Что означает фраза пренебреги плотью
Словари
сов. перех. и неперех.
ПРЕНЕБРЕ́ЧЬ, пренебрегу, пренебрежёшь, пренебрегут, прош. вр. пренебрёг, пренебрегла, совер. (к пренебрегать) (книжн.).
1. кем-чем. Проявить высокомерно-презрительное отношение, отнестись с пренебрежением, без всякого уважения к кому-чему-нибудь. Пренебречь старым товарищем.
2. кем-чем, кого-что и с инф. (устар.). Оставить без внимания, не признать достойным кого-что-нибудь. Пренебречь советом. Пренебречь опасностью. «Версилов даже и это пренебрег мне сообщить.» Достоевский.
1. Проявить высокомерное отношение к кому-чему-н. П. старым товарищем.
2. Отнестись без внимания к кому-чему-н., не посчитаться с кем-чем-н.; не сделать того, что должно. П. советом, дружеским предложением. П. своими обязанностями. П. опасностью (не отступить перед опасностью).
1. кем-чем. Отнестись к кому-, чему-л. с презрением, высокомерно, без уважения. П. чёрной работой. Он пренебрёг ею на глазах у всех.
2. чем. Оставить без внимания что-л. как незначащее, несущественное. П. опасностью. П. советом друга.
Отнестись к кому-, чему-л. с презрением, высокомерно, без уважения.
Пренебречь черной работой.
Кити не замужем и больна, больна от любви к человеку, который пренебрег ею. Л. Толстой, Анна Каренина.
2. чем и (устар.) перех. или с неопр.
Оставить без внимания что-л. как незначащее, несущественное.
Этот заячий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслышал или пренебрег неуместным намеком. Пушкин, Капитанская дочка.
Я жить спешил в былые годы, Искал волнений и тревог, Законы мудрые природы Я безрассудно пренебрег. Лермонтов, Тамбовская казначейша.
[Иван Федорович] благоразумного совета не исполнил и лечь лечиться пренебрег. Достоевский, Братья Карамазовы.
пренебре́чь, пренебрегу́, пренебрежёт (неправильно пренебрегёт), пренебрегу́т; прич. пренебре́гший и допустимо пренебрёгший; дееприч. пренебре́гши и допустимо пренебрёгши.
пренебре́чь, пренебрегу́, пренебрежём, пренебрежёшь, пренебрежёте, пренебрежёт, пренебрегу́т, пренебре́г, пренебрегла́, пренебрегло́, пренебрегли́, пренебреги́, пренебреги́те, пренебре́гший, пренебре́гшая, пренебре́гшее, пренебре́гшие, пренебре́гшего, пренебре́гшей, пренебре́гших, пренебре́гшему, пренебре́гшим, пренебре́гшую, пренебре́гшею, пренебре́гшими, пренебре́гшем
игнорировать кого, что, сбросить со счетов кого, что, не придать значения чему, оставить без внимания кого, что, не обратить внимания на кого, на что, не принять во внимание что, не заметить кого, чего, закрыть глаза на что, пройти мимо чего, не пожелать знать чего, повернуться спиной к чему, попрать что; плюнуть на кого, на что, наплевать (с высокой горы или с высокого дерева) на кого, на что, начихать на кого, на что, начхать на кого, на что (прост.); презреть что (книжн.); манкировать (устар. разг.)
/ о словах: пропустить мимо ушей что (разг.)
и носом не повести, повернуться спиной, проигнорировать, манкировать, и ухом не повести, закрыть глаза, презреть, пробойкотировать, начхать, неглижировать, положить болт, забить болт, плюнуть, начихать, наплевать с высокой колокольни, не принять во внимание, пройти мимо, побрезговать, и бровью не повести, переступить, попрать, преминуть, игнорировать, наплевать, пропустить мимо ушей, не обратить внимания, не заметить, наплевать с высокой горы, сбросить со счетов, не придать значения, оставить без внимания, наплевать с высокого дерева, побрезгать, не пожелать знать
пренебрегать
Смотреть что такое «пренебрегать» в других словарях:
пренебрегать — Презирать, брезгать (брезговать), гнушаться, игнорировать, попирать, не обращать внимания, оставлять без внимания, закрывать глаза на что, смотреть сквозь пальцы, пропускать мимо ушей, отложить попечение; относиться неуважительно, чувствовать… … Словарь синонимов
ПРЕНЕБРЕГАТЬ — ПРЕНЕБРЕГАТЬ, пренебречь что, или лучше чем, презирать, не бречь, не уважать, не внимать чему, считать за ничто. Своим умом живи, а добрыми советами не пренебрегай. Первое и главное военное правило: не пренебрегать неприятелем. Ныне пренебрегают… … Толковый словарь Даля
ПРЕНЕБРЕГАТЬ — ПРЕНЕБРЕГАТЬ, пренебрегаю, пренебрегаешь (книжн.). несовер. к пренебречь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
пренебрегать — ▲ не учитывать ↑ маловажный пренебрегать придавать малое значение какому л. фактору (# потерями). пренебрежительный (# отношение). отмахиваться (# от решения вопроса). небрежный. снисходительный. ни в [медный] грош не ставить. ни во что не… … Идеографический словарь русского языка
Пренебрегать — несов. перех. и неперех. 1. Проявлять высокомерно презрительное отношение, относиться с пренебрежением, без должного уважения к кому либо, чему либо. 2. Оставлять что либо без внимания, признавать что либо недостойным, не заслуживающим внимания.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пренебрегать — пренебрегать, пренебрегаю, пренебрегаем, пренебрегаешь, пренебрегаете, пренебрегает, пренебрегают, пренебрегая, пренебрегал, пренебрегала, пренебрегало, пренебрегали, пренебрегай, пренебрегайте, пренебрегающий, пренебрегающая, пренебрегающее,… … Формы слов
пренебрегать — пренебрег ать, аю, ает … Русский орфографический словарь
пренебрегать — (I), пренебрега/ю, га/ешь, га/ют … Орфографический словарь русского языка
пренебрегать — Syn: игнорировать, манкировать (ирон.), не придавать значения, сбрасывать со счетов, оставлять без внимания, не принимать во внимание, попирать, презирать Ant: учитывать … Тезаурус русской деловой лексики
пренебрегать — ПРЕНЕБРЕГАТЬ, ПРЕНЕБРЕГАТЬСЯ см. Пренебречь … Энциклопедический словарь
Значение слова «пренебрежение»
2. Отсутствие должной заботы о чем-л., внимания к чему-л. как незначащему, несущественному. 380 Студенческая форма на нем была в меру поношенной, что могло означать некоторое пренебрежение внешностью и, разумеется, что он не был богат. Федин, Встреча с прошлым. Со свойственным ему пренебрежением к невзгодам и лишениям он [Пржевальский] мужественно перемогал болезнь. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЕНЕБРЕЖЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. пренебречь-пренебрегать; отсутствие внимания к кому-чему-н., надлежащей заботливости о ком-чем-н. П. правилами приличия. Оставить что-н. в пренебрежении. Отнестись с пренебрежением. 2. к кому-чему. Высокомерно-презрительное отношение, недостаток уважения к кому-чему-н. Могу ль унизиться твоим пренебреженьем, коль сам с презрением я на тебя гляжу. Рылеев. Обнаружить, выказать свое п. П. к советской интеллигенции — дикость, преступление, махаевщина.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пренебреже́ние
1. действие по значению гл. пренебрегать, пренебречь; отсутствие внимания к кому-либо, чему-либо, надлежащей заботливости о ком-либо, чём-либо
2. высокомерно-презрительное отношение, недостаток уважения к кому-либо, чему-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова хроникёр (существительное):
Православная Жизнь
В Церкви есть понятия, смысл которых зачастую не до конца известен даже воцерковленным людям. Одно из них — целомудрие.
Целомудрие — это про сексуальную жизнь?
Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие.
Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство. Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств. Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие.
При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить.
Что же лежит в основе этого умения?
Первое — это душевная и телесная чистота.
Второе — целостность. Грехопадение все перевернуло в человеке: он перестал понимать Бога, а его душевная составляющая разлетелась в клочья.
Если до познания греха в нем господствовал дух, то после — плоть. Чувство гнева до грехопадения было благим чувством — своеобразным иммунитетом против греха, а после — обратилось на ближнего.
Разрушение этой естественной для человека иерархии привело к тому, что его чувства, воля и разум оказались разобщены. Самые пронзительные, самые горькие слова об этом в послании апостола Павла к римлянам: Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим 7:19).
Достижение же целостности — в умении плотское подчинить духовному. Быть целомудренным в этом смысле — значит снова собрать себя воедино, воспитать волю — иметь силы на борьбу со грехом.
Как в повседневной жизни проявляется нарушение этой целостности?
Каждый из нас, к примеру, сталкивается с тем, что не находит времени и сил для молитвы, а главное, духовно не участвует в ней. Человеческое сознание стало клиповым, то есть не способным воспринимать длинные тексты. Мы постоянно отвлекаемся на звонки, сообщения, уведомления и не можем сосредоточиться, довести хотя бы одно дело до конца.
Живя в таком состоянии, современный человек очень слаб в собирании своего сознания. Сколько он сможет удержать внимание на словах молитвы? Если сможет минуту — уже подвиг. Повторю, целомудрие — это о концентрации на том, что действительно важно. О собирании себя вокруг стержня.
Но ведь слово «целомудрие» чаще звучит в разговорах не о молитве, а о межполовых отношениях. Почему?
Потому что в них наше неумение управлять своими чувствами, волей и разумом сказывается в повседневной жизни болезненнее всего.
В чем именно проявляется эта болезненность?
Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.
Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.
Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.
Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.
Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.
В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.
В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.
Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.
Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.
А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.
Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.
Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?
Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга. Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».
Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.
А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.
Но существует же развод и повторный брак — как к этому относится Церковь?
Несмотря на то, что для христианина брак может быть только один, сегодня Церковь в некоторых случаях делает снисхождение человеческой немощи, разрешая повторное венчание. Однако если вы посмотрите последование о второбрачных — чин повторного венчания, — то это не светлый и радостный чин, это чин покаяния. Иногда священнику его даже как-то неловко служить: с одной стороны, белое платье, свечи, гости, а с другой — молитва покаяния, скорбь.
Это касается и овдовевшего человека, который хочет повторно создать семью: Церковь благословляет такой брак, но по снисхождению — ведь ушедший супруг ждет тебя там! Благословляя повторный брак овдовевшего христианина, Церковь раньше на год отлучала его от Причастия. Да, на время вы разлучены, но если человек дорос и постиг, что такое настоящая любовь, то для него время ожидания вечности будет пусть и горьким, но не бесконечным.
Пожалуй, все правила, которым, по мнению Церкви, должен следовать каждый христианин, применяются по всей строгости только к семьям священнослужителей: священник не может разводиться, а овдовев — повторно жениться.
И это не потому, что к священнослужителям применяются какие-то особые правила, просто к их семье Церковь применяет свои ожидания от брака полностью. Именно поэтому недавняя инициатива Вселенского патриархата разрешить повторно вступать в брак священникам так отвергается нами.
Выходит, сохранять целомудрие верующие могут либо в браке, либо в монастыре. А как же быть людям-одиночкам?
Ошибочно полагать, что целомудрие достижимо только в браке или в монашестве. Есть много целомудренных людей, живущих вне брака или монастыря: это люди, которые так возлюбили Бога, что не используют свое законное право на супружескую жизнь, а все свое время и силы тратят на служение Богу и ближним. И есть люди, которым Бог Своим Промыслом не дал семьи, и они приняли это.
Но чтобы достичь целомудрия в миру вне брака, нужно стяжать еще одну добродетель — смиренномудрие, то есть умение со смирением принять волю Божию о своем пути и предназначении.
Как смирение сочетается с обретением внутреннего стержня? Разве этот стрежень не предполагает самоуверенности?
В Евангелие от Марка сказано: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк 12:30). Ключевое в контексте нашей темы здесь «крепостию» — то есть аскезой, волей, хоть и малым, но подвижничеством. В житии преподобного Антония Великого был эпизод: одного мученика заставляли сочетаться с блудницей — он откусил свой язык и плюнул ей в лицо. На этом примере можно представить, что значит любить Бога «крепостию».
Крепость — противостояние греху и тот самый внутренний стержень, на который человек опирается, который помогает человеку жить по Божьим заповедям. Такой стержень не имеет отношения к самоуверенности, потому что внутренняя крепость идет в первую очередь от смирения — одной из главных добродетелей.
Но достижима ли эта целостность в условиях современного мира, установки на многозадачность, когда времени на собирание себя у многих просто нет?
Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви, — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести, это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру. Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление “плюрализма”. Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий».
Да, сегодня жизнь людей часто заточена на многозадачность в условиях дефицита времени, и при этом мы не всегда выбираем, чем нам заниматься. Другой вопрос — может ли человек осветить этот список дел молитвой, служением Богу и ближнему? Если в жизни Бог будет на первом месте, а все остальное — на своем, не будет и внутренней раздробленности.
Протоиерея Федор Бородин
Беседовала Анастасия Бавинова
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Кор. 7:28
Свт. Иоанн Златоуст
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль
Этим одним простым словом он предоставил благоразумному слушателю припомнить все, и болезни рождения, и воспитание детей, и заботы, и болезни, и безвременные смерти, и несогласия, и ссоры, и угождение бесчисленному множеству мнений, и ответ за чужие грехи, и принятие бесчисленных скорбей в одну душу. От всех этих зол избавляется избравшая девство, и вместе с избавлением от неприятностей имеет в надежде великую награду в будущей жизни.
Свт. Феофан Затворник
Аще ли же и оженишися, не согрешил еси; и аще посягнет дева, не согрешила есть. Скорбь же плоти имети будут таковии; аз же вы щажду
Продолжает смягчать ту решительную форму выражения: не ищи жены, и вместе точнее определяет смысл своего совета, ограждая его от всех недоумений. Я сказал, говорит, не ищи жены, не запрещая тебе жениться, а совет предлагая. Если и женишься, не согрешишь; равно и дева, если выйдет замуж, не согрешит. Я предлагаю совет о безбрачии не ради того, чтобы в браке было что грешное: никакого нет греха вступать в брак. Но вступившие в брак будут иметь скорбь плоти, аз же вы щажду,– а мне вас жаль. «И отеческую любовь свою обнаружил Апостол, и показал пользу безбрачной жизни. Надобно притом знать, что это Апостол сказал не о тех, которые однажды навсегда отреклись от мира, но о тех, которые еще не избрали ни того, ни другого, стоят же на общем пределе жизни брачной и безбрачной» (Феодорит).
Что значит скорбь плоти? – Экумений пишет: «Брачащиеся, говорит, будут иметь скорбь, по причине печалей, связанных с браком; а я щажу вас, как чад своих, и желаю, чтобы вы были свободны от скорбей и беспечальны. В браке находясь, вы будто в узах; и над собою-то никто из вас власти не имеет». Феофилакт под печалию плоти разумеет заботы и попечения, неизбежные в брачном состоянии. Скорбь плоти τη σαρκι, для плоти или во плоти. Апостол указывает на скорбь, которая ближе, чем внешние скорбные обстоятельства, на такую скорбь, которая в самой плоти. Почему не разумел здесь прежде всего болезней деторождения? И муж и жена одинаково страдают в это время: тот душою, эта телом. И затем уже разуметь здесь скорбные заботы содержания дома, воспитания детей, поддержание внешних отношений, лишения, неудачи, превратности, нападки, разорения. Все это неизбежно вынесть, между тем как безбрачные свободны от всего этого и пребывают властителями и своего тела, и своих занятий, и всего своего внешнего положения. Так как по ходу речи, слова: скорбь плоти стоят в соотношении с словами: за настоящую нужду, то, может быть, Апостол и то имел здесь в мысли, что блаженный Фотий видел в настоящей нужде, то есть, готовые всегда восстать гонения и притеснения за веру, которые безбрачному легче переносить, или от которых удобнее ему укрываться.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль
Если ты жену взял, не согрешил. Однако ж, назвал это скорбью, потому что предстоит им необходимость опасности по плоти. А я, братья, вас жалею.
Толкование на послания божественного Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль
Ориген
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль
Девица свободна от всего этого, ожидая благословенного Жениха.
Фрагменты.
Амвросиаст
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль
Ни в том, ни в другом нет греха, поскольку делают дозволенное. Но если воздержится, то стяжает заслугу и венец. Велико терпение в том, чтобы избегать того, что явно не запрещено.
На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П.
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter