Что означает фразеологический оборот шапка мономаха
Объясните значение и происхождение следующих фразеологических оборотов
выражение «Янус двуликий» употребляют, когда хотят подчеркнуть лицемерие человека.
Был в римской мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царем Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получившим дар ясно видеть все в прошлом и в будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращенным в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времен. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Возьмите наш месяц январь; он назван, как первый месяц года, именем Януса: по-римски «януариус». Покровитель воинских начинаний, Янус имел храм, двери которого раскрывались только после начала войны; в мирное время они были наглухо закрыты. Но таково была история Рима, что за долгие века ее, до наступления нашей эры, двери эти пришлось закрыть только три раза.
http://www.otrezal.ru/catch-words/109.html
гомерический смех
Великий Гомер, легендарный слепой аэд (певец, сказитель) Древней Греции, в гениальных поэмах «Илиада» и «Одиссея» ярко и живо, в могучих образах рисует нам то, во что он сам искренне верил: жизнь греческих богов в их небесной обители, на закрытой облаками вершине Олимпа.
Боги греков были похожи на людей, обладали всеми человеческими качествами, но в неимоверных, преувеличенных размерах. Вскрикивая от боли, они сотрясали леса; когда раздавался их божественный смех, вся земля ходила ходуном. Вот такой-то поры и зовем «гомерическим», так как лучше всего его описал Гомер.
http://www.otrezal.ru/catch-words/99.html
аредовы веки
Аредовы веки
Когда говорят: «Он проживет аредовы веки», подразумевают: «Он будет жить чрезмерно долго».
Откуда пошло это выражение? В библии рассказывается об Иареде, который прожил будто бы 962 года.
Эту образную формулу долголетия использовал Салтыков – Щедрин в сказке «Премудрый пескарь». «Отец и мать у него (пескаря) были умные; помаленьку до полегоньку аредовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали».
Обратите внимание на форму «веки»: мы теперь говорим «века», так же как «дома», а не «домы»; иначе выражались наши предки.
http://www.otrezal.ru/catch-words/18.html
Выражение употребляется в значении: интерес данного дня и вообще данного времени, волнующий общество. Возникло из Евангелия.
ДОВЛЕЕТ ДНЕВИ ЗЛОБА ЕГО. Книжн. Довольно для каждого дня его заботы.
Мф. 6:34. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы [довлеет дневи злоба его]. (Из Нагорной проповеди Иисуса).
[ссылка появится после проверки модератором]
Шапка Мономаха
Автор: Дмитрий Сироткин
Далее рассматриваются значение и происхождение, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.
Значение фразеологизма
Шапка Мономаха – тяжесть власти, ответственности; символ Самодержавия
Синонимы: корона Мономаха, царский венец
Шапка Мономаха достаточно известна в мире, поэтому в иностранных языках имеются сложившиеся варианты перевода. Среди них:
Происхождение фразеологизма
Считается, что переносное значение тяжести власти это выражение получило от фразы «тяжела ты, шапка Мономаха» из трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Собственно, она сама быстро стала крылатым выражением (авторским фразеологизмом). Кстати, эта шапка и правда тяжела, весит около 1 кг. В то же время переносное значение символа Самодержавия шапка Мономаха получила намного раньше.
Однако, обычно большее внимание привлекает история происхождения самой шапки Мономаха.
Предложения из произведений писателей
Русская земля — моя единая вотчина. Я — царь, и шапка Мономаха на мне выше облака (А. Толстой, «Иван Грозный»).
Меня била нервная дрожь. Шапка Мономаха оказалась тяжела. Ее несут те, кто жаждет власти. (В. Токарева, «Один из нас»)
Далее вы можете ознакомиться с шапочными фразеологизмами, а также с другими статьями:
Комментарии также всячески приветствуются!
Фразеологизм «шапка Мономаха»
Фразеологизм, или фразеологический оборот – это особое устойчивое выражение, присущее только конкретному языку. Общий смысл таких словосочетаний и предложений обычно заучивается, запоминается, т.к. понять их точное значение по составным словам оказывается затруднительно или даже невозможно. Например, далеко не все знают, что же в действительности означает интересное выражение «шапка Мономаха», и откуда оно взялось.
Предыстория
Фразеологизм «шапка Мономаха» неразрывно связан с реальной исторической личностью – Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который жил с 1053 по 1125 года. Этот человек правил княжеством Ростовским, Черниговским, Смоленским и Переяславским, а с 1113 по 1125 даже стал Великим князем киевским, ведь приходился сыном князю Всеволоду Ярославичу. Владимир увлекался не только государственными и политическими делами, но и философией, писательством, искусством ведения войны. Свое прозвище «Мономах» он получил потому, что его мать, настоящее имя которой не сохранилось в исторических источниках, считалась дочерью императора Византии Константина 9 Мономаха.
На протяжении всей своей жизни Владимир возглавлял различные походы. В период правления отца Мономах неоднократно разбивал половцев, чехов, кочевников-торков (одно из тюркских племен) и вятичей. Когда Всеволод Ярославич скончался, Владимир не стал препятствовать восхождению своего двоюродного брата Святополка Изяславича на киевский престол. Мужчина и без того имел в подчинении множество земель – так, даже в Новгороде остался править его сын Мстислав, несмотря на то, что, согласно устоявшимся правилам и традициям, после смены киевского князя этот город должен был перейти к старшему сыну последнего.
Однако Владимиру словно было суждено занять трон рано или поздно, – после кончины Святополка в 1113 году Киев охватил народный бунт. Восставшие, которыми являлись представители нижних слоев общества, были недовольны реализуемой экономической и финансовой политикой (например, поборами и налогом на соль).
После смерти великого князя на власть претендовали всего 2 партии – сторонники могущественного и авторитетного Владимира Мономаха с одной стороны и единомышленники Давыда и Олега Святославичей с другой. Однако простое население Киева не желало допускать до государственных дел Святославичей, поддерживаемых евреями и не обращающих внимание на реальные нужды христиан.
Конкуренты Мономаха потерпели абсолютный политический крах, столицу обуяли погромы… Поэтому бояре оказались вынуждены пригласить Владимира на престол 4 мая 1113 года. Новый правитель проявил себя как отличный законодатель, а именно издал «Устав о резах», который стал составной частью «Русской правды» – сборника правовых норм Древней Руси. Положения устава облегчили жизнь холопам и смердам, одновременно не поколебав фундаментальные основы феодального строя.
Поход на Византию и знаменитая легенда
Согласно одной версии, история шапки Мономаха как царской регалии началась в 1114 году, однако тогда речи о фразеологизмах и других речевых оборотах еще не шло. Владимир собрал бояр и, сославшись на былые военные успехи князя Олега и Святослава Игоревича, объявил, что пришла пора выступать на Царьград (ныне Стамбул) – столицу Византии, или Восточной Римской империи.
По легенде, заграничным государством в ту пору управлял его дед, уже упомянутый Константин 9 Мономах, которого со всех сторон осаждали противники – персы, латыняне и другие. Византийский император не захотел ввязываться в очередную войну, а потому постарался задобрить своего родственника щедрыми дарами и подношениями.
Считается, что послы Царьграда преподнесли Владимиру золотое блюдо, на котором лежали:
Несостоятельность подобной истории была впоследствии доказана Карповым Ю.А. и другими учеными. Они выяснили, что Константин умер тогда, когда Владимиру было всего 2 года от роду. Любопытная легенда была выдумана намного позднее и не кем-нибудь, а Государем всея Руси Василием 3 Ивановичем (правил с 1503 по 1533 года). Путь к престолу этого человека был непростым, тернистым, связанным с постоянной борьбой с конкурентами. Именно ради укрепления собственных политических позиций он и выдумал красивую «сказку» о многовековой преемственной власти, символом которой выступала та самая шапка Мономаха.
Фразеологизм: возникновение и смысл
Историки так и не смогли установить, откуда же шапка Мономаха «перекочевала» в Киевскую Русь. Аналогичные головные уборы существовали не только в Византии, но и в Монголии – у ордынцев такое украшение называлось «борик». Однако если реальный предмет все еще предстоит изучать и исследовать, то происхождение и значение связанного с ним устойчивого выражения, наоборот, вопросов не вызывает. Выражение «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» впервые использовал известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов», написанной в 1825 году во время пребывания писателя в ссылке в селе Михайловском.
Пушкин создал это произведение, находясь под впечатлением от прочтения «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Историческая драма посвящена Борису Годунову, периоду его царствования и посягательствам на престол Лжедмитрия I. Фраза была вложена в уста самого Бориса, – в этот момент он вслух размышлял о своей трудной доле, наличии высокой ответственности и необходимости разрешать важное и сложное дело.
Сегодня фразеологизм «шапка Мономаха» продолжает означать то же, что и 200 лет назад: чем выше власть – тем серьезнее и ответственность. Могущественному и власть имущему всегда нужно помнить о последствиях, которые в случае непродуманных решений и поступков могут оказаться катастрофичными.
Интересные факты
Помимо переносного, метафорического значения фраза «Ох, тяжела, ты шапка Мономаха» имеет и вполне прямой смысл, ведь головной убор действительно нельзя назвать легким! Вес царской регалии равняется 993,66 грамма, т.е. почти 1 кг. К счастью, царям не нужно было носить украшение ежедневно, – оно надевалось только в исключительных случаях, например, во время церемонии восхождения на трон.
Шапка Мономаха была оторочена собольим мехом и инкрустирована 32 жемчужинами и 11 драгоценными камнями: сапфирами, шпинелями, рубинами и изумрудами. Устремленный вверх наконечник с золотым крестом означал, что царь связан с предками и самим Богом. Так провозглашалась избранность правителя и легитимность его действий. Полусферическая форма головного убора символизировала солнце и небо.
Сегодня древняя регалия хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Шапка мономаха
Смотреть что такое «Шапка мономаха» в других словарях:
шапка мономаха — корона, власть, венец Словарь русских синонимов. шапка мономаха сущ., кол во синонимов: 5 • венец (19) • вершина … Словарь синонимов
ШАПКА МОНОМАХА — ШАПКА МОНОМАХА, золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в., с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 начале… … Русская история
ШАПКА МОНОМАХА — золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом; регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 начале 16 вв. получила и … Современная энциклопедия
ШАПКА МОНОМАХА — золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В кон. 15 нач. 16 вв. получила… … Большой Энциклопедический словарь
ШАПКА МОНОМАХА — «ШАПКА МОНОМАХА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1982, цв., 68 мин. Школьная комедия. При тестировании с помощью ЭВМ способностей учеников восьмого класса неожиданно выясняется, что самый посредственный ученик Валя Петров гениален. Удивлены все: его родители,… … Энциклопедия кино
Шапка Мономаха — 1) Чонг Карлыктаг 2) вершина см. Чонг Карлыктаг Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Шапка Мономаха — У этого термина существуют и другие значения, см. Шапка Мономаха (значения). Шапка Мономаха Шапка Мономаха главная регалия русских … Википедия
Шапка Мономаха — золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV в., с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце XV начале XVI вв.… … Энциклопедический словарь
Шапка Мономаха — корона русских великих князей и царей, один из символов самодержавия в России; золотой филигранный остроконечный головной убор с соболиной опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. Тулья Ш. М. представляет собой тончайшее… … Энциклопедия моды и одежды
Шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России, венец русских великих князей и царей; золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. Легенда о … Большая советская энциклопедия