

гомерический смех
Великий Гомер, легендарный слепой аэд (певец, сказитель) Древней Греции, в гениальных поэмах «Илиада» и «Одиссея» ярко и живо, в могучих образах рисует нам то, во что он сам искренне верил: жизнь греческих богов в их небесной обители, на закрытой облаками вершине Олимпа.
Боги греков были похожи на людей, обладали всеми человеческими качествами, но в неимоверных, преувеличенных размерах. Вскрикивая от боли, они сотрясали леса; когда раздавался их божественный смех, вся земля ходила ходуном. Вот такой-то поры и зовем «гомерическим», так как лучше всего его описал Гомер.
http://www.otrezal.ru/catch-words/99.html

аредовы веки
Аредовы веки
Когда говорят: «Он проживет аредовы веки», подразумевают: «Он будет жить чрезмерно долго».
Откуда пошло это выражение? В библии рассказывается об Иареде, который прожил будто бы 962 года.
Эту образную формулу долголетия использовал Салтыков – Щедрин в сказке «Премудрый пескарь». «Отец и мать у него (пескаря) были умные; помаленьку до полегоньку аредовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали».
Обратите внимание на форму «веки»: мы теперь говорим «века», так же как «дома», а не «домы»; иначе выражались наши предки.
http://www.otrezal.ru/catch-words/18.html

Выражение употребляется в значении: интерес данного дня и вообще данного времени, волнующий общество. Возникло из Евангелия.
ДОВЛЕЕТ ДНЕВИ ЗЛОБА ЕГО. Книжн. Довольно для каждого дня его заботы.
Мф. 6:34. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы [довлеет дневи злоба его]. (Из Нагорной проповеди Иисуса).
[ссылка появится после проверки модератором]

Источник

Шапка Мономаха в истории царской руси и ее закадки

Как появилась шапка Мономаха

Вопрос об истории появления шапки Мономаха до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Историки предлагают нам несколько версий, и каждая из них довольно убедительна и представляет большой интерес.

До середины XIX века легенда о появлении шапки опиралась на сказания о том, что она была подарена византийским императором Константином Мономахом. Но, скорее всего, эти сообщения появились при великом князе Василии III, которому такие легенды были очень выгодны для упрочения своих прав на престол.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Другая версия имеет монгольские корни. Некоторые исследователи считали, что это дар Узбек-хана Ивану Калите, который получил его после смерти своего брата Юрия Даниловича в качестве награды за преданность.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в XIII веке, а окончательный вариант шапки появился в 1505–1526 годах. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Венчание на царство Ивана V и Петра I

Когда была изготовлена шапка Мономаха

Для начала учтем, что официальная версия происхождения шапки Мономаха (обычно принято говорить, что это подарок Византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку Владимиру) формируется к 1518 году и относится к правлению Ивана III.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Византийский император Константин IX Мономах

То, что шапка никакого отношения к Владимиру Мономаху не имеет, наверное, уже ни для кого не секрет. И двухлетний возраст Владимира на момент смерти деда, византийского императора Константина IX Мономаха, и повальная детская смертность того времени, и борьба кланов за киевский трон, и экспертная оценка датировки шапки (не ранее XIII-XIV веков) – всё говорит в пользу того, что версия происхождения шапки «от Владимира Мономаха» не выдерживает проверки на достоверность.

Хотя следует заметить, что византийский император любил дарить короны. Так, настоящая корона Константина IX Мономаха была действительно изготовлена в Константинополе в императорских мастерских и подарена им венгерскому королю Андрею I (1047—1061) по случаю его бракосочетания с дочерью Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анастасией. Но эта корона, что называется, и рядом не лежала с Шапкой Мономаха.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Естественно, что тот, кто заказывал эту шапку для себя или для своих наследников был заинтересован в том, чтобы этот фактически царский венец вел свое происхождение от императоров Византии. Нужно вспомнить, что в Московской Руси все это «византиефильство» началось в царствование Ивана III, когда и сама Москва была названа Третьим Римом, а Иван III женился на дочери последнего византийского императора.

Само название «Шапка Мономаха» не должно вводить в заблуждение. История знает и другие случаи, когда царские или даже императорские венцы получали название по именам царственных особ, которые к ним не имели никакого отношения. Например, императорская корона Карла Великого — в средневековье именно она была самой престижной и значимой монаршей короной. Ею короновались почти все императоры Священной Римской империи. Однако, несмотря на свое название никакого отношения к Карлу Великому она не имела – разве что символическое. Поскольку изготовлена она была примерно в 960 году для императора Оттона Первого. А император Карл Великий (747 — 814) жил примерно за 150 лет до этого.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Императорская корона Карла Великого

Камни на шапке Мономаха

Жемчуг на золотом кресте шапки Мономаха и в его основании имеется четыре жемчужины; на яблоке шапки Мономаха ещё три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней – четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего – 32 жемчужины. А также Шапку украшают:

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Таким образом, на шапке Мономаха расположено шесть видов камней общим числом 43.

Сама шапка Мономаха изготовлена из золота. Внутри шапки, согласно Описи, винты медные. Опись 1696 года сообщает, что закладки и крючки внутренности шапки Мономаха, изготовлены из серебра.

Оценка качества использованных в оформлении шапки Мономаха камней и металлов невольно порождает вопрос: почему на таком значительном церемониальном предмете, фактически, короне Московских великих князей и царей, используются такие не столь драгоценные предметы как красная шпинель, серебро и медь, явно проигрывающие в цене рубинам и золоту?

Сделать это по недосмотру или из экономии было вряд ли возможно, ибо такие деяния в отношении такого предмета царской одежды были бы весьма чреваты для изготовителей. Поэтому смысл «замещения» рубинов тремя камнями красной шпинели и золота — серебром с медью всё-таки был другой, как, впрочем, и использование других более драгоценных камней и жемчуга.

Сколько стоит шапка Мономаха?

Конечно же, какой-нибудь эксперт-ювелир вполне может оценить, насколько это вещь дорогая. Но историческую ценность предмета сложно назвать даже примерно. Куда проще считать, что шапка Мономаха – бесценная реликвия, которая так и должна храниться в Оружейной палате и никому не должна передаваться.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Конструктивные фазы

Что означает фразеологизм шапка мономаха
Схемы крепления деталей шапки на I, II и IV стадиях

Автор самого детального современного исследования шапки Мономаха, специалист по зерни и скани Н. В. Жилина выделяет четыре фазы в её истории.

Замена некоторых деталей документально подтверждена: например, в описи 1884 года винты были сделаны из меди. А по описи 1696-го закладки и крючки внутренней части были серебряными. На основе реконструктивного анализа предполагается, что шапка I этапа имела нижний ряд более коротких золотых пластин. Их изогнули так, что диаметр обода внизу сужался и плотно охватывал голову.

В нижней части золотых пластин расположены отверстия трёх видов. Первый тип отличается аккуратностью исполнения — диаметром 1-1,5 мм и с гладким контуром вокруг, точным соответствием узору. Отверстия второго типа имеют неправильные очертания, часто рваные контуры и расположены с нарушением орнамента скани. Сторонники теории монгольского происхождения шапки предполагают, что все отверстия использовались для крепления драгоценных подвесок. Однако исследование Н. В. Жилиной подтверждает, что отверстия второго и третьего типов хронологически отстают от первого и выполнены с нарушением изначального ювелирного замысла.

Роль шапки Мономаха в истории России

Немалоинтересным фактом является то, что шапка Мономаха одевалась российскими правителями только единожды в жизни — в день восхождения на престол. После торжественной церемонии шапка пряталась в сокровищницу царя, а ежедневным головным убором становился венец.

Впервые шапка упоминается в 1518 году при воцарении царевича Дмитрия — внука Ивана III. Крайний же раз исторические источники свидетельствуют о роли шапки Мономаха при коронации аж самого Петра I в 1682 году. Пикантность этой ситуации заключалась в том, что основным претендентом на царский стол был не десятилетний Петр, а его старший брат Иван V. Последний, однако, не отличался крепким здоровьем и железной психикой, посему возглавлять государство не мог. Тем не менее, отдавая дань закону о престолонаследии, бояре смогли найти компромисс. В этот день должны были короноваться и Петр и Иван. Облачиться в одну шапку они естественно не могли, и поэтому была изготовлена «шапка второго наряда» в точности копирующая оригинал. Эта шапка до сих пор хранится в Оружейной палате в своём первозданном виде.

Таким образом, спустя толщу веков мы можем по достоинству оценить роль этого замечательного символа власти российских самодержцев, а также с той или иной вероятностью говорить о происхождении шапки Мономаха.

Загадочная легенда о происхождении шапки Мономаха

Легенда рассказывает, что митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы, а еще животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Правда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин умер в 1054 году, а Владимир Мономах стал великим князем в 1113-м – через 59 лет после смерти византийского правителя.

Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни историки считают, что шапка Мономаха была сделана в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы. Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не выяснено и еще ждут новых исследований.

В древних летописях о шапке не упоминается: даже если она и была прислана византийским императором, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому предназначался подарок. А о шапке Мономаха слыхом не слыхивали до начала XVI в… Зато во всех «духовных грамотах» московских царей, начиная с Ивана Калиты, упоминалась некая золотая шапка, но сколько-нибудь подробного описания ее не приводится.

Сейчас документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III – Дмитрий. Великий князь Иван III, иногда именовавший себя царем, был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией – венчанием на престол.

Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов Русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов Суздальского, Рязанского, Тверского, Коломенского и Сарского. Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия.

Через 50 лет ею венчался на царство юный Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.

Шапка Мономаха по форме похожа на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотая поверхность ее покрыта кружевным сканым узором греческой работы, в котором в единое целое сплелись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из шести лепестков.

Украшенный драгоценными камнями золотой венец русских государей состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет собой широко распространенный характер греческих завитков, но каждый из них в деталях различается: например, на одном – совершенно особый узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой дощечки снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На нем установлен гладкий золотой крест, а по концам и в подножие его вставлены четыре жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На каждой из восьми дощечек в гнездах, три из которых украшены финифтью, посередине находится по крупному камню: четыре рубина и четыре изумруда.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр – примерно 20 сантиметров. Таков символ царской власти в России.

Легенда и история

Происхождение этой реликвии вызывает множество споров. Всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха.

Первая версия считается официальной и в корне отличается от второй. Она возникла буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентировалось с Золотой Орды на Византию.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин Девятый Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии. Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина Владимиру было всего лишь два года.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами как дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в тринадцатом веке, а окончательный вариант шапки появился в двадцатых годах шестнадцатого века. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

В двадцать восьмом году четырнадцатого века русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты. В нем в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха.

Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая. В обычные дни царь пользовался ежедневным венцом. В восемьдесят втором году семнадцатого века шапка по назначению использовалась в последний раз – при восхождении на престол Ивана Пятого. Здесь имелся один нюанс.

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Вместе с Иваном Пятым на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром Первым Великим. Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, шапка второго наряда. Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле.

Шапка Мономаха: как женский головной убор стал символом русского самодержавия

Что означает фразеологизм шапка мономаха

Шапка Мономаха – древний русский артефакт, который принято считать символом самодержавия. Шапка Мономаха сделана из золотых пластин и соболиного меха, отделана жемчугом и драгоценными камнями. Венчает шапку крест. У шапки Мономаха красивая легенда, которую мы помним еще со школы.

Якобы князь Владимир Всеволодович, памятуя о подвигах Олега и Святослава, пошел войной на Константинополь. А глава Царьграда Константин IX Мономах не хотел войны с русскими – он был сильно занят войной с персами. К тому же, Владимир приходился ему внуком. Поэтому Константин отделался богатыми дарами, в числе которых – знаменитая шапка Мономаха.

Миф придумало окружение Василия III, чтобы укрепить в глазах людей царскую власть. Дескать, сам Царьград преклонялся перед русскими князьями.

В общем, легенда критики не выдерживает, в первую очередь потому, что Владимиру было всего два года, когда Константин IX Мономах ушел в мир иной. 100-процентно происхождение шапки не доказано и у историков есть различные трактовки.

Правдоподобной выглядит версия советского историка Николая Борисова. По его мнению, шапка эта – женская, принадлежала сестре Узбек-хана. А попала она в руки московских князей таким образом.
Что означает фразеологизм шапка мономаха
Шапка Мономаха хранится сейчас в Оружейной палате
Московский князь Юрий Данилович много времени провел на территории Золотой орды. Там он установил хороший контакт с местной знатью и возвратился назад с богатыми дарами. В числе даров была, в том числе, и эта шапка. Татарские женщины украшали ее павлиньими перьями. Московские князья установили туда крест.

А вот историки Бочаров и Богатырев полагают, что шапку сделали уже в Москве во времена Василия III. Легенду про подарок византийского императора придумали потом. Почему тогда шапка у наших мастеров получилась один в один, как найденные аналоги татарских женских шапок, история умалчивает.

Ну а окончательно шапка Мономаха получила высокий статус при Иване Грозном. При нем было решено – все русские цари венчаются на трон шапкой Мономаха. Кстати, в повседневной жизни шапку не носили — после венчания на трон ее сразу убирали в сокровищницу. А в жизни царь носил более скромный вариант этого головного убора. Отменил эту традицию Петр I, заменив на европейский лад обрядом коронации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *