Что означает фраза реквием по мечте
Что такое реквием? Что связывает этот жанр и фильм «Реквием по мечте»?
Что означает слово «реквием»? Может ли реквием быть фильмом? Существует ли поэма-реквием? Что связывает этот жанр и фильм «Реквием по мечте»?
Слово «реквием» имеет несколько значений. В прямом смысле это музыкальное произведение родом из католической мессы. В переносном — любой заупокойный ритуал, лишь косвенно связанный с религиозным служением.
Реквием как жанр
Произведение получило название по начальным словам канонического текста, сопровождавшего мессу по покойному (requiem aeternam с лат. — вечный покой). Первоначально этот жанр имел чёткую структуру и принадлежал к обрядовой музыке. С приходом эпохи барокко реквием теряет связь с богослужением и переходит в разряд духовных произведений, исполняемых на концертах по случаю траура. Из начальной формы композиторы стали брать только тексты для хора и солистов, но использовали их, нарушая традиционную последовательность частей.
В XX веке композиторы стали отходить от традиционной структуры и текстов этого жанра. Д. Кабалевский создаёт реквием, прославляющий подвиг советских воинов, на слова Р. Рождественского. Е. Фирсова берёт за основу текст поэмы «Реквием» А. Ахматовой. Британский композитор Джон Тавенер взял для своего сочинения фрагменты из неканонических для такого вида творчества Корана и древнеиндийского философского трактата Упанишады.
Реквием в культуре
В других сферах искусства данное понятие означает произведение, посвящённое памяти ушедших из жизни людей или траурным, трагическим событиям. Ярким примером в литературе стала поэма А. Ахматовой о жертвах политических репрессий эпохи правления И. В. Сталина. В мировом кинематографе существует несколько одноимённых фильмов, в том числе «Реквием по мечте» режиссёра Д. Аронофски. Кроме того, слово стало названием для ряда произведений рок-исполнителей, среди которых John 5, Lacrimosa, «Ария», Linkin Park, а также другие музыканты современности.
Что такое реквием?
Что такое реквием
Реквием — одно это слово звучит торжественно и трагично. Изначально реквиемом называли заупокойную мессу в католической Церкви латинского обряда. Слово «реквием» происходит от латинского requies «покой», «упокоение». Реквием действительно звучит спокойно и печально.
Реквием в музыке
Реквием звучит не только на заупокойных мессах.
Сегодня это — многочастное сочинение для хора (часто также солистов и оркестра), зачастую оно не связано с богослужением и звучит в светских музыкальных учреждениях. Композиторы, которые писали музыка для реквиема брали за основу распеваемые тексты, в то время как на заупокойной службе некоторые молитвы декламируют или просто читают.
В богослужении реквием традиционно был сложен из мелодий григорианского хорала. Это хоровое сочинение даже не сопровождалось музыкой.
Эпоха позднего Возрождения внесла свои коррективы: параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы, например, знаменитый реквием Моцарта, которые предназначался не для церемонии погребения, а для публичныз концертных выступлений. Тем не менее, каждый реквием был приурочен к трагическому событию (война, природные катаклизмы, массовая гибель людей).
Структура реквиема для богослужения:
Композиторский реквием мог также содержать:
Реквием в других видах искусства
Слово «Реквием» мы часто можем встретить в названии поэтических произведений. Все они посвящены памяти почивших. Анна Ахматова писала свой «Реквием» о жертвах политических репрессий, а худохник Павел Корин написал картину «Реквием (Русь уходящая)», известен также кинофильм «Реквием по мечте» (воспоминания о мечте). Фильм посвящен трагедии наркотической зависимости.
Реквием Моцарта. Слушать
Что означает фраза реквием по мечте
Малобюджетный, некоммерческий фильм Дарена Аронофски снят так, что зритель ни минуты не задумывается о необходимости спецэффектов, о сложных декорациях и прочей бутафории, так любимой создателями блокбастеров,— этого режиссеру просто не нужно. Важно иное, то, что скрыто внутри, то, что выворачивает наизнанку и не дает вернуться назад, потому что это было бы просто нелогично. «Реквием по мечте» — фильм, который не отпускает даже тогда, когда уже идут титры, когда черную реальность экрана разрывают белые буквенные комбинации. Это фильм о каждом из нас, о том, что каждый в первую очередь выставляет на первый план, чем живет и за что продается. Фильм о жизни в самом страшном ее проявлении, о пугающих формах человеческого бытия, о разрушенной дороге, по которой шагает сбившийся с верного пути странник.
«Реквием по мечте» — это кино о наркоманах, которые выбрали свой путь, каждый по-своему, но идут по нему вместе, потому что поодиночке у них не получится. Это особые люди, рядом с которыми, пожалуй, не очень хорошо смотрится Сара Голдфарб (Эллен Берстин), погребенная под осколками собственной мечты попасть на экран телевизора.
Сюжетно фильм поделен на две части, которые существуют параллельно, но сводятся к единому финалу — небытию, из которого невозможно вырваться. Молодой американец Гарри (Джаред Лето) из Бруклина, его подружка Мэрион (Дженнифер Коннели) из успешной семьи и их общий друг Тайрон (Марлон Уайанс) — три «опытных» наркомана, наслаждающиеся и опьяненные той жизнью, которую ведут. Они не потеряли очень для них важной черты — жажды наживы, причем наживы в традиционно американском понимании, когда успех дела зависит на 45% от собственных усилий, а на 55% — от везения. Цель жизни они видят не в душевной гармонии и внутреннем покое, но только в мутировавшем облике наркотических грез, стремятся получить удовольствие от каждого дня жизни, материальную выгоду и достичь сумасшедшего веселья. Гарри, Мэрион и Тайрон налаживают собственный бизнес по продаже наркотиков в Нью-Йорке, у них все получается, «счастье» преследует их на каждом шагу. Пачка за пачкой в скромную коробку из-под обуви падают зеленые эквиваленты благополучия. Мир для них ограничен рамками единственной идеи — идеи о богатстве как о высшем достижении человечества. Однако стоит заметить, что ни один из них не жаждет власти или поклонения, нет, им важно само обладание деньгами, а не результат их наличия. При этом создатель фильма очень аккуратно касается этого вопроса, сосредотачивая основное внимание на другой реальности, в которой существуют иные приоритеты.
Особое впечатление производит на зрителя та форма, в которой подаются эти две истории. Нетрадиционный способ съемок и монтажа, доведенная до абсурда игра со временем и, конечно же, абсолютно выводящая из равновесия музыка создают внутри фильма особую атмосферу, гармонично обрамляющую содержательное его наполнение. Фильм не оставляет равнодушным, он либо захватывает и больше не отпускает, либо сразу отпускает, заставляя выключить экран телевизора на третьей минуте.
Реквием по мечте. Недооценённая классика или пустышка?
Реквием по мечте. Все, наверное, слышали прекрасное произведение Моцарта, которое на самом деле не называется «Реквием по мечте», а «Lux Aeterna» да и не Моцарт написал его, а Клинт Мэнселл, но сейчас не об этом.
Вот сама Lux Aeterna.
Также все, или хотя бы большинство слышали или смотрели фильм Дарена Аронофски «Реквием по мечте». Если вы никогда не слышали о нём, то с вероятностью сто процентов может быть знакома эта сцена.
Достаточно посмотреть первые 10 секунд этого клипа, чтобы понять, что вы где-то это уже видели.
Действительно, когда смотришь фильм, поражаешься работе оператора, звукорежиссёра и монтажёра в первую очередь. Хоть фильм и 2000 года, но выглядит даже сейчас крайне свежо.
Похожее звуковое использование реального мира я вспомнил у исполнительницы M.I.A..
Послушайте с 0:56 и поймёте о какой схожести я говорю.
На чём-то конкретном останавливаться не сильно хочется, чтобы не испортить впечатление о фильме тем, кто с ним ещё не ознакомился (есть ли вообще такие люди?).
А вот на чём хотелось бы сфокусироваться, так это на сюжете. Точнее, на посыле, что продвигает данный сюжет, взятый прямиком из романа Хьюберта Селби Мл. «Реквием по мечте» 1978 года.
Сам Селби не был наркоманом, но в силу денежных проблем из-за своей болезни, очень часто общался с представителями различных профессий. В итоге он выпустил книгу «Последний поворот на Бруклин», которая и принесла ему популярность.
И тут лично у меня возник вопрос: «И это всё? Больше нечего сказать, кроме как ещё раз повторить лозунг любой антинаркотической брошюрки, найденной на ближайшей помойке?«
Это меня крайне разочаровало. Я почитал восхищённые отзывы критиков, обычных людей, посмотрел трейлеры, которые тоже хороши, но в итоге получил сказку с посылом для школьников. Если вырезать из фильма все сцены, дающие фильму рейтинг 18+, то его можно крутить на «Карусели» или «Nickelodeon».
Стоит повторно сказать, что всё, кроме посыла, мне понравилось. По сути, это просто красивый фантик, раскрывая который ты получаешь обычную «коровку». Этот фильм сильно разграничивает добро и зло, он крайне прямолинеен, понимая это, режиссёр всё время пытается как бы расположить зрителя к персонажам при помощи слезливых сцен с прекрасной актёрской игрой. На впечатлительных людей, к слову, это сработало.
«Реквиему по мечте» — 20 лет. Вспоминаем самый прямолинейный и человечный фильм Даррена Аронофски
«Гарри запер маму в туалете», — сообщала первая строчка книги Хьюберта Селби-младшего «Реквием по мечте». Роман вышел в 1978 году и иносказательно описывал ломку, постигшую поколение «детей цветов», когда те подросли, перестали влезать в горшки и завяли. Но родившийся в 1969 году режиссер Аронофски вряд ли помнил лето любви, хоть и разделил свой фильм на три сезонных акта: лето, осень и зиму. Его интересовало другое. В полнометражном дебюте «Пи» (1998), где математики пытались расшифровать послания Бога (или хотя бы подзаработать на бирже), режиссер пробовал проверить алгеброй гармонию, описать мир через цифры, извлечь смысл из хаоса. Героев эти тщеславные упражнения, разумеется, привели к катастрофе — зато дебютант Аронофски был признан лучшим режиссером «Сандэнса», опередив Лизу Холоденко, Винсента Галло и Тодда Филлипса, который спустя двадцать лет выпустит «Джокера» — персонажа вполне себе для «Реквиема по мечте».
Выстрелившим на «Сандэнсе» дебютантам традиционно дают карт-бланш, и собранный невротик Аронофски решил вложить свой первоначальный капитал в экранизацию книги Хьюберта Селби-младшего. Раз у героев «Пи» не вышло взять свою судьбу под контроль, то самое время пофантазировать о том, что бывает с тем, кто отказывается подчиняться этой судьбе. История о четырех наркоманах, теряющих связь с реальностью, вышла в 2000 году — и вышла как раз вовремя. В кинотеатрах только что прогремели «Бойцовский клуб», «Красота по‑американски» и «Матрица»; картины, доказавшие, что глубокий экзистенциальный кризис всех зрителей старше 12 лет — та еще золотая жила. А в Каннах-2000, где «Реквием по мечте» показали вне конкурса, победила «Танцующая в темноте». Подняться на сцену ей помогали «Ярды» Джеймса Грея (драма о том, что выход из тюрьмы — это просто попадание в другую тюрьму), «О, где же ты, брат?» братьев Коэн (тоже кино про беглецов и слепцов) и «Звездная болезнь» Дэни Аркана — кино о наркотических свойствах славы. Так что Даррен Аронофски оказался хоть и не единственным, но самым ловким дилером на огромной миллениум-вечеринке, где каждый нуждался в дозе. И каждый был готов запереть маму в туалете, лишь бы почувствовать себя взрослым.
Но фильм Аронофски, в отличие от книги, в сцене с запиранием делит экран на две части — и тем самым заявляет и конфликт разных картин мира, и равенство наркомана Гарри (Джаред Лето) и его мамы Сары (Эллен Берстин, за 25 лет до того взявшая «Оскар» за фильм «Алиса здесь больше не живет» Скорсезе) в качестве рассказчиков и героев. Еврейский мальчик Гарри дружит с черным дилером Тайроном (Марлон Уайанс из комедии «Без чувств»; кстати, он появляется в роли тихого семьянина в новой «Последней капле» Софии Копполы — вот так течет время) и мечтает вместе с ним стать главным дилером на Кони-Айленде. Но пока невезучим торчкам только и остается, что перезакладывать любимый телевизор Сары. А Сара подсела на игровые шоу и верит: однажды ее тоже пригласят в эфир. И тогда она наденет то самое красное платье, в котором была на выпускном Гарри вместе с еще живым мужем. Но платье не сходится на спине — и чтобы похудеть, Сара начинает горстями есть лекарства с амфетаминами. А Гарри этого не замечает, потому что любит Мэрион (Дженнифер Коннелли, которая спустя год возьмет «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за «Игры разума») — возможно, самую красивую наркоманку в истории кино.
После аккуратного и сдержанного «Пи» безбашенный «Реквием по мечте» стал своего рода предупреждением: Даррен Аронофски хоть и педант, но следующие двадцать лет будет писать свои картины исключительно жирными мазками, выбивая из зрителя эмоции любыми путями. Такой вот жестокий коллектор, но из хорошей семьи: перед тем как выпустить наружу своего рыжего пса (так писатель Том Вулф называет тотемного зверя всех амбициозных мужчин), Аронофски прилежно отучился в Гарварде и калифорнийском Американском институте киноискусств.
И там овладел всем, кроме чувства меры. «Реквием по мечте» пускает в ход свой самый сильный козырь — музыку Клинта Мэнселла — уже на вступительных титрах. А сразу после титров в одном кадре столкнутся коляска с ребенком, тележка с продуктами и телевизор на колесиках, который герои променяют на дозу, — банальная, но действенная метафора разных полос на дороге жизни. Но это еще что: всю вторую половину фильма за сходящей с ума старушкой носится по квартире хищный холодильник. Монтажных склеек в «Реквиеме по мечте» больше 2000, чего хватило бы на три обычные картины, вместе взятые. У наркоманов здесь ангельские лица и белоснежные зубы. Но бруклинских Адама и Еву ждет страшный финал (осторожно, спойлер к фильму 2000 года): ампутация руки и групповое изнасилование. Сара же и вовсе сойдет с ума — и будет в красном платье слоняться по черно-белому Нью-Йорку; если Аронофски не украл этот образ из «Списка Шиндлера», то он, так и быть, гений. Драматургия напоминает серию резких толчков. Мэрион где-то узнает, что есть дилер, который меняет наркотики на секс; Саре где-то говорят о враче, который выписывает чудо-лекарства; угадайте, что произойдет в следующих сценах.
Но несмотря на все это просчитанное нахальство, всю эту тщательно отрепетированную браваду интеллигентного режиссера, «Реквием по мечте» — парадокс — остается самым живым из фильмов Аронофски. Его последние картины — «Ной» и «мама!» — напрочь лишены юмора и легкости. Зато в «Реквиеме по мечте» смешного даже избыточно много. Две бабушки по‑гоголевски спорят о цвете краски для волос. Смешные старушки вальяжно принимают солнечные ванны. Чтение книги о диете доводит героиню до нервного срыва — и ей повсюду начинают мерещиться бургеры и десерты.
Но двадцать лет спустя Аронофски уйдет в продюсеры скучных картин; бунтарь Уайанс начнет играть блеклых мужей в фильмах для стримингов; Дженнифер Коннелли сядет в поезд, который мчится не только сквозь снег, но и в никуда; а Джаред Лето придумает самого поверхностного из всех Джокеров в кино. И даже Эллен Берстин, чьи актерский гений и личная трагедия так возвысили «Реквием по мечте», не вернется ни в какую высшую лигу.
Бегство героев от мира, готового высмеять хрупкость, надругаться над юностью и растоптать старость, завершилось поражением для каждого из четверки мечтателей. Но резкие монтажные склейки между воображением и реальностью, между возможностью и фактом весь фильм предупреждали, что и зрители вместе с авторами убегут не дальше. Двадцать лет — приличная дистанция, чтобы обернуться и выяснить: хоть у кого-нибудь из нас получилось?