Что означает фразеологизм божий одуванчик
Божий одуванчик
Смотреть что такое «Божий одуванчик» в других словарях:
божий одуванчик — сущ., кол во синонимов: 1 • старуха (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Божий одуванчик — 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон … Большой словарь русских поговорок
божий одуванчик — б ожий одув анчик … Русский орфографический словарь
божий одуванчик — шутл. О старом, тихом и безответном человеке … Словарь многих выражений
старушка — божий одуванчик — Р. стару/шки бо/жьего оду ва/нчика … Орфографический словарь русского языка
старушка — божий одуванчик, старушки — стару/шка бо/жий одува/нчик, стару/шки бо/жьего одува/нчика … Слитно. Раздельно. Через дефис.
ОДУВАНЧИК — ОДУВАНЧИК, а, муж. Травянистое растение сем. сложноцветных с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. • Божий одуванчик (разг. шутл.; ирон.) о тихом и слабом, обычно старом человеке. Старушка божий одуванчик. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
ОДУВАНЧИК — Божий одуванчик. 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3.… … Большой словарь русских поговорок
божий — ья, ье. к Бог Бо/жий свет (Земля, земной шар со всем сущим) Бо/жий суд (неизбежное возмездие за совершённые грехи) Закон Бо/жий. (православное вероучение как предмет преподавания; учебник по христианской догматике) Бо/жий человек (блаженный,… … Словарь многих выражений
Божий одуванчик
Смотреть что такое «Божий одуванчик» в других словарях:
божий одуванчик — сущ., кол во синонимов: 1 • старуха (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Божий одуванчик — Разг. Ирон. Об очень старом человеке (чаще о женщине). Раздался протяжный стон, и под кроватью кто то завозился… В чём дело? Лучше признайтесь сразу. Сначала поклянитесь, что никому не скажете, настойчивее потребовала старушка божий одуванчик (В … Фразеологический словарь русского литературного языка
божий одуванчик — б ожий одув анчик … Русский орфографический словарь
божий одуванчик — шутл. О старом, тихом и безответном человеке … Словарь многих выражений
старушка — божий одуванчик — Р. стару/шки бо/жьего оду ва/нчика … Орфографический словарь русского языка
старушка — божий одуванчик, старушки — стару/шка бо/жий одува/нчик, стару/шки бо/жьего одува/нчика … Слитно. Раздельно. Через дефис.
ОДУВАНЧИК — ОДУВАНЧИК, а, муж. Травянистое растение сем. сложноцветных с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. • Божий одуванчик (разг. шутл.; ирон.) о тихом и слабом, обычно старом человеке. Старушка божий одуванчик. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
ОДУВАНЧИК — Божий одуванчик. 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3.… … Большой словарь русских поговорок
божий — ья, ье. к Бог Бо/жий свет (Земля, земной шар со всем сущим) Бо/жий суд (неизбежное возмездие за совершённые грехи) Закон Бо/жий. (православное вероучение как предмет преподавания; учебник по христианской догматике) Бо/жий человек (блаженный,… … Словарь многих выражений
История возникновения слов: «Зараза», «Божий одуванчик», «Деньги не пахнут»
История возникновения многих устойчивых выражений иногда удивляет не меньше самих выражений. Откуда появилось выражение «Деньги не пахнут»? Что означает «Зараза»? И кто такой «Божий одуванчик»?
Значение фразеологизма «божий одуванчик»
«Божий одуванчик» — так мы говорим о людях глубоко преклонного возраста: вся голова в седине, хрупкие и безобидные, тихие и незаметные, абсолютно неконфликтные, неспособные кому-либо перечить, стесняющиеся что-либо возразить, спросить или сказать, тихо и спокойно доживающие свой век, смиренные и покорные.
Происхождение фразеологизма «божий одуванчик»
Бытует такое мнение, что этот фразеологизм появился в конце 19-го века. Поводом послужил разгулявшийся в ту пору сыпной тиф. Считалось, что эта заразная болезнь передается через вшей. В связи с этим в первую очередь врачи стригли голову, заболевшего на лысо, тем самым избавляя его от источника болезни. Тиф очень заразная болезнь, тяжелая и выматывающая, на восстановление от которой тратиться много сил и времени. Причем подвергнуться воздействию этой болезни мог всякий, и стар и млад. Заразиться было легко, а вот вылечиться мог не каждый. А уж если это удавалось пожилому человеку, бабуле или дедуле, то его считали счастливчиком.
Представьте, как выглядел такой везунчик. Только-только болезнь отступила, и человек пошел на поправку. На голове местами стали отрастать седые старческие волосы, лицо почти прозрачное, фигура тощая и сгорбленная, сил еще мало, передвигаться тяжело – худенький силуэт с торчащими в разные стороны прядями седых волос. Ну чем не одуванчик. А с учетом того, что человек был чуть ли не на том свете, чуть ли не видел Бога, неудивительно, что с легкой руки докторов с их довольно специфичным и порой циничным юмором таких пациентов шутливо прозвали «божьими одуванчиками».
Выражение прижилось и со временем людей преклонного возраста со смиренным видом и покорным нравом, с медленной, ели-ели идущей походкой, тихих и безобидных стали в шутку называть «божьими одуванчиками».
Красивая и печальная ассоциация: улетающий пух, как уходящие годы. Все бы хорошо и красиво звучало, если бы не такая трагическая история возникновения этого выражения.
«Раздался протяжный стон, и под кроватью кто-то завозился… — В чём дело? Лучше признайтесь сразу. — Сначала поклянитесь, что никому не скажете, — настойчивее потребовала старушка — божий одуванчик» (В. Прохоров. Большой секрет).
Значение и происхождение слова «зараза»
В современном понимании слова «зараза» имеется два значения:
А вот в 18-ом веке слово «зараза» имело кардинально противоположное значение, а именно очарование, красота, прелесть. Это подтверждают стихи поэтов тех времен.
«Прекрасный пол, о, коль любезен вам наряд…
Когда блестят на вас горящие алмазы,
Двойной кипит в нас жар сугубые заразы!».
М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.), «Письмо о пользе стекла».
«С Сореной мне расстаться!
Не зреть ее очей, не зреть ее зараз!».
Н.П.Николев (1758-1815 гг.), «Сорена и Замир», 1784 г.
«Когда прекрасна мать, а дочь ее урод,
Полюбишь ли ты дочь, узришь ли в ней заразы,
Хотя ты по уши зарой ее в алмазы?»
А.П.Сумароков (1717-1777 гг.), «О благородстве», 1771 г.
Как видите, речь идет не о микробах и болезнях, и уж точно это не ругательство, а скорее наоборот — комплимент, так как говорится о красотах женщины и ее очаровании. Так что в те времена женщине было очень приятно услышать о себе слово «зараза», что сейчас кажется, мягко говоря, неправдоподобным.
Почему же слово «зараза» поменяло смысл на абсолютно противоположный?
Бытует такое мнение, что произошло это во время царствования Петра I. После того, как Петр I «прорубил окно» в Европу, количество заграничных поездок и путешествий резко увеличилось. Побывав во многих странах, на балах, светских приемах и стараясь соответствовать заведенным там манерам, в Россию стала проникать новизна заморской жизни. Не обошла стороной эти изменения и мода. Женщины начали менять тяжелые и объемные туалеты на легкие и более открытые наряды. Православная церковь старалась всячески помешать распространению иноземной «заразы», считая недопустимым посещение чужеродных балов со странными «бесовскими» танцами. То есть шла борьба с открывающимися прелестями, красотой, а значит и с «заразами». Так слово «зараза» постепенно стало приобретать смысл чего-то прилипчивого, поражающего чем-то нехорошим.
К тому же, если опираться на летопись Новгорода, то можно обнаружить запись, сделанную в 1117 году:
«Единъ от дьякъ зараженъ былъ отъ грома».
Это означает: «Один дьяк был убит громом». Здесь слово «заражен» выступает в значении «убит», то есть «сражен», «поражен». Существует же такое выражение «сразил в споре», то есть победил, выиграл, или более жесткое – «был сражен наповал», то есть убит.
Вот так, постепенно, со временем менялось слово «зараза» и в разные века имело разный смысл.
Происхождение и значение словосочетания «деньги не пахнут»
Пришел этот крылатый фразеологизм из истории Древнего Рима. Принадлежит он императору Веспасиану, который правил Римом в 69-79 гг. н. э.
Эта крылатая фраза была заимствована из латинского языка «pecunia non olet».
Вот тогда-то произошла эта довольно забавная история. Исторические источники свидетельствуют, что Веспасиан был довольно заметной и значимой государственной фигурой. Из его множества достоинств особо выделялись изобретательность и бережливость.
В поисках пополнения казны Римской Империи Веспасиан пришел к довольно находчивому решению проблемы. Он ввел новый дополнительный сбор, а конкретно налог в Риме на отхожие места, то есть туалеты в общественных местах, которые прозвали «мочевые».
Надо признать, что граждане не смогли отказаться от посещений мраморных и удобных туалетов. Как и бани они использовались не только по прямой надобности, а также и для бесед и встреч. Император оказался прав и деньги потекли в казну.
Наследник и сын Веспасиана Тит с некоторым недовольством и укором встретил это нововведение отца, мол он даже нужниками не побрезговал. В ответ Веспасиан поднес к носу сына деньги и задал вопрос, пахнут они или нет? На отрицательный ответ сына император заметил, что они то из мочи.
Как известно, царям, правителям и императорам денег всегда мало, и поэтому они выискивают любую возможность, чтобы найти дополнительный источник финансирования.
Например, в Византии, был введен налог на воздух, который выражался, в том, что все владельцы многоэтажных особняков должны дополнительно «отстёгивать» за такую роскошь деньги. Ведь чем больше этажей, тем меньше воздуха, утверждали те, кто ввел этот забавный оброк.
В Англии в 12 веке существовал налог на трусость, для тех, кто не хотел служить в армии.
В России Петр Первый также ввел достаточно много странных налогов, одним из которых был «налог на бороду». Поскольку в те времена Петр мечтал прорубить окно в Европу, то внешний вид должен был так же соответствовать нормам ЕС. Однако, кто хотел ходить с бородой, должен был пополнить казну государства Российского.
С тех пор и пошла присказка: «Деньги не пахнут». С течением времени она приобрела другой смысл: все средства хороши, если они приносят доход. А деньги все-таки в жизни не главное.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Божий одуванчик
Точность | Выборочно проверено |
Бо́жий одува́нчик — устойчивое сочетание, иронический фразеологизм, идиоматическое выражение, предназначенное для краткой характеристики старого, дряхлого, беззлобного и беззащитного человека. В прямом смысле — только дунь, сразу обсыплется (в точном подобии другому фразеологизму: песок сыплется).
Выражение «божий одуванчик» представляет собой устойчивую речевую конструкцию, метафору формульного типа, употребление которой отличается высочайшей степенью стереотипности. Как правило, употребляется в точном виде, и даже простая перестановка слов («одуванчик божий») или падежное склонение встречается очень редко, как особая речевая краска.
Содержание
Божий одуванчик в афоризмах и кратких высказываниях [ править ]
Он был именно божий одуванчик, не божий, конечно. [1]
Еще Бакунина вспомните! Плеханов ― божий одуванчик по сравнению с этим человеком, по нему дом престарелых плачет. [3]
Божий одуванчик в публицистике и научно-популярной литературе [ править ]
― Мне-то что. На мне еще пятна социализма. Таким, как ты, божьим одуванчикам помогаю. Иллюзию незабываемого прошлого создаю… А жена, конечно, ноет. [4]
Новая энергия возникает и в Чичикове, который весь начеку, так как боится, что Ноздрёв спутает ему все планы. Затем они в ночи, в степи, у поломанной телеги. Коробочка, с виду божий одуванчик, от страха, что ее окружают бандиты, защищается шумно и беспомощно. В этом спектакле характер каждого из помещиков приходится выражать лишь одним каким-то значком. Надо найти этот один-единственный значок, который выделял бы человека и в то же время не мешал бы общему действию. [5]
― Да что вы, ваше величество. Еще Бакунина вспомните! Плеханов ― божий одуванчик по сравнению с этим человеком, по нему дом престарелых плачет! Ему бы конституцию да дачу под Москвой и он стразу станет монархистом. А этот метит империю нашу многострадальную сокрушить, на династию замахивается ― подвиг Гришки Отрепьева повторить! [3]
Добродушие его покрылось ржавчиной обиды, хотя, кроме своего слабого здоровья, винить ему было некого. Славные прежде арабы были переименованы в «черных обезьян»; толстые женщины на пляже получили желчный ярлык: «Genetischer Sondermull»; конная полиция превратилась в «ослов на лошадях», океан стал противным, ветер ― холодным, а еда ― невкусной.
― Это пройдет, ― успокаивал я его и советовал мазать простоквашей голову, чтобы не обгорала лысина. Но превращения божьего одуванчика в репей было не остановить. Швагер то и дело читал нудные монологи на тему «Мы, немцы, развитая нация! А это все ― примитивные народы!» [6]
Божий одуванчик в мемуарах и дневниковой прозе [ править ]
― Ах, какой красавец! Он был именно божий одуванчик, не божий, конечно. Восторженный младенец-негодяй, получивший за свой порок награду. Он заметил, что в тесных и грязных домах живут некрасивые и кривоногие люди. Они пили водку и закусывали подснежниками. [1]
Жила она, общаясь с соседями помещиками, часто ходила на могилу своем мужа, очень любила свою ближайшую наперсницу-эмономку и много внимания отдавала старушкам из богадельни, которую, основала и содержала на свои деньги. Была она маленькая, некрасивая, вся в бородавках и весьма разговорчивая. Брат Владимир называл ее Божьим одуванчиком, и это прозвище очень к ней подходило. В первые годы после революции бабушку Юлю выселили из барского дома, и она вместе со своей экономкой перебрались в богадельню. Старушки, обитавшие там, считая ее своей барыней и благодетельницей, отвели ей отдельную комнату. [7]
Выявили некоего концертного администратора, который вписал в ведомость мою фамилию, расписался за меня, причем весьма непохоже, и получил деньги. В ОБХСС я заявил: «Уж где-где, но в Пензе я точно никогда не был». Устроили очную ставку с этим концертным деятелем. Смотрю ― старик, божий одуванчик. Пожалел я его и сказал: «Знаете, я забыл. Я разрешил ему за себя расписаться». Начали опять разбираться. Дотошные ребята из ОБХСС вскоре все поняли: что я чист, что меня подставили, что я из жалости сказал, будто разрешил старику расписаться… Но тогда на меня должны были бы завести дело за соучастие в изготовлении подложных финансовых документов. Пришлось брать свои слова обратно. В ОБХСС мне потом сказали: «Нам все понятно. Но вы-то хоть знаете, кого пожалели? Знаете, сколько у этого старика денег. » [8]
Божий одуванчик в беллетристике и художественной прозе [ править ]
― Ехал я в поезде. Был осмотр. Вывели троих. Санврач остался, рассказал нам об одуванчиках божьих. Оказывается, наконец-то идет настоящая борьба со вшами.
― Надо выкорчевать это зло, покончить, ― прервал человек лет 48 в синем пальто. ― Помню на фронте мы совсем от бекасов ума решились. Вешать их стали. Выдерешь волос и повесишь на нем вшу. Да ведь все не перевешаешь. Надо организованно с ними бороться. [9]
Устименко кивнул. И, набравшись храбрости, вдруг попросил Вересову достать ему два флакона духов «Ландыш».
― Значит, сразу два романа? ― улыбаясь глазами, спросила Вера.
― Да. Ашхен и Зинаида Михайловна.
― А знаете, вы просто трогательный человек, ― прижавшись на мгновение плечом к Володиному локтю, сказала Вера. ― Никогда бы не подумала, что вы способны помнить про ваших божьих одуванчиков… [10]
А лейтенант Вася Кологойда молчал потому, что рядом с ним сидела хлипкая старушка того вида, который называют «божьим одуванчиком», непрерывно зевала и каждый раз крестила рот, опасаясь, как бы бес-искуситель не проник в это отверстие и не погубил ее душу. Разговаривать с богомолкой не хотелось, да и вообще единственный человек, с которым Васе хотелось бы разговаривать сегодня, была Ксаночка, кассирша городского кинотеатра. [11]
Ну что ― совсем девчонка, ни хитрости у ней, ничего. Насквозь светится, как божий одуванчик. Однажды в субботу нас не уволили, уволили в воскресенье утром ― всю ночь она меня на причале ждала, от росы вымокла. Сторожа ее гоняли, она в каком-то пакгаузе пряталась. Это ценить надо, Сеня! Я уже о ней пo-серьезному: демобилизуюсь и увезу, а почему нет! [12]
«А внучат я себе на шею посадить не даю. Припрет нужда: заболеет кто или на курорт съездить надо ― придут, попросят, помогу, выручу, а в няньки к ним идти на старости лет ― что-то не поманивает». И дети на нее не обижаются. У Славки два малыша, ему с женой очень туго приходится, но он говорит: «Они свое дело сделали, пусть божьи одуванчики хоть напоследок по-человечески поживут». Или бабка Хворостинина. Ей за семьдесят. Ходячее отрицание тезиса, что «в здоровом теле здоровый дух». От тела почти ничего не осталось ― косточки и кожа. [13]
Дымилась и Настасьина изба, в нее сразу же, как только приехал к Дарье внук, перебралась Катерина. Похоже, что она обрадовалась причине перейти туда, чтобы сподобить сухой угол и своему Петрухе, который по-прежнему слонялся по деревне без забот и без дела, как одуванчик божий: куда понесет ― туда и покатится. Услышав, что Андрей едет на ГЭС, Петруха заявился к нему и долго выяснял условия: сколько там зарабатывают, как живут, какой имеют «навар» ― под «наваром» разумелась выгода.
― Мне чтоб фатера была, а не стайка, ― выкаблучивался, прицениваясь, он, как всегда, с придурью, с форсом. [14]
А поначалу тот просто показался ему лубочным старичком, Божьим одуванчиком ― в золотистом венчике вокруг бледно-розовой лысинки, в обнимку с Библией. Собственно, таким он и оставался достаточно долго, пока однажды не потянул с таинственным видом Нифонтова в левое крыло здания, в дальний угол за лестницей на второй этаж, и там обнаружилась серебристая металлическая бочка, кое-где заляпанная белой краской. «Вот», ― кивнул дед, а потом еще и похлопал бочку по звонкому боку, произведя некоторый шум. Ну и что? ― вопросительно уставился на него студент. А то, что они завтра с зятем подъедут на машине, раненько, до зорьки, а студент пусть отворит ворота, так, да? С директрисой, значит, дед договорился, все в порядке. Подъедут и заберут. [15]
А вот с Ядвигой Михайловной Лекановой меня ожидал небольшой сюрприз. Врачи-педиатры редко меняют свою профессию, и я как-то уже представлял себе этакую старушку ― божий одуванчик, согнувшуюся под невообразимым грузом специфического и, по сути, самого ценного в мире опыта, бодренько семенящую все по той же территории Сыктывкарской школы. Черта с два ― семенящую! Некоторое время она действительно педиатрствовала и именно в Сыктывкаре, но потом она переквалифицировалась в этнолога, и мало того ― она занималась последовательно: ксенологией, патоксенологией, сравнительной психологией и левелометрией, и во всех этих не так уж тесно связанных между собой науках она явно преуспела, если судить по количеству опубликованных ею работ и по ответственности постов, ею занимаемых.
Кое-как все это можно было бы простить, если бы поэт был какой-то божий одуванчик, далекий от действительности. Изливаясь мощной энергией, стихи его были полны примет места и времени, примет всех краев России, где он побывал, и ― неслыханная наглость ― примет всех краев Европы, где он явно не бывал. Это уж они знали точно. Кроме того, там были всемирные названия сигарет, напитков, гостиниц, городов и даже бесчисленных островов Средиземноморья, словно он на яхте с другом-миллионером, лениво прихлебывая джин с тоником, пришвартовывался к ним, точнейшие названия предметов интимного женского туалета и так далее и тому подобное. [16]
Божий одуванчик
Интересно, кто придумал это словосочетание «Божий одуванчик»? Почему одуванчик, а не, например, ромашка. Или если и одуванчик- то почему Божий?
Когда мы говорим эти два слова, то совершенно точно знаем кто адресат. Это такие специальные маленькие старушки, у которых белоснежные волосы. Нет, не седые, а именно одуванчиковые, и еще у них где-то припрятан маленький узелок, чтобы взять его с собой когда подует последний ветерок, и весь этот белоснежный одуванчик полетит маленькими парашютиками на постоянное место жительства к Тому, Кому всю свою долгую жизнь они верили и молились.
Я еду из Калуги и думаю о том, какое счастье, что Господь подарил моей бабушке столько лет жизни! Что есть возможность снова стать маленькой, и вспомнить то, что начинает уже забываться за давностью лет. А бабушкина память не подвержена времени, она помнит абсолютно все!
Я буду молить Господа о том, чтобы она увидела пятое поколение нашего рода.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.