Что означает фраза история комплексная наука
История
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
Содержание
Первоначальное значение, этимология и смысл термина
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
Методы истории
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Геродот (484—425 гг. до н. э.) [21] большинством историков считается «отцом» этой науки:
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Постижение закономерностей исторических процессов
В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.
При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — ещё не наука. Её можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир».
На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.
Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобия биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить.
В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]
Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.
В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре.
Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]
В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.
В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».
В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.
В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. [29]
Исторические периоды
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.
Исторические дисциплины
Дисциплины, связанные с историей
Смежные дисциплины
Примечания
Литература
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
§ 1. Особенности истории Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
1. Что означает понятие «история»? Как вы считаете, для чего нужно изучать историю Беларуси?
История — наука о прошлом, уже известном. Это комплекс социально-гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История отвечает на вопросы о том, что произошло, когда, где, почему и при каких обстоятельствах.
Изучать историю Беларуси нужно для того, чтобы знать прошлое своей родины и получить социальную память. Знать историю также нужно для того, чтобы использовать исторический опыт и не повторять ошибок прошлого, извлекая из них уроки.
2. Можно ли считать историю точной наукой? Почему история считается комплексной наукой? Что это означает?
Историю нельзя считать точной наукой.
История считается комплексной наукой, поскольку опирается на лингвистику, этнографию, философию, антропологию и другие отрасли знания. Это означает, что история изучает анализ процессов народонаселения, изучение динамики развития языка, культуры, экономических закономерностей развития отдельных стран или регионов, что свойственно также другим отраслям знания.
3. Как вы считаете, почему в исторической науке существуют различные подходы к тем или иным событиям?
Различные подходы к изучению происходящих событий в исторической науке существуют в том числе благодаря нашим предкам. В разные периоды жизни человек опирался на разные подходы для объяснения исторических событий. Так, например, в период средневековья люди считали, что все происходящие события, которые сложно объяснить, — результат божественной воли. Считали так потому, что иногда происходящее (молния, например) невозможно было объяснить, поскольку такие процессы в природе ещё не были изучены человеком, наукой. По мере развития человечества развивалась и наука, менялось мировоpзрение — появлялись и новые подходы к объяснению тех или иных событий.
4. Охарактеризуйте периоды, на которые подразделяется история Беларуси с древнейших времен по XVIII в.
5. Какие основные периоды можно выделить в этнической истории Беларуси? Объясните свой ответ. На какие этапы делится этническая история Беларуси? Как они соотносятся с хронологической периодизацией?
В этнической истории Беларуси можно выделить два периода: Доиндоевропейский период и Индоевропейский период.
Этническая история Беларуси делится на несколько этапов:
Доиндоевропейский период начинается с появления человека на территории Беларуси до неолита. Индоевропейский период начинается в бронзовом веке с расселения индоевропейских племен и продолжается по сей день. Балтский и Славянский этапы проходили в Индоевропейский период.
6. Определите типы государственности на территории Беларуси в IX—XVIII вв.
Первыми государственными образованиями на территории современной Беларуси были Полоцкое и Туровское княжества, которые вскоре вошли в состав Киевской Руси. Существуют научные мнения, что это государство было либо централизованной страной, либо конфедерацией княжеств.
С 30-х гг. XIII в. белорусские земли постепенно включались в состав Великого Княжества Литовского, которое являлось полиэтническим (многонациональным) государством.
В период с 1569 по 1795 г. белорусские земли находились в составе Речи Посполитой, которая, в свою очередь, была государственно-правовым союзом между ВКЛ и Польшей.
7. Подготовьте пост-рассуждение для социальной сети о том, что такое история. Подберите к нему иллюстрацию. Обсудите вашу работу с одноклассниками.
История – это наука о том, что происходило в мире, в нашей стране или в нашем родном городе много лет назад.
Знать историю своего народа также важно, как и разбираться в том, что происходило во всем мире. История показывает нам положительные и отрицательные примеры. Мы можем учиться на ошибках прошлого и больше их не совершать. Или узнавать полезное из устройства других народов и применять это для своей страны.
Многие великие люди говорили о том, что сложно смотреть в будущее, не зная своего прошлого. Каждый день происходят события, которые могут попасть в историю и наше поколение несет ответственность за то, какими они будут.
Мне кажется, что «история» это не только про прошлое. Это про будущее.
Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук
Среди почти 2000 наук о человеке и окружающем его мире особое место занимает история. История относится к общественным наукам.
История (др.-греч. ἱστορία[⇨]) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.
Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть». В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать».
В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.
В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «естественная история». Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII веке. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история».
Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи[стиль!]. По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче, «вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.
Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.
Предмет исследования истории— человечество, содержание — процесс его развития, задача — выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей. База исторической науки — исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества, ее инструментарий — научные методики их исследования, анализа и интерпретации.
История — наука многоотраслевая. Она включает несколько самостоятельных направлений: историю политическую, экономическую, культурную, религиозную, военную, государства и права и др. По ширине охвата материала она подразделяется на историю мира в целом (всемирную историю), отдельных континентов, стран и народов (например, России), регионов (например, балканистика, кавказоведение) и т. д.
История — наука комплексная.Большинство исторических проблем решается во взаимодействии с другими общественными науками (философией, экономикой, социологией, психологией, лингвистикой, статистикой и др.), а также десятками вспомогательных исторических дисциплин. Важнейшими из них являются: археология (изучает историю человечества по материальным остаткам его жизнедеятельности), этнография (исследует культуру, быт и нравы народов, находящихся на разных ступенях исторического развития), антропология (изучает изменчивость физической организации человека в пространстве и времени по его костным останкам), хронология (изучает системы летоисчисления). В современной исторической науке широко используются также методы и новейшие открытия естественных наук — химии, физики, биологии, генетики, геологии. На их стыке рождаются новые междисциплинарные науки (такие, как историческая география, палеоматериаловедение и др.).
Среди вспомогательных исторических дисциплин — палеография, генеалогия, геральдика, нумизматика, хронология, источниковедение, историография, археология, этнография. Раскройте их названия и объясните, чем они занимаются. Приведите примеры.
История — наука социальная. Она имеет особые общественные функции. Главными из них являются: научно-познавательная, политико-практическая, прогностическая, воспитательная, а также функция социальной памяти. Набор этих функций примерно одинаков для всех исторических лпох, одннко изменяется их соотносительная ценность, отражая представлении и требования своего времени. Социальные функции истории имеют исключительно важное значение для выработки гражданских качеств, ирннстненных ориентиров, самоидентификации общества.
Значение слова «наука»
1. Система знаний, вскрывающая закономерности в развитии природы и общества и способы воздействия на окружающий мир. Наука нашей Родины имеет долгую славную историю, и Советский Союз получил от дореволюционной России немалое научное наследство. С. Вавилов, Советская наука на службе Родине. || Отдельная отрасль таких знаний. Естественные науки. Точные науки. Филологическая наука. □ [Патриций] читает свои многочисленные книги по юридическим и общественным наукам. Серафимович, У холодного моря. || Деятельность в той или иной области человеческих знаний как род занятий. Заниматься наукой. Отдаться науке.
2. Навыки, знания, получаемые человеком в результате обучения или жизненного опыта. Все учила и учила его жизнь ненависти к врагам, любви к Родине. И Андрей с волнением чувствовал, что эта наука входит в его кровь и плоть, как воздух, каким он дышит. Бубеннов, Белая береза. А детство шло. У стариков суровых Перенимал я хитрую науку, Как строить хаты, как сажать деревья. Рыленков, Я вспомню детство и увижу поле.
3. Урок, назидание, нечто поучительное. С Петром мой пращур не поладил И был за то повешен им. Его пример будь нам наукой: Не любит споров властелин. Пушкин, Моя родословная. И дельно! Это, Щука, Тебе наука: Вперед умнее быть И за мышами не ходить. И. Крылов, Щука и Кот.
4. Устар. и прост. Обучение. Гаврилычу было сказано: « Вот тебе барчонок в науку». Помяловский, Вукол.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
разделение и кооперацию научного труда;
научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
методы научно-исследовательской работы;
понятийный и категориальный аппарат;
систему научной информации;
всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Науковедение — наука, изучающая науку.
НАУ’КА, и, ж. 1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Стлн. Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. Стлн. || ед. и мн. Отдельная отрасль таких знаний. Естественные науки. Математические науки. Филологические науки. Н. об обществе. В науки он впери́т ум, алчущий познанья. Грбдв. Пройти курс наук. 2. только ед. Работа в той или иной области человеческих знаний, как род занятий, профессия. Отдаваться науке. Заниматься наукой. 3. только ед. Обучение (простореч.). Отдать в науку. 4. только ед. Урок, извлекаемый из жизненного опыта (разг.). — Это, щука, тебе наука — вперед умнее быть и за мышами не ходить. Крлв. Его пример другим наука. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
нау́ка
1. филос. сфера человеческой деятельности, имеющая целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование фактов, построение теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие ◆ Он занимается наукой. ◆ Вернувшись в Ленинград, он с головой ушёл в науку.
2. система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира ◆ Наука утверждает, что скорость света конечна.
3. устар. нечто поучительное, позволяющее сделать важные выводы для изменения поведения человека ◆ Поделом тебе, старый невежа! // Впредь тебе, невежа, наука. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пятикратный (прилагательное):