Что означает фраза свой среди чужих чужой среди своих
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ, СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛОВА
Постигать тайны, которые хранят наши повседневные и привычные слова, не менее увлекательно и полезно, чем, скажем, разгадывать кроссворды.
Как попало слово к нам в лексикон и когда?
По толковому словарю М. Фасмера – со времён Петра I. Фасмер почему-то не дал чёткого определения этому слову, но объединил слово kolonia со словом колонка и приводит такой пример: «колонкой» называли в Саратове немецкое поселение.
В.И. Даль в своём толковом словаре писал, что колонка – это население иноземцев, посёлок выходцев, переселенцев из другой земли. Напрашивается вывод, что оба исследователя слова в этом вопросе – единомышленники. Пользуясь их разъяснениями, мы начинаем понимать, что колония или колонка – это, говоря популярно и образно, «чужие среди своих», живущие обособленно, «кружком». Не случайно, значит, слово «колония» имеет корневую основу «коло» (круг).
Исключительно ради того, чтобы лишний раз утвердиться в своих выводах, можно заглянуть ещё в толковый словарь О.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (для удобства договоримся называть дальше фамилию одного из авторов – Ожегова). Но тут-то и окажется, что лучше нам этого не делать, потому что начнётся нечто странное, от чего в голове всё смешается.
Читаем у Ожегова: «колония – страна, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства». Надо понимать, под властью тех самых «чужих», которые до поры до времени жили вполне безобидным «кружком» на территории «своих».
Что же получается? Каким-то таинственным образом смысл слова «колония» претерпел во времени такую метаморфозу! Ведь Ожегов даёт совершенно противоположное объяснение слову.
Это заставляет нас углубиться в изучение производных слов «колонка, «колонна» и др. И тогда мы найдём у Ожегова интересное толкование понятия «пятая колонна», которое означает «вражеская агентура внутри страны». А вот это уже горячее, эта формулировка уже как-то теснее перекликается с мнением коллег Ожегова (В.И. Даля и М. Фасмера), ибо она – ни что иное, как «чужие среди своих». В то время, как слово «колония» по Ожегову (напомню: страна, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства) – это, образно говоря, «свои среди чужих».
Каламбур из слов «свои-чужие» был взят исключительно для наглядности изучения слова «колония», но неожиданно стал обретать некоторый глубинный смысл.
Значения слов «свои» и «чужие», как оказалось, могут плавно «перетекать» из одного в другое – в зависимости от того, кто кем в данный момент, в данной ситуации и на данной территории себя осознаёт.
Простым примером такого взаимного «перетекания» смысла двух слов могут быть слова «шпион» и «разведчик». Для нас наша агентура за рубежом – это разведчики; агентура «из-за бугра», работающая у нас против нас – это уже шпионы. Но «там» всё видится наоборот: их агенты у нас – разведчики, наши у них – шпионы.
Это – громоздкая формулировка, но она прослеживает систему закономерностей, по которой, видимо, идут исторические процессы, растянутые во времени. Система, по всему видно, кем-то хорошо изучена, испытана, умело используется и, к сожалению, безотказно действует. История хранит немало примеров, когда «чужие среди своих» превращались бархатно и незаметно в «своих среди чужих».
На этом можно было бы закончить наши запутанные изыскания, но мы ведь так и не нашли ответа на главный вопрос: откуда же пришло к нам слово «колония». Ведь М. Фасмер только сообщил нам о том, с какого времени оно вошло в наш лексикон.
Обратимся к трудам сотрудника департамента изучения Америки Вальядолидского университета, известного в Испании профессора Альфонсо Энсенат де Виллалонга, который на протяжении 10 лет последовательно изучал биографию генуэзца Кристофора Колумба, шаг за шагом проследив весь его жизненный путь по архивным документам. Итогом его кропотливой деятельности был вывод о том, что историки неверно «расшифровали» фамилию знаменитого мореплавателя.
Все они традиционно утверждают, что Кристофор был сыном ткача Доменико Коломбо из Генуи, где теперь очень почитается фамилия Коломбо. В честь его назван аэропорт, а туристам с гордостью показывают небольшой, обвитый плющом домик ткача, где произведён на свет будущий знаменитый путешественник и открыватель нового континента.
Однако профессор Энсенат обнаружил, что документы о рождении Колумба и его месте проживания носят разрозненный характер.
Путём сопоставления архивных данных он доказал, что семья, в которой родился Кристофор, была купеческой, отца действительно звали Доменико, но фамилию он носил Колонне. Их сын, Христофоро Колонне, родился в 1446 году, а не в 1451-м, поскольку в этом году они с 5-летним сыном уже уехали из Генуи и поселились в Лиссабоне. То, что Кристофор лишь 5 лет прожил в родном городе, подтверждается и официальной версией.
Изучая итальянские документы в Национальной библиотеке Мадрида, Энсенат обнаружил, что в них в ряде случаев вместо слова «Колон» ошибочно писалось «Колом». А когда известность Колумба достигла Италии, итальянские историки, желая скорее объявить свою страну причастной к его славе, поторопились отыскать след проживания семьи Коломбо в Генуе. И нашли. Это и была семья ткача.
В поддержку выводов Энсената говорит и тот факт, что М. Фасмер в своём словаре слово «kolonne» соединяет с латинским «kolumna». А латинский вариант фамилии, видимо, утвердился потому, что Кристофор после окончания навигационной школы в Сагре продолжал учёбу в латинской школе в Павии (Португалия), что тоже установил профессор, а не в итальянском городе Павии, на котором настаивают итальянские учёные.
Эти открытия профессора Энсената позволяют нам думать, что первые завоеватели Америки, истребляя и вытесняя с американского континента аборигенов и расселяясь на их территории, назвали её в честь открывателя Колонне – Колонией. Позже, из-за тех самых погрешностей в архивных записях, в результате которых приобрела известность фамилия Колумб, новые земли стали называть Колумбией. Это название и сохранило одно из государств материка.
Что означает фраза свой среди чужих чужой среди своих
Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте
Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)
Алфавитный указатель статей в книгах и журналах
Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта
Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов
Техническое обеспечение:
Михаил Булах
Программирование:
Данил Мончукин
Маркетинг:
Татьяна Анастасьева
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua
сделано в Украине
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Справочник / Крылатые слова, фразеологизмы / Свой среди чужих, чужой среди своих
Крылатые слова, фразеологизмы. Значение, история происхождения, примеры использования
Свой среди чужих, чужой среди своих
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
Фразеологизм: Свой среди чужих, чужой среди своих.
Значение: О человеке, который находится в кругу чуждых ему людей, не находит себе общества, единомышленников и т. д.
Происхождение: Название художественного фильма (1974), снятого режиссером Никитой Михалковым по сценарию, написанному в соавторстве с Эдуардом Володарским.
Другие интересные крылатые слова, фразеологизмы:
Случайный фразеологизм: Книга есть жизнь нашего времени.
Значение: Книга всегда отражает время, в которое она была написана, его атмосферу, идеи, ценности, общественные настроения и т. д.
Смотрите еще случайный фразеологизм.
Смотрите другие статьи раздела Крылатые слова, фразеологизмы.
Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.
Психология «свой среди чужих, чужой среди своих»
Вам когда-нибудь с обидой говорили, что вы для чужих людей делаете гораздо больше, чем для своих родных? Может быть, вы наблюдали такое среди знакомых или сами предъявляли подобные претензии кому-нибудь из родственников? Почему такое случается?
У явлений есть причины
Любопытный зигзаг человеческой психологии с удачно подобранным названием «свой среди чужих, чужой среди своих» — явление распространённое. И чтобы столкновение с ним произошло как можно менее болезненно, нужно понимать его корни, истоки. Если поведение человека вписывается в определение «свой среди чужих, чужой среди своих», чаще всего обязательно ищите одну из трёх основных причин.
Как дети!
Обиды на родственников по какому-то важному поводу или испорченные отношения с ними. Тут всё понятно и логично: поссорился с родными и не хочешь с ними общаться. Причины ссор могут быть самыми разнообразными, тут все зависит от восприятия жизни, от собственных устоев и просьб, а может быть, даже от каких-то требований к родственнику, которые он не может или не считает нужным выполнить. Возникает обида: стандартная детская модель поведения, которую по различным причинам перенимает взрослый человек.
Что любопытно: более опасна такая ролевая модель в исполнении женщин. Мужская психология более прямолинейна и менее сложна, из-за чего мужчины чаще более обидчивы по пустякам, но отходчивы в ссорах по серьёзным поводам. Мужчина может вдрызг разобидеться на самого родного человека из-за ерунды, но дольше нескольких дней (чаще всего — нескольких часов) он обижаться не в состоянии. Если женщина по-настоящему обиделась на родственника, она не устроит мелодраматическую сцену с битьём посуды, она может не проронить ни слова, но отношения будут испорчены на годы или даже навсегда. Многие путают эмоциональность женской реакции с полноценной обидой. Это ошибка: женщина может охать, ахать и лить слёзы по множеству самых невинных поводов, но чтобы по-настоящему обидеть женщину, нужно очень постараться.
Расстояние — всё!
Встреча с людьми определённого психологического типа. Здесь статистически преимущество у мужчин, чаще всего это их «фишка». Такие люди держат родственников на расстоянии из-за боязни зависеть от кого-либо. Логика следующая: родственники — это люди, имеющие право потребовать от меня чего-либо — помощи, внимания, времени, общения, поддержки № критической ситуации и т.д. Таким образом, я попадаю в зависимость от них. [Простое и эффективное решение, чтобы от неё избавиться, — свести общение [с родными к минимуму. Нет отношений либо они не настолько близки, стало быть, родственники будут соблюдать некие границы поведения, за которые никогда не перешагнут.
Если родственники потенциально имеют право попросить о чем-либо, то посторонние люди не имеют никаких оснований требовать от человека чего-то, что нарушает его личное жизненное пространство. К примеру, «я могу тесно общаться и помогать своим коллегам, одноклассникам, сокурсникам, товарищам по совместному хобби и т.д. Ни я им ничем не обязан, ни они мне ничего не должны. Никто ни от кого зависит».
Близкие далеко
Родственные связи или вовсе разрушены, или значат весьма и весьма мало.
Характерная примета нашего времени. Прошла эпоха, когда родственники жили в пределах одного населённого пункта, помогали друг другу в повседневных делах и регулярно собирались за общим столом. Подобные семейные принципы понемногу уходят в прошлое по разным причинам: переезды за лучшей долей, загруженность на работе. Сегодня мы гораздо больше времени проводим с формально чужими нам людьми — с кем работаем и пересекаемся по жизненным интересам. Закономерно, что с ними у нас гораздо больше общего, чем с формально близкими людьми. Требовать от современного человека быть готовым расшибиться в лепёшку ради родственников, нередко малознакомых, — это прекрасно с теоретической точки зрения. Но практика жизни — штука суровая.
Спокойствие, только спокойствие!
С причинами отчуждения от родных и близости с чужими более или менее понятно. Следующая проблема — что с этим делать? Ответ — не делать ничего целенаправленного. А что вы можете сделать, например, если у родственника на вас давняя обида? Только попросить прощения, но и это не гарантия его «потепления». Нужно стараться не наносить человеку новых обид, а там уже мяч на его стороне, решение за ним. Если налицо фобия «попасть в зависимость», то настойчивые попытки сблизиться лишь спровоцируют резкую защитную реакцию. Ну а с разрушением семейных связей мы не можем сделать ничего, кроме создания собственной дружной семьи. Все остальные рекомендации «сделайте это вот так, и будет счастье» — в лучшем случае наивность, в худшем — шарлатанство. В ситуации «свой среди чужих, чужой среди своих» нужно сохранять спокойствие и не провоцировать людей на глупости, больше от вас ничего не зависит.
Журнал: Дарья Гороскоп, №8 сентябрь 2019 года
Рубрика: Стиль жизни
Автор: Редакция журнала
Когда пять лет назад в родной деревне Миро Барешичу установили памятник с надписью «Рыцарю Хорватии», министерства иностранных дел Сербии и Черногории выразили протест. Уже через неделю фигуру «рыцаря» неизвестные облили красной краской: соседи хорватов считают его преступником, да и многие соотечественники не в восторге от его «подвигов».
Подвиг брига «Меркурий»
История военных флотов мира хранит не тан много сражений, в которых заведомо более слабое судно одерживало победу над более сильным. Маленький российский бриг «Меркурий», сумевший одолеть два огромных турецких линейных корабля, стал героем именно такого боя.
Что означает фраза, высказывание «свой среди чужих, чужой среди своих»?
Что означает крылатое выражение в русском языке «свой среди чужих, чужой среди своих»?
Иногда в жизни случаются ситуации, когда человек, находясь в кругу своих родных и близких людей, друзей, совершенно одинок. Он чувствует себя чужим в этом обществе, никем не понятым и не нужным. В этом случае говорят: «Чужой среди своих».
Случается и так, когда человек в чужой, новой компании чувствует себя комфортно, уверенно, как рыба в воде. Тогда говорят : «Свой среди чужих».
Еще эта фраза очень хорошо описывает людей в годы войны, когда наши разведчики внедрялись во вражескую армию под видом своих, а из шпионы в нашу под видом своих. Вот и говорили: «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Мне лично это выражение почему то всегда напоминает диссидентов. Ну тех которые и у нас при союзе были, инакомыслящие, чьи убеждения идут в разрез с официальной идеологией государства. Мне почему то кажется что и ныне этот холодный ветерок однобокости преподнесения «только нужной» информации, стих не совсем.
Уезжая из страны на чужбину, диссиденты достаточно хорошо были понимаемы «среди чужих» по сути людей, а «своими» были гонимы. А многие из них были талантливейшими людьми, могущими принести пользу своей стране, но став чужими среди своих были вынуждены уйти к чужим.
Выражение о «своём – чужом», который никак не найдёт себе места среди своих, означает, что человек является неприкаянным. Он нашёл себя там, где в нормальных условиях ищут себя крайне редко.
В чужих санях бывает изредка хорошо. Но в своих всё равно лучше. А когда в них становится нехорошо, то человек уверенно превращается в «чужого среди своих». Ему может быть неуютно у себя на Родине, в своём городе, на улице своей, в своём подъезде, в своей комнате, в своей семье. Это всегда печально. Кораблю, образно говоря, негде больше причалить, нет своей пристани. Этому печальному чужаку грозит и на чужбине несвоим стать.
Когда в своей тарелке не сидится, то и в чужой не солоно будет.
Расскажу интересную историческую истину император Византийской империи Цимисхий (враг князя Святослава) происходил из армянских крестьян села Ошакан Араратской долины. Отец вечно притеснял непутевого сына и говорил, что он никогда не станет человеком. В возрасте 17 лет Цимисхий убежал из дома и поступил легионером у ромеев, добился замечательных успехов и легионеры его провозгласили императором.С целым легионом он через два года посетил отца и вызвал его во двор и говорит:» Отец, ты говорил, что я не стану человеком, а я стал императором Римской империи.» Отец недолго думая, ответил ему:» А человеком всё равно не стал.» Эта притча и объясняет эти слова о чужом среди своих, и своим среди чужих.
Человек даже в кругу своих родных и близких людей чувствует себя чужим, он не чувствует поддержки и заботы, считает себя лишним на этом празднике жизни.
Каждый понимает это высказывание по-своему. Лично я считаю, что смысл приблизительно такой. Наступают моменты в жизни, когда человек становится совершенно чужим среди своих близких людей, не может найти поддержки. А бывает, когда даже самый чужой человек может подать руку
В моем понимание под этой популярной фразой подразумевают, что несмотря, что человек может находится в каком-то обществе, это могут быть друзья или родные близкие. Но при этом данный человек испытывает чувство дискомфорта в данном коллективе, так как он понимает, что его интересы, мнение не совпадает с ними. И наоборот его мнение может сильно совпадать с компанией, с которой его почти ничего не связывает.
Эта ситуация, когда человек понимает, что он жид до этого момента не правильно. Он понял как ему жить лучше только теперь, с какими людьми ему комфортней, возможно осознал где его настоящий дом. Я эту фразу именно так понимаю.
В принципе, это не расхожая фраза, а просто название художественного фильма Н.С. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», снятого им в 1974 году. Ну содержание фильма пересказывать не буду, можете посмотреть здесь.
Это не что иное как агентурные сети в тылу врага, и шпионы на родной стороне
Издревле волк у многих народов, в том числе и русского, был символом алчности и жадности, неискренности и жестокости, злобы и далеко не умной хитрости. Эти свойства отражены и во фразеологизмах, содержащих лексему ВОЛК.
Думаю, что самыми древними оборотами с этой лексемой являются обороты НАНИМАТЬ ВОЛКА В ПАСТУХИ и ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ.
Человек внимательно наблюдал за волками, а потом соотносил некоторые особенности жизни этих животных с миром своих чувств, с миром отношений между людьми.
несколько неожиданно обыгрывающейся в фильме, снятом по мотивам произведения М. А. Булгакова.
Но есть и такие фразеологизмы с лексемой ВОЛК, которые несут в себе не отрицательное, а положительное значение.
Волка-одиночку называют бирюком. С этим словом в русском языке тоже есть фразеологизмы:
Хочется назвать и несколько фразеологизмов с образованным от лексемы ВОЛК прилагательным ВОЛЧИЙ:
Завершая свой ответ, скажу: обороты фразеологические, кои включают в состав свой наименования животных, называются зооморфизмами. Такие обороты имеют несколько специфических для них признаков:
Свой среди чужих, чужой среди своих
«Свой среди чужих, чужой среди своих» — дебютный полнометражный фильм режиссёра Никиты Михалкова, снятый по повести Э. Я. Володарского и Н. С. Михалкова «Красное золото».
Содержание
Сюжет
Маленький губернский городок на юге России, 1920-е годы. Кончилась Гражданская война, но до полной победы большевиков ещё далеко. Пятеро друзей, бывших бойцов Красной Армии, готовят к отправке в Москву ценный груз — реквизированное у буржуазии золото, необходимое для закупки продовольствия для голодающих Поволжья.
Первоначальный план состоял в том, что бронированный вагон с большой охраной и пулемётами отправляется под командой Егора Шилова в центр. Но Шилов исчезает, в его комнате обнаруживают изуродованный до неузнаваемости труп. Председатель губкома Сарычев решает первым же поездом отправить золото тайно и с минимальной охраной. Группа бывших белых офицеров похищает золото, отцепляя вагон при пособничестве железнодорожника Ванюкина. Внезапно появляется Шилов — выясняется, что он не погиб — его похитили и накачали наркотиками, а в ГубЧК есть предатель.
После налёта офицеры догоняют поезд, от которого отцепили вагон. Далее поезд с офицерами подвергается ограблению банды во главе с есаулом Брыловым, погибают все офицеры, кроме ротмистра Лемке. Саквояж с золотом похищает кто-то из бандитов. В надежде вернуть золото Лемке присоединяется к банде. Тем временем чекисты допрашивают Шилова. Он утверждает, что не помнит, что с ним произошло, но ему не верят и помещают под стражу. По пути в тюрьму к Шилову возвращается память, и он решает бежать, чтобы найти врагов. Он наносит визит железнодорожнику Ванюкину, от которого узнаёт про налёт банды Брылова.
Проникнув в банду, Шилов выясняет, что золото в суматохе забрал и спрятал татарин Каюм. Их разговор подслушивает мальчишка — слуга есаула. Ванюкин является с повинной в ЧК, но на следующее утро его находят мёртвым в камере. Председатель губкома Сарычев обращает внимание на кровоподтёк на правой стороне лица Ванюкина; подозрение падает на единственного левшу в ЧК — рабочего Никодимова. При проверке выясняется, что настоящий рабочий Никодимов был убит несколько лет назад, а человек, выдающий себя за него, и есть агент бандитов. Чекисты разоблачают и убивают предателя при попытке оказать им вооружённое сопротивление.
Начфин Забелин (кавалерист, очень тяготившийся своей штатской должностью) собирает кавалерийский эскадрон и уничтожает банду, но накануне боя есаул Брылов сбегает вместе с золотом. Шилов, Каюм и Лемке сплавляются по реке на плоту, чтобы настигнуть Брылова. Это им удаётся. В стычке Брылов убивает Каюма и ранит Лемке, однако сам погибает от руки Шилова, чуть не сорвавшегося с крутого обрыва. Шилов не знает, что вражеского агента в ЧК разоблачили, и тащит на себе раненого Лемке, поскольку Лемке — единственный, кто знает врага. Он выходит к эскадрону Забелина с золотом и Лемке. Фильм заканчивается тем, что друзья замечают его и бегут навстречу.
В ролях
Съёмочная группа
Факты о фильме
В обеденный перерыв группа каскадёров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И всё это долго, обстоятельно. А моя «банда» состояла вся из местных. Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шёл в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Каскадёров это подкосило абсолютно.
У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят спрашивают: «Оружие вы будете давать, или нам своё принести?»