Что означает фраза коменского образование необходимо всем
Что означает фраза коменского образование необходимо всем
Человек. Мир. Гнозис / путь самопознание истина запись закреплена
Ян Коменский: «Образование необходимо всем»
Вот что следует сказать вообще о том, что образование необходимо всем. Если бы теперь мы обозрели различные качества людей, то мы нашли бы то же самое. Ведь кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займётся бесполезным, пустым и пагубным.
Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в неё не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьёзной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
Я. Коменский (1592-1670) жил в переходный период от средневековья к новому времени, что определило некоторую двойственность его мировоззрения. Цель воспитания Коменский выводил из религии, утверждая, что ею является подготовка человека к загробной жизни.
Он противоречиво намечает задачи воспитания:
— познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически;
— управление собой (нравственное воспитание);
— стремление к богу (религиозное воспитание).
Оценивая роль воспитания, Коменский говорил, что человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве.
Давая возрастную периодизацию и намечая соответствующую каждому возрасту школьную ступень, Коменский устанавливает четыре последовательных возраста по аналогии с четырьмя временами года и таким же количеством стадий в развитии растений.
Коменский предложил интересную возрастную периодизацию, выделяя четыре периода в жизни молодого поколения: детство, отрочество, юность и возмужалость.
Для каждого из возрастов Коменский определил особую ступень образования:
Ян Амос Коменский подробно разработал содержание образования для каждого периода:
Анализируя школьную систему Коменского, следует отметить то новое, что разработал великий педагог в этой области:
1. Идею всеобщего начального обучения.
2. Теорию дошкольного воспитания.
3. Теорию начального обучения.
4. Идею начальной школы на родном языке.
5. Содержание обучения в гимназии.
Коменский подробно разработал организацию школьной работы, а именно: установил понятие школьного года с его делением на четверти, организацию учебного дня, классно- урочную систему и т.д.
Разрабатывая дидактику, Коменский поставил своей целью дать на новых началах теорию обучения, или «всеобщее искусство учить всех всему скоро, легко и основательно».
Коменский требует, чтобы учитель, сообщая что-либо ученикам, не только рассказывал, но и показывал: « чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображались наглядно на стенах аудитории».
Ученики должны заучивать только то, что они поняли. Выступая против догматического обучения, он писал: « Не следует ни чему учить на основании одного только авторитета, но всему учить на основании доказательства, посредством внешних чувств и разума». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений и до понимания связи между ними. После обозрения объекта или явления в общих чертах нужно обратиться к подробному изучению частей. Надо приучать учеников «оттенять различия вещей, чтобы знание всех вещей было точное».
В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» великий педагог дал много правил, касающихся школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, порядка обучения, поведения учеников.
Важным условием хорошо организованной школы является школьная дисциплина. «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Но в то же время Коменский требует, чтобы из школы были изгнаны телесные наказания. Следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Необходимо предрасполагать детей к занятиям, делая для них обучение привлекательным и легким.
Коменский придавал большое значение учителю, считая его должность очень почетной, «настолько превосходной, как ни какая другая под солнцем». Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников благим примером, в совершенстве владеть искусством обучения, быть настоящим мастером своего дела.
Учителю следует быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетели, человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по отечески, учитывать и будить интерес к учению, а так же постоянно работать над собой.
Творческая работа-эссе о педагогической системе Я. А. Коменского
Светлана Корнеева
Творческая работа-эссе о педагогической системе Я. А. Коменского
Я. А. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования. Мне кажется, что для того, чтобы эффективней преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, её историю. Надо понять её содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.
Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Яну Амосу Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения
Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал,что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Мы все учились в школе и знакомы с этим.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность легли в основу «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения, и как теорию воспитания. Я. А. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширенно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменскоговытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.
Эти принципы лежат в основе программы «Воспитание и обучение дошкольников» под редакцией М. А. Васильевой.
Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Классно-урочная система выдержала примерно 450-летнее испытание временем и является основной формой обучения в школах многих стран!
Он приходит к мысли о том, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. «Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенное государство и хозяйственные системы», — считал педагог Коменский.Он пишет серию трактатов: «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов».
По Коменскому, роль образования должна сводиться к гармоничному развитию человека и к совершенствованию общества. Всю задачу обучения педагог часто сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее, сколько к пользе, прежде всего государства. «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в духовных общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет, как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента», — писал Коменский в трактате «О развитии природных дарований». К сожалению, наша страна сегодня напоминает тот развязанный сноп.
Коменский считал, что образование нужно всем, что именно образование развивает человека душевно, способствуя дальнейшему духовному развитию. Педагог считал, что школы должны стремиться к тому,чтобы:
— при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;
— развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями;
Ян Амос Коменский говорил в «Великой дидактике» и о разных ступенях образования, и об устройстве школ. Педагог не только стоял у истоков системы привычного нам образования.Он выделял несколько возрастных периодов учащегося:
детство — от рождения до 6 лет включительно,
отрочество — от 6 до 12 лет,
юность — от 12 до 18 лет,
возмужалость — от 18 до 24 лет.
Огромной заслугой Коменского является то обстоятельство, что он был одним из первых мыслителей, остановивших своё внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он придал этой ступени воспитания первостепенное значение и показал, что эта ступень является необходимой составной частью всей системы воспитания подрастающих поколений. Он рассматривал правильное воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте, во-первых, как средство предохранить детей от вредных случайных воздействий на них, а во-вторых, как прочную основу для всего последующего воспитания. Он полагал, что без хорошего первоначального воспитания ребёнка в семье решительно пострадает всё последующее воспитание и образование человека. Я считаю, что это относится и к настоящему времени.
Своей «Материнской школой» Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.
Одной из характерных особенностей педагогики нового времени является провозглашённое ещё гуманистами уважение к ребёнку. Однако, любя детей естественной любовью родителей, ценя и уважая права детства, детские радости, развлечения, взрослое поколение, а тем более родители, общество, государство, не могут всё же отказаться от взгляда на детей, как на будущих членов общества и строителей новой жизни. Как естественна любовь к детям, так же естественно и стремление старших поколений передать детям свой опыт и вооружить их знаниями и навыками для предстоящей им не только индивидуальной, но и общественно-политической жизни.
Поэтому представляется весьма серьёзной педагогической проблемой вопрос о том, как сочетать любовь к детям и уважение к их правам на самостоятельную детскую жизнь с правами и заботами взрослых о подготовке из детей деятельных, трудоспособных членов общественно-политической жизни.
В этом отношении характерно уже начало «Материнской школы». Ссылаясь на высказывания античных мыслителей, Коменский пробуждает у читателей любовь и уважение к детям, напоминает читателям, что в детях зреют будущие видные культурные и общественные деятели, учёные, философы, профессора, администраторы. Наконец, путём разнообразных доказательств Каменский показывает, что «для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, что дети нам даются как зерцало скромности, приветливости, доброты, согласия и других добродетелей».
Все эти размышления и соображения Каменского о детях, как и некоторая часть его педагогической системы, пронизаны религиозно-христианским мировоззрением автора. В унисон с эпохой Возрождения Каменский открывает в детях положительные творческие силы и утверждает, что в детях больше первородной здоровости, чистоты и неиспорченности, чем это было принято думать в эпоху раннего средневековья. А потому Коменский ставит задачу помочь детям развить положительные задатки.
Таким образом, Коменский предвосхитил выводы, вытекающие из дальнейшего развития научного понимания возрастных особенностей детей.
Поэтому Коменский настаивает на всестороннем развитии детей, начиная с преддошкольного и дошкольного периода их жизни. И, защищая принципы лёгкости, занимательности процесса воспитания и обучения, Коменский не останавливается перед заполнением процесса воспитания самым серьёзным содержанием, вплоть до элементов «мудрости», понятно, в доступных для детей пределах и формах.
Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами», рассуждает Коменский, то тем более они должны позаботиться о передаче детям «мудрости». В понятие «мудрость» Коменский вкладывает главным образом «умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями», чтобы, выросши, дети могли мудро управлять своими делами и обязанностями и проводить настоящую жизнь «честно и разумно».
Таким образом, Коменский предоставляет право и даже вменяет родителям в обязанность готовить детей уже с дошкольного возраста к разумному, честному исполнению общественного долга, к воспитанию честных, правдивых защитников и проводников в жизнь лучших принципов морали. Этим принципам соответствовало советское воспитание, поэтому было много выдающихся учёных, музыкантов и т. д., к сожалению, в наше время это потеряло свою актуальность, часто люди служат деньгам.
Признавая за родителями и воспитателями право руководить детьми и воспитывать их в том направлении, которое наиболее понятно и необходимо для взрослых, Коменский ограничивает эти права родителей и взрослых в двух направлениях.
Во-первых, он предостерегает родителей против неумеренных требований к детям, а тем более против излишних строгостей и суровости в обращении с детьми. А во-вторых, Коменский неоднократно осуждает и попустительство со стороны родителей и взрослых, злоупотребляющих снисходительностью к слабостям детских сил.
Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменский имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.
В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже для второго и третьего годов жизни ребёнка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться, играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место, класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких строительных игр.
Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет, Коменский намечает и элементы физического труда.К таким элементам он относит умения: «рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно, всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.
Коменский разъясняет читателям, как в дошкольном возрасте у детей закладываются навыки речи и как попутно с этим, при хорошем воспитании, можно подготовлять их к освоению элементов грамматики,риторики и поэтики: умение правильно называть вещи, пользоваться образными выражениями, чувствовать ритм и рифму в речи. Вполне понятно, что все эти навыки усваиваются детьми не в виде отдельных учебных предметов, а в процессе живого общения воспитателей с детьми и детей друг с другом. Понятно также, что Коменский не настаивает на распределении материала этих навыков с полной точностью по годам или месяцам, как в школах. Такое распределение было бы непосильно для значительного количества родителей, невозможно в домашней обстановке и, пожалуй,
не нужно по существу дела.
Для развития руки Коменский рекомендует заниматься с детьми дошкольного возраста рисованием и письмом. Понятно,что и тут он имеет в виду самые элементарные навыки в этом направлении: ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги.
Весьма ценно, что Коменский в своих рассуждениях о методике занятий с детьми дошкольного возраста постоянно рекомендует естественный ход дела. Он предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений родителей,воспитателей и нянь с детьми: во время игр, забав, бесед, наставлений.
Интересны указания Коменского о том, как развивать в детях экономические познания и навыки. Так, уже на четвёртом-пятом году он предлагает приучать детей к бережливости: различать одежды, предназначенные для будней и для праздников; к праздничным одеждам относиться более бережливо. Отсюда дети в этом возрасте поймут,для какой цели предназначены некоторые предметы домашней утвари: сундуки, шкафы, замки, ключи и т. п. В этих же целях развития хозяйственных познаний и навыков Коменский рекомендует подбирать соответствующие игрушки и игры с ними.
В процессе развития речи Коменский предлагает ставить вопросы для называния отдельных предметов и вещей и попутно требовать ясной и отчётливой речи. А постоянная речь с детьми взрослых, те же сказки, ритмические и рифмованные песенки при каждом удобном случае подготовят детей к пониманию впоследствии поэтического творчества.
Огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, охотно, с радостью исполняющих посильные для них поручения взрослых, легко подражающих тому, что они наблюдают у взрослых в их поведении и отношении к людям.
Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.
«Материнская школа» Я. А. Коменского найдёт своих серьёзных читателей и ценителей, способных отбросить устаревшие взгляды Коменского и воспринять то, что не потеряло своего значения и до наших дней.
Презентация «Совместная творческая работа педагога и обучающихся» Доклад на педсовете Совместная творческая работа педагога и обучающихся (на примере работы объединений дополнительного образов) Дополнительное.
«Осеннее дерево». Творческая работа из природного материала Как бы ни хотелось продлить теплое и солнечное лето, а осень уже вступила в свои права. И если кому-то грустно осенью от мыслей о дождливой.
Презентация на тему «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников» Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников СЛАЙД 1 Тема: Работа с одаренными детьми в системе дополнительного.
Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Труд как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Карачакова Д. Т., воспитатель МДОУ Аскизского центра.
Творческая коллективная работа детей младшей группы Творческая коллективная работа детей младшей группы «Зяблик». Работа выполнена в технике пластилинографии. Эта техника для изображения.
Творческая коллективная работа «Зимняя сказка» Зима! Какое прекрасное время года,с заснежинными лесами укутанные в белые шали,с зимними забавами, а после горячим чаем с вареньем, одиноким.
Эссе «Традиции и новации в моей педагогической деятельности» Воспитатель-это человек, который воспитывает. Специалист, занимающийся воспитательной работой. (Толковый словарь Ожегова) Вот так и я более.
Новаторские идеи Коменского
Из чего складывается сегодняшняя жизнь учителя? Учебники и тетради, школьные звонки на уроки, ученики младших и старших классов. Это все могло быть совершенно по-другому, если бы не Ян Амос Коменский, который все это предложил и внедрил.
Чешский педагог-новатор, философ, мыслитель — он ввел деление на младшие и старшие классы в соответствии с возрастом и подготовкой ученика. Он предложил принимать учеников в школу только один раз в году осенью, ввёл понятие учебного года с делением на 4 четверти и каникулами между ними.
Для усиления прочности усвоения знаний он предлагал делить учащихся на классы и давать им домашние задания. Ввел понятие классно-урочной системы обучения и использования учебников. Рекомендовал регулярно повторять учебный материал во время занятий как ученикам, так и самим учителям. Учебный процесс он предложил тщательно планировать на крупные и мелкие отрезки времени.
Учителю рекомендовалось подавать материал от общего к частному, от простого к сложному, от легкого к трудному. Сейчас это кажется совершенно естественным, но в семнадцатом веке это были революционные идеи.
До Коменского не было даже примерной целостной теории воспитания и обучения, хотя многие мыслители на протяжении тысячелетней истории высказывали свои идеи о цели воспитания и её роли в обществе.
Детские и юношеские годы
Родился Ян Коменский 28 марта 1592 года в местечке Нивнице, в Южной Моравии. Он был самым младшим из детей у Мартина Коменского и его жены Анны, которые были достаточно зажиточными людьми. Кроме того, отца Яна считали лучшим знатоком и толкователем Библии среди местных гуситов, так называемой общиной чешских братьев.
Мартин с малых лет прививал своему сыну любовь к знаниям и обучал его дома, согласно традициям, принятым в протестантских общинах. Детство Яна прошло беззаботно, но эта пора быстро закончилась.
В двенадцатилетнем возрасте он испытал страшное горе — эпидемия чумы отняла одного за другим у него мать, отца и двух братьев. Ян остался вдвоем с единственной сестрой Маргаритой. Через некоторое время мальчика приютила родная тётя — сестра отца, которая жила с мужем в городке Стражнице на моравско-словацкой границе.
В неспокойном XVII веке войны были почти обыденностью. Вскоре Стражнице был захвачен венгерскими войсками, город был подвергнут полному разорению. Семья тети с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Они были вынуждены вернуться в Нивнице, и с того дня жизнь будто бы опрокинулась.
Вместо прогулки по накатанной дороге — постоянное бегство от угрозы смерти. Нарушился порядок, казавшийся непоколебимым. Люди лишились ближних, домашнего очага, исчезла школа. Теряли всякий смысл прежние обычаи и привычки.
В шестнадцатилетнем возрасте Яна зачислили в латинскую школу города Пршерова, насквозь пропитанную схоластическим догматическим духом. Достаточно взрослый возраст и рассудительность позволили ему понять, как были порочны организация и методы школьного обучения, которые поддерживали традиции средневековой школы.
Позже он называл годы, проведенные в этой школе, потерянным временем, так как погибла прекраснейшая пора его жизни, цветущие юношеские годы, которые были потрачены на схоластический вздор.
Школьные учебники представляли собой просто свод нудных грамматических правил, которые учащиеся должны были выучить наизусть, а вместе с ними еще большое количество фраз древнеримских авторов. Дети просто зубрили слова и понятия.
Этот отрицательный личный опыт, полученный в школе, заставил его в дальнейшем разработать совершенно новые методы школьной работы и образования.
Обучение в академии и первая практика
Закончив обучаться в латинской, Ян стал заниматься в одной из школ общины чешских братьев, которая готовила своих воспитанников в проповедники. Достигнув совершеннолетия, он прошел обряд конфирмации после чего обрел свое новое второе имя — Амос.
С окончанием школы община отправила способного юношу в Германию с целью получения высшего образования. Девятнадцатилетний Ян Амос стал студентом богословского факультета Херборнской академии.
Большое влияние на юного студента Коменского оказал профессор теологии Иоганн Генрих Альстед, который был старше своего моравского ученика всего лишь на 4 года. Коменского и других студентов Альстед привлекал невероятной широтой знаний. Под его руководством Коменский прикоснулся к произведениям многих философов античности и эпохи Возрождения.
Ян помогал Альстеду систематизировать множество выписок, таким образом он участвовал в составлении фундаментального труда — энциклопедии всех научных открытий и человеческих знаний, которые были известны тогдашней науке. Тогда в Херборне Коменский решил составить свою, чешскую энциклопедию под названием «Театр всех вещей» или «Энциклопедия всеобщей мудрости».
После окончания академии Коменский отправился путешествовать по Европе, где попадает в Амстердам. После этой поездки он становится студентом известнейшего Гейдельбергского университета, но учиться ему довелось всего лишь семестр.
Из-за болезни ему пришлось оставить учебу, и он пешком без гроша в кармане возвращается домой в родную Моравию. На родине в двадцатидвухлетнем возрасте его назначили руководителем Пршеровской братской школы, в которой он когда-то сам учился.
В другом чешском городе Фульнеке, в Северной Моравии Коменский в период с 1618 по 1621 годы был ректором другой школы и одновременно выполнял обязанности проповедника. Здесь он много времени посвятил своему самообразованию, пристально изучал труды гуманистов эпохи Возрождения. В 1618 году он встретил свою любовь. Его женой стала Магдалина Визовская — падчерица местного бургомистра.
Всеми своими усилиями молодой педагог Коменский старался помочь улучшить жизнь членов общины. Он с любовью и увлеченностью занимался со своими учениками, внеся кардинальные изменения в организацию школьной работы.
Семья ученого и новые теории
Он старался так организовать обучение, чтобы оно привлекало детей, он стремился пробудить у них интерес к знаниям. В нарушение канонов существовавшей школьной жизни он внедрил наглядность, как эффективное средство обучения. Проводя прогулки со своими воспитанниками, он знакомил и приобщал их к реальной жизни.
В развитии молодого человека он выделил 4 этапа:
Между тем в землях Чешского королевства разгорался острейшей религиозный и политический конфликт, давший толчок кровопролитной тридцатилетней войне в Европе. Весной 1618 чешские протестанты всех сословий подняли в Праге восстание против династии Габсбургов, которые уже век правили их страной.
Спустя 2 года это восстание было жестоко подавлено, начались преследования протестантов. Вскоре над Яном, как активным протестантом, нависла серьезная угроза.
Он был вынужден уехать из Моравии и найти приют в чешских владениях своего давнего покровителя. Тем временем на его родине происходили трагедии. Вначале католики сожгли дом Коменского, в огне которого погибли ценнейшие рукописи и собранная им библиотека, а уже в следующем году чума унесла из жизни его любимую жену Магдалену и двух маленьких сыновей.
Ян Амост невероятно тяжело переживал потерю близких, но силы справиться с этой чередой бедствий ему дал литературный труд. Именно в это время он написал свое бессмертное произведение «Лабиринт света и рай сердца», в котором он раскрыл основные черты и природу человеческих взаимоотношений, а также организацию и жизнь общества.
Это произведение было насквозь пронизано горечью и печалью, ведь окружающий мир и происходящие события не приносили Коменскому радости. В 1624 году Коменский познакомился с дочерью епископа Марией Доротеей, на которой вскоре женился. Её взгляды во многом совпадали со взглядами мужа, поэтому она активно включилась в деятельность движения братьев.
Установление с 1627 года католичества официальной религией в Чехии вынудило Коменского покинуть родину и поселиться в Польше.
Местом своего жительства он выбрал польский городок Лешно, издавна служивший убежищем для чешских братьев. Здесь Коменский прожил целых 28 лет. Он нашел работу преподавателем естествоведческих предметов в гимназии, а спустя годы его избирают на должность ректора этого учебного заведения.
«Дидактика» — труд всей жизни
В 1627 году Коменский приступил к созданию своего фундаментального труда «Дидактики», в которой описал общую теорию обучения.
Именно в это время им были сформулированы представления о системе обучения:
Коменский был убежден, что воспитание ребенка должно начинаться гораздо раньше того дня, когда он приходит в школу. Он считал, что только семья и в особенности мать могут вводить ребенка в простейшее и одновременно в самое важное понимание окружающего мира.
Коменский предложил отказаться от старых учебников и предложил нечто совершенно иное. Впервые в истории педагогики всё изложение материала в учебнике опиралось на родной язык и примеры. «Открытая дверь языков и всех наук» — так назывался этот учебник, который содержал более 8000 самых используемых латинских слов из разных областей человеческой деятельности.
Педагогические идеи Коменского заключались в следующем:
В гимназии Коменский применял на уроках методы, к которым пришел в теории. Он наблюдал за реакцией учеников, пытался уловить момент, когда у них падал интерес, и появлялась рассеянность, вызванная скукой.
Он постоянно убеждался как важна вещественная наглядность, как легко понятие входит в память, если оно связано с соответствующим физическим действием ученика. Из этого он сделал вывод о подражании, которое лучше всего осуществляется в игре.
«Великая дидактика» в четырех томах стала итоговым трудом всей жизни Коменского. Эту книгу ожидал оглушительный успех. В своих последних сочинениях он сожалел, что вся его жизнь прошла не на родине, а в постоянных скитаниях, его пристанище непрерывно менялось, и он не мог найти прочный приют.
Скончался Ян Коменский 15 ноября 1670 года после длительной болезни и частичного паралича.