Что означает фраза звезда пленительного счастья
Фальшивая звезда пленительного счастья
«Декабристы разбудили Герцена». Эту классическую фразу Ленина помнит каждый из школьной программы по истории и литературе. Декабристы как первоисточник, предтеча русской демократии. Первое проявление поистине открытой гражданской позиции в России. Рыцари на белых конях, без страха и упрёка сражавшиеся за свободу народа. «Звезда пленительного счастья»… Можно ещё долго перечислять все те эпитеты, коими наделяли декабристов и современники, и советские историки, и даже нынешние оппозиционеры российской власти. А я вынужден констатировать, что всё это – полная ахинея. Движение декабристов с самого начала и до конца было сугубо масонским.
Если декабристы «разбудили» господина Герцена, то кто же тогда разбудил их самих? Не сами же они так массово вдруг встрепенулись! Ответ дал когда-то давно Игорь Тальков в одной из своих песен. «Вольнодумец Радищев» стал источником вдохновения для декабристов! И действительно, идеи получившего образование в Лейпциге Александра Николаевича Радищева, автора всем хорошо известного «Путешествия из Петербурга в Москву», который был очень тесно связан с масонскими ложами Европы, хотя и не факт, что был их членом, очень активно в кругу декабристов обсуждались. В этом смысле влияние Радищева на движение декабристов в целом бесспорно. Таким образом, мост от европейского масонства к декабристам переброшен. А теперь несколько подробнее.
Первой организацией декабристского движения был «Орден русских рыцарей», который даже не скрывал своей принадлежности к ложам. Они планировали ввести в России конституционную монархию, конституцию для которой недолго думая списали с Кондиций, которые почти сто лет назад аристократия пыталась всучить Анне Иоанновне, немного подредактировав. Среди членов организации оказались герой войны Денис Давыдов (что вполне объяснимо) и граф Бенкендорф, впоследствии начальник Третьего отделения, масон, значительно продвинувшийся впоследствии по иерархии.
Эта организация уже смело может быть названа массовой, поскольку имела пятнадцать отделений по стране и довольно широкую известность. Главной целью своей её члены ставили установление в России республики и отмену крепостничества. Однако дальше собраний и разговоров дело не шло, а за это время Александр Павлович уже успел перекроить Европу в пользу России и всё более набирал популярность в народе. Нужно было переходить к решительным действиям и «смене режима», пользуясь современным языком, а господа всё заседали. Очень по-русски. Тогда Бенкендорф предпринял отчаянный шаг – он всех сдал императору! Нелогичный и необъяснимый поступок – скажете вы. Но Бенкендорф был прекрасно вхож во власть благодаря своему послужному списку и знал, что в ответ последуют лишь полумеры, а вот расшевелить господ заговорщиков и понудить к действиям – это была его истинная цель. Государь всего лишь в ответ вновь перезапретил все масонские ложи и любые тайные общества вообще, как и предполагалось. Однако это повлекло распад «Союза благоденствия» на Южное и Северное общества.
Случилось это в 1821 году. И вновь оба общества затаились, и вновь никакого выступления. И, возможно, ничего бы не произошло в декабре четыре года спустя, если бы не одно очень важное обстоятельство – внезапная и загадочная кончина государя Александра I.
Об этой интереснейшей и до сих пор волнующей людей странице истории написано очень много. Факты таковы – государь, в последние годы ни с того ни с сего впавший в мистицизм и окруживший себя всякими псевдо-проповедниками, понемногу стал отстраняться от дел, а когда граф Аракчеев, собравший на этих аферистов достаточно компромата, всех разогнал, вдруг отчего-то решил поехать на юг России, где неожиданно сильно простудился и так же неожиданно скончался в Таганроге. Однако потом выяснилось, что за два года до этого Александр составил тайный манифест о передаче власти младшему брату Николаю Павловичу и о принятии отречения от престола другого младшего брата Константина Павловича. Дело в том, что император был бездетен. Согласно закону о престолонаследии новым императором должен был стать следующий по старшинству Константин, однако он, во-первых, был женат морганатическим браком, что лишало его детей права наследования, а во-вторых, он просто не хотел принимать престол! Константин управлял Польшей, жил с семьёй в Варшаве, и перспектива переселяться на берега Невы его совершенно не впечатляла. Так что если бы Александр и отрёкся, то в пользу Николая. А теперь сопоставим все факты, и вот какая картинка сложится.
Декабристы действительно зашевелились и выступили, но «южане», слишком долго заряжавшие свои пистолеты, оказались у разбитого корыта, потому что убивать было теперь некого. А «северяне» подняли восстание в столице, поскольку сложилась ситуация междуцарствия, которую, судя по всему, и спрогнозировал мудрый Александр Павлович – Константин престол не принимал, а Николая не хотела армия. В итоге Россия две недели жила без императора, пока генерал Милорадович принудил Николая отказаться от притязаний на престол, а сам умолял Константина этот престол принять. Не дожидаясь согласия последнего, армию начали приводить к присяге императору Константину I и даже запустили на монетном дворе чеканку новых монет с голштинским профилем Константина. Но тот всё-таки отрёкся, и чеканку монет остановили, а армию заставили переприсягать Николаю. И тут появляются декабристы с возмущением относительно переприсяги и подбивают армию на восстание, чтобы, дескать, вернуть Константина на престол, а заодно и принять Конституцию. Солдаты, не разобравшись в этой сумятице, конечно же пошли за декабристами, ратуя за «Константина и за супругу его Конституцию», потому что им никто не успел объяснить, что это такое.
Однако декабристы ничего не знали о тайном манифесте, они не знали, что решение было принято ещё два года назад, а попытки Милорадовича – полная самодеятельность. А вот Николай Павлович всё знал и, судя по всему, прекрасно подготовился. Именно благодаря всей этой спрогнозированности событий и прекрасной осведомлённости Николай для начала отправил усмирять бунтовщиков ненавистного Милорадовича, который был ими тут же застрелен, а потом уж сам Николай, не раздумывая, расстрелял бунтовщиков из пушек. С Северным обществом было покончено.
Наступив на те же грабли, что и Робеспьер, Муравьёв-Апостол искренне возжелал, чтобы эти кошмар и унижение поскорее закончились, и бросил пьяную и деморализованную ораву, некогда бывшую Черниговским полком, на пушки нового императора Николая. Возможно, надеялся и сам погибнуть, но в него так и не попали. Поэтому последовал арест и этапирование в столицу вместе с Пестелем, которого раскрыли по доносу и арестовали гораздо ранее. В этом смысле Северное общество вело себя много правильнее, подсунув обманутым им солдатам «самозванца» в лице Константина Павловича. Для передачи власти от одного царя другому на Руси всегда требовался самозванец, об этом мы тоже уже говорили подробно – такая уж у нас технология повелась.
Удивительно, но после ареста всех руководителей Северного и Южного обществ, следствие по их делу, которое возглавил сам император Николай I, продолжалось крайне недолго и выглядело довольно завуалированным. Например, в составе Верховного уголовного суда мы видим господ Сперанского и Мордвинова, знаменитых масонов, которые как раз и питали декабристов идеями, а теперь, когда партия провалилась, записавшихся в их судьи. Масонам было необходимо скорее свести всё на нет и уничтожить главных зачинщиков физически! Свидетелей убирали, так сказать. Государь пытался произвести дознание о причастности Мордвинова и Сперанского к заговорщикам, однако все материалы по этому дознанию таинственным образом исчезли. Масоны бережно опекали и защищали своих братьев.
«Мы все глядим в наполеоны»… Именно это и произошло с декабристами – повальная мания величия. После заграничных походов русской армии офицеры набрались там не только революционных идей, но и раздутого чувства собственной значимости. Дескать, если Наполеон смог из грязи в князи, отчего и мы не сможем? Мечтая о свободе и равенстве, они почти все дружно верили каждый в свою исключительность. Но Наполеон был один, а этих господ набрался целый полк, и всем стать Наполеоном было ну никак не суждено. Наивные идеалисты…
Диктатура по-бонапартовски была их идеалом. Это когда царя не станет, но и нового правительства пока нет. В этом случае власть в свои руки берут военные, которые проводят необходимые реформы в стране и подавляют всякое сопротивление. Когда это происходит – диктатура сразу отменяется, и начинается республиканское народовластие. Уж не важно, будет ли во главе государства император-президент или консулат как во Франции – главное удалить всё старое. А это как раз оказалось сделать труднее всего. А на той стадии практически невозможно. Масонские ложи вновь не учли ряда психологических особенностей России, хотя и подошли к вопросу, надо сказать, уже куда более подготовленными, чем ранее.
Наконец, третий и самый интересный момент – отмена рабства на Руси, которое у нас величали крепостным правом. Многие приписывают декабристам идею о его отмене, и это полностью отзеркаленная ситуация! Безусловно, такая идея у декабристов водилась, что подтверждает их «свод пожеланий», составленный по материалам следствия и хранившийся у Николая Павловича в рабочем кабинете. Но она была совершенно не нова и не оригинальна! Ограничением рабовладения в России начал заниматься отец Николая, Павел. Продолжил старший брат, император Александр, начавший с вольных хлебопашцев и планировавший отменить рабство вовсе. Но Николай сделать последний шаг боялся, иначе натолкнулся бы на отчаянное сопротивление аристократии похлеще декабристов, и лишь Крымская война показала, насколько губительно для России крепостничество. Если б не она, рабство у нас, ей Богу, дожило б до XX века. Но об этой примечательной войне в другой раз.
А миф о первенстве декабристов в идее об отмене рабства умело впоследствии использовал знаменитый политтехнолог и провокатор Герцен. И именно благодаря ему мы понимаем декабристов так, как это принято. Декабристы ведь не оказали большого влияния на власть в России, они лишь заставили её задуматься. Но они оказали значительное влияние на общество, в первую очередь на население Сибири, куда большинство из них было сослано. Они там занимались учительствованием, медициной, модернизацией производства, и за это сибиряки им премного благодарны. А во вторую? А вот вторая очередь пришла как раз благодаря стараниям Герцена. Этот умелый провокатор превратил виселицу, на которой повесили в итоге Пестеля, Муравьёва-Апостола, Рылеева, Каховского и Бестужева-Рюмина, в крест, на котором их будто бы распяли. Бунтовщиков и изменников, обманувших свой народ ради собственного честолюбия и маниакальных псевдодемократических идей и бросивших его под огонь пушек, он обратил в мучеников, будто Христос взошедших на Голгофу. Герцен отзеркалил ситуацию, в которой царь – представитель Бога на земле, защитник веры и народа, а бунтовщики – его враги. У Герцена, как у Дьявола, всё наоборот – бунтовщики «святые рыцари», а царь – «Медуза горгона». О масонском источнике декабризма при этом ни слова. Этот гениальный обман был заглочен обществом как наживка для рыбы, переварен, и в итоге мы получили полную десакрализацию монаршей власти, отпадение надобности в «самозванце» ради передачи власти и, как следствие, народовольчество, убийство Александра II, большевизм, Ленина и далее по списку. Так что Герцен, «разбуженный» декабристами, фактически может быть назван источником уничтожения той России, которую мы никогда уже не вернём. Полагаю, Герцен также был масоном, поскольку все его действия отлично согласуются с деятельностью лож, однако прямых доказательств этому пока не найдено. Но об умении братства заметать следы мы тоже прекрасно знаем.
Для России восстание декабристов – это последний дворцовый переворот, точнее его попытка, поскольку Константин императором так и не стал. Но, тем не менее, методы и дух восстания использовали ту же стратегию, что и в XVIII веке – вдохновлялись масонами и шли к власти на штыках гвардейцев. Параллельно с этим восстание декабристов – это последний шаг в кампании масонского братства по переделу мира после Венского конгресса, итогами которого оно осталось недовольно. «Независимость» Латинской Америки, бунты в Валахии и Греции, независимость Сербии, революция в Португалии – всё это звенья одной цепи, в которой русские декабристы стали последним звеном. И одновременно первым из серии политики трёх ударов, нанесённых масонами главным старейшим правящим династиям Европы. В России за ними последовали уже упомянутые Крымская война и убийство Александра II. Далее лежал прямой путь к Первой Мировой, похоронивший российскую монархию и ввергший нашу страну в десятилетия кошмарного строительства неизвестно чего.
Звезда пленительного счастья
Только на территории России:
«Звезда пленительного счастья» — художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жён, снятый в 1975 году. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Трубецкого Сергея Петровича, его жены Трубецкой Екатерины Ивановны (урождённой Катрин Лаваль), князя Волконского Сергея Григорьевича и его жены Волконской Марии Николаевны (урождённой Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль).
В качестве названия фильма взята строка из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».
Содержание
Сюжет
В большей своей части фильм посвящен подвигу жён декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями.
Сюжет во многом следует за книгой Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд», иногда перекликаясь с поэмой Н. А. Некрасова «Русские женщины». В центре повествования — судьба декабриста Анненкова, роль которого блестяще исполнил Игорь Костолевский (это его первая практически главная роль). Наравне с Анненковым в центре сюжета находятся Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко) и Мария Волконская (Наталья Бондарчук), и их борьба за право ехать к своим мужьям в Сибирь.
Сцены восстания декабристов, следствия по их делу, казни пятерых декабристов занимают значительную часть фильма. О некоторых историях из жизни главных героев и героинь, фильм рассказывает лирическими воспоминаниями, которые весьма впечатляющи. Отвлечений от основной сюжетной линии нет, и это позволило режиссёру создать целостную картину и восстания, и следствия, и путешествия декабристок.
Что означает фраза звезда пленительного счастья
Выражение это имеет не одно, а несколько возможных объяснений. Его нередко связывают с привычкой многих ремесленников, мастеровых (да и просто крестьян) засовывать за пояс не нужный в данный момент инструмент: топор, молоток и т. п. или варежки. В таком случае «за пояс заткнуть» значит: поступить с кем-нибудь так же бесцеремонно, по-хозяйски, как с этими предметами поступают мастеровые, ремесленные люди; например, шутя с кем-либо расправиться. Есть и еще одна догадка, может быть, наиболее близкая: с «затыканием (рук) за пояс» противника были связаны многие решительные приемы русской народной борьбы; известно, что существует даже особый вид спорта: «борьба на поясах». Можно предположить, что выражение, означающее «одержать полную победу», «доказать свое бесспорное преимущество», могло родиться именно тут, среди борцов.
То, что запечатано, сохраняется в неприкосновенности, в тайне. Если на тайник наложена одна печать, значит секрет его в руках одного человека. А что, если он сам нарушит тайну? Чтобы этого не случилось, люди издавна опечатывали важные документы, двери сокровищниц не одной печатью, а несколькими. В этом случае тайна могла быть нарушена лишь при условии, что все владельцы печатей окажутся нечестными, вступят в сговор друг с другом; а это тем невероятней, чем печатей больше. Число «7» в древности считалось волшебным во многих культурах, что отразилось в пословицах многих народов. И в данном случае считалось, что если на тайник будут наложены именно семь печатей, то в дело вмешаются божественные силы и тайна будет непременно сохранена. Выражение пришло из Новозаветного рассказа о книге, запечатанной семью печатями. Взломать их, раскрыть книгу и прочитать записи смог лишь Иисус Христос. Сейчас так говорят о чем-то совершенно недоступном пониманию.
За тридевять земель. Тридевятое (тридесятое) царство
Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Тридевять — двадцать семь в старинном счете по девяткам; тридесять — тридцать.
Выражение возникло из Евангелия (Матф., 18, 12; Лука, 15, 4–6). Так говорят о человеке беспутном, сбившемся с правильного пути.
Когда в древности клеймили домашний скот, животное вздрагивало от боли, если раскаленное тавро, прижигая кожу, задевало за живое мясо. Отсюда и возникла поговорка. Сейчас она означает: задеть человека словом, грубо коснувшись чего-либо дорогого или очень болезненного для него.
Выражение возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2, 16–17). Употребляется в значении: что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное.
Зарыть талант в землю
Выражение возникло из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение; одному рабу он дал пять талантов, другому — два, третьему — один. (Талант — античная денежно-расчетная единица.) Рабы, получившие пять и два таланта, «употребили их в дело», то есть отдали взаймы под проценты, а получивший один талант зарыл его в землю. Когда уезжавший хозяин вернулся, он потребовал у рабов отчета. Отдававшие деньги в рост вернули ему вместо полученных ими пяти талантов — десять, вместо двух — четыре. И господин похвалил их. Но получивший один талант сказал, что он зарыл его в землю. И хозяин ответил ему: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, — и я получил бы его с прибылью» (Матф., 25, 15–30). Слово «талант» (греч. talanton) первоначально употреблялось в значении: весы, вес, затем количество денег определенного веса и, наконец, стало синонимом выдающихся способностей в какой-либо области. Выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.
Слово «нос» в данном выражении означает «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами». Смысл этих слов становится понятен: «зарубить на носу» — запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Слово «затрапезный» здесь прямого отношения к «трапезе» не имеет. Оно образовано от «затрапеза» — наименования дешевой пестрядинной ткани, названной так по фамилии Затрапезнова, купца, на чьей фабрике она вырабатывалась. И «затрапезный» стало обозначать дешевый, обыденный вид, не для гостей.
Звезда первой величины
Каждый видит, что звезды на небе светят неодинаково: одни кажутся крупными, яркими, другие — чуть поблескивают. Еще в глубокой древности астрономы разделили звезды, видимые простым глазом, на шесть разрядов, или величин: от самых ярких — «первой величины» до самых слабых — «шестой величины». После изобретения мощных телескопов шкала была пересмотрена. Но в народе сохранилась память о старой звездной таблице. И выражение «звезда первой величины» означает: «он несравненный специалист, выдающийся мастер, крупнейший человек в своей области».
Звезда пленительного счастья
Слова из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву» (1818). Употребляются в ироническом ключе о привлекательной мечте.
Выражение Стефана Цвейга из предисловия к его сборнику исторических новелл «Звездные часы человечества», (1927, русский перевод — 1956). Выражение «звездный час» вошло в литературный язык в значении: переломный, решающий момент.
Здоровый дух в здоровом теле
Выражение это возникло из 10-й сатиры древнеримского поэта Ювенала, у которого сказано: «Надо молить, чтобы ум (дух) был здравым в теле здоровом». Употребляется как формула, выражающая гармоническое развитие физических и духовных сил.
Выражение в широкое обращение вошло после появления басни И. А. Крылова «Лисица и виноград» (1808). Означает мнимое презрение к тому, чего нет возможности достигнуть.
В XIX веке это выражение вызывало у всех дрожь ужаса: «зеленой улицей» называли тогда две шеренги солдат, каждый из которых был вооружен зеленой палкой, точнее, гибким длинным прутом, «шпицрутеном». Сквозь такой строй прогоняли или протаскивали осужденных, избивая. Нередко в конце этой страшной «улицы» человек умирал. А в наши дни это выражение означает в первую очередь у железнодорожников непрерывную цепь зеленых семафорных огней перед идущим поездом, возможность мчаться вперед без всякой задержки. В переносном значении «зеленая улица» сейчас — полная свобода действия в любой области творчества, труда.
Из библейского рассказа о тельце, сделанном из золота, которому евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу (Исход, 32). Употребляется в значении: золото, богатство, власть золота, денег.
Выражение возникло из «заупокойной» молитвы: «Упокой душу раба твоего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне»; здесь, как и в Библии (Псал. 22, 2), «злачное место» значит: приятное, спокойное, всем изобильное место. Но чаще это выражение употребляется иронически, в противоположном значении; особенно же часто в значении: место пьянства и разврата.
Выражение употребляется в значении: интерес данного дня и вообще данного времени, волнующий общество. Возникло из Евангелия.
Змею (на груди) пригреть
Поговорка эта родилась после басни Эзопа «Крестьянин и Змея». Некий земледелец пожалел окоченевшую от холода змею и добродушно положил ее себе за пазуху. Отогревшись, змея ужалила сострадательного человека. Смысл басни — в предупреждении от излишней доверчивости, а слова «пригреть змею» стали иносказательным образом и такой доверчивости, и черной неблагодарности.
Выражение восходит к библейскому мифу о том, как змий, «мудрейший из всех зверей, сущих на земле», соблазнил Еву вкусить запретного плода от древа познания добра и зла, за что она и Адам были изгнаны из рая (Бытие, 3). Употребляется в значении: соблазнитель.
Выражение, возникшее из Евангелия (Матф., 16, 1–4), употребляется в значении: общественное явление, типичное для данного времени.
Выражение английского философа-материалиста Френсиса Бэкона в «Нравственных и политических очерках» (1597).
Золотое руно. Аргонавты
В древнегреческих мифах рассказывается, что герой Язон отправился в Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую шерсть барана), которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Язон построил корабль «Арго» (быстрый), по имени которого участники этого, по преданию первого, дальнего плавания древности были названы аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия, благополучно завладел золотым руном. Первым изложившим этот миф был поэт Пиндар (518–442 гг. до н. э.). Золотым руном называют золото, богатство, которым стремятся овладеть; аргонавтами — смелых мореплавателей, искателей приключений.
Первоначально это было прозвище парижской контрреволюционной молодежи, группировавшейся после 9 Термидора (1794) вокруг Фрерона (1754–1802), одного из вождей термидорианской реакции. Возглавляемая Фрероном «золотая молодежь» преследовала последних монтаньяров. Сейчас так называют богатую молодежь, проматывающую деньги, прожигающую жизнь.
Выражение это, «aurea mediocritas», из 2-й книги од римского поэта Горация. Так говорят о каком-нибудь решении, образе действий, чуждом крайностей, риска.
Выражение впервые встречается у древнегреческого поэта Гесиода в поэме «Труды и дни», в описании века Сатурна, когда «люди жили подобно богам, без забот, труда и страданий». Употребляется в значении: счастливая пора, беспечная жизнь, а также — время расцвета искусства, науки в истории какого-либо народа.
Золотой дождь
Выражение возникло из греческих мифов о Зевсе. Пленившись красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, Зевс явился к ней в виде золотого дождя и оплодотворил ее. Даная, осыпаемая дождем золотых монет, изображена на картинах многих художников (Тициан, Корреджо, Ван-Дейк и др.). Употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение.
По имени героини широко распространенной среди европейских народов сказки о невинно гонимой мачехой и сестрами замарашке так называют девушку, обойденную в семье, выполняющую всю черную домашнюю работу, безропотно переносящую все несправедливые попреки окружающих. Из фольклора эта сказка в XVII в. во Франции проникла в письменную литературу. По-французски Золушка — Сандрильона (от cendre — зола, пепел). Французский писатель Шарль Перро (1628–1703) обработал сказку о Золушке, включив ее в свой сборник «Сказки моей матери Гусыни, или Истории и сказки былого времени с нравоучениями» (1697). В Германии сказка о Золушке напечатана в сборнике братьев Гримм «Детские и семейные сказки» (1812).
Зонд — общее наименование исследовательского инструмента врача и метеоролога, моряка и геолога. Он проникает тонким металлическим стержнем в полость или изучает верхние слои атмосферы. У геологов «зондировать почву» значит: приступить к исследованию глубоких слоев почвы. Специальный термин перешел в общелитературный язык и ныне охотно употребляется в переносном смысле. «Зондировать почву, провести зондаж» значит: прощупывать, выведывать, разведывать, что-либо предварительно выяснять.
Врач зубы лечит, а знахарь их «заговаривает». Он пошепчет около больного, попрыскает его «с уголька» наговорной водицей, и зубная боль должна пройти… Такие заговоры помогали не всегда, и выражение это стало обозначать обман. Сейчас «заговорить зубы» в переносном смысле и значит: улещивать кого-нибудь многословными доказательствами, заставляя согласиться с несомненной чепухой.
Зубы на полку положить
Зубы или зубья имеют также пила, грабли, вилы, гребенка (принадлежность каждой чесальщицы льна). Если работа есть — кусок хлеба обеспечен, нет — клади зубы на полку и голодай. Смысл этой старинной поговорки: из-за отсутствия материальных средств перейти на полуголодное существование.